Книга представляет собой теоретическую систему взглядов на окружающий мир. Ее основаниями служат задающие философскую Матрицу категории «чистого разума» – сравнительные понятия, образующие два неразрывно связанных сугубо научных метода мышления – метафизику и диалектику. Первый метод позволяет исчислять реальность, тогда как второй – ее по-новому понимать. В общедоступной форме книга написана не только для философов и других гуманитариев, но и для читателей, серьезно интересующихся философией.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кумулятивная философия как верифицируемая строгая наука. Апология чистого разума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
II. НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ КАК СТРОГОЙ НАУКИ
Считается, что философия — это система наиболее общих понятий о мире и человеке, которые называются категориями. Наиболее значительные системы категорий были разработаны Аристотелем, Кантом, Гегелем, Марксом и др. Абсолютное большинство этих категорий представляют собой предельно общие классификационные понятия, отражающие основные свойства явлений объективной реальности: материя, движение, качество, количество, возможность, действительность и другие. Однако с их помощью не удалось, как должно, раскрыть диалектическую и метафизическую взаимосвязь явлений, их верифицируемый кумулятивный характер, поскольку это не понятия чистого разума, а понятия «чистого рассудка». Поэтому и потребовались понятия, призванные отражать целостность и единство явлений окружающего мира, их динамику и внутреннюю взаимосвязь. В данном случае это относится к диалектическим и метафизическим категориям кумулятивной философии, которые в отличие от общепринятых категорий представляют «начала» познания. Это понятия чистого разума — конкретно-всеобщие сравнительные понятия, раскрывающие природные и социальные связи: тождественное и различное, градационное, ортогональное, дополнительное, подобное, порядковое и т. п. Их особенность во взаимосвязанном кумулятивном проверяемом на практике характере.
1. Градационное
Выяснить сущность предложенной Аристотелем философской революции, значит, установить, что нового внес Аристотель не только по отношению к философии Платона, учеником которого он был долгие годы, но и в философию вообще. Применительно только к нашему вопросу — это четыре вида противолежания: «противоречащее», «соотнесенное», «противоположное», а также «лишенность и обладание».
Все эти понятия эмпирически проверяемы и являются общей базой для всех конкретных наук. Их-то мы и рассмотрим ниже в качестве начал теоретической кумулятивной философии. Однако лучше всего на эти отношения посмотреть глазами самого Аристотеля, познакомившись с его книгой «Метафизика». В ней проявилось основное несогласие Аристотеля с Платоном по поводу начал. Платон брал за начала философии предельно общие классификационные понятия — «идеи», тогда как Аристотель, напротив, — идущие от природы самые простые сравнительные понятия.
Что же нового с аристотелевскими началами делаем мы? Прежде всего, разделяем понятие «противоречащее» на два понятия — Тождественное и Различное, тогда как остальные виды противолежания, напротив, объединяем в одно понятие — «Градационное», которое размещаем между предельными абстракциями отождествления и различения, т.е. между тождеством и различием.
Схема 1. Прообраз Матрицы
При этом аристотелевское понятие «лишенность и обладание» представляет собой частный случай «Соотнесенного» и «Противоположного» когда меньшая из их сторон уменьшается до нулевого значения, поэтому скрытно оно присутствует в наших действиях. Выходит, что слово «градация» обозначает обычную школьную линейку. Рассматривая ее шкалу от нулевого до максимального значения, мы используем понятие «лишенность и обладание». Если берем любые из двух значений линейки и сравниваем их — говорим о соотнесенном. Если же любой отрезок линейки или ее всю рассматривать с точки зрения «золотой середины» — получаем противоположности.
