Проект US – RUSSIA

Юрий Зельманович Котлярский, 2017

Футуристическая история о том, как случайно брошенный лозунг «ХОТИМ ЖИТЬ КАК В АМЕРИКЕ» взбудоражил всю Россию и привёл к самым непредсказуемым результатам. Смесь фэнтези с юмором и сатирой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проект US – RUSSIA предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Совбез принимает решение

Заседание открылось ровно в десять утра.

— Доброе утро, коллеги, — войдя в зал, бодро произнёс Президент и жестом предложил членам Совбеза, поднявшимся при его появлении, снова занять места.

Слово «коллеги», ставшее общеупотребительным на совещаниях различного уровня после резко-суматошного перехода от развитого социализма к неразвитому российскому капитализму, успешно заместило историческое «дамы и господа», столь естественное во всех остальных уголках мира. Ну не поворачивался пока ещё у Президента язык обратиться, например, к Премьеру «господин Председатель правительства», а у Премьера — «господин Президент».

На всё требуется время, в том числе и на то, чтобы одни слова ушли в тень, уступив место другим, более отвечающим историческому моменту. Вот почему даже на самом высоком уровне, а точнее, прежде всего на самом высоком уровне, приходилось искать обходные варианты. И такой был найден. Тем более что богатый русский язык без труда позволял выкрутиться из положения. Нейтральное «коллеги», а также обращение по имени-отчеству идеально замещали «дам и господ».

— Итак, уважаемые коллеги, позвольте начать, — раскрывая лежащую на столе папку, будничным тоном произнёс Президент. — Согласно повестке дня сегодня нам предстоит обсудить вопросы, связанные с запланированным через месяц заседанием Совета Россия–НАТО в Брюсселе. Однако если не поступит возражений, я бы предложил перенести их обсуждение на следующую неделю, а сегодняшнюю встречу посвятить другой не менее актуальной теме, но касающейся внутренней жизни страны.

Наступившую вслед затем тишину Президент использовал для того, чтобы разобраться в принесённых бумагах и дать членам Совбеза время для обдумывания его предложения. А подумать было над чем. В стране нарастала напряжённость. Экономика стагнировала, если не сказать — трещала по швам, недовольство населения уровнем жизни росло, резко замедлилось строительство жилья, крупный бизнес требовал налоговых льгот, а мелкий и средний химичили как могли, уходя от налогов и прячась в тень, и так далее и тому подобное. А тут ещё эти идиотские демонстрации под ещё более идиотскими лозунгами… Кто хотел жить как в Америке, тот давно уже там живёт. Но что именно имел в виду Президент, предлагая сменить повестку дня? Какую-то конкретную внутреннюю проблему или же общее состояние дел? Нет, последнее, пожалуй, исключено — нельзя объять необъятное. Стало быть, конкретный вопрос? Но какой именно? Кого он может затронуть в первую очередь?

Рассуждая подобным образом, каждый из присутствующих, прежде всего подумал о своём наболевшем: Министр внутренних дел — о взяточниках в погонах, которые несмотря на все чистки не желали выметаться из рядов МВД, Министр финансов — о растущем дефиците государственного бюджета, Министр экономики — о затяжном падении промышленного производства, которое если и не сократит ему жизнь, то уж точно похоронит его карьеру, председатель Государственной Думы… Э, да что говорить! Каждый успел в этот короткий промежуток времени прокрутить в голове собственные проблемы и отнести реплику Президента на свой счёт. И только Премьер-министр сохранял видимое спокойствие: за ним, по его мнению, не числилось никаких грехов.

— Итак, нет возражений? — отвлёкшись от бумаг, демократично поинтересовался Президент, хотя и прекрасно понимал, что едва ли у кого-нибудь из присутствующих хватит духу оппонировать главе государства.

— А что, случилось нечто из ряда вон выходящее? — всё-таки не выдержал Председатель Государственной Думы.

— Пока ещё нет, но может произойти.

— Вы имеете в виду спад промышленного производства? — отважно подал голос Министр экономики, которому уже нечего было терять.

— Нет, к вам конкретно это в данном случае не относится, — успокоил его Президент.

— Что касается ужасающего состояния экологии в стране, то этот вопрос так быстро не решается, — решив сыграть на опережение, удручённо начал было глава Минприроды, уже не сомневаясь, что президент метит именно в его сторону, но и он попал пальцем в небо.

— Не гадайте, к вашему ведомству это тоже не имеет отношения, — всё ещё продолжая придерживать карту в рукаве, успокоил его глава государства. — Вопрос, который я предлагаю обсудить на сегодняшнем заседании, касается общественного недовольства положением страны в целом.

Члены Совбеза облегчённо вздохнули: когда проблемы касаются страны в целом, они не касаются никого персонально, или, напротив, касаются всех вместе, что, впрочем, одно и то же. А Президент тем временем продолжал:

— Надеюсь, вы уже догадались, о чём идёт речь. Да-да, уважаемые коллеги, я имею в виду общественное движение, которое за последние месяцы набрало достаточную энергию, чтобы обратить на себя внимание.

— Вы имеете в виду движение под лозунгом «Хотим жить как в Америке»? — первым догадался Председатель Государственной Думы.

— Совершенно верно. Мне кажется, мы серьёзно недооцениваем его значение. Если проследить за последними дискуссиями по телевидению…

— А чего за ними следить, — грубовато перебивая Президента, не выдержал Председатель Государственной Думы, посчитав, что имеет право выступать от имени всех членов Совбеза. — Тоже мне движение! Нам до Америки ещё пахать и пахать. Да и вообще: что, собственно, такого произошло? Пара безымянных и безответственных бузотёров запустила дурочку в интернет, кто-то шутки ради растиражировал её на разных форумах и Бог знает где ещё, кто-то скинул информацию телерепортёрам — ну и пошло-поехало. Так вот и зарождаются всякие дутые сенсации. Извините, но, по-моему, несерьёзно всё это. Как оно зародилось на пустом месте, так и сойдёт на нет.

