Игры и упражнения

Юрий Пахомов

Сборник психотехнических игр, направленных на овладение искусством управлять нашими собственными психическими функциями и процессами. Книга подготовлена на основе прежде изданных и ставших для многих настольными книг «Психотехнические игры в спорте» и «Психотренинг. Игры и упражнения» (написаны в соавторстве с Николаем Владимировичем Цзеном), а также с привлечением материалов других авторов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры и упражнения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1. Игры на развитие внимания

Первая буква

Количество участников: 4—8

Участники рассаживаются в круг. Ведущий называет какую-нибудь букву. Участники по очереди называют по одному предмету, из тех, что находятся в комнате и названия которых начинаются с этой буквы. Например, предложена буква «С». Все наперебой начинают говорить: стул, стекло, стол и т. д. Круг завершился? Идем на второй круг. На третий… Выигрывает тот, кто, прежде, чем группа истощит свой «словарный запас», назовет последнее слово. В паузах ведущий может громко считать до трех. Если после этого новое слово не названо, объявляется победитель.

В игре возможен другой вариант определения победителя: кто не может назвать очередного предмета — выбывает из игры. Можно играть на выбывание и двумя командами, если их члены расположатся в кругу через одного.

Таблица Шульте

Количество участников: 6—8

Необходимые реквизиты: Доска, мел.

Ведущий говорит: «Нарисуем на доске большую таблицу: семь вертикальных линий и семь горизонтальных. Получается квадрат, содержащий 36 клеток. Таблица готова? Тогда заполним все ее клетки русским алфавитом в случайном порядке. Начали! Так, хорошо. Теперь разделимся на две команды. Сначала участник одной из команд задает соперникам вопрос, ответить на который можно одним словом. Получившая вопрос команда отвечает на него, „набирая“ ответ указкой из букв на таблице. После того, как ответ набран, команды меняются ролями. Та, что отвечала, начинает спрашивать, а та, что спрашивала — отвечать».

Карусель

Количество участников: 8—14

Группа разбивается на две равные части. «Концентрирующиеся» рассаживаются в круг и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тела и т. д. «Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» — каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к заданию, а «мешающие» начинают мешать им (в пределах, оговоренных ведущим). По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель». Все переходят к обсуждению.

Хор

Количество участников: 14—24

Один участник, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают две-три строчки всем известного стихотворения, и каждый получает по одному слову. Отгадчик входит. По команде ведущего все участники произносят хором каждый свое слово. «Какие строчки? Из какого стихотворения?», — спрашивает ведущий, — «Не поняли? Послушайте еще раз.» Победителем в игре становится тот, кому удастся отгадать строчку за меньшее число попыток».

Кто летает

Количество участников: 5—10

Участники встают в круг, лицом к центру. «Кто может летать, а кто не может? — обращается к ним ведущий. «Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если я назову кого-то или что-то способное летать, например, стрекозу, отвечайте хором: «Летает!» и покажите, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «А поросенок летает?» — молчите и не поднимайте руки. То, что поросенок может летать с моста в воду или в качестве жареного блюда в самолете, не считается. Кто ошибется, будет водить, то есть спрашивать всех остальных: Итак, отвечайте: — Орел летает? — Воробей летает? — Змея летает? — Змей летает? Хорошо, достаточно. А теперь пусть продолжит игру тот, кто успел ошибиться или любой желающий водить.»

Держи свою мелодию

Количество участников: 5—12

Это упражнение тренирует своеобразный иммунитет против общего ритма. По хлопку ведущего каждый начинает мысленно петь свою песню. Услышав два хлопка, все поют вслух. Участникам необходимо быть очень внимательными, чтобы не сбиться на ритм песни соседа. Ведущий может усложнять игру, используя серии хлопков, двойных и одиночных. Участники же, в зависимости от того, двойные или одиночные хлопки прозвучали, должны быстро решать, что делать: продолжать петь про себя или переходить на пение вслух.

Сонар

Количество участников: 3—12

Есть такой технический прибор — сонар, улавливатель звуков. Вообразим, что мы включили сонар. Послушаем, какие звуки наполняют комнату. Шум улицы за окнами… Приглушенный гул разговоров и шагов в вестибюле… Наверху, на втором этаже — еле слышные звуки музыки и притоптываний… А все вместе — общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных шумов. А теперь включите только звуки из танцевального зала на втором этаже. А теперь — только вестибюль! Переключайтесь по моей команде. Улица! Вестибюль! Улица! Зал! Вестибюль! Зал!

Юлий Цезарь

Количество участников: 3—12

Необходимые реквизиты: Ручки и листы бумаги.

Говорят, великий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами — и читал, и писал, и разговаривал. Поглядим, получиться ли это у нас. По сигналу ведущего участники начинают перемножать в уме два многозначных числа (например, 36х24) и в то же время — записывать на листе бумаги хорошо известное им стихотворение. А теперь наоборот: знакомое стихотворение читается вслух, а на бумаге в это время перемножаются два многозначных числа. Получилось? Тогда усложним игру. Вместо знакомого стихотворения возьмите незнакомый текст из книги. Читайте его вслух, а на бумаге производите вычисления. Потом переписывайте текст из книги, а в уме перемножайте числа. Еще одно усложнение. Включите радио погромче или попросите окружающих посильнее шуметь, а сами вычисляйте и декламируйте. Или переписывайте текст и вычисляйте в уме. И, наконец, фигуры высшего пилотажа! Производите мысленные вычисления, одновременно переписывайте незнакомый текст, а товарищей попросите, чтобы задавали вам различные вопросы. Отвечайте на все вопросы, не прекращая всех остальных дел.

Телепатия

Количество участников: в парах

Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом друг к другу. Одному из них отводится роль «передающего», другому — «принимающего». Ведущий объясняет, что «передающий» должен как можно лучше сосредоточиться на каком-нибудь образе и усилием воли внушить его «принимающему». Задача «принимающего» — проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера.

При организации игры ведущий должен дать понять группе, что он вполне серьезно относится к предложенному эксперименту и ожидает положительных результатов. Это поможет участникам преодолеть возможное скептическое отношение к подобным занятиям и настроиться на серьезную работу. Конечно, дело тут не в телепатии — ее может и не быть в природе. Однако необходимость создания яркой воображаемой картины не только для себя, но и для партнера, — дополнительный стимул для «передающего» предельно мобилизовать силы своего воображения.

Во время игры правильные отгадывания случаются обычно чаще, чем этого можно было бы ожидать по теории вероятностей. В этом нет ничего мистического. По дыханию партнера (а если упражнение выполняется с открытыми глазами, то и по его позе, движениям, выражению лица) «принимающий» может довольно точно уловить по крайней мере эмоциональный тон картины — спокойная она или будоражащая, радостная или печальная.

В том случае, если после первых удач у участников действительно возникнет впечатление, будто мысли передаются на расстоянии, ведущему не следует спешить с развенчанием «чудесного феномена». Ведь веру в телепатию можно эффективно использовать для того, чтобы все сильнее и сильнее подогревать вашу группу в ее работе. Лишь после того, как каждый из участников достаточно поработает в роли «передающего», имеет смысл раскрыть карты и рассказать группе о возможных каналах передачи информации.

Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа передавала одному из участников, — это вносит оживление в работу, делает ее более интересной.

Волшебная тройка

Количество участников: 8—12

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры и упражнения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я