Счастливые к счастью не стремились

Юрий Сергеевич Сыровецкий, 2023

В книге раскрывается, что хотя человек и является кузнецом своего счастья, но не всякая личность на это способна. Обосновывается, с какими личностными свойствами человек может стать счастливым, а с какими нет. Показывается влияние на обретение человеческого счастья семьи, другого ближайшего окружения, социальных факторов в масштабе страны. Рассмотрена роль религии в обретении счастья верующими. Дается ответ на вопрос, почему человек становится счастливым, специально не ставя перед собой цели обрести счастья.

Оглавление

3. Самовыражение личности и его взаимосвязь со счастьем

Известно библейское выражение: «По делам их узнаете». Это верно и ниже будет показано, как можно познать личность и по делам, и по поведению, и по общению с другими людьми с рассмотрением ее перспектив на счастье. Но первое, с чем мы сталкивается при знакомстве с другим человеком — это его внешний облик. Именно по внешнему виду создается первое впечатление о нем, на основе которого делаются различные предположения о том, что он за «фрукт», которые часто оказываются ошибочными. А можно ли увидеть внутренний мир индивида, расписанный в предыдущей главе, «по одежке» с высокой долей достоверности?

С учетом того, что познание другого человека начинается с изучения его внешности, автор предлагает и здесь начать изучение личностных свойств индивида с расшифровки его отдельных внешних признаков и их связи с перспективами обретения счастья. Для этого рассмотрим следующие вопросы:

а) самовыражение через свою внешность;

б) отношение к собственному здоровью и его внешнее проявление.

А) Самовыражение через свою внешность

Внешность человека есть отражение его внутреннего мира. Внешний вид — это самое наблюдаемое в человеке. Через какие элементы внешнего вида «хомосапиенс» выражает самого себя и свои ориентиры на счастье? Представляется, что к ним можно отнести следующие составляющие: телосложение; прическу и цвет волос; макияж и косметически-хирургическую коррекцию лица и тела; бижутерию и ювелирные украшения; одежду и манеру одеваться.

Телосложение. Автор решил не использовать научную классификацию телосложения людей, а остановился на ее бытовой трактовке, выделив следующие типы телосложения: спортивный, обычный (включая поджарый и упитанный типы) и толстый.

Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку, позволяют человеку создать спортивное телосложение. Это делает его способным уверенно двигаться к счастью. Люди с таким телосложением нередко бывают привлекательными внешне, чем вызывают к себе симпатии, особенно у представителей противоположного пола.

Обычное телосложение присуще людям — не спортсменам, в лучшем случае делающим зарядку, осуществляющим определенную двигательную активность (хождение пешком, работа на даче и т.п.), поддерживающим в целом нормальный вес за счет режима питания, который может несколько колебаться. При небольшом превышении нормального веса обычные люди становятся упитанными. Если у них вес меньше нормы, но не до истощения, — они превращаются в поджарых. Как правило, лица с обычным телосложением не страдают серьезными хроническими заболеваниями. Среди них имеются и долгожители, например, артист Зельдин. Физические параметры телосложения обычных людей позволяют им стать как счастливыми, так и несчастными, что в большей мере зависит от их самооценки (упитанные время от времени могут пытаться похудеть) и других качеств, которые будут рассмотрены позднее.

Люди с телосложением спортивного и обычного типа могут быть как хомоцентрическими и социоцентрическими, так и эгоцентрическими личностями, с самыми разнообразными другими личностными свойствами: мышлением, волей и т.д. Личностно информативным оно становится тогда, когда начинает обретать эксклюзивные формы.

Некоторые индивиды стремятся превратить свое тело в исключительное, например, занимаясь бодибилдингом. В данном случае тело для индивида обретает статус культа, приоритетной жизненной целью, возникает жажда обладания супертелом. Это присуще, как правило, эгоцентристам. Со стороны обычного человека на бодибилдеров страшно смотреть, особенно на женщин, у которых женский пол и не сразу заметишь. Ради достижения созданного их воображением телесного идеала бодибилдеры не останавливаются перед разрушением своего здоровья посредством употребления особых препаратов и изнурительных специализированных тренировок, уродующих их внешний вид, превращающих в ходячих манекенов. Их круг интересов и общения резко сужается. Нередко бодибилдеры считают себя суперменами или супервуменами, смотрят на других свысока, как на «недоделанных», но психологически, по мнению автора, сами испытывают некоторый комплекс неполноценности именно в сфере человечности. Ощущение ими реального счастья сомнительно.

Порой формирование телосложения человека обусловлено режимом питания, негативно отражающегося как на его здоровье, так и на возможности стать счастливыми. Рассмотрим особенности людей с этими типами телосложения.

Чрезмерно худыми обычно оказываются девушки-эгоцентристки, имеющие страсть к похудению, порождаемую деформированной самооценкой, стремящиеся к воображаемому совершенству. Побуждало их к этому гипертрофированное желание нравиться, препятствие к которому была обеспокоенность своим мнимым или реальным дефектом, появлением у них навязчивых, бредоподобных мыслей о лишнем весе, собственной непривлекательности, уродстве. Деформированный эгоцентризм таких девушек приводил их к катастрофическим последствиям для здоровья и лишал их возможности обрести хоть какое-то счастье.

Толстые (обжоры), чаще всего, также являвшиеся эгоцентристами, слабовольными и порой не очень умными. Они становились толстыми, потому что не знали меры в еде. Удовлетворяя эту свою потребность, не очень считались с интересами по этому поводу с другими. Из-за своей полноты, создавали много проблем окружающим в общественном транспорте, на работе и т.д. Им всегда чего-то не хватало, они больше других требовали помощи от других. Короче, как типичные эгоцентристы, они оказываются всем и всеми недовольными, поэтому им затруднительно испытывать ощущение счастья.

