Все великие о государстве и праве: катехизис юриста

Юрий Скуратов, 2022

В книге рассматриваются ключевые концепции и представления о развитии государства как правового субъекта древних восточных и греческих философов, римских юристов, мыслителей Средневековья, немецких реформаторов, христианских богословов, декабристов, писателей, американских, российских и советских политиков, других авторов. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также для всех заинтересованных в изучении теории и истории государства и права. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Марсилий Падуанский

Политико-правовая мысль конца эпохи Средневековья раскрывается также в трудах Марсилия Падуанского — итальянского ученого, политика, врача и богослова. Получив хорошее образование в Падуе и Париже, он занимался наукой и преподаванием. Был некоторое время ректором Парижского университета. Период его жизни выпадает на конец XIII — начало XIV в. (предположительно 1280–1343 гг.). В этот период начинает ослабевать мощь папства, а впоследствии происходит открытый конфликт между католической церковью и светскими правителями. В своей книге “Защитник мира”, написанной в 1324 г., Марсилий резко критикует теократические теории. Притязания церкви и духовенства на светскую власть обосновывались теократическими теориями. Суть этих теорий сводилась к тому, что государство занимает подчиненное по отношению к церкви положение, из чего следует, что светские правители должны быть подчинены церкви не только как простые верующие, но и в ряде отношений по осуществлению политической власти.

Широко распространены были “теория двух мечей”, основанная на произвольном соединении и толковании цитат из Евангелий (император получает свой меч от церкви и поэтому должен служить ей своим мечом), и “теория солнца и луны” (как луна получает свой блеск от солнца, так королевская власть заимствует свой блеск и авторитет от папы). Церковь использовала различные фальшивки, например, “Дарение Константина” (подложная грамота от имени императора Константина I, который будто бы еще в IV в. передал римским папам власть над Западной Римской империей) и “Лжеисидоровы декреталии” (где говорится, что короли и императоры еще с первых веков христианства подчинялись папам как преемникам Христа и апостола Петра). Императоры и короли, в свою очередь, стремились обосновать свою независимость от церкви в светских делах. Защищаясь от притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты того же писания о богоустановленности власти (“существующие же власти Богом установлены”). Они по-своему толковали “теорию двух мечей”: меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”.

Основная причина войн, смут и возмущений — неверные представления о соотношении церкви и государства, Божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. В книге автор рассуждает о небесных и земных целях человека, о законах, определяющих пути достижения этих целей; эти рассуждения были изложены в виде толкования модной тогда “Политики” Аристотеля и сопровождались ссылками на свои писания. Однако Падуанский обосновывал ряд идей, далеко опередивших его время. В книге “Защитник мира” он возлагал на церковь ответственность за все беды и несчастия мира. Поэтому церковь должна заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. К тому же церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской власти, которая является верховной в этом мире.

Марсилий утверждал, что разум и вера взаимосвязаны и доказывают друг друга. Однако в отличие от принятого подхода, например Фомы Аквинского, где требуется взаимосвязь между разумом и верой, Марсилий утверждал, что достаточно одного разума, в то время как вера не опровергает, но и не дополняет выводы, сделанные с помощью разума. Он строил свою мысль, опираясь на мирское предназначение человека. Искажая смысл идей Аристотеля, говорил, что, видимо, человек — не социальное животное. Марсилий заявлял, что невозможно познать религиозное предназначение с помощью разума и доказать бессмертие души с помощью веры. Не рассматривал предназначение человека, используя ступенчатую систему.

Церковь считала, что поступки и деяния в этой жизни окажут непосредственное воздействие на будущую жизнь, в глазах же Марсилия эти сферы отделены, т. е. хотя за грехи действительно будет расплата в следующей жизни, но это не означает, что некий орган может брать на себя полномочия их осуждения в этой жизни. Он утверждал, что возможность отпущения грехов священниками находится под сомнением, и должность священника — чисто символическая, что тот не является посредником между Божественным и земным так же, как не является этим посредником и Римская католическая церковь. Марсилий считал, что народ должен избирать священников, а поскольку король представляет народ, то он и должен был избирать папу римского. По мнению Падуанского, с крещением Константина церковь превратилась в грешную организацию, не исполняющую свои функции в соответствии с Божьим промыслом.

