Живое общение

Юлия Юшкова-Борисова

Для того, чтобы увлекать слушателей, надо говорить ясно, четко, структурировано и по делу. Говорить то, что интересно вашей аудитории.Эта книга – учебник ораторского искусства, написанный на основе успешного опыта обучения людей самого разного статуса. Чтение книги и выполнение предложенных упражнений позволит читателю самостоятельно улучшить свою речь и навыки публичных выступлений, а также поможет завести друзей, научиться рассказывать истории, отстаивать свою точку зрения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живое общение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГОЛОС И ДИКЦИЯ

Часть первая

Люди, собаки и ресурсы

У меня сильнейшая социофобия. Была. Сейчас почти прошла. Но с трудом.

В детстве, в эпоху очередей, мама оставляла меня в очереди в кассу, а сама вставала в очередь к прилавку. Это одно из самых неприятных воспоминаний моей жизни. Вокруг были чужие взрослые люди, и надо было не только находиться с ними рядом, но еще и умудриться каким-то образом пропустить их вперед, если моя очередь в кассу подойдет раньше, чем мама успеет взвесить товар у прилавка. Это было невозможно! Слов не было, все фразы, которым учила мама, вроде: «Проходите, пожалуйста! Я вас пропущу, сейчас подойдет моя мама», — было совершенно невозможно произнести. Это же просто НЕЛЬЗЯ было сказать! Поэтому я молча уступала свое место стоящим сзади, снова и снова, пока меня совсем не вытесняли из очереди. Тут появлялась мама…

При этом я совершенно не боялась собак. Могла подойти к любой большой и рычащей собаке и начать гладить ее по голове. Я искренне не понимала, как они могут кусаться?! Мне было понятно, что собака боится и меня, и ситуации, в которую она попала, не знает, что ей делать, оттого и рычит. Через минуту собака уже лизала мое лицо. Надо сказать, что в пору моего детства собачье племя родного города было в основном представлено охотничьими лайками и их беспородными потомками. Овчарки были редкостью, болонки тоже. И уж конечно, никаких бойцовых собак, вроде бультерьеров, не было и в помине.

Сейчас я побаиваюсь собак, ведомых агрессивными хозяевами. Я вполне могу справиться с людьми, если они без оружия. Если же собака служит инструментом выражения агрессии своего хозяина по отношению к окружающим, это опасно. Тогда она превращается в оружие.

В наши дни степень агрессивности людей зашкаливает, особенно в крупных городах. На то есть две ясных причины. Первая — чрезмерное скопление людей в одном месте, где им не хватает жизненного пространства, энергии, солнца и воздуха. Вторая — технологии управления и продаж, построенные на агрессии по отношению к подчиненному и покупателю. Поскольку в больших городах преимущественно занимаются именно управлением и продажами, то агрессия, легкое унижение ближнего, вежливое хамство становятся господствующей моделью поведения. Натасканные на агрессию и доминирование люди выплескиваются на улицы, сталкиваются с себе подобными, мимоходом нанося друг другу психические увечья. Это бывают простые ссадины и синяки на душе, но если так продолжается долго, то постепенно из мелких синяков вырастает одна большая гематома.

Сильный, не склонный к рефлексии человек, имеющий большую машину, большой дом с высоким забором и большую собаку — таков нынче стереотип успешного индивида.

У меня нет собаки. У меня нет дома, у меня не очень большая машина, я ношу европейский тридцать четвертый и вешу пятьдесят три килограмма. Но желание нахамить мне я останавливаю пристальным взглядом, попытку отобрать что-нибудь предупреждаю особенно вежливыми словами.

Я по-прежнему много молчу, и мне хорошо в одиночестве, но я могу объяснить кому угодно и что угодно. Мне не так уж легко общаться, но у меня это получается!

Как это произошло и за счет чего? Я полюбила людей. Полюбила такими, какие они есть. Я поняла их так же, как в детстве понимала собак.

Все люди стремятся к счастью. Все хотят любви, здоровья, безопасности, продолжения рода, спокойной и здоровой старости. Все хотят понимания, сотрудничества, совместного движения к идеалам. Много еще чего хотят… Как правило, абсолютно позитивного и справедливого. (Я не берусь здесь разбирать девиантные случаи). Проблемы, на самом деле, две: различие идеалов и нехватка ресурсов для их достижения. В сущности, борьба за ресурсы и есть основная причина массовой агрессии, охватившей большие города.

Кто мы, с кем мы и куда движемся

Когда ресурсов не хватает, мы должны либо сменить идеалы, либо перераспределить ресурсы. Если же не хватает перераспределенных ресурсов, неизбежно придется искать иные цели, смыслы и идеалы.

Общение между людьми — это, по сути, обмен информацией о ресурсах и целях. Оно плодотворно именно в результате этого обмена. Если вы обладаете такой информацией и готовы ею делиться, то бояться вам вроде бы и нечего. Но делиться ведь хочется только с приятными и полезными людьми. Общаться же приходится с разными. Вот тут-то нередко и накатывают неосознанный страх, неприятный холодок в пальцах, влажность подмышек, скованность челюстей или плеч. Мы ничего и никому не хотим отдавать, но обстоятельства вынуждают нас делиться своим с чужими. Те же подчас могут оказаться сильнее и готовы забрать все, что у нас есть. Так они понимают дележ.

Первое условие преодоления сложностей в общении — это его фильтрация. По моим наблюдениям, очень часто именно одинокие, испытывающие дефицит жизненно важных ресурсов люди слишком часто откликаются на предложение ЛЮБОГО общения. Подумать только! Вам почти нечем поделиться, а вы готовы отдать все, что имеете, первому встречному!

Сначала надо накопить. Накопить знания о жизни, о способах преодоления жизненного пути. Понять, что такое жизненные ресурсы и где именно они лежат.

Начните с себя! Накопите в себе и для себя! Постарайтесь найти ответы на простые (вроде бы!) вопросы.

Кто вы? Зачем вы живете? Что вы делаете в жизни?

В чем именно ваше счастье?

Если вы затрудняетесь с ответами на эти вопросы, о чем же вы будете говорить с другими людьми, что вы сможете им сказать, например, в публичном общении, в выступлении? Ведь в любом общении с людьми, хотим мы этого или нет, мы неизменно передаем информацию о себе, отдавая при этом частицу своего «Я».

На самом деле, на все эти вопросы можно дать ответы, и большинство людей в состоянии сделать это, подумав хотя бы немного. Например: «Я — водитель по профессии, я вожу грузы, я люблю ездить и доставлять людям то, что им необходимо. Я делаю это ради своей семьи, которая ждет меня дома». Или: «Я — продавец-консультант по продаже бытовой техники, помогаю людям выбрать именно то, что им необходимо, правильно потратить свои деньги, то есть обменять свой труд на труд других людей. Но не это главное в моей жизни: я приехал в город из сельской местности и очень хочу закрепиться здесь, продолжить линию своей семьи на новом месте. Для этого я зарабатываю деньги, которые так необходимы мне и моей семье».

Теперь несколько слов о себе. Я философ и социолог, в первую очередь. Наставник в сфере живого общения, коуч — все-таки во вторую. Потом уже жена, мать, дочь. Самоидентификация может меняться. Когда-то я была в первую очередь студенткой ГИТИСа, потом — режиссером-постановщиком, в определенный период времени была исключительно матерью.

У меня очень сложная задача в жизни. Я долго не могла с ней примириться, потому что она звучит до вульгарности амбициозно и, быть может, несколько высокопарно: изменять к лучшему жизнь других людей. Мне потребовалось немало времени, чтобы убедиться в том, что мой долг — помогать думать и чувствовать другим людям, подталкивать их к тем поступкам, которые они сами давно хотели и могли совершить, но откладывали, опасаясь неясных последствий и т. п. К решениям, принятие которых они затягивали так долго, что им самим начинало казаться, будто все уже решено за них давным-давно.

Итак, первое условие успешного общения — его фильтрация. А сама фильтрация, как вы, наверное, уже поняли, начинается с себя и своей головы. Голову многих из нас можно сравнить со стиральной машиной, в барабане которой в мутных водоворотах и клочьях пены бултыхаются некие нужные нам вещи. Задача — слить грязную воду, выполоскать и отжать выстиранное. Только после этого придет желанное спокойствие и доверие к себе, наступит гармония в мыслях и желаниях.