Прическа и цвет волос. Хомоцентристы и социоцентристы, в основном, носят прическу по форме и цвету, соответствующую их возрасту и особенностям внешности. Это свидетельствует об адекватной этими лицами самооценке, стремящимися выглядеть естественно в окружении других людей.

Некоторые подкрашивают свои волосы (пожилые люди подкрашивают седины), другие полностью их красят в свой родной цвет или близкий к нему. Когда так делают женщины (не девочки) любого возраста, то это нормально, что позволяет их объединить с предыдущей категорией лиц. Но если красить свои волосы начинают мужчины, обладающие эгоцентрической направленностью личности, то они напоминают попугаев, пытающихся не по-мужски улучшить свой внешний вид, выглядеть моложе своего возраста. Эти «попугаи» демонстрируют не по возрасту повышенный сексуальный интерес к женщинам, а сегодня, возможно, и однополую ориентацию. (Сразу хотелось бы оговориться — автор абсолютный сторонник традиционных отношений между людьми: сексуальная любовь должна быть только между мужчиной и женщиной, а между однополыми созданиями возможна только дружба, однозначно исключающая секс). У таких «мужчин» имеет место очевидное деформированное самовосприятие, и в связи с этим противоестественное отношение к окружающим.

Особенно ярко деформация внешнего самовыражения проявляется, когда люди волосы на голове красят в яркие, зеленые, желтые или, того хуже, разные серо-буро-малиновые цвета. Они, побуждаемые своим эгоцентризмом, просто как бы начинают кричать: «Обратите на нас внимание, мы жаждем этого!». В качестве дополнения к проявлению данного непреодолимого желания иногда появляются соответствующие прически субъектов: немыслимые зачесы, начесы, плетения, выстриги изощренной формы, что имеет место быть как у женщин, так и мужчин. Вместе цвет волос и прически характеризуют обладателей подобных изысков как людей, с нарушенной логикой понимания жизненных ценностей, создающих им проблемы для конструктивного сотрудничества с окружающими. Переубедить их в целесообразности изменения подобных ценностей невозможно, потому что они в силу своего эгоцентризма других обычно не слышат. Их «счастье» в удовольствии типа наркотического (а, возможно, и собственно наркотического), что вряд ли можно назвать счастьем.

Если такие вычурные прически считать самовыражением, то они есть наглядное саморазоблачение их обладателей, прежде всего, как эгоцентристов, стремящихся привлечь к себе внимание окружающих не какими-то достоинствами «хомосапиенс», а павлиньими средствами.

О прическах хотелось бы сказать еще то, что в настоящее время это понятие относительное. Многие молодые люди, среди которых встречаются даже девушки, бреются налысо. Если у мужчин это еще выглядит не так страшно, то женщины в данном случае представляют собой жалкое зрелище, поэтому и говорить здесь о них в этом плане больше нечего.

Эгоцентристы, обладающие вычурными прическами по форме и цвету и дамы с «голой» головой могут заявлять, что они счастливы, но озвученное ими как бы удовлетворение своим образом жизни не вызывает доверия и больше похоже на самообман., а не реальное ощущение счастья. Их самодовольство своим «украшательством» головы скорее ощущается как психопатическое и противоестественное, которое даже неким подобием счастья, по мнению автора, назвать нельзя.

Увы, сегодня в этот процесс безумства с прическами вовлекаются и дети школьного возраста, причем, как девочки, так и мальчики (автор видел мальчика, у которого волосы были покрашены в три цвета: оранжевый, фиолетовый и зеленый), что некоторым из них создает большие проблемы в школе. В одной из телепередач, мама пожаловалась, что ее двенадцатилетнюю дочь затравили одноклассники из-за того, что она покрасила свои волосы на голове в зеленый цвет. Эта «воспитательница» в знак солидарности с дочерью покрасила и свои волосы в такой же цвет. Вместо того, чтобы провести с ней тактичную беседу, в которой объяснить своей наследнице о неразумности ее поступка, совершенного в силу малолетства, она усугубила ситуацию еще большей своей взрослой глупостью. Кстати, за подобными крашеньем и выбритием волос на голове у детей, как правило, стоят именно родители, пытающиеся выделить своих чад из общей «серой» массы, так как другим выделиться, например, отличной учебой, они не способны. И с детства калечат их психику, лишают возможности стать счастливыми, превращая в эгоцентристов еще в раннем возрасте.

Эгоцентрическое отношение к прическе или ее отсутствию, как правило, свидетельствует о невысоком интеллекте ее обладателя и низком уровне развития воли.

Макияж и косметически-хирургическая коррекция лица и тела. Одним из важнейших объектов внимания человека к своей внешности является лицо. У женщин макияж для его обработки является первейшим средством. Представляется, что для мужчин он недопустим, если они традиционной ориентации (последние, по мнению авторы, выпадают из когорты нормального человеческого сообщества, анализ обретения ими счастья человеку традиционного склада не интересен). Поэтому обычными мужчинами макияж не может рассматриваться как какое-то средство, влияющее на достижение ими счастья. Он может использоваться, по мнению автора, лишь мужчинами-эгоцентристами.

У женщин макияж весьма красноречив. Они применяют его в очень в широком диапазоне. Правда, есть некоторые представители женского пола, которые практически не пользуются «боевой раскраской», предпочитая появляться среди людей в своем естественном виде. Они могут нравиться кому-то или нет, но среди них имеются как по-настоящему счастливые, так и несчастные. Макияж в их жизни для обретения счастья роли не играет, но в некоторых случаях мог бы. При адекватном его использовании данная категория представительниц слабого пола могла бы несколько повысить свою внешнюю привлекательность и тем самым расширить круг мужчин, способных обратить на них внимание, в том числе и тех, кто симпатичен и самим женщинам.

