Два перстня Рюрика

Юрий Глебович Панов, 2019

Рядом с аномальной зоной в деревне Никольевка Балашовского района дважды похищались двое друзей, которые благополучно сбегают от своих похитителей. Они имеют ладанку, в которой описано место, где в аномальной зоне спрятаны два волшебных перстня, с помощью которых князю Рюрику удалось в своё время создать первое социальное государство на Руси. Поиски перстней сопровождаются убийством человека. Кто, когда, как и почему это делал, а также результаты поисков можно узнать, прочитав данный триллер.

Оглавление

  • Пролог
  • Часть 2. Два перстня Рюрика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Два перстня Рюрика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Два перстня Рюрика

Глава 1. Воспоминания бродника Батуры

1.

879 год. Деревня Никольевка на берегу реки Великая Ворона

Батура, после выполнения задания князя Рязанского и возвращения в Никольевку, устав от длительной скачки, остановил коня на берегу реки Великая Ворона. Невольно его взгляд поднялся к небу.

─ Не пойму, кого же мне напоминает это утреннее небо? ─ наморщившись, произнёс тихо он, разглядывая облака над Великой Вороной. И вдруг до него дошло то, что так сильно взволновало: он даже ссутулился. ─ Да это же Чёрный Ворон — предвестник смерти! Или мне померещилось? Тогда как он тут оказался? И что ему надо здесь? И где все люди? Где моя семья? Где родственники? Почему я никого не вижу?

Глаза сами собой начали выделять сочетание темно-серых туч, в которых грозной чернотой выделялись крылья, голова и странный хвост.

─ Это не к добру! ─ подумал он, сразу же переключившись от своих грустных дум. ─ Итак хреново, а тут ещё что-то приближается совсем плохое. И не простое! Не зря же мне Чёрный Ворон мерещится!

Невольно в голову пришли музыка и слова песни и Батура тихо запел. ─ Чёрный ворон, чёрный ворон, что ж ты вьёшься надо мной!

Пока он пел, ветер быстро расправился с чёрно-серыми облаками, из которых состоял привидевшийся ему образ. Настроение и без того плохое, стало ещё хуже.

Чтобы как-то избавить себя от привидевшегося ему Чёрного Ворона из облаков, он привстал и осмотрелся: с горы, на которой они с конём стояли, было не очень хорошо видно само городище Никольевка, но запах дыма он ощутил сразу же.

Мысли же всё крутились и крутились вокруг навязанного образа, не давая покоя Батуре.

─ Война!? ─ вдруг, как молния ударила чёрная мысль, освобождая его от всего. ─ Неужели снова набег хазаров? Или что-то другое?

Но ответить самому себе на этот не простой вопрос не дал простой петух, который должен был громко закукарекать, извещая его и всех остальных в городище, что начинается новый трудовой день. Разом ему должны были откликнуться ещё несколько горластых петухов.

Но резко переключить мысли Батуры на трудовой лад оказалось невозможно.

Солнышко, проснувшись в этот раз не по петушиному требованию, выпустило несколько лучей и перекрасило небо в голубоватый цвет, извещая Батуру, что оно встаёт, да и людям пора сделать то же самое.

Словно поддерживая его беспокойство, он не услышал звуков той неугомонной команды, которая должна была проснуться утром в Никольевке, и это ещё больше насторожило Батуру.

Обычно в это время кое-где слышался рёв коров, требующих освободить их от накопившегося молока и отправить на луга к любимой травке. Где-то поддержали их козы. И громыхание ведер женщин у колодцев.

Однако появившийся край солнышка над лесом окончательно убедил Батуру, что рабочий день начался, а Никольевка почему-то вымерла!

Спрыгнув со своего боевого коня, он подошёл к четырёхметровому тыну из брёвен, поставленных вверх остро отёсанными концами.

─ Да-а-а. ─ тихо произнёс он, обдирая ногтями состарившуюся поверхность тына. ─ Надо менять. А князю Рязанскому на это наплевать! Скотина, даже денег на эти работы не даёт!

─ Всё правильно: и по плану в этом году мы должны были заменить большую часть состарившихся деревьев тына. ─ заметил внутренний голос, проснувшийся в нём вместе с солнышком. ─ А то гляди и враг пожалует! Да и не только ремонт тына надо делать!

Батура подошёл к лестнице и поднялся на наблюдательную вышку городища, с которой хорошо просматривался брод через реку, а также всё городище.

─ Здоров будь, охранник Большата! ─ обычно здоровался он с высоким и крепким молодым парнем, дежурившим всю ночь на вышке, и протягивал ему руку для пожатия.

─ Здоров будь и ты, старшина Батура! ─ отвечал тот, улыбаясь и приложив руку к шлему, и тут же докладывал, не дожидаясь вопроса контролёра князя артанского. ─ За время моего дежурства никаких происшествий не случилось!

─ Хорошо, Большата. ─ кивнув ему головой, задумчиво спрашивал Батура. ─ Ты ничего странного не заметил на той стороне реки?

─ Ну, разок вчера вечером появлялся какой-то молодец на коне. ─ прищурившись, задумчиво произносил Большата и тут же мотал головой. ─ Но, покрутившись пару раз, развернулся и ускакал прочь!

─ А оружия? Или что-то подозрительного не заметил у него?

─ Да нет. ─ Большата, сжав губы, ухмылялся, и положил руку на лук со стрелами. ─ Ничего такого у него не заметил!

─ Думаешь, это хазары на разведку кого-то выслали? ─ не удерживался со своим вопросом Батура и покачал головой вверх-вниз, подтверждая свои опасения. Обычно Большата это движение воспринимал как ободрение его работой и тоже кивал головой. ─ Но в этот раз и охранника не было!

Меж тем взгляд Батуры прошёлся по всему периметру тына, невольно отмечая какие-то неполадки в его состоянии.

─ Да, тын тоже надо ремонтировать! ─ согласился с его мыслями внутренний голос. ─ Даже несмотря на то, что денег на это не дают!

Батура вздохнул и начал критически осматривать все остальные постройки городища.

─ Ну, с жильём у нас всё вроде бы в порядке. ─ отметил внутренний голос после того, как взгляд Батуры упал на несколько длинных домов с двускатной крышей, частично утонувших в земле. — И с кухней. Ишь, совсем недавно люди ходили на колодец за водой!

─ И с конюшней. Да и со скотным двором. ─ откликнулся внутренний голос, на то, что люди городища не шли к животным, за которыми ухаживали. ─ Как видишь, никого из наших нет в городище!

Батура согласно покачал головой, нахмурясь, но, представив, как с песнями дружно шли женщины на скотный двор, где их ждали коровы, козы, овцы, гуси, куры и утки, даже улыбнулся.

И тут же представил, как мужики, молча пожимая друг другу руки, кто-то в составе группы, а кто-то и поодиночке, шли к конюшне и скотному двору.

─ А вот с кузней что-то у нас не то. ─ произнёс внутренний голос. ─ Ни людей, ни дымка почему-то нет!

Батура вздохнул: с кузнецами и ремонтниками у них возникла проблема — большинство из них уехало в Рязань искать работу.

─ До чего же наш народ довела эта эпоха Лисы! ─ возмутился Батура. ─ Половина эпохи Лисы прошло, а становится всё хуже и хуже!

─ А чего ты хотел? ─ внутренний голос его не жалел. ─ Тебя же волхвы предупреждали: нас в эту эпоху ждёт ложь, обман, воровство, несправедливость! Её символом является крест. Люди за деньги будут готовы продать даже родственную душу! А войны? Их будет множество!

─ И сколько же ждать нашему народу? ─ голос Батуры дрожал, так как он знал, что ответит ему внутренний голос.

─ Эпоха Лисы длится 2160 лет. ─ жёстко произнёс внутренний голос. ─ Именно с этого времени её окончания и начинаются светлые времена. Ты что забыл предсказание нашего последнего волхва и твоего деда? Он ведь ясно сказал: и тогда наступает время великих перемен, так как ось Земли поворачивается ближе к центру галактики. Ждём рассвет — это начало эпохи Волка через 2160 лет, под покровительством Бога Велеса — на очищение Земли от скверны уйдет около 144 лет.

Взгляд Батуры упал на то место, на которое, обычно, ходили старушки к самой таинственной части за пределами городища.

─ Не нравятся мне эти танцующие деревья, что растут возле идола Перуна! ─ произнёс внутренний голос, не скрывая своего раздражения по поводу старушек. ─ Лучше бы за своими внуками и внучками следили, чем заниматься молитвенным делом!

