О Разуме, его свойствах и переосмыслении структуры общества

Юрий Германович Изотов, 2023

Мир погрузился в неспокойные времена. Каждый день мы слышим о терактах, войнах, политических репрессиях, бойкотах ведущих учёных и деятелей культуры. Неужели это безумство – свидетельство конца времён, верный признак скорой гибели человечества? Или же всё, что происходит сегодня, – лишь обычный эпизод в бесконечном сериале истории? В настоящей книге раскрыта связь между особенностями человеческого разума, общественными процессами и структурой общества. Автор описывает, как механизм мышления человека влияет на его поведение в обществе, и как общество влияет на этот самый механизм. В книге представлена новая классификация общества, предложен иной взгляд на развитие таких обществ как европейское, российское, американское и китайское. Отдельно автор отвечает на такие вопросы как: каково влияние генов на наше умственное развитие, какие идеи противны разуму и строятся на заблуждениях, почему происходят революции и почему среди самых образованных и эрудированных людей так много юристов?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Разуме, его свойствах и переосмыслении структуры общества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Книга 3. О делении общества на классы в зависимости от механизма мышления индивидов

Глава 1. О естественном неравенстве индивидов

В первой книге настоящего исследования я показал, что уровень умственного развития индивида определяется индивидуально и зависит от соотношения силы стремления к определённости и силы лени. Эти силы зависят от биологических и социальных факторов. Каждый человек обладает уникальным уровнем знаний, поскольку воздействие этих факторов на всех людей неодинаково. Отсюда следует простой вывод — все люди неравны в количестве знаний и неравенство это естественно. Поэтому невозможно провести деление всего общества (даже приблизительное) на группы в зависимости от объёма знаний. Например, я скептически отношусь к таким группам как «идиоты», «дилетанты», «энциклопедисты», «вундеркинды» и т. п. Это лишь бытовые обозначения, которые к науке никакого отношения не имеют. Однако, роль умственного развития для современного общества так велика, что игнорировать этот вопрос невозможно. Поэтому следует взглянуть на деление общества под другим углом.

Глава 2. О классах общества

Идея деления общества на классы в зависимости от уровня умственного развития индивидов появилась у меня не так уж давно. Я тоже долгое время считал удобным использовать бытовую матрицу — «идиоты / умные». Однако, при общении с разными людьми и простом наблюдении за ними, я стал замечать, что такое упрощение лишь запутывает и не вносит никакой ясности. Вот скажите, кем считать профессора технических наук, который прекрасно разбирается в сложнейших механизмах, но в то же время считает, что «Америка перестала производить»?33 Будет ли он «умным» в технике и «идиотом» в экономике? Казалось бы, всё нормально — никто во всех сферах не является знатоком. Но на это следует возразить — если такой профессор смог добиться высот в технических науках, почему он не мог использовать тот же научный подход для понимания хотя бы элементарных экономических явлений? И да, это не какой-то отдельный случай, подобные «профессора» попадались мне довольно часто.

Так какие же всё-таки существуют классы общества в зависимости от уровня умственного развития индивидов и, главное, в чём польза такого деления?

По результатам наблюдения за знакомыми, друзьями, попутчиками в транспорте, просто случайными людьми, контакт с которыми длился довольно долго, чтобы можно было понять, как они думают, а также обобщения и осмысления собранного материала, я пришёл к следующим выводам.

Всё общество делится на пять классов в зависимости от уровня умственного развития их членов: дикарей, городские низы, середнячков, умных и интеллигентов. Естественно, эти названия были придуманы мной и, возможно, кому-то удастся подобрать более подходящие обозначения, но суть останется той же. Несмотря на то, что каждый индивид уникален в своём уровне умственного развития, все люди обладают общими качествами и механизмом мышления. Поэтому, проводя классификацию, я особое внимание буду уделять:

1. принципу мышления (иерархичность, оппозиционность, авторитет, идеал)

2. преобладающему виду мышления (предметное, абстрактное, критическое)34;

3. преобладающему типу мышления (прогрессивное, консервативное)

4. внешнему проявлению выхода из «зоны комфорта» (сопротивление, заимствование знаний, самостоятельное получение знаний);

5. условиям жизни индивида, его быту, работе, характеру взаимоотношений с другими индивидами.

И хотя с логической точки зрения классификация должна проводиться только по одному основанию (критерию), в этом исследовании я хотел бы отойти от данного правила, чтобы показать, что классы общества следует выводить на основе совокупности критериев, которые органично сочетаются друг с другом.

Здесь же следует оставить ещё один комментарий. На первый взгляд, вся эта система кажется довольно фантастичной — наблюдения, поиск чего-то общего, странные названия. Однако, так и работает наука. Наблюдение как метод необоснованно принижается в общественных дисциплинах, вместо этого исследователи предпочитают копаться в фантазиях предшественников и плодить на их основе новые. Отчасти это понятно — общественные науки, в отличие от естественных или технических, изучают то, что не видно. Поэтому, чтобы открыть что-то новое, следует поменять набор методов. Помимо этого, главным достоинством науки является проверяемость и уточнение знаний. Если один человек наблюдал какое-то явление, то и другой может это сделать и убедиться, что выводы первого верны, или же они нуждаются в уточнении. Также и в этом случае, предложенное деление и описание классов общества следует воспринимать, как первый шаг в переосмыслении устоявшихся догм. Выводы, изложенные ниже, также нуждаются в проверке и уточнении, но это нисколько не является препятствием для их изложения в текущей форме.

Глава 3. Об управлении классами общества

Последующие главы будут чередоваться по парам: в первой я описываю класс общества, во второй — то, как им управлять. Управление классами общества необходимо, чтобы снизить негативные эффекты, связанные с поведением представителей каждого из классов и избежать социальных катастроф, которые случаются, если использовать их недостатки в корыстных целях.

Глава 4. О дикарях

Начать изучение структуры общества следует с самого низа — с класса дикарей. Представители этого класса живут в изолированных деревнях или аулах. Необъятные просторы Сибири, труднодоступные места Тибета или Кавказа, бескрайние джунгли Амазонки или пустыни Африки и Австралии являются типичным местом проживания дикарей. Изоляция добровольная или вынужденная — вот главное отличие дикарей от всех других классов общества. И изоляция эта скорее не географическая, а информационная. Поэтому, например, если оленевод имеет спутниковый телефон, и его регулярно навещают родственники из города, то он не будет в изоляции, а значит, и в классе дикарей. Изоляция не обязательно должна быть полная, главное, чтобы она преобладала.

Из-за изоляции дикари сильно отстают в своём умственном развитии от остальных классов. Их мышление преимущественно предметное, для абстрактного мышления нет ни повода, ни нужных способностей. Их тип мышления — консервативный: дикарь может быть прогрессистом только в детстве, когда он только познаёт мир. Достаточно быстро он осваивается в своём маленьком мирке и становится консерватором.

Названные особенности мышления ведут к установлению принципа мышления дикаря — иерархии. Данный принцип предполагает, что дикарь занимает чёткое положение в своём маленьком обществе, чаще всего семье. Так как мышление дикарей достаточно примитивное, они не могут использовать хитроумные уловки и прочие способы доминирования над другими людьми, и прибегают к самому грубому средству — силе. «Кто сильнее — тот и прав» — суть принципа иерархии. В семье этот принцип проявляется в физическом доминировании отца над всеми домочадцами, он глава — остальные подчинённые.

Принцип иерархии проявляется также и в случаях выхода из зоны комфорта. Например, ребёнок «дерзит» отцу и не слушается. В этом случае разрушается привычный образ жизни дикаря-отца семейства, из-за своего консерватизма он не может себе позволить, чтобы иерархия в семье нарушилась. В противном случае образовалась бы сильная неопределённость — как иначе выстраивать отношения, и кем он тогда будет? С этой неопределённостью дикарь-отец борется самым привычным и единственно доступным ему средством — силой. Он может избить ребёнка, жену или постаревшего родственника (например, своего отца), который уже не может сопротивляться. Стоит сказать, что на месте такого «сатрапа» может быть любой член семьи, даже женщина, главное, чтобы этот член семьи был сильнее остальных. Как только глава семьи теряет силу, его мгновенно смещает более сильный родственник.

Иерархия дикарей вовсе не ограничивается отношением «глава — все остальные», другие члены семьи также выстраивают свои отношения исходя из этого принципа. Поэтому классическую структуру семьи дикаря можно представить так: глава семьи (отец) — родители отца — жена — дети.

Помимо членов семьи, дикарь взаимодействует с другими дикарями и их семьями. Можно сказать, что каждая семья и каждый дом в деревне дикарей — это отдельное королевство. Внешне кажется, что семьи дикарей живут в мире, однако, принцип иерархии никуда не девается — каждая семья норовит поставить себя выше другой. Правда, стоит учесть физиологические особенности — сильные есть в каждой семье, а там, где несколько сильных — либо мордобой, либо пат. Чаще всего в деревне дикарей царит равновесие, и многие радуются, когда это равновесие немного нарушается вследствие внешних причин — «у соседа корова сдохла». Однако бывает и так, что семьи вступают в непримиримую борьбу друг с другом, например, когда один ребёнок изобьёт другого. Брат вступается за брата, отец за сына и т. д. Внешне конфликт может и закончиться, но в действительности он будет продолжать жить и закончится лишь со смертью или изгнанием всех врагов.

