Искусство писателя

Юрий Постников

Как написать книгу и заработать на ней? Какой секрет успеха у знаменитых авторов? Как воспитать в себе талантливого писателя? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в этой книге. Применив авторскую методику Постникова Юрия, вы узнаете, как написать бестселлер и начать зарабатывать на своей собственной книге, даже если вы никогда в жизни не думали написать книгу. Интересные задания, истории автора и практические задания научат вас писать не хуже классиков и знаменитых современников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство писателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая. В самом начале

Для начала хотелось бы дать пару советов. А именно то, чтобы каждый из Вас выкинул из головы такие слова и словосочетания как: Писательский талант, Муза, Вдохновение, Писательский Дар и прочие слова, которые якобы отделяют писателей от других людей. Я уверен, что писать может каждый, но не каждый нашел про что писать. А теперь перечитайте подчёркнутые слова, и поразмышляйте над ними. Это можно сказать основа писательского мастерства.

Да, в этой книге будут развинченно большинство мифов и стереотипов о писательском мастерстве, которые мешают людям писать. И самое ужасное, что из-за этих стереотипов человечество, скорее всего, теряет множество прекрасных книг, которые так и не были написаны и опубликованы. Поэтому я и решил начать эту книгу с разрушением основных мифов и страхов. И я тут же отвечаю на возможный вопрос: не боюсь ли я конкурентов? Ответ мой будет таковым: нет, не боюсь, так как любой автор для меня не конкурент, а помощник, позволяющий увидеть другую точку написания.

Но вернувшись к тому, что Вдохновения, какого-либо таланта, или музы не существует, так опровергнуть мне это будет проще простого. Общаясь с многими авторами, и даже обращая внимание сам на себя, я смог заметить, что у каждого из нас есть в жанрах свой «любимчик». Для кого-то это может быть хоррор, для кого-то мистика, для кого-то любовный роман, или же детские сказки. И именно в этом жанре автору очень хорошо пишется. И да, мои любимые жанры — это ужасы, фантастика, хоррор, фэнтези. Но при этом я, как и любой другой автор, может написать что-то в любом жанре. И получиться на ура. Тут важен основной стиль написания автора. То, что он любит.

Да, многие могут сказать что-то такое: «У меня нет такого жанра, в котором я готов бы что-то написать». Но это ничто иное как простая отговорка от действий в написании. Взять, к примеру меня. Мною написаны книги в жанре фэнтези 5 книг (на момент написания пишется ещё две), к этим книгам относятся уже изданные книги: 3 части Эпоха Героев, и 2 части Александра Косимцева. Также есть, пока одна книга в жанре ужасы. Это книга «Гоутмен». Есть бизнес книга, об инвестициях «Мир инвестиций, или как я решил изменить мир». Одной из последних вышла детская книжечка, про щенка, которого зовут «ГРОМ». Но также есть (пока один, но уже пишется второй) «Сборник рассказов», которые содержат абсолютно разные жанры от юмора до хоррора. А эта книга, что вы держите в руках, можно отнести к образовательным, но скорее она относится к жанру Нон-Фикшн. И об этом жанре мы пока поговорим чуть позже. Так же прошу заметить я могу писать и стихи, и песни и статьи и переделывать текст на более лучший (литературный). И я лично свидетельствую о том, что не всегда со мной есть какая-либо муза или вдохновение.

Теперь разберём вопрос о том: что такое жанр НОН-ФИКШН. Я понимаю, что восприятие текста у каждого человека идёт по-разному, именно поэтому, сначала я дам объяснение простыми словами, а затем уже официальным языком.

НОН-ФИКШН — это книги с неопределённым жанром. Скорее даже с образовательным текстом, основанным на собственном опыте, то есть непридуманное. К примеру: тренинги, ноу-хау, профессиональные лайфхаки и прочие премудрости той или иной сферы деятельности. То есть, если вы будете писать о том, в чём разбираетесь, то вы попадёте в жанре НОН-ФИКШН.

Теперь о том, как определение жанра звучит на официальном языке. И каждый из вам может это перепроверить за мной. Как говориться: «Гугл в помощь».

Слово «нон-фикшн» переводится как «не вымысел». Под этим понятием подразумевается нехудожественная литература, в сюжете которой нет вымышленных событий или персонажей. Только правда и ничего кроме правды.

Теперь немного объясню. Если вы являетесь автослесарем с большим опытом и стажем, и Вам есть чем поделиться с людьми, то вы можете написать книгу, основанную на своём личном, правдивом опыте, тем самым сделав книгу жанра НОН-ФИКШН. Или любой другой опыт Вы также можете передать в книге. Это может быть и случай из Вашей жизни, или того, что происходит вокруг Вас. То есть всё что угодно, лишь бы было правдой.

Живой пример такого жанра, Вы держите сейчас в руках. То есть я просто написал книгу, основанную на своем личном, правдивом опыте. И это на самом деле самая лёгкая книга, которую я когда-либо писал, так как ничего выдумывать мне не приходится. И это огромный плюс.

Но, есть огромное «НО», которое останавливает практический каждого потенциально хорошего автора. Это СТОП-ФАКТОРЫ, ОШИБКИ и СТРАХИ, которые губительны для действительно хорошего писателя.