─ Ты неправ! ─ тихо произнёс Батура

─ Я, конечно, понимаю. ─ начал выкручиваться внутренний голос. ─ Ты это место почему-то любишь. Но, согласись, оно какое-то уж очень странное: перед горой и вокруг неё растёт несколько сотен деревьев, у которых все стволы искривлены так, что диву даёшься! Как будто танцуют. А ещё перед ними идол Перуна, которого заставил Рязанский князь поставить много лет назад. Ведь согласись, все мы молимся богу Роду и благодарим его за то, что он нас не забывает, даёт пищу и питьё, а не Перуну!

Батура опять кивнул головой и начал спускаться с вышки, а в голове только и вертелось. ─ Куда все подевались?

Обойдя все дома и зайдя в них, ни людей, ни скота, ни инструмента он не обнаружил — Вокруг было одно пепелище.

2.

Там же

Ноги сами невольно вывели его на берег реки через задние ворота, в которые обычно то и дело выходили женщины или дети, выводя на луга свою скотину и привязывая их к колу верёвкой.

Батура в свои тридцать семь лет легко сел на берегу Великой Вороны рядом с идолом Перуна, уставившись в какую-то точку на воде, которая, поблескивая искорками, бежала своим путём.

─ А, может, они вернулись назад, в страну наших предков? ─ неожиданная мысль тут же сделала голубым посеревшее небо и солнышко взошло над рекой, успокаивая Батуру. ─ Как она называлась тогда? Тоже княжество Рязанское?

Он и не заметил, как воспоминания захлестнули его разум.

851 год. Ему 8 лет.

Хилый и тщедушный Батура, вечно больной и недовольный своей судьбой, в красной льняной косоворотке вышел на берег реки, где несколько мальчишек разного возраста и две девушки, среди которых была и сестра его друга, слушали рассказы его деда Бронислава о том, как жили их предки много лет назад.

Батура сел на землю с самого края недалеко от тропинки, по которой спустился к реке. Оглядев всех слушателей деда, которого все в деревне звали «Батя», он тут же заметил несколько девушек и сестру друга, которая была на три года его младше, а самого друга — Огнедара — на четыре. Кивнув ей головой, на которую была надета льняная шапка, он прислушался к тому, о чём рассказывал дед.

─ Батя, а я так и не понял, что же было главным у наших далёких предков? ─ вдруг спросил мальчишка примерно одного с Батурой возраста и роста.

─ В основе культуры наших далёких предков были понятия добра и блага. ─ начал объяснять, улыбаясь и теребя свою седую бороду, Бронислав. ─ Дело в том, что каждый из них должен был своим поведением и поступками нести добро и благо своему роду — племени, а, значит, быть полезным для всех.

Он посмотрел снова на задавшего вопрос мальчишку и добавил. ─ За такое поведение его называли благородным. То есть он нёс «благо» «родным», понятно?

─ А женщин тогда звали благородными? ─ спросил другой мальчишка, сидящий рядом с Батурой.

─ Конечно! Женщина у нас всегда очень ценилась — ведь она рожала человека, значит, приносила благо окружающей природе и людям. ─ ответил он, видя, как ему кивает мальчишки.

─ А как они решали свои проблемы? ─ неожиданно спросил мальчишка, сидящий дальше всех от Батуры.

─ Очень хороший вопрос! ─ улыбнулся Батя, посмотрев в сторону спросившего. ─ Тогда было совсем не так, как сейчас. Если в настоящее время у нас все вопросы решает старейшина, в других государствах и того хуже — один каган, бек, князь или царь, то тогда стремились к таким решениям, при выполнении которых выигрывали все участники. А для этого собирали всех вместе в круг и думали, как поступить. Если на общем совете соборное решение было найдено, и с ним соглашались единогласно все участники совета, то оно принималось. Потому что оно должно было нести добро и благо всем — и людям и природе! Что же касается людей, то благими или добрыми являлись только те изменения в обществе, которые были выгодны и полезны для всех людей в племени.

─ А как тогда обучались знаниям? ─ спросил паренёк лет двенадцати. ─ И вообще, нужны ли им были люди умные и знающие?

─ Ещё как! ─ усмехнулся Батя. ─ Ведь разработать справедливое и выгодное решение для всех членов племени было непросто! Нужны были знания.

─ А силу чему-нибудь Вы можете придать? ─ хитро спросил паренёк.

─ Могу, если понадобится. Но этот случай не входит в наш сегодняшний разговор.

─ А как членами племени воспринимался мир? ─ не унимался паренёк, ухмыльнувшись на то, что уж на этот-то вопрос Батя ответа не знает.

─ Как было мировосприятие? ─ усмехнулся Батя и лукаво посмотрел на него. ─ Ну, вот ты сам, как мир воспринимаешь?

─ Как — как. ─ смутился паренёк. ─ Что вижу, то и воспринимаю.

─ Вот-вот… ─ усмехнулся Батя. ─ Такими мы стали! А тогда в строении каждого существа можно было выделить три качественно отличных слагаемых: во-первых, это физическое (оно же материальное) тело. Рука, нога, лицо, волосы как таковые, которые можно потрогать, полизать, понюхать и так далее всё относится сюда. Во-вторых, душа — вместилище страстей, чувств и переживаний. В-третьих, дух — нематериальная составляющая, определяющая общечеловеческие установки. Сюда же относятся модели жизненного поведения, такие как трусость или смелость, открытость или замкнутость и так далее. Поэтому человек, дитя природы (сын господа нашего Рода), пользуясь богатством и изобилием даров, может только благодарить и славить Господа за его щедрость и изобилие.

─ А как люди тогда жили? ─ неожиданно спросила одна из девушек.

─ Родители, как и сейчас у нас с лаской и любовью, с достоинством и уважением обращались с детьми, а дети обращались к своим родителям с высоким уважением и почитанием (как к своим более мудрым наставникам). ─ ответил ей Батя, улыбаясь. ─ Дело в том, что тогда, как и сейчас, в быту русичей торжествовало разумное, благородное, благотворное, доброжелательное содружество во всем.

─ Но у вас сейчас совсем не так. ─ неожиданно произнёс парень около Батуры примерно одного с ним роста, неизвестно откуда взявшийся с тремя родинками возле носа на левой щеке.

─ Ну почему же: наши далёкие предки были родом из Сибири, они, как и мы, жили в ладу с медведями и прочим зверьем из леса. ─ не спеша ответил Батя парню, который поправил повязку и воткнул в неё перо Чёрного Ворона. ─ Так же как и мы, нормально обращались с ползущими и птицами, содержали пасеки с пчелами, качали мед, обеспечивая пчелиным семьям защиту и кров зимой. Но было и другое время, когда им пришлось стать варягами.

─ А шкуры зверей, мясо их? Значит, убивали не только животных, но и людей! ─ ухмыльнулся тот, ядовито произнеся очередную фразу, чтобы спровоцировать драку среди молодых неоперившихся птенцов. ─ Скажешь, не торговали? И не воевали? И не убивали?

─ Оседлые племена получали от кочевников: шкуры, мясо, продукты скотоводства в обмен на мед, холст, пеньку, целебные травы, берестяные и гончарные изделия. Были у них и деньги. ─ произнёс Батя, понимая, что кто-то его провоцирует. ─ Что же касается войн, то грабительские войны были противны их духу, несмотря на то, что приходилось в них участвовать, защищая своих хозяев в Северных морях.

─ Но все знают, что благородное поведение отсутствует у викингов и варягов! ─ насмешливо произнёс неизвестный, нахально беря сестру Батуры, которая сидела рядом с ним, за руку и притягивая её к себе. Та, начала сопротивляться, упираясь ногами в землю. ─ Чем выше по уровням власти мы поднимаемся вверх, тем более безнравственной становится среда и окружение чиновников власти! А у викингов и варягов — тем более!

─ Если ты говоришь о теперешней власти в Хазарии, на западе и северо-западе, то в твоих словах есть большая доля истины. ─ произнёс Батя, вставая, чтобы защитить свою внучку. ─ Отпусти, уважаемый, нашу девицу!

─ А то что? ─ нахально заявил неизвестный, продолжая тянуть к себе сестру друга Батуры.

Но тут произошло то, чего никто не ожидал: со стороны спины неизвестного, который был в белой рубахе, вдруг встал Батура и положил ему на спину свою руку.