— Вы так уверены? — недовольный тем, что его перебили, поморщился Президент. — А вот меня одолевают сомнения. Учитывая масштабы движения, как-то не верится, чтобы оно могло возникнуть с подачи пары безымянных и безответственных бузотёров, как вы изволили выразиться, запустивших дурочку в интернет. Подобные движения никогда не возникают на пустом месте, для них необходимы соответствующие социальные предпосылки, а таковых у нас накопилось более чем достаточно.

Президент выдержал короткую паузу, и только убедившись, что у членов Совбеза нет возражений, продолжил мысль.

— По той же причине было бы опасным заблуждением полагать, что всё рассосётся само собой. Любое общественное недовольство — бомба замедленного действия. И уж тем более на него следует обратить самое пристальное внимание сейчас, когда оно приобрело такой широкий размах.

— Ну если вы так считаете… — замялся Министр внутренних дел. — Сделаем соответствующие выводы.

— Да, но не в том смысле, в каком вы привыкли действовать, — не без намёка произнёс Президент. — Жить как в Америке — не такое уж плохое желание, я бы даже сказал — похвальное, хотя нам, как справедливо заметил Председатель Государственной Думы, «ещё пахать и пахать». В своё время в Советском Союзе был даже в ходу лозунг «Догнать и перегнать Америку!» Но одно дело — выдвинуть лозунг и совершенно другое — воплотить его в жизнь. Как показало время, Советский Союз не справился ни с той, ни с другой задачей. Хуже того, он всё больше отставал от Запада по темпам и уровню экономического развития. В итоге экономика окончательно пришла в упадок, а страна распалась на части. А как было бы замечательно, если бы нам удалось воплотить этот лозунг в жизнь! Вот почему я не вижу ничего зазорного в том, что народ снова поднял этот лозунг на щит. В новых геополитических условиях, когда между нашими странами отсутствуют непреодолимые идеологические противоречия, он имеет все шансы получить второе дыхание. История знает немало примеров, когда народ оказывался умнее и прозорливее своих руководителей. Вот и давайте прислушаемся к мнению простого народа.

Президент глубокомысленно замолчал, позволяя присутствующим проникнуться ответственностью момента. Молчали и члены Совбеза, на которых речь главы государства свалилась, как снег на голову. Да и было над чем задуматься. Из многих вопросов, которые вертелись не у каждого на языке, но так и не были озвучены, особенно волновал один, главный: куда он гнёт? Неужели всерьёз предлагает пойти на поклон к Америке? Да нет, не того Президент замеса, чтобы пресмыкаться перед кем бы то ни было, даже перед Соединёнными Штатами. Но тогда — что? Ломай теперь голову. И только лицо Премьер-министра по-прежнему оставалось абсолютно непроницаемым, словно они с Президентом уже всё заранее обсудили и только делают вид, что их интересует мнение членов Совбеза. Так оно было или не так, трудно сказать, но поразмыслить было о чём.

— И что же вы предлагаете? — первым придя в себя, осторожно поинтересовался Министр иностранных дел, хотя в глубине души уже проинтуировал течение мыслей Президента. Богатый дипломатический опыт и унаследованный от родителей интеллект позволяли ему нередко угадывать мысли собеседников раньше, чем те успевали раскрыть рот. Но благодаря тем же качествам ему играючи удавалось создавать впечатление, будто каждое их слово для него откровение в последней инстанции.

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, — уже более спокойным тоном заговорил Президент, — я позволю себе обратить ваше внимание на уровень экономического развития России за полтора последних десятилетия. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что они, как минимум, не блестящие. Если страна и смогла избежать экономического коллапса, то исключительно благодаря своей нефти, газу, алмазам и другим природным ресурсам. Все прочие отрасли либо стагнируют, демонстрируя результаты пятнадцатилетней давности, либо ускоренно деградирует, топя экономику страны на самое дно. Неудивительно, что народ начинает искать другие ориентиры. По совокупному ВВП мы успешно соревнуемся разве что со странами Центральной Африки, в то время как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия не только давно обошли нас по всем основным экономическим показателям, но и постоянно увеличивают отрыв. Я уж не говорю о высокотехнологичной Западной Европе и тем более Соединённых Штатах Америки. Картина более чем плачевная. Уровень жизни населения по-прежнему на недопустимо низком уровне, коррупция продолжает разъедать общество, уровень преступности и правовой нигилизм населения зашкаливают за все мыслимые пределы, и если мы продолжим работать так, как работали до сих пор, то наша любимая родина уже в ближайшем будущем рискует скатиться на последнее место в рейтинге самых отсталых стран мира. Полагаю, что никто из присутствующих не желает своей стране такого финала. Только экстренные и неординарные меры позволят нам выправить ситуацию. Только они.

— Какие? — обречённо подал голос Министр юстиции. — Мало мы напринимали за последние годы разных экстренных мер? Взять хотя бы ту же коррупцию…

— Согласен, — перебил Президент. — Но это означает лишь то, что проказа слишком глубоко пронизала поры нашего общества и для её лечения нужны иные, более радикальные средства. Старые методы себя полностью исчерпали. А время не ждёт. Народ устал ждать. И ему есть с чем сравнивать. Так стоит ли удивляться тому, что взоры многих, очень многих россиян обращаются в сторону именно тех стран, которые показывают образец эффективного экономического и социального развития, и в первую очередь в сторону Соединённых Штатов Америки.

— Нашли, с кем сравнивать, — подал голос Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе.