Дикари практически не взаимодействуют с другими классами общества — это и составляет их отличительную черту, однако, иногда возникают ситуации, когда дикари вынуждены взаимодействовать с другими классами общества.

Так, если в деревню дикарей забредёт представитель другого класса, то в лучшем случае он удостоится косых взглядов (дикари скорее будут сторониться пришельца, чем сразу нападать на него), в худшем — странник может и не вернуться из деревни живым. И это не шутка. Классы чаще конфликтуют, чем живут мирно, если какой-нибудь моралист начнёт учить дикарей как жить правильно, любить и уважать жену, «интеллигентно» заботиться о детях, то его, скорее всего, не поймут (как можно жить без иерархии?). Но может случиться так, что его нравоучения сочтут вторжением в жизнь семейства и тогда к нему применят силу.

Примером такого взаимодействия можно назвать «Хождение в народ». В 1860-е — 1870-е годы в России резко возрос интерес к естественным наукам, но в то же время после Великих реформ Александра II (1861 — 1874) наблюдался рост терроризма и революционных настроений. Царское правительство стало создавать препятствия студентам — наиболее «неблагонадёжному» слою населения, запрещало учиться в университетах. В ответ на это, революционеры решили заняться просвещением «народа» — многочисленного сословия крестьян. Для этого вчерашние студенты, вооружившись учебниками, стали селиться в деревнях. Они пытались возбудить крестьян на революцию, привить им любовь к наукам, зародить в них зачатки критического мышления. Но почти сразу просветители столкнулись с глухим непониманием со стороны местных жителей. Крестьяне не только не воспринимали высокие материи, о которых говорили им студенты, но даже противились им, доносили в полицию на «бунтовщиков» и помогали ей хватать бунтарей.

Почему же «Хождение в народ» провалилось? Ответ лежит на поверхности. Крестьяне, с одной стороны, не могли понять, о чём говорят им студенты, да и не зачем им было это понимать, с другой, — они, студенты, хотели подорвать социальные устои, которые существовали тысячи лет. Отцы семейств не могли этого позволить, дети не хотели, для всех изменение социального устройства (уж тем более свержение царя!) означало одно — крушение иерархии и неопределённость.

Похожая реакция дикаря на представителей других классов может проявиться и в той редкой ситуации, когда он вдруг окажется в городе, пусть даже небольшом. Он будет смотреть по сторонам ошалелыми глазами (он оказался в бетонных джунглях), горожане покажутся ему странными созданиями (одежда, походка, автомобили), добавим ко всей этой апокалиптической картине шум и суматоху города, и можем лишь посочувствовать этому несчастному, ведь он оказался в мире полном неопределённости. Маленькие избушки выросли в многоэтажки, пыльные тропинки превратились в широченные поля асфальта, полудохлый трактор (если он его вообще видел) превратился в нескончаемые потоки ревущих автомобилей. Чтобы почувствовать на себе, что испытывает в этой ситуации дикарь, достаточно лишь вспомнить свой визит в Москву или любой другой мегаполис.

В Москву на праздники или на выходные устремляются тысячи туристов из соседних регионов, чтобы отдохнуть. Но отдых этот всегда оканчивается одинаково — возвращаются туристы усталыми и опустошёнными. Причём парадокс «московского отдыха» проявляется чуть ли не у всех туристов. Объясняется он просто. Жители областных центров — городов с полумиллионным населением, привыкли и к высоким домам и шумным магистралям, но когда они приезжают в Москву, то сталкиваются с гипертрофированными формами своих городов. Девятиэтажки вырастают в три раза, шоссе раздуваются в ширину раза в два, ворота столицы — Площадь трёх вокзалов, так это вообще самое шумное, людное и отвратительное место в Москве. Добавим к перечисленному метро, километры улиц, лабиринты переходов и на выходе получим психологическую травму. Любой человек из так называемой провинции, оказавшись на Площади трёх вокзалов, попадает в мир неопределённости. Пусть он и хорошо знаком с городом, но увеличение масштаба, выбивает его из привычного мира. Такой турист может просто стоять и тупо смотреть на карту метро, а может и вовсе мотать глазами по сторонам, пытаясь сориентироваться.

Дикарь же чувствует такую перемену обстановки в десять раз острее и сильнее. Даже когда он оказывается в небольшом городе. И давящая со всех сторон неопределённость может проявиться в хорошо известной дикарю форме — агрессии. Обычно дикари до того растеряны, что могут и «забыть» применить силу, они скорее будут шарахаться по сторонам и злобно озираться на прохожих. Другое дело, когда дикари, особенно молодые, едут в город развлекаться. Возможно, они уже были в нём раньше и ко второму визиту немного привыкли. Развлечения таких дикарей достаточно примитивны — погонять на автомобиле (в селе же дорог нет), напиться спиртного и под конец — «снять» девку в клубе. Каждое такое «развлечение» является поводом для самоутверждения и демонстрации своей силы перед спутниками. Дикарь может нарочно подрезать другие машины, гонять, проезжать на красный, унижать официанта или бармена, специально задевать прохожих. Когда же те, кого дикарь хотел унизить, сопротивляются, уже выстроенная дикарём иерархия нарушается, в этом случае демонстрация силы перед товарищами превращается в применение силы к «нарушителю». Дикарь может избить официанта или бармена, изнасиловать «недотрогу» в клубе или другим способом попытаться восстановить иерархию. В то же время, его друзья скорее будут просто наблюдать, особенно, если их «товарищ» терпит поражение — ведь в таком случае он ослабнет, а значит, это можно использовать уже против него. В своё следующий визит, возможно, этот «лидер» уже будет простым задирой, которого может одёрнуть новый лидер.

Принцип иерархии влияет на мораль дикарей. Конечно, не стоит их воспринимать как моральных чудовищ, однако, не следует и романтизировать. Дикари не признают равенства, его заменяет иерархия. Это означает, что все представления дикаря о хорошем и плохом вытекают из такого представления. Например, стремление стать главным рассматривается дикарём как само собой разумеющееся, но в то же время он понимает, что должен подчиняться текущему лидеру, если тот сильнее его. Проявление слабости заставляет дикаря стыдиться и вовсе не потому, что увидят другие, он сам осознаёт, что это плохо.

Также сильно влияет на дикаря общественное мнение. Оно складывается из взглядов таких же дикарей, а значит, действие принципа иерархии проявляется также сильно, как и в нравственности. Более того, если в случае с нравственностью дикарь может стыдиться скрытно, то в случае с общественным мнением, его слабость будет известна всем. Это означает, что он упадёт в иерархии, и его будут все задирать.

Религия дикарей тоже испытывает сильное влияние предметного мышления. Дикарю трудно воспринимать абстрактные догматы религиозных учений, ему проще исполнять ритуалы, значение которых он не понимает, но находит в них что-то правильное. Многие явления жизни дикари не понимают, потому пытаются объяснить их действием высших сил или колдовства. «Ведьм» дикари, с одной стороны, боятся и часто посещают, с другой, — они их презирают и сторонятся. Дикари верят, что ведьмы, маги и им подобные обладают таинственной силой, а сила для дикаря — это главное в жизни.

Консерватизм дикарей является благодатной почвой для действия традиций и обычаев. Поскольку жизнь дикаря не такая уж и многообразная, традиции и обычаи часто проявляются в семье. Например, рассадка членов семьи за столом, разделение труда по половому признаку, свадебные церемонии и т.п.

Право на дикарей почти не оказывает никакого влияния. Это связано с тем, что дикари живут изоляции. Право может быть только там, где есть государство, а точнее его должностные лица — полицейские. Полиция в глухих деревнях или вовсе отсутствует, или полицейский — это просто «родственник в погонах». В таких условиях право оттесняется на задний план или используется в качестве средства борьбы (например, «родственник в погонах» использует должностное положение в личных целях).

Культурная жизнь дикарей почти отсутствует. Лишь три события в жизни дикарей можно назвать «событием» — это свадьба, выборы и поминки. Именно из-за этого среди дикарей наблюдается наибольшая явка на выборах. С другой стороны, выборы и все политические процессы для дикаря — это способ продемонстрировать верность политическому руководству страны. Если дикарь воспринимает лидера страны, как сильного человека, то он будет его поддерживать. Если этот лидер проявляет слабость, то дикарь тут же отвернётся от него. Поддержка сильного лидера — это вовсе не акт верноподданничества, это способ сохранения существующей иерархии. Дикарь может быть вполне доволен, если где-то там, в «Москве», сидит сильный лидер и к нему не наведывается, главное, что он сам является сильным в своей семье и, возможно, деревне. Точно также дикарь строит свои отношения и с другими руководителями, формирует пресловутую вертикаль власти: президент (царь) — губернатор — глава посёлка — он — члены его семьи. Чем ближе руководитель стоит к дикарю, например, глава посёлка, тем больше от него дикарь зависит и тем сильнее хочет занять его место.

Экономическая жизнь дикаря тоже не слишком интересна. Дикари преимущественно заняты в сельском хозяйстве, основную часть продуктов выращивают для собственного потребления. Предметы домашнего обихода самые скромные. Перед дикарём часто возникает дилемма — похвастаться чем-то новым перед другими или оставить покупку в тайне (ведь могут и украсть). Так как дикарь потребляет почти всё, что производит, у него практически отсутствуют накопления, а если они и есть, то отложены на «чёрный день». Поэтому дикари живут бедно, их жилища — это разваливающиеся избушки, внутри почти полностью отсутствуют привычные нам предметы электроники.