Увы, но слишком много людей подвержены им. Но когда действительно хорошие писатели «останавливают» себя сами этими стоп-факторами и страхами, какие-то бездари, занимают их места на книжном поприще, что приводит к ухудшению качества написания, а соответственно и выполнения какой-либо задачи.

К примеру, возьмем за пример автомеханика. Опытный человек, действительно знающий автомобиль до каждого болтика и винтика, который действительно может дать полезные советы или опытные примеры по устройству и ремонту автомобиля, не пишет об этом книгу. Почему? Потому что у него полно этих СТОП-ФАКТОРОВ, ОШИБОК и СТРАХОВ. Тем самым он не даёт другим людям учиться на ЕГО ЛИЧНОМ И ПРАВДИВОМ ОПЫТЕ.

Но при этом, какой-то человек, который лишь окончил ПТУ, не имеющий никакого опыта по ремонту автомобиля, начинает писать книгу об устройстве и ремонте автомобиля. И люди читают этого «бездарь», что приводит к ухудшению ремонта автомобилей повсеместно. А сам автор, слышал о ремонте только из книг, и то половину недопонял, а вторую половину сам додумал. И у этого человека нет этих самых СТОП — ФАКТОРОВ.

Я же, когда понял и осознал это, понял, что почти в самом начале этой книге, я должен развеять эти СТОП — ФАКТОРЫ, СТРАХОВ и ОШИБОК, чтобы действительно профессионалы, дали себе и другим людям шанс, узнать истину о той или иной сфере деятельности.

В начале, я просто приведу список этих самых СТОП-ФАКТОРОВ, ОШИБОК и Страхов, которые действуют для каждого потенциального автора, независимо от жанра, а потом подробно разберу их, для большего и наилучшего понимания:

1) Неуверенность в себе.

2) Незнание о чём писать и что писать.

3) Отсутствие времени.

4) Отсутствие Алгоритма работы.

5) Писать в расчёте на богатство и славу.

6) Дикая экзотика из головы.

7) Нарушение законов физики.

8) Штампы и клише.

9) Попаданцы.

10) Отсутствие конфликта и чёткой структуры произведения.

11) Убогий, невыразительный язык.

12) Невнимание и излишнее внимание к деталям.

13) Утреннее похмелье.

14) Предсказуемая развязка.

15) Излишнее поглощение в детали вместо того, чтобы писать.

16) Каждый день начинать новый «гениальный» проект.

17) Останавливающая критика.

18) Писать «в стол».

19) Страх неудачи, или страх перед успехом.

20) Длинные предложения или параграфы.

21) Отсутствие редакции.

22) Перестать писать.

23) Незнание, как и где продать книгу.

24) Непродуманно для кого писать книгу.

25) Синдром самозванца.

26) Получиться плохо / плохой текст.

27) Незнание своих авторских прав.

28) Страхи: никто не будет читать, так как я недостаточный эксперт в той или иной области.

29) Писать книги долго и занудно.

30) Написать книгу дорого и сложно.

31) Отсутствие литературного таланта.

32) Бумажные книги умерли.

33) Люди не будут покупать, если я открою все секреты.

34) Меня кинут.

35) Никогда не издадут именно меня.

36) Зачем мне это вообще нужно?

Достаточно длинный список, но поверьте, это необходимо прописать, чтобы Вы знали с чем столкнулись. Сейчас я перечислил основные СТОП — ФАКТОРЫ и СТРАХИ, которые присущи большинству из людей. И если быть полностью честным, то и у меня были многие из этих факторов, если не все. Но, я их все развеял на своём личном опыте. И у Вас сейчас есть огромное преимущество перед мною, так как мне никто не рассказывал об этих факторах, а я их сам как-то уничтожал по мере необходимости. В данный период времени, я исправляю многие из данных ошибок, которые совершил в своих книгах 2, 3 и даже 5 лет назад. Да, такое бывает. И давая этот список, затем разъясняя его, я даю шанс свежему автору не совершать моих личных ошибок.

Если Вы заметили, то я сейчас дал ответ на стоп-фактор номер 36. А точнее для тех, кто пишет обучающие книги, основанные на личном опыте. То есть: возьмём все того же автомеханика с огромным опытом в ремонте автомобиля. Он эксперт в ремонте авто, достаточно времени для написания книги во всех деталях и красоте, и у него явное преимущество перед остальными. Так же он хорош в грамматике и как говориться «подвешен на язык». Но, он задаётся себе вопросом: зачем мне всё это надо?

Сейчас я более ясно сформулирую ответ. За тем, чтобы другие люди научились на вашем опыте (возможно даже больным), но при этом действительно важным. Надеюсь, что Вы понимаете, что всех людей, в личную не научите. Но книга Вам в этом поможет. То есть благодаря книге, которую Вы напишете, люди смогут учиться у Вас и на Вашем опыте. И к тому же это достаточно неплохая финансовая помощь самому себе. Всё просто, Вы помогаете людям, а взамен получаете денежку, при этом не отрываясь от другой (возможно основной) работы.