— И тем не менее… Наша страна, как, может быть, никакая другая, заслуживает более счастливой исторической участи. Поэтому, на мой взгляд, слоган «Хотим жить как в Америке» не следует воспринимать в чисто утилитарном смысле, то есть как желание людей иметь такой же достаток, какой имеет средняя американская семья, хотя и это немаловажно. Его следует толковать в расширительном смысле. Люди требуют, чтобы государство гарантировало им хотя бы тот минимум, на который имеет право любой гражданин Америки, даже бездомные и безработные.

— Даже бездомные и безработные? — с ехидцей подал голос Министр экономики.

— Вот именно, — и Президент посмотрел на Министра так, что тот заёрзал на стуле. — Не мне вам рассказывать о размерах пособия по безработице в Соединённых Штатах. Да российскому безработному такое пособие и в сладком сне не приснится. Я уж не говорю про медицинское обеспечение и некоторые другие виды социальной поддержки. Как ни парадоксально для кого-нибудь прозвучит, но в Америке человеку нужно очень постараться, чтобы умереть с голода; его завалят бесплатными продуктами в любом благотворительном фонде или церкви. Так что не будем особо иронизировать. Да и не в одних безработных дело. Будем честны перед самими собой. Мы отстаём от Штатов абсолютно по всем параметрам: касается ли это уровня коррупции, обеспеченности жильём, качества автомобильных дорог, законопослушания, отношения к старикам, толерантности к людям различных национальностей и вероисповеданий.

По залу прошелестел едва уловимый шумок. Президент замолчал и озадаченно наморщил лоб:

— Кто-то не согласен?

— Мы согласны, но вы так расписываете американскую демократию, словно она вообще лишена недостатков, — осмелился подать реплику всё тот же Полномочный представитель. — А между тем, у них достаточно своих проблем: наркомания, преступность, нелегальная иммиграция, безработица, конфликты на расовой почве и много чего ещё.

— Я и не отрицаю. Но верно и то, что американцы решают свои проблемы намного быстрее и эффективнее, чем мы у себя в стране. А почему? А потому, что у них нет, повторю, такого повального мздоимства, неуважения к личности, массового правового нигилизма и прочих родимых пятен, которые гирей висят на нашем менталитете. Но главная, наисущественнейшая проблема, как я указывал выше, кроется в запредельно низком уровне развития экономики, её катастрофическом отставании от всех мало-мальски развитых стран. Решим эту проблему — решим и все остальные. Вот в каком смысле нам следует толковать лозунг «Хотим жить как в Америке».

— Нам бы их недостатки, забот бы не знали, — то ли иронизируя, то ли всерьёз поддакнул Министр юстиции.

Однако Президент пропустил реплику мимо ушей; казалось, он немного устал, пока разжёвывал азбучные истины.

— Ну и что же вы предлагаете? — первым не выдержал Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе, оказавшийся самым настырным и нетерпеливым среди членов Совбеза.

— Предлагаю обсудить на сегодняшнем заседании, — медленно формулируя мысль и интонационно подчёркивая каждое слово, заговорил Президент, — вопрос о том, каким образом мы можем наиболее эффективно и в кратчайшие сроки перенести американский опыт управления государством на нашу почву.

— Ого! — не удержался Председатель Государственной Думы. — На что замахнулись! Это каким же образом? Да и вообще: почему мы должны идти на поводу у толпы?

— Почему же на поводу, — возразил Президент. — Полагаю, что прислушаться к мнению умного человека, а тем более к мнению народа, обязанность любого руководителя. Не так ли?

Председатель Думы на некоторое время глубоко задумался, открыл было рот, но так и не осмелился возразить. Вопрос был задан в лоб, и возразить на него значило бы выставить себя круглым невеждой. И всё-таки что-то подспудно мешало ему согласиться с мнением Президента, хотя он так и не смог сформулировать себе самому — что именно? А Президент тем временем продолжал:

— Итак, какие будут мнения, уважаемые коллеги?

— Позвольте, — поднял руку Министр иностранных дел, повернувшись корпусом в сторону Президента. — Во-первых, я полностью солидаризируюсь с вашей оценкой положения дел в России. Мы отстаём по уровню развития не только от развитых государств, но и, стыдно сказать, от большинства развивающихся стран. Во-вторых, полагаю, нет ничего зазорного в стремлении позаимствовать полезный опыт управления государством у тех, у кого это получается лучше, чем у нас. В-третьих, в настоящее время наши отношения с Соединёнными Штатами находятся на подъёме, и я полагаю, что было бы непростительной ошибкой не воспользоваться конъюнктурой. Кто знает, как они сложатся даже в не столь отдалённом будущем. Поэтому я предлагаю, не откладывая дела в долгий ящик, сформировать несколько делегаций по интересующим нас направлениям, включив в них наиболее авторитетных специалистов, и направить их в США для обмена опытом. Надеюсь, американское правительство не откажет нам в подобной просьбе, а уж мы, в МИДе, постараемся максимально оперативно урегулировать все формальности.

— Благодарю! — кивнул головой Президент. — Ещё предложения?

–Улита едет — когда-то будет, — махнул рукой руководитель Администрации Президента. — Знаем мы эти поездки, простите за прямоту. Ну съездят, ну обменяются в который раз опытом — и всё завершится традиционным составлением очередного никому не нужного отчёта. Сколько таких делегаций уже перебывало в Штатах, да и не только в них. И что? Да ничего, пшик, сотрясение воздуха. Как топтались на месте, так и продолжаем топтаться. — И уже обращаясь непосредственно к Министру иностранных дел, заключил: — Извините, но я считаю, что нам надо искать другие, менее хоженые, а ещё лучше — нехоженые пути.

— Ну, тогда не знаю, — развёл руками Министр иностранных дел. — Предлагайте.

