Звезда жизни. Символическое моделирование. Практическое пособие. Том 1

Юрий Манухов

Это уникальное практическое пособие по символическому моделированию (СиМ), рассмотренному с помощью авторской модели «Звезда жизни». СиМ – это очень эффективная техника работы с проблемами и целями. Многие нюансы этой великолепной техники становятся понятны только с помощью Звезды жизни. Она значительно расширяет представление о СиМ, создаёт чёткую структуру техники, делает её яснее, удобнее и эффективнее. Книга попутно раскрывает древнюю тайну использования сакрального рисунка «Цветок жизни».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезда жизни. Символическое моделирование. Практическое пособие. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЧИСТЫЙ ЯЗЫК И СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «СИМ»

Чистый язык (ЧЯ) был создан психотерапевтом Дэвидом Гроувом (David Grove). Затем, в средине 90—х годов прошлого столетия, на основе этого языка Пенни Томпкинс и Джеймс Лоули создали метод «Символического моделирования» (СиМ), подробнее об этом можно почитать [2].

Насколько мне известно, в Россию метод ЧЯ и СиМ был привезён в 2008 году Филом Своллоу и Мэриэн Вэй, которые провели обучение этому методу. Если я не знаю о более ранних фактах, то приношу свои извинения. Вы можете написать мне об этом, а также о том, где я могу получить подтверждения ваших слов, и я учту эти факты при переиздании.

СиМ постоянно развивается. На его развитие и популяризацию повлияли многие люди, но кроме основателей СиМ и ЧЯ я бы особо отметил Кейтлин Уолкер (Caitlin Walker). Она внесла значительный вклад в структуру СиМ. Эти элементы структуры отражены мной в модели Звезда.

Одним из первых в России этот метод стал практиковать, дополнять и распространять Олег Матвеев, благодаря которому, я узнал о СиМ и освоил этот прекрасный метод.

ГЛАВА 2. О МЕТОДЕ

Символическое моделирование (СиМ), прежде всего, работает со сравнительными образами (метафорами). Поэтому в процессе работы сначала проявляются метафорические образы картины запроса, а затем проясняется их взаимодействие. Когда, в процессе сессии, вся картина проявлена и происходит изменение — начинается трансформация проблемы, то работа с образами продолжается.

Первые 10 точек модели Звезда в СиМ — это работа с метафорическими образами. Начинающим осваивать метод СиМ важно запомнить, что с самого начала сессии проявление метафор является основной целью 1-й стадии процесса, включающей первые четыре треугольника или восемь точек Звезды.

Во многих техниках работы с подсознанием используется работа с образами, но, в отличие от них, в СиМ это делается с помощью чистого языка (ЧЯ). Это основное отличие СиМ от других техник, в том числе работающих с образами.

Метод СиМ обладает:

— высокой мягкостью процесса в отношении переживаний консультируемого, создавая метафорическое касание проблемы, которое не требует реальных перепроживаний негативных ситуаций и значительно облегчает задачу консультируемого;

— глубокой проработкой проблемы, несмотря на незначительную глубину трансового или медитативного состояния и высокую осознанность консультируемого;

— высокой чистотой процесса и минимальным привнесением искажений во внутреннее пространство консультируемого со стороны ведущего;

— высокой эффективностью результата, благодаря чистоте метода и прямому осознанному воздействию на содержимое подсознания, относящееся к проблеме или цели;

— высокой скоростью решения проблемы;

— высокой универсальностью применения.

Общий опыт подсознания человека огромен. Он включает:

— опыт жизней души;

— генетический опыт, включающий опыт рода и дочеловеческий опыт;

— опыт этой жизни, включающий пренатальный период;

— другой опыт (опыт других).

И если все прошлые проблемы в этом опыте суммировать, то их совокупность тоже очень велика.

Если же для устранения этих проблем, например, воспользоваться методом регрессий, то можно долго искать и устранять корни этих проблем, продираясь к ним сквозь цепочки ситуаций, пытаясь убрать их из своей истории и предыстории.

СиМ в этом отношении значительно эффективнее. Подсознание само выдаёт общий (совокупный) образ проблемы, доступный для сознательной коррекции. Эту совокупную проблему часто можно исправить за один сеанс СиМ, сколько бы ситуаций и их цепочек не было с ней связано. Такой процесс можно рассматривать, как одновременное устранение всего блока связанных проблем выбранного аспекта жизни. Это возможно, так как СиМ напрямую работает с совокупной, но в то же время конкретной проблемой.