Таким образом, дикари — это класс общества, представители которого отличаются наименьшим уровнем умственного развития. Они живут в изоляции и почти не контактируют с представителями других классов. Вся жизнь дикаря подчиняется принципу иерархии и физической силе.

Глава 5. Об управлении дикарями

Могу предположить, что у вас сложился достаточно злобный образ дикаря — этакий примат с большой дубиной готовый разнести всё вокруг. Однако, несмотря на столь примитивный образ жизни и преклонение перед физической силой, дикари, как класс серьёзной опасности не представляют. Во-первых, они малочисленны, во-вторых, они предпочитают изоляцию общению с другими классами. Их агрессия проявляется в наиболее примитивной форме — физического воздействия, которое достаточно легко предотвратить или укротить.

Управление дикарями должно строиться на двух принципах: силе и страхе. Дикари обладают примитивным мышлением, попытки подчинить их с помощью убеждений и слов ни к чему не приведут: они просто их не поймут. Дикари понимают только простое правило — кто сильнее, тому и надо подчиняться. Силу необязательно демонстрировать прямо — избить дикаря или угрожать ему: очень вероятно, что всё окажется наоборот, и изобьют вас. Гораздо легче прямую силу заменить косвенной — страхом. Ведь, как известно, у страха глаза велики (следует добавить — а руки сильны). Страх может даже дрыща превратить в атлета, главное правильно его применить. Устрашить дикарей можно пропагандой. Это самый простой способ. О пропаганде я расскажу в отдельной главе, здесь же отмечу, что с помощью неё можно внушить дикарям, что есть кто-то, кто гораздо сильнее их. Они с готовностью в это поверят.

Но зачем держать дикарей в страхе? Ответ прост — если их не контролировать, не управлять ими, они могут решить (а многие так и думают), что они выше всех остальных классов общества. Из-за этого, в тех не многочисленных случаях, когда дикари оказываются в городах, они ведут в них себя как хозяева и устраивают неприятности, о которых я писал выше.

Самой страшной ошибкой, которую может допустить государство является превознесение дикарей. Такое превознесение чаще всего выражается в том, что пропаганда ежедневно выставляет их «главными» в обществе. Обращения к «глубинному народу» постоянная опека «маленького человека» и тому подобное — только возбуждают агрессию дикарей. Вместо того, чтобы держать их в узде посредством страха, их называют хозяевами всех остальных. Естественным следствием этой самоубийственной политики будет желание дикарей подчинить людей из остальных классов. А единственным средством, которое только и известно дикарю, будет насилие.

Чтобы образно описать вышеизложенное, следует сравнить дикаря с собакой, причём одной из самых агрессивных пород. Каждый, кто имел собаку дома, знает, что первым делом надо показать, кто в доме хозяин. Собаку не надо бить, но следует привязать её к себе — не позволять самостоятельно охотиться, а есть хозяйскую еду. Страх оголодать будет заставлять собаку подчиняться, постепенно подчинение хозяину войдёт в привычку. Агрессия собаки, которая, так или иначе, будет проявляться, при правильной дрессировке может быть мгновенно подавлена, и собака не причинит урона ни хозяину, ни окружающим. Но что будет, если избаловать собаку? Что будет, если дать ей почувствовать, что она хозяин в доме? Правильно — собака начнёт строить всех по понятным ей, собаке, правилам. А это иерархия и сила. Избалованных собак непросто контролировать, они могут напасть на хозяина и будут делать это тем чаще, чем больше собака уверена в своём превосходстве.

Таким образом, дикарями следует управлять, прибегая к понятному им правилу — кто сильнее тот и прав. Ни в коем случае нельзя дикаря ставить выше всех остальных или иным образом возбуждать его агрессивность. Естественным следствием подобной ошибки будет кровавый конфликт, который можно будет прекратить только силой.

Глава 6. О городских низах

Городские низы — это следующий класс общества. Представители этого класса мало чем отличаются от рассмотренных выше дикарей. Однако, имеется существенное обстоятельство, которое позволяет выделить эту группу индивидов в отдельный класс. Они проживают в городе. Городские низы, в отличие от дикарей, не изолированы, они постоянно находятся в контакте с другими классами. Это означает, что представители городских низов могут сравнивать себя с представителями других классов. И часто такое сравнение заканчивается не в их пользу: как следует из названия этого класса — они оказываются в самом низу городского населения.

Мышление городских низов почти не отличается от мышления дикарей — оно предметное и консервативное. Отсюда снова вытекает принцип иерархии и сила, как способ борьбы с неопределённостью. Однако жизнь в городе — это далеко не то же самое, что жизнь в глухой деревушке, где тебя никто не видит и где живут такие же люди как ты. Город — это ещё и все остальные классы общества, которые значительно отличаются от городских низов и которые руководствуются другими принципами и правилами поведения. Отсюда возникает конфликт принципа иерархии и ограниченности его применения. Например, представитель городских низов не может применить силу к «обнаглевшему» середнячку или умному — правоохранительная система в городе работает куда эффективней, чем в деревне. В этой ситуации волей неволей представитель городских низов вынужден выстраивать иерархию другими, не силовыми, способами. Как это сделать? Сам город и даёт подсказку.

Представитель городских низов каждый день сталкивается с представителями других классов, и контакты эти могут быть как вербальными (словесными), так и невербальными. Примером вербального контакта могут быть разговоры с коллегами по работе, например, середнячками, или начальником, который, очень часто относится к классу умных. Невербальные контакты происходят через наблюдение за тем, как живут другие классы. Например, представитель городских низов может видеть дорогие автомобили, роскошные дома, одежду, рекламу, афиши театров. В голове городских низов формируется два мира — первый его мрачный, бесперспективный, убогий, и другой — светлый, роскошный, сытый. Он на дне, другие наверху. Противоречие это порождает явление известное как зависть. А зависть, как я показал выше, это одни из побудителей стремления к определённости и повышения умственного уровня индивида. Представитель городских низов понимает: чтобы стать таким же, как другие, жить в роскоши, нужно узнать способы обретения богатства. В подавляющем числе случаев такие способы ограничиваются покупкой билета в лотерею, ставками на спорт и азартными играми. Естественно, что такой способ мало чем поможет представителю городских низов.

Стоит сказать, что зависть является, с одной стороны, хорошим побудителем для умственного развития, но с другой стороны, — действие её не бесконечно. Если представитель городских низов не находит способа обрести богатство, то у него развивается жуткий комплекс неполноценности, который часто перерастает в агрессию. Агрессия эта в подавляющем числе случаев направлена на членов семьи, которые физически слабее его. Однако, можно заметить, что у дикарей насилие над членами семьи порождается нарушением определённости и иерархии, она является своего рода наказанием и восстановлением покоя. У городских низов агрессия эта также является следствием принципа иерархии, но опосредованно — через комплекс неполноценности. Она — это выход обиды, а не наказание, поэтому и применяется постоянно, а не только в случаях нарушения определённости и иерархии в семье. Данная ситуация куда более опасна, чем насилие в семье дикаря. Другими следствиями комплекса неполноценности могут быть: фанаберия (бахвальство, превышение собственных достижений и умственных способностей), стремление выглядеть успешным (демонстрация дорогих вещей купленных в кредит, «пиджаки с бирками»), стремление «нагадить» окружающим, поиск врагов и предателей.

У городских низов можно заметить ещё одну интересную особенность — преклонение перед теми, кто умнее их. Конечно, не стоит воспринимать такое преклонение буквально, оно хорошо замаскированно, и ни один представитель этого класса не признается в этом. Преклонение перед умными является следствием стремления узнать способы обретения богатства, представители этого класса интуитивно чувствуют, что те, кто умнее их, знают это. Более того, если такой «умник» достаточно обеспечен, то это чувство только усиливается. Выявить преклонение перед умными можно, только если внимательно присмотреться к поведению представителя городских низов. Внешне он будет задирать и унижать «умника» — это следствие принципа иерархии, как не крути, но унижения эти быстро прекращаются, как только «умник» обижается или, что то же самое, угрожает разорвать отношения с представителем городских низов. В этот момент представитель этого класса мгновенно меняется в поведении и пытается удержать «умника»: Не обижайся! Я пошутил!

Разобравшись с природой городских низов, следует перейти к вопросам влияния на них общества.

Нравственность представителей городских низов отличается от нравственности дикарей хотя бы потому, что они находятся в других условиях — воспитание в детском саду, школе, на работе. Также городские низы вынуждены подстраиваться под окружающих людей, чтобы достичь желаемого богатства, так или иначе, перенимать у них отдельные моральные правила. Но, несмотря на всё это, основа морали городских низов мало чем отличается от морали дикарей: никакого равенства и доминирование физической силы (но уже есть зачатки умственного превосходства).