— В том-то и дело, что у меня нет предложений. Зато я хорошо знаю, что так называемый обмен опытом — пустая трата времени и денег.

— Вот видите.

— Эх, нам бы сейчас триллион американских долларов да бухнуть их в экономику. При нашем-то голоде на долгосрочные инвестиции! Вот это был бы рывок! — мечтательно вздохнул Министр экономического развития, и с лёгкой обидой в голосе в ответ на прокатившийся хохоток заключил: — Напрасно смеётесь. У там них сотни хедж-фондов, банков, страховых компаний не знают, что делать со свободными триллионами. Сидят на них, как гобсеки. Вот и вложили бы их в российскую экономику. И им хорошо, и нам.

— Мечты, мечты, — вздохнул Президент, — кто ж вам их даст при нынешней ситуации в стране?

— Вот и я говорю, — уныло согласился Министр и как бы ушёл в астрал, закатив глаза.

— Разрешите мне, — поднялся Секретарь Совета Безопасности.

— Сидите, — махнул рукой Президент.

— Стоя привычнее, — произнёс Секретарь, собираясь с духом. — Прежде всего я бы хотел сказать, что полностью солидарен с мнением Министра экономического развития: без значительных, исчисляемых триллионами долларов, иностранных инвестиций России не удастся в сравнительно короткие сроки поднять свою экономику до мирового уровня. В связи с чем возникает закономерный вопрос: где их взять, к кому обратиться? К Европе? Но в Европе даже Германия не обладает такими финансовыми ресурсами, чтобы в полном объёме удовлетворить наши потребности в инвестициях. Да и пойдёт ли она, с оглядкой на Америку, на столь рискованный шаг? А вступать в переговоры с каждой страной в отдельности — значит увязнуть в бесконечных дискуссиях и потерять темп. Это в лучшем случае, при условии, что они вообще пойдут на переговоры. О Китае можно забыть, более скаредной страны не найти на всём земном шаре, извините за откровенность. Кто же остаётся? Как всегда, Соединённые Штаты. Но и там, совершенно очевидно, просто так нам их никто не даст. Нужен неординарный ход, некий бонус, такое предложение, от которого бы они, как принято сейчас говорить, не смогли бы отказаться.

— И оно у вас есть? — заинтересованно покосился на Секретаря президент.

— Полагаю, что да.

— И в чём оно заключается?

— Мне представляется, что они охотно пошли бы нам навстречу, если бы мы заключили с ними своего рода союзническое соглашение.

— Ка-ак! — чуть не подпрыгнув на стуле, расхохотался директор Федеральной службы безопасности. — Это и есть ваше необычное предложение — объединиться с Америкой? Может, нам всем вообще переселиться в Америку? Шутить изволите!

— Если это и шутка, то только отчасти, — вполне миролюбиво согласился тот и даже позволил себе в ответ тоже слегка растянуть губы в улыбке. — Тем более что нас там никто не ждёт. Да и своих безработных девать некуда. Только наших им не хватало.

Но есть другой вариант — пригласить американцев в Россию, как когда-то поступила Екатерина Великая в отношении немцев. А вот это уже не шутка.

Едва ли не выдохнув последнюю фразу, выступающий замолчал, ожидая реакции коллег, и она не заставила себя ждать.

На какое-то мгновение погрузился в оцепенение. Может, ослышались? Выступать с таким предложением и где — на заседании Совбеза! И ведь даже не улыбнётся! Да нет, ну конечно шутит. Какому нормальному человеку придёт на ум подобная дребедень. Хохмач, однако! Решив, что так оно и есть, члены Совбеза принялись негромко переговариваться, обмениваясь взглядами и репликами типа «Рога и копыта», «Ничего, потеснимся, у меня в квартире есть одна свободная комната», «Вперёд, Россия!», «А что — идея!», «Нет уж, лучше нам переселиться в Америку, чем они я к нам. Потом их отсюда не выпрешь ни за какие коврижки». И прочая язвительная галиматья. Однако Секретарь спокойно продолжал стоять, не реагируя на насмешки.

— Коллеги, коллеги, прошу внимания, — вмешался Премьер-министр, видимо убоявшись, как бы шум не превратился в базар. — Каждый из нас имеет право высказывать любую точку зрения, даже если она идёт вразрез с мнением большинства. — И уже обращаясь непосредственно к Секретарю Совбеза, продолжил: — Теоретически я бы тоже не возражал против того, чтобы американцы переселились в Россию. Хоть всей страной. Нам есть чему у них поучиться. Но с практической точки зрения, извините меня, это такое же донкихотство, как и идея переселиться в Штаты. Я полагаю, что вы имели в виду всё-таки нечто иное? Поясните, пожалуйста, вашу мысль.

— Охотно, — кивнул головой Секретарь, обращаясь на этот раз более к Премьер-министру, чем ко всем остальным. — Если коллеги согласятся выслушать меня до конца, то, полагаю, моя идея уже не покажется столь бредовой. Поэтому позвольте пояснить, что именно я имею в виду. Проблемы России сегодня — это прежде всего проблемы, связанные с низким уровнем управления народнохозяйственным комплексом, да простят меня члены Совбеза. Давайте честно признаем, что Россия сегодня остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, управленцах высшей категории. Не вдаваясь в исторический экскурс и причины, просто примем это как данность. В то же время в Соединённых Штатах Америки, можно сказать, переизбыток именно таких управленцев. Вот и давайте пригласим их за хорошие деньги в Россию. Тем самым мы в кратчайшие сроки решим целый ряд наиболее острых проблем, стоящих пред страной. Вместе с ними в страну придут большие, даже очень большие деньги, новейшие технологии, связи в деловом мире и многое, многое другое. Да простят меня ещё раз коллеги министры, но стать заместителями у таких людей — будет не понижение, а повышение в статусе. Если мы хотим рывком освободиться от пут прошлого, то я просто не вижу, как это можно сделать иначе.

