Прокрастинация? Выход есть

Яна Язовицкая, 2021

Самореализация, деньги, любовь или семья? Часто достигнув успеха в чём-то одном, мы проигрываем в другом. А жизнь многогранна. Книга «Прокрастинация? Выход есть» поможет жить так, чтоб у вас всё случалось вовремя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокрастинация? Выход есть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Психодинамический подход

В этом подходе всё объясняется защитными механизмами. Поясню. Представители психодинамического подхода4,5,6 тесно связывают личность человека с его детскими переживаниями, а поведение объясняют формированием защитных механизмов как способов справиться с трудными ситуациями. Например, если родители воспитывали ребёнка жёстко и авторитарно, то одним из немногих доступных способов протестовать у него выработалось максимальное замедление в выполнении заданий, от которых невозможно отказаться.

Это могло давать ощущение власти над ситуацией: протестую, значит, контролирую. Впоследствии необходимость в подобном поведении для отстаивания своих прав и свобод отпала, а привычка протестовать и затягивать дела осталась. Кроме того, как показало пилотное исследование в апреле — мае 2019 года, проведённое автором этой книги, протестность (радикализм и нонконформизм) — это характерные черты творческих личностей. Согласно исследованиям по 16-факторному опроснику личности британского психолога Рэймонда Кэттелла7, радикализм как свободомыслие, экспериментаторство, восприимчивость к изменениям, отказ принимать что-либо на веру, чувствительность к новым идеям и недоверие к авторитетам выражен на 9 из 10 у большинства опрошенных креативов. Если согласие с установленным порядком вещей, включая вопросы дисциплины, для вас не характерно, это вполне может характеризовать ваш творческий радикал — радикал хаоса. Ведь как писал Ирвин Ялом, американский профессор, психиатр и психотерапевт: «Человек должен носить внутри себя хаос и неистовство, чтобы породить танцующую звезду»8.

Рис. 4. Творческий хаос рождает танцующую звезду

Но вернёмся к защитам. Второй возможный компенсаторный механизм, ставший результатом постоянных требований родителей стремиться к идеалу, это перфекционизм. Широко известна «перфекционистская ловушка» прокрастинатора или «паралич перфекциониста» — состояние, при котором человек не может приступить к работе из-за страха, что не сможет сделать её идеально. Страх сделать неидеально поднимает уровень тревоги до максимума и, как мы уже помним из предыдущей главы, возрастает уровень стрессовых гормонов адреналина и кортизола, а способность логически мыслить и планировать падает, и человек прекращает движение к «страшному» финалу с возможностью негативной оценки в конце.

Рис. 5. Паралич перфекциониста

Кстати, это моя причина прокрастинировать: я нередко так боюсь услышать «Ну, так себе», что буду до последнего момента тянуть, чтобы не столкнуться с этим гипотетическим «так себе». Всё потому, что мама в детстве говорила мне: «Всё, что не «отлично» — не оценка», — и однажды порвала тетрадь пополам, потому что там были ошибки. Переписывать от начала до конца мне так не понравилось, что теперь мне, взрослой, сложно идти к моменту, когда скажут: «Хорошая работа».

Кстати, вам нравится то, что вы сейчас читаете?:) Поставьте мне оценку, пожалуйста:

Поставили?:)

А теперь попытайтесь вспомнить свою последнюю работу. Любую. Проект, уборку дома, приготовленную еду, поездку, игру. Вспомнили? Поставьте себе оценку. Посидите и прислушайтесь, чей голос вас хвалит или ругает? Если ругает, заступитесь за себя. Как будто вы, уже взрослый, отстаиваете интересы ребёнка перед строгим родителем. Да-да, теперь вы сами родитель своему внутреннему ребёнку, который… ну сами знаете, шаг влево — расстрел, вправо — побег. Что бы он ни сделал, всё недостаточно хорошо.

Было. Теперь не так. Теперь у себя есть вы. Представьте, что строгий, ругающий взрослый сидит на стуле. А на втором стуле ребёнок: голова опущена, плечи подняты, взгляд в пол, ссутулился — поза виноватого, из которой очень сложно двигаться, развиваться и заканчивать задачи. Мысленно встаньте между двумя стульями — с воображаемым ребёнком и его строгим родителем. Как следует объясните родителю, нужно ли требовать невозможного от малыша. И что подобное воспитание, скорее, лишает инициативы и веры в свои способности, чем развивает. Накричите на нерадивого родителя и… выставьте его стул за двери. Да-да, унесите его из комнаты! И дверь плотно закройте.

Рис. 6. Работа с внутренним критиком

Всё, больше этот критикан вас доставать не будет.