В целом умеренный макияж для женщин уместен и должен подчеркивать их внешние достоинства. Это помогает им занять необходимый статус среди окружающих, что, безусловно, играет конструктивную роль на пути к счастью.

Но есть женщины, которые макияж используют сверх всякой меры, в результате порой превращаясь, как говорят в обиходе, в размалеванных. Яркость своего внешнего вида они могут усиливать татуировками на лице, которые порой обретают кошмарный вид, пирсингом в носу, на губах, в ушах, омолаживанием лица ботоксом, накачиванием губ латексом, осуществлением подтяжек, хирургическим изменением разреза глаз и использованием еще бог знает чего.

Здесь «боевая раскраска» и косметические операции выполняет ту же функция, что и прическа в совокупности с цветом волос. Яркий и неумеренный макияж с использованием прочих вышеназванных средств, свидетельствует об утрате такими женщинами-эгоцентристками способности объективно оценивать реальную женскую привлекательность, и о выставлении ими на показ демонстративного желания обратить на себя внимание.

Внимание на себя они, конечно, обращают, однако правильно ли при этом его соискательницы прогнозируют формируемое таким их внешним видом отношение к себе со стороны окружающих? Представляется, что, независимо от ожиданий, в действительности женщины с неумеренным макияжем и прочими атрибутами лицевого украшательства не получают удовлетворения от формируемого ими столь желаемого внимания к ним, способного вызвать ощущение счастья. В таком случае к ним со стороны других людей возникает, как правило, утилитарное отношение в виде кратковременного использования их женских физиологических особенностей. В конечном итоге это приводит к разбитому корыту, у которого счастьем и не пахнет.

Тело и его части тоже являются объектом внешних преобразований. У мужчин — это, в основном, татуировки. По мнению автора, здравомыслящие мужики — хомоцентристы и социоцентристы, этими глупостями не занимаются. Но мужское здравомыслие у представителей сильного пола очень разниться. Некоторые мужчины ограничиваются нанесением на свое тело (руки, ноги) небольших тату, представляющих для них некие значимые символы. В их самовыражении и в обретении счастья они особой роли не играют.

Однако последнее время интенсивное татуирование получило широкое распространение, как среди мужчин, так и женщин, уродующих свой внешний вид, покрывая татуировками всю поверхность тела, рук, ног, а в отдельных случаях лица и головы. Как правило, подобные «художества» в этом случае выполняют ту же роль, что и «павлиньи» прически, а также яркий макияж и другие «прибамбасы» лицевого украшательства — обратить на себя внимание, выразив таким образом их «незаурядность», а точнее, эгоцентризм. Что эти субъекты будут делать в пожилом возрасте, когда кожа на их теле начнет стареть и все их картинки «сожмурятся»? Своим внешним татуировочным видом они привлекут внимание к себе, но вот отношение к ним со стороны окружающих, на взгляд автора, будет выражать не восхищение, а смешанное чувство удивления с пренебрежением, непониманием того, что заставило этих людей так поиздеваться над своим внешним видом, превратив себя в первобытных папуасов. Поможет ли обильным «татушникам» их «клеймение» приблизиться к удовлетворению собой и ощущению счастья, особенно, когда они посмотрят на себя в зеркало? Вряд ли. Вот только избавиться от татуировочного кошмара почти невозможно без негативных последствий.

Несколько слов о косметических операциях. В жизни бывают случаи, когда люди попадают в аварии и получают травмы лица, других частей тела, деформирующих их внешне, оказываются пострадавшими от ожогов на пожарах и т.п. В таких ситуациях врачам-косметологам порой удается возвращать жертвам несчастных случаев приемлемый внешний вид, принося им радость восстановления порушенного. Такие операции оправданы и вызывают у «исправленных» чувство благодарности к «исправившим» их.

Однако некоторые женщины к уродованию своего тела татуированием добавляют косметически-хирургическую «коррекцию» некоторых здоровых частей своего тела, например, груди и ягодиц в целях изменения их формы и размеров. Довольно часто в этой коррекции не хватает меры, прежде всего, у женщин-эгоцентристок, и после подобных «улучшений» внешний вид прооперированных телес становится уродливым, а подчас из-за этих операций возникают осложнения и для здоровья в целом, порой имеющих катастрофические последствия. Вместо счастья обладания идеальными формами получают несчастье с последующей необходимостью долгого и с большими осложнениями «выкарабкивания» из создавшегося положения. Так и хочется сказать — природу не надо править, в ней все взаимосвязано, стройте счастье, развивая свое тело естественным, а не хирургическим путем. Это единственный надежный вариант движения к счастью, не уродуя себя как личность и не причиняя вреда своему здоровью.

Макияж и косметически-хирургическая коррекция лица и тела, осуществляемые эгоцентристами, свидетельствует еще о том, что, как и в случае с прическами, у них не все в порядке с интеллектом и волей.

Бижутерия и ювелирные украшения. Этими атрибутами украшения пользуются мужчины и женщины. Первые в меньшей степени, ограничиваясь, в основном, золотыми цепями на шее, перстнями на пальцах, вычурными часами и атрибутами культа. У женщин этот набор гораздо богаче и включает в себя: серьги, клипсы, бусы, колье, ожерелье, кулоны, кольца, перстни, часы, браслеты на руках и ногах, атрибуты культа. Здесь имеются ввиду бижутерия и ювелирные украшения, которые представители обоих полов носят, а не хранят в ларцах или в других заветных местах исключительно в качестве драгоценностей, составляющих материальное благосостояние владельцев.