Общественное мнение играет в жизни городских низов ещё большую роль, чем у дикарей. В условиях города городские низы вынуждены подстраиваться не только под понятные им представления представителей своего класса, но и сообразовываться с мнением других классов, а это уже более сложные материи. Именно по этой причине городские низы предпочитают в обществе других классов молчать и наблюдать, а не встревать в разговор. Пойти на это представитель этого класса может только в том случае, если уверен, что он сможет тем самым показать свои знания и умения. Боязнь общественного мнения также является следствием возможного разрыва отношений между представителем городских низов и другими классами, а это означает, по мнению городского низа, утрату возможности стать богатым.

Так как городские низы уже не живут в изоляции, на них сильное влияние оказывают СМИ. Отсутствие критического мышления не создаёт никаких препятствий в принятии информации, и городские низы могут воспринимать любое общественное мнение, особенно то, которое озвучено криком, призывает к силовому решению вопроса, а выступающий обвиняет во всём мистического «врага».

Влияние религии на городские низы также слабо, как и на дикарей. Они понимают только ритуалы, догматы и рассуждения об «абсолютном вечном и бесконечном существе» не могут уложиться в их сознании. Чаще всего городские низы увлекаются магией, эзотерикой и другими «способами» обретения «тайных знаний».

Право влияет на жизнь городских низов гораздо сильнее, чем на дикарей. Именно из-за права и возникает тот самый конфликт невозможности силового построения иерархии. Городские низы знают простые правовые нормы, обычно уголовные, и стараются не нарушать их, по крайней мере, открыто. Полицейский становится уже кем-то большим, чем «родственник в погонах». Участкового боятся, пытаются подружиться. Нередко между полицией и городскими низами складывается неформальная связь — полицейские стараются уладить дело, не прибегая к формальным методам (возбуждение дела и т. п.), они решают всё «на месте». Взамен полицейские получают своих людей «на условке»35, которые помогают расследовать более запутанные и сложные дела.

Основой материального существования городских низов является низкооплачиваемая работа не требующая квалификации: разнорабочие, строители, грузчики, кондукторы, продавцы и т.п.

Бытовые условия городских низов оставляют желать лучшего. Они уже не живут в избушках, как дикари, обычно в дешёвых квартирах с центральным отоплением и коммуникациями. Бытовая техника не многочисленна — телевизор, холодильник, предметы зависти (дешёвые автомобили, дорогие телефоны).

В политическом отношении городские низы склонны поддерживать сильного лидера «мужика». Обычно такими «мужиками» являются уже действующие политики (понятная иерархия). Поддержать оппозиционного кандидата городские низы могут только в редких случаях, если им понравится его напор и громкие речи. Очень часто можно заметить, как городские низы «липнут» к губернатору, мэру или другому важному чиновнику, просят сфотографироваться. Всё это не проявления особой любви к начальству, которое они презирают, а лишний способ продемонстрировать своё превосходство над другими городскими низами, похвастаться.

Культурная жизнь городских низов гораздо богаче, чем у дикарей, перед ними лежит весь город. Но обычно, в силу бедности или смущения, городские низы не посещают театры, выставки и т. п., они предпочитают домашние развлечения (просмотр телевизора), походы в торговый центр и участие в городских праздниках (поедание блинов с лопаты) и митингах, где раздают подарки.

Таким образом, городские низы во многом похожи на дикарей, однако жизнь в городе существенно изменила их природу. Основой жизни представителя этого класса является конфликт между принципом иерархии и невозможностью его соблюдения при помощи силы. Неудачи в продвижении в обществе часто вызывают комплекс неполноценности у представителей этого класса, они начинают проявлять агрессию по отношению к членам своих семей и тем, кто слабее их физически.

Глава 7. Об управлении городскими низами

Поскольку сущность городских низов почти не отличается от сущности дикарей, к ним следует применять точно такие же методы управления, а именно — силу. И в этом случае силу не следует воспринимать буквально, на первый план выходит страх. Городские низы, равно как и дикарей следует держаться узде и не давать через чур считать себя главными. Единичные случаи, такие как драки, хулиганство, кражи опасности для всего общества почти не представляют (это в первую очередь дело преступника и потерпевшего). Но такие случаи как создание организованных преступных группировок, массовые драки, беспорядки, представляют собой серьёзную опасность уже для всего общества и могут привести даже к уничтожению существующего политического и социального уклада.

Главным средством сдерживания городских низов является пропаганда. Как и дикари, они не способны воспринимать подачу информации в другой форме (образовательных передач, сложных разъяснений и т. п.). Пропаганда должна сформировать такую картину мира, где городские низы занимают положенное им место, однако, одновременно с этим следует говорить о способах продвижения в обществе, рассказывать истории в жанре «из грязи в князи». Комплекс неполноценности также следует разрушать посредством сведения его к обыденности: говорить, что таких «неполноценных» очень много и это нормально. Другими словами, суть управления городскими низами заключается в применении кнута и пряника, нужно внушать страх, но в то же время давать им надежду.

Глава 8. О середнячках

Название этого класса оправдывает само себя — середнячки это те люди, которые стоят между двумя низшими классами — городскими низами и дикарями и двумя высшими — умными и интеллигенцией. Многие середнячки получили приличное образование, в основном техническое, но есть и те, кто закончил университеты, однако не слишком успешно.

Мышление середнячков отличается от мышления низших классов и представляет собой качественно новую ступень развития. Если дикари следуют принципу иерархии, городские низы вынуждены следовать тому же принципу, но не с помощью силы, а внешнего превосходства, то у середнячков принцип иерархии ещё сильнее преобразуется и превращается в принцип оппозиционности. Середнячки также, как и представители городских низов, стремятся стать богатыми (материально), возможно это стремление у них даже сильнее, но полагаются они уже не на удачу или на действие высших сил, или просто физическую силу, а на умственное превосходство над остальными. Конечно, следует сказать, что желания середнячков и действительность сильно расходятся. Они по-прежнему опираются на предметное мышление. Консервативное мышление доминирует, но прогрессивное гораздо сильнее, чем у представителей низших классов.

Каждый середнячок сталкивается с проблемой — он хочет быть умнее окружающих, но не хочет учиться и самостоятельно думать. Поэтому середнячок выбирает самый лёгкий путь получения необходимых знаний — просмотры научно-популярных фильмов, сериалов, интернет-каналов, изредка середнячки читают научно-популярные книги Их основной фокус — это обретение богатства. Середнячок думает, что посмотрев научно-популярный сериал, который смотрят миллионы по всему миру, он обретает уникальные знания, которые никому другому не известны. Постепенно у него складывается мнение, что он знает о мире больше всех остальных, хотя на деле таких «знатоков» большинство на земном шаре.

Такое позиционирование себя относительно других людей складывается в принцип оппозиционности, в соответствии с которым, середнячок будет скептически относиться к общеизвестным истинам, везде будет искать тайный смысл — то самое уникальное знание, о котором никому не известно. Именно из-за принципа оппозиционности середнячки в большинстве своём увязают в болоте конспирологии, эзотерики и тому подобном. В отличие от городских низов, в погоне за богатством середнячки не просто участвуют в лотереях и играют в азартные игры, иными словами надеются на авось, они пытаются обыграть казино, читают о «выигрышных» стратегиях, пытаются считать карты, и всё это с твёрдым убеждением, что об их уловках из интернета никто не знает.

В их среде наблюдается большинство хвастливых людей, которые любят поучать остальных. Середнячки по верхам изучили какой-то предмет и думают, что стали специалистами. Сегодня такое хвастовство проявляется в постоянной болтовне об инвестициях, психологии, тайм-менеджменте и о других модных темах. Середнячки любят заискивать перед умными и интеллигентами, приставать к ним с расспросами, постоянно стараются найти в их рассуждениях ошибку. Когда такой ошибки не находят — замолкают и погружаются в себя, затем признают правоту представителей вышестоящих классов и хвастаются перед своими же «одноклассниками» новыми знаниями.

В общении с дикарями и городскими низами середнячки любят поучать их, но в отличие от вышестоящих классов, не получают от них возражений.

В завершение рассуждения о процессе мышления середнячка укажу на разницу между псевдонаучным и научным мышлением.

И эзотерика, и конспирология, и другие псевдонаучные «дисциплины» имеют одно общее — их выводы делаются на основе наиболее понравившейся версии, минуя стадию доказательств. Иногда «доказательства» подгоняются под вывод, а опровергающие факты игнорируются. Именно конспирология так удачно ложится на сознание середнячка и его жизненный девиз: «Знать, но не думать». Наука же уделяет основное внимание доказательствам, рассматривает все версии как равные и проверяет их одновременно, только после этого делается вывод. Понятное дело, что стадия доказательств — это самое сложное в научном процессе, то чего середнячки бояться больше всего. А обыденные версии их не привлекают, поскольку они не уникальны. Именно поэтому середнячки как никто другой любят конспирологию и псевдонаучные теории. За счёт них реализуется их принцип оппозиционности — кажущееся научное доминирование над другими людьми.

Нравственность середнячков стоит чуть ли не на первом месте среди всех регуляторов поведения человека. Середнячки постоянно ищут правду и справедливость. Такое стремление к правде опять же является следствием принципа оппозиционности: середнячок желает знать истину, а справедливость для него — это следование этой истине.

Религия для середнячка также важна, как и нравственность. Его религиозные представления также подчинены принципу оппозиционности. Если середнячок уверовал во что-то, то его будет почти невозможно переубедить.