И ещё одно существенное достоинство СиМ — это возможность работы с любой минимальной имеющейся информацией о проблеме.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В «СИМ» И «ЧЯ»

В этой главе я даю определения некоторым понятиям, которые часто используются в литературе при описании процесса СиМ, а также пояснения и рекомендации.

Что такое чувства и эмоции? В чём различие между ними?

Человек может почувствовать очень многое: бодрость, желание действовать, позитивный заряд, благодарность, энергию, отношение, стиль, связь, опасность, намерение, приближение, прогресс, жажду и т. д.

Чувство (Ч) — это способность приёма и регистрация входящей информации.

Эмоция (Э) человека — это ответная реакция на чувство и входящую информацию, содержащая энергию для какого-то конкретного действия. Например: эмоция страха — действие надо бежать, спрятаться, замереть; радость — хочу прыгать, смеяться, кричать «ура»; и т. д.

Эмоция — это исходящая направленная энергия определённого качества и силы, вызывающая соответствующие действия.

Улавливаете разницу? В модели Звезда чувства и эмоции — это две разные соседние точки, объединённые в одну область, называемую Переживания. В эту область входят также телесные ощущения (ТО).

Что такое атрибуты, характеристики, роль? Как они связаны?

В отношении СиМ и модели Звезда, атрибуты — это отличительные принадлежности роли. Например: принадлежности футболиста; предметы, отличающие врача; внешние отличия полицейского или военного; принадлежности автомобиля или планера и т. п.

Атрибуты можно объединить в класс характеристик, например, как характерные принадлежности роли. С другой стороны, всё, что касается роли можно объединить более широким понятием — соответствующие характеристики.

То есть роль можно рассматривать, как совокупность имеющихся характеристик объекта или образа в рассматриваемой ситуации. Важно, что характеристики метафорического образа (о нём будет сказано чуть позже) позволяют рассматривать его в качестве роли.

О СОКРАЩЕНИЯХ.

В тексте и многочисленных рисунках этой книги я использую много сокращений. Они необходимы, чтобы не повторять постоянно одни и те же названия, рассматриваемых аспектов, без которых не обойтись в тексте. И хотя я часто делаю повторную расшифровку этих сокращений по ходу книги, будет лучше, если вы запомните их полные наименования, чтобы легко воспринимать текст и рисунки и не отвлекаться на поиски расшифровок.

Сокращения также необходимы для того, чтобы эти названия можно было компактно уместить на рисунках. Некоторые из приводимых мною сокращений могут вам пригодиться при использовании модели Звезда, во время записи сессий и в других случаях — об этом я подробнее расскажу в конце данной книги.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ.

Приготовьте чистую тетрадь, что бы она всегда была у вас под рукой, во время изучения материалов этой книги. Она не раз вам понадобится в процессе обучения. Электронный файл для записей будет не очень удобен, так как вам придётся часто рисовать, особенно в начале. Либо используйте тетрадь только для рисунков.

В конце каждого раздела или главы вас ждут вопросы и другие практические задания. Вот первые из них:

1. Назовите полную словесную форму каждого из следующих сокращений, используемых в этой главе: СиМ, ЧЯ, Ч, Э, ТО,

2. Вопросы для самопроверки. Ответьте своими словами на следующие вопросы.

Что такое чувство?

Что такое эмоция?

Что такое атрибут?

О чём говорят характеристики при описании роли или образа?

Как характеристики человека связаны с его ролью в ситуации?

ГЛАВА 4. ФОКУСИРОВКА И СУММИРОВАНИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ФОКУСИРОВКИ

Внимание — это направленное восприятие и переживание аспектов жизни. Фокус внимания — это ограничение области восприятия или внимания человека. Внимание сосредоточено в его фокусе.

Если в интернете вы откроете просмотр карты какой-то местности, то у вас есть возможность выделить на ней какую-то точку — это будет центр фокуса внимания, (см. рис. 3).

Теперь если вы увеличите размеры просматриваемой области, например какого-то здания, то будет видна только небольшая часть улицы вокруг этого здания. Зато будут хорошо видны её детали и очертания зданий.

Аналогичным образом, во время сессии, вы можете сузить фокус внимания и перевести его на восприятие деталей какого-то аспекта — это равносильно увеличению. Детали станут значительно чётче, яснее и крупнее. Чем мельче детали, которые вы пытаетесь рассмотреть, тем уже становится фокус и сильнее увеличение.

Такое сужение фокуса внимания одновременно является очень мягким и эффективным способом погружения консультируемого в трансовое-медитативное состояние и усиливает контакт с подсознанием, особенно если вы направите внимание на чувства, эмоции и ощущения. Транс в данном случае — это погружение внимания человека в свой внутренний мир и уменьшение внешнего внимания.