Бижутерия и ювелирные украшения в значительной мере определяют социальный и материальный статус человека, а также его художественный уровень и способность разбираться в том, когда и какую вещь уместно надеть на себя.

Автору приходилось принимать на работу специалистов мужчин, повседневно носивших толстые золотые цепи на шее. Как правило, они оказывались склонными к воровству и недобросовестному отношению к своим обязанностям, стремящимися преувеличить результаты своей деятельности и «пустить пыль в глаза». Почти всегда со временем обладатели цепей на чем-то нехорошем попадались, и их приходилось увольнять. Кто носит очень дорогие часы, обычно использует их не по прямому назначению, а для демонстрации своего материального положения. С той же целью осуществляется и ношение перстней. Некоторые индивиды любят демонстрировать на себе наличие у них золотых крестов и других атрибутов культа в драгоценном обрамлении. Настоящий верующий крест и различные религиозные образки носит под нательной рубахой и не выставляет напоказ. Данная демонстративность скорее говорит о лицемерии псевдоверующего.

Короче говоря, подобные предметы украшения мужчин не украшают, а показывают их претензии на особый статус. Особое внимание к названным ювелирным украшениям отвлекает внимание таких особей мужского пола от других целей, достижение которых могло бы принести им больше удовлетворения и счастья в жизни. Почти всегда они оказывались эгоцентристами. Социоцентристы и хомоцентристы из числа мужчин этим, как правило, не балуются.

У женщин адекватное использование бижутерии и ювелирных украшений придает им определенный шарм, повышает их привлекательность, что дает возможность иметь больший успех у мужского пола, чем увеличиваются их шансы по выбору достойного партнера, например, для создания семьи. Этими женщинами чаще всего оказываются хомоценнтристки и социоцентристки. Но не все женщины используют бижутерию и ювелирные украшения адекватно. Некоторые из них, прежде всего, эгоцентристки напоминают новогоднюю елку, обильно увешанную «игрушками» из бижутерии и ювелирных украшений. С их помощью они стремятся обрести определенную экслюзивность, ослеплять поклонников, выделиться из среды остальных женщин. За подарки в виде бриллиантов дамы нередко дарят свою благосклонность дарителю, оценивая его достоинства через призму качества и стоимости этих подарков.

Радость обладания данными украшениями, на взгляд автора, напоминает мыльный пузырь, который быстро лопается, так как владелица «побрякушек» после их покупки или дарения ей вскоре привыкает к ним и жаждет новых. Страсть непрерывно получать очередные украшения у неравнодушных к ним женщин ненасыщаема. Короткая, пусть и бурная радость по каждому случаю их обретения может создать некую видимость счастья, но вряд ли способна вызвать его глубокое и долговременное ощущение.

Определенную роль в выражении личности, в основном, женщин, играет парфюмерия. Приятный аромат, исходящий от дамы, создает благоприятную атмосферу для общения с ней. Но резкие и сильные запахи являются очередным средством дополнительного привлечения подобными представительницами слабого пола к себе внимания, как правило, эротического характера, побуждающие окружающих мужчин действовать соответствующим образом. Данная форма женского эгоцентризма вряд ли вызовет устойчивый интерес у представителей сильного пола, действительно способных осчастливить дам, источающих такие ароматы.

Одежда. Одной из причин развала СССР некоторые эксперты называют желание многих советских людей превратить страну в заморский «шмоточный рай». Вывод далеко не бесспорный, но доля правды в этом есть. По отношению к одежде и обуви все люди, по мнению автора, делятся на следующие категории:

— безразличные к тому, во что и как они одеты, не считаясь с мнением окружающих, одевают на себя все то, что требуют климатические условия, соблюдая минимум приличий;

— стремящиеся одеваться достойно, придерживаясь моде, но без фанатизма, избегая излишней дороговизны, в соответствии с имеющимся материальным достатком; одежда в их жизни играет определенную, но не главную роль;

— исповедующие культ одежды, стремящиеся одеваться по последней моде, с особым изыском, если позволяют средства — дорого;

— пытающиеся выглядеть ярко, броско, эпатажно, порой «крикливо», стремящиеся обратить на себя повышенное внимание.

О первых можно сказать, что они, скорее всего, счастьем обделены, что и выражают через свою манеру одеваться. Они встречаются среди бомжей и просто асоциальных личностей. Если у них когда-нибудь появятся значимые цели и задачи, достижение и решение которых сможет вызвать у них чувство большого удовлетворения, то, возможно, они станут счастливыми и изменят свое отношение к одежде. Однако последнее маловероятно, потому они, как правило, являются асоциальными личностями и страдают безвольным эгоцентризмом.

Вторые к одежде относятся, в большей степени, утилитарно, хотя и с пониманием того, что живут в обществе, в котором нужно представлять себя приемлемо. Но, судя по всему, они озабочены более значимыми целями и задачами, достижение и решение которых для них играет более важную роль. Представляется, что у людей с такой манерой одеваться и обуваться, предпосылки для обретения счастья имеются. Такого стиля в одежде обычно придерживаются ученые, конструкторы, занимающиеся публичной деятельностью и т.д. В личностном плане они, как правило, оказываются хомоцентристами и социоцентристами.

