Заповеди, или Как сохранить цивилизацию на Земле

Юрий Борисович Подчуфаров, 2021

Сохранение цивилизации на Земле в настоящее время в значительной степени зависит от поведения каждого жителя планеты. Излагается сбалансированная система правил поведения человека для достижения устойчивого развития цивилизации. Книга предназначена в первую очередь молодежи, вступающей на свой жизненный путь, родителям и учителям, воспитывающим детей, и всем неравнодушным людям, совесть которых ведет их к совершенству нашей Жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заповеди, или Как сохранить цивилизацию на Земле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Заповеди

1.1. О количестве заповедей

Сколько должно быть заповедей, правил, по которым праведный человек выстраивает свою жизнь?

В общем случае их несчетное множество. Во-первых, это заповеди, записанные Моисеем в «Ветхом Завете». Во-вторых, это правила, по которым живут родители и окружающие нас люди. В-третьих, это науки, которые мы изучаем в школе. В-четвертых, это знания производственной деятельности по конкретной специальности: навыки, приемы, технологические особенности труда человека. И так далее.

Я остановлюсь на следующих восемнадцати заповедях, которые, по моему мнению, наиболее важны в настоящее время. Присвою им порядковые номера по последовательности изложения.

Как и в тексте «Ветхого завета», на первое место ставлю заповеди, определяющие отношение Человека к Жизни, к Богу; им будет посвящен раздел 1.2. Далее излагаются заповеди, определяющие формирование цели жизни Человека (раздел 1.3). Затем будут заповеди, определяющие отношение Человека к окружающим его людям (раздел 1.4). Закончу описание заповедей отношениями Человека и коллектива (раздел 1.5).

1.2. Человек и Жизнь, Человек и Бог

Научное толкование Жизни дает философия, обобщающая знания о Природе и о месте человека в мире.

Толкование Жизни каждым конкретным членом общества имеет специфические особенности, обусловленные своеобразием пройденного жизненного пути, целями жизни, окружающей обстановкой и, в общем случае, меняется довольно часто.

Для большей части населения Земли в повседневном отношении к Жизни важным ориентиром является понятие Бога. Поэтому перечень заповедей начинаю со следующих двух библейских заповедей [4]:

1. «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом моим».

2. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».

Добавлю к ним возможность каждого индивидуума альтернативно выбирать базовые ориентиры в отношениях к Природе, к религии, к Богу:

3. Сам выбирай форму своих религиозных взглядов (или православия, католицизма, ислама, буддизма, иудаизма и др. или выбирай атеизм).

Несколько слов об этих трех заповедях.

Важная особенность первой заповеди заключается в том, чтобы человек, формулируя цель жизни, не стал уподобляться Богу, создавая «новую» Природу и разрушая существующую.

Из второй заповеди следует, что человек не должен прикрывать любой свой поступок именем Бога.

Третья заповедь закрепляет свободу выбора каждым человеком фундаментальных ориентиров жизни на Земле.

1.3. Формирование самосознания и цели в жизни

Праведный здоровый Человек ценит свою жизнь, дорожит счастьем жить на планете Земля.

При этом практически каждый человек задает себе вопросы и стремится объяснить себе и другим:

— как устроена наша Жизнь,

— как идет общение индивидуумов,

— как идет развитие общества,

— как можно улучшить Жизнь, базируясь на известных науках и собственных принципах,

— каких религиозных взглядов придерживаться и т.д.

Для поиска ответов на эти и другие подобные вопросы выделяю следующие четыре заповеди.

4. Дорожи жизнью, дарованной тебе.

5. Ориентируй свои жизненные планы, свои действия, исходя из стремления человечества к светлому будущему.

6. В жизни человека все (и квалификация, и семейное благополучие, и материальные блага, и почет) определяется затраченным трудом.

7. Развивайся гармонично.

Если человек решает посвятить свою жизнь служению обществу, намечает цели по выявлению закономерностей развития природы и закономерностей становления общества, по повышению эффективности производственных или общественных отношений, мечтает о хорошей карьере, стремится совершить благородные поступки — это прекрасно.