Рекомендую вам проделать ряд упражнений. Самостоятельно. В соответствии с моими подробными описаниями. Конечно, вы можете этого и не делать. Но тогда вы извлечете из этой книги меньше пользы, чем могли бы.

Упражнение №1. Идеальный самообраз, update наследственности

Просто сядьте, или прилягте, или смотрите в окно и вспоминайте свою жизнь. Всю. Разную. Не только плохие, но и не только хорошие моменты. Всю целиком, как она записана в вашей голове. Без каких-либо самооценок констатируйте свою эволюцию: вот вы сын/дочь, вот вы ученик, вот вы студент/учащийся… Кто вы дальше? Тогда вы сможете придти к правдивому ответу на вопрос: «Кто же вы сейчас?». Ваш новый «автопортрет» может отличаться от той версии, которую вы рисовали в своем воображении всего несколько минут назад. Это значит, что вы себе немного лгали. Не беда! Иначе, как бы вы пережили все то, что вам пришлось пережить?! Теперь, когда перед вами две картинки, подумайте, в сторону которой из них вы хотели бы двигаться? Впрочем, желаемой может стать и третья картинка. Вы сможете подтянуть себя к ИДЕАЛЬНОМУ САМООБРАЗУ, если действительно захотите и приложите необходимые усилия.

Я не люблю слово «имидж». Очень любила когда-то, когда оно только входило у нас в оборот. Теперь оно затерлось, замылилось, покрылось кожным салом, как дверные ручки или поручни в общественном транспорте. Осталось русское слово «ОБРАЗ», но оно имеет ритуальный и поэтический оттенок. И, самое главное, оно направлено вовне, то есть «образ» — это, скорее, то, что мы видим или представляем в окружающей действительности. Я добавлю к нему приставку «само-» и таким образом направлю его внутрь нас. Идеальный Самообраз — это то, какими мы хотели бы быть, оптимальный вариант нашей личности, возвышающийся над заданными жизненными обстоятельствами. В идеале после общения в памяти наших собеседников должен оставаться именно он.

Имидж можно исправить, подтянуть: купить новые очки и костюм, завести новое хобби или новые страницы в соцсетях, взамен старых, и все такое прочее. Но если вы не смените самообраз, то рано или поздно неизбежно скатитесь обратно туда же, где и были. И однажды обнаружите, что ваш новый костюм ничем не отличается от старого…

Когда вы ответите на вопрос: «Кто вы?», — перед вами встанет следующий: «С кем вы?» Или, может быть, вы сразу поймете, что вы не с теми, с кем надо и с кем вы хотели бы быть.

Все мы, даже самые социофобные из нас, — стайные животные. Только одни предпочитают малые, а другие — крупные стаи. Одни стаи занимаются, скажем, продажей принтеров, а другие — изданием книг. Можно представить себе, например, врачей, как огромную стаю, разделяющуюся на малые и совсем мелкие стайки по своей профессиональной специализации. Люди, которых они лечат, также сбиваются в стаи под названием «пациенты». Но, выйдя из кабинета врача, они перестают быть пациентами и становятся кем-либо еще. (Кстати, уверена, что в общении людей немало схожего с миром животных, насекомых, птиц. Не верите — почитайте, например, Нико Тинбергена, «Поведение животных» или «Осы, птицы, люди». Весьма поучительно!).

Итак, вы выбрали себе самообраз и определили «стаю», к которой хотели бы принадлежать…

Но вас туда не берут! Это обидно. Но так нередко бывает! Еще чаще случается, что вы туда даже не проситесь, потому что уверены — все равно не возьмут.

Не буду вам врать, что это не так! Дескать, стоит вам только захотеть — так всё непременно и сразу же сбудется! Мол, там только вас и ждут, особенного и неповторимого!

Несметное количество шарлатанских тренингов основано на обмане клиентов. Но клиент, как еще Пушкин заметил, и «сам обманываться рад».

«Быть может, за грехи мои

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!…

Я сам обманываться рад!».

Подобные тренинги построены не на прямом обмане, а на стимулировании самообмана клиентов. Технология проста: вам внушают, что жизнь легка и приятна. Что повсюду валяются деньги и имеются привлекательные партнеры. Надо только уметь увидеть их и поднять. И положить к себе в карман! Всего делов-то!

Доля правды в этом есть. Многие люди не позволяют себе быть счастливыми, богатыми, известными, любимыми и здоровыми. Лучше всех, на мой взгляд, об этом написал Эрик Берн в книге «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы» (СПб, 1992).

Механизм возникновения столь странного поведения довольно прост. Мы наследуем стиль жизни, манеру поведения и цели существования своей семьи. Мы усваиваем их еще в детстве, вместе со всеми остальными навыками. Генетически мы наследуем креативность, интеллект, темперамент, особенности личности (об этом, в частности, свидетельствует лонгитюдное исследование коллектива сотрудников Психологического института РАО «Генотип. Среда. Развитие» Егорова М. С. и др. (М. 2004)).

Справка. Лонгитюдное исследование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. (Лонгитюдное исследование — Википедия)

При таком двойном наследовании, генетическом и ценностном, мы являемся носителями опыта наших близких и дальних предков. Жизнь как природное явление логична. Если наши предки выжили и дали потомство, значит, их жизненный опыт ценен и требует закрепления в генотипе и культуре.

Однако условия жизни могут резко измениться, и тогда опыт родителей может оказаться для нас мало полезен или даже вреден. Более того, хитрая природа все время варьирует, по-разному соединяя генетический материал в каждом конкретном человеке, и наше тело, наша психика могут диссонировать с жизненным опытом, задачами, ценностями нашей семьи и даже нашей культуры.

Если ваши предки были, скажем, крепостными крестьянами, то вы почти наверняка унаследуете те качества и особенности характера, которые помогли им выжить: способность терпеливо переносить тяготы и лишения, покорность к принуждению и даже произволу со стороны власть имущих, нежелание, а зачастую и отсутствие потребности сделать личный выбор, чтобы изменить свою жизнь. Ваше трудолюбие, скорее всего, будет весьма специфичным. Вы, с высокой долей вероятности, будете стараться оттянуть начало и особенно конец работы на как можно более долгий срок, хотя работать, в принципе, будете и любить, и уметь. Вместе с тем вам, скорее всего, передались физическая крепость, способность сохранять жизненные силы при скудном питании, а также, почти обязательно, — умение видеть, где и что плохо лежит. (Брать или не брать — это вопрос вашего личного выбора, но ВИДЕТЬ вы будете). Почти наверняка, вы будете чураться публичности, богатства и известности, даже если внутренне будете к ним стремиться. А главное — вы во многом останетесь крепостным, даже если успешно продвинетесь по карьерной лестнице или займете высокое положение в обществе.

О, ужас! Тут впору впасть в отчаяние и бросить читать эту книгу! Но вы этого не сделали. Потому что имеется одна маленькая лазейка. В нее-то мы и попробуем проскользнуть. Эту дверцу открывает наш разум. Мы можем переосмыслить традиции нашей семьи, нашей местности, нашего народа, нашей культуры и перестать быть крепостными крестьянами или кем там еще были наши предки, соседи и родственники — охотниками, разбойниками, коммивояжерами, военными, рантье и т. п.

Мои предки с одной стороны были охотниками и рыболовами, с другой — мореходами, рыбаками и торговцами. От первых я унаследовала скупость в словах, боязнь людей, легкокостность (нужно быстро бежать на лыжах по насту и догнать лося) и агрессивность (изнемогающего лося надо все-таки застрелить). Давным-давно мои пращуры поселились в дремучих лесах Европейского Севера и выжили только за счет того, что людей было мало, а зверя и дичи достаточно. Повадки ближнего в жизненно важном промысле существа — охотничьей собаки — стали им понятны. Именно мои предки благополучно вернулись с удачной охоты, дали и вырастили потомство.

