Можно уйти пораньше? Мифы, стереотипы и предубеждения, которые вредят работодателям

Ян Макрей, 2018

Мы думаем, что покупка стола для настольного тенниса сделает персонал счастливее, а работа по восемь часов в день пять дней в неделю обеспечит максимальную производительность. Считаем, что высокая зарплата всегда приводит к повышению мотивации. Но так ли это на самом деле? Существует огромное количество мифов, стереотипов и устаревших правил, которые связаны с отношениями между работником и работодателем. Они могут мешать вам и вашей команде получить максимальную отдачу от приложенных усилий. Ян Макрей – карьерный психолог, разработчик уникальной методики ассесмента, применяемой более 50 000 специалистов по всему миру. Адриан Фернхем – профессор психологии, автор более 70 книг. В своей книге они рассматривают 27 заблуждений, связанных с организацией наемной работы, от которых пришла пора избавиться!

Оглавление

Из серии: Вершина успеха (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Можно уйти пораньше? Мифы, стереотипы и предубеждения, которые вредят работодателям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Миф № 1. Работать нужно с понедельника по пятницу восемь часов в день

Гибкий рабочий график в ближайшем будущем станет восприниматься как норма жизни. Иными словами, традиционный рабочий ритм претерпит изменения: сотрудники будут самостоятельно решать, когда им удобнее работать, получат право не ходить в офис и смогут работать из дома.

Все мы научились проверять почту воскресным вечером и работать из дома, но мало кто из нас способен отправиться в кино в понедельник да еще и днем.

R. Sempler[1], 2014.

Одни любят свою работу, а другие вечно поглядывают на часы: они только и ждут возможности поскорее сбежать из офиса. Если вы спросите их о работе, то они, скорее всего, скажут: я работаю с девяти до пяти. Выражение «с девяти до пяти» не только и не столько означает, что человек начинает работу в 9.00 и заканчивает в 17.00, сколько описывает того, кто трудится на полную ставку в течение рабочего дня с понедельника по пятницу.

Традиционная восьмичасовая смена была введена в 1817 году по инициативе социального реформатора Роберта Оуэна, выступившего против долгих, изнурительных 16-часовых смен времен промышленной революции. Оуэн призывал всех перейти на 40-часовую рабочую неделю, используя неоспоримый (в те времена) аргумент: «В жизни важен баланс». Он предлагал разделить 24 часа на три равных отрезка времени: «восемь часов — на труд, восемь — на отдых и развлечения и восемь — на сон».

Эта инициатива пришлась очень кстати: вскоре после предложения Оуэна многие компании перешли на восьмичасовой рабочий день, предварительно убедившись, что это приведет к повышению производительности труда сотрудников. Автомобильная компания Ford ввела 40-часовую рабочую неделю одной из первых, но ее конкуренты все еще относились к этой идее скептически. Однако два года спустя, когда прибыль Ford выросла с 30 до 60 миллионов долларов США, большинство скептиков резко изменило свое мнение. Но возможно, помимо введения восьмичасового рабочего дня существуют и другие, более продуктивные способы организации труда?

Минусы восьмичасового рабочего дня

Технологии изменили наш мир, что существенно отразилось на характере труда. На сегодняшний день интернет, планшеты и смартфоны позволяют работать когда угодно и откуда угодно. Сотрудники уже не ограничены стенами офиса. Они могут не просто выбирать, где им удобнее работать, но и полностью перейти на удаленную работу.

Все больше людей работают с корпоративной почтой из дома. В одной только Великобритании больше половины (81 %) офисных работников проверяют электронную почту в нерабочее время, при этом треть из них — сразу после пробуждения, до того как встать с кровати (Guibourg, 2015). Таким образом, графика «с девяти до пяти» в действительности не существует, поскольку проверить, сколько времени люди уделяют работе вне этих рамок, на деле практически невозможно.

Учет рабочего времени — достаточно примитивный способ измерения производительности. Современная экономика стала более гибкой: новые реалии диктуют необходимость применения новых методов. Если сотрудник работает по восемь часов в день, это еще не значит, что его труд продуктивен. Например, если человек постоянно отвлекается, то может просидеть за письменным столом хоть весь день, но пользы не принесет. В 2014 году исследователи опросили 750 человек и выяснили, что 31 % сотрудников тратит впустую около получаса в день. Полчаса в день — еще не так страшно, поскольку, согласно результатам опроса, 6 % сотрудников ежедневно теряют более двух часов (Conner, 2015). Кроме того, все люди разные — каждый из нас более продуктивен в определенное время: например, «жаворонки» лучше работают по утрам, а «совы» — по вечерам.

В чем же заключается самый главный минус восьмичасового рабочего дня: в количестве рабочих часов или в жестком графике? В 2000 г. во Франции рабочее время сократили до рекордной отметки: с 39 до 35 часов в неделю. В поисках идеального баланса между работой и личной жизнью, а также дополнительных возможностей трудоустройства исследователи (Estevão, Sá, 2008) обратили внимание на эту реформу и оценили ее эффективность. Выяснилось, что закон не привел к увеличению количества рабочих мест, зато отразился на поведении работников, недовольных своим новым рабочим графиком. Больше того, лишь малое количество так называемых «белых воротничков» действительно работают только 35 часов в неделю. Исследователи пришли к выводу, что 35-часовую рабочую неделю следует отменить и дать компаниям и наемным служащим самим выбирать, сколько часов в неделю им работать.