Именно из-за своеобразного поиска истины, а главное, стремления заставить всех других признать убеждения середнячка, из этого класса выходит большинство фанатиков, клерикалов и прочих опасных сущностей, которые либо переделают мир под своё понимание добра и правды, либо уничтожат его в праведной войне. Но об этом в следующей главе.

Традиции и обычаи середнячки считают устаревшими и бесполезными, хотя многим из них они следуют не задумываясь.

Право середнячки знают смутно, но зато любят похвастаться своими знаниями. Они полагаются на «практику» и советы своих знакомых, которые уже сталкивались с похожими правовыми затруднениями. Часто их интересуют трудовые отношения, выплаты пособий, семейное право (прежде всего, имущественные отношения), иногда жилищное право.

Общественное мнение двояко действует на середнячков. Их оппозиционность, с одной стороны, мешает им присоединиться к мнению большинства (они же всё знают лучше тупого большинства), с другой, — они вынуждены присоединиться к тем, кто предлагает иную версию произошедшего, пусть и не логичную, но обличительную и имеющую скрытые причины.

Семьи середнячков отличаются демократизмом. Муж и жена обладают равным положением, нередко, жена берёт верх над мужем. Дети в таких семьях уже непослушны (в хорошем смысле), спорят с родителями, любят капризничать и спорить.

Середнячки часто становятся предпринимателями. Они открывают простейшие бизнесы вроде пошива одежды, сапожных мастерских или выпечки на заказ. Они часто достигают успеха в производственном процессе и также часто терпят неудачи в финансовых, юридических и организационных вопросах своего маленького бизнеса. Это вызвано тем, что у середнячков хорошо развито предметное мышление, они умеют мастерить, изготавливать новые предметы. В сложном — финансах, юриспруденции и менеджменте, которые требуют развитого абстрактного мышления, они не сильны, а обратиться к специалистам мешает гордость (они же лучше всех всё знают) или недостаток средств.

В политическом отношении принцип оппозиционности опять же выходит на первый план. Середнячки не доверяют политикам и власти вообще, везде видят заговоры и скрытый смысл. Зато просто обожают всевозможных обличителей, которые, как и они, готовы вскрывать заговоры и карать нечистых на руку политиков. Поэтому середнячки часто голосуют за оппозиционных кандидатов, а на безальтернативные выборы не ходят.

В культурном плане середнячки не сильно оторвались от городских низов. Они также любят прогуляться по торговому центру, зайти в кинотеатр, поесть в дешёвом кафе или фуд-корте. В театры и на выставки они почти не ходят, могут посетить что-нибудь экстравагантное, вроде выставки заспиртованных уродцев, восковых фигур мадам Тюсо, интерактивного музея36 или обзорной площадки небоскрёба.

Таким образом, середнячки качественно отличаются от представителей низших классов, они — это своеобразная переходная стадия между низшими и высшими классами общества. Середнячки отличаются «мещанским» характером и их достаточно просто выявить среди других людей.

Глава 9. Об управлении середнячками

Середнячки стараются лишний раз избегать агрессии и вести себя правильно. Они любят знания, но не любят учиться. В большинстве случаев поверхностные знания — это проблема лишь самого середнячка. После неудачи середнячок не впадёт в депрессию и у него не развивается комплекс неполноценности. Скорее всего, он спишет свою неудачу на бренность бытия, будет помнить о ней, но не зациклится. Он займётся другим делом. Гораздо страшнее другое.

Середнячки очень большое внимание уделяют правде и справедливости. Последние они воспринимают через призму своей морали и религиозных убеждений. Чрезвычайно сильное влияние внутренних регуляторов поведения вкупе с поверхностными знаниями о мире зачастую приводят к самым трагичным для всего общества последствиям. Именно середнячки являются теми самыми добрыми дураками, о которых я писал в начале исследования. Если кому-то удастся обмануть середнячка, надавить на его чувство справедливости, то этот кто-то обретёт сильнейшее оружие. Агрессию городских низов и дикарей легко купировать обычной физической силой, они успокоятся и не будут дальше сопротивляться. Но середнячки — это атомная электростанция, их не так-то просто «выключить». Применение насилия к середнячкам лишь усилит их сопротивление и агрессию. Они и так думают, что сражаются за правое дело, а насилие лишь сделает из них мучеников и придаст новые силы. Они будут стоять за свою «правду» до конца, даже если эта правда — обычная ложь. Поэтому середнячки — это самый опасный класс общества, именно он порождает в гигантских количествах фанатиков и так называемых «идейных» активистов. Отсюда главный совет — нельзя середнячкам скармливать ложь под видом правды.

Также нельзя оскорблять середнячков или пытаться управлять ими силой. Они мгновенно сочтут это несправедливым и аморальным и будут сопротивляться. Большинство буржуазных революций (Нидерландская 1566 г., Английская 1639 г., Американская 1776, Французская 1789 г.) произошли не вследствие каких-либо экономических кризисов, социальных потрясений, а в результате банального скотского обращения правителей соответствующих государств с представителями этого класса общества. Середнячкам отказывали в правах, их постоянно обирали, смотрели на них, как на неполноценных. Если дикари и городские низы «проглотят» всё это, умные замкнуться в себе (они «всё понимают»), а интеллигенты разразятся гневной тирадой, то середнячки могут вспыхнуть, как порох от одной лишь искры.

В управлении середнячками следует опираться на их принцип оппозиционности. Стараться прививать им правильные миролюбивые установки путём вызова у них сопротивления другим, неправильным, установкам. В этом случае середнячки игнорируют первое послание-провокатор и автоматически соглашаются со вторым — нужным. Например, можно показать им кино, где главный герой — хвастливый «умник», который нахватался поверхностных знаний и поучает всех вокруг. Иными словами — показать середнячку середнячка. В конце фильма дилетант терпит фиаско, а середнячок-зритель понимает, что следует глубже изучать предмет, обращаться к специалистам и т. п.

Таким образом, середнячки сочетают в себе доброту и поверхностные знания, от чего они становятся бочкой с порохом в руках подстрекателей-пропагандистов. Необходимо защищать середнячков от опасных идей, основанных на задетом чувстве собственного достоинства, попранной справедливости, унижении, в общем, от всего того, о чём так громко голосил А. Гитлер.

Глава 10. Об умных

Класс умных представляет собой достаточно крупную совокупность индивидов, для которых разум составляет основу жизни. Как правило, к классу умных относятся высококвалифицированные специалисты и учёные. Труд умных требует высоких умственных способностей, умения мылить абстрактно и критически. Только умные могут быть ведущими юристами, финансистами, инвестиционными консультантами, аналитиками, управляющими крупными подразделениями компаний, врачами высшей категории и т. п. Представители других классов (за исключением интеллигенции) такую работу выполнять не способны.

Умных тяжело обмануть, они сразу распознают уловки большинства мошенников, на которые попадаются городские низы и середнячки. Однако умные становятся весьма наивными в тех сферах, где они не являются профессионалами. Например, Исаак Ньютон (1643 — 1727) был профессиональным физиком, в некотором роде даже основателем этой науки, но потерял больше 20 000 фунтов в результате краха финансовой пирамиды «Компании южных морей»37.

Умные много читают и долго учатся. Большинство умных имеют университетское образование. Всё это необходимо чтобы сформировать глубокие знания по определённой специальности.

Несмотря на то, что знания составляют стержень жизни умного, они же могут и ограничивать его. Чем больше умный погружается в определённую сферу деятельности, тем меньше он знает о других сферах. Это связано с тем, что основное внимание и силы умные уделяют только своей сфере, которую они выбрали достаточно рано. Чем больше они погружаются в свою специальность, тем сильнее увязают в ней. После того как они стали признанными профессионалами своего дела, шанса «вылезти» из профессии практически не остаётся. Образ жизни умного можно сравнить с поведением мнительного феодала, который окопался в своём замке и постоянно укрепляет его, вместо того чтобы расширять свои владения и держать врагов на расстоянии. Рано или поздно окажется, что умного «осадила» неопределённость, с которой он не может справиться. Поэтому в своей профессии умные являются специалистами высшей категории, но в других областях они дилетанты и напоминают середнячков.

Как и почти все люди, умные хотят жить богато. Они понимают, что низкооплачиваемый труд — не выход, и уделяют внимание сложным профессиям, требующим долгого обучения, но приносящим хороший доход. Предпринимательством умные почти не занимаются. С одной стороны, они боятся разориться и потерять много времени, с другой, — на своё дело у них просто не остаётся ни времени, ни сил: сначала все силы идут на учёбу, потом на работу. Отсюда следует простой вывод — умные выбирают определённую профессию и пускают в ней корни.

Уникальная и сложная профессия — это удел умного. Но в этой профессии он не один. В обществе наберётся достаточно много индивидов, которые хотели бы получать большой доход. Однако, спрос на услуги специалиста не всегда поспевает за предложением. Отсюда возникает серьёзная конкуренция. Побеждает тот, кто станет самым умным, а точнее самым авторитетным специалистом. Именно принцип авторитета становится стержнем жизни умного. На этапе обучения умный старается учиться у признанных специалистов в своей области: это помогает выжить в конкурентной борьбе, поскольку авторитеты обладают конкурентными преимуществами перед другими. После обретения за годы учёбы развитого абстрактного и критического мышления, умный сам пытается стать авторитетом в своей профессии. Тот, кто был ему авторитетом в учёбе, становится конкурентом в труде, а значит, позиции последнего подвергаются критике со стороны умного. Конечно, умные не кричат и не истерят, будто находятся на ток-шоу, они действуют тихо и планомерно. Умный старается найти слабые места в позиции авторитета, переосмыслить их и, как итог, опубликовать свою, критическую, позицию. Если умный таким образом превосходит авторитета, то он сам становится авторитетом и может почивать на лаврах.