От вторых я унаследовала расчетливый ум, способность запредельной концентрации на достижении цели (доплыть, дойти, во что бы то ни стало, на грани и за гранью физических сил!), способность к языкам, интерес к людям, умение жестко отстаивать в торге свою выгоду. Правильно загрузились, поймали ветер, хорошо продали товар и вернулись домой с провиантом только эти люди. Остальные навсегда сгинули в Белом море либо полегли в землю на его бесплодных берегах.

С другой стороны, зачем, скажите на милость, мне способность к языкам и интерес к жизни других людей, если я людей боюсь? Зачем мне легкокостность вместе с умением поймать ветер? Зачем мне все это именно в таком комплекте сейчас?

Да ни за чем! Поэтому комплект надо перебрать. Отложить подальше те качества, которые мне сейчас не нужны, спрятать их до той поры, когда они могут понадобиться. Тогда как необходимые, напротив, следует развить и укрепить. Только и всего!

Упражнение №2. Любим лучшее в себе

Вспомните себя! Вспомните семью, свой род. И полюбите! Безоглядно, сильно, страстно! И себя, и всех своих родителей, и прародителей в себе! К какой культуре, наследственной профессии вы принадлежите? Как эта информация, эти сформированные и выверенные веками физиологические, психологические, нравственные особенности отражены лично в вас?

Затем подумайте, зачем природа произвела вас на свет и что она этим хотела сказать? Может быть, она хотела поэкспериментировать? А может быть, вы на кого-то сильно похожи? Кто и каков был этот человек? Вы — продолжение некой линии или результат нового эксперимента?

Обнаружьте себя реального и полюбите себя сильно, но особенно — так, как любите другого человека — с претензиями, упреками, требованиями соответствия идеалу. Как бы «со стороны». Вы же можете сказать другому человеку: «А я-то думал/думала, что ты добьешься/заработаешь/закончишь ремонт/приготовишь обед/ и т.п.…» Теперь скажите это себе. Не бойтесь! Вам понравится!

Точки на карте жизни

Если у вас все получилось (и даже если пока не все — на данный момент это неважно), то в вашей голове должно было сложиться некое понятие. Назовем его «Точка «А». Это ВЫ. Вокруг еще 7 миллиардов других точек, системно связанных между собой, — это другие люди, в совокупности образующие социальное пространство. Назовем его «Социальное море», в котором вы — это корабль или лодка, может быть, совсем маленькая. (Третий фильм «Пиратов Карибского моря» заканчивается изумительно красивым кадром, в котором Джек Воробей один на лодочке посреди безбрежности). Но пока вы живы, лодка у вас (какая бы она ни была!) все-таки есть.

Не любите воду? Ну, тогда представьте себя черепашкой в пустыне. Хотите быть большим и значительным? Тогда вы — бизон в прериях.

В любом случае, вы находитесь в некой социальной точке, и ваше нахождение в ней обусловлено вашим происхождением, воспитанием, образованием, имеющимися навыками, здоровьем, внешностью, генетически обусловленными эмоциональными реакциями, интеллектом, креативностью, вашими личными усилиями и поступками, и еще много чем другим. Не будем разбираться, как вы оказались именно в этой точке (Джек Воробей не стал ломать голову, почему у него украли корабль, он просто поплыл дальше). Вы именно там, где вы есть. И чем точнее вы определите свое местонахождение на карте Социума, тем результативнее будут ваши дальнейшие усилия.

Черепашка ползет к воде. Бизон бредет к сочной траве. Джек Воробей плывет к Источнику Вечной Молодости. К чему стремитесь вы?

Теперь обозначим вашу жизненную цель как точку «В». Для черепашки там — вода, для бизона — трава. А чего хотите добиться в жизни вы? Денег, славы, признания, власти? Плодотворной научной работы, в результате которой вы откроете неизвестный доселе человечеству неисчерпаемый источник возобновляемой энергии? Пять шуб и холодильник для них? Гоночный автомобиль? Хорошего сексуального партнера? Любящего, преданного мужа и троих детей? Просто немного овсяной каши по утрам?

Постарайтесь всесторонне осмыслить и осознать свою цель. Бизон прекрасно знает, зачем ему трава. А зачем вам (при наших-то дорогах!) гоночный автомобиль? Готовы ли вы к бренности славы или ответственности власти? Согласны ли носить, рожать и кормить троих детей, похожих на мужа и свекровь? Проверили и утвердили? Прекрасно!

А кто еще и откуда движется к этой же точке назначения? Нет ли на горизонте других соискателей-конкурентов? Подходит ли вам их компания? Хватит ли на всех воды и травы в том оазисе, к которому вы стремитесь? Не прикончат ли вас по дороге новые друзья-соперники? Да-да-да-нет? Прекрасно! Поздравляю! Вы нашли свою стаю!

Бизонам, которые уже добрались до травы, вы неинтересны. Утолившим жажду и отдыхающим в оазисе черепашкам нет до вас дела. Поэтому, если вы ранее ассоциировали себя с ними, как со «своей стаей», вас, скорее всего, ждет разочарование. А, может быть, вы нужны тем, кто мужественно ползет через барханы, пробирается через буреломы и плывет сквозь водовороты? Не уверены? Я тоже.

Вам есть что сказать, чем вдохновить соратников? Что вы знаете о жизни? Как преодолеть барханы и не оказаться погребенным заживо, как избежать пули охотника, как выскользнуть из водоворота?

Возможно, что вокруг просто никого нет. Возможно, вы совсем не знаете жизни. Тогда в точку «В» вам еще рано. Вам нужно в точку «С». Она лежит между точками «А» и «В». Это своего рода промежуточная остановка. Там можно передохнуть и подкрепиться, встретить и сплотить попутчиков. Именно там составляются команды соратников и разрабатываются планы движения в точку «В».

Если вам недостает жизненного опыта и четкого плана достижения точки «В», вам сначала нужно непременно в точку «С». За время пути от «А» до «С» вы не только накопите полезный опыт в жизненной борьбе, но и проверите на прочность свое желание попасть именно в «В». Точка «С» — это и спасительная тень для изнуренных черепашек, и густая растительность, скрывающая бизонов от хищников и браконьеров. Отличительная особенность точки «С»: отсюда до точки «В» ближе, чем от «А». Там вы также обретете нечто ценное и полезное для вас и встретите тех, с чьей помощью сможете благополучно добраться до точки «В».

Возможно, эту книгу купил Скептик. Или Конкурент. Тот, кто приплыл в общую для нас с ним точку «В» (тренинг публичности, лайф-коучинг) раньше меня и не собирается делить со мной имеющееся там. В нашем с ним случае это вы, мои читатели, и ваша благосклонность. Очевидно, он может сказать следующее: «Ну и какое отношение эти квази-социологические картинки имеют отношение к публичности? Публичность — это навык, его надо тренировать. И причем тут личность и семья?».

Отвечаю: публичность, общение, публичные выступления, безусловно, требуют навыков, и скоро мы займемся именно их формированием и тренировкой. Но проблема большинства людей в общении, как публичном, так и приватном, в том, что они не понимают и не желают понимать, что происходит с ними в данный конкретный момент их жизни. Они не думают о своей жизни как о пути к цели, не стремятся ею управлять, потому что не знают, зачем это нужно. Они пусты в общении, потому что им, по сути, нечего и незачем говорить. Нас никто не учит думать о жизни как о труде жить. Мы часто боимся думать о себе как о продукте своей природы и своего окружения. Тем не менее, люди искренне верят, что все будет хорошо, стоит только немного подождать и чуть-чуть потерпеть. Что же касается книг, анализирующих процесс общения с научной точки зрения, то их немало и некоторые из них прекрасны, но они перенасыщены специальной терминологией, что затрудняет их восприятие широкой читательской аудиторией. Да они и пишутся не для этой аудитории! Моя задача (и этой книги) — помочь широкому читателю обрести целостный взгляд на общение, в котором, на самом деле, инструмент неотделим от цели, а навык — от подлинного смысла действия.

Если вы решили родить троих детей, то точка «С» — это место встречи с их отцом; это дом, в котором они будут расти; это доступ к хорошему питанию и качественному медицинскому обслуживанию. Если вы собрались спасти человечество от энергетического коллапса, то в точке «С» вам дадут соответствующее образование и квалификацию, необходимые для совершения прорывного научного открытия.