В следующих примерах постарайтесь уловить принцип фокусировки, а в пятой части книги мы разберём эти и другие примеры применительно к модели Звезда.

Во всех примерах книги консультируемый сокращённо обозначается заглавной буквой «К» с точкой, а ведущий — заглавной буквой «В» с точкой.

Рис. 3

Пример 1.

Курсивом в скобках даны мои комментарии к примерам.

Консультируемый (К). Когда я думаю об этом, то чувствую радость.

Ведущий (В). И «думаешь об этом» и «чувствуешь радость». И когда ты «чувствуешь радость», где находится эта «радость»?

К. Она в моём теле.

В. И «она в твоём теле». И когда «она в теле», где именно «в теле»?

К. В груди.

В. И «радость в груди». И когда «в груди», где именно «в груди»?

К. В центре. (Кладёт руку на грудь).

В. И «радость в центре груди» (показываю на грудь консультируемого). И когда «в центре груди», она внутри или снаружи?

К. Внутри, в моём сердце… там источник… оттуда распространяется по всему телу… выходит за его пределы и распространяется, как свет.

(В примере была произведена фокусировка внимания консультируемого на эмоции радости. Её расположение было уточнено от размеров тела — до точки в центре груди, в сердце. В каждом вопросе примера производилась мини-фокусировка, которая позволяла ещё больше уточнить расположение эмоции радости.)

Если же на примере карты местности (см. рис. 3), наоборот, уменьшить объекты и увеличить просматриваемую область, то будут видны многие улицы, их расположение, места пересечения, длина и форма. Так можно увидеть общую картину, чтобы лучше сориентироваться на местности.

Точно так же и ведущий может расширить фокус восприятия консультируемого во время процесса, чтобы он мог увидеть полную картину проясняемой области.

Пример 2.

В. И «улыбающийся зелёный лес (пауза) «… И «ласковое Солнце» (пауза)… И «лучи света, как бесконечные частицы радости» (пауза)… И «твоя душа, парящая, как птица в море света и радости». И, когда всё это, есть ли что-то обо всём этом?

К. Это образ и ощущение любви, которой наполнено моё сердце… иное отношение к жизни… это всё внутри меня… я создаю эту радость и любовь… внутри и вокруг… сейчас… я могу делать это когда захочу!

(Суммирование информации, сообщённой консультируемым в предыдущие моменты сессии, равносильно расширению фокуса его внимания, что привело к спонтанным изменениям и осознаниям у консультируемой).

И наконец, третья полезная возможность изменения фокусировки. Вы можете навести фокус внимания на какой-то объект на карте в интернете, увеличить его и хорошенько рассмотреть во всех подробностях. Затем вы можете снова расширить фокус внимания, найти другой интересующий вас объект, выделить его и, увеличив, детально рассмотреть.

Такой процесс можно назвать переносом внимания. Этим способом вы можете в сессии переносить внимание, то есть переходить с объекта (аспекта) на объект (аспект), увеличивать каждый по очереди и хорошо рассматривать. Когда один объект (аспект) достаточно рассмотрен, то вы можете перейти к рассмотрению другого.

Пример 3.

К. С левой стороны находится непроглядная темнота, похожая на приближающуюся бурю. А с правой стороны — спокойная солнечная погода, радостная природа и пение птиц. Мир как бы разделён на 2 части и, я посередине — на границе.

В. И «с левой стороны находится непроглядная темнота, похожая на приближающуюся бурю». И «с правой стороны спокойная солнечная погода, радостная природа и пение птиц». И когда «справа спокойная солнечная погода, радостная природа и пение птиц», как далеко «справа» от тебя находится эта «радостная природа и пение птиц»? (Фокусировка на правой позитивной части картины).

К. Метрах в пятидесяти и дальше. Вокруг меня имеется нейтральное пространство около пятидесяти метров в диаметре. (Выяснено расположение правой части и новая область картины).

В. И «вокруг тебя имеется нейтральное пространство, около пятидесяти метров в диаметре». И «метрах в пятидесяти справа и дальше радостная природа и пение птиц». И когда эта «радостная природа справа», есть ли у неё размер или форма? (Продолжение фокусировки на правой части).

К. Это всё, что есть справа, насколько видит глаз. Это похоже на огромный мяч, у которого посередине полоса. Справа, он цветной, а слева — чёрно-белый. (Консультируемый опять возвращается к целостному образу правой и левой частей, что говорит об их единстве, несмотря на разницу).