И об этом пункте я ещё расскажу позже, а сейчас давайте пройдёмся по порядку:

Неуверенность в себе

Это одно из самых распространённых СТОП-ФАКТОРОВ, которые порождают собой некоторые другие СТОП-ФАКТОРЫ. Многие не начинают писать по отговоркам неуверенности в себе, и к ним относятся: у меня корявый почерк. У меня по правописанию в школе была тройка с натягом. Получиться какой-то бред. У меня нет потенциала и музы, вдохновения и того подобного. У меня нет связей в мире писательства. Никто не обратит на меня внимания. Я бездарен. У меня нет таланта. _______________________________________________________________. Как говорится нужное дописать.

Все это ерунда. И знаете почему? Ответ очевиден. Разберём по порядку:

Корявый почерк? ОТВЕТ: сейчас всё пишется на компьютере, достаточно выбрать понравившийся шрифт. В большинстве издательств используют шрифт Arial. В случае написания сценариев использовать кегель 14 (размер шрифта). В большинстве случаев я его и использую, но иногда беру и 16, потому что так мне удобнее. И этот кегель переключать очень легко, но об этом позже. И если честно, то у меня почерк желает лучше, пишу словно очень пьяный человек.

По правописанию (русский язык) у меня была тройка, я не грамотный!!! ОТВЕТ: с этим проблем нет тоже. Во-первых, обычный текстовый редактор, который качается с интернета абсолютно бесплатно имеет встроенную проверку орфографии. В добавок в интернете очень много сервисов по проверке орфографии. Я советую использовать парочку на проверку одного и того же текста, а потом еще и самому перепроверить на логику слов и падежей, чтобы не получилась что-то на подобии мой мама. Я лично тот еще троечник по русскому языку. Мне в школе так сильно не нравилось учить эти правила все. Ну прям очень не нравилось учить. Что, собственно, я и не делал. В аттестате стоит тройка и Слава Богу. Конечно, я жалею об этом сейчас, но все же мне удалось издать девять книг, на момент написание этих строк. И в придачу я пишу ещё три книги. Думаю, что вы поняли о том, что не нужно знать все правила, за вас все делает машина.

Получиться какой-то бред. ОТВЕТ: есть специально обученные люди и имя им корректоры, которые приведут ваш текст в порядок и сделает его красивым. Такие люди есть в любом издательстве. Нет денег? Не беда! Можете писать так как я в начале. Я писал сначала этот самый бред, от начала и до самого конца, а потом перечитывал и поправлял. И так раз за разом, пока текст не придёт в порядок. Кажется сложным, но это очень легко на самом деле. Уж поверьте опыту, а не пустым домыслам.

У меня нет Таланта, Музы, Вдохновения, да и вообще я бездарен. ОТВЕТ: успокойтесь, этих качеств нет ни у кого. Есть всего лишь опыт и начитанность. И эти два качества может приобрести каждый и абсолютно бесплатно. Удивительно, но на протяжении сотен лет, многие люди восхищались тем, чего нет. А точнее называя вещи несуществующими словами. То, есть Пушкин не был талантливым! Начитанный, образованный, умный — это да. Но никак не бегал по комнате в поисках несуществующей музы. Он просто знал, как и что написать, да так, чтобы это было красиво и интересно. И кстати на строках этой книги вы увидите, как это делать. Так что читаем и учимся писать, как любой великий писатель.

У меня нет связей в мире писательства, и на меня никто не обратит внимания. ОТВЕТ: сейчас имеется множество способов заявить о себе в мире писателей от групп и сайтах в социальных сетях до специализированных интернет-площадок (О них поговорим позже, так что читаем дальше.). Мой совет, как прошедший этот путь: может хватит стесняться, а пора бы заявить о себе миру!!!

Как вы видите все ваши предрассудки лежат только в вашей голове и нигде больше. Я понимаю то, что вы сейчас думайте и чувствуйте, ведь я так же все переживал, думал и чувствовал, только когда начинал писать свою первую книгу «Эпоха Героев» в далеком 2017 году. Но все же я прошел через всё это. Но опять я повторю фразу, которую вы не раз увидите в этой книге, а звучит она так «Если у Вас есть в руках эта книга, и Вы её читаете, и уж тем более намереваетесь дочитать до конца, то у Вас есть на много больше, чем было у меня в самом начале». Отбросьте свою неуверенность и начните сразу по мере чтения и понимания этой книги.

Но я расскажу Вам один секрет, что двигал мною вперед на написание самой первой книги. Я внушал себе, что если я не попробую и не попытаюсь, то я себе никогда не прощу это. Тем более я, ровно также, как и Вы, от этой попытки ничего не теряю. А наоборот приобретаете опыт. И я так думал, что как минимум будет опыт, или же я осуществлю мечту детства. Я думаю, Вы догадались что произошло, раз держите в руках эту книгу, и ещё как минимум у меня девять изданных. А я всего лишь попробовал, и у меня получилось. Хотя я переживал всю ту же неуверенность в себе, как и Вы в данный момент.

Просто попробуйте начать писать, и у Вас получиться. Но тут всплыла ошибка номер два, которую я уже частично раскрыл…

Незнание что и о чём писать

Как я уже говорил ранее, писать можно про всё что угодно начиная с истории своей жизни и опыта, до перемещения во времени и пространстве. Это всё зависит от того, насколько вы разбираетесь в той или иной теме.