Движение к цели

Однако, хотя мысленно вы и обозначили месторасположение наших условных точек на карте Социума, ближе от этого к точке «В» вы пока еще не оказались. К ней необ-ходимо ПРОДВИГАТЬСЯ.

Вы будете интересны самим себе и окружающим, только если упорно движетесь в точку «В» и готовы делиться с другими приобретенным опытом, навыками и приемами, предостерегать их от ошибок и разочарований.

И, конечно же, вы станете интересны тем, кто разделит с вами вашу цель. Но сначала вам необходимо все рассказать о ней своим возможным попутчикам. Они должны вдохнуть аромат сочных трав, ощутить радость избавления от жажды или поверить в чудо обретения вечной молодости. И лишь затем вы сможете поведать им, как добраться до точки «В», а также о том, какие трудности и преграды вам предстоит сообща преодолеть на этом пути.

Отступление I

Это был милый пожилой человек, с хорошими манерами и особенным, жестковатым юмором. Мы работали вместе в избирательной кампании в одном дальнем регионе нашей огромной страны. После работы мы собирались в большой столовой загородного дома, где нас разместили. Я купила крупную свежую форель и сама солила ее в просторной кухне. Искренне стараясь скрасить мое кухонное одиночество, он рассказывал мне об одной латиноамериканской стране, красивой и жаркой, в которой я никогда не бывала и до которой мне, возможно, и добраться не суждено.

— У меня там была подруга, невероятно красивая женщина, с вьющимися черными волосами и пышной фигурой, — вспоминал он. — Она была женой шофера из нашего посольства. Однажды я взял ее с собой на встречу к одному итальянцу, который влюбился в нее с первого взгляда. Этот итальянец меня очень интересовал. Как-то раз я мельком видел у него карту со схемами действий войск нашего вероятного противника в кризисной ситуации. Как бы между прочим я спросил, не мог бы он дать мне эту карту на время. Он ответил, что карта ему больше не нужна, поскольку представленная на ней информация в результате изменения ситуации в регионе устарела и уже не имеет значения. Но у нас-то этого тогда еще не знали! После встречи с моей подругой итальянец дал понять, что мог бы отдать мне карту, если красавица придет к нему в гости. Через пару дней мы с ней заглянули к нему в отель; там я сделал вид, что меня срочно вызывают, пообещал ей, что скоро вернусь, забрал карту и оставил их наедине.

Услышанная история как-то не вязалась со сложившимся у меня еще по советским фильмам и романам образом «бойца невидимого фронта» без страха и упрека.

— А что с ней стало?

— С картой? — машинально переспросил он. — Мне объявили благодарность за ценные сведения. Хотя их, по большому счету, и не было.

— Нет, с женщиной!

— Ну, она, конечно, сказала мне, что я редкая сволочь. Но, в сущности, она была счастлива! Тот итальянец оказался страстным любовником и щедрым кавалером, к тому же он был очень хорош собой. Он показал ей страну, с ним она побывала в таких роскошных отелях и шикарных ресторанах, в окна которых раньше боялась заглядывать.

— А как же ее муж?

— Ну, ему все объяснили…

— А потом, что с ней стало потом?

Он задумался. Этот вопрос, очевидно, никогда не приходил ему в голову.

— Я не знаю, — беззаботно ответил он, — кажется, она покончила жизнь самоубийством.

Остро заточенный кухонный нож замер в моей руке. Мне не хотелось смотреть ему в лицо. Я молчала. Он предпочел рассеять паузу:

— Их с мужем отослали домой, как только итальянец уехал. Позже мне рассказывали, что она не то застрелилась, не то попала в сумасшедший дом…

Передо мной стремительной чередой ярких картин прошла жизнь удивительно красивой молодой женщины, которой, казалось бы, выпал счастливый билет попасть в далекую прекрасную страну и быть любимой страстным итальянцем в интерьерах роскошных отелей. Только это был не ее выбор. И все закончилось совсем не по ее выбору: высылка в серые советские будни, бесконечные упреки обманутого мужа и абсолютная невозможность когда-нибудь еще хоть разок очутиться в утраченной сказке. Ее жизнь кончилась. Оставалось только нажать на курок…

Очевидно, в моем поведении что-то изменилось. Движения сверкающего отточенного лезвия в моей руке, прежде размеренные и неторопливые, стали резче, решительнее. Мой собеседник был явно озадачен.

— Юлечка, я вас чем-то обидел? — тон был заискивающим, почти детским, или, точнее, стариковским. Пробивающим на жалость. Я посмотрела на него очень внимательно. Поняла, что бессмысленно возмущаться или призывать к раскаянию. Уйти? А как же моя форель? Хотелось ударить его. Но это вряд ли бы удалось. Он без труда перехватил бы мою руку. Он по-прежнему был профессионалом высокого класса. Я это понимала, и он это знал. Оставалось только обезоруживающе улыбнуться:

— Нет, ну что вы!

Я благодарна ему. Он преподал мне один из самых важных в моей жизни уроков. Жизнь надо выбирать самой. Нельзя никому позволять менять ее по своему усмотрению, тем более что-либо на нее выменивать.

Выбор пути

В тот момент, когда вы окажетесь перед дверью в начальственный кабинет, в аудиторию или на сцену актового зала, задайте себе вопрос: «Это мой выбор? Кто, когда и на что обменял меня? Не в результате ли этого я сейчас стою перед дверью, входить в которую у меня нет и никогда не было ни малейшего желания?»

Родители нередко обменивают жизни своих детей на достижение чувства удовлетворения от собственной жизни. Звучит кошмарно, но это именно так. Мужья обменивают профессиональные успехи жены на свои собственные карьерные достижения. Дети обменивают здоровье родителей на свое образование. А уж про «офисно-корпоративные страсти» и говорить как-то неловко — о них уже столько написано и снято…

Люди сплошь и рядом обращаются со своей жизнью так, будто у них в запасе имеется вторая. Женщины обменивают счастье супружества и материнства на утверждение собственного интеллектуального превосходства. Или наоборот, меняют дело всей своей жизни на удовлетворение банального физического влечения. Мужчины обменивают большую любовь на сексуальную и финансовую свободу, реализацию таланта или призвания — на престижный автомобиль и так далее…

Когда вы окажетесь перед дверью, в которую не хочется входить, спросите себя, не вы ли тот самый человек, который обменял вашу единственную жизнь и счастье на что-то броское и даже якобы значительное, вроде упомянутой выше «секретной» карты? Как вы здесь очутились? Зачем вам туда?

Проверить, имел ли место мошеннический обмен, совсем не трудно. Если его не было, то ваш путь в точки «В» или «С» лежит именно через эту дверь.

В английском фильме «Король говорит», сценарий которого основан на реальных исторических событиях, главный герой принц Альберт вовсе не хотел и не готовился стать королем Великобритании. Но родной брат обменял его покой на морганатический брак, после чего жизненный путь Альберта Георга изменился. Он прошел через радиостудию. Будущий король принял свой новый жизненный маршрут и успешно достиг своей точки «В» — победы в кровопролитной войне, процветания Великобритании при сохранении монархии.

Справка. Морганатический брак — брак, заключенный членом королевской семьи с лицом некоролевского происхождения. (Большой Энциклопедический словарь. 2000)

Допустим, вы чураетесь публичности. Однако дело, которому вы собираетесь посвятить свою жизнь, изначально сопряжено с необходимостью публичного общения, в том числе выступлений на людях. Пусть не как основной, но все-таки обязательной составляющей вашей будущей деятельности.

Считается, что настоящий лидер, руководитель — чуть ли не прирожденный оратор. На самом же деле, управленческий талант и харизма трибуна, талант расчета и талант очарования крайне редко сочетаются в одном человеке. Успешно руководить людьми вы сможете, если умеете правильно рассчитать объем конкретных усилий оптимального количества исполнителей, необходимых для выполнения поставленной задачи в намеченный срок. Если вы этого не умеете, то я сочувствую тем, кем вы руководите.

