Тень смерти в раю. Осквернение и восстановление рая

Юрий Калинич

Книга представляет собой компиляцию некоторых статей, написанных мной в течение последних пяти лет и объединенных одной темой. Для удобства читателей я постарался соединить вместе написанное в разное время и даже годы, где основным мотивом служит задача проследить историю человечества через призму библейского текста. Некоторые главы в данной публикации никогда не выходили в свет, и включены в книгу впервые.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень смерти в раю. Осквернение и восстановление рая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1 В поисках

В полной ли мере Адам и Ева познали добро и зло отведав плода с запрещенного дерева? Было ли это разовой акцией или подразумевало нечто такое, что теперь надо было расхлебывать, отделять, выбирать и принимать решения в течение долгого времени?

Много лет я мыслил определенными категориями, в том смысле, что, отведав с дерева познания, люди в полной мере испытали на себе все нюансы, а остальное стало лишь следствием их решения. Оказывается, если задуматься Прародители положили начало долгого пути, в которое оказалось втянуто все их потомство, познания, при котором каждому человеку предстоит постоянно выбирать и решать, что есть добро, а что зло.

Единственным открытием в тот момент стало обнаружение своей наготы и откровенной хитрости змея (слова нагой и хитрый в еврейском языке практически одинаковы и выглядят своего рода игрой слов arum — arom). Причем вторая глава книги Бытие заканчивается словами «и были оба наги (arum)», а третья начинается словами «змей был хитрее (arom)» Интересный момент, не правда ли?

Итак, человеческий род, вступил на путь познания добра и зла. В данной случае загадочным выглядит само название дерева — «познание добра и зла». Если бы речь шла только о познании зла, было бы, наверное, легче относится к нему как к враждебному элементу, находящемуся в самом центре Эдемского сада. Но нет, все становится гораздо сложнее, когда появляется существительное «добро» в названии дерева. По человеческой логике, надо было поставить ангела с огненным мечем именно возле этого дерева, а не позже, когда пришлось охранять дерево жизни. Печальная история, и вопрос остается, почему?

Что характерно, познание добра также легло на плечи, как первых людей, так и последующих поколений. Причем добро теперь надо было вычленить, высечь, закрепить, уяснить и запомнить.

Как в одном послании Павла звучит: «чувства навыком приучены к различению добра и зла».

Перенесем эту идею на жизнь обычного человека. Сколько вам потребовалось лет, чтобы понять, что для вас лучше? Думаю, каждый из нас может вспомнить сотни случаев, когда советы более старших товарищей, родственников, родителей в конце концов, пролетали мимо ушей, подтверждая пословицу «умный учится на чужих ошибках, глупец на своих». Сколько требуется лет падений, больных и чувствительных уроков для того, чтобы уяснить наконец одну единственную правильную дорогу?

Вкусив от дерева, наши прародители еще не до конца осознавали, что произошло. На них не излилось в полной мере «знание», им предстояло, как, впрочем, и всем нам пройти длинным путем проб и ошибок, неудач и побед, больных уроков, потерь, кровавых мозолей, отчаяния, страха, и все это только для одного — познания добра.

История человечества это подтверждает. Бесконечное создание различных политических и социальных строев, борьба за права, защита различных категорий населения, льготы, забота о более слабых, мирные процессы, острое осознание возможности самоуничтожения, воспитательные меры, на уровне государства и отдельной личности, список можно продолжать бесконечно. Все вышеперечисленное не произошло одномоментно, для этого потребовалось многие сотни лет, и это следствия того поступка, когда жена Адама протянула руку и сорвала плод с дерева познания.

Познание подразумевает долгий процесс. Стоит отметить, что в библейском тексте, используется несколько разных слов, переведенных как «познание». В случае, когда Адам познал свою жену, речь идет о близких отношениях, а в случае с Евой, вкушающей плод, познание подразумевает интеллектуальный багаж, знания, сведения, навыки, т. е. все то, что мы приобретаем годами. Причем однокоренные слова в Ветохом Завете встречаются именно в этом смысле.