Именно здесь и кроется вторая опасность для умного. Став авторитетом, его прогрессивное мышление очень быстро становится консервативным. Если его позиция признана всеми, то зачем улучшать идеальное? Надо зарабатывать! Не трудно догадаться, что консерватизм — это смертельное заболевание в условиях конкуренции. Очень быстро авторитета сменит другой авторитет, а умный начнёт терять позиции. Если умный не успел полностью отказаться от прогрессивного мышления, то он может вступить в борьбу с новоявленным авторитетом. Но если изменения мышления необратимы, особенно, когда на него наложила свой отпечаток старость, то умный начнёт исчезать под действием неопределённости. Одни умные могут удариться в формализм, спорить с новым авторитетом, но выбирать при этом не научные, а достаточно комичные основания вроде «молодые должны уважать старших», «вы ещё слишком молоды, чтобы критиковать меня». Ясно, что возраст никакой роли в науке не играет, но что ещё остаётся у бывшего авторитета? Другие умные могут уйти на пенсию, жить на заработанные капиталы, а в профессии остаться «почётными специалистами», которых уважают, но за которыми уже не следуют.

Нравственность достаточно сильно влияет на умных. Они не просто воспринимают различные этические установки, но и вырабатывают собственные. Они знают, что такое мораль и изучаются её.

Влияние религии на умных слабее, чем на представителей низших классов и середнячков. Умные скептически относятся к ритуалам и некоторым догматам. Однако, могут размышлять над высшими силами и мирозданием, но чаще всего воспринимают какое-то религиозное учение, своего не создают.

Велика роль общественного мнения в жизни умного. В своей сфере деятельности общественное мнение почти не влияет на умного — он профессионал, и он знает, что к чему. Однако, в других областях умный подобен середнячку и может попасть под влияние даже самых странных теорий. Большое влияние на жизнь умного оказывает общественное мнение, сложившееся относительно него. Здесь наиболее ярко проявляется принцип авторитета. Если кто-то начнёт распускать сплетни, сомневаться в способностях умного, будет воровать его концепции, то будьте уверены, умный не станет сидеть сложа руки и смотреть на всё это. Он будет выступать с обличительными речами, подаст иск в суд, может даже применить «неконвенциональные» методы борьбы.

Право умные воспринимают как необходимость и многие из них пытаются обладать хотя бы минимальными юридическими знаниями. Очень часто в речах умных можно встретить ссылки на права и свободы. Труд умных часто связан с правом (и не только юристов). Умные создают много объектов интеллектуальной собственности, которые без права защитить очень сложно, они обладают имуществом, часто не самым простым (ценные бумаги, трастовые фонды и т.п.). Всё это побуждает умных следовать правовым предписаниям.

Умные обычно состоятельны. У них развитое чувство прекрасного, которое обычно приходит с развитым мышлением. Они посещают театры, выставки, смотрят документальные передачи. Если городские низы и середнячки почти не выезжают из города, в крайнем случае — на дачу или раз в несколько лет на море, то умные любят путешествовать. Но делают это больше для отдыха, а не для изучения других стран или городов.

Состоятельность умных позволяет им покупать и снимать дорогое жильё — обычно квартиры в малоквартирных домах или частные дома. Дети умных устраиваются в частные детские сады и школы. В семье царит демократия. Если середнячков сближает глупость, то разумность разделяет умных — супруги часто спорят и ссорятся.

В политическом отношении умные проявляют пассивность. Они слышат, какой бред иногда несут политики, потому предпочитают не участвовать в этой вакханалии. Если они и политичны, то придерживаются разумных, но реальных предложений. На выборы почти не ходят.

В культурном отношении умные предпочитают сложное искусство — где надо поразмышлять над замыслом автора. Также любят классические произведения.

Таким образом, вся жизнь представителя класса умных вертится вокруг принципа авторитета. Умные следуют авторитетам и сами желают ими стать. Ключевую роль в жизни умных играют глубокие знания в одной определённой области жизни человека, другие области знаний представляются умным смутно и очень часто их поведение за пределами «ниши» напоминает поведение середнячков.

Глава 11. Об управлении умными

Умные никогда не подготавливают революций и не участвуют в них. Они состоятельны, смотрят на политику с высока, у них нет ни поводов, ни причин заниматься переустройством мира. Их ещё сложнее, чем городские низы или даже дикарей, заставить протестовать. Но такая пассивность не должна развязывать руки. Если постоянно обижать умных, так или иначе подрывать их состояние, бойкотировать, высмеивать, то умный превратится во врага ещё более опасного, чем дикарь с дубиной. Умный не выйдет на площадь, он не будет кричать «долой!», он сделает всё тихо и ущерба нанесёт куда больше, чем толпа городских низов. Он может как бы случайно дать не такую консультацию или заведёт своими советами в ловушку, но чаще всего — просто закроет своё дело и эмигрирует. В таком случае обществу придётся нелегко.

Главная цель управления умными — это расшевелить их, пассивное поведение превратить в активное, заинтересовать открывать новые знания и делиться ими. Этому поможет система наград. Почёт позволит выделить умного из среды других умных. Пусть это не влияет на его состоятельность, но сильно повысит его самооценку, а главное — будет отвечать принципу авторитета.

Глава 12. Об интеллигентах

Слово «интеллигенция» достаточно прочно вошло в языки современных народов. Изначально оно означало людей, отличающихся от всех остальных (черни) развитыми умственными способностями, кругозором и воспитанием. Чуть позже интеллигентами стали называть лиц, занимающихся умственным трудом, и противопоставляли их «синим воротничкам». В настоящем исследовании я бы хотел заимствовать это понятие, поскольку его содержание хорошо согласуется с моими представлениями о высшем классе общества, о котором я сейчас и расскажу.

Интеллигенты во многом похожи на умных. Они обладают развитыми умственными способностями. Их мышление не ограничено рамками предметного мышления, они свободно владеют абстрактными понятиями и способны с помощью абстрактного мышления открывать сложные знания. Если для умного умение критически мыслить — это главное орудие в конкурентной борьбе, то для интеллигента оно становится главной чертой разума как такового. Интеллигент постоянно и на всё смотрит критически, он не может просто принять на веру какие-то утверждения, даже сказанные авторитетным человеком и на первый взгляд кажущиеся неоспоримыми истинами. Интеллигент будет проверять информацию, проводить ревизию целых систем знаний и, будьте уверены, найдёт там столько ошибок, что с радостью снесёт все укоренившиеся представления о мире. Интеллигент может даже проверить таблицу умножения и геометрические аксиомы. Так, например, русский интеллигент Николай Лобачевский (1792 — 1856), наряду с другими геометрами, смог опровергнуть считавшиеся ранее незыблемыми положения евклидовой геометрии.

Критичность интеллигента распространяется на все области знания, а не только на его профессиональную сферу, как у умного. Объём знаний интеллигента может быть меньше, чем у умного, но он, в отличие от последнего, не впадёт в дилетантство за пределами профессиональной сферы. Обычно у интеллигента есть основная сфера деятельности, где он обладает глубокими знаниями, но в то же время интеллигента интересуют и связанные с ней области знаний, а также те, где связь с основной сферой почти отсутствует. Например, интеллигент-юрист обладает глубокими познаниями в праве, хорошими знаниями смежных дисциплин — экономики, социологии, политики, психологии, а также может увлекаться физикой, биологией, архитектурой, железными дорогами, астрономией, да вообще чем угодно. И в каждой из этих сфер он будет не просто глотать знания, надеясь на добросовестность и разумность тех, кто их предоставляет, а будет критиковать и спорить.

Широкий кругозор и критическое мышление не просто взаимосвязаны, они помогают друг другу. Так, только интеллигент может подвергать сомнению устоявшиеся положения в своей сфере, на основе знаний, которыми он обладает в другой сфере. Например, проблема масштабов в физике хорошо известна представителям этой науки, её суть заключается в том, что физические законы, которые действуют в одном масштабе, не применимы в другом38. Так, ньютоновские законы действуют в человеческом масштабе и могут даже примерно описать движения ближайших космических тел. Но эти законы не применимы на уровне элементарных частиц, там действуют законы квантовой механики39. Последние, в свою очередь, не действуют на ещё более мелком уровне, планковском масштабе, где правит бал гравитация40. Зная проблему масштаба в физике, социолог, например, может справедливо утверждать, что и общественные явления также зависят от масштаба. По своему опыту скажу, что юристы склонны многие явления, например, правосознание или интерес, экстраполировать на всё общество или общественные группы (правосознание общества, интересы общества) и тем самым приравнивать индивида и целое общество (естественно, забывая и о законе перехода количества в качество и вообще о недопустимости отождествления явлений различного порядка).