Природный же талант оратора прежде всего проявляется в способности испытывать страстные чувства, сильные эмоции, перехлестывающие через край и заражающие аудиторию.

«Талант — это степень возбудимости», — говорил мой мастер (так в театральных вузах называют педагогов курса, творческих мастерских) Матвей Ошеровский. «Если я говорю девочке-студентке: „Представь, что твой ребенок умирает“, — и она плачет, — это талантливая актриса».

Иными словами, талантливый руководитель в первую очередь рационален, а хороший оратор в первую очередь эмоционален. Вы можете быть прекрасным, умным и проницательным руководителем, но вместе с тем — скучным оратором, топящим аудиторию в потоке цифр и заумных терминов. Это нормально! Это говорит о том, что набор качеств, доставшийся вам в наследство от родителей, требует совершенствования, а вовсе не о том, что вы стоите перед дверью в актовый зал в результате ошибки или подлога. Это — ваша дверь. Просто она туго открывается. Это поправимо.

Вам действительно необходимо туда войти? Вы этого действительно хотите? Для ответивших утвердительно на эти вопросы — следующая глава.

Трудная работа

Один молодой человек рассказал мне, что потратил на тренинги около миллиона рублей и единственное, что он из этого вынес — что вся полученная информация о навыках бессмысленна, если навык не перешел в привычку: «Это такой укол бодрости. Укололся — и ходишь некоторое время мотивированный. Потом все возвращается на свое место». Согласитесь, ценная информация, но стоит ли она миллион?

Эту страшную тайну скрывает большинство тренеров. В самых лучших случаях процент «излечившихся» составляет 40%. Остальные потратившие деньги и время остаются там, где они и находились. Ну не буду же я прямо здесь уточнять, где…

Скептик: Раздражающе банальные вещи о необходимости труда перемежаются рассказами о рыбе, стариках и Латинской Америке. Для кого эта книга? Почему она состоит из кусочков и картинок? Когда автор, наконец, перейдет к основной теме книги — публичности?

Ответ: Все, даже взрослые, любят книги с картинками, потому что так легче понять написанное. Зачастую мы слишком интенсивно эксплуатируем свой мозг и плохо его кормим. Мы загоняем его, как пьяный извозчик старую лошадь. А когда он отказывает, начинаем травить лекарствами или алкоголем, с упорством, которое уместно разве что при травле тараканов.

Эту книгу можно читать кусочками. Чтобы лошадь шла шагом. И рассматривать картинки. Чтобы ей было интересно идти. Можно читать только то, что интересно, или только то, что нужно сейчас. Остальное можно прочесть потом или не прочесть никогда. Важно выбрать то, что необходимо для понимания природы вашей публичности, для раскрытия вашего ораторского таланта.

Учимся говорить. Дикция

Сколь душевно талантливы вы бы ни были, говорить придется. Ясно, громко, связно и убедительно. Начнем с «Ясно».

Упражнение №3. «Таки-туки»

Для него вам потребуется деревянный кубик размером сантиметр на сантиметр, либо пробка от бутылки. В принципе, подойдет все, что не жалко и не опасно положить в рот. Сжимая в зубах кубик или пробку, постарайтесь четко и ясно повторять: «Таки-туки-таки-туки-таки-туки-даги-дуги-даги-дуги-даги-дуги-наки-нуки-наки-нуки-наки-нуки».

Затем, продолжая удерживать зубами предмет, можно переместить его поглубже в рот, потом еще глубже, стараясь сохранять четкость произнесения согласных звуков, которой вы уже добились. При этом губы нужно вытягивать вперед в момент произнесения звука «у» и подтягивать к зубам, произнося «а».

Отступление II

В том году, когда я поступала в ГИТИС, абитуриентов по специ — альности «режиссер музыкального театра» набирали только на заочное отделение. Мне же не хотелось поступать никуда, кроме факультета музыкального театра. К тому времени я уже начинала любить оперу. «Начинала» — потому что полюбить ее по-настоящему, я уверена, можно только став взрослым человеком. Когда полностью разовьется вкус и придет осознание музыки как особого интеллектуального удовольствия.

После зачисления на заочное обучение в ГИТИС, я вернулась жить и работать в родной Сыктывкар. Поступила на службу в Республиканский драматический театр им. Виктора Савина, где оказалось вакантным место заведующей музыкальной частью. Еще до получения режиссерского диплома перешла на должность режиссера — постановщика. По окончании ГИТИСа я осталась в ставшем для меня уже родным театре, который к тому времени получил звание Академического театра Драмы Республики Коми. В моих спектаклях всегда было много музыки. Дело в том, что в национальной драматургии коми — а театр работал на двух языках (уникальный случай — одни и те же актеры!) — песни являются неотъемлемой частью пьесы. Пример тому — «Свадьба с приданым» Николая Дьяконова, широко известная по спектаклю московского Театра Сатиры и знаменитому кинофильму с Верой Васильевой. Мало кто знает, что сама пьеса была написана на коми языке молодым актером Коми республиканского театра для своих коллег. И лишь потом на свет появились перевод на русский, спектакль Театра Сатиры и ставший поистине «народным» одноименный кинофильм. Так вот, когда я еще только начинала служить в театре, к нам приехала педагог сценической речи из одного театрального вуза. Она-то и показала это замечательное упражнение в рамках мастер-класса для актеров нашего театра. К сожалению, я не помню ни ее имени, ни названия вуза, но упражнение настолько великолепно, что забыть его невозможно. Оно прекрасно помогает тренировать язык, губы, гортань, что позволяет за короткий срок избавиться от «проглатывания» согласных звуков.

В своей жизни я так и не поставила ни одной оперы. Очень жалею об этом. Мне этого никто не предложил, а сама я за это не боролась. Мне казалось, что такая возможность придет сама собой. В Театре Оперы и балета Республики Коми я поставила только один спектакль: «Кошкин дом». Он долго не сходил со сцены. Несколько лет спустя после премьеры, уже уехав из Сыктывкара, я приходила его посмотреть. Так, наверное, смотрят на обломки корабля, который когда-то был твоим. Но, поскольку изначально он был ладно скроен и крепко сшит, обломки не тонули, и уже другие артисты обживали их. По-своему.

В жизни очень важно уметь ждать, не вступать в борьбу, экономя тем самым силы, здоровье и время жизни. Ждать спокойно, без суеты и нервозных фальстартов. Однако, тщательно тренируя в себе способность терпеливо выжидать подходящий момент, вы рискуете этот самый момент пропустить. Вы его не почувствуете. Иногда нужно ослабить хватку на горле собственного темперамента. Иногда нужно вступить в борьбу, даже обреченную на поражение. По крайней мере, не будет так горько.

Не пора ли и вам начать борьбу с собой за дикцию? Даже если все врачи и логопеды махнули на вас рукой, даже если все любимые и родные люди, а вслед за ними знакомые и подчиненные уверяют, что и так прекрасно вас понимают, — все равно попробуйте! Потому что, быть может, именно сейчас и настал тот самый подходящий момент, чтобы оспорить досадный диагноз, выйдя из убежища любви и уважения родных. Потому что другого случая для этого может и не представиться. Борьба с самим собой — самая трудная борьба в этом мире. Ее время пришло. Сейчас.

В русском языке особенно важны согласные звуки. Во многих языках гласные звуки важны не менее или даже более важны, чем согласные. Интонация, протяженность гласных звуков в английском, по моему мнению, во многом определяет не только чистоту языка, но и нередко выдает социальное происхождение говорящего. Недаром профессор Хиггинс мучил Элизу Дулитл бесконечным повторением простого словосочетания «a cap of tea», добиваясь именно безупречной интонации, нужной высоты и длины гласных. Маргарет Тэтчер, когда она уже была видным политиком, пришлось нанимать педагога для избавления своей речи от визгливых звуков, клейма бакалейной лавки.

Вернемся к русскому. Здесь особенно важны звуки согласные и еще раз согласные. Гласные у нас — ясные, простые, доступные всем. Ну, разве что «Ы» и «Э» иностранцам не сразу даются. Но согласные «убегают» даже от этнических русских.