Чего нам ожидать?

В ближайшем будущем все больше сотрудников будут переходить на гибкий рабочий график. Они смогут самостоятельно выбирать, когда начинать или заканчивать работу, и получат возможность работать из дома. Такой подход имеет массу преимуществ (Origo, Pagani, 2008). По данным Lloyds Banking Group, 66 % сотрудников считают, что гибкий график повышает эффективность и производительность их работы. Также это означает, что компания может удовлетворять потребности клиентов и покупателей в режиме 24/7. Примечательно, что гибкий график помогает сократить отток кадров и способствует вовлечению сотрудников в рабочий процесс (Future of Work, 2012).

Миллениалы уже начали отказываться от привычного нам восьмичасового рабочего дня. Согласно результатам опроса, проведенного Millennial Branding, 45 % молодых людей предпочитают гибкий рабочий график традиционному (Schawbel, 2013). Все это ведет к росту популярности фриланса: согласно данным Forbes, в США 34 % сотрудников уже рассматривают фриланс как один из вариантов трудоустройства, а к 2020 году этот показатель должен был вырасти до 40 % (Taylor, 2013). Всему виной технический прогресс, изменивший характер нашей работы.

«Поколение 2020», выросшее на современных технологиях, примет эти изменения и начнет подстраиваться под них. Скоро юная смена закончит вузы и перевернет наше представление о традиционном рабочем процессе. Они активно пользуются цифровыми технологиями для работы и общения, с легкостью преодолевают культурные барьеры, меняют работу и место жительства и не готовы довольствоваться меньшим.

«Цифровые кочевники»[2] выводят гибкий рабочий график на новый уровень. По словам Питера Левелса (Levels, 2015), к 2035 году их количество возрастет до миллиарда. Эти люди используют все преимущества современных технологий и могут работать удаленно из любой точки мира. Многие считают, что эталонным образцом рабочего места будущего является Hubud — коворкинг, расположенный на Бали (Индонезия). Под лозунгом Hubud — «живем, учимся и работаем вместе» — уже собралась большая группа единомышленников — независимых людей, стремящихся выстроить рабочий процесс по-новому.

Вывод

Хотя методы «цифровых кочевников» могут показаться слишком радикальными и подходят далеко не для всех отраслей, организациям следует отойти от традиционного подхода к рабочему графику и освоить другие, более гибкие, чтобы не упустить возможность привлечь новые таланты (Kelliher, Anderson, 2008). Для начала работодателям необходимо пересмотреть подход к организационной культуре, нуждам и потребностям собственных сотрудников и убедиться, что одно сочетается с другим.

Источники

Conner, C (2015) Wasting time at work: the epidemic continues, Forbes. Available at: https://www.forbes.com/sites/cherylsnappconner/2015/07/31/wasting-time-at-work-the-epidemic-continues/#1d9424901d94

Estevão, M and Sá, F (2008) The 35-hour workweek in France: straightjacket or welfare improvement? Economic Policy, 23 (55), pp 417–63.

Future of Work (2012) The benefits of flexible working arrangements: a Future of Work Report. Available at: http://www.bc.edu/content/dam/files/centers/cwf/individuals/pdf/benefitsCEOFlex.pdf

Guibourg, C (2015) Email addicts? One in three UK office workers check their work email in bed, City AM. Available at: http://www.cityam.com/223107/email-addicts-one-three-uk-office-workers-check-their-work-email-bed

Kelliher, C and Anderson, D (2008) For better or for worse? An analysis of how flexible working practices influence employees’ perceptions of job quality, The International Journal of Human Resource Management, 19 (3), pp 419–31.

Levels, P (2015) The future of digital nomads: how remote work will transform the world in the next 20 years. Available at: https://levels.io/future-of-digital-nomads

Origo, F and Pagani, L (2008) Workplace flexibility and job satisfaction: some evidence from Europe, International Journal of Manpower, 29 (6), pp 539–66.

Semler, R (2014) How to run a company with (almost) no rules, TED. Available at: https://www.ted.com/talks/ricardo_semler_how_to_run_a_company_with_almost_no_rules/transcript?language=en

Schawbel, D (2013) Millennial Branding and Beyond.com survey reveals the rising cost of hiring workers from the Millennial generation, Millennial Branding. Available at: http://millennialbranding.com/category/blog/page/4/

Taylor, K (2013) Why Millennials are ending the 9 to 5, Forbes, 23 August. Available at: https://www.forbes.com/sites/katetaylor/2013/08/23/why-millennials-are-ending-the-9-to-5/#7db55841715d

Оглавление

Из серии: Вершина успеха (Феникс)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Можно уйти пораньше? Мифы, стереотипы и предубеждения, которые вредят работодателям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Рикардо Семплер — бразильский предприниматель, сторонник концепции «менеджмента с участием персонала». — Здесь и далее прим. ред.

2

Люди, которые ведут мобильный образ жизни, используя цифровые коммуникационные технологии для выполнения рабочих задач в любой точке мира.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я