В. И «огромный мяч». И «посередине полоса». И справа цветной, а слева чёрно белый». И «справа радостная природа насколько видит глаз». И «с левой стороны непроглядная темнота, похожая на приближающуюся бурю». И «вокруг тебя нейтральное пространство около 50 метров в диаметре». (Произведено суммирование информации о всех объектах, с переходом на объект «нейтральное пространство». То есть фокус был расширен, а затем опять пошло сужение фокуса внимания на другом объекте, чтобы выяснить о нём подробности). И когда «вокруг нейтральное пространство», есть ли у него форма?

К. Это как пустое пространство в форме половинки ядра, где нет ничего. Оно пустое, как огромный защитный прозрачный купол на неизвестной планете, в котором я нахожусь.

(В этом примере был осуществлён перевод фокуса внимания ведомого с правой стороны и мяча на нейтральное пространство вокруг).

Все три возможности фокусирования, рассмотренные выше, широко используются в процессе СиМ и других техниках работы с подсознанием и выражают принцип «обобщённо — конкретно», который будет описан мною позже.

Когда вы увеличиваете объект — приближаете, фокусируетесь, то становится видно больше деталей. Когда удаляете объект и расширяете поле зрения, то становится видна общая картина расположения объектов рассматриваемой области. Очевидно, что оба процесса периодически необходимы во время сессии.

СУММИРОВАНИЕ

Я тоже буду периодически суммировать ту информацию, которую вам даю, делая это с помощью рисунков, моделей, перечней, чтобы у вас возникала общая картина.

Суммирование информации, выгружаемой консультируемым, производится с целью прояснения общей картины, которая из неё складывается. Суммирование — это место процесса, где ведущий повторяет консультируемому значительную часть информации, сообщённой им в сессии. Это делается для того, чтобы он мог расширить фокус внимания и воспринять всю эту информацию, как единое целое.

Приём суммирования применяется в нескольких случаях, перечисленных ниже.

— Расширение фокуса внимания, чтобы увидеть целостную картину, о чём говорилось чуть выше;

— Соединение информации в цепочку перехода от одного объекта картины, к другому (здесь иная цель), см. 2-й пример, выше;

— В каждом случае, когда ведущий повторяет ответ консультируемого, если этот ответ состоит из нескольких частей (такой вариант можно наблюдать почти во всех шагах сессии перед фокусировкой и заданием вопроса);

— Во время частичного (выборочного) суммирования ответа (частный случай предыдущего варианта):

А) При выборочном повторении последнего ответа консультируемого, если этот ответ был слишком объёмным (убираем лишнее, выбираем главное);

Б) Когда к повтору ответа консультируемого добавляется 1—2 элемента из прошлых его ответов, несущих другую информацию об аспекте следующего вопроса — это способствует более полному осознанию ответа.

Суммирование может быть локальным или охватывать всю картину. Оно выполняется так часто, насколько это целесообразно. Суммирование — это расширение фокуса. Оно не должно мешать проявлению деталей — сужению фокуса внимания. С другой стороны, проявление одних деталей не позволяет видеть весь объект или картину. Ведущему требуется находить баланс.

Проявляя детали консультируемый должен представлять и помнить общую картину, детали которой он проявляет. Ведущий со своей стороны тоже должен представлять и зарисовывать картину консультируемого, чтобы лучше ориентироваться в ней.

Когда вы суммируете сказанное консультируемым, то проговаривайте медленно, с расстановкой, чтобы он успевал менять фокус внимания и воспринимать эту информацию вместе с соответствующими эмоциями, ощущениями и картинками. Важно, чтобы он успевал прочувствовать всё, что вы ему повторяете.

Но и слишком медленное проговаривание, с большими паузами, для человека с быстрой реакцией может перевести его незанятое внимание с внутренних процессов на внешние, нарушив контакт с подсознанием. У каждого человека время восприятия различно, поэтому надо приспособиться к ритму конкретного человека.

Суммирование делается с помощью соединительного союза «и», который ставится в начале каждого суммируемого предложения или словосочетания, несущего часть общей информации. Пример значительного суммирования был показан во втором варианте фокусировки.

Повторение любой информации консультируемого делается по этому же принципу. Это видно из двух других примеров фокусирования, приведённых выше. Разница лишь в количестве повторяемой информации и месте её последнего упоминания в сессии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Ответьте своими словами на следующие вопросы:

— Что такое внимание?

— Что такое фокус внимания?

— Какие три важные возможности фокусировки используются в СиМ?

— Что даёт каждая из этих возможностей?

— Что означает суммирование информации консультируемого?

— Каким образом выполняется суммирование?

