Линия Сталина

Юрий Шарыпов

Людям свойственно повторять ошибки, уже совершённые в прошлом. Изучая историю и анализируя ситуации, мы можем выявить ошибки, допущенные людьми, занимающими ключевое положение. Используя полученные знания и закономерности, можно избежать подобных ошибок в похожих ситуациях. Было ли неизбежно тяжёлое поражение Красной Армии летом 1941 года? Могли ли потери Советского Союза в войне быть существенно меньше? В книге читатель найдёт ответы на эти вопросы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Линия Сталина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ

Наш ответ фашистам

Нападение немцев на Францию и её быстрый разгром, показали реальную, устрашающую силу гитлеровцев. Сталин теперь отчётливо понимал, что и наша армия, состоящая в основном из слабо обученных и фактически малообразованных крестьян может потерпеть неожиданное и быстрое поражение. Особенно это становится понятным, если учесть, сколько людей пострадало от репрессий (семьи белогвардейцев, кулаков, середняков, верующих, да и просто пострадавших по ошибке или наводке — всех, которые ещё помнят потерю жилья, имущества и гибель своих близких, и связывают это с большевистской властью).

Несмотря на все поиски шпионов и недоброжелателей, очень много людей скрывают своё истинное отношение к большевикам и при случае будут действовать. Поэтому нет гарантии, что армия будет устойчива в сложных условиях, например, после поражений.

Если мы ответим атакующему противнику масштабным встречным наступлением на огромных пространствах, то мы должны учитывать такие моменты, как управление войсками в режиме реального времени. В каждый момент нужно знать, какие войска где находятся, каково их состояние, как передвигаются, куда наносят удар. Мы должны достаточно знать и о противнике, о недостатках в его расположении, а не бить в пустоту. А у нас даже нет надёжной радиосвязи. Встречные наступательные сражения являются самыми сложными из видов боевых действий, в них можно быстро потерять всё. А если у нас опыт намного меньше, то это прямой путь к поражению. Количество наших войск во встречном сражении не является решающей величиной, так как трудности управления громоздкими структурами только возрастают. Эти войска могут попасть в огромные котлы и погибнуть (или сдаться) в короткий срок.

Недостаточно освоенная, да и что скрывать, — сырая и ненадёжная боевая техника может быть потеряна как в маневренных боях, так и на маршах, особенно при отступлении. Потеряв армию, мы потеряем страну!

Таким образом, лучше всего избегать встречных сражений, пока мы не накопим опыт, не получим средства связи, не освоим как следует новую технику, не увеличим и не обучим достаточно армию.

Поэтому, лучшим вариантом можно считать создание мощной оборонительной линии, способной затормозить противника хотя бы на 4 недели.

Вождь принял окончательное решение как можно быстрее усилить приготовления к обороне на старой границе. Ведь нужно выиграть время для мобилизации и развёртывания основной массы войск. Чтобы остановить опытного и умного врага на оборонительной линии необходимо иметь там защищённые, мощные и эффективные артиллерийские вооружения. Бетонные доты громоздки, территория обстрела из них ограничена. Уже в течении года ускоренно разрабатывались новые башенные установки. Они имели то преимущество, что не нужно было строить циклопических размеров железобетонные казематы, а только компактные помещения в фундаменте под башней (для обеспечения работы оборудования и деятельности экипажа, подачи боеприпасов). Кроме того, круговой обзор и обстрел территории пушкой повышенной мощности мог бы усилить общую способность к обороне. Сталин убедился в реальности такого проекта, когда его пригласили на полигон, где такая башенная установка уже испытывалась. Он увидел довольно компактную башню, установленную на стальном цилиндрическом основании. Зенитная 85-мм пушка и пулемёт указывали на её универсальное назначение. Были произведены стрельбы по неподвижным и подвижным целям на расстоянии до 2 км. Пушка показала хорошую скорострельность и точность стрельбы. Бронебойные снаряды пробивали 100-мм стальную плиту на расстоянии более 1 км. Этого было более чем достаточно. Генералы даже утверждали, что такой мощности не нужно, ведь снаряды будут прошивать танки насквозь, не причиняя существенного ущерба, но представители разведки заявили, что в Германии разрабатываются тяжёлые танки с подобной толщиной брони, а также нужно ещё учитывать большие расстояния, на которых возможен обстрел целей данной пушкой. А на небольших расстояниях можно стрелять по танкам даже фугасными снарядами или дешёвыми болванками. Кстати, проверка на дальность прицельного огня пушки из этой башни показала, что и на 4 км снаряды ложатся с умеренным разбросом, при этом сохраняя достаточную пробивную силу. Это значит, пушка может бороться с крупнокалиберными пушками и гаубицами противника, установленными на таких расстояниях. Впечатляла масса башни со стальным основанием — 40 тонн, и это не считая мощного железобетонного фундамента, но создатели утверждали, что лобовая броня в 180 мм, а в остальных частях — 150 мм — это необходимо, чтобы противодействовать обстрелам из 155-мм гаубиц и 105-мм пушек. Военные заявили, что против башен могут быть применены и гаубицы 210-мм, от которых такая броня не спасёт. Сошлись на том, что обстрел из этих гаубиц с дальних дистанций приведёт к значительному разбросу снарядов, а для башни опасно только прямое попадание, кроме того можно противодействовать таким обстрелам как авиацией, так и контр обстрелами. Еще одним достижением разработчиков, как они объяснили, является возможность замены ствола орудия в течение ночи в полевых условиях.