Третьи возможно и довольны своим внешним видом, но, судя по манере одеваться и обуваться, отдают предпочтение форме перед содержанием, для них оболочка важнее сути. Из этого следует, что цели и задачи, которые они перед собой ставят, ориентированы больше на внешний эффект, производимое впечатление. Такие индивиды вряд ли способны на серьезные переживания и ощущения глубокого счастья. Особенно это характерно для современных нуворишей. В личностном плане они скорее всего оказываются эгоцентристами

Четвертые стремятся всех удивить своим внешним видом, который по манере одеваться свидетельствует об отсутствии у них высокого интеллекта и наличии примитивных желаний. Из-за отсутствия реальных достоинств, они пытаются производить впечатление несуразными одеждами и обувью. Некоторые субъекты, таким образом, демонстрируют свою сексапильность или нетрадиционную сексуальную ориентацию. В целом данная категория лиц просто неспособна на серьезные переживания, истинное удовлетворение жизнью и глубокое ощущение счастья.

Четвертые могут быть отнесены к явным эгоцентристам.

Итак, телосложение, прическа и цвет волос, макияж и косметически-хирургическая коррекция лица и тела, бижутерия и ювелирные украшения, одежда являются информативными характеристиками внешнего самовыражения человека, прежде всего, как личностей с эгоцентрической направленностью. Что касается хомоцентристов и социоцентристов, то по внешнему виду личностей этого однозначно определить невозможно. Для этого требуется изучение других аспектов жизнедеятельности человека. Тем не менее некоторые рекомендации по формированию человеком своей внешности, которые могут способствовать обретению им счастья, все-таки предложим:

— не нужно быть толстяком и превращать чревоугодие в главное удовольствие жизни;

— к прическе, макияжу и косметике, бижутерии и ювелирным украшениям, одежде следует относиться с пониманием того, что человек живет в обществе, в котором важно представлять себя приемлемо, но без чрезмерности, для обретения счастья свои природные внешние данные (без веских на то оснований) улучшать хирургическим путем не следует.

Б) Самовыражение через отношение к собственному здоровью

Академик Н.М.Амосов (советский и украинский учёный-медик, торакальный хирург, кибернетик, писатель) говорил, что здоровье ему нужно не для счастья, а для того, чтобы не испытывать несчастья, не болеть (болезни порой приносят огромные беды, превращающие жизнь индивида в сплошной кошмар).

Согласившись с данным умозаключением академика, следует добавить, что крепкое здоровье непосредственно влияет и на обретение счастья человеком. Оно обеспечивает его физическими силами, энергией и самочувствием, необходимыми для достижения поставленных целей и вытекающих из них задач.

Обобщенным средством, определяющим состояние здоровья, обычно называют ОБРАЗ ЖИЗНИ. Его составляющими являются:

— режим жизни;

— рацион питания и сохранение здоровья;

— привычки и наклонности;

— двигательная активность.

Режим жизни. Принято считать, что человек укрепляет свое здоровье посредством соблюдения здорового образа жизни, а разрушает его, соответственно, ведя нездоровый образ жизни. Но в реальности все не так однозначно. Образ жизни, здоровье и счастье зачастую образуют противоречивый комплекс. Это можно увидеть при раскрытии содержания названных составляющих образа жизни.

Режим жизни формируется на основе распорядка дня, традиционно включающего в себя: зарядку, питание, труд, активный отдых, покой и сон. Основным элементом режима дня у всех нормальных людей является труд.

У трудоголиков, которыми, как правило, оказываются социоцентристы, практически полностью время дня заполняется работой при отказе от зарядки, сокращении времени на питание (при максимальном упрощения самого питания), отдых (включая отпуск) и даже сон. Им всегда некогда, они не контролируют состояние своего здоровья и личного счастья с ним не связывают. Одна надежда — на возможно имеющийся у них потенциал природной физической энергии, которого порой не хватает. Их режим жизни можно охарактеризовать — работа на износ. О здоровье вспоминают лишь с возникновением каких-либо острых заболеваний. Короче, режим жизни трудоголиков путь к здоровому счастью не прокладывает.

Большое количество людей, преимущественно, хомоцентристы живет по другому режиму: а) проснувшись, делают зарядку с разной интенсивностью; б) нормально (вовремя, в приемлемом количестве и ассортименте) питаются; в) достаточно отдыхают (совмещая различные формы отдыха: активную, пассивную и культурную в приемлемых пропорциях), г) спят установившееся годами время. Работе отводят времени столько, сколько требуется. Собственным здоровьем занимаются, но, как сейчас принято говорить, без фанатизма. Главное, чтобы во всем была стабильность, не отягощенная каким-либо проблемами — ни материальными, ни обусловленными состоянием здоровья. В такой стабильности они и видят счастье.

Разнообразные формы образа жизни могут вести эгоцентристы. Среди них имеются субъекты, просто плохо организующие проведение своего дня, живут по принципу: как бог на душу положит. Они собственный дневной режим не планируют, за них это дома делает супруг или супруга, а на работе — начальник. Каким образом такой режим дня отразиться на их здоровье, этих индивидов не особенно волнует. Как-нибудь все устроится само собой. Они нередко испытывают проблемы со здоровьем, что порождает у них негативные переживания, раздражительность, а в итоге недовольство вся и всем, появлением ощущений, далеких от счастья.

Ленивые эгоцетристы свой режим дня стараются свести преимущественно к отдыху, причем пассивному, и сну. Такой распорядок бытия далеко не всегда им удается установить. От этого «пассивщики» испытывают определенный дискомфорт, препятствующий возникновению у них ощущения счастья. Но даже, если им удается построить желанный режим дня, большой радости данным субъектам это не приносит, потому что ни укреплению здоровья он не способствует, ни возникновению сильных положительных переживаний, на которые они чаще всего не способны. Им нужен покой, который и олицетворяет собой их суррогатное счастье.