─ Эй, а ну, отпусти сестру моего друга! ─ грозно произнёс он, решив драться с неизвестным, хотя тот и показался ему более крупным, чем он сам.

Неизвестный, не ожидавший этого, ослабил на мгновение кисть руки, тянувшую девушку, и Батура ударом руки освободил её, сам удивляясь тому, что делает. Неизвестный, от неожиданности качнулся так сильно назад, что чуть не упал. Но между ним и сестрой Батуры вдруг образовалась пропасть, позволившая ей тут же отскочить назад.

─ Ах ты, гадёныш, мне, гиксосу — хазарину, помешать вздумал? ─ закричал неизвестный. ─ Мне, Чёрному Ворону?!

─ Это ты ─ Чёрный Ворон? ─ удивляясь сам тому, что говорит, произнёс Батура, смотря на его одежду. ─ Тогда я — Красный Ворон! А ты даже не Чёрный Ворон, а — Белая Ворона! Или даже не Ворона, а Крыса коротконогая!

Как увидел Батура, что стоящий перед ним парень очень похож на крысу с чёрным усом вместо пера со своими короткими ногами и выпяченной вперёд нижней и верхней челюстью при очень маленьком подбородке, потом он никак не мог вспомнить.

Но обиженный хазарин, резко повернувшись к нему, вдруг с силой ударил Батуру чем-то острым в кулаке правой руки в его щёку, а левой — в живот. ─ На, получай!

Удар был таким сильным, что на правой щеке образовалась горизонтальная рана, из которой начала капать кровь, и дыхание у Батуры разом перехватилось. Кое-как справившись с собой, Батура поднял обе руки на уровень груди и сжал их в кулаки. Невольно его левая рука сама, как автомат, встала на пути правой руки нападавшего.

Но тут произошло то, чего никак не ожидал неизвестный — перед ним, закрывая Батуру, вдруг встал сначала друг Батуры Огнедар, потом — другой парень, за ним — третий. И скоро все мальчишки встали стеной перед неизвестным агрессором.

─ Чака! Ты где? — послышался женский голос из-за кустов. ─ Где тебя черти носят, паршивец эдакий! Никак не могу пройти этот пьяный лес!

Вышедшая на берег женщина явно хазарского происхождения, была удивлена тем, что увидела.

─ Что здесь происходит? ─ её чёрные глаза прищурились, увидев, что против её сына стоит стенка, за которой согнулся тщедушный пацан с кровью на щеке. Волосы её растрепались, как только она сделала несколько больших шагов к сыну. ─ Чака, я тебе что сказала? Ты почему сбежал из лодки? Куда мы попали?

И, сломав ветку с ближайшего дерева, со всей силы хлестнула парня, разом поняв, что рану на щеке местного парня сделал её сын. Но тот, зло глянув на неё, вырвал ветку из рук матери, и, ничего не говоря, сделал несколько шагов. Затем, повернувшись к Батуре, вдруг произнёс. ─ Учти, мы ещё с тобой встретимся! И тогда посмотрим, кто кого!

И, не оглядываясь, пошёл к кустам, где стояла их лодка.

─ Вы уж извините моего сорванца-хазарина! ─ примирительно произнесла женщина улыбающимся ртом, но глаза её источали такое зло, что не заметить этого Батура не смог.

─ Батя, а кто это такие «хазарины»? ─ вдруг спросил Батура, вытирая кровь с щеки, когда женщина ушла к лодке за сыном, и увидев у нескольких друзей похожий интерес. Он наклонился и нашёл лист лопуха и обратной стороной приложил его к ране. А про себя подумал. ─ Интересно, что же означают три родинки у носа на левой щеке нападавшего? И, наверное, надо научиться искусству боя, раз придётся встретиться ещё раз с этим хазарином Чакой!

─ Ну, ладно. Раз уж так получилось. ─ неохотно, опустив глаза на землю, произнёс Батя. ─ Расскажу про хазар и гиксосов. Садитесь по своим местам!

Когда все уселись на свои места, он продолжил занятие.

3.

Там же

─ К-к-кто это гиксо-сы? ─ заикаясь, произнёс Батура, обращаясь к деду.

─ Гиксосы-хазарины. ─ произнёс дед, когда женщина удалилась. ─ Несколько десятков лет назад после первой войны с хазарами, гиксосы построили себе крепость Саркел и стали по нашим местам, как торговцы, везде шманать!

Ещё какое-то время шум среди мальчишек не стихал, но после знака Бати все успокоились.

─ Мне продолжать или разойдёмся? ─ строго спросил он, намекая на драку Батуры, который ещё какое-то время корчился от боли. Сестра его друга подошла к нему и хотела пожалеть, но тот отстранил её рукой, превозмогая боль. В первый раз Батура вдруг почувствовал себя мужчиной! Таким, как представлял себя каждый раз, видя, как дед справляется с собой, когда борется со своей, полученной в бою, травмой. И даже испытал какую-то гордость от того, что теперь он и мальчишки — это одно целое!

─ Нет, рассказывай дальше! ─ закричали мальчишки, показывая руками, что больше шуметь не будут.

─ А знаете ли вы, какую роль играет в нашей жизни баня? ─ вдруг произнёс дед Бронислав, уходя на время от вопроса, чтобы успокоить разволновавшихся ребят.

─ Знаем! ─ вдруг произнёс один из мальчишек постарше, улыбаясь. ─ Дед меня веничком как по заднице шарахнет, что бежать хочется! А он только приговаривает; «Терпи, паря, мужиком будешь!» Вот и терплю.

Все заулыбались, загалдели как птенцы при виде чего-то вкусненького.

Улыбнулся и Бронислав. ─ Это верно! Благодаря наличию бани мы избавляемся от болезней и засилья насекомых. А куда мы идём после трудового дня?

─ В баню! ─ почти хором ответили мальчишки, улыбаясь и переглядываясь. И Батура, увлёкшись новой темой, вдруг забыл, что у него болит живот от удара кулаком неизвестного парня. И начал, как и все, хором отвечать на вопросы хитрого Бати, который знал, как можно успокоить толпу, которая готова начать бой.

─ Да, вы правы! ─ произнёс Батя, наблюдая, как коллектив излечивает его внука. ─ Благоуханье чистого тела, чистая нательная рубаха в деревенской избе в кругу семьи, хорошая, обильная еда — вот что нам надо после тяжелого трудового дня!

─ Ну-ка, Анисья, и ты, Аксинья, встаньте! ─ приказал Батя девочкам, удивлённо смотрящим на него.

Они, улыбаясь, встали, недоумённо поглядывая на него.

─ Вот посмотрите на наших красавиц! ─ улыбаясь, Батя показал рукой на вставших девиц. А они от смущенья даже головы опустили. ─ У одной красный сарафан, у другой — синий, а кофты — белые, да с вышивкой. И всё — из льна, который растёт у нас! Наши труженицы лён сами вырастили, переработали в пряжу, сделали полотно, выкроили и сшили. После этого украсили костюмы отделкой и вышивкой. А речной жемчуг? А подвески, кольца, цепочки? Ну, кто мне возразит, что это не красота?

Ребята улыбались и кивали, а обе девушки, покраснев от смущения, стояли и гордо смотрели на воду реки.

─ Но обратите внимания на то, какой узор наши швеи делают в красном и синем цвету? ─ неожиданно произнёс Бронислав, показывая на причудливо переплетавшиеся узоры сарафанов и вышивки на кофтах. ─ Этот знак-узор называется Ярга. Он говорит, что наша земля является наследницей Древней Руси, которая много лет существует. И пока мы помним и будем его использовать, никакие вредные силы нам не страшны!

Батура, с интересом осмотрев белый узор на своей красной рубахе, увидел то, о чём только что поведал им его дед и улыбнулся, почувствовав себя частью чего-то огромного и величественного.

─ Ну, что, ребята, на сегодня урок окончен! ─ произнёс грустно Батя, понимая, что итак затратил много времени на обучение. ─ Завтра утром продолжим изучать культуру наших предков. А на сегодня — всё. Все свободны!

Батура с неохотой поднялся и пошёл в группе мальчишек в городище.

4.

Там же

Ночью Батуре приснилась белолицая и молодая женщина в белой льняной кофте и красном сарафане. На груди и по сарафану шли, цепляясь друг за друга, знаки, которые дед назвал Яргой.

─ Ты баба Яга? ─ спросил её Батура, который, почему-то вместо страха испытывал к ней какое-то нежное чувство.

