Время выбирать камни драгоценные

Юлия Сергеевна Плевако

С автором отправимся в воображаемое путешествие, держа в руках карту, высеченную природой на Бастионном Агате. Побываем в Римской Империи в 1 в н.э., ведомые Путеводной Звездой, отметившей собою Сапфир. Прикоснемся к тайнам Рождественского Ангела через Байкальский Серафинит. Пройдем путь Св. Якова и найдем в Испании чудесный Хиастолит с природным крестом в нем. Взглянем на снег, которому минуло 9 тысяч лет, через Снежный Обсидиан. Обогреемся у камина из Стеатита в Финляндии. Приглашаем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Время выбирать камни драгоценные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рождественская Ювелирная Коллекция

Камни по заданной Рождественской тематике предлагаются довольно редкие, но это не значит, что по аналогии невозможно расширить или видоизменить состав коллекции. Если вы захотите продолжить начатое в этой книге исследование, — пожалуйста, продолжайте традицию далее. Не забывайте ссылаться на авторов. Создавайте Рождественские коллекции и придерживайтесь Метода. О Методе далее узнаем.

История 1. Снежный Обсидиан. Гимн метелям

Рождество всегда начинается с мысли о снеге. Белое Рождество — извечная классика. Зима показывает нам красоту через ахроматический фильтр, словно черно-белый фильм. Снег в восприятии современного человека — связующий элемент между землей — небом (пресловутый круговорот в природе). Небеса ассоциируются со снегами. Снежной пустыней мы называем заоблачную высь, видимую в иллюминатор самолета. Начало новой части жизни символизирует увиденный плотный первый сплошной снежный покров. Визуализированный знак: «заметается» след прошлого («заметает зима, заметает все, что было до тебя» — как в известной русскоязычной песне) и открывается белая страница, на которой человек напишет нечто новое. Первые дни Нового Года имеют частое сравнение с белыми листами некой особой книги жизни, эта книга рассказывает про сотню лет, а новые года отделяют одну главу от другой: узнанное от неизвестного. А в Крещенский Сочельник в начале года, согласно суеверью, в полночь снег падает с небес освященный, «святой»; святая вода, но освященная душами священнослужителей, которые служат в «ином» мире, их «книги» уже написаны и отправлены во вселенскую библиотеку. Чистота и белизна первого в Новом Году снега вызывает искренний восторг, подъем настроения, ощущение вселенского единства.

В Ювелирном мире известен замечательный камень — Снежный Обсидиан. Историю Снежного Обсидиана мы начинаем именно с ассоциации с вселенским единством. Снежные крупные хлопья белого Рождественского или Крещенского снега навечно застыли в сердце этого камня, и, запечатлев самый приятный момент времени, остановили переходное мгновение на его вершине раскрытия («Остановись мгновенье, ты прекрасно!» — Помните у Гете?). В камне отразилась зимняя символика. Сочетание белого, серого, черного цветов характерны для зимней поры для обширных регионов с умеренно-континентальным климатом. Зима показывает нам природную красоту через ахроматический фильтр. Существуют в Ювелирной сфере тоже камни вовсе не цветные, но прославленные своей особой привлекательностью, среди них есть место и Снежному Обсидиану.

Снежинки, соцветия снежинок, снежные комья… но как они попали туда — внутрь камня? На этот вопрос существует научный ответ. Созерцание рисунка этого минерала, подобно созерцанию природного пейзажа, помогает сконцентрироваться, унимает тревожность, и доставляет удовольствие. Далее, учитывая роль созерцания как практики, вы поймете в «Легенде» почему именно этот камень показывали малым детям.

Наука.

Что же говорит наука о том, как внутри камня появляются снежинки? Темное вулканическое стекло, которое есть — обсидиан, обтекает и застывает, запечатывая белый кристобалит. В пустотах вулканических пород находятся белые минералы высокой твердости 7,5 (по Моосу), непрозрачные со стеклянным блеском. Это кристобалиты — модификация кварца. Белые сферические структуры их состоят из мелких кристаллов. Затем кристаллики раскрываются и упорядочиваются таким образом, что превращаются в снежинки. Тем временем обсидиан обтекает и позже застывает, запечатывая белый кристобалит внутри. Так внутри черного и серого обсидиана возникает описываемый эффект. То есть Снежный Обсидиан формировался из двух порций минералов, имеющих разную скорость окаменения: белого и черного.

Если обсидиан коричневого цвета, тогда говорят, что перед нами уже не «Снежный», а «Арахисовый Обсидиан» (по одной из версий), в народе он называется — «Леопардовый Обсидиан». Есть у Снежного Обсидиана и противоположность — это пестрая Яшма «Далматин», у такой Яшмы: на белом фоне черные пятна, словно окрас шкуры далматинца.

Ценность.

Какие народы более всего ценят этот Ювелирный камень исторически? Выделяются немцы. «Снежный Обсидиан» оценивают очень высоко в Германии, по классификации он стоит близко к драгоценным камням второго порядка.