Рацион питания и сохранение здоровья. Здесь хотелось бы обратить внимание на образ жизни двух категорий индивидов-эгоцентристов: первые во главу угла своих жизненных целей ставят собственное здоровье, а вторые стремятся к максимальному удовлетворению своих физических потребностей, но разрушающему их здоровье. При этом и те и другие обрекают себя на несчастье. Тех, кто дорожит своим здоровьем и в этом видят главный смысл жизни, назовем фанатами сохранения и укрепления здоровья. Других, фактически разрушающих собственное здоровье стилем питания, как чревоугодников и «фигуристов».

Фанаты сохранения и укрепления здоровья оценивают все продукты питания с точки зрения их полезности или вредности, а также необходимым количеством потребления. Чаще всего это деление оказывается очень субъективным. Автору нередко приходилось сталкиваться с диаметрально противоположными мнениями крупных специалистов на одни и те же виды продовольствия. Например, одни считали молоко и молочные продукты полезными, но были и такие, которые признавали их вредными. Вегетарианцы полагают неприемлемым для здоровья использование в качестве пищи мясо и едят только растительную продукцию. А мясоеды убеждены, что без употребления мяса страдает развитие человеческого интеллекта. Распространено мнение о вредности мучных изделий, сахара, соли и т.п.

Такой подход к еде вряд ли можно признать конструктивным, способствующим реальному укреплению здоровья. Он лишает фанатов здорового питания удовольствия еды, и тем самым одного из элементов счастья. Так называемая полезная пища нередко оказывается невкусной. А, например, вегетарианцы, не получают возможности насладиться замечательным грузинским шашлыком или бесподобным узбекским пловом.

Такое отношение к еде создает проблемы в общении с другими людьми при проведении совместного досуга, связанным с поеданием еды, например, на пикниках.

Люди, для которых здоровье имеет большое значение, в своем дневном режиме уделяют значительное место активному отдыху и полноценному сну. Они редко отступают от такого режима дня в пользу работы. Собственное самочувствие играет для них самую важную роль в удовлетворенности своей жизнью, которая вряд ли дотягивает до ощущения личного счастья. С особым тщанием данные фанаты занимаются различного рода физическими оздоровительными процедурами, в частности, шведской ходьбой, отдавая этому все свое свободное время, в ущерб другим аспектам своей жизнедеятельности, например, культурному досугу. Порой становятся «помешанными» на гигиене, без конца все дезинфицируют. Не здороваются с другими за руку, боясь получить таким образом вредные микробы.

«Зацикленность» на здоровье, ведет к тому, что данная категория людей может испытывать постоянный страх за него, который их угнетает. Непрерывное беспокойство по любому, даже незначительному поводу, связанному с каким-либо даже небольшим недомоганием, вызывает у них негативные эмоции и превращает жизнь в тягостное ожидание серьезных болезней, побуждает их употреблять всяческие препараты, укрепляющие иммунитет (например, БАДы — биологически активные добавки). Из-за этого возможность обретения счастья фанатами здоровья, являющиеся, как правило, эгоцентристами, практически исключена.

Но есть люди, в основном, социоцентристы, оказавшиеся очень больными или инвалидами по независящим от них причинам, не смотря на свалившееся на них несчастье, которые все же смогли стать… счастливыми. Н.Островский словами Павла Корчагина в книге «Как закалялась сталь» сказал: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной». Сам он так и поступил, оказавшись прикованным к постели. А вот пример из нашего советского прошлого: «17 февраля 1943 года в бою К.П.Орловский был тяжело ранен, в результате чего лишился кистей обеих рук (руки ампутированы партизанским врачом без наркоза обычной пилой). После выздоровления продолжил командовать отрядом. 20 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, ему присвоили звание Героя Советского Союза. В июле 1944 года обратился с письмом к И.В.Сталину, в котором попросил назначить его председателем колхоза в одном из освобождённых районов Белорусской ССР, обещал восстановить хозяйство и вывести его в передовые. С января 1945 года бывший партизанский командир — председатель колхоза «Рассвет» Могилёвской области Белорусской ССР. Всего за несколько послевоенных лет ему удалось возродить хозяйство. 18 января 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития сельского хозяйства по производству зерна, картофеля, льна, мяса, молока и других продуктов, внедрение в производство достижений науки и передового опыта, К.П.Орловскому присвоили звание Героя Социалистического Труда».

К.П.Орловский безусловно сумел обрести свое главное жизненное счастье, потому что сумел по примеру Н.Островского, стать полезным, поставив перед собой новую социально-значимую цель и успешно ее реализовав как личную, несмотря на свою физическую ущербность.

Чревоугодники и «фигуристы» ставят вопросы здоровья на последнее место. У них две страсти: одни любят вкусно и много есть — гурманы, а другие — все время пытаются похудеть, считая самым большим злом лишние килограммы своего тела.

Гурманы-«обжоры» стремятся получить максимальное удовольствие и наслаждение от трапезы. Однако у такого подхода есть один недостаток. В этом случае едоки, как правило, стремятся есть как можно чаще именно любимые блюда, к которым постепенно происходит адаптация. Из-за этого возникает потребность в новых изысках, и гурману все тяжелее удается порадовать себя очередным продовольственным шедевром. Удовольствие от трапезничания, а с ним и ощущение счастья, со временем снижается.

