Все великие о государстве и праве: катехизис юриста

Юрий Скуратов, 2022

В книге рассматриваются ключевые концепции и представления о развитии государства как правового субъекта древних восточных и греческих философов, римских юристов, мыслителей Средневековья, немецких реформаторов, христианских богословов, декабристов, писателей, американских, российских и советских политиков, других авторов. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также для всех заинтересованных в изучении теории и истории государства и права. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Полибий

Полибий (210–123 гг. до н. э.) — греческий философ, историк, политический деятель эллинистического периода. Родился в городе Мегалополь в Аркадии. Его отец Ликорт был одним из вождей Ахейского союза. Сам Полибий в 170–169 гг. до н. э. служил гиппархом при римском полководце Луции Эмилии Павле, который стоял во главе союзных римско-греческих войск, ведших войну с македонским царем Персеем. После поражения Персея при Пидне в 168 г. до н. э. Полибий в числе 1000 знатных ахейцев был отправлен в Италию по обвинению в недостаточно активной поддержке римлян. В то время как других заложников распределили по разным городам, Полибия оставили в Риме по просьбе Эмилия Павла, сделавшего его наставником своих сыновей. Так будущий историк получил возможность завязать дружеские отношения со многими знатными римлянами, особенно с младшим сыном Эмилия, Публием Сципионом Эмилианом (будущим Сципионом Африканским Младшим).

В 151 г. до н. э. Полибию удалось использовать свое влияние на Сципиона, чтобы добиться освобождения тех ахейцев, которые были еще живы. Полибий вернулся в Грецию, однако через несколько лет, в 147 г. до н. э., во время осады Карфагена Сципион призвал его к себе в качестве советника. Полибий исследовал атлантическое побережье Африки и стал свидетелем пожара и разрушения Карфагена в 146 г. до н. э., после чего в том же году возвратился в Грецию. Здесь он пытался способствовать достижению компромисса между восставшими ахейцами и римлянами и, хотя не сумел предотвратить разрушение Коринфа Луцием Муммием, все же смог спасти некоторые художественные ценности. После ухода римлян на Полибия была возложена задача наладить управление уцелевшими городами. Сограждане-греки видели в Полибии своего благодетеля и возвели в его честь много статуй. Умер Полибий от ран, полученных в результате падения с лошади.

Выдающийся труд Полибия — “Всеобщая история”, которую он задумал, вероятно, еще в Италии, желая объяснить, “каким образом весь цивилизованный мир менее чем за 53 года (т. е. с 220 г. до н. э. до поражения Персея в 168 г. до н. э.) оказался во власти римлян”. Впоследствии Полибий расширил временные рамки своего сочинения, доведя его до разрушения Карфагена в 146 г. до н. э. К сожалению, из первоначальных 40 книг “Всеобщей истории” полностью сохранились только первые пять, остальные дошли в более-менее подробных изложениях. Прочие труды Полибия погибли.

Автор знаменитого труда, где показан путь Рима к господству над всем Средиземноморьем, Полибий попытался целостно охватить разнообразие исторических явлений и событий, основываясь на рационализированном стоиками представлении о “судьбе”, согласно которому именно она — всеобщий мировой закон и разум. По отношению ко “всеобщей истории” “судьба” у Полибия предстает как логика истории, как синоним внутренних закономерностей единого исторического процесса.

Исторический процесс Полибий рассматривает как замкнутый, повторяющийся цикл. По аналогии с живыми организмами общество, согласно Полибию, проходит состояния возрастания, расцвета и упадка. Развитие общества трактуется Полибием, как движение по кругу, в ходе которого осуществляется последовательная смена шести форм государственности: монархия (единоличное проявление вождя или монарха, основанное на разуме) перерождается в тиранию, на смену которой посредством насильственных способов (восстание, переворот, убийство) приходит аристократия (власть немногих, преследующих интересы общего блага), та, в свою очередь, вырождается в олигархию (царство беззакония, стяжательства, интриг мелкой группы против всего народа), народ выступает против олигархов и устанавливается демократия. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы), которая по мысли Полибия является, не только самой наихудшей, но и последней ступенью в смене данных исторических форм. Преодолеть кругооборот государственных форм способен, согласно Полибию, только мудрый правитель-законодатель, который видит недостатки простых форм государства и в состоянии установить новую форму — смешанную. Смешанная форма имеет аналоги в реальной истории: Спарта, Карфаген, Крит. Но наиболее правильно, считает Полибий, идея смешанной государственной формы использована в Риме. Консулат выражает монархию, сенат — аристократию, народное собрание — демократию; правильное сочетание и равновесие этих видов власти и обеспечило Риму могущество. Идеи Полибия о кругообороте государственных форм и о смешанной форме правления широко использовались в различных проектах “идеальных” государств и в утопических теориях.

Анализ смешанной конституции Рима, осуществленный Полибием, поражает своей четкостью и ясностью. Рим в его описании предстает государством с идеальной формой правления.

По мнению Полибия, в основе всякого государства лежат не только законы, но и нравы. Именно поэтому столь большое внимание он уделяет рассмотрению внеконституционных элементов в жизни римского государства. Особенно подробно он останавливается на системе воспитания молодого поколения, системе поощрений и наказаний, религиозных установлениях и, конечно, на военной системе.

Большое преимущество римского государства Полибий видит в его религиозных установках. Римляне положили в основу государственной жизни страх перед богами, который осуждается у других народов. Страх этот, считает Полибий, нужен ради толпы. Такие религиозные установления — проявления рационализма и реализма. Народ исполнен легкомыслия, противозаконных стремлений, бессмысленного гнева и насилия. Удержать его от всего этого можно только таинственным страхом и обрядами. Если бы государство состояло из одних только мудрых мужей, то в подобных средствах не было бы необходимости. Неправильно поступают те люди, которые стремятся изгнать эти представления из государственного устройства, что уже имело место у многих эллинских народов. Римляне, наоборот, бережно сохраняют эти представления, и потому магистраты у них пользуются доверием: ведь страх богов заставляет их соблюдать клятвы[9].

“Всеобщая история” Полибия — это не только последовательное описание политических и военных событий. В своем труде он затрагивает важные политические вопросы: как Рим в сравнительно короткое время стал самым могучим государством во всем обитаемом тогда мире? В чем причины могущества государства и, в частности, Римской республики?

При разработке своего политического учения Полибий опирался на идеи Платона и Аристотеля, а также на учение стоиков о циклическом развитии мира и естественном развитии общества с периодами роста, расцвета и упадка. В своем труде он не только ответил на поставленные вопросы о причинах могущества Рима, но и создал круговую схему смен государственных форм (монархия — тирания — аристократия — олигархия — демократия — охлократия — монархия). Для преодоления постоянного круговорота власти и установления стабильного правительства и нужна была смешанная форма государства.

Яркий представитель интеллигенции в истории Древней Греции, Полибий являлся автором криптографического квадрата, состоявшего из букв и цифр. Его использовали как шифр для подачи световых сигналов на расстояние в условиях форс-мажорных ситуаций или войны.

Научный интерес представляли работы, где Полибий восхищался изобретениями Архимеда (машинами, созданными для защиты Сиракуз от нападения иноземных захватчиков), а также доказывал пользу астрономии при ведении военных действий.

Примечания

9

Тыжов А. Я. Полибий и его “Всеобщая история”. URL: http:⁄/ancien-trome.ru/publik/article.htm?a=1383835844#sel= (дата обращения: 15.02.2021).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я