— С какими целями выполняется суммирование?

ГЛАВА 5. МЕТАФОРА

Метафора является очень важным элементом развития и общения человека. Она приходит из глубин подсознания и основана на прошлом опыте человека, отражая законы и принципы существующего мира.

Поэтому метафора очень естественна и привычна для нас. Она соединяет в единое целое наш разговорный язык, состоящий из слов, с языком подсознания, наполняя слова глубоким и в то же время очень ясным смыслом.

Один из основных принципов используемых в метафоре — это принцип сравнения того, о чём мы хотим сказать, с чем-то хорошо известным и ясно представляемым. Заглянув немного вперёд отмечу, что кроме соответствующего вектора формирования метафорического образа: «Это как что?», этот принцип в модели Звезда отражён в БППА Сравнительность.

Всё, что человек познаёт, он делает это путём сравнения с чем-то похожим, являющимся точкой опоры — сравнения. Но в данной главе нам важно запомнить, что этот принцип используется в метафоре.

Вот несколько определений метафоры.

«Метафора — это контейнер, содержащий всю информацию» (Ф. Своллоу, см. стр. 9, стр. 25)

Метафора — это выражение чего-то (какого-то понятия) через сравнение с чем-то другим, хорошо известным, и это сравнение делает выражение ярким и понятным. Например: «Ты топаешь, как слон».

Метафора выражает итог предыдущего опыта и имеющихся убеждений, записанных в подсознании. Метафора, метафорический образ и переживание — это одно целое, определённая структура в подсознании.

Любым переживанием, имеющемся в подсознании, можно осознанно управлять. Вы можете поменять его на другое переживание или убрать из подсознания, выполнив действия с его метафорическим образом. Дело в том, что работая с метафорическим образом переживания, вы напрямую влияете на само переживание и на его запись в подсознании.

Такое действие с метафорой соответствует прямому изменению нейронных связей мозга, отвечающих за это переживание. Они меняются автоматически во время замены метафоры, отвечающей за переживание.

Изменение образа метафоры на желаемый, является одной из основных задач сессии СиМ и обычно приводит к желаемому результату (ЖР).

Пример. Для сокращения текста в примере мною опущены шаги, не относящиеся к демонстрации работы с образом.

К.… Когда я думаю об этом, то у меня появляется тяжесть в груди.

В. И «думаешь об этом», и «тяжесть в груди». И когда «тяжесть в груди», где именно «в груди»?

К. В средине.

В. И «тяжесть в средине груди». И когда «тяжесть в средине груди», где именно «в средине»?

К. Вот здесь (показывает)

В. И когда «тяжесть в средине груди, вот здесь», есть ли у неё размер или форма?

К. Это что-то бесформенное и тяжёлое,… как булыжник размером с кулак.

(После того как консультируемая назвала этот метафорический образ, она может поступать с ним, как с обычным булыжником и, это аналогичным образом отразится на переживании, в данном примере — это «тяжесть в груди»).

В. И «булыжник в груди размером с кулак, бесформенный и тяжёлый». И когда «тяжёлый булыжник в груди», что ты хочешь, чтобы произошло?

К. Он мне мешает, мне хочется его убрать оттуда.

В. И можешь ли ты это сделать?

К. (Пауза). Он стал шевелиться и двигаться наружу (консультируемая, каким-то образом стала пробовать удалять камень)… это неприятно.… Он как будто тает, его края становятся гладкими, а стенки скользкими… Всё, его нет. Какое облегчение (радость на лице)!…Я давно не чувствовала в груди такую лёгкость и комфорт… и ещё прилив сил! Я как будто потеряла в весе или притяжение Земли уменьшилось.…Сейчас улечу (смеётся).…

В. (Проверка переживания). И «предательство близкого человека», и «когда ты думаешь об этом», что происходит тогда?

К. Теперь, когда я думаю об этой ситуации, она не вызывает неприятных эмоций. Я воспринимаю это легко и не вижу никакой трагедии. Я свободна от этого и готова жить полной жизнью.…

Этот пример хорошо демонстрирует работу с метафорой, её значение и прямую связь с переживанием.

СХОЖИЕ С МЕТАФОРОЙ ПОНЯТИЯ.

Символ — это условный знак или образ, наделённый каким-то значением или смыслом, который никак не вытекает из самого образа. Например, обручальное кольцо — символ любви и верности. Ещё пример. Точки модели Звезда символизируют определённые стадии процесса, которыми я их наделил. Без этого смысла — это просто точки. Их можно наделить любым другим смыслом в ином случае. Например, точка в конце предложения — это символ конца предложения. Или буква «А», означающая звук «А», который никак явно не вытекает из образа буквы. Этому знаку просто был присвоен такой смысл. Те же звуки в других языках могут иметь различные символы — образы.