В свое время в Древнем Риме долгие приемы пищи и «обжорство» среди патрициев было нормой. Они могли помногу есть в течение многочасовых групповых застолий. Чтобы процесс еды превратить в длительный процесс, после насыщения эти чревоугодники даже принимали рвотное для освобождения желудка в целях потребления новых порций яств. В наше время «обжорами» и гурманами обычно становятся с детства, преимущественно благодаря неумеренно заботливым мамам и бабушкам, а также в семьях, в которых сложился культ еды, созданный «тяжеловесными» родителями.

Поскольку «обжоры» потребляют пищи больше, чем это им необходимо для нормальной жизнедеятельности, в их организме происходят патологические изменения, порождаемые неизбежным ожирением. У них появляются хронические заболевания: сердечно-сосудистые, печени, почек, желчного пузыря, селезенки, желудочно-кишечного тракта, суставов и другие. Мускулатура становится явно недостаточно развитой для управления отяжелевшим телом. В результате имеющихся болезней, порождаемые излишним весом и недоразвитой мускулатурой, «обжоры» нередко обращаются к врачам. Порой можно услышать, что многие толстяки и толстячки стали таковыми в результате ранее сформировавшейся у них болезни или генетической предрасположенности. Но смеем заметить, что в Бухенвальде (немецком концлагере) толстых не было. По мнению автора, гурманы-«обжоры» больными становятся уже после того, как стали толстыми. Заболевания у них появляются из-за приобретенного лишнего веса, а «генетической предрасположенностью» у них оказывается, как уже отмечалось выше, с детства принятый в семье режим питания.

Толстые (обжоры), чаще всего, оказываются эгоцентристами, слабовольными и порой не очень умными в силу своей лености. «Толстяки», не считающие свою полноту недостатком, постоянно испытывают различные неудобства в жизни, им везде тесно, получают критические замечания в свой адрес, которые воспринимают, как правило, с обидой, за общим столом не обращают внимания на достаточность еды для других сотрапезников. Им главное насытить свой ненасытный желудок. А хватит ли угощения другим — их не интересует. Окружающим с ними затруднительно на равных совместно работать, дискомфортно сообща питаться, неприятно общаться (в ходе беседы порой перекусывают между традиционными приемами пищи), они часто ссылаются на свои недомогания, не считая их следствием собственного порока чревоугодия и т.п. «Обжоры», как типичные эгоцентристы, часто оказываются всем и всеми недовольными, поэтому им затруднительно испытывать ощущение счастья.

Иногда толстые, уставшие от неудобств, создаваемых им в повседневной жизни их полнотой, пытаются стать «фигуристами» — похудеть, стараясь быстро решить эту проблему за счет рекламируемых суперэффективных диет. В результате в процессе предпринятой акции они ходят голодные и… злые, так как постоянно пребывают с неутоленной жаждой в еде. Часто из-за слабой воли срываются и останавливают акцию приведения своего веса в порядок, наедаются от «пуза», чем вызывают прилив саморазочарования. Когда ряд попыток заканчиваются неудачей, то и вовсе прекращают процесс самостоятельной нормализации габаритов своего тела, возвращаясь в «отряд обжор» со всеми вытекающими последствиями для счастья.

Отдельные, не полагаясь на свои волевые качества, решают прибегать к медикаментозным средствам. Благо дело, современная реклама предлагает массу таких средств и обещаний на 100% решить проблему похудения до нужных параметров. Чаще всего, обещаемый эффект продавцами этих средств, оказывается обманом, но, увы, не всегда безобидным. Данные средства для похудения порой оказываются наркосодержащими или просто вредными для здоровья. В результате они не только не позволяют достигнуть желаемой цели похудения, но и в силу нанесения вреда здоровью негативно отражаются на движении к личному счастью.

Более разумные и волевые прибегают к помощи специалистов, иногда размещаясь для этого в специализированных клиниках. Однако и там не все ведут себя одинаково. Отдельные соглашаются на естественный процесс постепенного снижения своего веса под контролем медиков. В этом случае задача нормализации веса, как правило, заканчивается удачно и после данного цикла процедур человек и после клиники остается в нормальном весовом состоянии, что способствует созданию более комфортных условий для повседневной жизни. Человек становится добрее и доброжелательней в общении. Это может способствовать изменению его направленности личности в сторону хомоцентризма и, таким образом, создать возможности получать больше удовлетворения своим бытием и достигнуть счастья.

Другие, желающие получить быстрый результат, прибегают к хирургической операции, связанной с откачиванием лишнего жира и удалением кожных растяжек. Эти операции не всегда проходят успешно, так как сегодня за их осуществление порой берутся сомнительные специалисты. Но даже, если все прошло хорошо, после выписки из медучреждения нередко появляются негативные последствия. Вес у прооперированного индивида уменьшился, а привычки в еде, личностные свойства, в основном, остаются прежними. И вес… быстро набирается вновь, возвращая все на круги своя.

Крайней формой «фигуристов» является похудение до истощения. Как уже отмечалось выше, чрезмерно худыми обычно оказываются девушки-эгоцентристки, имеющие страсть к похудению, порождаемую деформированной самооценкой, стремящиеся к воображаемому совершенству. Обеспокоенные своим мнимым или реальным дефектом, появлением у них навязчивых, бредоподобных мыслей о лишнем весе, собственной непривлекательности, уродстве, они вводят жесткие ограничения питания, пищевой инстинкт и инстинкт самосохранения тормозятся. Недостаток питательных веществ активизирует физиологические защитные механизмы, происходит замедление метаболизма, сокращается секреция пищеварительных ферментов, желчных кислот и инсулина. Процесс переваривания пищи сначала вызывает дискомфорт, а затем приводит к анорексии (полный или частичный отказ от еды). На поздних стадиях анорексии усвоение пищи становится невозможным. Возникает состояние кахексии с риском смерти.