─ Нет, я твоя бабушка! ─ улыбаясь, она протянула к нему свои белые руки.

─ Нет у меня бабушки! Говорят, умерла после родов моего отца. Но я всё равно люблю её! ─ на лице Батуры начали наворачиваться слёзы.

─ И я тебя люблю, внучек мой! ─ вспомнив, что ему ещё рано умирать, матушка скрестила свои руки на груди. ─ Ты сегодня не правильно сказал, что ты — Белый Ворон. Твой тотем — Белый Медведь. Его даже люди боятся!

─ Я не знаю. Как-то само это выскочило! ─ признался Батура, удивляясь тому, что говорит.

─ Запомни, это твой тотем! ─ усмехнувшись, произнесла бабушка. ─ Но тебе надо многому научиться, чтобы стать бесстрашным Белым Медведем!

─ А где этому учат? ─ произнёс Батура и почувствовал, как всё его тело и голова напряглись, ожидая ответа.

─ Скажи деду, чтобы отвёз тебя в Мещерские топи к волхву-воину Световиду, чтобы тебе стать характерником! ─ произнесла она, начиная становиться прозрачной. ─ До встречи, внучек!

Утром, проснувшись, он слово в слово произнёс то, что сказала ему бабушка во сне. Увидев, как дед от его слов тут же сел на ближайший пенёк и обхватил свою голову руками, он подошёл к нему и обнял деда, из глаз которого капали слёзы.

─ Вот этого-то я больше всего и боялся! ─ дед поднял к нему лицо, по которому текли слёзы. ─ Значит, тебя твоя бабушка посылает к Световиду?

Батура лишь кивнул головой, не понимая, что случилось с дедом.

─ Что ж, придётся всё рассказать тебе. ─ вздохнув, произнёс он, вытирая слёзы и улыбаясь.

Удивительно, но после вчерашнего, в Батуре что-то изменилось, стало твёрдым, как камень. Теперь он, во что бы то ни стало, решил быть сильным!

И, к удивлению деда, Батура сам начал делать зарядку, бегать по утрам с мальчишками вокруг городища, играть в мяч.

Бронислав, увидев, что на занятия собрались у реки почти все вчерашние слушатели, неожиданно произнёс. ─ Спасибо вам за ваше единство!

И к радости присутствующих, он поклонился им, делая это каждый раз. Они тут же вскочили, поклонились ему и снова сели.

Батура, сидевший на своём месте, с интересом воззрился на своего деда.

─ Не понимаю, почему в жизни так сложилось: дома мать, дед и сёстры гоняют меня как сидорову козу, чтобы я делал как можно больше всего, а здесь дед кланяется и благодарит! ─ подумал он, понимая, что кто-то опять начал его подзуживать, стимулируя его интерес к занятиям. ─ Посмотрим, что интересного нам расскажет дед в этот раз!

─ Сегодня, дорогие мои друзья, мы рассмотрим одно очень важное дело… ─ Батя встал, чтобы видеть каждого из сидящих мальчишек. После вчерашнего события ни одна девчонка не пришла на занятия, но он, казалось, вовсе этим обстоятельством не был расстроен. ─ Это ведическая военная традиция!

Ребята, услышав слово «военная» тут же заинтересованно закрутили головами.

─ В ведической культуре каждый мужчина был воином и охотником, поэтому обряд воинской инициации начинался с самого рождения: повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы, тем самым мальчик с рождения готовился стать воином.

Не успел он произнести до конца свою мысль, как все мальчишки начали задирать рубахи и осматривать свои пупы. Батура не был исключением.

─ Ну, так чё? Наконечником обрезали или нет? ─ он осторожно трогал свой пуп пальцами руки, пытаясь понять, наконечником стрелы ему обрезали его или нет. ─ Ничего не понятно! А спрошу-ка я у деда.

─ Деда, скажи, а мне обрезали пуп наконечником или нет? ─ не удержался он, обращаясь с улыбкой к Брониславу.

─ Не сомневайся, наконечником обрезали! ─ кивнув ему головой, подтвердил свои слова дед.

─ А у меня? Меня? Меня? ─ загалдели мальчишки, пробиваясь к Бате с голыми животами.

Батя уже пожалел, что произнёс это, но стойко осматривал животы и кивал головой даже тогда, когда было непонятно. Наконец, довольные мальчишки тем, что они теперь тоже в какой-то степени люди военные, успокоились, дожидаясь того, что им теперь скажет Бронислав.

─ Как только парню нашему исполнялось три года, его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. ─ произнёс дед, начиная жалеть о том, что завёл этот страшный разговор. ─ И начинали учить мужским обязанностям. Даже прикрепляли к опытному воину.

─ А почему меня никто не учил этому? ─ вдруг произнёс Батура.

─ А ты посмотри на себя: маленький, хилый, болезненный! ─ дед пытался хоть как-то выкрутиться из той ситуации, в которую сам себя загнал. ─ Разве такого можно обучать военным приёмам? Конечно, нет!

─ А сейчас? ─ не сдавался Батура. ─ Я подрос. Почему меня не учат военному делу?

─ Женщины были против. ─ тихо произнёс дед, понимая, что проиграл этот бой.

─ И у меня тоже! ─ произнёс рядом сидящий с Батурой Огнедар.

─ И у меня! И у меня! ─ разнеслось с разных сторон.

─ Ну, вот! ─ обрадовался Батя, понимая, что они спасают его авторитет.

─ Но я хочу обучаться воинскому делу, как следует! ─ сжав кулаки, произнёс Батура. ─ Деда, помоги мне! Так они никогда меня учиться военному делу не отпустят!

Галдящие мальчишки вдруг замерли: они почувствовали, что сейчас произойдёт что-то очень важное!

─ Хорошо. ─ Бронислав уже пожалел, что затеял этот разговор, который настойчиво избегали все родители, так как он лишал их детской ласки. ─ Попробую. У меня когда-то был один друг воин-волхв по имени Световид. Но жив ли он, я не знаю!

Вздохнув, Бронислав поднялся, оглядел всех мальчишек и произнёс. ─ Мы с Батурой, скорее всего, уедем далеко, поэтому занятия на время прекращаются. Но вы помните то, о чём я вам говорил! ─ он поклонился своим слушателям, которые тут же повскакивали со своих мест и тоже ему поклонились.

На лицах большинства из них было разочарование, но никто не произнёс ни слова.

Когда дед Батуры произнёс то, что поведал ему внук, родной тётке Батуры, она кинулась к нему и, прижав его к груди, крикнула. ─ Не пущу!

Слёзы полились из её глаз. Двоюродные брат с сестрой подошли к Батуре и молча прощались с ним, обливаясь слезами. Лишь дед, выплакавший ранее свои слёзы, не мешал им делать то же самое.

Так прошло некоторое время и все родные постепенно поняли, что разлука с Батурой неизбежна. Сначала двоюродный брат, притянув к себе Батуру, обнял его и поцеловал молча. Потом это сделала тётя, и пошла собирать котомку на двоих в дорогу. То же сделала и двоюродная сестра, говоря ему от души что-то хорошее.

5.

Через несколько дней

Батура с дедом ехали на двух конях на север. Позади них осталось городище Никольевка, а впереди — долгая и трудная дорога по горам, долинам и болотам. Однако и здесь Батура не растерялся: получив заряд интереса к тому, что было в культуре у его предков на занятиях деда с мальчишками, он решил продолжить занятия во время езды.

─ Деда, а ты как-то на занятиях произнёс слово «честь», но так и не сказал, что это такое? ─ спросил Батура после долгого молчания, поравнявшись с дедом, когда они ехали по лесостепи.

─ Есть такое правило у людей военных: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!» ─ произнёс тот, смотря внимательно на сына.. ─ Как ты понял то, что я сказал?

─ Моя Душа принадлежит богу Роду. ─ обдумывая то, что сказал дед, Батура мыслил по-своему. ─ Значит и смерть моя зависит только от него, а не от меня. Сердце принадлежит женщине: это значит, что его я должен отдать той женщине, которая полюбится мне. Про долг и Отечество пока ничего не понял. А честь я не должен никому отдавать. Только пока не понимаю, почему и что такое «честь»!

─ Слово «честь» всегда было главным для нашего народа. ─ голос деда как-то даже заиграл звуком от того, для него самого это было не просто так. ─ Как бы тебе получше разъяснить. Честь — это внутреннее, нравственное достоинство человека. А мы — казаки! У казака главное — это его честь, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Это заверенье, утвержденье о том, что его поступок всегда будет по совести и чести, не опозорит его доброе имя, будет понят людьми и соответствует народным правилам и ведической военной традиции. Это определённый кодекс моральных правил и законов, которые воин никогда не должен нарушать. За их нарушение — презрение к нарушившему!