К примеру, взяв мой опыт, и как Вы могли прочесть в разделе «Об авторе», то я помимо того, что читал много про фантастику, так и ещё слушал рассказы соседки в деревне. В итоге первая моя книга «Эпоха Героев» была написана в жанрах фэнтези, фантастика. И конечно же из этой книги выросло ещё четыре книги этой серии (Эпоха Героев Доппельгангер. Эпоха Героев. По следам из всех миров. Александра Косимцева Рождение Индиго. Александра Косимцева Владеющая миром.). Но эти книги связаны не только одной сюжетной линией, но и одним миром, так называемым ЛОРОМ. И этот самый ЛОР (мир) я взял из собственной жизни. То есть, девяносто процентов всех мест, что описаны в этих пяти книгах существуют в реальном мире, где я был в своей жизни. И мне не составило труда просто взять и описать их, применив мою страсть к фантастике и фэнтези. Можно сказать я сложил два плюс два. Так же можно сказать и о большинстве моих рассказов в двух сборниках. Знакомое место + фантазия (которая нравиться мне) = хороший рассказ.

Так же, как и эта книга, основанная на моем личном опыте написания, и немного размешана советами других авторов, о которых вы узнаете чуть позже. И я вас заверяю, что она мне очень легко даётся, так как я знаю то, что пишу я.

А что знаете именно Вы? Чем Вы готовы поделиться?

То есть, говоря простым языком, Вы можете писать о том, что когда-либо видели, что-то случалось, описать определённое место, случай, ситуацию. И ситуация может быть абсолютно разной, от ужасной до смехотворной. Книга — это маленькая жизнь, которую автор переживает, и чем больше книг и рассказов написал автор, тем больше он прожил жизней.

Вы можете сейчас взять тетрадь, ручку, или же Ноутбук, ПК, и открыть текстовый редактор, и описать какую-нибудь историю из своей жизни. Не важно какую, абсолютно любую.

Записали? Вот видите, как легко писать. Но это могло вам не очень понравиться писать. Может быть скучно, или неинтересно. Главное тут понять, что именно Вы хотите писать.

Задание №1. Возьмите блокнот и ручку, или же заметки в вашем телефоне, и начинайте записывать те вещи, которые Вас интересуют. Что Вы знаете. Чем можете поделиться. Необязательно при этом делать определённое количество интересов. И нет определённого интервала времени, ведь все мы люди и с возрастом наши интересы и познания меняются. Особенно эти интересы заметно меняются в подростковом возрасте. Мысли об этих интересах легко могут прийти, как сейчас, так и через месяц. И сдавать это задание никому не надо. Просто держите эти записи под рукой и наблюдайте за ними, они идут Вам в помощь как в выборе темы написания книги или рассказов.

Тут нет ничего трудного и сверхъестественного. И с этим может справиться каждый человек. А мы переходим к следующему СТОП-ФАКТОРУ.

Отсутствие времени

Тут же вопросы: А есть ли у вас время для того, чтобы смотреть телевизор, или сериалы с фильмами (имеется в виду смотреть фильмы дома, или в кинотеатре)? Вы можете себе позволить поиграть после работы в компьютер, или телефон? Сколько у вас свободного времени после работы?

Наверняка на первый вопрос Вы ответите положительно! И скорее всего на второй так же! С третьим вопросом сложнее, ведь некоторые люди работают в графике 2/2 по двенадцать часов. Но при этом после двух рабочих дней, у них неизбежно наступают два выходных, которые за частую выпадают на будние дни. Вот как Вы проводите эти два дня? Смотрите телевизор, фильмы, сериалы? Употребляете алкогольные напитки, чтобы «расслабиться»? Неужели как медведи на зиму, так и Вы на эти два дня впадаете в спячку?

А если отказаться от развлечений на полтора — два часа в эти два выходных? Или выделить написанию книге или рассказу каких-то полчаса в день? Не так уж и трудно уже кажется! Не правда ли?

Эти самые полчаса в день есть у каждого человека, и уж поверьте, что для Вас полезнее будет, если Вы проведете их за написанием книги, чем за просмотром телевизора. Ведь так очевидно и всем уже давно понятно, что просмотр телевизора отупляет человека, а творческая работа развивает. Думаю, Ваш выбор должен быть очевиден.

Время есть у всех, но также и есть выбор как потратить это самое время. Задумайтесь над этим.

К примеру, когда у меня в течении дня есть какая-то поездка, то я обычно с утра пишу свои книги, пока завтракаю. Когда я работал в графике 2/2, то я писал книги в выходные и по вечерам. Кстати, я, как и многие другие мне знакомые авторы заметили, что по вечерам пишется на много лучше и более лучше получается, нежели днём.

И таким образом, по чуть-чуть, по немного Вы все-таки добираетесь к концу написания книги.

Сейчас, я использую немного другой способ, это написание определённое количество слов. И для меня это более эффективный способ, так как временем для написания я располагаю в достаточном количестве.

Задание №2: выберете себе минимум полчаса в день, когда Вы будете писать книгу.

Опять же, это задание никому сдавать не нужно. Оно идёт как помощь Вам самим. И это у каждого человека происходит в индивидуальном порядке, так как у каждого человека свои собственные обстоятельства в жизни, работа и личное время. Универсального количества времени нет, но оно должно быть минимум пол часа в день. А вот в какой период дня выбирайте сами, решать только Вам самим.