— Вы не видите, так, может, другие видят, — подал голос Полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе.

— Я и не возражаю, — парировал Секретарь. — Пожалуйста.

В зале в очередной раз воцарилась напряжённая тишина. Президент с затаённой, как многим показалось, усмешкой переводил взгляд с одного члена Совбеза на другого. Однако никто так и не попросил слова.

— Судя по всему, — с какой-то даже грустинкой сказал Секретарь, — других предложений нет.

— А если и появятся, разберёмся, — произнёс Президент, у которого, предложение Секретаря не только не вызвало возражения, но, напротив, встретило понимание. — Просто ваша идея, насколько можно судить, оказалась слишком неожиданной для присутствующих. Хотя, на мой взгляд, она не более фантастична, чем освоение Марса. Россия с незапамятных времён привечала у себя иностранцев. Вспомним хотя бы эпоху Петра Первого или Екатерины Великой.

— Вот так и появились у нас Дантесы, — съязвил кто-то.

— Кстати о Дантесе: он был не худшим офицером в русской армии, до того как его имя стало нарицательным после дуэли с Пушкиным. Но кроме него России служили братья Нобели, Карл Фаберже, Карл Росси — устроитель Санкт-Петербурга. А Аристотель Фиораванти и другие итальянские архитекторы, чьим тщанием в столице были возведены Кремль, многочисленные храмы, дворцы и усадьбы, а Карл Брюлов, Франц Лефорт, Витус Беринг, Патрик Гордон — наставник Петра Великого и многие, многие другие — несть им числа. Все они верой и правдой служили Российскому государству. Так что прецедентов более чем достаточно. Наконец сама государственность Руси началась с приглашения варяжского князя Рюрика.

— Сравнили. Когда это было! — махнул рукой Полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе. — Сегодня и времена изменились, да и Россия уже далеко не та.

— Я бы сказал — не такая, какой великому государству полагается быть, — поправил Президент. — Так что не будем набожнее Римского Папы. Это сегодня многие наши учёные предпочитают работу за границей работе на родине, а в те далёкие времена немало учёных иностранцев навсегда связали себя с Россией.

— И что же вы предлагаете?

— Лично я — ничего. Но предложение Секретаря Совбеза заслуживает, на мой взгляд, того, чтобы отнестись к нему самым серьёзным образом.

— Как? Вы искренне полагаете, — осторожно, словно зондируя почву, впервые за всё время подал голос Министр финансов, — что некоторые министерские посты в России могли бы занять иностранные специалисты?

— Теоретически — да. Всё зависит от обстоятельств.

— И какие именно, по вашему мнению?

— Ну, об этом, извините, не мне судить. Потерпите. Ждать осталось недолго.

— Зачем ждать, — саркастически бросил Министр юстиции, которому идея Секретаря Совбеза пришлась откровенно не по душе. — Менять так менять всех подряд. Для начала заменим представителей Президента в федеральных округах, потом членов правительства, в том числе Министра обороны, Министра внутренних дел, ну и для компании Министра иностранных дел. А там дело дойдёт и до более мелкой сошки. То-то обрадуется Госдеп. Не вышло мытьём — выйдет катаньем.

Он окончательно осмелел и, кажется, уже ничего не боялся.

— Да я хоть сейчас готов освободить кресло, — пробурчал достаточно внятно Министр иностранных дел. — Лично мне есть чем заняться. Начну писать мемуары.

— Только давайте без фанатизма, уважаемые коллеги, — строго произнёс Президент. — Почему вы решили, что речь идёт именно о министрах?

— А о ком же ещё?! — хмыкнул Министр юстиции. — У меня отличный слух. Секретарь Совбеза сам об этом сказал.

— Совершенно не обязательно. Есть много других должностей, в том числе и в правительстве, где бы мы могли эффективно использовать опыт иностранных специалистов для решения стратегических задач. Например, в качестве консультантов.

— Э, нет, — не уступал Министр юстиции. — Для решения стратегических задач они потребуют полной свободы рук, а это значит министерских постов. Никак не ниже.

— Если не выше, — в сердцах брякнули с места.

— Выше некуда.

— Почему некуда? — неожиданно подал голос Премьер-министр, до того не вступавший в дискуссию. — Разрешите? — обратился он к Президенту и, получив согласие последнего, поднялся из-за стола.

— Почему некуда? — повторил он, неторопливо скользя глазами по лицам членов Совбеза, словно желая убедиться в произведённом эффекте. И следует признать, что его слова не оставили присутствующих равнодушными. Как по команде, все головы дружно повернулись в сторону Премьера, словно от дальнейших его слов зависела судьба всей страны. Даже Президенту не удалось сохранить спокойствие, и он изумлённо повёл головой. Дождавшись тишины, Премьер как ни в чём не бывало продолжил речь:

— Но прежде чем внести предложение, я бы хотел со всей ответственностью заявить, что, как и Президент, я полностью поддерживаю идею Секретаря Совбеза, с единственной оговоркой, что в вопросе кого и кем заменить просматриваются различные варианты. Лично я против слишком активной ротации членов правительства, ибо так недолго и наломать дров, хотя одному-двум министрам и придётся пожертвовать своим местом. Но есть ещё одна должность в правительстве, которая могла бы стать адекватной замене всего Кабинета министров.

Министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, который до того ни разу не подал голоса и отрешённо рисовал кружки и треугольники на листе бумаги, закашлялся, словно поперхнувшись дымом от горевших в Подмосковье торфяников.

— Вы хотите сказать… — дробно откашливаясь, начал было он и вновь поперхнулся.