Мы все находимся в этом поиске. Каждый из нас занят каждодневным процессом «познания». Мне, к примеру потребовалось почти пятьдесят лет, (в смысле к пятидесяти годам) чтобы прийти к неким выводам относительно быта, взаимоотношений, денег, образования, приоритетов, питания, выбора друзей и круга общения. Оглядываясь назад, я бы хотел многое изменить в своей жизни (и это, кстати, один из признаков длительного, в большей степени трагичного пути, который выбрали люди), и на сегодняшний день остается только сожалеть о потерянных возможностях, падениях и случаях откровенной глупости.

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг» — такими словами Пушкин охарактеризовал длительный и в большей степени трагичный путь, которым мы все идем и который, к сожалению, оканчивается смертью.

Мы рассуждаем о добре и зле ни как сторонние наблюдатели, но как непосредственные участники, как те, кто не раз испытывал на себе силу той или другой стороны, как те, кто может вспомнить немало случаев, о чем приходилось горько сожалеть, плакать, стыдиться и всячески пытаться забыть неприглядные страницы истории собственной жизни. Зло и добро неизменно сопровождает нас во всех своих проявлениях, и не обязательно это должно быть нечто выдающееся, нечто такое, что привлекает внимание прессы или общественности. Мы сталкиваемся со злом на бытовом уровне, в отношениях со своими близкими, в ежедневной ситуации в больших и малых пропорциях, но неизменно одно — нам предстоит делать выбор в пользу одной из сторон.

В каком смысле человек стал, как Бог? Что значит, что Адам стал «как один из Нас»? Относительно данной фразы, существуют разного рода мысли. Исследователи библейских языков на сегодняшний день неупотребимых в современной речи обнаруживают ряд любопытных идей, одной из которой я хочу поделиться в контексте размышлений о значении фразы «стал, как один из Нас». Жак Дукан — проффесор еврейской филологии предлагает вот такой анализ текста:"Следует отметить, что глагол «быть» (hayah) в данном тексте стоит в форме перфекта 3-го лица, единственного числа. Это грамматическое значение в русском языке эквивалентно форме «был». Более того, для значения «стал» после данного глагола в еврейском языке необходимо использовать предлог lamed (к, для), как, например, во фразе «и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Однако данный предлог при глаголе hayah в Быт. 3:22 отсутствует. И невозможно не заметить, что точно такая же форма hayah (перфект, 3-го лица, ед. ч.) без предлога lamed используется в тексте: «Земля же была безвидна и пуста» (Быт. 1:2); а также в описании змея: «Змей был хитрее всех зверей полевых…» (Быт. 3:1). То есть, как отмечает Ж. Дукан, синтаксическое значение глагола «быть» в данной форме — прошедшее время, продолженный аспект; то есть, описывается состояние, длящееся в прошлом (Doukhan J. B. Genesis. SDA International Bible Commentary. USA: Pacific Press PA, R&G. 2016, p.112). Таким образом, переводить слова Бога в Быт. 3:22 следует фразой: «Вот, Адам был как один из Нас, зная добро и зло». Эту идею подхватывает Наталья Щеглова, преподаватель кафедры теологии Заокского университета, которую я, собственно и цитирую. Обратите внимание, как меняется смысл слов, где Бог говорит о настоящем положении человека после того, как он вкусил от дерева познания добра и зла. Он становиться смертным, он теряет свое прежнее положение и статус — «был как один из Нас»!

Следует заметить, Бог имеет самое ясное представление о добре и зле, с той лишь разницей, что Он неизменно выбирает добро, Сам являясь средоточием оного, и противящийся злу. Тут, наверное, стоит упомянуть довольно известное место Священного Писания «Бог гордым противится» (Иак.4:6) В этом тексте позиция Бога ясно выражена, и на лицо предпочтения. Бог не искушается злом и не искушает никого другого. Это все из того же послания Иакова.

После трагедии дерева познания, люди, выглядят, мягко говоря, растерянно. Ева, весьма вдохновленная идеей рождения первенца, дала ему имя, которое означает «обретение» (или дар). «Обрела я человека от Господа» — восклицала радостная мать, возлагая огромные надежды на своего сына. Второй сын получает имя, которое ничего не означает, буквально, «дуновение, ничто, и так далее» (это слово употребляется в книге Екклесиаст, когда говорится о суете (суета сует) (hábеl-hábаlîm)

Каково же было разочарование первых родителей, когда старший сын убивает младшего. Тот, кто был «даром от Господа» становится убийцей «дуновения». Сколько горьких слез должно быть пролили первые родители, когда столкнулись с таким неожиданным и коварным проявлением злой натуры.

