Справедливость правосудия – химера

Юрий Федорович Мордашов, 2020

Эта книга о кризисе нашего представления о мире, о кризисе глобального общества. Цель настоящего исследования состоит в анализе современного права, взаимосвязи права с философией и социально-гуманитарными науками: историей, экономикой, социологией, политологией, психологией. Монография рассчитана на аудиторию учащихся как гуманитарных, так и естественнонаучных специальностей, а также буде полезна философам, ученым и всем, кто интересуется проблемами науки и ее ролью в современной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справедливость правосудия – химера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Методология исследования государства и права

В данном исследовании использовались следующие методы:

1)абстрактно-исторический метод или логический метод анализа исторических явлений;

2)диалектический метод;

3)метод проверки научности теории;

4)психоанализ.

Задача абстрактно-исторического метода исследований состоит в проверке соответствия научной теории реальности. Дело в том, что если в естественных науках любая научная теория должна быть доказана экспериментально, то в общественных науках проверка соответствия научной теории реальности вызывает сомнение, поскольку её результат реализации занимает целые столетия.

Диалектический метод — всеобщий метод познания, который позволяет исследовать все (в нашем случае государство и право) в их взаимосвязи и взаимодействии.

Метод проверки научности теории позволяет выявить отличие научной теории, от ложной теории и утопии. Этот метод включает абстрактно-исторический метод исследований и диалектический метод.

Психоанализ как метод научного познания.

Бессмысленно отрицать важную роль религии и идеологии в формировании религиозного фанатизма и экстремизма, ложного представления о путях развития цивилизации, и, как результата, неадекватного поведения людей. В середине ХХ века предрекали закат капитализма, были популярны идеи создания общества конвергенции, и половина людей на земном шаре строила социализм.

Человек рождается, воспитывается, получает образование, адаптируется в социальной среде и одновременно загружается программами (культура, правила поведения, мораль, правовые нормы). Можно ли сказать, что существует свобода выбора и поведение человека не детерминировано? Нет! Поступки человека в значительной степени детерминированы программами поведения (культурой), и можно сказать, что человек — зомби, а матрица — культура, нормы поведения.

Биологические, психофизиологические факторы, наследственно обусловленные особенности психики человека противостоят превращению личности в робота, препятствуют превращению человека в простого исполнителя ценностных установок социальной среды.

И все же человек, несмотря на его индивидуальные особенности психики, является отчасти роботом или зомби. Его сознание ограничено культурой, ценностными установками той социальной среды, общества, в которых он воспитывается и живет. Так, человек, воспитанной в демократической культуре, не воспринимает не только ценности, но и поведение, образ жизни представителей другой, восточной культуры. И наоборот, представители восточной культуры не воспринимают ценности западной культуры.

Как полагает О. В. Мартышин [Теория государства и права, с. 39], психоанализ в широком смысле слова есть теория и метод, имеющие дело с бессознательными процессами человеческой психики (основатель — З. Фрейд). Главной особенностью открытого Фрейдом (1856–1939) метода было сведение социальных законов к законам природы, индивидуального к коллективному сознанию (в человеческом обществе, в коллективной психике действуют те же механизмы, что у отдельного человека). Метод психоанализа применим ко всем сферам человеческой деятельности. Применяя метод психоанализа, последователи Фрейда стремятся установить взаимосвязь психики людей и их политико-юридической деятельности. Следует иметь в виду, что психоанализ строится на ряде аксиоматических допущений, имеющих далеко не однозначное толкование. Вследствие такой специфики результат психоаналитического исследования носит, как правило, очень приблизительный характер. Применение психоанализа дает наиболее плодотворный результат в сочетании с другими методами.

2.Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Проф. О. В. Мартышина. Москва: НОРМА, 2007. с.39.

Что же объединяет людей на Земле? Неадекватность мировоззрения, отсутствие сознания и самосознания, агрессивность. Так, излюбленная тема писателей — фантастов, встреча человека Земли с пришельцами. В качестве примера, можно привести фильм режиссера Люка Бессона «Властелин колец». Вывод писателей — фантастов однозначен: мы не только не готовы к встрече пришельцев, но всякий контакт с представителями других цивилизаций может быть губительным для человека и жизни на Земле. Зачем нужен контакт! Получение новых технологий? Чрезвычайно опасно для жизни на Земле! Дело в том, что технический прогресс на Земле всегда опережает общественный прогресс, поэтому овладение новых технологий, значительно опережающих уровень общественного сознания, может привести к негативным последствиям.