— Совершенно верно, именно это я и хочу сказать, — подхватил Премьер. — На мой взгляд, должность Премьер-министра оптимальным образом подошла бы для решения поставленных целей. Это именно та площадка, на которой высококвалифицированный иностранный менеджер смог бы в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Не возражаю, если этим человеком станет американец. Точнее, считаю, что им должен стать именно американский топ-менеджер.

— Кхе-кхе-кхе… А-а-а к-как же вы?

— А я с большим удовольствием пойду к нему в заместители. Полагаю, что для меня это будет отличная школа и возможность познакомиться с современными методами управления. К тому же заменить иностранным специалистом одно лицо, намного проще и, я бы сказал, существенно дешевле, чем замена даже половины Кабинета министров. Вот и всё, что я собирался сказать. Надеюсь, моё предложение устроит все заинтересованные стороны.

Премьер замолчал, как бы предлагая присутствующим в полной мере осмыслить своё неожиданное предложение. Молчали и члены Совбеза. Но это уже была не та тишина, которая предваряет напряжение в воздухе, предшествующее июльской грозе, а молчаливый вздох облегчения, сопровождающий чёрную тучу, прошедшую стороной. Сам того не подозревая, Премьер выиграл партию ещё до того, как шахматные фигуры были расставлены на доске.

— А что, — встрепенувшись, произнёс Министр иностранных дел, словно вопрос был давно решён и оставалось только поставить точку. — Варяг так варяг. Не справится — отправим в отставку. А справится — честь ему и хвала. Лично я бы рискнул.

— Представляю, какое вознаграждение он заломит за своё премьерство, — простодушно не удержался настырный Полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе.

— А как же, — согласился Премьер. — Однако же игра стоит свеч. Пригласив американского управленца, мы одним выстрелом убиваем нескольких зайцев. Во-первых, тем самым мы демонстрируем нашим гражданам, что не остались слепы и глухи к их справедливым требованиям. Люди хотят жить, как в Америке, и они получают эту надежду. Во-вторых, мы выбиваем важнейших козырь из рук наших оппонентов, готовых использовать любое протестное движение в своекорыстных целях. И наконец, в-третьих, — и это самое важное, — мы предпринимаем реальные шаги по преодолению нашей ментальной косности. Грустно и прискорбно сознавать, что такой великой стране, как Россия, есть чем гордиться в прошлом, и почти нечем гордиться в настоящем. А надо, чтобы народ не только гордился своим прошлым и настоящим, но и уверенно смотрел в будущее. И если ради этой великой цели потребуется пойти даже на поклон к Западу, мы пойдём, отбросив все колебания. Тем более что, как справедливо заметил наш Президент, история нашей страны полна подобных примеров.

Премьер-министр сел и слегка откинулся на спинку стула, как это делает человек после утомительного стояния.

В очередной раз в зале повисла напряжённая тишина. Да и было о чём подумать.

— А наш Премьер — хват: как повернул разговор! — успел шепнуть на ухо соседу Министр юстиции, прежде чем Президент снова взял слово. — Ну, теперь жди подвижек!

— Благодарю вас, — сухо кивнул Премьеру Президент и продолжил: — Полагаю, коллеги, что никто не станет возражать против данного предложения?

Возражающих не было. Да и кому придёт в голову выступить не только против Премьера, но и солидарного с ним главы государства. И только Министр внутренних дел неожиданно подал голос:

— Назначение на должность Премьера американца априори предполагает, что он будет также руководить и нашим силовым блоком, то есть полицией, Следственным комитетом, Прокуратурой, Федеральной службой безопасности, наконец.

— Ну нет, так далеко, надеюсь, дело не зайдёт, — скрывая, как показалось Министру, снисходительную улыбку, произнёс Президент. — Управление силовыми подразделениями мы ему по вполне понятным причинам не отдадим. Да и вряд ли иностранец станет на них претендовать. Он же разумный человек. А вот что касается экономического блока, финансов, сельского хозяйства, социальной сферы — тут, полагаю, мы должны будем предоставить ему самые широкие полномочия.

— О-хо-хо! — покачал головой директор Федеральной службы безопасности. — Как бы мы не перехитрили самих себя.

— Вы не согласны? — вопросительно взглянул на него Президент.

— Да нет, — замялся тот, — иностранец так иностранец. А уж мы, со своей стороны, постараемся за ним присмотреть.

— Не без того. Контроль, вполне понятно, необходим, в том числе и со стороны ФСБ, — согласился Президент. — Во всяком случае, на первом этапе. Однако он не должен сковывать свободу рук.

— Упаси Бог!

— Прекрасно! Ещё замечания, возражения?

Зал молчал.

— В таком случае, — резюмировал Президент, — будем считать, что предложение одобрено единогласно.

— Теперь дело за малым: найти подходящую кандидатуру, — хмуро заметил Министр финансов, не без основания опасаясь, что новая метла в первую очередь пройдётся по его ведомству и по нему лично. — Лично я не взял бы на себя такую ответственность. Может быть, у кого-нибудь из коллег есть конкретные предложения?

— Да в Америке этих менеджеров как собак нерезаных, — подал реплику кто-то в дальнем конце стола, — выбирай на вкус.

— Нам нужен, извините, не любой, не абы какой преуспевающий выскочка, а человек, который бы отвечал самым высоким профессиональным критериям, имеющий многолетний опыт успешного управления крупными международными корпорациями, — наставительно заметил Президент, — человек, входящий в первую десятку самых успешных менеджеров Соединённых Штатов. Я уж не говорю о том, что у него должна быть незапятнанная моральная репутация у себя в стране и за рубежом. Кроме того, он должен лояльно относиться к России, а также — обращаю ваше особое внимание — добровольно отказаться от ведения бизнеса как в Америке, если таковой у него есть, так и в нашей стране. Это общемировая практика, и я не вижу оснований для исключений из правила.