Добро и зло в самых изощренных формах постепенно начали заполнять мир вокруг людей. Причем, люди зачастую, не отдавая себе отчета выбираю или занимают позицию явно к добру отношения не имеющего. Став, как «один из Нас» человек, тем не менее, более склонен к злому, нежели к доброму.

Изощренные формы зла, необъяснимые, фрагментарные, неуправляемые заполонили мир, создав вокруг человека вакуум. Ситуация становится такой, что поймать и объяснить смысл, причины, следствия не представляется возможным. Злу дана возможность проявиться, дана возможность во всей полноте, до крика, до отчаяния, достичь абсолютного дна. Повергая человека в глубочайшее разочарование, а иногда и в полное непонимание, за что? и кто виноват?

Интересно вот еще что. Буквально с первых текстов Писания, слова «добро», «зло» и грех» звучат из уст Божиих. Помните Его диалог с Каином?

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» (Быт. 4:7)

Категории добра и зла впервые звучат из уст Божиих, как попытка направить оступившиеся человечество на правильный путь, где Бог выступает Тем, кто неизменно занимает позицию добра и Закона.

Стоит упомянуть о еще одном значительном факте. Зло не существует само себе, как отдельная субстанция, как антипод добра. Зло не является противником, отдельной категорией, ни в коем случае. Зло проступает и берет свое начало в добре, как бы это странно ни звучало. Зло проистекает из категорий добра, в том смысле, что добро первично только потому, что Бог является его Защитником и Вдохновителем. Зло берет свое начало в нравственных категориях Закона и является их прямым противоречием. Зло может делать только нравственная личность, и никто другой.

Прошло немного времени и мир оказался во полной власти зла. Потоп становится следствием тенденций, склонностей человеческой природы, как сказано «…велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.» (Быт. 6:5)

Заметьте, речь идет о мыслях и образе мышления. Результатом становится гибель допотопного мира, и спасение восьмерых, семьи, давшей начало новому витку человеческого рода.

Меняется риторика общения Бога со Своим творением. «И сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.» (Быт 8:21) Бог обращается к человеку с другими предложениями. Аврааму Он обещает дать потомство, из которого произойдет Спаситель и это в свою очередь подразумевает долгий процесс произрастания добра, долгого и трудного, местами мучительного больного, но единственно возможного, чтобы позже прозвучало — Царство Божие внутрь вас есть.

Во всей трагедии зла Бог не остается сторонним наблюдателем, но Тем, кто участвует в конфликте, несет урон и принимает самые сильные и страшные раны на Себя. «Изъязвлен за грехи наши, мучим за беззакония наши». Бог не оставил человеческий род на произвол, не дал развиваться событиям бесконтрольно, по принципу «куда кривая выведет». «Вражду положу» — слова, обращенные к Змею, дают повод думать о влиянии божественных сил, о сверхъестественном вмешательстве в трагедию, в боль и страдания людей.

Если охватить взором всю, известную нам человеческую историю, то может сложиться впечатление о вечном поиске себя и своего места в обществе. Люди задаются вопросом о своем происхождении, взаимодействии друг с другом и методах управления общественным строем. Можно вспомнить о бесчисленных «измах» и «кратиях» придуманных и воплощенных только для одного — создания идеальной формы правления и условий жизни. Сколько бы их ни было, все равно остается место для неудовлетворенности и разочарованию, и мы неоднократно их слышим, а порой и участвуем в обсуждениях и спорах.

Идеальные условия были однажды в земной истории, такова картина, изображенная на полотне третьей главы книги Бытие. Два человека призванные хранить и заботиться о новоиспеченном рае, готовились стать родоначальниками всего человечества, в надежде и сотрудничестве с Богом-Творцом, ради вечного существования, познания окружающей среды и Того, Кто все это сотворил, что в высшей степени и представляет истинное счастье и довольство жизнью. Причем последний пункт наиболее значим и является самым существенным в истории человека и Бога.

