Принятие управленческих решений

Юрий Самолов, 2023

В условиях жесткой конкуренции современного рынка огромную роль в успехе любого бизнеса играют высокоэффективные, рациональные решения на всех уровнях.Это одна из основных ответственных функций руководителя, которой можно и нужно обучаться.Порой одно неверно принятое решение может привести к краху бизнеса, финансовым потерям, массовой текучке кадров и другим неблагоприятным последствиям. Почему так происходит и как этого избежать?Теория и практика принятия управленческих решений от бизнес-тренера и руководителя с 30-летним опытом Юрия Самолова.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Принятие управленческих решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Этапы принятия решений по достижению цели

Чтобы принять решение, следует выполнить определенную последовательность действий:

1) сформулировать задачу и цель;

2) наработать возможные варианты;

3) оценить варианты;

4) выбрать оптимальный вариант;

5) принять решение.

Последний этап процесса — собственно принятие управленческого решения (ПУР) — происходит по отдельному алгоритму, который будет рассмотрен ниже.

Наработка вариантов

Оценка вариантов

Выбор варианта

Формулировка задачи и цели

Принятие решения

Формулировка задачи и цели

Правильная формулировка задачи и понимание конечного результата (цели), которого нужно достичь, имеет огромное значение. Почему?

В первую очередь потому, что имея перед собой цель и конкретную задачу, которую вам необходимо решить, вы будете совершенно точно знать, куда вы хотите прийти и какого результата достичь. А на основании данной информации гораздо проще выработать дальнейшую стратегию действий, оценить материальные и нематериальные ресурсы, необходимые для воплощения вашей цели в жизнь, а также объективно проанализировать свои силы и возможности. Если же у вас нет цели, то у вас нет понимания, чего вы хотите и где находится финальная точка, в которой вам необходимо оказаться.

В известной сказке Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» Алиса спрашивает Чеширского кота, одного из ключевых героев произведения: «Куда мне идти?». На что кот отвечает вопросом на вопрос: «А куда ты хочешь попасть?». «Мне все равно», — говорит Алиса. «Тогда все равно, куда идти», — делает вывод Чеширский кот. И он абсолютно прав.

Точно такие же правила работают и в бизнесе. Если вам все равно, где вы хотите оказаться, и не знаете, какой результат хотите получить в итоге, абсолютно неважно, какие решения вы будете принимать, поскольку исход событий в любом случае будет непредсказуем. При таком раскладе вы самым неожиданным образом можете потерять бизнес, понести серьезные финансовые потери, нанять на работу неквалифицированных сотрудников, подписать невыгодный для себя контракт и т. д.

А вот если вы совершенно точно знаете, к чему хотите прийти, то вам гораздо проще принимать решения и разрабатывать стратегию действий.

Кроме того, если перед вами стоит совершенно четкая и конкретная цель, то вы можете сохранять эмоциональное спокойствие практически в любой ситуации, потому что держите в голове результат, к которому хотите прийти, и вам некогда отвлекаться на посторонние раздражители и ненужные эмоции.

Будучи мотивированным на конкретный результат, вы придерживаетесь проактивной модели поведения и можете контролировать не только свое эмоциональное состояние, но и события, которые происходят в вашей жизни и рабочих процессах. А эмоциональное спокойствие и умение контролировать ситуацию — это две главные составляющие успеха.

Вот почему так важно постоянно ставить перед собой новые цели, разбивать их на более мелкие задачи и четко продумывать каждый шаг. Только так вы сможете держать под контролем любую рабочую ситуацию и предугадывать возможные результаты развития событий.

Чем отличается задача от цели? Если цель — это результат, то задача — это ответ на вопрос: как это сделать?

Таким образом, когда вы ставите перед собой новую цель, вам нужно разработать стратегию действий, а именно продумать задачи, которые необходимо решить, чтобы цель была достигнута. Для достижения одной глобальной цели порой приходится решать десятки задач. Чем глобальнее ваша цель, тем больше шагов вам нужно будет сделать на пути к ее достижению.

Цель есть образ результата, она не только предваряет осознанную деятельность, но и упорядочивает ее, делает осмысленной. Постановка цели — это взгляд в будущее, элемент, который позволяет сконцентрировать силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели задают направление движения.

Важно понимать, что изначально цель, которую вы перед собой ставите, может казаться вам нереальной и трудно достижимой. Однако как только вы осознаете и проработаете задачи, которые необходимо выполнить для ее достижения, цель тут же станет для вас гораздо более реальной и даже ощутимой. Более того, вы начнете четко осознавать, какие ресурсы вам нужны и какие конкретные шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь цели.

Если не разбить цель на задачи, то можно от нее отказаться просто в силу того, что вы не будете до конца осознавать, как можно ее достичь. Именно по этой причине постановка задач — это первый и самый главный шаг, который вы должны сделать, как только поставите перед собой новую цель.

Чтобы в практике управления избегать случаев, когда проблемы и поставленные задачи могут трактоваться неправильно, необходимо различать проблемы и ситуации, а также корректно ставить задачи.

Вспомним ситуацию 60-х гг. XX в.: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу…»

Когда есть сформулированная цель и понятен желаемый результат, необходимо определить задачи на пути осуществления планов и выбрать оптимальные варианты решения конкретных задач.

Пример 1. У вас есть проблема — низкие продажи вашего продукта через интернет-ресурс.

Цель — увеличить продажи на 10 % за счет продвижения бизнеса в социальных сетях.

Задачи — собрать команду из SMM-менеджера, веб-дизайнера, редактора и копирайтера, разработать и согласовать стратегию продвижения, рассчитать бюджет, запустить пилотные продажи, проанализировать результаты.

Возможные варианты. 1. Обратиться к HR-менеджеру с запросом на подбор персонала. 2. Разместить заявку на бирже фриланса. 3. Организовать поиск в соцсетях. 4. Устроить поиск в ближнем кругу знакомых и коллег.

Пример 2. Антон недавно открыл свою фирму под личным брендом.

Проблема — потенциальному потребителю марка продукта незнакома.

Цель — организовать рекламную кампанию.

Задачи — реклама в СМИ, наружная реклама заведения, таргетированная реклама в соцсетях и интернете, подбор специалистов, расчет бюджета.

Приоритетная задача рассчитать бюджет предстоящей рекламной кампании.

Возможные варианты. 1. Обратиться к финансовому менеджеру с запросом на расчет расходов. 2. Произвести расчет самостоятельно. 3. Разместить запрос в специализированной организации.

Умение грамотно ставить цели, строить план достижения этих целей, находить и распоряжаться внешними ресурсами, ловить удачу и использовать возможности, анализировать результат — все эти качества обеспечивают успех в достижении цели любого уровня.

Не нужно жалеть ни времени, ни сил на разработку стратегии действий, продумывание задач и возможных вариантов их решения. Поверьте, когда вы достигнете желаемого результата, все ваши усилия окупятся с лихвой.

Не стоит думать, что процесс достижения цели — это нечто стихийное и неконтролируемое. Напротив, это очень непростой и при этом увлекательный процесс, который вы можете и должны полностью контролировать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Принятие управленческих решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я