Из-за идей, озвученных в книге “Защитник мира”, и других высказываний Падуанскому пришлось бежать из Парижа в Нюрнберг ко двору Людвига IV Баварского, находившегося в противостоянии с папской курией. В то время двор Людвига IV насчитывал многих врагов римского престола. При дворе Людвига IV Марсилий сумел добиться высокого положения и участвовал в походе Людвига IV на Рим. За его верную службу Людвиг IV назначил Марсилия на пост архиепископа города Милана, хотя тот и являлся светским лицом.

Марсилий Падуанский различает два вида права: Божественный закон и человеческий. Эти виды права различаются по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон печется о духовной жизни человека, определяет его отношение к Богу, пути к вечному блаженству. Цель же человеческого закона — общее благо, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, он устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением. По мнению Марсилия Падуанского, необходимо строго разграничивать эти два вида законов, так как в них заключены цели и задачи церкви и государства как абсолютно различных, независимых друг от друга институтов.

Весьма своеобразно для своего времени Марсилий Падуанский решает вопрос о человеческом законе. Человеческий закон должен приниматься народом (под народом понимается “совокупность граждан или важнейшая их часть”). Такой порядок принятия и изменения человеческих законов предопределяется их целью: принятые народом законы выражают общее благо; народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал; эти законы всем известны; большинству (общества) принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов; каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения.

Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. К ведению церкви относятся только Божественные, но не человеческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в “мирские дела” (Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”). Духовенство имеет право только учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей Божественного закона, может только Бог, а преступников, нарушителей человеческого закона, наказывает государство.

Учение Марсилия Падуанского отрицало правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов (в отличии от Фомы Аквинского), какое бы то ни было принуждение в делах религии. Даже еретик, по учению Падуанского, может быть наказан только Богом на том свете. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития; но и это (изгнание) может осуществить лишь правитель, но никак не священник (“медик душ”). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие — не закон, а религиозное поучение. Отсюда вытекает крайне радикальное для того времени требование свободы совести. Марсилий Падуанский высказывался и за реформу церкви, выборность священников, отмену ряда привилегий пап. Он выдвинул идеи, опередившие его время, — о разделении прерогатив светской и духовной власти, свободе веры для человека и подчиненности правителя законам.

Государство возникает в результате эволюции человеческого общества. Поначалу семья во имя общего блага и общего согласия объединяется в роды, роды в племена, племена в союзы племен, союзы племен в нацию, завершающая стадия — появление государства, которое базируется на общем согласии всех составляющих его лиц и служит общему благу. Марсилий первым в Средние века увидел в государстве разновидность “общественного договора” в целях достижения “общего блага”. Падуанский один из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т. е. гражданам или их важнейшей части, законы — выражать общее благо, а действия правительства (исполнительной власти) — соответствовать законам.

Падуанский отстаивал тезис о том, что настоящий источник всякой власти — народ. От него исходит власть духовная и светская. Только он — носитель суверенитета и верховный законодатель. Философ считал, что люди — материя государства, формой которого являются законы. Государство (совсем как по Аристотелю) должно стремиться к общественному благу, а вовсе не к процветанию церкви. Однако к народу Падуанский относит далеко не всех граждан, а только так называемые “почетные сословия”. Своеобразно Падуанский решал проблему правительства, приводящего законы в исполнение. Во-первых, выдвигался и обосновывался принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы исполнять законы, определяющие цели и порядок общежития. Во-вторых, исполнитель законов должен был избираться тем же, кем закон установлен, т. е. народом.

Из всех форм правления Марсилий Падуанский отдавал предпочтение монархии. Он рассматривал два вида монархии — наследственную и избранную — и проводит доказательства того, что избранная монархия более совершенна. Монарх, по его учению, пожизненно избирается народом, он ответственен перед народом за свои действия и правит на основе законов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я