Трагичный момент наступает, когда первые люди вкусили от плода дерева познания.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание — поступок Адама и его Жены не подвергается какой-либо оценке. Их деяние не подпадает под нравственные аспекты. Трагедия лежит в иной, более глубокой плоскости, чтобы оценивать ее с точки зрения морали и нравственности. Даже само слово «грех» появляется гораздо позже, в момент, когда Каин — первый сын человеческой пары замыслил убийство своего брата, и эта оценка исходит из уст Самого Бога.

Второй аспект находится в реакции Бога, говорящего, «Не ел ли ты от дерева, о котором Я заповедал тебе?» (Быт.3;11) Речь не идет о подведении под какую-то нравственную категорию. И хотя позже звучат слова приговора, тем не менее, вопрос весит в воздухе, и человечеству предстоит самому на себе оценить и нести последствия своего выбора.

Наблюдая за жизнью, природой, людьми и животными, можно обнаружить одну примечательную деталь — практически всё во Вселенной стремится к добру. Добро превалирует, оно, как константа, является основополагающим действующим принципом и мотивом. Добро, как естественное чувство, как нравственная категория, защищена на законодательном уровне и по своим качествам выглядит абсолютно нормально. Мы любим фильмы со счастливым концом, нас умиляют маленькие котята, чарующие пейзажи моря и заката, мы восхищаемся красотой людей и животных, заботой матери, неустанными действиями родителей по отношению к своим детям. И таких маленьких каждодневных примеров тысячи. Складывается впечатление, что Вселенная действует по одному Принципу, направляющему ее к высшей цели, минуя различные недостатки и огрехи.

Огрехи. Да. В жизни каждый человек сталкивается с такими проявлениями, которые сложно отнести к категориям добра. Нас возмущают и глубоко трогают несправедливость, подлость, зло и смерть. Это настолько сильно въелось в полотно жизни, что порой кажется добро никогда не преодолеет стену различных проявлений зла. Но в нормальном состоянии, человек все же более склонен к добрым качествам, нежели к злым и порочным. Это реалии человеческой истории, и начало такому состоянию дел было положено нашими Прародителями.

Если следовать библейскому рассказу, Адам и Ева не были озабочены какими либо нравственными вопросами. Для них попросту не существовало таких ситуаций, где надо было провести бессонную ночь в поисках правильных решений. «Не зная добра и зла» они постигали мир перед Лицом Того, Кто приходил к ним каждый вечер, «в прохладе дня». Дерево жизни питало их силы, перед ними расстилался безбрежный океан знаний, они были заняты заботой о своем доме, купаясь в любви Творца и друг друга. Все было просто замечательно, но было все же одно маленькое условие — «дерево познания добра и зла» и запрет прикасаться к плодам этого дерева. Этот запрет даже сложно отнести к нравственным вопросам, это скорее относится к той части, которую мы называем свободой выбора, но до определенного момента у них не возникало и мысли приближаться к нему.

Но однажды это произошло. Женщина вступила в диалог со змеем и была поражена «красотами» перспективы быть «как Бог». Отведав запретных плодов, она нарвала еще несколько и принесла их мужу.

Впервые Адам остро осознал необходимость выбора между верностью Бог и любовью к жене. Мысль о смерти Евы, одиночество, щемящим чувством поразила его сердце. Глубокая благодарность Богу, красоты Едема и вечная жизнь с одной стороны, с другой смерть Евы, поставили первого человека в такие условия, что он столкнулся с нравственной дилеммой, как поступить? Что лучше? Потерять Еву или бесконечное общение с Богом?

Вкусив плодов «дерева познания» Адам сделал осознанный выбор. Он не был обманут и полностью осознавая свои действия, тем не менее до конца не понимал, что ждет их дальше? Страх и желание скрыться, — первое что ощутили Прародители, когда пелена тумана рассеялась и они осознали себя нагими. В мир пустилась река, несущая с собой трагедии, мучительные страхи, зло и в конечном итоге — смерть. Всему человеческому роду предстояло теперь на себе испытать каково это — узнать добро и зло.