Сталин встретился с представителями института, который занимался вопросами эвакуации предприятий и работников. Они доложили, что уже около 2000 промышленных и военных предприятий западной зоны СССР оформили свои восточные филиалы, там ведутся подготовительные работы для обеспечения строительства рабочих площадок и бараков для рабочих. Вождь поинтересовался, имеются ли возможности для тотальной эвакуации не только заводов, ресурсов и ценностей, но и всего работоспособного населения из зоны в 900 км от границы? Ему ответили, что мощности железных дорог хватит, только если срок вывоза будет не менее пяти месяцев. Тогда он дал задание составить проект максимально быстрой тотальной эвакуации из западной зоны, как в мирное, так и в военное время. Сталин опасался, что при такой мощи армии Германии, которую она показала, нужно быть готовым ко всяким неожиданностям, например к прорывам и развалу фронта. И численность войск и техники тут может не помочь, особенно если войска не имеют полноценного боевого опыта.

Сложной проблемой оказалось обеспечение строящихся филиалов заводов электроэнергией. После долгих обсуждений правительство пришло к выводу о необходимости срочного дополнительного строительства более десятка небольших ТЭЦ и ГЭС в Поволжье, на Урале и в Сибири. Кроме того, разрабатывался план срочной эвакуации оборудования всех электростанций с запада страны, которую после обеспечения подготовительных мероприятий, вполне можно будет осуществить в короткие сроки. Рассматривались и возможности закупки или производства дизель-генераторных установок ограниченной мощности, которые могли легко транспортироваться и использоваться на начальных этапах строительства и работы новых заводов.

Поздней осенью делегация от политбюро и ЦК партии побывала на объектах двух строящихся на старой границе укреплённых районов. Проверяющие отчитались перед Верховным об этой поездке. Их поразило, насколько велики масштабы стройки. Одновременно строились сотни дотов и фундаменты башен, пробрасывались в глубоких траншеях кабели и соединительные трубы, строились дороги, в том числе и железные. Удивило проверяющих и количество работающих экскаваторов, траншейных машин и самосвалов. Кажется, их собрали там со всей страны!

Идея использовать для помощи УР бронепоездов была заманчива, и её собрались воплотить в жизнь, несмотря на все проблемы. Бронепоезда с пушками и зенитным вооружением могут быстро приблизиться к переднему краю, обстрелять противника и отступить так же быстро. Поэтому решено в большинстве укрепрайонов, через которые проходит железная дорога, использовать не менее двух бронепоездов.

Ввиду нехватки рабочих кадров в мобилизуемой на военный лад промышленности, а также для ускорения возведения оборонительной системы, правительство приняло решение о дополнительном привлечении на строительство УР пятисот тысяч рабочих, которых набирали в западных, недавно присоединённых территориях. Всем рабочим гарантировали довольно высокие зарплаты, разрешали везти на восток и их семьи. Также решили в большей степени размещать армейские части в укреплённых районах, что позволяло привлекать к работам и солдат.