— Ничего себе! — ахнул даже вечно немногословный Министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. — Да это портрет не кризисного менеджера, а кризисного ангела во плоти.

— Тем не менее, только такой человек нам и необходим. Отсутствие даже одного из вышеперечисленных качеств автоматически исключает его из числа претендентов.

— Да где же вы такого найдёте? — удивлённо произнёс Министр иностранных дел. — Ангелы — они в небесах, до них далеко, а на земле живут обычные смертные. Да и какой, извините меня, болван согласится поменять свой бизнес в благополучной Америке на головную боль в далёкой России?

— А вот этим я как раз хотел поинтересоваться у вас, коллега, — с нажимом произнёс Президент. — У вас такого случайно нет на примете? При вашем-то дипломатическом опыте и знании американского истеблишмента неужели не найдётся хотя бы одной ангелоподобной кандидатуры?

— Понятия не имею, — развёл руками Министр. — Разве что какого-нибудь Рокфуллера. Извините за неудачную шутку.

— А какого именно? — неожиданно для Министра буквально ухватился за предложение Президент. — В Америке много Рокфуллеров, целый клан: политики, благотворители, управленцы. Вы бы лично на ком остановились?

— Ну, если уж выбирать, — не замечая, что его заманивают в ловушку, спокойно продолжал Министр, — то я бы остановился на Джоне Дэвидсоне Рокфуллере — полном тёзке своего знаменитого прапрапрадеда. 47 лет, окончил Гарвард, женат, трое детей, миллиардер, баптист, как и все его предки.

— Неужели полный тёзка?

— Один в один.

— Да, — покачал головой Президент, — одно только имя уже обязывает ко многому. А каков у него послужной список?

— Более чем достойный: на первых порах увлекался политикой и даже баллотировался в губернаторы одного из северных штатов, а когда не прошёл, возглавил финансовый бизнес семьи. Председатель правления «Чейз Америкэн» банка. Одновременно входит также в руководство ряда финансовых учреждений, принадлежащих империи Рокфуллеров. Колоссальные связи в деловых и политических кругах, исключительная порядочность, никогда не позволял себе необоснованной критики в адрес России, наконец, огромный авторитет в международных кругах, вице-председатель Совета по международным отношениям, благотворитель. Впрочем, последнее — семейная традиция всех Рокфуллеров.

— То есть, вы полагаете, что мистер Джон Дэвидсон Рокфуллер мог бы стать достойной кандидатурой на должность Премьер-министра России?

— Я этого не утверждал. Надеюсь, вы шутите.

— Отнюдь нет.

Выражение лица Президента и в самом деле не давало повода усомниться в серьёзности его отношения к предложению коллеги, и, пожалуй, впервые в своей практике Министр иностранных дел растерялся и с неподдельным изумлением взглянул на Президента.

— Но это же, это же, — всё ещё не смея поверить в услышанное, забормотал он, — это же сам Рокфуллер! Понимаете, Рокфуллер, а не какой-нибудь наёмный менеджер, будь он хоть семи пядей во лбу!

— Вот и великолепно! А что вас смущает? Если только он даст согласие, то лучшего Премьер-министра нам и желать нечего.

— Да, но для этого придётся изменить законодательство, запрещающее принимать на государственные должности иностранцев, — робко заметил Министр юстиции.

— Надо будет — изменим, — едва заметно усмехнувшись, произнёс Президент. — Уверен, думцы поддержат соответствующий закон, если мы доходчиво донесём до них его смысл.

Двое членов Совбеза, сидевших на противоположном конце стола, не выдержав, утробно хрюкнули, но спохватившись, торопливо полезли за носовыми платками и шумно высморкались. Президент метнул в их сторону недовольный взгляд, однако не стал заострять внимания и продолжил развивать мысль:

— Какие могут быть шутки, когда речь идёт о столь важном решении. На мой взгляд, вы выдвинули блистательную идею, и грех ею не воспользоваться.

— Н-но как же вы мыслите, — запнулся Министр, — его убедить? Стопроцентного янки, патриота своей страны, миллиардера, приверженца американского образа жизни и так далее и тому подобное. Да и зачем ему влезать в какой-то русский проект, даже самый амбициозный, когда у него своих проектов по горло? Деньги ему не нужны, известности не занимать, русские красавицы его тоже вряд ли интересуют, он однолюб и патологический семьянин. Не вижу стимулов, которые бы могли его побудить оставить Америку и кинуться в омут российской неразберихи.

— А по-моему, стимул есть, — неожиданно вмешался Премьер-министр. — Здоровое честолюбие — вот на чём можно было бы построить интригу. Да-да, я не оговорился, коллеги! Человек, достигший в жизни всего, о чём он только мог когда-то мечтать, если это нормальный человек с нормальной психикой и разумными потребностями, не может не стремиться достичь в этой жизни чего-то большего, чем чисто материального благополучия, принести пользу уже не только себе, но и — по большому счёту — всему человечеству. Некоторые из них начинают заниматься благотворительностью, другие творчеством, третьи коллекционированием произведений искусства и так далее. И если, — обратился Премьер к Министру иностранных дел, — Джон Дэвидсон Рокфуллер именно такой человек, каким вы его обрисовали, то с высокой степенью вероятности его может заинтересовать предложение возглавить правительство России. В управленческом смысле любое государство (а тем более Россия), — это такая же корпорация, как «Эксон Мобил», «Дженерал Моторс» и тому подобные структуры, только несоизмеримо б´ольших размеров, и я вполне допускаю, что у Рокфуллера с его амбициозностью и неуёмной энергией появится соблазн реализовать себя в каком-нибудь грандиозном проекте. А что может быть грандиозней того, что мы хотим ему предложить? Россия — как проект для самореализации. Идеальное предложение!

