«Владимиру Семёновичу Высоцкому – восемьдесят пять. В это трудно поверить, если учесть, что время, отделившее его уход от нас, оказывается всё дальше от лет его земной жизни. Как у всякой выдающейся творческой личности, его посмертная слава набирала и набирает новые обороты…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я только малость объясню в стихе… Сборник лауреатов фестиваля имени В.С. Высоцкого, 2021 – 2022 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лауреаты номинации
Авторская
I место
Лапенкова Ольга
Россия, Ярославская обл., д. Чильчаги
Ольга Леонидовна Лапенкова «Скво» родилась в 1996 году в Москве. Поэт, прозаик, драматург. С отличием окончила Литературный институт им. А. М. Горького (семинар драматургии В. Ю. Малягина, 2018). Пьеса «Принцесса бабочек» вошла в лонг-лист конкурса «Слово и действие» (2017). Победительница конкурса «Я только малость объясню в стихе» им. В. С. Высоцкого (2021/22), участница отборочного тура Всероссийского Фестиваля молодой поэзии им. Л. А. Филатова («Филатов Фест», 2022). Поэтические работы опубликованы в альманахах «VI литературные чтения им. Евгения Белянкина» (2013) и «5х5» (2015), на порталах «Полутона» (2021), «45 параллель» (2021). Колумнист портала «Год Литературы». Автор сборника «Москва — Чильчаги» (2022). С 2020 года живёт в Ярославской области.
«чтобы прославиться…»
чтобы прославиться
нужно тусить в соответствующих кругах
но я предпочитаю жить в Чильчагах
Чильчаги это деревня
в глубине Ярославской области
и всяк её населяющий преисполнен чести и совести
и хотя искупаться и вызвать врача там непросто
это в какой-то мере хорошо для духовного роста
в Чильчагах процветают православие, сайентология,
буддизм и учения другие многие
вся деревня будто кружится в целомудренном танце
где мясоед ведёт в паре вегетарианца
а то что бывают мелкие склоки хлопоты
ну так люди же вместе живут не роботы
но если мне повезёт и моё наследие
удостоится хотя бы статьи в Википедии
те у кого в квартирах канализация есть и ванная
хлынут смотреть что за земля такая обетованная
раскупят все там участки и денег будет не жалко им
и зашумят пилами топорами бетономешалками
и покоя у местных жителей не останется никакого
и они будут вечно бубнить
ну спасибо тебе Лапенкова
Ещё одно стихотворение про наше экопоселение
Деревню нашу, не сказать босую,
но бедную, — смешную, как зверёк
пушной, не то беляк, не то хорёк,
в стихах не опишу — исполосую
от низу кверху, вдоль и поперёк.
Чего литературе не хватало —
не знаю; но чего не хватит мне,
когда уеду: тишины подвала,
где год за годом брага вызревала;
весёлых брёвен в солнечном огне;
синицына гнезда под ветхой крышей;
совы крикливой (что лесная тишь ей!)
и — хоть бы только передать суметь —
над лесом полосы заката рыжей,
линяющей в багрянец, ртуть и медь.
Я знаю, отдаю себе отчёт:
так можно рассказать про что угодно —
про Питер и Москву, про Тверь и Гродно.
Чтоб чувствовать себя уютно и свободно,
у всех свои места.
А мне досталось — вот.
«Россия — царство необъятное…»
Россия — царство необъятное.
Избрал для жительства мой муж
места не самые опрятные,
да своенравные к тому ж.
Холмы, бугры, засилье ельника,
зимой дубарь, а летом зной:
живая пристань понедельника,
где только лисам рай земной.
Что ни дорога — грязь и впадины,
тела раздавленных лягух.
Дом — туша дремлющей громадины —
гремит и стонет, скорбный дух.
Но — снова скрылась Златоглавая,
и, бойким пламенем дрожа,
кричит и радуется бравая
приглуповатая душа.
Чего — казалось бы — заходится,
что не поётся ей в Москве?
Ответов не даёт, как водится:
в Россию можно только ве…
Дмитриевское
Типичный вид посёлка среднерусского.
Налево — сквер, за сквером — дом культуры.
Направо — храм Димитрия Солунского:
стальная дверь, кресты из арматуры.
Милуются коты в тени кустарника.
Горланят чьи-то куры у болота.
Два чернобровых мальчика-алтарника
таращатся на след от самолёта.
Неспешный мрак протягивает лапищи.
Берут баяны местные буяны,
и, убаюканные, спят на кладбище
кресты и звёзды в зарослях бурьяна.
Стоит Россия в разноцветном рубище,
доставшемся от встречного паяца,
а ты в неё невыносимо влюбишься.
Всю жизнь придётся над собой смеяться.
«Как будто не ноябрь, но апрель…»
Как будто не ноябрь, но апрель:
летучий снег, насыпавшийся за ночь,
растаял, как под кистью акварель, —
и нежный наш сосед Иван Степаныч
скользит, ступая в сланцах на крыльцо,
чеканит непечатное словцо.