В стране быстро нарастало производство новых вооружений, но отставало производство боеприпасов, особенно зенитных снарядов и мин.

Потребовались неимоверные усилия, в том числе строительство десятков новых заводов в Поволжье и на Урале, чтобы ускорить прирост выпуска взрывчатки разных видов, пороха, снарядов и мин.

Серьёзный дефицит тротила возник вследствие просчётов, в частности из-за модернизации коксового производства, при котором ранее использовалась технология производства тротила как побочного продукта. Модернизация давала рост производства кокса, но выход сырья для тротила резко уменьшился. Хотя выпуск тротила в последние годы всё же удалось увеличить, но его явно не хватало. Теперь предлагалось обеспечить рост выпуска тротила с помощью развития коксового производства в восточных районах страны, а также налаживать другие химические технологии. Кроме того, правительство решило быстрее увеличивать выпуск других видов взрывчатых веществ.

В конце 1940 года зенитные снаряды калибров 37-мм и 85-мм стали поступать на склады в большом количестве, хотя производство пушек всё равно обгоняло производство снарядов. Начало подтягиваться и производство противопехотных и противотанковых мин, а также миномётных мин. На 1941 год планировали увеличить выпуск боеприпасов по общему объёму более чем в три раза.

Самолёты и корабли

Организация ВВС СССР теперь, наконец, стала строиться по примеру Германии, когда вся бомбардировочная и истребительная авиация концентрировалась под единым управлением, а не распределялась по войскам. Это обосновывалось тем, что легче было обеспечить ремонт и обслуживание самолётов, и аэродромного хозяйства, концентрируя всё хозяйство и специалистов под одним управлением. Но не менее важный фактор управления — облегчалось маневрирование всем самолётным парком. Хотя в войсках оставляли часть малой транспортной авиации, а также самолёты для местных действий и разведки, большей частью бипланы У-2. Эти лёгкие и надёжные самолёты вполне подходили и для ночных боевых налётов на противника, для поддержки партизан и УР, оказавшихся в окружении, а также для ночной разведки и корректировки артиллерийского огня. Предложили создать из них также отдельные ночные полки в составе ВВС. Для этого необходимо было обеспечить эти самолёты оборудованием для ночных полётов: глушителями-пламегасителями, уровнями авиагоризонта, визирами для ночного бомбометания. Разработку этих приборов вели лучшие институты и лаборатории.

В СССР в ускоренном темпе создавались новые боевые самолёты, способные конкурировать в небе с лучшими немецкими истребителями типа Ме-109, но все новые самолёты были ещё сырыми, особенно недоработанными были новые моторы, производимые на четырёх заводах (в Рыбинске, Перми, Запорожье и в Москве). Это вызывало особую озабоченность Советского руководства, поэтому прикладывались усилия для исправления положения.

Руководство ознакомилось с результатами независимой оценки недавно принятых на вооружение самолётов — бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2. Помимо положительных черт выяснились и некоторые недостатки. Так, прицел у Ил-2 является крайне неудобным, использовать прицельно и бомбы, и пушки невозможно. Даже у опытных пилотов попадания в наземную цель без прицела не превысят 3 — 5%, в то же время, глубокое пикирование, необходимое для повышения точности, на этом самолёте невозможно. У Пе-2 те же недостатки в пикировании, а кроме того, этот самолёт не имеет брони и гораздо дороже. Но его преимущество — в универсальности, он может использоваться на всех высотах, имеет большую дальность и полезную нагрузку. Сталин потребовал решить в короткий срок проблемы прицеливания на этих важных для поддержки армии самолётах. Другие виды новых самолётов также имели много недостатков, которые весомо снижали их возможности. Тем не менее, важно было постоянно совершенствовать конструкции, приборы и оборудование, быстрее превращать этих, образно говоря, «незрелых подростков» в грозных хищников, способных пролить немало вражьей крови.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Линия Сталина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я