─ Так что же это за правила? ─ удивился Батура.

─ Поступай всегда по совести и справедливости и что есть кодекс чести воина! ─ произнёс дед, внимательно наблюдая за внуком: всё ли он понимает правильно. ─ И он делился на части.

─ Какие? ─ заинтересованно произнёс Батура, несмотря на то, что уже солнышко начало склоняться к горизонту.

─ О воине. Он: не ищет покоя и бездействия. Не служит деньгам и не имеет их власти над собой. Способен драться не только за себя, но и за других. Подчиняет свои прихоти разуму и воле. Сам признаёт и утверждает себя воином. ─ усмехнувшись, дед посмотрел на то, как внук воспринимает его речь. ─ вспомни, как твои друзья встали стенкой, защищая тебя!

─ И это всё? ─ слегка улыбаясь, произнёс недовольно Батура.

─ А вот ещё: каждый равен каждому, все равны всем, каждый равен всем. Ты станешь равным всем тогда, когда признаешь себя воином, когда признаешь воинское сословие и его власть над собой, и когда сословие признает тебя, и твою власть над ним. Каждый стоит за каждого. Отвергая одного, ты отвергаешь всех. Если ты, отвергаешь сословие — сословие отвергает тебя. ─ дед смотрел, как Батура после каждого его предложения хлопал глазами и подумал. ─ Ну вот, и спёкся ты мой внучек!

─ А ещё есть? ─ вопрос внука слегка озадачил его.

─ А вот нормы о вере! ─ дед усмехнулся и продолжил, погладив свои седые усы. ─ Если ты не веришь сословию, значит, ты отвергаешь сословие. Верь не тому, что говорят, а верь тому, что ты видишь. Ищи собственных убеждений. Верить как все, значит, верить не во что. Никогда не поднимай веру над рассудком. Твоя вера в сословие — это твоя верность сословию.

─ А ещё есть какие-то нормы? ─ кивнув головой и принимая то, что говорит дед, произнёс Батура.

─ Да, есть семь норм! ─ усмехнулся Бронислав, глянув на озадаченного внука. ─ Вот, например, нормы, связанные со словом: тебе цена — твоё слово. Не говори двух слов там, где от тебя ждут только одного слова. Если ты можешь смолчать — не говори ничего. Слушай не то, что говорят, а то, что пытаются скрыть при помощи слов. Признавая кого-то равным себе по сословию, отвечай за его слово как за своё.

─ Пока мне не всё понятно, но я постараюсь запомнить всё! ─ горя желанием, произнёс внук и тут же добавил. ─ Ещё!

─ Хорошо, а это — про дело! ─ усмехнувшись, произнёс дед. ─ Не делай ничего наполовину. Если ты воин, понятия «хочу», «могу», «должен» значат для тебя одно и тоже. Будь там, где труднее. Пропусти вперёд того, кто может принести больше пользы делу, чем ты.

Батура кивал головой при каждом правиле, соглашаясь с ним и впитывая его, а когда закончились, тут же произнёс. ─ Ещё!

─ Хорошо, а это правила про путь воина. ─ Бронислав, довольный тем, что такие сложные правила не вызывают отторжения у внука, усмехнувшись в седые усы, продолжил. ─ Сильный всегда выживает, слабый всегда погибает. Не жди, когда тебя собьют с ног. Позаботься о себе заранее — начни первым. Идти прямо вовсе не означает всегда идти правильно. Не ступай в один след дважды. Если ты не можешь идти вперёд, хотя бы твёрдо стой на одном месте.

─ А ещё какие-то есть правила? ─ поинтересовался Батура.

─ Есть правила о цели. ─ произнёс дед, лукаво смотря на внука. ─ Каждая стрела летит в цель. Цель состоит не в том, чтобы бороться, а в том, чтобы побеждать. Цель, которую оставляешь ты, присваивает себе твой противник. Не жди больших побед от достижения малых целей. Если ты достиг всех своих целей — значит, ты уже умер.

─ Какие сложные правила! ─ Батура почесал у себя за ухом, чтобы настроиться дальше. ─ Ещё!

─ Это правила про то, чтобы во всём знать меру. ─ дед внимательно посмотрел на внука, чтобы убедиться, понимает ли тот его слова, и продолжил. ─ Не отделяй себя от сословия ни в большом, ни в малом. Не показывай никому ни своей боли, ни своей радости. Открытая душа — пустая душа. Не желай плохого другому — не получишь сам. Во всём том, что происходит с тобой в жизни, вини только самого себя. То, что ты держишь твёрдой рукой, у тебя никто не отнимет!

Батура молча посмотрел на деда и лишь головой кивнул, впитывая то, что сказал Батя.

─ А это про достоинство. ─ Бронислав усмехнулся, как бы спрашивая себя. ─ Не пора ли заканчивать?

Но внук настойчиво кивал головой и дед продолжил. ─ Это — о достоинстве. Тебя можно уничтожить, но победить — никогда. Никогда ни о чём не жалей. Никогда ни о чём не проси. Презри просящего. Предложи сам помощь другому, если он в ней нуждается. Не верь Богу, который делает тебя рабом и ничтожеством.

Батура, услышав много такого, о котором много думал и не понимал, вдруг открыл глаза широко и кивал головой, соглашаясь с этим.

─ Ну и напоследок запомни такие правила! ─ Бронислав, довольный тем, что рассказал внуку то, что вряд ли смог бы рассказать в обычных домашних условиях, выдохнул разом. ─ Обещай только то, что ты можешь дать. Верни себе то, что ты потерял. Не трогай чужого, оно для тебя проклято. Прости того, кто готов простить тебя. Презри роскошь и богатство. Тебе принадлежит только то, что ты можешь унести с собой!

─ Про Душу и смерть ты правильно всё понял. ─ Бронислав начал постепенно объяснять то, что недавно произнёс. ─ Про сердце ты не всё правильно понял. Как же ты будешь жить без сердца? Ты станешь жестоким, бессердечным к людям!

─ Но ты же сам мне это сказал — таким должен быть воин! ─ не понимая, в чём ошибся, произнёс Батура.

─ Тут надо понимать так: если ты отдашь своё сердце девушке, то останешься бессердечным. ─ дед улыбался, заставляя внука понимать то, к чему тот был совсем не готов. ─ Но, вот, если ты встретишь девушку, которая тебя так полюбит, что готова будет тебе отдать своё сердце, то ты?

─ То у меня снова будет сердце! ─ довольно произнёс Батура, рассуждая логически. Но тут он снова подозрительно посмотрел на деда, который улыбался уже открыто. ─ А разве можно вообще быть без сердца? Тётя мне говорила, что у меня больное сердце, которое может в любую минуту остановиться, и я умру. А как же жить, когда ты отдал своё сердце? Выходит, у тебя нет сердца, и ты умер?

─ Здесь речь не идёт о том сердце, которое кровь качает, а о том, которое любит! ─ дед смотрел на внука и видел, что тот начинает улыбаться.

─ Значит, если я полюблю девушку так, что буду готов отдать ей своё сердце, а она — мне своё, потому что полюбила тоже, то у меня будет сердце её, а у неё — моё? ─ удивлённо рассуждал Батура, руками показывая, как должно перемещаться сердце-любовь.

Дед меж тем с удовлетворением наблюдал за тем, как его внук рассуждает, водя по воздуху руками, и улыбался.

─ А как я узнаю, что полюбил девушку? ─ неожиданно спросил Батура.

─ Наши Сибирские предки очень строго следили за соблюдением космических законов о чистоте Рода и Крови, и умели свои роды защитить от вырождения. Так, они говорили: «Не допускайте Чужеземцев к дочерям вашим, ибо совратят дочерей Ваших и растлят Души их чистые, и Кровь народа Великого погубят, ибо первый мужчина у дщери оставляет образы Духа и Крови. Чужеземные образы Крови из детей человеческих Светлый Дух изгоняют, а смешение крови приводит к погибели, и сей Род, вырождаясь, погибает, не имея потомства здорового, ибо не будет той внутренней Силы, что убивает хвори — болезни».

─ Это что же значит? ─ удивился Батура. ─ Я должен любить кого-то из своих знакомых по городищу?