Отсутствие алгоритма работы

Построение рабочего процесса написания — это одно из основных моментов, которые влияют на конечный итог. Что для этого нужно? Всё очень просто. Составьте план работы над книгой. Сюда входит такие детали как:

Сколько времени вы будете уделять написанию.

Про что писать книгу будете.

Какой план общей книги?

Сколько глав?

И многие другие мелочи, которые будут разобраны в этой книге.

Как с этим бороться? Тоже просто! Для начала просто запишите на бумаге, или в заметках на телефоне, или в отдельном файле на ПК, то, что Вы хотите от книги. Как она выглядит? Толстая, или тонкая? Просто подумайте, и то, что в голове у вас происходит, то и пишите. Это поможет Вам в дальнейшем. Но не забываем и про время, как в прошлом СТОП-ФАКТОРЕ мы разъясняли. Конечно, Вам поможет лучше всего СИНОПСИС.

О том, что такое Синопсис, мы разберём дальше в этой книге. Сейчас просто составьте небольшие наброски написания книги. И для начала это будет достаточно. Опишите то, про что хотите написать. Представьте это. А потом просто начните. Вот и всё.

Хотя, у меня была полная противоположность в книгах про «Эпохи Героев» и двух книг про «Александру Косимцеву». По моему плану, у меня должна была быть одна книга «Эпоха Героев». Но вмешался случай. А точнее один читатель, который написал примерно следующий комментарий: «А будет ли продолжение?». Вот и появились ещё две книги. А потом одна читательница так же заинтересовалась уже двумя книгами с вопросом: «А вы можете написать, что-нибудь про меня?», так получились ещё две книги. И в итоге получилось пять книг в одной сюжетной линии. Планировал ли я это? Конечно же нет! Увы, но я не умею предсказывать будущее. Но каждая книга может вылиться в много книг в будущем.

Но для начала составьте план хотя бы для одной книги. Это будет в начале как помощь лично Вам.

Писать в расчёте на богатство и славу.

Поверьте, пока вы не найдете вашего читателя, вы не станете ни богатым, ни известным. Это не читатели должны искать Вашу книгу, а Вы искать читателей. Тем более если вы никому не будете говорить о том, что вы пишите книги, то об этом никто не узнает. А если взять всё того же автомеханика, который все же издал книгу, но задайтесь вопросом: сколько ли людей покупает реально книги по строению и ремонту автомобиля?

Да и рассчитывать на широкую публику не стоит. Если вы издали книгу в издательстве, то авторские отчисления бывают до 30% от стоимости книги, от той суммы, за какую их покупает магазин. Но тут расчет на количество написанных книг.

Конечно, есть исключения в этом поприще. Например, Джоан Роулинг, автор книг про Гарри Поттера. Но уж поверьте и она прошла через столько трудностей, чтобы стать популярной и богатой.

Так что вам придётся попотеть, чтобы стать по настоящему богатым и знаменитым на написании и издании книг. Слава Богу, что сейчас есть множество способов чтобы это сделать. А для начала просто учитесь писать книги, до знаменитости и богатства Вам ещё далеко и очень много предстоит узнать.

Но всегда можно рассчитывать, как дополнительного заработка. Если Вы напишите действительно достойные книги, то можно с них получать до пятидесяти тысяч рублей в месяц. И это реальная цена. Но, это должна быть действительно интересная книга, и продавать должны там, где платят. Но об этом мы поговорим позже.

Дикая экзотика из головы.

Даже если Вы выбрали жанр фантастики, то даже при этой самая фантастика не должна превышать все разумные пределы, гранича с абсурдом. Никто такое читать не будет. К примеру, если ваш герой стреляет из автомата, то пули не полетят сразу из ствола вверх. Я не говорю, что это должно быть строго научное произведение с полным соблюдением всех законов. Приукрасить немного можно, но не до безумия, чтобы ваше произведение не засмеяли и не начали считать за полный бред.

К примеру: в моих книгах Эпоха Героев Доппельгангер и Эпоха Героев по следам из всех миров, есть момент, когда Игорь (главный герой) перемещается в пространстве, и именно там я соблюдаю правила перемещения. А в момент взрыва, я ясно описываю момент полёта тел.

Советую воспользоваться всезнающим интернетом, чтобы получить достоверную информацию о том, как это происходит на самом деле. А если нет доступа в интернет временно, то пока пропустите этот момент, перейдя в другой. Или же, опишите его очень скудно, чтобы потом можно было добавить больше реализма и интереса. Поверьте, этот плюс будет только вам на руку, так как сделает вашу книгу более живой и интересной для вашей публики. Так что не ленитесь и изучайте.

К примеру, у меня заказали книгу про то, как две девушки поехали на Алтай. За время написания я изучил очень много информации об Алтае, чтобы получить более детальное и правдивое описание того или иного предмета, события и явления. Поверьте, заказчики этой книги были счастливы. По их словам, что они сами не догадывались о таких деталях. Хотя это они были на Алтае, а не я. Я всего лишь залез в интернет. И это было очень просто. Так что не ленитесь.