Ассоциация — это некая связь с чем-то, которая возникает у человека при появлении чего-то другого в фокусе его внимания. Это связь между отдельными аспектами (событиями, явлениями) жизни, когда один аспект вызывает в памяти другой. Например, у вас возникла какая-то эмоция, и вы сразу вспомнили какое-то событие.

Модель — это упрощённый аналог, отражающий характеристики чего-то реального. Исследование модели помогает исследовать реальный объект. Например, модель Звезда СиМ помогает исследовать процесс СиМ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Ответьте своими словами — это поможет глубже разобраться и лучше усвоить материал.

— Что такое метафора?

— Для чего требуется изменение метафорического образа в сессии?

— К чему приводит изменение метафоры?

— Что такое ассоциация?

— Что такое символ?

— Что такое модель?

ГЛАВА 6. ЛАНДШАФТ

Ландшафт (Л) — это метафорическая картина, отражающая реальный запрос, в которой метафорические объекты имеют свои характеристики, относительное расположение и связаны отношениями и взаимодействиями.

В то же время ландшафт в СиМ — это реальная структура подсознания, относящаяся к конкретному запросу. Осознанное изменение объекта ландшафта напрямую меняет структуру подсознания и нейронные связи мозга. Вы уже успели познакомиться с этим явлением в предыдущей главе на примере реального отрывка работы с метафорой.

Ландшафт в СиМ представляет собой картину, выраженную в метафорической форме, которая содержит желаемый результат и проблему. Она отражает имеющееся состояние запроса консультируемого. Когда он проясняет ландшафт, то переводит подсознательную картину запроса в осознаваемую форму, выраженную метафорическими образами.

Обычно картина ландшафта состоит из нескольких метафорических образов, которые имеют названия (имена) и определённые места расположения (адреса) на этой картине. Проявление полной картины ландшафта — это бо́льшая часть процесса СиМ, которая является одной из его основных задач. ́

Именно хорошо проявленная картина ландшафта позволяет консультируемому разобраться с проблемой и сделать необходимые изменения в ландшафте, которые ведут к желаемому результату (ЖР). Если же ландшафт проявлен не полностью, то, скорее всего, ожидаемые изменения в нём не произойдут.

Во время сессии, параллельно с записью слов консультируемого, ведущий обязательно рисует ландшафт. Такой рисунок помогает ему ориентироваться в процессе и многое подсказывает. Когда ландшафт им нарисован, то ведение словесной записи почти или совсем не требуется, что позволяет ведущему сконцентрировать больше внимания на вопросах и процессе прояснения.

Примеры построения ландшафта с помощью модели Звезда будут подробно описаны в других главах книги после знакомства с моделью.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

Ответьте своими словами.

— Что представляет собой ландшафт в СиМ?

— Из чего складывается картина ландшафта запроса?

— С какой целью проявляется полный ландшафт запроса?

— Что даёт ведущему рисунок ландшафта запроса консультируемого?

ГЛАВА 7. ЧИСТЫЙ ЯЗЫК

«Теперь я владею ещё одним языком — чистым». (Осознание).

ЧТО ТАКОЕ ЧИСТЫЙ ЯЗЫК (ЧЯ)

Это «волшебный» язык, который, не нарушая внутреннего пространства человека, помогает ему проникать в самую глубину своего подсознания, находить там ответы и изменять свои модели поведения и убеждения в соответствии со своими желаниями.

Вы уже знаете, что Чистый Язык разработал Девид Гроув. ЧЯ составляет основу Символического Моделирования. Главная особенность Чистого Языка — сохранение чистоты внутреннего пространства консультируемого в отношении запроса, от привнесения информации из внутреннего пространства ведущего.

Если коротко сказать о процессе использования ЧЯ, то он представляет собой точное, без изменений и дополнений, повторение слов консультируемого и, в случае необходимости, задавание чистых вопросов, направляющих внимание консультируемого на какую-то часть сообщённой им информации.

К чистому языку предъявляется три основных требования:

— Не добавлять никакой лишней информации, которой нет в ответах консультируемого.

— Не ограничивать собственные знания консультируемого о запросе, имеющиеся в его внутреннем мире.

— Не изменять информацию, которую сообщает консультируемый.

ЧЯ и входящие в него чистые вопросы обеспечивают чистоту процесса коммуникации консультируемого и ведущего. Д. Гроув придумал этот язык для себя, как для специалиста, консультирующего других людей.