Отступление III

Один-единственный раз в своей жизни я общалась с человеком, у которого не было никаких проблем с речью. Вообще никаких. «Го — ворит — как пишет», — это про нее. Ни слов-паразитов, ни за — труднений с подбором эпитетов, с чистотой звучания гласных, с ясностью согласных — не было ничего, что могло бы затруднить непринужденное, плавное течение ее предельно ясной, понятной речи. Лет ей было тогда под 90. Она была потомственной дворянкой, дочерью царского генерала.

Сама я говорю по-русски неплохо, я так считаю; хорошо говорит моя мать, красиво говорила моя бабушка, которая в свое время окончила прогимназию и, помимо русского, знала еще и французский язык. Давно подмечено, что знание второго языка помогает в постижении родного. В семье матери также много говорили по-английски. Приходил ее дядя, моряк, и часа по два-три разговаривал с детьми по-английски. Матери уже некогда было со мной говорить, советская школа давала знания по учебнику. Хорошие, но неполные, что ли. Не все.

Когда я услышала речь этой престарелой русской женщины, я поняла, чего мне недостает.

Уехавшие после революции 1917 года за границу наши соотечественники увезли с собой подлинное звучание русского языка. В него ворвались подвывания рыночных торговок, крикливые ноты, остатки многочисленных инородных вкраплений, выживших в низовой среде.

При расставании старая дворянка вышла из своей комнаты проститься со мной. Она внимательно посмотрела на меня и еще более пристально и спокойно — на мой чемодан. Потом она приподняла подбородок, наклонила голову и чуть протяжно спросила:

— А где же ваш…, — впервые за все время нашего общения она с трудом подбирала слово, — …ваш мальчик?

— Какой мальчик? — удивленно переспросила я.

— Ну, ваш… кавалер!, — это слово, видимо, ей тоже не нравилось в данной ситуации, но лучшего не нашлось. Я молча стояла в недоумении. Мы никогда не говорили с ней о кавалерах. — Ведь не сама же вы понесете этот чемодан! — она пеняла мне на непонятливость.

У меня в очередной раз пропали все слова. Что я могла ответить ей? «Я понесу его сама»? Плохой вариант в данной ситуации. Я лепетала что-то невнятное, мол, чемодан легкий, что сейчас так принято, что мои однокурсники живут очень далеко… Она распростилась со мной достаточно сухо, несмотря на возникшую между нами симпатию. Она не желала простить мне мою женскую никчемность. Мужчины, мальчики, кавалеры должны носить чемоданы девушек! Таковы были ее убеждения, и она защищала их…

Очень важно общаться с детьми не только в режиме без — условной любви и полного разделения интересов ребенка родителями, к чему сейчас призывают продвинутые педагоги, но и в режиме «сделай как я», «следуй за мной», когда ребенок разделяет интересы родителей, когда он тянется к их уровню достижений. В том числе, в устной речи. Родители вправе требовать от ребенка усилий, чтобы добиться правильного произнесения звуков, вправе прививать навыки пользования ножом за столом, соблюдения чистоты тела, окружающего пространства и речи. Но с одной оговоркой — если они сами говорят и едят чисто. Если у них есть убеждения и нормы поведения, которые они сами соблюдают и которые готовы отстаивать.

Музыкальность, дыхание, акцент

Мои убеждения относительно произношения в русском языке заключаются в следующем: музыкальность фразы необычайно важна; гласные должны звучать ясно, но прикрыто, согласные же — четко, почти резко, в разной степени акцентированно.

Музыкальность: не следует делать несколько ударений в одном слове и акцентированно произносить несколько слов в одном предложении или фразе. Плавность, плавность и еще раз плавность! Как только вы начнете стараться говорить плавно, слова-паразиты начнут исчезать из вашей речи. Вы будете сами выдирать их, как торчащие из песка бревна-топляки, засоряющие русло реки, как африканская птичка рвет клювом гнилые зубы в пасти крокодила.

Дыхание: оно должно обеспечивать плавность речи. Не надо стремиться вдохнуть как можно больше воздуха, а потом резко выдохнуть, вываливая на слушателя все заготовленные слова разом. С ритмом дыхания все очень просто: вы делаете вдох в тех местах фразы, где стоят запятые и точки. При этом необходимо знать, чувствовать, где они должны стоять. Усиление выдоха, сочетающееся с усилением звука, делается только в момент произнесения ударных слов.

Что такое ударные слова? Это основные по смыслу слова. Это начинка конфеты, которую вы предлагаете слушателям. Все остальное — это фантик и оболочка конфеты. Конечно, они важны: без них конфета — не конфета, но ядро, суть фразы — в ударном слове. Распознать такие слова, например, в тексте будущего выступления, достаточно просто. Выделите их, пока наугад, наудачу, а потом произнесите вслух только эти слова. Себе или кому-нибудь еще. Спросите слушателя, что он понял, о чем в принципе идет речь? Если все понятно — значит, вы выделили правильно. Смысл речи, текста может меняться в зависимости от того, какие слова вы сделаете ударными.

В Предуралье, на Урале и в Сибири сохранилось множество региональных акцентов, которые предполагают двойное ударение в длинных словах. Это осколки финно-пермской речи, в которой, как в английском и некоторых других европейских языках, в сложносоставных словах два ударения.

Когда я говорю слушателям мастер-класса или своим ученикам, что у них есть небольшой акцент, они, как правило, с недоумением отвечают: «У нас все так говорят!» Кто бы спорил?! Элиза Дулитл говорила именно так, как все в Лиссонгроуве, где она родилась. Маргарет Тэтчер унаследовала те интонации, которые делали ее своей в небольшом городке Грэнтем в Линкольншире. И если бы ни той, ни другой не пришлось подниматься по социальной лестнице, их речь бы всех устраивала! Но Элизе захотелось работать в цветочном магазине, что уж говорить про Маргарет! «Наш век — это век выскочек. Люди начинают в Кентиштауне, живя на восемьдесят фунтов в год, а заканчивают на Парк-лэйн с сотней тысяч годового дохода. Они хотели бы забыть про Кентиштаун, но он напоминает о себе, стоит им только раскрыть рот», — говорил профессор Хиггинс.

Роль речи в «социальном альпинизме»

Многим людям случается становиться лидерами и обзаводиться капиталом, даже если они изначально не склонны к этому. Мир все еще устроен по принципу пирамиды — решения принимаются на верхних ступенях социальной лестницы. Информация и инициативы с нижних этажей социума проходят на верхние с перебоями и искажениями.

Если вы хотите изменить мир или хотя бы собственную жизнь, то, очевидно, рано или поздно столкнетесь с необходимостью повысить свой социальный статус. Вскарабкаться на следующий уровень социальной пирамиды. Чтобы изменить к лучшему свою жизнь, вам придется заняться социальным альпинизмом. Речь — это крюк на конце страховочного троса, который вы забрасываете наверх, чтобы взобраться на вершину.

Как избавиться от акцента? Мы приобретаем тот или иной акцент в процессе копирования чужой речи. В детстве, когда только учимся говорить, мы копируем речь окружающих. Теперь надо сменить образец для подражания. Но, пожалуйста, возьмите за эталон лучшее: великих артистов, великие тексты!

Упражнение №4. Избавляемся от акцента

Вам потребуется видео спектакля/фильм по классической пьесе, текст пьесы и диктофон. Например, великолепный кинофильм «Гамлет» Г. Козинцева со Смоктуновским в главной роли, а также томик Шекспира и функция диктофона в смартфоне. Если вы не читали «Гамлета» — очень советую прочесть его для начала. Потом посмотреть фильм. А затем снова взять текст шекспировской пьесы и читать его вслух, на диктофон.

Теперь прослушайте обе записи. Сравните, КАК говорят Смоктуновский или Вертинская и как говорите вы. Внимательно слушайте! Каждый звук! А потом полностью сосредоточьтесь на собственном произнесении звуков. Только не нужно изображать Гамлета или Офелию! Ваша задача — максимально точно воспроизвести интонации и ритм речи великих актеров.