Нарушение законов физики

Здесь все то же самое. Просто изучайте информацию по мере написания книги. Не нужно быть учёным или физиком, чтобы описать силу гравитации. Достаточно просто зайти в интернет и узнать то, что вы хотите описать в том или ином моменте.

Это легко и не займёт у Вас более получаса. Поверьте, моему опыту, и уж точно не зря говорят о том, что тот, кто ищет, тот всегда найдёт.

Ведь человек не может прыгнуть на километр вперёд самостоятельно. А у автомобиля при серьёзной аварии бывают вмятины всегда. И этот самый автомобиль не может поехать без применения силы, пусть даже силы притяжения (к примеру: автомобиль покатился со склона), силой двигателя (к примеру: герой завел машину и нажал на газ), даже в случае фэнтези (к примеру: Герой телепат, начал управлять автомобилем силой мысли). Так что именно законы физики должны соблюдаться всегда. Это делает книгу ближе к читателю.

Штампы и клише

Здесь все то же самое. Просто изучайте информацию по мере написания книги. Не нужно быть учёным или физиком, чтобы описать силу гравитации. Достаточно просто зайти в интернет и узнать то, что вы хотите описать в том или ином моменте.

Это легко и не займёт у Вас более получаса. Поверьте, моему опыту, и уж точно не зря говорят о том, что тот, кто ищет, тот всегда найдёт.

Ведь человек не может прыгнуть на километр вперёд самостоятельно. А у автомобиля при серьёзной аварии бывают вмятины всегда. И этот самый автомобиль не может поехать без применения силы, пусть даже силы притяжения (к примеру: автомобиль покатился со склона), силой двигателя (к примеру: герой завел машину и нажал на газ), даже в случае фэнтези (к примеру: Герой телепат, начал управлять автомобилем силой мысли). Так что именно законы физики должны соблюдаться всегда. Это делает книгу ближе к читателю.

Попаданцы

Подготавливайтесь к этому. К примеру, ваш попаданец прибыл из прошлого, и вы начали говорить несуществующие факты из прошлого или не того времени. Или попаданец с Юпитера на землю. Ну согласитесь, что существо не может жить одновременно успешно существовать в таких разных атмосферах.

Что делать? Все просто: или изучите историю того времени, когда жил герой, как в первом случае. Или придумайте приспособление для жизнедеятельности героя, как описано во втором примере.

Слава Богу, есть интернет, и он вам в помощь. ПРОСТО ИЗУЧАЙТЕ ТО, О ЧЕМ ПИШИТЕ. Читатель любит точность описания, тем более если это фантастика.

К примеру: Если Вы пишете про 80-е годы, в локации СССР город Москва, то как минимум Вы должны спросить родителей или бабушку с дедушкой рассказать Вам о жизни там (я считаю, что услышать что-то из первоисточника куда лучше, чем слушать более искаженные факты из интернета). Но если они ничего рассказать не смогут, то можете использовать и поисковую строку.

К примеру: моя книга «Александра Косимцева. Рождение Индиго» рассказывает примерно о 70-х — 80-х годах. Я выбрал локацию Москва. И просто в интернете посмотрел фото тех зданий (потому что фасады за года изменились), также узнал про жизнь там. Я отвечал себе на вопросы: как там жили люди? Какие у них были ценности? Какие были слои населения? О чем мечтали? И многие другие вопросы, которые мне потребовались для написания книги.

Звучит сложно, но всю эту информацию можно легко найти и в одной статье. И искать не так уж сложно. А то, что Вы прочтёте ту или иную статью, станет плюсом для Вас. По крайней мере в следующий раз Вам не придётся её искать. Вот и всё.

И кстати, Вы правы, если подумали, что многие СТОП — ФАКТОРЫ решаются обычным изучением. И они между собой похожи. Я разделил, чтобы было понятнее для Вас.

А мы пока переходим к следующему пункту СТОП-ФАКТОРА:

Отсутствие конфликта и четкой структуры произведения.

Как бы банально это не звучало, но на этом ошибаются многие начинающие авторы.

Вы бы читали книгу, если там было если никто н чему не противостоит? И если бы герой просто лежал? К примеру, герой просто лежит на диване и со всем соглашается!!! Я уверен, что нет.

В любой книге или фильме, герой должен противостоять чему-то, как-то развиваться. То есть должна быть завязка (то, с чего всё началось), кульминация (то, как происходит конфликт), и развязка (то, чем всё закончилось).

И кстати чёткое написание этих трёх вещей (завязка, кульминация, развязка) и есть чёткая структура произведения. Согласитесь, что было бы скучно и неинтересно читать, если книга начнётся с развязки, потом резко перейдёт в завязку, а кульминацию вы вообще не напишите. Да и любое отсутствие одного из этих факторов ведёт к полному провалу книги. Как это происходит? Очень просто, и я сейчас это опишу:

Отсутствие завязки. У читателя останутся вопросы: как это произошло? Что способствовало кульминации? Кто такой этот герой? В чём качества героя? Зачем он бороться? За что он борется? Поверьте, я бы перестал читать книгу спустя несколько прочитанных страниц. И наверняка Вы бы тоже.