─ Не совсем так: это может быть любая девушка, но она должна быть из нашего казачьего рода! ─ дед, как мог, пытался объяснить требования предков. ─ Согласно, этих законов первый мужчина в жизни девственницы, оставляет свой Образ — это психологический и часто физический портрет будущего ребенка, которого она родит. И только от этого первого мужчины зависит здоровье и полноценность будущего ребенка.

─ А как можно узнать, кто перед тобой — целомудренная девушка или наоборот? ─ Батура сам удивился, что задал вопрос, который в последнее время начал его беспокоить всё чаще и чаще.

─ Символом сексуальности и женственности на Руси были волосы. Распущенные волосы были только у незамужних девушек. Их часто называют просто «девками». ─ дед посмотрел внимательно на Батуру, словно хотел убедиться, интересует это его сильно или просто спросил он об этом. ─ Слово «девка» произошло от слова «дева» — целомудренная, чистая, святая. Волосы девки должны были укреплены кожаным или вышитым налобным обручем или подвязываться «в хвост» тесьмой или кожаным ремешком, так как существовало поверие «оставлять волосы распущенными без обруча — беда случится». Девушек с распущенными волосами часто именовали колдуньями — они приносят беду. После потери девственности волосы заплетались в косу.

6.

Там же

Батура смотрел на деда, который почесав затылок и видя перед собой лес на закате дня, вдруг произнёс. ─ А что, если мой друг отправит тебя в лес выживать на несколько суток? Что будешь делать?

─ А что, так может быть? ─ удивился Батура.

─ Да, он так часто делал когда-то. ─ тихо и загадочно произнёс дед последние свои слова.

─ Не знаю! ─ честно признался внук. ─ Может, буду делать то, что мы с тобой делали, когда ходили в лес и на рыбалку.

─ Уже хорошо, что хоть что-то помнит! ─ подумал Бронислав и осторожно спросил. ─ Вот тебе пить захочется, что будешь делать?

─ Найду воду и попью! ─ ответил внук без колебаний.

─ А как ты её найдёшь, если в этом лесу никогда не был? Ну, вот в этом лесу найди воду! ─ такой требовательности Батура от своего деда никак не ожидал и даже немного растерялся. Но тот настаивал. ─ Давай, найди, найди!

Позади них расстилалась лесостепь, в впереди — лес дремучий и непонятный. В какой-то момент Батура даже растерялся.

─ Я помню, ты говорил: «Вода — источник жизни». ─ пролепетал Батура и сник головой.

─ Что ж, придётся напомнить! ─ строго произнёс Бронислав, но тут же спохватился: сам виноват — внука так и не научил самому главному — выживать в лесу! И начал разъяснять ему. ─ Если без еды можно продержаться достаточно долго, то без воды придется туго. А потому найти источник воды — одна из первоочередных задач, чтобы выжить в лесу, особенно летом. Ручейки нужно искать в низинах и оврагах! Осмотри местность на наличие следов от ручейков. Если ты их обнаружил, то стоит пройти вниз по ручейку до места, где могла собраться вода.

Батура завертел головой в поисках низины и, увидев овраг, тут же пальцем показал на него. Они оба, повернув лошадей в сторону оврага, подъехали к нему. Действительно, в самом низу оврага среди кустарника поблёскивала водичка.

─ Хорошо, ручеёк мы нашли. ─ видя довольное лицо Батуры, улыбнувшись, согласился Бронислав. Но тут же добавил. ─ А если не нашёл, то что?

Батура пожал плечами, опустив голову.

─ Если же поиски ручья не увенчались успехом, придется собирать воду с деревьев, или травяную росу. ─ начал воспитательную работу дед. ─ Не хнычь и не сдавайся! Для сбора конденсата с дерева, на ветку с листьями одевают большие листья, бересту и завязывают их сверху. Можно собрать росу тканью, а потом выжать влагу в емкость для питья. Посудой в данном случае может служить выгнутая береста и все, что не впитывает в себя влагу!

Бронислав вздохнул, понимая, что упустил много времени на обучение внука самым важным вопросам и теперь ему придётся самому навёрстывать.

─ Ты помнишь, как мы разводили костёр, когда ходили на рыбалку? Ведь скоро стемнеет, нужно согреться и защитить себя от диких зверей. ─ дед ещё надеялся, что внук скажет: «Да!», но тот только отрицательно замотал головой. ─ А вот это что?

И Бронислав показал два камушка из отдельно привязанного к поясу мешочка.

─ Не помню! ─ моргая глазами, ответил внук. ─ Камушки.

─ Это огниво! ─ дед посмотрел на внука и спросил. ─ А как ими пользоваться?

─ Нужно собрать пучок сухой травы и ударить над ним камень о камень. ─ произнёс Батура, ещё не веря в правильность своего ответа.

─ Да, и подуть! ─ добавил Бронислав, снижая свою сердитость. ─ А что будешь делать, если не будет камней?

─ Залезу на дерево и спрячусь от зверей! ─ произнёс вслух внук мысль, которая тут же ему пришла в голову.

─ Так. Может, ты и прав! ─ засомневался Бронислав, но тут же спросил. ─ А как же ты уснёшь на дереве? Ведь стоит тебе отпустить ветки из рук, как ты тут же полетишь вниз головой!

─ А я привяжу себя поясом к стволу дерева! ─ нахально произнёс Батура, неожиданно поняв, что его фантазии иногда оказываются правильными, а потому выдал деду очередную свою придумку.

─ Так. Может и получится. ─ согласился с ним Бронислав, уже успокаиваясь. ─ А внук-то может соображать, когда трудно!

─ Ну, ладно. А если дождь польёт как из ведра? ─ не унимался он.

─ Сооружу укрытие! ─ начал опять фантазировать Батура. ─ Найду поваленное ветром дерево, наложу на него веток и спрячусь под него. Вода и не попадёт ко мне, так как я сяду под ветками. И костёр там разожгу!

─ А что есть в лесу будешь? ─ дед улыбался, видя, что в трудной ситуации у внука начинает работать голова, как следует.

─ В лесу можно поживиться ягодами, грибами, травами, корой деревьев. Может, удастся порыбачить! ─ Батура улыбался: неожиданно он и сам понял, что вопрос выживания — это его любимый вопрос.

─ А если начнёшь замерзать, а костра рядом нет? ─ Бронислав начал придумывать трудные ситуации.

─ Прыгать на месте буду, бегать! ─ быстро ответил Батура, улыбаясь деду.

─ И самое главное правило выживания в лесу — ни в коем случае не бойся и не сдавайся! ─ дед напомнил то, о чём много раз говорил внуку, когда они шли в лес за грибами или за сухими деревьями. ─ Страх — твой главный враг, потому как он не дает трезво оценить ситуацию. Нужно взять себя в руки, подышать больше и спокойно все обдумать. В конце концов, воспринимай все случившееся с тобой, как приключение и новый опыт.

Батура только кивнул головой в знак согласия.

Всё остальное время до приезда к Световиду Батура на практике учился с помощью деда выживать в лесу.

7.

Училище Световида

─ Ба! И кто это нас посетил? ─ вдруг услышал Батура голос человека, который вышел на тропинку. ─ Если память не подводит, это Верблюд собственной персоной! Да ещё Белого Медведя с собой прихватил!

Человек с седыми пышными волосами, бородой и усами улыбался и глядел на деда Батуры, у которого радостно светились глаза, и не сходила с уст улыбка. Человек же в светлом халате и тёмном плаще протянул к нему руки, радостно приветствуя их с дедом. Кони их тут же остановились.

Батура, видя, что дед спрыгнул со своего коня, поступил также как и он.

Оказавшись на земле, дед быстрыми шагами направился к этому человеку и, не доходя до него за два-три шага, опустился на оба колена и поклонился до земли. Батура, видя это, автоматически сделал то же самое, но при этом подглядывал за дедом.

─ Здравствуй, Гепард мой, Световид! ─ улыбаясь, произнёс он, поднимая голову и смотря на него.

─ Здравствуйте, уважаемый Учитель! ─ Батура удивился тому, что слова его вылетали независимо от того, хочет он это говорить или не хочет.

─ Здравствуйте, друзья мои! ─ усмехнувшись, произнёс Световид, рукой показывая, что им нужно подняться и встать на ноги. ─ То-то я думаю, что это сегодня мой ворон раскаркался? Оказывается, он Белого Медведя почуял!