И Премьер вопросительно взглянул на Президента, как бы ожидая от него одобрения.

— А что, по-моему, любопытное предложение, — произнёс Президент и посмотрел на Министра иностранных дел, приглашая его к диалогу. — Представьте себе на минуту, что вы — Джон Рокфуллер, и к вам от имени российского руководства поступает официальное предложение возглавить правительство России с самыми широкими полномочиями. Вам предлагают, принимая во внимание ваши знания и ваш уникальный управленческий опыт, сделать из России вторую Америку и тем самым вписать золотыми буквами своё имя в историю российского государства. Чем не стимул? Неужели бы отказались?

— Я бы, пожалуй, не отказался, — дипломатично согласился Министр, — но согласится ли Рокфуллер — вот в чём вопрос.

— Вот вы и постарайтесь сделать так, чтобы и он тоже не отказался.

–То есть как? Вы поручаете это мне?

— Да, вам. На то вы и Министр иностранных дел, дипломат волею божьей, вам и карты в руки. А мы со своей стороны окажем всяческую поддержку, — и Президент предупреждающе поднял руку в ответ на вытянувшееся лицо Министра. — Не торопитесь. Я понимаю ваше душевное состояние, однако в сложившихся обстоятельствах я не вижу более подходящей кандидатуры. Сыграйте на его честолюбии, наконец, на его гражданской позиции. Ему как американскому гражданину и патриоту должно льстить, что своим участием в возрождении России он одновременно будет служить и своей стране, способствуя экономическому и политическому сближению двух великих народов, а значит, и делу укрепления мира. Я уж не говорю о том, какие широкие возможности откроются в этом случае для американского бизнеса в России. Он же деловой человек и без труда оценит все преимущества. Так что шансов у нас не меньше чем пятьдесят на пятьдесят. И только если он всё-таки ответит решительным отказом, будем искать другую кандидатуру. — Президент выдержал короткую паузу, давая Министру иностранных дел возможность прийти в себя, и заключил: — Для проведения такой операции вам потребуется время на наведение мостов, но мы не торопим. Прозондируйте ситуацию, подключите наше посольство, короче, постарайтесь максимально удобрить почву. Уверен, что при нынешних тёплых отношениях с Соединёнными Штатами мы можем рассчитывать на успех.

— Не было печали — купила баба порося. Напросился, называется, — вздохнул Министр.

— Родина вас не забудет, — пообещал Президент и, уже обращаясь к присутствующим, подвёл итоги: — Если нет других предложений, будем считать, что повестка дня исчерпана. Спасибо всем. До свидания.

* * *

Один за другим члены Совбеза потянулись на выход.

В приёмной Министр финансов дружески подхватил под руку Министра иностранных дел.

— Не расстраивайтесь, у вас всё получится, — почти конфиденциально приободрил он коллегу. — Кстати, знаете, о чём я ещё подумал, когда Президент столь горячо ухватился за вашу идею?

— О чём? — почти безучастно откликнулся тот.

— О том, что это — гениальнейший ход. Миллиардер Рокфуллер обойдётся нам в разы дешевле, чем любой менеджер средней руки, не говоря уже о каком-нибудь тяжеловесе. Но я бы предложил пойти ещё дальше и предложить ему поработать на Россию вообще бесплатно. Точнее, за один доллар в год.

— Это каким же образом? — опешил Министр иностранных дел.

— Просто, как палец. — Министр финансов многозначительно помолчал, раздумывая, продолжать или не продолжать, и, наконец, решился: — Только не удивляйтесь и выслушайте, пожалуйста, до конца. Надеюсь, вы согласитесь с тем, что для Рокфуллера деньги — тьфу, навоз, он и те, что имеет, не знает, куда девать. Потому и жертвует миллионы на различные благотворительные проекты. Отсюда вывод: купить его за деньги, даже очень большие, едва ли получится. Миллиарды мы ему предложить все равно не сможем, а десяток-другой миллионов долларов ему просто неинтересны. А вот на честолюбивом желании прижизненной славы великого реформатора, победителя, мецената и так далее и тому подобное, как верно заметили Премьер и Президент, можно превосходно сыграть. Моральные стимулы, в отличие от материальных, не имеют границ. Более того, некоторые готовы отдать себя всего не только ради прижизненной, но даже посмертной славы. Хотя, казалось бы, какая усопшему разница? Ан, нет, существует. Ибо надежда на посмертную славу греет уже при жизни. Что скажете?

— Скажу, что вы меня здорово сбили с толку. Есть над чем поразмыслить.

— Рад, что мы понимаем друг друга.

— Да-а, — задумчиво протянул Министр иностранных дел. — Проблема. А может, поступить ещё хлеще, — неожиданно усмехнулся он от пришедшей в голову озорной мысли, — потребовать от Рокфуллера входной билет за право называться Премьер-министром России. Вот вам и ещё один источник пополнения бюджета страны.

— Блестящая идея. Только, ради Бога, не делитесь ей с Президентом. Боюсь, он не оценит ваш благородный порыв.

— Жаль, что не я Министр финансов. С удовольствием поменялся бы с вами сейчас местами!

— Каждый по-своему печётся о благе России.

И Министр финансов медленно отчалил от Министра иностранных дел, оставив последнего в смешанных чувствах. Ведь если подумать, то не такая уж это и бредовая мысль — конвертировать презренный металл в посмертную, а там, глядишь, и прижизненную всемирную славу. Даже очень сильные люди не лишены человеческих слабостей, среди которых тщеславие занимает одно из ведущих мест.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проект US – RUSSIA предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я