Отсутствие кульминации. Здесь всё понятно. Представьте, что в книге полностью описывается герой. Вы узнаете его, знакомитесь с ним, он чем-то даже вам близок и симпатичен. Он начинает с чем-то бороться, вот-вот произойдёт что-то интересное, а потом сразу идёт то, что он со всем справился и всех победил. При этом не написано, как именно он это сделал. Что именно произошло. Каким образом поменялся этот герой. Поверьте, Вы останетесь очень сильно недовольны этой книгой и автором. При этом именно с автором у вас будут дурные ассоциации. Так же и Ваш потенциальный читатель будет реагировать и на Вас, и всего лишь по одному произведению. Кульминация — это основа всей книги.

Отсутствие развязки. Здесь уже идёт игра на интерес. Развязкой Вы отвечаете читателю на вопросы: как изменился герой? Что с ним произошло дальше? Что он усвоил из кульминации? Как он начал жить дальше? Будет ли продолжение?

То есть развязка — это разрешение одной интриги и создание интриги на продолжение (если такая имеет место быть).

К примеру, возьму мою книгу «Эпоха Героев». Главный герой, по имени Игорь, жил одиночкой и любил ездить за город, чтобы побыть на природу, он мечтал уехать из Москвы и не считал себя каким-то особенным. Но потом он нашел шкатулку, где была подсказка о том, что он должен сделать (Завязка). И его жизнь по немного начала меняться, как бы естественным путём. Шаг за шагом он делает одни действия, при этом получает другие «задания». Во время этого у него появляются помощники и единомышленники, которые в свою очередь преследуют свою личную цель. Со временем, спустя примерно полгода (по сюжету книги) цель достигается и вот она кульминация. И в развязке показывается то, как он изменился, как начал относиться к жизни и то, что с ним произошло в дальнейшем. А именно он был сиротой, но нашел родителей. Он хотел прожить жизнь одиночкой, но всё же женился и у него появились дети. Он хотел переехать из Москвы в деревню, и он это сделал.

То есть Вы видите здесь построение сюжетной линии, и то, что ему необходимо было что-то делать, чтобы получить что-то, и выполнить свою личную цель. Знаю, я описал здесь очень сухо, но я сделал это, чтобы сэкономить пространство в книге и побыстрее перейти к следующему пункту. Те, кто хотят подробнее узнать о том, как именно я построил сюжет и структуру книги, то можете приобрести книгу вот, тут: https://graphover.ru/market/ или написать мне на почту: bavarbross@gmail.com.

И это один из самых важных пунктов, на который Вы обязаны обратить свое внимание. Отсюда и ЗАДАНИЕ №3: составьте краткое развитие сюжета книги, и сделаете это в плане своей книги.

Убогий невыразительный язык

Поверьте, книги — это не то место, где стоит включать «идиота» или «быдло». Избавьтесь от слов и словосочетаний на подобии: «типа того», «эммм…», «слышь ты…», «ну это, как его там…», в этот состав входит абсолютно любой жаргон, для особ непонятливых я объясняю что как и тюремный, так и молодежный жаргон не приветствуется. Необходим нормальный, понятный русский язык (любой язык в зависимости от вашей страны). Не знаете, как лучше описать слово, то найдите его в словаре. Если не можете писать на понятном языке, так как ваш жаргон въелся в вашу голову? Не беда, больше читайте, и всё встанет на свои места.

Поверьте — писать на нормальном языке нужно в первую очередь Вам самим!!! Почему? Объясняю: так вы значительно расширяете свою целевую аудиторию и даете больше шансов, чтобы книга продавалась. А чем чаще книга продается, тем больше получите Вы в свой карман. И это одна из причин писать правильно на правильном языке. Поверьте — это того стоит.

И финансы — это одна из причин. Давайте взглянем в будущее. Если вы сейчас молоды и общаетесь на «сленге», и соответственно пишите так же книги и при этом публикуете, то со временем манера общения у вас будет меняться, вы будете становиться умнее, старше. Манера письма и написания слов также будет меняться, а вот книги останутся на публике. И в один прекрасный момент Вам будет стыдно за то, как вы писали их. Поверьте — это неизбежно… Так что вы можете сохранить смысл книги, но при этом изменить слова на общепринятые и понятные для широких слоев населения.

Если вы отбывали наказания в «местах не столь отдалённых», то «вечер в хату». Шучу. К примеру, Вы хотите рассказать широкой массе то, как «там» живут заключённые, то уж тем более не стоит использовать тюремный жаргон. Ведь Вы пишите не для того, чтобы её прочли те, кто «там» уже и так был и понял Ваш язык. Вы пишите для тех, кто там не был, и книга должна быть понятна тем, кто ни разу не привлекался.

Хотя и тут есть исключения. Помните старый, но очень хороший фильм «Джентльмены удачи». Особенно тот момент, когда герой Доцент, в роли Леонова, своим подельникам объяснял слова с жаргона на обычный язык. Редиска — нехороший человек. Так же и Вы можете использовать жаргонные слова только в случае, если Вы хотите объяснить значение слов. Такой вот словарик в книге даже приветствуется. Но не забывайте также о том, что пропаганда одной тюремной «организации», которая запрещена на территории Российской Федерации по закону Российской Федерации карается уголовной ответственности. Так что лучше в начале книге написать о том, что Вы, так же как и я, используете эту аббревиатуру ТОЛЬКО ЛИШЬ в ознакомительных целях, и конечно же не призываете ни к каким противоправным действиям связанных с нарушением установленного и действующего законодательства Российской Федерации в целом, и отдельных её субъектов в отдельности. Советую ещё проконсультироваться с юристом на эту тему.