Скорее всего, сначала у вас не получится. Вполне возможно, что некоторые звуки вам просто не под силу произнести. Потому что вы их никогда толком и не произносили. Вы скрадывали их несовершенство удачным звучанием других звуков, общим напором и веселостью речи. Что ж, вы молодец! Только теперь нужно постараться и хорошенько поработать над их произношением.

Попробуйте изобразить звук больших напольных часов. Часикам некоторые из нас подражали в детстве. Этому нас научили родители или старшие дети. Но как человек, с детства тикающий «часиками», я с удивлением обнаружила, что большинству моих слушателей эта забава незнакома, более того — недоступна! Надеюсь, вы не из их числа.

Упражнение №5. «Часики». Тренируем нёбо

Плотно закройте рот. Сглотните слюну. Постарайтесь присосать к верхнему небу язык, особенно его корень. Как будто вы пьете, но с закрытым ртом. Создайте вакуум во рту, в том числе за счет мягкого нёба. Язык прилипнет достаточно крепко. Теперь оторвите язык от верхнего нёба. Он оторвется с характерным цоканьем, действительно похожим на тиканье большого механического будильника. Получилось? Тогда двигайте язык во время приготовления к щелчку по пространству нёба, по-разному присасывая его, добиваясь тем самым разной высоты и силы звука.

А теперь прощелкайте ритм. Сначала ровный, как стучат часы, потом любой музыкальный. У вас должны неимоверно устать корень языка, нёбо и гортань. Это хорошо. Значит, вы все сделали правильно.

Это упражнение, как говорит одна моя знакомая, врач, очень хорошо помогает избавиться от храпа. Не знаю, насколько помогает. Но точно знаю, что страдающие от храпа люди не в состоянии воспроизвести нечто даже близко похожее на «Часики». Видимо, их мягкое небо настолько вялое и рыхлое, что просто не способно участвовать в производстве таких звуков. Во сне оно совсем расслабляется, временами полностью перекрывает путь воздуху. Возникает храп или даже так называемое «апноэ сна», смерть сна, когда человек во сне вовсе не дышит несколько секунд или десятков секунд, или даже до 2-х минут. Человек и спит, и не спит. То есть он спит, но физиологические процессы, которые должны протекать во сне, происходят неправильно или не в полном объеме. Такой человек не высыпается и не способен выспаться.

Так, может быть, все-таки попробовать «потикать»?

Упражнение №6. «Лошадки». Тренируем язык

Это умеют делать практически все. Почти все в детстве цокали языком, изображая лошадку. Здесь, так же как в «Часиках», язык слегка присасывается к небу, но несколько ближе к зубам. Рот же при этом открыт или приоткрыт. Нижняя челюсть может опускаться вниз для громкого щелчка. Можно чуть напрячь губы, вытянув их вперед. Принцип звукоизвлечения тот же самый, но звук различается.

Щелкайте громко и тихо, равномерно и в музыкальном ритме. Вершина мастерства — прощелкать с помощью обоих приемов вперемешку какой-нибудь сложный современный ритм.

«Лошадки» делать гораздо легче, чем «Часики», — язык меньше устает. Но оба этих упражнения очень полезны для развития речевого аппарата, для тренировки мышц, задействованных при четком и ясном произнесении звуков и слов.

Упражнение №7. «Покажи язык»

Просто высуньте язык вперед, насколько сможете. Направьте его вверх, потом вниз. Затем попробуйте показать язык тому, кто стоит у вас за спиной, справа или слева. Направьте язык направо и налево. Вытягивайте его изо всех сил!

ИЗ ПИСЬМА ИРИНЫ С.: «…ближайшие задачи, которые планировала по выступлениям, я уже выполнила… А настроиться помогали скороговорки и «часики» — пока едешь в метро, бубнишь про себя, поскольку в шуме тебя никто не слышит, а вполголоса — уже по дороге от метро до дома, 15 минут. Дома до сих пор пробка от шампанского лежит на видном месте — для «наки-нуки». Нет-нет, да уделяю пару минут. А еще в метро делала упражнения для языка…

Юлия, спасибо за Ваш семинар. Действительно, совсем пропал страх перед аудиторией. Чувствую себя гораздо спокойнее, увереннее. Но открылись новые проблемы, над которыми надо работать: не хватает дыхания на окончание фразы. Конец предложения пропадает, такое впечатление, что я сказала и потом засомневалась. Что-то с этим надо делать. На коротких выступлениях это не заметно, а на длинных…».

МОЙ ОТВЕТ ИРИНЕ: «…Насчет дыхания: очевидно, у Вас зажимаются межреберные мышцы, и во время выступления Вы набираете в легкие недостаточно воздуха. Накануне выступления расслабьтесь, положите руки на живот и подышите „в живот“, чтобы лежащие на животе руки пришли в движение. Потом положите ладони на нижние ребра и подышите так, чтобы ребра раздвигались, а руки уходили в стороны. Затем проделайте то же самое, положив ладони на ключицы, чтобы при дыхании они поднимались вверх. Запомните, как это происходит! Перед самым началом выступления сделайте глубо-о-окий вдох, мягко выдохните. Реанимируйте тем самым свои воспоминания. В любом случае полезно — мозг „проветрится“, будет работать лучше».

Как правило, в повседневной жизни мы почти не пользуемся всем объемом легких. Мы мало двигаемся, сидим, согнувшись и зажав свои легкие, избегаем долгой ходьбы, очень редко кричим и громко поем. Мы уже не чувствуем, не осознаем,

как в нас поступает воздух и как он выходит наружу. Наши легкие месяцами пребывают в сморщенном состоянии, в их нижних отделах накапливается бог знает что! С этим нужно бороться!

Упражнение №8. «Дыши глубже». Тренируем легкие

Все именно так, как я описывала Ирине.

7 дыханий «животом». Стоя перед зеркалом, контролируйте руками глубину вдоха. Следите, чтобы руки, положенные на живот, двигались вперед и назад. Можно повернуться к зеркалу боком — так будет легче понять, правильно ли вы делаете упражнение. Грудь не должна уходить вверх. «Надувается» за счет нижних отделов легких только живот. Дышим носом, выдыхаем с силой, шумно.

12 грудных дыханий. Вдыхаем и одновременно распахиваем руки, словно хотим обнять кого-то большого и очень любимого. Воздух наполняет средние и верхние отделы легких. Живот же, наоборот, слегка поджат. Дышим и носом, и ртом, как удобно.

6 ключичных дыханий. Кладем руки на ключицы и даже шею, крест-накрест. Медленно втягиваем воздух носом в самые верхушки легких. Спокойно выдыхаем. Грудь и живот при этом не движутся. Воздух, так нам должно казаться, уходит в спину, под самые лопатки. Меняем крест рук. 3+3.

После этого полезно сделать «Черепашек».

Упражнение №9. «Черепашки». Делаем шею гибкой

Стоим прямо, опустив и расслабив плечи и руки. Затем представляем, что наша голова — это голова большой и старой черепахи, которая вытягивает ее из-под панциря. Сначала вперед, потом вверх и обратно. При этом ваш подбородок должен описать овал, если смотреть сбоку. Потом черепаха сначала вытягивает голову вверх и вперед, потом опускает ее вниз и прячет.

Измученная долгим сидением перед компьютером, ваша шея может болезненно ныть и устрашающе хрустеть. Не пугайтесь! Замрите, успокойтесь и продолжайте! Плавно! Черепаха старая и осторожная…

Откуда берется голос

А теперь пора петь! Уже пора! У вас нет голоса? Не беда! Вообще-то никто не знает, откуда берется голос. Серьезно! Рассказывают страшную историю: физиологи подкупили патологоанатомов, те взяли труп, вырезали голосовые связки и стали прокачивать через них воздух. Звук получился, но скорее похожий на шум, чем на человеческий голос. Загадка голоса так и не была разгадана…

Певцы уверяют, что для голоса важен весь дыхательный аппарат и все мышцы груди, начиная с диафрагмы. Поверим певцам. Ведь они поют, а физиологи — нет!

