Системный подход к бизнесу. Профессиональный консалтинг своими руками

Юрий Викторович Бухонин, 2021

Любое предприятие – это механизм, система, предназначенная для решения какой-то определенной задачи, или нескольких задач. Решение задачи, достижение поставленной цели, выработка результирующего «продукта», происходит не одномоментно, а является результатом цепочки последовательного производства «полуфабрикатов», с каждым следующим шагом приближающихся к конечному результату. Описанные в книге Юрия Бухонина методы и инструменты помогут Вам разложить свое предприятие «по полочкам» и наглядно понять, как именно создается то, для чего это предприятие существует, как и за счет чего решаются задачи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системный подход к бизнесу. Профессиональный консалтинг своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

В мире ежегодно издаются тонны книг о том, как правильно создавать предприятие, строить бизнес и отношения с людьми. Мы все их читаем, ходим на тренинги, получаем крутые дипломы. Но почему же у нас так мало предприятий, которые работают и приносят прибыль в течение долгих лет? Почему так короток их век? Потому что в большинстве случаев мы размышляем о том, КАК должен работать бизнес. И почти никогда не задаемся вопросом, ЗАЧЕМ открываем и ведем его. Зачем существует предприятие? Чего мы от него хотим?

А ведь цель — то самое «зачем» — и является главным оправданием существования предприятия — оно всегда создается для чего-то и для кого-то. Именно цели определяют, что и каким образом происходит на вашем предприятии. А вы уверены, что это определяют именно ваши цели?

Задача этой книги — рассказать вам о вашем же предприятии. Я уверен, что, прочитав ее, вы откроете для себя массу интересного, даже если считаете, что ваш бизнес, выращенное вами дитя, ничем новым вас удивить не может. Еще как может!

Больше 10 лет я руковожу различными группами, отделами и проектами по автоматизации. И все эти годы много времени посвящаю вопросам эффективности того, что создается сотрудниками предприятий в процессе их работы.

• Что конкретно сотрудники предприятия делают на работе? Какой результат получается? Почему они делают свою работу именно таким образом?

• Кому и для чего нужен результат их труда и точно ли именно такой результат нужен?

• Как понять, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели и как вы, собственник предприятия, понимаете, что достигли ее?

• Как и что именно контролировать?

• Как создать систему «раннего оповещения», предупреждающую о возможных проблемах и неприятностях до того, как они наступили?

Постепенно результаты моей работы оформились в методологию, получившую название «Три ступени». По сути, она позволяет делать то, что делают международные консалтинговые компании типа McKinsey & Company, но простыми и доступными методами, которые владелец бизнеса может освоить сам и настроить предприятие таким образом, чтобы оно максимально эффективно решало поставленную задачу.

Уже побочными результатами работы по методологии являются такие эффекты, как:

• Наведение порядка в работе предприятия

• Уход от оперативного «ручного» управления бизнесом

• Снижение затрат

• Построение эффективной системы взаимодействия подразделений и сотрудников

• Снижение уровня зависимости предприятия от «уникальных» сотрудников

• Снижение требований к квалификации сотрудников и увеличение объема полученных результатов

• Устранение негативных проявлений «человеческого фактора» в работе предприятия, насколько это вообще возможно

На данный момент бо́льшая часть моей работы состоит из проектов систематизации предприятий на основе методологии «Три ступени». По своей практике могу сказать, что построение системы по методологии дает прекрасные результаты везде, где люди работают сообща, и в первую очередь — в бизнесе.

Есть расхожее выражение: «Бизнес — это люди». Но на самом деле для бизнеса очень большая проблема, когда он работает исключительно на людях. Он, конечно, работает, но если вдруг один из этих людей выпадет из процесса, как кирпичик, то рассыплется вся конструкция, бизнес встанет. А если выпадут три кирпичика, то встанет надолго.

На протяжении всей книги я избегаю обсуждения вопросов психологии, потому что в центре моего внимания — предприятие, то есть некая абстракция, у которой нет ни психологии, ни психики. Конечно, я не отрицаю очевидный факт: именно люди и их взаимодействие друг с другом определяют то, как реально работает механизм предприятия в целом. При всем желании иметь рабочие отношения, эти отношения остаются человеческими, являются договоренностями людей друг с другом. До определенного уровня развития предприятия — это совсем даже неплохо, так как прямые взаимодействия сотрудников позволяют решать вопросы быстрее.

Но! В развитии предприятия неизбежно настает момент, когда оно становится слишком зависимым от «человеческого фактора», и скорость принятия решений уже не компенсирует последствий порождаемого людьми бардака. Начиная с этого момента, если предприятие хочет продолжать жить и развиваться, ему придется выстраивать работу так, чтобы работала система, а не просто люди.

Система должна работать не на человеческих взаимоотношениях. Как бы крамольно это ни звучало, но с точки зрения предприятия как системы, люди — это движущая сила и одновременно — инструмент, ресурс. Они, в данном случае, являются не только двигателем, но и частью механизма, и в первую очередь, частью функциональной, решающей конкретную, единую для всех задачу. Все они взаимосвязаны, словно органы в живом организме. Каждый орган важен, каждый должен находиться на своем месте и правильно функционировать, но его существование подчинено целям и задачам организма в целом, и жизнь органа не может быть важнее жизни всего организма.

В книге вы найдете описание и примеры технологий, помогающих понять, как оптимальным путем добраться до точки, в которую хотите прийти. Как, зная цели своего бизнеса и внешние ограничения, в которых он работает, развернуть тактику — получить способы решения вашей задачи или проблемы. Как выстроить механизм бизнеса, чтобы минимизировать человеческий фактор там, где он негативен, и использовать там, где он приносит пользу. Как распределить зоны ответственности и устранить противоречие, когда люди делают не то, что нужно, и никто за это не отвечает. Как избавиться от непонимания и различий в толковании терминов. И, в конце концов, как обнаружить и решить именно ту проблему, которая мешает жить, а не тратить огромное количество ресурсов на решение несуществующих проблем.

Также книга поможет решить вопросы, как мотивировать и контролировать людей, как должны развиваться отношения между ними, что надо документировать, а что не надо, какие бизнес-процессы должны быть описаны, а какие вообще не стоит трогать.

Но теоретизирование хоть и интересно, однако не дает практической пользы. Поэтому последняя часть книги — это пособие, где описывается, как с помощью методологии, опираясь на определенные принципы и законы, пошагово исследовать ваше предприятие, увидеть, каким оно должно быть, и какие из существующих у вас сейчас нестыковок мешают ему таким стать.

Я обычно говорю, что методология рассчитана на тех собственников, чей бизнес перестал помещаться у них в голове. Одно дело, когда подчиненные постоянно находятся перед глазами и вы знаете, что происходит на предприятии каждый день и каждую минуту. И совсем другое дело, когда ваши филиалы разбросаны по всему земному шару. Методология позволяет представить бизнес любого калибра так, чтобы он полностью помещался у вас в голове, несмотря на размер и кажущуюся невпихуемость. Поверьте, это вполне возможно!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системный подход к бизнесу. Профессиональный консалтинг своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я