─ Не понимаю, про кого это он говорит? ─ удивился Батура, вставая на ноги. ─ Они что, совсем одурели? Сначала какая-то женщина мне во сне про Белого Медведя что-то говорила, теперь этот седовласый старец про него что-то говорит.

Чтобы понять, к кому это относится, Батура начал осторожно вертеть головой и осматривать местность.

─ Там, возле большого дерева, которое, если не ошибаюсь, называется сосна, сражаются в поединке какие-то взрослые воины. ─ отметил про себя Батура, внимательно присматриваясь ко всему, что его окружало. ─ За Учителем стоит идол Перуна. Значит, это и есть то училище, куда вёз меня дед!

И уже не обращая внимания на то, что Учитель и его дед по-дружески обнялись, начал разглядывать местность.

─ Домик красивый. И прудик с чистой водой. Может, рыбка водится.─ отмечал Батура местность. ─ Деревья раскидистые, большие. И лужок просторный.

Его рассуждения прервал громкий голос деда. ─ Батура, ну-ка иди, знакомься с Учителем!

И притянул к себе его рукой. Батура, не зная, как себя вести в этом случае, просто посмотрел в лицо седовласого старца.

─ Помнишь, Световид, как много лет назад, ты мне пророчески сказал, прощаясь: «Однажды твой внук, защищая честь сестры своего друга, вызовет на поединок человека, который будет старше его на три года, и не уступит ему, хотя тот будет его сильней. И на голове его врага будет повязка с пером Чёрного Ворона»? ─ дед посмотрел на Световида и произнёс дальше. ─ Ты тогда велел привезти его. Вот он! Батура — это и есть тот самый боец!

Батура смотрел на двух седовласых мужиков, которые говорили о чём-то далёком, но, как это ни странно, каким-то образом касающегося его самого.

Световид, улыбаясь, смотрел на Батуру, а Батура, ничего не понимая, на него.

─ Так значит, его зовут Батура? ─ усмехнувшись, произнёс Световид. ─ И всё произошло в точности так, как сказали руны?

Бронислав только головой кивнул, показывая, что всё было именно так.

─ И сколько нашему отроку лет? ─ вдруг спросил Световид, разглядывая Батуру. Но стоило деду открыть рот, чтобы сообщить, как Световид рукой показал ему, что скажет сам. ─ Ему восемь лет!

Оба, Батура и его дед тотчас кивнули головой.

─ А скажи, Бронислав, мать его после исполнения года купала каждый день с наговорами на крепость, на здоровье, на удачу? ─ Световид внимательно посмотрел на деда Батуры.

Тот, глядя в глаза Световиду покачал головой.

─ А когда у младенца прорезался первый зуб, отец сажал сына на коня?

Опять вопрос Световида заставил деда отрицательно качать головой.

─ Значит, не наблюдали, хватался ребёнок за гриву, падал ли он с коня, получится ли из него характерник! ─ видно было, что Учитель сожалеет об услышанном. ─ А ты, есаул, где был?

─ Где! Где! ─ дед Батуры вдруг взорвался. ─ Мать Батуры умерла при родах. Отец далеко на службе погиб. Воспитанием его занялась моя сестра с мужем. Думаешь, я им этого не говорил? И так говорил. И сяк! Да только не слушали они меня: им, видишь ли, по нраву были сладкие речи князей да гиксосов, как вода просачивающихся к нам с торговыми делами! И, между тем, на ухо говорящим нашим женщинам, что это делать нельзя. Мол, надо любить своих детей! А вдруг они упадут и разобьются?!

─ Да, я понимаю! ─ Световид задумался о чём-то своём.

─ А не поздно ему начинать учёбу? ─ вдруг спросил дед. ─ Ведь обычно начинают гораздо раньше?

─ Нет. Это особый случай! ─ произнёс Световид, показывая рукой, чтобы оба путника проходили к дому. ─ Но проверка покажет, сможет ли он обучаться в моей школе!

К этому времени оба поединщика, тихо и мирно разговаривали между собой, рассматривая прибывших. Подозвав одного из них взмахом руки, Световид распорядился. ─ Отвези вот этого мальца в лес: посмотрим, способен ли он к выживанию в таких условиях!

─ Вот что, Батура, тебе придётся поехать в лес и там пробыть семь суток! ─ произнёс Световид, обращаясь к нему. ─ Назад придёшь своим ходом. Вот и посмотрим, чего ты стоишь! И заслуживаешь ли ты того, чтобы дед твой так хлопотал за тебя!

Дед хотел обнять внука, но Световид не разрешил. Один из тех, кто только что сражался и к которому обратился Световид, поклонился ему и взял Батуру за руку. Что заставило Батуру поклониться Учителю, он и сам не понял.

После долгой езды на коне с воином по лесу, они остановились.

─ Ну, вот. ─ сопровождающий почесал пальцем у себя на затылке. ─ Думаю, хватит. Оставайся здесь семь суток и приходи к Учителю!

После этих слов воин помог Батуре спрыгнуть с коня и, повернув его, произнёс. ─ Удачи!

Осмотревшись, Батура увидел высокие сосны вперемешку с берёзами. Солнышко было ещё в зените и это позволило ему как-то начать осваиваться на этом месте. Первыми задрожали руки и губы, сами собой сложились в лесенку, выдвинув нижнюю губу вперёд: захотелось плакать! Невольно он начал себя жалеть.

─ Ну что, испугался? ─ вдруг он услышал чей-то голос.

Повертев вокруг головой, он так и не нашёл того, кто его спрашивал.

─ Испугался! Эх ты! А сам что деду обещал? Не пугаться в лесу от того что один?! ─ произнёс голос то, чего никто, кроме него самого, не знал.

─ Кто ты? ─ спросил Батура, чувствуя чьё-то присутствие.

─ Я твой тотем — Белый Медведь! ─ ответил голос. ─ И он же — твой внутренний голос.

─ А кто это тотем? ─ поинтересовался Батура, чувствуя, что первоначальный страх куда-то улетучивается.

─ Я — это второй ты, только спрятанный в твоей голове, духе и душе. ─ ответил внутренний голос. ─ Потому всё про тебя знаю!

─ Так мы что, с тобой всегда вдвоём? ─ удивился Батура, чувствуя, что страх одиночества куда-то исчезает.

─ А раз вдвоём, значит, страха больше нет! ─ услышал Батура то, что объясняло его состояние, и даже улыбнулся, чувствуя, что нет больше нужды плакать.

─ А как тебя зовут? ─ Батура решил, что надо с ним познакомиться, раз он друг.

─ Твоя бабушка Мирослава и Световид меня зовут Белым Медведем, но ты обращайся ко мне как к своему внутреннему голосу! ─ услышал он в своей голове. ─ Со мной можно разговаривать и советоваться словами, а можно и просто мыслями. Словами нужно со мной разговаривать тогда, когда нет никого вокруг, как сейчас. А мыслями — тогда, когда будут вокруг люди. Когда я предложу свою идею, то ты, Батура, поедешь туда, куда укажу! Понял?

─ Понял! ─ произнёс Батура и удивился звуку своего голоса, а так же тому, что ему уже не было так страшно этого леса, который окружал его.

─ Ну, что твой дед тебе говорил, когда учил выживать в лесу? ─ вдруг спросил внутренний голос.

─ Он меня учил искать воду, строить жилище, искать еду. ─ ответил Батура.

─ Ну, вот с этого-то мы и начнём здесь новую жизнь! ─ произнёс внутренний голос, невольно давая команду Батуре.

─ Понял! ─ произнёс Батура вслух и сам удивился тому, какой приказ решил выполнять.

─ А для начала поздоровайся с лесом, спроси у него разрешение пожить в нём семь дней! ─ жёстко по-военному приказал внутренний голос.

─ Здравствуй, батюшка — лес! ─ произнёс Батура и, поклонившись, неожиданно услышал шелестящий шум леса.

─ Это лес с тобой здоровается. ─ уточнил он. ─ А теперь проси!

─ Позволь, батюшка — лес, пожить у тебя семь дней! ─ Батура прислушался и никакого резкого шума не услышал: был только шелестящий.

─ Значит, разрешает! ─ заключил внутренний голос. ─ Проси разрешения пользоваться его благами.

─ Батюшка-лес, разреши попользоваться твоими благами для выживания! ─ Батура прислушался и ничего, кроме обычного шелеста листьев не услышал. Поняв, что ему разрешено, он поклонился лесу.