Он убрал из процесса мнение специалиста о том, что происходит у консультируемого, и в чём причина его проблемы. Разрабатывая язык, он справедливо предполагал, что все ответы уже есть во внутреннем пространстве консультируемого. Вместо высказывания своего мнения, основанного на собственном опыте, он решил направлять внимание консультируемого чистыми вопросами, чтобы позволить ему самому найти ответы. Такой подход к консультированию позволил Д. Гроуву иметь очень высокие результаты.

Слово «чистый» в названии метода часто путает людей, так как противоположным к нему является слово «грязный». В контексте метода слово «чистый», по смыслу ближе к значению «неискажающий». То есть ЧЯ — это «неискажающий» язык. Он предполагает, что повторы слов консультируемого и задаваемые ведущим вопросы, не должны вносить искажающей информации в ответы консультируемого.

Вопрос должен использовать только ту информацию, которую сообщает консультируемый. С помощью чистого языка ведущий только направляет внимание ведомого на его же слова. Такой метод успешно приводит консультируемого к желаемому результату.

Мне кажется, что сумма действий — убрать, добавить, изменить, как нельзя лучше отражает то, чего не должен делать ведущий в отношении внутреннего мира консультируемого. Возможно, по этому принципу строил свои вопросы Д. Гроув. Ведущий лишь направляет внимание консультируемого, помогая ему следовать в направлении основного вектора процесса, то есть желаемого результата (ЖР).

Чистые вопросы построены таким образом, что направляя внимание консультируемого, они оставляют ему право выбора любого варианта продолжения.

ПОЛНЫЙ СИНТАКСИС

Как уже упоминалось выше, повторение слов консультируемого — это одна из основных особенностей ЧЯ и СиМ. Такое повторение фокусирует внимание консультируемого на его же словах, способствует сосредоточению и более глубокому восприятию им же сказанного.

Повторение слов консультируемого показывает ему, что ведущий всё услышал и правильно его понял, а если что-то не так, то у него есть возможность поправить ведущего. Повторы ответов консультируемого в сессии СиМ часто заменяют текущие вопросы. Выслушав свои же слова от ведущего — со стороны, консультируемый осознаёт что-то новое и часто, не дождавшись вопроса, сообщает эту информацию ведущему.

Такие повторы делаются по определённым правилам и называются полным синтаксисом, который состоит из 3-х частей.

— А) Ведущий, начиная с соединительного союза «И» повторяет всё сказанное консультируемым, как это сделано в предыдущих примерах главы 5.

Б) Далее, начиная с союза «И», он может дополнить повтор чем-то из сказанного ранее, если это требуется для задания следующего вопроса или может быть важным для ответа на следующий вопрос.

Это была 1-я часть синтаксиса.

— Во второй части синтаксиса ведущий называет только то, на чём хочет сосредоточить внимание консультируемого, начиная с фразы «И когда». Это фокусирующий повтор, который сразу переходит в чистый вопрос.

— Третья часть синтаксиса — это вопрос. Он тоже может содержать повторение части слов, сказанных консультируемым. Как правило, их ещё меньше, чем во второй части, это фокусирует внимание консультируемого ещё сильнее.

Пример. Отрывок из сессии.

К. Рептилия и морской огурец соприкасаются. Линия раздела — это линия соприкосновения и перехода из одной среды в другую и, одновременно, смена роли.

В. (1-я часть синтаксиса). И «рептилия и морской огурец соприкасаются». И «линия раздела — это линия соприкосновения и перехода из одной среды в другую и, одновременно, смена роли».

(2-я часть синтаксиса). И когда «смена роли»

(3-я часть синтаксиса), есть ли что-то ещё об этой «смене роли»?

К. Роль — это, каким мне надо быть, чтобы комфортно себя чувствовать в конкретной среде.

В. (1-я часть синтаксиса). И «каким надо быть, чтобы комфортно себя чувствовать в конкретной среде». И «линия раздела суши и моря (добавлено из более раннего момента сессии) — и линия перехода из одной среды в другую и смена роли».

(2-я часть синтаксиса). И когда «море» и «роль» (3-я часть синтаксиса), что это за «роль»?

К. Я должен быть как рыба в воде.… Мне нравится образ дельфина,… как дельфин в море.

Когда консультируемый получит хороший контакт с подсознанием, то некоторые части синтаксиса можно не употреблять, для ускорения процесса.

Полный синтаксис — это один из основных инструментов СиМ, поэтому его надо освоить хорошо.

ЗАДАНИЕ.

