Книга представляет собой компиляцию некоторых статей, написанных мной в течение последних пяти лет и объединенных одной темой. Для удобства читателей я постарался соединить вместе написанное в разное время и даже годы, где основным мотивом служит задача проследить историю человечества через призму библейского текста. Некоторые главы в данной публикации никогда не выходили в свет, и включены в книгу впервые.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень смерти в раю. Осквернение и восстановление рая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2 Радость двоих
Кроме четырех рек вытекающих из Эдемского сада, дерева жизни и дерева познания добра и зла описание райских условий, не содержит никакой более подробной информации относительно жизни первой человеческой пары. Чем они занимались, кроме возделывания земли нам не сообщается, да и само возделывание выглядит весьма условным, учитывая то, что им не приходилось бороться с непреодолимыми препятствиями в деле выращивания урожая и борьбы с вредителями. Но тема наша не о райских условиях, не о наслаждении, которое лежит в основе слова Эдем, а немного о другом.
Вторая глава книги Бытие начиная с седьмого текста и содержит ряд глаголов, имеющих прямое отношение к Богу, создавшему все необходимое и поселившего людей в таком замечательном месте. Создал, насадил, произрастил, поселил, заповедал — вот те ключевые фразы, за которыми стоит Господь Бог. Какая роль отводилась человеку? Весьма небольшая. Следить за всем этим и пользоваться на определенных условиях, выраженных фразой «не ешь от дерева познания». Один раз Адаму было дано проявить себя, исходя из текста второй главы, в тот момент, когда он давал имена животным и птицам. Но при ближайшем рассмотрении мы находим довольно любопытные детали.
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» (Быт. 2:18—20)
Создается впечатление, что вся эта история задумывалась для создания жены. Контекст с 18-го по 22-й текст дает повод так думать. Эпизод заканчивается описанием сотворения женщины из ребра Адама. Причем слово ребро в некоторых случая буквально означает «сторона».
Именование животных иллюстрирует, с одной стороны, участие человека, в каком-то смысле его инициативу, но в высшем смысле все это приводит к исполнению планов Божиих. Адам, называя животных пришел к выводу, что ему крайне неуютно среди всего этого многообразия имеющих себе подобные пары. Именно осознание отсутствия таковой у него самого привело к созданию Жены.
Появление женщины, описанное в книге Бытие породило ряд шуток и ироничного отношения к этой библейской истории. Источником или материалом сотворения женщины явилось одно из ребер Адама, что собственно и побуждает с некоей долей иронии относиться к сему факту.
«И сказал ГОСПОДЬ Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. ГОСПОДЬ Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел ГОСПОДЬ Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал ГОСПОДЬ Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.» (Быт. 2:18—22)
В данном случае самыми интересными на мой взгляд являются следующие слова. «Помощник» — как причина создания женщины, так как не нашлось кого-либо подобного мужчине. «Соответственный» еще одно любопытное прилагательное. И наконец мы обратим внимание на то, каким образом используется корень слова, переведенного как «ребро» во всем Ветхом завете, ибо на языке оригинала оно обладает довольно интересными значениями.
«Помощник» в ветхозаветных писаниях используется 20-раз. Какого-то глубокого и таинственного значения не имеет, и означает то, что изначально заложено. Причем самое интересное, это слово используется в текстах, когда речь идет о Боге, как помощнике. «Господь — мне помощник» восклицает Давид. Удивительно, но это слово употребляется и в отношении женщины.
Довольно интересным на мой взгляд является следующее слово. Прилагательное «соответственного». Вот тут есть над чем подумать. Более точное значение такое как «напротив», «перед» «рядом», «копия» и «в присутствии». Обратите внимание какую роль отводил Бог изначально Женщине. Быть рядом, помогать в начинаниях, сопровождать и всячески поддерживать мужа в ежедневных занятиях. Не будем забывать, что все это происходило в условиях отсутствия угроз, болезней, экономических потрясений и всякого рода трудностей, выпадающих на долю человеческого рода после изгнания из Эдемского сада.