Разум интеллигента, если можно так сказать, бегает из одной области знания в другую. Благодаря этому интеллигент может видеть всю картину мира, а не отдельный её кусочек. Интеллигент способен выводить такие междисциплинарные связи или такие отношения между явлениями, которые умный из-за своего узкого кругозора вывести не может. В этой связи стоит обратить внимание на то, что умные предпочитают анализ, как основной метод познания действительности, а интеллигенты — синтез41.

Так почему же появляются интеллигенты? Стоит сказать, что количество интеллигентов во все времена и во всех обществах было крайне незначительно, однако их вклад в развитие общества куда более весомый, чем всех остальных классов вместе взятых. О вкладе интеллигентов я расскажу ниже, здесь же следует определить, что движет ими, иначе говоря, какой принцип лежит в основе их мышления.

Главный мотив, который постоянно подпитывает силу стремления к определённости, а значит, отвечает за повышение умственного развития интеллигента, является интерес. Интеллигент постоянно что-то изучает, его интересует весь мир или большая его часть. Интерес этот сам может быть вызван различными обстоятельствами и, чаще всего, трагичными. Интеллигент часто появляются в среде отверженных, с ним или теми, кто ему дорог, поступили несправедливо, и интеллигент хочет, чтобы такое больше ни с кем не повторилось42. Но обида эта не питает месть, как у представителей других классов, она связана не с чувствами, а с разумом. Интеллигент видит, что несправедливость произошла из-за глупости, потому ищет, как с помощью разума её предотвратить. Постепенно интеллигент не просто старается максимально глубоко исследовать ту область жизни, которая принесла ему страдания, но и его разум становится способен мгновенно распознавать глупость в других сферах. Например, явными сигналами для интеллигента являются туманные формулировки, игра словами, перескоки с одной тему на другую и, главное, обращение к чувствам слушателей или читателей. «Это справедливо!», «мы!», «как известно» и тому подобные словечки мгновенно настораживают интеллигента.

Интеллигент — это человек, который прошёл путь от сильнейшего чувства несправедливости к разуму и борьбе с чувствами, как фактором поведения человека. В то же время, несмотря на то, что интеллигент отвергает чувства и превозносит разум, он вовсе не является эгоистом (хотя ничего плохого в этом нет). Наоборот, он стремится к общественной пользе, желает, чтобы несправедливость, где бы она ни была и в какой бы форме не проявлялась, исчезла бы навсегда, а люди жили бы счастливо. А это возможно только, если следовать разуму, а не чувствам.

Стремление к общей пользе приводит к тому, что через какое-то время интеллигент формирует у себя образ идеального мира и жизни. Он не просто в общих чертах изучает свой идеальный мир, но и особое внимание уделяет мельчайшим деталям. Именно стремление к этому идеалу и является принципом интеллигента. Сначала интеллигент все силы направляет на создание этого идеала, а затем ревностно пытается воплотить его в реальном мире. Возможные компромиссы интеллигент яростно отрицает, поскольку компромисс — это изменение деталей идеального мира, и такое изменение означает крушение уже всего идеала.

Поскольку интеллигенты понимают, что невозможно создать, например, идеальное право или государство, без всего идеального мира, то это побуждает их строить идеальные модели и других сфер человеческой жизни. А это, в свою очередь, постоянно подстёгивает прогрессивное мышление интеллигента и повышает его уровень умственного развития. Даже в старости, когда сил на размышления уже почти не остаётся, интеллигенты продолжают изучать мир и учить своему идеалу других людей.

Идеал также является главным фактором в общении интеллигента с представителями других классов и другими интеллигентами. С другими интеллигентами очень часто возникают конфликты, поскольку два идеальных мира не могут ужиться в одном реальном. Но бывают примеры и плодотворного сотрудничества, когда один интеллигент со ссылкой на разум переубеждает другого. Иногда два интеллигента вообще создают некое подобие союза, а их идеальные миры становятся очень похожи друг на друга. Представителей других классов интеллигенты поучают, они пишут книги, ведут научно-популярные каналы в социальных сетях, выступают с лекциями и т. п. С умными у интеллигентов происходит очень много конфликтов. Прогрессивное мышление интеллигента сталкивается с консерватизмом умного. Типичным примером такого конфликта является научный спор, в котором умные отстаивают какую-нибудь заезженную концепцию, а интеллигенты продвигают новые взгляды. Данный конфликт обостряется ещё тем, что спорят люди разумные, и каждый из них точно не пойдёт ни на какие компромиссы, каждый знает, что он прав, ведь он умный!

Интеллигенты обладают ещё одним качеством, которое отличает их от представителей других классов — они не стереотипны. Интеллигент может жить в замке, как Ш. Л. Монтескье (1689 — 1755), в обычной квартире или даже в бочке, подобно Диогену (412 — 323 до н. э.). Они могут быть богачами, а могут быть бедняками, известными государственными деятелями и охранниками склада. Такая неразбериха вызвана ураганом чувств, бушующем в голове интеллигента. Рано или поздно, интеллигент находит ту атмосферу, в которой он может полностью погрузиться в процесс мышления. Одним нравятся кабинеты, уставленные книжными стеллажами и увешанные дорогими картинами, другим нравятся пустые помещения со столом и стулом, третьи вообще не любят запирать себя в четырёх стенах и творят на природе. В отличие от других классов общества, обстановка работает на интеллигентов, а не они на обстановку. Всё это приводит к тому, что интеллигента невозможно узнать по внешним атрибутам — он успешно маскируется под другие классы, его можно определить исключительно по образу мыслей, словам, которые эти мысли выражают и немного странному поведению. Интеллигентов часто можно спутать с сумасшедшим, некоторые учёные даже сравнивали их и находили много общего43.

В культурном плане интеллигенты разносторонние, их предпочтения зависят опять же от вдохновляющей обстановки. Они могут часами смотреть на «современное искусство», просто, чтобы мозг работал, в то время, когда другие пытаются понять, что в нём зашифровал художник, могут вдохновляться простыми формами или наслаждаться классикой. Интеллигент читает огромное количество книг на самые разные темы, в книжных магазинах ходит с корзинкой или тележкой, у него дома обширная библиотека. Он часто смотрит фильмы и сериалы, но обращает внимание больше не на сюжет, актёрскую игру и прочее, а на работу сценариста и режиссёра. Он как бы изучает фильм, а не погружается в него.

Если интеллигент и вступает в брак, то его партнёр кажется таким тусклым, что будто его и нет вовсе. Он выполняет скорее техническую роль, вроде лакея, который занимается мирскими делами, пока сам интеллигент творит и размышляет.

В политическом отношении интеллигенты не выносят косности, стабильности и инертности населения. Они ещё сильнее, чем середнячки критикуют власть. Всё потому, что в голове у интеллигента сформировался образ идеального общества и государства, всё в нём работает в точности до последней детали, а вмешательство других людей с их «тупыми» предложениями и идеями могут заклинить этот идеальный механизм. Именно интеллигенты начинают революции, текущее политическое устройство не вписывается в их идеальное понимание мира, и с помощью революции они могут, наконец, претворить свой идеал в жизнь.

Все регуляторы поведения человека в отношении интеллигента испытывают сильнейшее влияние разума и сложившегося у интеллигента идеального образа. Можно сказать, что не они подчиняют интеллигента, а он их. Хотя внутренние регуляторы всё же оказывают сильное сопротивление, поскольку основаны на природе человека, его инстинктах, а изменить их, точнее притупить, невероятно сложно.

Таким образом, интеллигенты — это высший класс общества. Им удаётся посредством разума подчинить даже нравственность и религию. Интеллигенты следуют только разуму и своему идеалу, которые появились в результате сильного чувственного потрясения.

Глава 13. Об управлении интеллигентами

Что касается первой цели управления классами — побуждение к умственному развитию, то здесь она достигается сама собой. Интеллигенты — истинные прогрессисты, они сами по себе не могут сидеть на месте, всё время развиваются, открывают новое и учат этому другие классы. Лучшим советом в таком случае будет — не мешать.

Что касается второй цели — недопущение социальных потрясений, то с ней дела обстоят куда сложнее. Каждый интеллигент, это своего рода диктатор, который хочет перекроить всё общество в соответствие со своим идеалом. Очень часто именно интеллигенты «поджигают» фитиль революции и достаточно спокойно могут уничтожить миллионы людей на том лишь основании, что они «не вписались в идеал». Примером такого интеллигента является Владимир Ленин (1870 — 1924), который был главным двигателем и организатором Октябрьской революции в России и постреволюционной борьбы с врагами революции.

Интеллигентов ни в коем случае нельзя пытаться заткнуть силой, это вызовет с их стороны только ещё больший отпор, а может даже привести к их объединению, как это было накануне объявления независимости США (1776). Силовое противодействие не только приведёт к революции и социальным потрясениям, но и к отставанию общества, ведь именно интеллигенты являются главным двигателем прогресса. В этой связи следует сказать, что необходимо создать условия для деятельности всех интеллигентов, давать возможность им высказываться, распространять свои взгляды, но в то же время необходимо выстроить такую политическую и социальную систему, в которой имелись бы сдержки и противовесы, чтобы интеллигент мог получить власть, но не абсолютную. Пусть интеллигент создаст свою партию, пусть распространяет свои взгляды, но совершить революцию ему будет в таких условиях очень трудно. Ниша, в которой окажется интеллигент будет своеобразной ловушкой, интеллигент будет думать, что свободен, но в то же время он не сможет из неё вырваться. Ещё лучше, если столкнуть двух или нескольких интеллигентов, так они будут спорить друг с другом, а не со всем общественным устройством.

