Педагогика для родителей. Книга для чтения и обсуждения

Яков Фельдман

Будущее – это наши дети. На своих детей я могу повлиять прямо. На остальных – только через их родителей. Как? Передав им часть своего знания, понимания, отношения, картины мира. Книга состоит из трех частей. В первой части Автор строит образную систему. Здесь должно возникнуть эмоциональное отношение. Во второй части Автор строит понятийную систему. Здесь должно возникнуть понимание. В третьей части описан проект Скай-Скул, задуманный как альтернатива школьному образованию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика для родителей. Книга для чтения и обсуждения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Образная система

5. Ребенок — загадка

Строго говоря, каждый человек — загадка для другого человека.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) открыл, что и для себя самого человек — в большей своей части — загадка.

Но ребенок — это та загадка, которая перед вами.

Если вы его мама — или папа — или бабушка/дедушка, вы имеете возможность наблюдать его с близкого расстояния — и попытаться разгадать.

Но помните: разгадывать надо всякий раз заново. Смотреть/слушать — и думать, пытаться понять. Относительно других людей — тоже полезно. Относительно себя — очень полезно.

Относительно ребенка — ваш ежедневный долг.

6. Ребенок — свернутая пружина

Человеку — в подарок от эволюции — дан набор встроенных программ, помогающих ему стать человеком.

Две из этих программ хорошо известны: ходить на двух ногах, держа позвоночник вертикально и

говорить членораздельно на синтаксически правильном языке.

Хорошо известно, что для правильного становления двух этих способностей/умений необходимо и достаточно

иметь органически нормальный мозг и

в правильном возрасте иметь перед глазами правильный образец. На этот правильный — для данного умения — возраст обратила внимание Мария Монтессори. Она обозначила его термином «сензитивный период».

Это подтверждается многочисленными случаями «маугли». Дети, выросшие среди животных, уже не научаются этим двум умениям в полной мере, если пропущен сензитивный период.

Для говорения он заканчивается в 6 лет, для прямохождения — в 3 года.

Менее известно, что человеку от рождения дана способность к синтаксически сложному говорению. Интересен пример, который приводит в лекциях студентам Йельского Университета Пол Блюм. (Paul Bloom, Yale Courses, 2014, youtube.com)

Дети беглых рабов, выживших на островах вдали от больших цивилизаций и торговых путей, воспитанные не в одном развитом языке, а на обрывках разных языков, но вынужденные общаться между собой, создали на основе этих обрывков собственный новый язык с полноценной синтаксической структурой.

Кроме двух перечисленных умений в человеке заложено еще множество иных, менее очевидных. У нас нет задачи составить их полный список. У нас есть задача подготовить вас, родители, к тому, что эти умения неожиданно проявятся — когда мозг созреет. И маленький человек захочет их проявить. Как если бы стала разворачиваться скрученная пружина. Просто надо быть ко всему готовым. Смотри предыдущую главу.

7. Ребенок — отдельный человек

Говорят, что в роддоме молодые мамы сразу делятся на «мы» и «ты».

Первые говорят «какие мы красивые». Вторые говорят «какой/какая ты у меня красивый/красивая».

Разная судьба ожидает «мы-детей» и «ты-детей».

Мы-дети будут долго и трудно выходить из родительской тени, а некоторые так до самой смерти и не выйдут.

Ты-дети будут самостоятельными, ответственными и счастливыми.

Итого: ребенок — отдельный человек. (Если вы с этим не согласны, дальше можете не читать)

Он видит не то, что вы, хочет не то, что вы, думает и чувствует не то, что вы.

И эти его/ее мысли-чувства-взгляды достойны не меньшего уважения, чем мысли-чувства-взгляды всех остальных людей, включая родителей.

Много лет назад в пору раннего интернета и первых форумов я обратил внимание, что собеседники вели себя по разному в зависимости от своей религиозной идентичности.

Православные были убеждены, что кто старше, тот прав. Старший может хамить младшему, считали они, и это нормально. А вот младший не должен хамить старшему ни при каких обстоятельствах.

На их фоне особенно мудро выглядели буддисты.

Ведь буддисты верят в переселение душ.

А это значит, что внешний вид человека ничего не говорит об его истинном возрасте.

Поэтому в буддизме никто никому не может хамить.

Не считайте маленького ребенка «еще маленьким».

Он уже отдельный человек.

8. Воспитание — интерфейс

Самое время вспомнить, что слово «интерфейс» буквально означает «между лицами». Есть «лица программы» и «лицо человека-пользователя». И есть процедура общения «между лицами». Дружелюбна ли это процедура? Is this interface user-friendly one?

Пока ребенок «внутри», интерфейс не слишком дружелюбен: аборт, кесарево, искусственные роды…

Тут наши возможности ограничены биологией и медициной.

Но вот человек родился. И тут у нас есть возможность сделать интерфейс более дружелюбным

9. Ребенок — кенгуренок

В 1990-е годы был у нас такой опыт. Мы вели в Москве разновозрастную группу «Игры и сказки народов мира» для детей вместе с родителями.

В ходе занятий мы не разрешали родителям «просто сидеть и смотреть» — они должны были или уйти, или участвовать наравне с детьми.

Дети постарше активно участвовали. А самые маленькие сидели у мам на руках — играли мамы. Но в какой-то момент ребенок отрывался от мамы и начинал играть сам. Это мы назвали «эффект кенгуру»:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика для родителей. Книга для чтения и обсуждения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я