1. Вопросы для самопроверки. Ответьте своими словами на следующие вопросы.

В чём состоит главная особенность Чистого Языка?

Из каких основных частей состоит ЧЯ?

Какие основные требования предъявляются к ЧЯ?

Что представляет собой полный синтаксис?

Какое назначение имеет полный синтаксис?

2. Полный синтаксис может быть очень хорошим упражнением. Потренируйтесь в его использовании, общаясь с напарником или с кем-то из родственников, предупредив их об этом и получив их согласие. Отметьте разницу в результатах по сравнению с обычным разговором.

ГЛАВА 8. НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ СЕССИИ

Чистый Язык и СиМ предъявляют особые требования к началу и завершению сессии.

ЧИСТОЕ НАЧАЛО.

Ведущий предлагает консультируемому самому выбрать место в помещении, где бы он хотел расположиться для проведения процесса. Причём ему предлагается почувствовать это место в пространстве комнаты и расположиться там. То есть что-то внутри должно подсказать человеку это место.

Затем ведущий спрашивает, где бы консультируемый хотел, чтобы расположился ведущий. Далее идёт относительная подстройка расположения консультируемого и ведущего по расстоянию, углу поворота и высоте. Ведущий спрашивает:

«На правильном ли мы расстоянии? (Ответ).

Под правильным ли мы углом? (Ответ).

На правильной ли высоте?» (Ответ).

И если — нет, то производятся соответствующие перемещения.

Такое чистое начало совершается во время приёма в кабинете консультанта. Если же консультация проводится в сети интернет, то процедура чистого начала значительно упрощается. В этом случае очень хороший вариант предлагает О. Матвеев. Вот как выглядит его вариант:

Ведущий говорит: «Сядь поудобнее. (… пауза) Почувствуй пространство (комнаты) вокруг себя: пространство сзади… спереди… справа… слева… сверху… снизу…. Почувствуй всё пространство целиком».

Каждый раз, когда ведущий предлагает консультируемому что-то почувствовать, то консультируемый делает это и подаёт сигнал о выполнении задания, например, произносит: «Угу», или кивает головой.

Далее ведущий говорит: «Почувствуй себя в этом пространстве».

Когда консультируемый подтверждает, что почувствовал, то ведущий говорит: «Почувствуй своё тело в этом пространстве».

Ведущий параллельно делает то же самое в пространстве своей комнаты. В результате таких действий пространство комнаты становится психоактивным и помогает ведущему и консультируемому во время сессии. Ещё эта процедура придаёт уверенности, спокойствия, способствует сосредоточению и улучшает контакт консультируемого с подсознанием.

НАЧАЛО СЕССИИ.

После того как найдено оптимальное расположение консультируемого и ведущего, либо произведена вышеописанная процедура с пространством, начинается сессия. Для прояснения проблемы, ведущий может задать следующие вопросы, соблюдая приведённый ниже порядок:

«Что есть (прямо сейчас)?» Или: «Есть ли что-то на чём твоё внимание здесь и сейчас?

Есть ли что-то ещё, на чём твоё внимание здесь и сейчас? (Вопрос повторяется до исчерпания объектов внимания консультируемого).

На что бы ты хотел направить внимание в этой сессии?» Или: «Чтобы ты хотел прояснить в этой сессии?»

Этот вариант начала сессии тоже взят из материалов О. Матвеева. Я не буду подробно повторять их, так как это не является задачей данной книги и, вы можете найти все нюансы о процедурах начала и завершения сессии в его книгах.

ЗАВЕРШЕНИЕ СЕССИИ.

Завершая сессию, ведущий может задать следующий вопрос:

«Есть ли что-то ещё, чтобы ты хотел, чтобы произошло в этой сессии?»

Если консультируемый назовёт что-то, и это окажется приемлемым, то можно выполнить его желание. Если же он ответит, что полностью удовлетворён, то можно задать завершающий вопрос:

«Можем ли мы на этом завершить сессию?»

ЗАДАНИЕ.

— Попробуйте сыграть две роли сразу — за ведущего и за консультируемого, чтобы почувствовать все шаги чистого начала.

— Для этого придумайте себе два, три реальных запроса.

— Выберите расположение в комнате по первому запросу.

— Ответьте на вопросы начала сессии.

(Главное, прочувствовать значимость определённого расположения в помещении под каждый запрос, почувствовать пространство, себя и тело в пространстве и опробовать чистые вопросы начала).

— Перейдите к следующему запросу, и вновь повторите вышеуказанные действия. Отметьте разницу места расположения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезда жизни. Символическое моделирование. Практическое пособие. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я