Поэтому особенностью понятия «Градационное» является то, что объективно оно требует рассмотрения с двух разных точек зрения — с точки зрения полюсов — как «соотнесенное» и с точки зрения «золотой середины» — как «противоположное». Поэтому между понятиями «Тождественное» и «Различное» одно над другим размещаем аристотелевские начала — «Соотнесенное» и «Противоположное». В результате получаем Матрицу:
Схема 2. Философская Матрица Аристотеля — Ротенфельда
История философии показывает, что отдельные научно значимые фрагменты философии появлялись задолго до Аристотеля. Это и учение Лао-Цзы о противоположностях инь и ян в древнем Китае, и подобного рода учение представителей милетской школы в Древней Греции, и пионерское учение Гераклита об обменах. Однако сложилось так, что они были неверно поняты современниками или частично забыты потомками, о чем сказано в ряде моих статей и книг3.
2. Ортогональное
Речь в данном месте пойдет об учениях Пифагора и Гераклита — двух выдающихся мыслителей древности, каждый из которых, рассматривал гармонию окружающего мира. Для этого нам и потребовалось еще одно понятие — «ортогональное», отражающее колебания, ритмы, обмены, волны. Причем если противоположности расположены по отношению друг к другу под углом 180 градусов, то понятие «ортогональный» раскрывает отношение сторон, расположенных по отношению друг к другу под прямым углом, т.е. под углом 90 градусов.
Причем и «ортогональное» нужно рассматривать двояко. С одной стороны как отношение двух соотнесенных сторон — это «Ортогональное Пифагора». Тогда как с другой стороны — как отношение двух пар противоположностей — это «Ортогональное Гераклита». В первом случае мы пополняем метафизический ряд понятий чистого разума, во втором случае — диалектический ряд понятий.
Сема 3. Накопительная суть Матрицы
Кумулятивный характер Матрицы в том, что вырожденным состоянием ортогонального является предыдущие понятия Соотнесенное и Противоположное, тогда как само Ортогональное является вырожденным состоянием последующего за ним в Матрице сравнительного понятия «Дополнительное».
Называя Ортогональное «философским камнем», я имею в виду то значение, которое открывается перед наукой благодаря данной мыслительной структуре. Это все колебания и волны, ритмы и вращения, законы сохранения в природе и обмены в обществе — все, что для философского осмысления мира оставалось пока закрытым.
Поэтому до сих пор нет понимания того, что философия Гераклита — это не учение о борьбе противоположностей, взаимодействие которых понималось древнегреческой мифологией (Дике и Адике). Это отношение понимал Лао-Цзы (Инь и Ян) и философы милетской школы. Философия Гераклита раскрывает принципиально новое для древнего мира отношение, которое философ раскрывает при помощи гармонии лука (и лиры) в форме сходящейся и расходящейся пар противоположностей, а это — отношение обмена.
3. Дополнительное
Теперь рассмотрим восхождение к более общему понятию, обозначенному мной словом «Дополнительное», которое также раскалывается на метафизическую и диалектическую составляющую. В одном случае оно относится к природе и связывает волны и частицы «принципом дополнительности» Н. Бора. Что же касается дополнительных тенденций в обществе, то они отражают связь между процессом обмена и полученным от него результата. У Маркса это выражается «законом об обязательном соответствии общественных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Тогда как в педагогике это связь обучения как отношения обмена между учителем и учеником с результатом обучения4.
Не желая перегружать текст более сложными мыслительными структурами, отмечу лишь то, что Матрица включает в свой состав и другие понятия, подробное описание которых будут представлено в других разделах предлагаемой книги. При этом накопительный характер философского знания как общего для природы и общества процесса, представлен восхождением ко все более сложным сравнительным понятиям — тождественное, градационное, ортогональное, дополнительное, подобное, порядковое… Куда идти дальше я не знаю, но если есть куда идти, то идущие следом найдут туда дорогу.
Литература
— Ротенфельд Юрий. Философия, или тень мудрости: Альтернативное толкование ранней греческой философии. 2-е издание/ Юрий Ротенфельд. — [б.м.]: Издательские решения, 2018. — 184 с
— Ротенфельд Ю. А. Философско-педагогическая матрица и система новых дидактических категорий // Отечественная и зарубежная педагогика №6 (88) том 1. 2022. С. 58—72
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кумулятивная философия как верифицируемая строгая наука. Апология чистого разума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других