Но в природе есть темные силы; их оружием являются зависть, обман, унижение окружающих и т.д. Человек, подчинившийся темной силе, ставит перед собой цель получить блага большие или малые здесь и сейчас, не затрачивая праведного труда. Такое возможно, если обидеть ближнего твоего, отнять у него что-то. Поэтому такие силы и называют темными.

Темные силы нельзя путать с общепринятыми ограничениями свобод каждого гражданина, направленными на соблюдение законов и общепринятых заповедей, нельзя путать с уставной властью начальника производства или командира армейского подразделения, с ответственностью каждого по-семейному, жилищному или иному кодексу.

При выборе того или иного решения человек часто в своем сознании претерпевает борьбу добрых и темных сил; такая борьба происходит по критериям божественной и житейской мудрости с одной стороны и человеческой испорченности с другой стороны.

Нельзя допускать, чтобы критерии человеческой испорченности стали преобладающими в объяснении смысла Жизни, в выборе того или иного пути поведения, в обосновании грешного поступка. Критерии испорченности нужно знать и праведному человеку, чтобы понимать, чего надо остерегаться. Многие критерии человеческой испорченности формализованы в уголовном кодексе каждой страны; там же утверждены меры наказания за противоправные действия.

В классических религиозных теориях считается, что жизнь человеку дана Богом, и каждый человек стремится к совершенству, преодолевая соблазны, исправляя свои ошибки, грехи.

Религия и ее служители помогают человеку, пришедшему в храм или взявшему в свои руки, например, Библию, разобраться, где грешная, а где праведная стороны жизни, выбрать правильный путь в Жизни.

Назначение заповедей № 4, 5, 6, 7 нужно человеку для выработки своих жизненных позиций, для реализации самодостаточности и пользы обществу [5].

О роли указанных заповедей в жизни человека сказано в разделе 2.

1.4. Человек и окружающие

В отношениях человека с окружающими его людьми важную роль играют следующие десять заповедей, включающих великие божественные заповеди (заповеди №9-12, 15):

8. Не навреди окружающим и природе своей деятельностью.

9. «Не убивай».

10. «Не укради».

11. «Не прелюбодействуй».

12. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

13. Умей защитить себя и своих близких от злых происков и природных бедствий.

14. Учись всю жизнь.

15. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» [4].

16. Дети — самый большой результат жизни родителей; хорошо, когда дети оправдали надежды отца и матери.

17. Почитай Учителя, как самого себя.

Занимаясь созидательной производственной или общественной деятельностью, или решая личные вопросы, человек контактирует с сотнями и тысячами людей. При этом он обеспечивает условия своего существования, стремится заслужить уважение окружающих, сделать карьеру, участвовать в распределении результатов трудовой деятельности и др.

Приведенные заповеди ложатся в основу устойчивого развития межчеловеческих отношений.

Особо остановлюсь на группе заповедей №15 и №16, касающихся отношений человека с родными, близкими, касающихся отношений семейных. В основе этих отношений должна лежать аксиома: в семье всем членам семьи должно быть хорошо. В противовес этой аксиоме существует жизнь по пословицам «каждый сам по себе» и «человек человеку волк»; считаю, что форма жизни по этим пословицам нерациональна.

За заповедями №15 и №16 стоит семья — самая простая, самая близкая каждому человеку социальная единица общества. В то же время семья — самая доступная модель общественных отношений для выработки приемов будущих отношений подрастающего человека.

Основа семьи — отец и мать человека. Родители — это и носители генов будущего потомства, и самые важные, близкие учителя своих детей, и проводники культуры, мудрости семейной жизни.

Не случайно со времен Моисея божественная заповедь №15 об отношениях ребенка к родителям является фундаментальной. Почитание ребенком своих родителей гарантирует крепость семьи.

Заповедь №14 относится не только к студентам и ученым, для которых нет предела новых знаний. Она относится и к каждому гражданину, который готовится решить личную или общественную задачу: приходится изучать предысторию решаемой задачи, оценивать положительные и отрицательные стороны принимаемого решения; иногда приходится заглядывать в энциклопедию или в серьезный научный труд, заглядывать в интернет. Эта заповедь касается и учителя, и организатора производства, и пенсионера. Она однозначно вытекает из основ будущего положительного управляемого общества.

