Метафизика достоинства

Яков Шмидт, 2020

Это третья книга автора из цикла «Бог и пол». Две предыдущие – «Бог и пол. Метафизика секса и смерти» и «ПолитиКант. Метафизика семьи, государства и частной собственности» – вызвали неоднозначный читательский отклик. Отчего у автора возникло желание ещё раз объясниться с уважаемой публикой для лучшего взаимопонимания в таких деликатных предметах, как метафизика секса и смерти, власти и достоинства. Содержит нецензурную брань.

Оглавление

Поэзия-Сатира-Проза

Я утверждаю, что подобие Образу в нас заложено и наша воля состоит лишь в трёх степенях свободы по отношению к нему: поэтическое совпадение, сатирическое осмеяние или прозаическое безразличие, от которого, как сказал поэт Андрей Дементьев, «В душе так пусто, как в соборе, Когда в нём овощи хранят». Никуда не спрятаться от музыкальности слуха, даже если заткнуть уши ватой.

«Бог и Пол», гл. IV:

«Если вместо пространного понятия о духовном употребить более конкретное — Язык и Музыка в их неразрывной связи слов и интонаций, — то можно обнаружить три способа этой связи.

Первый состоит в том, что слова соответствуют музыкально-поэтической интонации и усиливают её звучание.

Второй способ можно назвать пародийным, когда слова имеют прямо противоположный смысл и звучат как насмешка над музыкальным образом (или, наоборот, лирическое откровение, спетое на мотив частушек). Вспомним попутно, что Сатиры в древней мифологии — божества похотливые.

И, наконец, третий способ связи называют “рыбой”. Он представляет собой набор слов, просто укладывающихся в метр или мелодию и как бы её опрощающих, опустошающих. Нельзя не заметить, что это тоже сатира, разве что менее злорадная.

Этим трём способам связи смысла с возвышенной интонацией отвечают три формы мировоззрения.

Первому соответствует Вера, второй похож на воинствующий атеизм, третьему соответствует “нулевой” атеизм, давно уже победивший и апатично осевший в умах.

Первый возвышенно определит красоту как “бесконечную жизнь, заключённую в конечную форму” (Г. В. Ф. Гегель, Н. А. Бердяев). Второй разоблачит в эстетике вытесненную сексуальность. Третий скучно объяснит красоту как пользу или выгоду.

Поэзия-Сатира-Проза = Вера-Воинствующий атеизм-Атеизм».

Гл. XXI:

«Есть три формы петербургского самосознания. Поэтический образ Санкт-Петербурга в “Медном всаднике” Пушкина. “Пидербург” в сатирическом “Другом Петербурге” Ротикова. Проза в справочнике-путеводителе по городу».

«ПолитиКант», глава «Триумф индивидуальности»:

«Нашей триаде Поэзия-Сатира-Проза (см. «Бог и Пол.…», гл. IV, XIV) отвечают три исторические формы семьи Патриархат-Матриархат-Промискуитет. При матриархате, справедливо названном Бахофеном гетеризмом (зря Энгельс возражал), дети не знают своих отцов и отцы — своих детей. Откуда и происходит наставительное “я твою мать” — я, может быть, твой отец. Матриархат — это явная сатира на патриархат и путь вниз к промискуитету, где все безличны и безразличны».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я