Ну и последнее собственно пресловутое «ребро». В этой форме оно появляется только один раз в этом тексте и переведено как «ребро». В последующих случаях корень появляется 40 раз и обладает различными смыслами, в зависимости от контекста. Основными из них и представляющими исследовательский интерес являются значения в текстах, где говориться о сторонах одного строения, горы или половины допустим дверей. (к примеру, текст 1-Царств 6:34) «обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные». (1Цар. 6:34) И еще один текст, где речь идет о боках или сторонах жертвенника используется такой же корень, как и в слове «ребро». «и вложил шесты в кольца на боках жертвенника». (Исх. 38:7)
Употребление и значение ребра как материала, из которого Бог сотворил женщину, может означать, что положение и назначение женщины было довольно высоким, (на радость феминисткам) и речь может идти не о ребре как таковом, но о одной из сторон мужчины. Женщина, как другая сторона одного строения, половина одной и той же структуры, являла собой неотъемлемое целое, и только их единение делает человеческую пару именно тем существом, которое было изначально задумано и отражало образ Божий во всей своей полноте.
Семь пород глаголов в иврите — языке ветхозаветных книг, дают мощный стимул для размышления и повод проследить различные грани и оттенки слова, смысл которого может меняться, в зависимости от контекста. В книге Бытие 2.24 можно проследить историю одного глагола, которым иллюстрируются отношения Адама и его жены, переведенного в синодальной версии словом «прилепится.» ְדָבַ֣ק (wedabaq)
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт. 2:24) Обратите внимание, каким емким и точным словом обозначены отношения мужчины и женщины. Глагол «wedabaq» буквально означает: «прилепится», «приклеится», в других формах он может переводиться как: «догнать», «настигнуть» «привязать» «посылать». Это, пожалуй, основные значения, которые встречаются в ветхозаветных книгах. Причем стоит отметить, в таком смысле, как в тексте Быт 2.24 оно встречается лишь однажды, в смысле описания мужа и жены, в других в большей степени этим глаголом доносится идея отношений Бога и человека, а точнее стремление человека прилепится к Богу. Допустим взять этот текст: «Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись». (Втор. 10:20)
Обратите внимание, речь идет о той степени отношений, при которых от человека ожидается участие и процесс познания, без которого привязаться к Богу попросту невозможно. (К слову сказать, когда в Библии идет речь о познании, то речь идет не только о половых отношениях, но описывается процесс постижения, более глубокий, чем нам кажется)
Отношения мужа и жены, образованные в начале, свое сакральное продолжение имеют уже в более широк контексте, и нередко ветхозаветные авторы, рассуждая о роли мужа и жены, выходят за рамки привычных нам реалий и подразумевают более высокий ракурс. Бог выступает в роли мужа, а Его народ как чистая невеста, верная и любящая. Эта мысль неоднократно появляется в книгах пророков и зачастую омрачена сценами неверности и откровенного блудодейства.
В книге Откровение намеченная цель наконец достигает своего исполнения и сказано: «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». (Откр. 19:7)
Что мог сделать Адам, чтобы восполнить недостаток? Ответ — ничего. Вот эта особенность и привлекла мое внимание. Повторюсь, описание райских условий не содержит каких-либо подробностей, но вот состояние первых людей, их статус носят первостепенную важность. Чего стоит вот этот текст.
«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.» (Быт. 2:25)
Теперь мы с вами подходим к самой главной мысли данного опуса. Какая связь между именование животных, чувством неудовлетворенности от отсутствия себе подобной пары, и учением о спасение или сотериологии?
А связь, как ни странно, есть. Подобно Адаму, в момент осознания, что он даже не до конца понимает, что ему нужно, Бог приводит к нему Жену, так и в вопросах спасения, человек ничего не может сделать сам для себя. Все усилия будут напрасны, чтобы не изобретал последний. Помните, как однажды сказал апостол Павел:"получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Эта евангельская истина такая с виду простая, постоянно находится под ударом и перманентными попытками, что-то исправить или добавить.
В высшем смысле вся человеческая история — это история, когда человеку была дана возможность проявить себя, самому решать кто он, и для чего живет. Вся история — это история борьбы с Богом, где мы люди хотим сами решать, что есть истина, а что временные трудности и невежество.
В деле спасения мы абсолютно бессильны. Никакие самые хитросплетенные способы не приведут хоть на миллиметр к тому положению, которое потерял Адам и Ева. «Все согрешили и лишены славы Божьей». Смоковные листья не в силах были вернуть им статус невинности и гармонии с собой и Богом. И складывается впечатление, что человек так и не успокоился до сих пор, и шьет и шьет опоясания. Ритуалы, ценные приношения, грандиозные сооружения, здоровье, да и многое другое не могут привести нас к святости, такой, какой ее видит Бог.
Основной тезис данной темы заключается в следующем: могли ли возникать вопросы и недовольства у человека в райских условиях? Было ли куда девать людям огромный поток времени, применять силы ума, исследовать, задавать вопросы и находит на них ответы?