Важную роль в общественном существовании человека занимает учитель (заповедь №17). Не каждый человек может быть учителем. Ответам на вопросы «Кто такой учитель?», «Зачем он нужен?», «Как к нему относиться?» посвящен раздел 4. Там же говориться об Учителе с большой буквы.

1.5. Человек и общественные организации

Современный человек сталкивается с множеством производственных и общественных структур, с коллективами людей, объединенных определенными интересами.

Я выделяю в таких структурах положительные и отрицательные организации.

К положительным организациям, как правило, относятся:

— коллективы производственных предприятий;

— партии;

— государства и т.д.

К отрицательным организациям я отношу:

— банды;

— секты;

— тайные общества и т.д.

Отрицательные организации создаются темными силами общественной среды и наносят вред жизни праведного человека, ущемляют интересы строителя светлого будущего Человечества.

Положительные организации нужны каждому человеку для совместного преодоления жизненных трудностей и для борьбы с отрицательными организациями.

Чтобы отличить положительную организацию от отрицательной, достаточно обратить внимание на два главных признака:

1) открытость положительной организации, возможность изучения ее устава, доступность списка ее членов, доступность контроля бюджета для государства и, практически, для любого человека;

2) деятельность положительной организации осуществляется в соответствии с законами государства и положениями международного права.

Создание положительных организаций — способ служения обществу, Человечеству, способ реализации человеком общественных и производственных задач в соответствии с действующими в обществе законами, нормами морали.

Для выстраивания отношений человека и коллектива предлагаю следующую заповедь:

18. Стремись объединиться вместе с единомышленниками в ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ организации и содействуй разрушению ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ организаций.

Эволюция человечества не должна пойти по субъективным понятиям отрицательных организаций в построении светлого будущего только для избранных.

В частности, естественный отбор в человеческом обществе не должен пойти по принципам «выживает сильнейший», «выживает самый богатый». Сильнейшими среди негосударственных отрицательных структур, имеющих оружие, на сегодняшний день надо признать бандитские формирования, националистические и религиозные движения фашистского или террористического толка. При наличии оружия ХХI века такие движения могут в считанные дни уничтожить часть или все человечество.

Также к отрицательным организациям должны быть отнесены запрещенные секты и т.д.

Чтобы не дать уничтожить бльшую часть человечества, необходимо каждому человеку следовать заповеди №18. Но даже объединившись в положительную организацию, каждый ее член постоянно должен заботиться, чтобы организация сохранила статус положительной и не превратилась со временем в отрицательную.

Что касается руководителя положительной организации, то у него должна быть 10-кратная степень ответственности по выполнению заповедей, законов государства.

Для ответа на вопрос о поведении в условиях критических ситуаций, например, в условиях войны, требуется дополнительный учет целого ряда обстоятельств, которые мы здесь не затрагиваем.

1.6. Можно ли не соблюдать заповеди?

В конце раздела 1 хочу остановиться на важности аксиоматического отношения человека к заповедям. Соблюдать заповеди необходимо. Это позволяет не только корректно оценивать сиюминутные ситуации, но и уверенно смотреть в будущее, грамотно планировать свою деятельность.

В то же время человеку свойственно исследовать последствия и области применения той или иной выявленной закономерности. В этом суть установления новых знаний о мире, и все люди когда-нибудь нарушали предписываемые нормы поведения.

Но для понятия, например, здоровье нет никакой необходимости доводить себя до истощения или до невозвратного ожирения, чтобы оценить возможности организма по саморегуляции. Тем более не стоит доводить себя до эпилептического припадка, чтобы оценить допустимый предел эмоциональных нагрузок человека.

Чтобы понять, где предел здоровья организма, не надо разрушать организм, терять здоровье.

Так и в выполнении заповедей нет необходимости совершать поступки, противоречащие законам и подражать Фаусту в одноименной драматической поэме И. Гете [6] или подражать Раскольникову в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского [7].

Заповеди — они и есть заповеди. Их надо выполнять и быть уверенным, что человек рядом с вами тоже их выполняет, что руководитель страны — тоже их выполняет, что служитель религиозного культа тоже живет по тем же заповедям, что и Вы.

Тогда люди начнут лучше понимать друг друга, доверительно строить взаимоотношения и сделают еще один шаг к сохранению нашей цивилизации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заповеди, или Как сохранить цивилизацию на Земле предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я