Приговор змею, жене и Адаму содержит в себе одну важную деталь, она скрывается в словах: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3:14—15). Эти слова адресованы Змею, как родоначальнику греха. Люди стали пленниками, они вкусили его волю, и делать зло стало для них так же естественно, как и тому, кто впервые согрешил. Вражда — это то, что Бог вызывает в каждом человеческом существе, желание противостоять злу, учиться, расти в понимании добра в данном случае, не типична для нас и исходит от Самого Бога.

Изгнание из сада случилось незамедлительно. Люди потеряли свой дом, мир уже не был таким приветливым и дружелюбным как ранее. Тяжелый труд, мучительные потери, скорбь, все это в полной мере предстояло узнать только потому, что им захотелось отведать «добра и зла».

Как то вечером, Ева не дождалась своего младшего сына, он не пришел. Каин на все вопросы отвечал уклончиво и что-то старательно утаивал. Ее первенец, вся ее надежда (слово Каин переводится как «обретение» и по мысли Евы видимо был обещанным спасителем) стал угрюмым и непокорным. Когда открылось, что младший погиб от рук старшего Ева была потрясена. Муки рождения, бессонные ночи, были не сопоставимы с душевной травмой, когда дилемма коснулась ее лично. Убийство! Смерть детей, конфликты в семье, сколько еще предстояло людям пережить за свою историю мрачных и ужасных событий?

В высшем смысле вся Вселенная, все сыны Божьи, те, кто «восклицал от радости» однажды стали очевидцами еще одного глубоко нравственного поступка, тяжелейшего выбора Сына Божьего умереть за нечестивый род.

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас…» (Рим. 8:32)

Это стало отправной точкой спасения человечества. Не той точкой, когда Бог выгнал Первых из сада, предварительно одев их в кожаные одежды. Не той точкой, когда полная надежд Ева возлагала мессианские ожидания на своего первого сына, и которым не суждено было сбыться. Но, точкой, когда на одной «Лысой горе» воплотились желания веков в смерти Сыне Бога Живого…

Проблема греха, как было сказано выше, находится гораздо глубже всех нравственных категорий, и поэтому ее решение не входит в компетенцию нас с вами. Проще говоря, мы абсолютно бессильны что-то сделать и как-то ее решить. Выражаясь словами апостола Павла, «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3;23) Где под словом «согрешили» подразумевается известный греческий аналог, означающий «пролететь мимо цели» (когда речь шла о стреле, пущенной в мишень). Другими словами, вся история человечества, на всех уровнях пошла не по тому пути, как задумывалась. Это происходит, как на микро, так и на макроуровнях, где мы, человеческие существа испытываем недостаток понимания, потери мироощущения и в конечном итоге испытываем смерть.

Еще хочу подметить одну деталь. Вопросы нравственности, морали, даже смерти, бросают вызов всей теории эволюции, в том смысле, что они противоречат ей, в самой своей глубинной сути. Все попытки каким-либо образом примирить их, на самом деле жалкие потуги самоуспокоения, на фоне внутреннего конфликта, когда здравый смысл и реальность диктуют обратное, несовместимое с общепринятой позицией.

Библейская история — это история решения одной большой проблемы, проблемы греха, причем со стороны Бога были предложены и предприняты пути и способы избавления и воссоздания первоначальной картины мира, когда все человечество однажды вернется в искупленный и вечный мир.

Змей увивался вокруг и норовил как можно больнее укусить, то и дело проникая в сознание даже самых близких сподвижников и сородичей. Ища момента, он готовился к решающей битве, где подразумевался один победитель, и промашки быть не должно. И такой момент настал.

«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.» (Мф. 27:27—31)

Два непримиримых образа мыслей, встретились лицом к лицу. Себялюбие и безусловная Любовь схватились в смертельной битве, от исхода которой зависело будущее всего человеческого рода.

Вознесенный на крест Сын Божий, испытывая нестерпимое одиночество, оставленный Отцем, Он во всей полноте воспринял ужасающую реальность небытия, где нет ни Бога, ни надежды, ничего. Полное разрущение, «поражение», проклятие. Никто и никогда во всей многовековой истории нашей Земли не подозревал на самом деле, что это такое.

Час пробил. Средоточие молитв и надежд висел сейчас на кресте, и в последний решающий момент воскликнул:

«Совершилось! И, преклонив главу, предал дух.» (Ин.19:30)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень смерти в раю. Осквернение и восстановление рая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я