Представления о рае противоречивы, зачастую они сводятся к картине полного блаженства, доходящего порой до ничегонеделания. В советском прошлом атеистическая пропаганда высмеивала чувства верующих, связанных с их раем. Рисовалась картина человека, лежащего под деревом, изнеженного на которого падали фрукты и ему оставалось только чуть протянуть руку и вкусить райских плодов. Делать ничего не надо, все есть, тепло, минимум одежды или полное ее отсутствие, множество плодоносящих деревьев, растущих самим по себе. Жилье строить со стенами в 70 — см строить нет нужды, климат мягкий и комфортный. Бежать к восьми утра на работу толкаясь в переполненных маршрутках и трепать нервы в пробках тоже не надо. Благодать! Абсолютное бездействие, умноженное на бесконечность равно рай. Как вам такая формула? Мне если честно не очень.
Сведений о рае ничтожно мало. А если исходить из предпосылки апостола Павла, утверждающего «не видел того глаз, не слышало того ухо, что Бог приготовил любящим Его» то любые попытки что-то понять обречены на неизвестность и рубятся в самом зародыше.
Единственно что нам остается в вопросе представлений о райских условиях это обратится к первым трем главам книги Бытие, где описаны первые дни жизни, первой человеческой пары, и попытаться найти в скудных сведениях ответы на наши вопросы.
Итак, повторим сам вопрос. Чем занимался новоиспеченный Адам и задавал ли он вопросы Богу, выражая свое мнение и чувства?
Знаете, что интересно? Частица «не» несколько раз появляется в тексте первых трех глав. Пару раз эта частица используется в отношении ограничений, связанных с деревом познания, и один раз она появляется в экзистенциальных вопросах бытия, обнажая неожиданную проблему — отсутствие у Адама помощника, соответственного ему. Но обо всем по порядку.
Выуживая из текста драгоценные данные, мы можем в какой-то степени обнаружить ответы на свои вопросы. Адаму было чем заниматься в райских условиях! Этому выводу мы обязаны в случае именования животных.
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2:19—20)
С виду простой эпизод, известный и не нуждающийся в пояснениях даже ребенку. Но. Что значит, что человек дал имена всему животному миру? Это мог сделать сам Бог, и все бы оставалось предельно хорошо. Но нет, Бог приводит к человеку всю когорту многочисленных представителей фауны и дает созданному Им же существу проявить себя, дать волю воображению, обнаружить характерные черты, понаблюдать за каждым, и потом присвоить всем им имена. Адам был занят творческим поиском, он думал, щурился, хихикал, смеялся, а может быть даже и пугался, когда рядом ударил плавником огромный кит или еще кто крупнее. Как бы там не было, Бог привел всех к Адаму, и оставил ему возможность участвовать, дал ему инициативу в руки. Мы не знаем, сохранились ли до сего времени имена, данные первым человеком, но не в этом суть. Сама постановка вопроса интересует нас больше.
Следующий момент. Эпизод сотворения женщины. В первоначальном плане она задумывалась. Об этом свидетельствует первая глава книги Бытие, которую понимаю по-разному, пытаясь найти в ней то, чего нет, пытаясь обнаружить следы пресловутой Лилит, отдельной ветви человечества, и многих других бредовых идей.
Первая глава в общих чертах, в сжатой форме передают рассказ о Творении Земли и всего что на ней. Сотворение человека передается парой текстов, где уже упоминается мужчина и женщина.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Быт. 1:27)
Вторая глава вносит некие подробности, и заставляет задуматься о днях в раю. После наименования животных, мы читаем о том, что Адам можно сказать впервые столкнулся с частицей «не».
«…но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» (Быт. 2:20)
Проблема? Экзистенциальный кризис? Смятение, бунт? Что делать? Упрекать Бога? Нет. Эта история неслучайна, она намекает на волеизъявление Человека, на отдание ему права думать, желать, чувствовать, задавать вопросы, в какой-то степени испытывать горечь, недоумение. Отсутствие помощника, наверное, вызвало в душе Адама чувства, подобные тем, что мы испытываем, когда тоскуем или скучаем. Райские условия не означали отсутствие всей гаммы ощущений, может быть даже негативных. Эпизод с созданием женщины иллюстрирует этот момент, и там есть еще над чем подумать.