Как будто поломался ход вещей:
узор, что звёзды выложат над домом,
наличие ужей, мышей, клещей
теперь определяется рандомом.
Проснёшься завтра утречком, и — бомц! —
на небе не одно, а сорок солнц.
Как будто пару дней ещё назад
господствовали в мире боль и ссора —
но вот уже насажен райский сад,
куда ни глянь — ни стражи, ни забора:
спеши туда любой весёлый сброд —
и рви, что хочешь, хоть запретный плод.
«Выходной — это день физнагрузки…»
Выходной — это день физнагрузки:
пол помой, на колодец сходи.
Мельтешат по двору трясогузки,
полнят бочку косые дожди.
Кто там бродит впотьмах по овражку:
лысый чёрт или пьяный сосед?
Я сняла бы короткометражку
на такой вот весёлый сюжет:
Лёшка Усов, остряк и повеса,
возвращался с гульбы через лес,
встретил лешего-головореза
и за делом в карман не полез.
Оглушил его, обезоружил,
посадил под замок навесной.
А наутро — ох мать! — обнаружил:
это был его братец родной!
«вспомнишь к ночи нутро катафалка…»
вспомнишь к ночи нутро катафалка
перечтёшь ли «Детей и отцов»
сразу станет до жуткого жалко
и крестьян и дворян и купцов
уложить бы по взбитым постелькам
молоком шоколадным поить
семенить мимо спящих и мельком
по смешным волосам проводить
только время с тупой его тягой
вспять не двинется сколько ни ной
вот и вновь оно белкой летягой
перекинулось в месяц иной
выцвел нежный расписанный батик
вытек в дачной котомке шампунь
развязался на тапочке бантик
энтропия Россия июнь
«Видишь, мороз обжёг…»
Видишь, мороз обжёг
маленького мыша:
это январский шок,
это зима пришла.
Минус скакал на плюс,
снег превращался в шарж —
но оборвался блюз
и разыгрался марш.
Я отращу броню,
выйду с детьми к реке,
весело уроню
тельце в пуховике:
буду смотреть не вверх
прямо, а как-то вбок,
где самолётный бег —
и, несомненно, Бог.
«Привет, лужок с цветами пряными…»
Привет, лужок с цветами пряными!
Привет, подлесок!
Вот начался участок с ямами.
Прощай, подвеска.
Дни деревенские с дурачеством
да электричеством
весь год нас радовали качеством
и количеством.
Но пал под снегом последний мятлик, иссяк прополис.
Мы воленс-ноленс возвращаемся в мегаполис.
Ну здравствуй, кухня, здравствуй, ванная,
вода из крана,
аляповатое сияние
телеэкрана.
Отмыть с рук-ног, другого многого
сажи корочку.
Сходить к родителям, к стоматологу
и в «Пятёрочку».
Истосковаться по разнотравью, лесному гребню,
придумать сказку — и сделать явью. «Ну что, в деревню?»
Посвящается К
Вот она я, в сатиновом платье у растревоженного плетня,
вокруг царапчатой каруселью собаки и ребятня;
в ожидании твоего поцелуя и выходного дня
дел охапка целая у меня:
объяснить, сколько у слов бывает родов,
выскороговорить имена затерянных городов,
выпутать воздушного змея из проводов,
влезть на дерево, выдохнуть от трудов.
А вот он ты, хитросплетение света и темноты, —
хотя какая там темнота, полкрупинки для красоты,
а дальше льдины и водопады, черепахи, слоны, киты,
планета верхом на крохотке пустоты.
Души у нас переглядываются, перемигиваются; тела
разъединяют мелкие несделанные дела,
небо, пока в закате не выгоревшее дотла,
и ещё не произнесённое «я ждала».
Дочке
Мой божок 3D-моделек,
баночек гуашных,
акварели, карамелек,
снов смешных и страшных,
целый день по кругу движет
тяжкие мыслишки:
наберёт, да не оближет
ложечку «Растишки».
Ты чего, моя конфета,
грусть-кручину множишь?
На какой вопрос ответа
отыскать не можешь?
Я приду с тобой к ответу —
или постараюсь.
Я-то в жизни, по секрету,
плохо разбираюсь.
«Та девочка, живая, не из сказки…»
Та девочка, живая, не из сказки,
которая писала по указке
с наклоном вправо, ровно до полей
диктанты про неясные салазки,
не виданных ни разу журавлей, —
которая легко произносила
слова «стыдливость», «совесть» и «душа»
и на обои их переносила
при помощи карандаша, —
которая размазывала слёзки,
когда не брали в салки и снежки,
завидовала косам старшей тёзки,
слагала оскорблённые стишки, —
которая клочок «Московской правды»
прочла и не спала потом всю ночь,
как некто проиграл соседу в карты
жену и дочь, —
ты выросла, дошла почти до трети,
уютно обустроилась на свете,
порой таком постыдном и пустом,
и вечером со всей округи дети
к твоей домине тянутся хвостом.
Не держишь больше мулине и пялец,
а если кто невежествен и груб,
умело разгибаешь средний палец
и выпускаешь отповедь из губ.
