Антропология будущей власти

Юрий Вячеславович Громыко, 2021

Книга, обращаясь к читателю, требует от него произвести самоопределение к будущей власти в России. Для этого задаются требования к организации сознания, мышления, действия, понимания управленцев высшего уровня – представителей власти, которые будут способны, инициировать и управлять процессами развития страны в ближайшие годы, эффективно решить основные проблемы, стоящие перед страной.

Оглавление

Как переосознать себя как будущего лидера страны и как с этим жить

Сразу скажем, что мы предлагаем государственному чиновнику и управленцу опасную книгу. В ходе прочтения этой книги политик и управленец должны переосознать себя. Работа с сознанием и самосознанием необратима. Стоит один раз осознать, кто ты есть, и это обнаруженное знание о самом себе будет тебя двигать вопреки всему по жестко заданной траектории. Все остальное будет восприниматься как ложь и измена себе. А самосознание, однажды обнаруженное и выявленное, измены себя не прощает. Самосознание — эта та новая змея, которая навсегда сбрасывает старую кожу.

Конечно, среди пластичных и гуттаперчевых окружающих тебя мальчиков и девочек, которые приспосабливаются и принимают подобие любой начальствующей формы и удовлетворяют любые барские запросы, подобная кристаллизация тебя и твоего самосознания опасна. Ты сразу можешь стать «белой вороной».

Но мы здесь обращаемся к взрослому человеку, который как-то выжил и закрепился на своем управленческом посту, в своей политической позиции и хорошо понимает, что можно демонстрировать и показывать окружающим, а что является предметом внутренней работы, которую до поры до времени лучше не афишировать. Надо сначала накопить интеллектуальный потенциал и отточить приемы управленческого действия. В конце концов, надо учиться и маскировке, а иногда и совсем быть Штирлицем ради большого дела и страны.

Мы не собираемся в данном тексте описывать тренинги, у нас значительно более важная задача: показать, почему сложившаяся антропологическая форма управленцев и политиков высшего уровня в сегодняшней России определяет их полную неспособность что-либо сделать с обществом, народом, страной. Описание подобного набора антропологических типов — на самом деле современных «мертвых душ» по Гоголю в виде его действующих великих персонажей — Собакевича, Ноздрева, сущей Коробочки, восхитительного Манилова и незабвенного Плюшкина — является инструментом самодиагностики любого желающего ответить на вопрос, кто он, политика и управленца для того, чтобы занять позицию управления развитием. Хотя сами эти типы мертвых душ совершенно изменились. Что поделать, капитализм в России всегда порождает мертвые души. Не приписки в штатное расписание формально числящихся, но не работающих людей в учреждении, а омертвление душ, которые делают приписки. Вопиющие душегубы в виде Салтычихи периода российского феодализма и карьеристы-перерожденцы позднего социализма — это живые существа, питающиеся от родной почвы. А вот заносимый с Запада капитализм в попытках скопировать чужое с усердием, заслуживающим лучшего применения, порождает фантастическую омертвелость и формулу «скорбной брезгливости» (Ф. М. Достоевский) — «страна не та!!! Не годится страна для правильного хорошего западного или сингапурско-восточного капитализма!»

Акцентируем главную нашу мысль в этой книге. Она состоит в том, что сегодняшние представители российского правящего класса не способны управлять развитием страны и организовывать развитие. Эта их неспособность имеет антропологический характер. Это связано с тем, как они мыслят, как они общаются, выражают мысли и воспринимают мысли оппонентов (мыслекоммуницируют), какие знания ими освоены, как и о чем они думают, что они делают, что они рефлектируют, как, наконец, они себя осознают.

В этой ситуации ключевым оказывается вопрос об антропологии будущей власти — о способностях мышления, понимания, волевого действия в ситуации неопределенности, формах организации сознания тех конкретных людей, которые способны повести страну в будущее. Мы не обсуждаем будущую антропологию российского человека вообще. Мы обсуждаем антропологию будущей власти, людей, способных вывести страну из того тупика, в котором она оказалась.

Данная книга посвящена двум основным проблемам: ключевым идеям (транслируемому, передаваемому знанию) и организации сознания человека, его антропологии. Собственно, объективное знание в определенный момент становится способом самоорганизации человека. В этом случае знание превращается в идею, которая овладевает человеком. Возникает сращенность человека и идеи. Человек начинает служить идее. В самом человеке знание живет в форме идеи. Именно подобным образом идеи овладевают массами. Либо же человек является невосприимчивым к некоторому типу знаний. Подобное взаимодействие человека и идеи определяется не только способностями человека, но и качеством идей. Одни идеи входят в сознание человека, становятся его внутренней составляющей, элементом его внутреннего мира, дают энергию действия, другие им не воспринимаются, он остается слеп к ним.

Что человек воспринимает или не воспринимает, является личным делом человека, хотя и определяется его воспитанием в семье, полученным образованием, сферой общения и принадлежностью к некоторой социальной группе (область социологии знаний). Но в определенный момент тип идей, которые исповедует человек, становится чрезвычайно важным вопросом для страны и общества, если он занимает ответственный государственный пост и начинает принадлежать к правящему классу. В этом случае по тому, какие воспринимаются идеи, какие вообще у человека есть идеи, какие идеи не воспринимаются, можно проследить особенности мышления правящего класса, его интеллектуальные склонности и возможности действия, а также принципиальные ограничения его понимания и мышления, сложившиеся своеобразные интеллектуальные инстинкты, которые не позволяют выделять ясные и точные предметы управленческого действия.

Идеи очень важны для восприятия проблем. Именно опираясь на идеи, человек определяет для себя масштаб проблем, которые он решает.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я