Отдельные особо продвинутые педагоги по вокалу говорят, что даже гладкая мускулатура низа живота, а именно та самая мышца, которая у хвостатых млекопитающих отвечает за движение хвоста, участвует в подаче воздуха через дыхательный аппарат. Хвост у человека давным-давно отпал (может, зря, — представьте, как можно было бы им обмахиваться в жаркую погоду, красить его в разные цвета, декорировать украшениями; можно было бы придумать особую систему убеждающих движений хвоста при продажах…). Но он все-таки отпал, а вот мышца, которая им когда-то вертела, осталась. Самое интересное, что ее можно почувствовать. Попробуйте представить себе, что хвост у вас остался (он великолепен!). А теперь представьте, как вы поджимаете его, например, проходя через вращающуюся дверь. Почувствовали? Некое особое, очень легкое напряжение где-то там внутри и внизу живота и еще немного в копчике? Оно самое! Так вот, представьте, голос может зависеть и от этих мышц!

От диафрагмы он точно зависит. Это доказано всей певческой школой.

Справка «Диафрагма — это плоская мышца, натянутая, как батут, по краю реберной дуги. Основная функция диафрагмы — активное дыхание. Межреберные мышцы представлены несколькими слоями мышц, посредством которых верхние и нижние края соседних ребер соединяются. Как правило, данные мышцы участвуют в глубоком вдохе и затяжном выдохе. При вдохе происходит ряд одновременных движений, которые приводят к активному нагнетанию воздуха в воздухоносные пути. При сокращении диафрагмы она уплощается. В плевральной полости создается отрицательное давление благодаря вакууму. Отрицательное давление в плевральной полости передается тканям легкого, которое послушно расширяется, создавая отрицательное давление в дыхательных и воздухоносных отделах. В результате атмосферный воздух устремляется в область пониженного давления — в легкие. При глубоком вдохе происходит расслабление определенной части косых межреберных мышц и сокращении перпендикулярно расположенной порции мышц, что увеличивает межреберные расстояния, повышая объем грудной клетки. Потому появляется возможность на 20—30% увеличить объем вдыхаемого воздуха. Выдох — в основном пассивный процесс. Спокойный выдох не требует напряжения каких-либо мышц — требуется лишь расслабление диафрагмы. Легкое, благодаря своей эластичности и упругости, само вытесняет основную часть воздуха. Лишь при форсированном выдохе могут напрягаться мышцы живота, межреберные мышцы. (www.tiensmed.ru)

Иными словами, наш организм представляет собой небольшой орган. То есть, сложный музыкальный инструмент, в котором мышцы растягивают легкие (они же — мехи), за счет смены давления втягивают в них воздух, а потом, расслабляясь и сокращаясь, выталкивают его через дыхательные пути (они же — трубы). Различные препятствия на пути воздуха (голосовые связки, язык, зубы и т.д.) регулируют высоту и характер звука. Звуки усиливаются головным и грудным резонаторами, особыми полостями, заполненными воздухом — тремя гайморовыми пазухами, трахеей и крупными бронхами.

Мы можем быть маленьким музыкальным инструментом или большим, но мы не можем не звучать. У нас не может не быть голоса, если все наши основные органы на месте и в полном порядке.

Но нам может не нравиться собственный голос. Мы сами можем его расценить как противный, тонкий, скрипучий, сиплый. Еще большая проблема, если он не нравится нашим близким. Они могут твердить, будто мы напрочь лишены музыкального слуха и нам ни в коем случае не следует петь, дабы не позориться…

В самом деле, музыкального слуха у вас может и не быть. Это зависит как от строения уха, так и от степени развития способностей вашего мозга воспринимать и анализировать поступающие звуковые сигналы. И ухо может быть не изысканным, и с мозгом неполадки. Однако это вовсе не значит, что петь вы не можете. Можете, но делать это вам лучше в одиночестве.

К счастью, большинство людей поют, как умеют, и им самим это нравится. Рекомендую вам присоединиться к этим достойным людям. Потому что пение — это лучшее упражнение для развития голоса. В основной массе люди даже не знают, какими возможностями обладает их голосовой аппарат. Нередко только в процессе тренинга его участники с удивлением узнают, что у них бас или меццо-сопрано, даже близкое к контральто. Оказывается, до сих пор они не использовали в полной мере возможности своего голосового аппарата, точно так же, как и дыхательного. Другими словами, не задействовали большие трубы встроенного в них природой музыкального инструмента, довольствуясь малыми. Но те быстро выходят из строя, потому что не приспособлены для непрерывного использования: ткани воспаляются, отекают, голос сипит или пропадает вовсе.

Как найти свой голос?

Что же делать? Искать свой настоящий голос и исполь — зовать его во всей полноте диапазона! Особое внимание обратите на низкие тона. Без низких бархатных звуков, без грудного резонирования настоящему оратору просто не обойтись. Смешно выглядит женщина, которая высоким, резким, прерывающимся голосом вещает какие-то важные вещи. Сначала из вещей уходит важность, потом пропадает голос у женщины. Неприятно, даже как-то небезопасно слушать мужчину, который срывается на дискант, форсируя силу звука.

Отступление IV

Она, пожалуй, — одна из самых выдающихся женщин, с которой судьба свела меня на жизненном пути. Она обладает невероятной способностью не только начинать, вести, но даже завершать самые разнообразные проекты в области искусства — от художественных экспозиций до строительства грандиозных выставочных комплексов.

Но слушать ее я не могу. Я ей не верю. Мне не нравится ее голос, высокий до свиста в ушах. «Это просто какой-то рыбный рынок», — говорю я ей, имея в виду пронзительные крики торговок. Иной раз она со мной соглашается; порой, перед важными выступлениями на ТВ, прислушивается к моим советам. Но ничего не хочет менять. Ее пока все устраивает. Я же просто уверена, что многие вещи в жизни дались бы ей проще и легче, если бы она что-то поменяла в своей манере речи. Я жду. Ведь даже Маргарет Тэтчер далеко не сразу пришла к необходимости говорить иначе. У великой женщины все еще впереди…

Упражнение №10. «Голова»

Помните «Руслана и Людмилу» Пушкина? Помните, как Руслан сразил Голову и завладел заветным мечом? «Над мрачной степью возвышаясь, / Безмолвием окружена, / Пустыни сторож безымянной, / Руслану предстоит она / Громадой грозной и туманной». Представьте себя той самой Головой и спросите Руслана: «Куда ты, витязь неразумный? / Ступай назад, я не шучу! / Как раз нахала проглочу!». Потом добавьте: «Чего ты хочешь от меня? / — Нахмурясь, голова вскричала. — / Вот гостя мне судьба послала! / Послушай, убирайся прочь! / Я спать хочу, теперь уж ночь, / Прощай!»

Ведь на последней фразе вы понизили голос, не правда ли? Опустили до предела, и все-таки он продолжал звучать? Запомните это ощущение. Это и есть ваш нижний голосовой предел.

Упражнение №11. «Птичка»

Теперь вы — птичка. Тот самый египетский бегунок, который добывает себе пропитание в пасти крокодила. Он ведь тоже издает какие-то звуки. Какие? Как вы их себе представляете? Попробуйте воспроизвести. Прикажите крокодилу: «Раскрой пасть! Немедленно! Не шевелись!»

Это ваш верхний голосовой предел. Затем постарайтесь отыскать между ними средний регистр. А теперь найдите самое красивое звучание вашего голоса. Скорее всего, оно окажется не посередине, а где-то ближе к нижней его границе.

Нам нравятся низкие голоса. Чем больше тестостерона, тем ниже голос, крепче мышцы, агрессивней поведение. Мы хотим слушать сильных. Даже больше, чем умных. Мы встречаем оратора по движению и голосу. До сути услышанного мы доходим позже или не доходим вовсе, отключая внимание, если звучание его речи нам неприятно.

Упражнение №12. «Я звучу»

Закройте уши руками. Закройте глаза. С закрытым ртом пропойте один простой звук. Что-то вроде: «М-м-м…». Теперь меняйте амплитуду звука. Раскачивайте ее снизу до самого верха, упираясь в шипение вместо звука внизу и в молчание — вверху. Теперь проанализируйте степень комфортности своих ощущений. Где, на какой высоте вам комфортнее всего звучать? Какой именно собственный звук вам больше всего нравится? Какой высоты звук вытекает из вас легко и почти без усилий?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живое общение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я