А если посмеет, снова сделайте упражнение со стульями. И снова. Пока ваше бессознательное, «маленький ребёнок», не усвоит, что любой результат хорош. Любой результат даёт опыт и является шагом к совершенству. А совершенных людей на земле нет, был один, и тот вознёсся на небеса. А мы по земле ходим, и нам можно и нужно ошибаться. Согласны? Ставьте лайки, нажимайте на колокольчик, подписывайтесь на канал… ах, нет, это же книга. Просто читайте дальше.:)

Кстати, в исследованиях были получены подтверждения, что люди с высокими показателями по характеристике «радикализм» лучше проинформированы, меньше склонны к морализаторству, проявляют больше интереса к исследованию жизни, а не следованию догмам. Они готовы нарушать традиции для создания нового, им свойственна независимость суждений, взглядов и поведения. Высокие оценки по фактору «радикализм» встречаются у учёных, руководителей, преподавателей и у людей творческих. Благодаря тому, что такие личности скептически настроены по разным фундаментальным вопросам, они стараются вникнуть в суть идей и, следовательно, часто лучше информированы о существующих принципах и приветствуют новые идеи и изменения.

Нонконформизм же означает независимость, ориентацию на собственные решения, самостоятельность, находчивость, желание иметь собственное мнение и может быть результатом недостаточного эмоционального контакта родителей с ребёнком. Когда мы так спешим, что не выделяем достаточно времени на детей, они потом рискуют стать «вечными подростками».

Если же ребёнок не сопротивляется жёстким родителям, а подчиняется им, это может привести к «атрофии внутренней мотивации» и, как следствие, откладыванию заданий, которые не контролируются извне. Моя знакомая сидела со своей дочкой с первого по пятый класс рядом и делала уроки. В результате девочка привыкла работать «из-под палки» и, когда рядом нет «контролёра», занимается чем угодно, а не проектом.

Если же родители были чересчур либеральными, ребёнок часто не справляется с задачами, в которых отсутствуют чёткие критерии выполнения «если…, то…». Творческие проекты с неизвестным результатом впоследствии вызывают много тревоги и желание оттянуть «неизвестный конец».

В общем, «летай иль ползай, конец известен»: если у вас были строгие родители — вырастет внутренний критик, если либеральные — будет тревога от неопределённости. Так что давайте не будем обвинять родителей, а научимся взрослой ответственностью справляться с детскими травмами. Потому что в этой главе про психодинамический подход мы узнали, что:

1) Прокрастинация является защитным механизмом справляться с детскими травмами.

2) Страх оценки, стремление к идеальности, замедление как протест и высокая тревожность — основные причины прокрастинации в рамках этого подхода.

3) Как бы нас ни воспитывали в детстве, без травм не обойтись.

4) Потому хорошо бы перестать сокрушаться, что «так получилось», и взять на себя ответственность за свои взрослые реакции на события детства.

5) Как справляться с внутренним критиком, мы тоже узнали и можем практиковать внутреннему ребёнку на радость, который сможет сотворить нам из хаоса танцующую звезду.

Кстати, про звезду. Вы считаете себя творческой личностью? А хотите проверить? У меня как раз есть для вас опросник креативности Джонсона9.

Опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный список характеристик творческого мышления и поведения. Самооценка по опроснику займёт у вас минут 15.

Инструкция. Выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос:

Подсчитайте баллы: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8 баллов, максимальная оценка — 40 баллов).

Любопытно, какой у вас уровень творческих способностей?

В таблице ниже представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

А теперь интересненькое: сравните свой уровень творчества с уровнем прокрастинации.

В исследовании, которое я проводила, оказалось, что между уровнем прокрастинации и креативностью существуют значимые прямые взаимосвязи.

Рис. 7. Зависимость склонности к прокрастинации

от творческих способностей

По-простому говоря, чем больше у человека творческий потенциал, тем выше у него и склонность к прокрастинации. Внимание: «склонность» не означает «прокрастинация». Многие творческие личности справляются с этим явлением довольно эффективно. Как? Читайте дальше.:)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокрастинация? Выход есть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

А. Эллис и В. Кнаус в 1977 году назвали прокрастинацию эмоциональным расстройством, корни которого лежат в иррациональном мышлении.

5

Ferrari, J. R., Johnson, J. L., & McCown, W. G.. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. New York, NY, USA: Plenum Press, 1995.

6

Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley, 1983.

7

Cattell, R. B., & Chevrier, J. M. (1994). The 16 PF Fifth Edition. Institute for Personality and Ability Testing Incorporated.

8

Ирвин Ялом, «Когда Ницше плакал». https://ru.bookmate.com/books/HFUS2tnp? click_id=279815_16644_15995099720945_3c2eae92bf&wgexpiry=1607285972&wgu=279815 _16644_15995099720945_3c2eae92bf

9

Туник Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. — №47. — 2000, [Электронный ресурс] http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004708.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я