Вопрос: применим ли психоанализ для исследования социальных групп и целого общества? Вполне! Поступки, как отдельного человека, так и социальных групп не могут быть объяснены только сознанием и логикой, поскольку это только один из трех уровней мышления. Поэтому для успешного управления социальными группами необходимо исследование бессознательного, играющего решающую роль в выборе поведения некоторых социальных групп и даже целого общества. Чтобы управлять человеческим обществом, необходимо прогнозировать поступки человека, их мотивацию, поскольку незнание модели поведения приводит к ошибкам в управлении, к противоположному результату, вместо ожидаемого. Хотелось бы отметить, что выбор поведения может происходить на уровнях сознания, предсознательного и бессознательного. На мой взгляд, поведение человека на уровне бессознательного недостаточно изучено.

По мнению П. П. Гайденко и Ю. Н. Давыдова [Гайденко, с. 60], «метод психоанализа возник из практики лечения душевнобольных, по отношению к которым врач считает себя лучше понимающим их состояние, чем они сами его понимают. Последним основанием этого права на это является то, что он — нормальный человек, а они — больные. Но на каком основании он может применять этот метод к другим нормальным людям? Для этого может быть только одно основание: убеждение в том, что они тоже больны. Но тогда понятие болезни оказывается перенесенным из сферы медицины в сферу метафизики, и самым главным, но и самым трудным делом, оказывается, доказать, на каком основании психоаналитик считает себя здоровым. Вопрос, как видим, перемещается в метафизическую сферу, а лечение в этом случае оказывается социальной терапией, в конечном счете — лечением общества в целом».

1.Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. Москва: Политиздат, 1991. С.60.

Как считает П. Штомпка [Штомпка, с.315], «в сфере общественного сознания всегда имели место определенные патологические явления. Когда мы говорим «патологические», то имеем в виду, во-первых, ущерб или утраты в познавательном отношении, то есть распространение взглядов и представлений, упрощенных, схематических, односторонних и просто ошибочных, а во-вторых, вредоносные последствия для общества, — определенные идеи, вызывающие, например, социальное напряжение, конфликты и даже приводящие к разрушению общества. Как правило, оба эти обстоятельства выступают вместе».

4.Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Москва: Логос, 2005. с.315.

Задачей науки является достижение объективных, истинных знаний. Генератор знаний — ученый, который является субъектом в производстве не только собственных знаний, но и критике и интерпретации знаний других ученых. Достижения науки зависят от того, насколько ученый может объективно оценивать не только других ученых, но и собственные знания. И, наконец, главное в процессе научного познания является постоянная критика, пересмотр и отказ от прежних знаний и создание новых научных теорий, изменение мировоззрения.

В связи с этим уместно привести высказывание К. Хорни [Хорни, с.5] из книги «Невротическая личность нашего времени», где она излагает свою теоретическую концепцию: «Поскольку большинство из моих интерпретаций отличается от фрейдовских, некоторые читатели могут спросить, являются ли они психоанализом. Ответ зависит от того, что считать главным в психоанализе. Если принимать под психоанализом все до одного положения, выдвинутые Фрейдом, тогда то, что представлено в этой книге, не есть психоанализ. Если же считать, что основные идеи психоанализа заключаются в определенной системе взглядов относительно роли бессознательных процессов и путей их выражения, а также в определенной форме терапии, с помощью которой эти процессы доводятся до сознания, то тогда то, что я представляю здесь, является психоанализом».

3.Хорни Карен. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ/ Карен Хорни; Пер. с англ. Старовойтова; Общ. Ред. [и послесл.] Г. В. Бурменской. Москва: Прогресс-Универс, 1993. с.5.

Что мешает ученому эффективно творить и чем может помочь психоанализ в процессе творчества:

1. Настойчиво преодолевать неосознанные архетипы в бессознательном, результатом которых являются пристрастные позиции ученых, ангажированность, подверженность религии и идеологии, и которые не позволяют критически оценивать происходящие явления, приводят к неадекватному мировоззрению.

2. С помощью волевых усилий сдерживать чувства и эмоции, которые, с одной стороны, являются энергией и компенсатором в процессе творчества, а с другой, к неадекватным представлениям, как, например, неизменным попыткам создания идеального общества, в основе которого гуманизм и доброта, равенство и справедливость, свобода и братство.

3. Критически относиться к идеям Разума: абсолютным идеям и идеальным конструкциям общественного устройства, не имеющим связи с реальной динамикой общественного развития; пытающих повернуть историю общества вспять.

4. Активно использовать рефлексию в научном познании: в критике научных теорий и позиций ученых, в процессе формулировки своих задач и методов исследований, вербализации новых теорий.

Литература

1.Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. Москва: Политиздат, 1991. 367 с.

2.Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Проф. О. В. Мартышина. Москва: НОРМА, 2007. 496 с.

3.Хорни Карен. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ/ Карен Хорни; Пер. с англ. Старовойтова; Общ. Ред. [и послесл.] Г. В. Бурменской. Москва: Прогресс-Универс, 1993. 478 с.

4.Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Москва: Логос, 2005. 664 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справедливость правосудия – химера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я