Осмотревшись, он заметил наличие склона слева. Усмехнувшись, повернулся в ту сторону и пошёл, внимательно осматривая травки под ногами, в расчёте увидеть хоть какие-то ягоды. Ждать долго не пришлось: увидев знакомые кустики черники, он нагнулся и набрал полную горсть вкусной ягоды.

─ А ты спросил у черники, можно ли её срывать? ─ напомнил о себе внутренний голос. ─ Ведь и ягоды, и деревья, и кустарники очень хорошо понимают, когда с ними ведут разговор люди!

Наученный внутренним голосом, как себя нужно вести, Батура поклонился кустам черники и произнёс. ─ Уважаемая черника, позволь мне отведать твоих ягод? Они такие вкусные и сладкие!

Словно разрешая ему отведать своих ягод, у него слюна во рту тут же собралась. Поняв, что ему разрешили чернику съесть, он затолкал всю горсть сразу в рот. И начал жевать, радостно опуская и поднимая глаза и всю голову.

─ Да, это очень вкусно! ─ подтвердил его внутренний голос. ─ Но ты не забывай, нам нужно найти воду!

─ А я об этом помню! ─ прожевав очередную горсть черники, ответил Батура. ─ Вот щаз наемся и пойду искать!

Так, не спеша и продвигался Батура по склону, пока не увидел какой-то свет вдали. Подойдя ближе, он увидел небольшую речку и то, что стоит он на высоком песчаном берегу.

─ О! ─ воскликнул радостно он. ─ Смотри-ка, мы и до речки добрались! Здесь и попить и порыбачить можно! Даже костёр развести.

─ А ты не забыл, как надо себя вести с речкой, деревьями и всеми теми, кто живёт в лесу? ─ неожиданно напомнил тотем.

─ Нет, Белый Медведь, это я теперь запомнил на всю жизнь! ─ улыбнувшись, ответил громко Батура и попросил разрешения у речки.

Похлопав себя по штанам, он рукой обнаружил два твёрдых катышка — это были два огнива, которые заставил его закатать в штаны дед, когда Батура обучался разжиганию костра.

Так началась новая жизнь Батуры.

Когда через семь дней он вернулся к дому Световида, то увидел Учителя и деда сидящими на лестнице дома, мирно разговаривающими между собой.

─ Ну что, пришёл? ─ ничуть не удивляясь тому, что это сделал сам Батура, произнёс Учитель. ─ Молодец! Уложился в срок.

Друзья посмотрели друг на друга, вспоминая, на чём остановились. Потом Учитель снова посмотрел на Батуру и произнёс. ─ Батура, иди, постирай свою одежду! Ты принят! Завтра начнём занятия!

Батура ещё видел улыбающееся лицо деда, когда поклонился Учителю, повернулся и пошёл искать мыло или что-то, чем можно было постирать одежду.

─ Хоть бы дали мыло! ─ проворчал он в адрес своего Учителя.

─ А ты что хотел? ─ вмешался внутренний голос. ─ Ты сюда приехал учиться выживать в этой жизни, а не жить! Вот и думай, как можно постирать одежду в этих условиях!

─ Понял! ─ уже смягчившись, проворчал Батура, поняв, что теперь у него есть настоящий друг, честный и справедливый, но беспощадный — это его внутренний голос, который зовётся Белым Медведем.

8.

Там же

Перед тем, как уехать, дед Батуры долго и весело разговаривал о ком-то, кого время от времени оба называли Мирославой, изредка поглядывая на Батуру, который стирал свою одежду в воде, раздевшись донага. Когда всё было выстирано, ему выдали льняные рубахи и штаны, в которых он и попрощался с дедом.

Но в этот раз Батура не выдержал и спросил у деда. ─ Скажи, деда, а кого вы со Световидом называли Мирославой?

Хорошее настроение у деда как рукой сняло. Удивлённо он посмотрел на внука и произнёс. ─ Мирославой звали твою бабушку!

─ А что такого было в ней? ─ удивлённо произнёс Батура.

─ Не в ней, а в том, что было с ней связано! ─ улыбнувшись, произнёс дед.

─ Ну, ты мне как-нибудь расскажешь? ─ умоляюще произнёс Батура.─ И приезжай: мне скучно будет без тебя!

─ Ладно, как-нибудь расскажу! ─ произнёс дед и притянул к своему телу Батуру. ─ Ну а теперь давай расставаться: у тебя скоро совсем времени не будет! Учёба у Световида — дело трудное. По себе знаю!

Обняв и поцеловав в лоб внука, Бронислав отодвинул от себя его и посмотрел ему в глаза. ─ Учись, внучок! Может, из тебя что-то путное получится. Не страшись смерти, страшись конца бесславного!

Повернулся, и, вытерев слёзы, накатившие неожиданно, Бронислав сел на коня и, махнув рукой на прощание внуку, поехал в Никольевку.

Батура ещё долго стоял, не обращая внимания на текущие по лицу слёзы: что-то говорило ему, что впереди были трудные дни не простой учёбы!

Однако, через месяц Бронислав снова был здесь.

─ Деда, ну ты когда же мне расскажешь про то, что было у вас с бабушкой Мирославой? ─ Батура так посмотрел в глаза деду, что тот кивнул головой.

─ Ладно, может, когда-нибудь и расскажу. ─ еле слышно прошептал тот, но Батура всё-таки услышал.

Глава 2. Княжество Рязанское

1.

Июнь 860 года, Батуре 19 лет

Солнце ещё не закатилось за горизонт, а Батура на коне всё никак не мог добраться до Рязани. То и дело, отряхивая семена разноцветных сорных трав, в обилии растущих вдоль просёлочной дороги и поднимающихся из-под копыт его боевого коня на красные сапоги, он ехал на север. Полосы иван-чая то и дело переходили в целые площадки между скоплениями деревьев, не позволяя ему ориентироваться в правильности его маршрута.

Южный оборонительный вал, который он сначала принял за начало города, остался позади, а лес, ставший плотной стеной, возвышался впереди.

Наконец, вдали показалась высокая изрезанная ручьями и людьми огороженная земля городища Рязани. Длинный высокий деревянный забор, ограниченный башнями для надзора как сверху, так и по краям, говорил Батуре, что, наконец-то, он прибыл в Рязань.

Глубокий и широкий заполненный водой ров, имеющий несколько перекидных и стационарных мостов, сразу же, с одной стороны завоевали его расположение, а с другой стороны — некую настороженность.

Подъехав к перекидному мосту, он слез с коня и повёл его по мосту к закрытой двери большой башни.

─ Зря пошёл к этой башне. ─ заговорил внутренний голос, предчувствуя что-то. ─ Обычно в таких башнях больше придираются.

─ Но у меня же есть документы! ─ возразил ему Батура. ─ И направляют меня в эту самую Рязань!

─ Ну-ну. ─ с сомнением произнёс внутренний голос. ─ Посуди сам: сильно укреплённое городище, никого не выпускают. А все повозки, что были с тобой в караване, пошли по другой дороге к подъёмным мостам!

─ Ну и что? ─ возразил Батура. ─ Пусть себе идут туда, куда хотят, а мы пойдём сюда!

В это время небольшое окошко с краю от двери открылось и воин, осмотрев Батуру в чёрных шароварах и красной безрукавке, одетой на голое тело при красных сапогах, небрежно произнёс. ─ Тебе чё надоть?

─ Да я к вашему князю на приём! ─ начиная сердиться, вызывающе произнёс Батура. ─ Бродник я! И документы на то имею!

─ Наш князь, таких как ты, не принимает! ─ ответил охранник и закрыл окошко.

─ Ну, и чё теперь делать? ─ произнёс Батура, поворачивая коня к выходу по мосту.

─ Предлагаю обойти городище и найти те двери, где пропускают телеги и людей, прибывших или уезжающих! ─ ответил внутренний голос, показывая, что здесь им делать нечего.

Батура вздохнул, внутренне соглашаясь с ним, и направился к просёлочной дороге, по которой не торопясь огибали городище все повозки с людьми.

Так или иначе, но Батура, послушав свой внутренний голос, в очередной раз убедился в том, что это надо делать.

Подойдя к воротам, через которые пропускались телеги с разным товаром и, после проверки документов люди, прибывшие в Рязань, проходили в городище, где и разъезжались по своим местам.

Так было и с Батурой: проверив его документы, охранник указал ему дорогу к приказу, который занимался людьми служивыми. За время общения с жителями Рязани, он уже сделал для себя несколько выводов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Пролог
  • Часть 2. Два перстня Рюрика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Два перстня Рюрика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я