Ты поселила злость на место грусти,
ты твёрдо полюбила захолустье,
где журавлей — что в городе собак.
Ты знаешь Степанцова наизусть
и выносишь зной не хуже, чем дубак.
Та девочка, сноп солнечного света,
фрагмент звезды, осколочек поэта,
забавный сплав обиды и мечты, —
ты выжила, родная. Или это
уже не ты?
«Мой кедрик, кедрик-лапочка…»
Я посадил дерево…
Мой кедрик, кедрик-лапочка,
мелькнул как метеор:
его прихлопнул тапочкой
естественный отбор.
Я, офисная дéвица,
возни не убоясь,
сама сажала деревце
в питательную грязь.
Ему мурлыкал песенки
поместный чернозём,
и три соседки-сосенки
заботились о нём.
Но так в природе издревле,
простите, повелось:
кого не смыло ливнями,
того затопчет лось.
И кедрик мой поверженный
побился и зачах.
Но он живёт по-прежнему:
живёт в моих стихах.
Что счастьем нежным брезжило,
что стоило труда,
то в мире нашем бешеном
не сгинет навсегда!
II место
Бикмуллина Зарина
Россия, г. Казань
Бикмуллина Зарина Рашитовна (р. 1999), родилась в Казани, выпускница МГУ, эколог по специальности. Автор пяти сборников лирики и прозы, публиковалась в различных журналах и альманахах («Роман-Газета», «Литературная газета», «Нижний Новгород», «Север», «Идель»). Обладатель Гран-При Фестиваля молодых поэтов «Мцыри», лауреат всероссийских и международных литературных премий.
С-С-С-С-С-С
еще до «мышат» и до «меха лисьего»,
до дат и до атомов, в мире растерянных,
я кем-то была, вероятно — деревом,
и волны ловила кремнистыми листьями.
я кем-то была, вероятно, воздухом,
точнее, долей его углекислою.
и словом под титлом, до этого — мыслями,
еще до понятий «рано» и «поздно»
и так далее. в цепи (це-це) закована,
бесценным дымом в воздух отпущена
для света/тепла, по сетям идущего
по воле кого-то с лопатой совковой. нам
обоим казалось: разделена быль на ми —
нуты. поскольку похожи все атомы,
я стать бы могла страницей с «мышатами»,
шуршать под ладонями угольно-пыльными.
застряв между твёрдой фазой и газовой,
бегу, будто изгнанная турбинами,
по не-голубому, не-голубиному,
по небу чужому. собой, как сказано
про гамма-, свето — и теплопотери во
втором законе, нельзя остаться. и
однажды в процессе фотореакции
я стану последним на свете деревом.
«В чёрном-чёрном городе…»
В чёрном-чёрном городе,
на чёрной-чёрной улице,
в чёрном-чёрном доме
жили
люди.
Они
ели мороженое зимой.
Вопиющая дерзость, если разобраться.
Они любили звёзды, потому что деньги, как вы понимаете,
на ночь считать не положено,
а считать хотелось,
и чтобы непременно ночью.
Они
массово страдали дислексией, когда дело касалось газет.
Медицина не объясняет, почему со стихами не возникало
проблем.
Они
жили в своём чёрном-чёрном доме, и не винили его за то,
что в нём смешалось много-много красок.
Ведь никто в мире,
никто в этом огромном сером мире
не сможет запретить нам быть такими,
какие
мы
есть.
Суслик
Когда пустота, будто в высохшем русле,
И воздух — не воздух, а копоть и смог,
Представь, что пушистый и маленький суслик
Свернулся в комок под дерновой тесьмой.
Полуденный лучник излучины плечи
Проскачет, в прыжке не теряя стремян.
А где-то над сусликом маками плещет,
Кивают коробочки зёрен, гремя.
Зерновки засахарят солнце под осень,
Чтоб тихо сопелось и сладко спалось,
Пока юго-западный запахи носит —
Тревоги, полыни и конских волос.
Когда в этом мире — асфальтовом, жёстком —
Машинные выдохи день затенят,
Пусть маленький суслик с крапчатой шёрсткой
Увидит прекрасные сны за тебя.
Волновое
В этом городе шторы стали рудиментарны.
В этом городе будни и так достаточно блёклы.
И горбатый, помеченный краской скелет фонарный
Привыкает заглядывать в чьи-то жизни и стёкла.
Капюшоны прожжённых сотнями ватт прохожих
Обретают черты абсолютно чёрного тела.
В этом городе сказки одна на другую похожи:
Рухнет рухлядь, и острова остов врастёт новоделом.
А она смотрит в небо со дна пустого колодца,
Опускаясь на уровень ниже асфальтовой жести.
Потому что бог запретил кусать и колоться,
Разрешая копировать сына в слове и жесте.
В термоядерном синтезе тоже найдётся драма:
Водород умирает, рождая не воду, а гелий.
Ей плевать, что солнечный шарик уродуют шрамы,
Не доказано зло, но зато есть золи и гели.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я только малость объясню в стихе… Сборник лауреатов фестиваля имени В.С. Высоцкого, 2021 – 2022 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других