Глава 14. О роли каждого класса в общественном развитии

Теперь, когда основные черты и сущность каждого класса стали известны, можно перейти к вопросу о роли каждого класса в общественном прогрессе. Общественный прогресс предполагает развитие всего общества, появление новых знаний, технологий и всего того, что делает жизнь человека безопасней и более полно удовлетворяет другие потребности.

Наибольший вклад в развитие общества вносят интеллигенты. Оно и понятно. Прогресс предполагает переход от устаревших форм к новым, а новые формы могут появиться только, если их открыть. Интеллигенты в этом случае при помощи развитого мышления, широкого кругозора, а главное, постоянного недовольства текущим состоянием вещей, могут открывать новые междисциплинарные связи, обнаружить которые не могут умные и другие классы общества. Так, только интеллигент может, посмотрев на птицу, придумать концепцию летательного аппарата. Умный же в этой ситуации будет усердно изучать саму птицу и почему она летает, но он не сможет додуматься применить эти знания для того, чтобы человек сам взлетел.

Умные отличаются развитыми аналитическими способностями, они способны развивать идеи интеллигентов и тем самым открывать новые знания. Однако, стоит помнить о том, что умные в своей жизни проходят два этапа — до становления авторитетом и после него. И только на первом этапе они углубляют знания. На втором этапе жизни, когда они становятся консерваторами, они уже не занимаются развитием идей и знаний, а распространяют их (преподавание, обучение молодых специалистов, просветительская работа). Помимо этого умные занимаются реализацией знаний посредством интеллектуального труда (юристы, финансисты, консультанты и т. п.)44.

Середнячки, из-за слабого критического и абстрактного мышления, почти ничего нового не изобретают и не открывают новых знаний. Они способны только повторять то, что узнали от интеллигентов и умных. Но эта черта может иметь и другое последствие — середнячки активно распространяют знания. Если эти знания не конспирологические выдумки и подобная им чушь, то их вклад в развитие общества также существенен. Но существенен он именно за счёт распространения знаний, а не их получения. К тому же в этом случае следует помнить о принципе «сломанного телефона».

Городские низы, если можно так выразиться, гоняют через себя материю. Они не создают ничего нового, они не обладают развитым мышлением, они не способны понять сложные идеи, если не перевести их на язык лозунгов и снабдить изрядной порцией эмоций (лучше агрессивных). Представители этого класса плетутся в обозе общественного прогресса. Они пользуются знаниями интеллигентов, которые развиты умными и распространены середнячками. Они лишь материализуют знания, ничего не прикладывая для их появления. Стоит сказать, что и большинство середнячков «гоняет через себя материю», когда они работают на заводах, фабриках или в офисах. Но середнячки всё же выполняют полезную функцию — распространение знаний, городские низы же этого не делают.

Дикари и вовсе не участвуют в общественном прогрессе. Они существуют сами для себя. Они живут в изолированных деревнях, не воспринимают знаний извне и не приносят ничего нового. Более того, они не заняты в материальном производстве, а всё что вырастает на их клочке земли, ими же и потребляется.

Чтобы понят, как взаимодействуют все пять классов, приведу пример с появлением технологии мобильного телефона.

Мобильные телефоны, которые в современном мире есть почти у каждого, не появились из ниоткуда, они, как и все остальные технологии, придуманы человеком.

Вначале, чтобы только появилась концепция мобильного телефона, необходимо, что бы интеллигент сумел сделать фундаментальное открытие. В нашем примере этим открытием можно считать обнаружение возможности с помощью радиоволн передавать сигналы. Сам же немецкий физик Генрих Герц (1857 — 1894), который и открыл радиоволны, утверждал, что по большому счёту они бесполезны. Открытие Герца не было фундаментальным, да и самого учёного можно скорее отнести к умным, а не интеллигентам. К осознанию возможности с помощью радиоволн передавать сигналы пришли сразу несколько человек — Никола Тесла, Гульельмо Маркони (1895 — 1896) и Александр Попов (1859 — 1906). Несмотря на то, что это фундаментальное открытие было сделано сразу несколькими людьми (проблема дублирования знаний), это нисколько не отнимает его фундаментальности.

В дальнейшем появилось радио, а представители класса умных доработали его до более удобной формы — мобильного телефона. Как видно, умные в этом случае не сделали фундаментального открытия, они лишь углубились в технологию радиопередачи и сделали её более удобной для повседневного использования. Поэтому нельзя считать интеллигентами тех, кто заявляет о новых моделях телефонов, эти люди просто дорабатывают фундаментальную технологию. Чем, кстати, тоже способствуют прогрессу.

Середнячки в случае с мобильными телефонами сразу поняли потенциал нового устройства. Они начали покупать новинки, говорить о них и всячески тиражировать изобретение. Так же они, наравне с городскими низами, участвуют в материальном воплощении технологии — работают на сборочных линиях заводов, в транспортировке и торговле. Дикари же в этом процессе не участвуют вовсе, они могут только купить мобильный телефон, но участия в его изготовлении не принимают.

Таким образом, общественный прогресс складывается из взаимодействия четырёх классов общества. Наиболее фундаментальные открытия делают интеллигенты, умные дорабатывают эти открытия, усовершенствуют их и всячески способствуют переходу идеи из ранга концепции в обоснованную и всесторонне продуманную модель. Середнячки распространяют изобретение и, наравне с городскими низами, участвуют в его материальном воплощении.

Глава 15. Выводы

В этой книге я хотел представить новый взгляд на устройство общества, деления всех индивидов на классы не в зависимости от характера их труда, имущественного положения и т. п., а в зависимости от самого важного, что есть в человеке и что движет им — механизма мышления и уровня его умственного развития.

Достоинство этой классификации заключается в её универсальном характере. Найти представителей каждого класса можно в любом обществе и в любые времена. Всегда были те, кто пытался перестроить мир в соответствие со своим идеалом, кто углублялся всё глубже и глубже в определённой области знаний, кто искал правды, а попадал впросак, кто пытался силой обеспечить понятную ему иерархию и сохранить порядок.

Данная классификация поможет управлять классами общества так, чтобы, с одной стороны, избежать социальных потрясений, с другой, — соответствовать естественному закону прогрессивного развития общества.

В следующей книге стоит перейти к более сложному вопросу. Принадлежность индивида к определённому классу — это не результат какой-то случайности, а следствие действия средств социальной мобильности: тех институтов, явлений и предметов, которые способны изменить сам механизм мышления индивида и помочь ему перейти в более высокий класс.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О Разуме, его свойствах и переосмыслении структуры общества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

33

Для тех, кто всё ещё верит в это утверждение или просто считает его разумным, объясняю: страна может перестать производить только в одном случае — когда всё её население вымрет. Пока жив хотя бы один человек, для удовлетворения своих потребностей он должен что-то производить.

34

В данном исследовании я понимаю предметное мышление как умственные операции с образами, доступными для восприятия органами чувств (зрение, слух, вкус, запах и т.п.). Абстрактное мышление — оперирование образами недоступными для органов чувств (нормы права, элементарные частицы, рентабельность и т.п.). Критическое мышление — это умение ставить под сомнение и проверять утверждения других людей и себя.

35

Суть условного наказания заключается в том, что осуждённый преступник не подвергается наказанию, пока не совершает нового проступка. При совершении последнего, применяется реальное наказание.

36

Музей, в котором, экспонаты можно трогать. Обычно в таких музеях выставляют электрические приборы, водяные механизмы, музыкальные инструменты и роботы.

37

Колмаков М. А. Крах «Компании Южных морей» и политический прорыв Роберта Уолпола // Вестник БГУ. 2018. №1 (35). С. 73

38

Рэндалл Л. Достучаться до небес: Научный взгляд на устройство Вселенной. — 4-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. С. 32 — 34, 49 — 50

39

Там же. С. 38, 40 — 41, 143.

40

Там же. С. 177 — 178.

41

Анализ предполагает мысленное разделение объекта изучения на части и рассмотрение их в отдельности. За счёт анализа достигается глубина исследования, так как каждый элемент объекта отдельно и полно изучается. Синтез — это изучение целого на основе знаний о его частях. Благодаря синтезу можно найти связи между элементами объекта и взглянуть на него в целом.

42

Несправедливость могла произойти и с вовсе незнакомыми интеллигенту людьми, но ей удалось вызвать столь сильное чувственное потрясение, что индивид стал интеллигентом.

43

Имеется в виду трактат итальянского психиатра Чезаре Ломброзо (1835 — 1909) «Гениальность и помешательство» (Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство; пер. с ит. Г. Тетюшиновой. — М.: Издательство АСТ, 2021. — 384 с.).

44

Под реализацией знаний я буду понимать их использование в трудовой деятельности. Например, умные реализуют знания посредством оказания интеллектуальных услуг. Середнячки и городские низы — посредством материального труда (материализация знаний). Суть реализации в том, чтобы полученные знания не копились где-нибудь в книгах, а служили обществу и индивидам. Это же, в свою очередь, создаёт условия для дальнейших открытий. Например, массовое производство микроскопов и других инструментов для научных исследований помогает совершать новые открытия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я