Так что пишите правильно, так будет лучше для каждого из вас будущих авторов и для нас потенциальных читателей. Просто словарик в помощь и читайте чаще.

Невнимание, или излишнее внимание к деталям.

Словосочетание «золотая середина» обрела новый смысл. Вам необходимо держать ту середину, чтобы не было очень скучно от того, что деталей, и нудно от того, что деталей очень много. Это не так сложно, как кажется. И если вы либо очень хорошо описывайте в книге, то или иное событие, или предмет, не переусердствуйте. А если вы не можете вообще ничего описать, то постарайтесь хоть что-то описать. Для вас у меня есть два упражнения, которые помогут вам избавиться от либо от недостаточной описи того или иного предмета, обстановки, или случая. И для того, что вы смогли сдержаться от очень долгой описи предмета, обстановки, или случая.

Упражнение №1. Обучить себя лучше описывать.

Это упражнение называется ещё упражнением «сковородка». Действительно, интересное название, но именно сковородка имеет к этому упражнению прямое отношение. СТОП. Прежде чем Вы сейчас пойдёте травмировать свою черепную коробку, дочитайте то, что я написал хотя бы до второго упражнения. Да, сковородка нужна, но использовать вы её должны умом, словами, фантазией. А заключается фокус в том, что Вы должны описывать эту самую сковородку в течение пяти минут без остановки. Да, тут нужно попотеть, но так вы тренируете свою фантазию и свою словесность. Поверьте — это пригодиться Вам не только в написании книги, но и в жизни в целом. Приятно и интересно общаться с человеком, который использует интересные синонимы и выражения, обозначающие вполне повседневный предмет или действие. По крайней мере вы покажитесь в разы умнее и более интересным собеседником, с которым хочется общаться (противоположный пол не исключение). По началу будет туго, но в дальнейшем это пойдет на пользу. Так что пользуйтесь и можете не благодарить.

Упражнение №2. Сокращения.

Здесь сковородка не нужна. Если, конечно, вы не собираетесь ударить ею по своей голове, чтобы выбить половину слов из лексикона. Но это я не поддерживаю никак, и любую ответственность за травмы головы Вы берёте на себя. Тут делается тренировка на окружающее пространство. Попробуйте описать помещение, в котором вы сейчас находитесь, сначала за тысячу слов, потом за девятьсот слов, потом за восемьсот, и так до трехсот-пятисот слов. Потом смените локацию и повторите. И так несколько десятков раз, ровно до тех пор, пока не поймете, что вот он идеал. Идеал для обычной комнаты до пятисот слов.

В аннотации Вам нужно будет рассказать о книге всего лишь за пятьсот знаков. Об это позже, но просто поймите это сейчас, чтобы эти упражнения прошли более успешно.

Утреннее похмелье

И такое бывает. Ваш герой напился прошлой ночью, а сейчас он «болеет очень», не стоит описывать это, если вы не можете это подать интересно для вашей целевой аудитории. Держите всегда «на прицеле» тех, для кого Вы пишите. Если это женщины чуть за сорок, то можно написать, то что герой выпил кофе, анальгин, принял душ, и он как огурчик. Но если вы пишете для панков, то тут конечно можно и разбавить деталями. То есть, просто знайте тех, для кого вы пишите, вот и весь секрет. Напишите что-то. Остановитесь. Перечитайте. Задайте себе вопрос: интересно ли будет «ЭТО» для тех, кому я пишу эту книгу.

Предсказуемая развязка

Не стоит писать в начале книги, то, что герой всех врагов победит и все будет хорошо. Более захватывающее если герой погибает, но это решать вам. А по всей книге у героя должен быть выбор действий, что дает интригу всему сюжету.

К примеру, в моей книге «Эпоха Героев», есть этот выбор и интрига. В самом начале узнается, что Игорь (имя главного героя), собирается к пещере на отдых, а ему коллега говорит: «Игорь, может быть дома останешься в этот раз?». В этот момент Игорь задумывается, а может и действительно может остаться дома. То есть, если он остался дома, то и не получилось бы у меня пяти книг. Интрига. Дальше он в пещере, где находит шкатулку с подсказками, которую он не может открыть. У него есть выбор: выбросить её, или попытаться открыть. Интрига. После чего ему предлагают командировку в Рязань. И тут у него есть выбор, согласиться или нет. И тоже интрига для читателя. А это только первые неполные две главы. И это у меня по всем пяти книгам.

Читатель не должен знать то, чем кончиться книга, и при этом она должна быть на столько интересна за счёт интриги, чтобы читатель даже если прочтёт концовку, обязательно задастся вопросом: «А как это произошло?», и обязательно вернётся к дальнейшему прочтению.

Для чего это Вам? Во-первых, один читатель станет рекомендовать Вашу книгу друзьям и её начнут покупать его друзья, и друзья друзей и так далее. Во-вторых, все эти люди будут ждать или продолжения, или какой-либо другой книги от Вас. То есть у вас будет и аудитория читателей, и соответственно финансы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство писателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я