Что тут еще можно добавить? Близкие инициатора такого похудения, должны еще в самом начале появления у него первых признаков превращения в жертву анорексии оказать на него максимально возможное воздействие самостоятельно или с помощью специалистов в плане изменения им самооценки своего тела. В противном случае она (он) не только не сможет стать счастливой (ым), но и лишиться самой жизни.

С пищей человек получает все необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией, необходимой для роста и поддержания жизнедеятельности тканей. Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Чтобы правильно питаться, необходимо:

А. Получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все перечисленные типы питательных веществ.

Б. Исключить продукты, способные отравить человека, вызывающие расстройство его здоровья, аллергию, ухудшение самочувствия.

В. Пища должна быть простой, вкусной и очень вкусной. Чаще всего следует употреблять простую еду, но разнообразную и приятную на вкус, реже вкусную, например, по выходным дням, и очень вкусную — по праздникам и знаменательным датам. Могут спросить, почему не каждый день есть очень вкусную пищу? Чтобы не допустить привыкания к ней, а благодаря редкому потреблению очень вкусных яств получать огромное удовольствие по праздникам. От этого и праздники будут праздничнее. Не хотелось бы оказаться в положении известного таможенника Верещагина — героя фильма «Белое солнце пустыни», который расстроился, когда ему жена в очередной раз предложила осетровую икру.

Г. Употреблять за один прием столько пищи по объему и калорийности, чтобы вес человека оставался неизменно оптимальным (исключения могут быть только по праздникам).

Привычки и наклонности. Одними из наиболее устойчивых характеристик образа жизни человека являются его привычки и наклонности, являющиеся, как говорят, второй натурой. Но привычки могут быть укрепляющими здоровье индивида, способствующие обретению им счастья, и наоборот. Ежедневно делать зарядку, придерживаться определенного распорядка дня, любое начатое дела доводить до конца, быть чистоплотным и т.д. — эти привычки помогают субъекту двигаться вперед как бы на автомате, без излишних усилий. Они обычно присущи хомоцентристам и социоцентристам, хотя и не всегда. Но есть и вредные, которые ведут в обратную сторону, например, курение, злоупотребление алкоголем, наркозависимость, а сегодня, игровая зависимость, склонность к многочисленным интимным связям и др., отрицательно отражаются на здоровье того, кто этим увлекается, и тормозит его продвижение к светлому счастливому будущему. Такой вывод почти очевиден, но данные пороки довольно живучи и трудно выводимы как у эгоцентристов, так и у некоторых социоцентристов с хомоцентристами. Просто объяснять их пагубность — недостаточно. Иммунитет к ним нужно прививать в процессе воспитания людей, когда они являются еще малыми детьми.

Однако в отношении одной «пагубной» привычки — об употреблении алкогольных напитков, автору хотелось бы оговориться, так как это имеет отношение к ощущению счастья. Пьянство — безусловный порок, но абсолютное неупотребление спиртных напитков все-таки обедняет жизнь человека. Как можно представить Новый год — без шампанского, отмечание юбилейных дат, знаменательных событий и т.п. — без тостов, содержание которых может для собравшихся иметь важное значение. На Украине говорят: «Совсем не пьет чи хворый (больной), чи подлюка (сволочь)». Может быть, эта поговорка излишне категорична, но сидеть за одним столом с совсем непьющим как-то неуютно, чувствуешь себя несколько дискомфортно. Да и сам абсолютный трезвенник (не по медицинским причинам) лишает себя удовольствия полноценно общаться с другими люди и одинаково с ними сопереживать во время отмечания незаурядного события или праздника.

На взгляд автора, корни дурных наклонностей, порой переходящих в извращения у отдельных лиц, следует искать в недостатках их детского воспитания, процесс появления которых будет более подробно рассмотрен в главе, посвященный семье и браку. А пока отметим, что именно в раннем возрасте у детей зарождается эгоцентризм — основа многих пороков и порочных наклонностей. Привычки и наклонности, сущностью который является эгоцентризм, побуждающий к получению исключительного удовольствия, деформированное наслаждение ведут как к разрушению их здоровья (психосоматическим изменениям), так и к психологической деградации, лишающей навсегда вступивших на этот путь возможности когда-либо стать счастливым.

Все разговоры о некоей генетической предрасположенности некоторых наклонностей в подавляющем большинстве являются, на взгляд автора, профессионализированной демагогией. Корень зла лежит в издержках воспитания и личностных особенностях родителей, о чем еще будет вестись речь дальше.

Признанное средство укрепления здоровья — спорт. Становясь большим и профессиональным, он, как правило, превращается в свою противоположность — разрушителя этого самого здоровья с помощью всякого рода стимуляторов и чрезмерных нагрузок. Тем самым нарушается принцип Н.М.Амосова — саморазрушающееся здоровье ведет к несчастью в виде болезней. Общеизвестны факты многочисленного превращения бывших знаменитых чемпионов и рекордсменов в инвалидов, жизнь которых становилась кошмаром и неоправданно сокращалась. После завершения спортивной карьеры многие спортивные звезды оказываются у разбитого корыта с разбитым звездным счастьем. Деформирующие последствия от занятий спортом чаще всего имеют место у эгоцентристов, которые ради достижения честолюбивых результатов готовы действовать во вред своему здоровью. Болезни радости не приносят и, если не лишают возможности обретения счастья, то, как минимум, вносят ложку дегтя в этот процесс.

Любительский спорт близкий к физкультуре — действительно приносит пользу здоровью человека, если при этом нагрузки по интенсивности, объему и времени занимающемуся им определены с оптимальным учетом его реального физического развития.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я