И еще интересный факт. Бог сам впервые за все время сказал «не хорошо». Не потому, что не знал, или обнаружил недостатки Своего творения, а как ответ на инициативу человека, на совместный с ним поиск, творческий процесс. Ответом на вопросы Адама стала Жена, и их дальнейшее счастливое время продолжалось бы вечно, если бы не третье «не».
Оно вырывалось уже из уст змея…
Что-то очень важное, судьбоносное, произошло в ту ночь у подножия Елеонской горы. Что-то такое, что мы еще не до конца понимаем, и скорее не знаем. Гефсиманский сад стал местом, где судьба нашего мира висела на самом тонком волоске, сад превратился в арену самой яростной битвы, глубочайшего внутреннего давления, вплоть до кровавого пота.
«Господь, в ту ночь, в которую предан был…» — ночь, предопределившая дальнейший ход, всю кровавую драму, развернувшуюся в Синедрионе, в претории римского прокуратора, и наконец во всей своей страшной красе явилось в распятии Сына Божьего, руками римских воинов и предавших Его начальников народа.
Ночь. Обессиленный Иисус, проведя совместную пасхальную трапезу с ничего не подозревающими учениками, разделив с ними хлеб, подав им чашу, сказал таинственный слова — «примите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое и кровь Моя, за вас проливаемая».
— «Очень хотел бы я есть Пасху сию, но сказываю вам, не отведаю от плода виноградного до того, пока не наступит Царства Отца Моего» — оглянув замерших учеников, Иисус протянул куски пресного хлеба и подал в руки каждого ученика. Разговоры и настроение вмиг изменилось, торжественная тишина повисла в воздухе. Каждый начал осознавать важность момента и надвигающейся угрозы. Фраза «один из вас предаст Меня» подлила масла в огонь и поубавила пыл споров о иерархии и желании занять место потеплее в грядущем Царстве.
«Воспев, пошли на гору Елеонскую».
У подножия горы располагался сад, небольшая оливковая роща, излюбленное место отдыха Иисуса и учеников. Среди оливковых деревьев в тихом и уютном месте, суждено было произойти яростной схватке, где от Иисуса ожидалось принять решение пройти весь путь, до самого конца, испить чашу ярости и гнева за весь мир или избрать другой путь, какой? Даже страшно представить.
— «Душа Моя скорбит смертельно».
Отойдя на расстояние брошенного камня, Христос упал ничком, всем телом прижимаясь к земле. Капли росы мгновенно пропитали хитон. Молитва исходящая из самых глубин, отпечатывая каждое слово вырвалась и устремилась в Небо.
— «Отче, да минует Меня чаша сия…» — это был тот момент, который сопровождал все время служения, весь путь, проделанный Христом за три последних года. «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лук. 12:50) Мрачная тень, нависшая над ним, теперь предстала всей своей явью, то о чем не хотелось бы думать, переживать, теперь явилось и вступило в отчаянную борьбу, где решалось окажется ли возможным спасение человеческой рода или останется очередной утопией и несбыточной мечтой.
Чаша до краев, наполненная гневом Божиим, чаша, которую никто из людей никогда не пил, оказалась в руках Иисуса.
Трижды Христос обращался в мольбе, трижды Он искал поддержки у заснувших учеников. Тишина. Ничто не нарушило течение ночи, никакого ответа. Мучительно прижимаясь к земле, Он вновь воззвал к Отцу.
— «Отче, да минует Меня чаша сия, впрочем ни как Я хочу, но как Ты».
Капли крови говорили о том напряжении, в котором пребывал Иисус. Троекратный крик в Небо и молчание говорили о невозможности иного исхода, кроме как испить чашу ярости до дна.
— «Пришел ангел с небес и укреплял Его…» — Небо ответило. Ангел в ответ на молитву специально посланный, пришел укрепить Иисуса и заверить в поддержке пройти весь кровавый путь. Путь, которым все люди могут получить оправдание и прощение и обрести надежду на вечную жизнь в окружении счастья и мира Небесного града.
Гефсиманский предел, пройден, всё остальное, все тяжелейшие испытания этой ночи укрепили Его в стремлении отдать Свою Божественную жизнь ради спасения человеческого рода. И хотя впереди еще только забрезжили нотки дальнейших мучений, унижений, насмешек, свист бича, раздираемой кожи и сухожилий, кровавые лохмотья, острые шипы терна, позорное судилище, и наконец Крест. Гефсиманский предел был пройден, и Иисус вышел Победителем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень смерти в раю. Осквернение и восстановление рая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других