В России популярность Снежный Обсидиан приобрел благодаря Карлу Фаберже, его очень крупная ювелирная фирма впервые обратила внимание зрителя на естественную красоту узора минерала. Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге и прожил здесь всю жизнь (исключая несколько лет старости), его отец Густав из немецкой семьи причем французских корней и жил он в Эстонии (являвшейся частью Российской Империи), а мать — датчанка по происхождению. Сам Карл обучался в Дрездене и Франкфурте ювелирному мастерству, реставрировал ценности в «Эрмитаже». В 24 года Карл взял в свои руки небольшую ювелирную компанию отца. Вскоре компания выросла до 300 сотрудников и появилось знаменитое большое здание Дома Фаберже в Санкт-Петербурге. Много скандинавских (Финляндия входила в состав Российской Империи тогда) мастеров работало в этой фирме. Знать Петербурга восхищалась творениями этой фирмы. Изделия от Фаберже ценила Императорская семья, их брали в качестве представительских подарков в международные поездки. Затем началась мировая слава. Через искусство Дома Фаберже в России влюбились и в этот недорогой, но ценный, камень.

Что касается Снежного Обсидиана, то мы можем говорить о том, что понимание ценности этого камня пришло из традиций Германии (Дрезден) к нам, а в Германию — от Рима. Далее через художественное переосмысление Снежный Обсидиан занял свое место и в Русской ювелирной традиции. Сейчас его с удовольствием демонстрируют модные ювелирные компании. Причем появились даже подделки, хотя камень недорого стоит натуральный. Есть много торговых предложений: готовую пару украшений с этим камнем можно прибрести в серебряной оправе, в оправе из мельхиора, в виде ожерелья, чокера, мужского браслета, колье, браслета в сочетании с кожей черного цвета, четок, браслета для часов; в составе изделий хэнд-мэйд, например, с декором из меха цвета черно-бурой лисы вокруг центрального камня. Как правило, оправа довольно проста и геометризирована, ведь рисунок камня — хаотичный. Подбирая пару к Снежному Обсидиану, обратите внимание на черно-розовые разновидности Родонита, где розовый цвет имеет малиновый и холодный оттенок.

Но достойный Снежный Обсидиан, такой, чтобы снежинки были как можно яснее очерчены на черном фоне, попадается крайне редко. Встретив такой четкий узор, можно быть уверенным, что вы видели камень редкой красоты.

Легенда.

Легенда этого камня неотделима от легенды Обсидиана всех его разновидностей. Важно заметить одну вещь: самые ранние изделия из Обсидиана найдены исследователями в Месопотамии (Месопотамия — это Междуречье рек Тигр и Евфрат, одна из древнейших цивилизаций в Мире). Возраст находок из Обсидиана превышает 9 тысяч лет, ранние изделия — это наконечники стрел, орудия, режущие предметы. Это подчеркивает, во-первых, интернациональную значимость минерала, во-вторых, это один из древнейших камней, признанных драгоценным (дорого ценным) за свои удобные и полезные для изготовления изделий качества. Стекло еще не было изобретено, но в стекле уже была потребность у людей, и потому Обсидиан был на основных позициях везде, где требовалось. Камень очень гладкий (если его хорошо обработать, то поверхность может быть зеркальной), и из него можно делать весьма прочные острые предметы.

По легенде Снежный Обсидиан подвешивали в колыбель, чтобы ребенок привыкал не бояться темноты вечерами без электрического освещения, пока мама занималась неподалеку домашними делами. Черное далеко не всегда имеет в себе драму.

Дополнительная литература.

Подробнее про Обсидиан и его видах следует читать в книгах и источниках: 1) Барсанов Г. П., Потапова Л.И, Яковлева М. И. О пестром обсидиане Джрабер — Фонтанского м-ния (Армянская СССР). // Барсанов Г. П. Драгоценные и цветные камни. М.: «Наука», 1980, с. 60—75. 2) Джаспер Стоун. Все о драгоценных камнях. — Вильнюс., UAB, «Bestiary», 2012. — с. 104—105.

Психология цвета.

Максимально выражены крайности: сквозь роскошь черного пробивается скромность белого, грешный черный рождает чистоту белого, покровительство черного оберегает открытость белого. Гармония абсолютных противоположностей. Надежда сквозь безнадежность. Радость, побеждающая негативную эмоцию. Сочетание черного и белого является очень контрастным и резким.

Психолого-эмоциональное восприятие черного цвета — элегантность, печаль или торжественность, грех или достоинство, нередко драматичность, защита, эксклюзив, нередко сила и часто роскошь. В православном христианстве черные одежды символизируют время покаяния и напоминают об отречении от мирской суеты, и эти одежды носятся в период ожидания Рождества, то есть в предрождественский пост. В миру, в светской жизни мы можем носить в предрождественскую пору Снежный Обсидиан. Сквозь сплошной черный фон прорывается белоснежный кристалл — это намек на веру в хорошее ближайшее будущее. Психолого-эмоциональное восприятие белого цвета: легкость, чистота, гармония, самоотдача, открытость, единство, ученость, мудрость, скромность или истинное величие. Например, в Рождество Христово православные священнослужители облачаются именно в белые облачения, и это подчеркивает особую значимость символизма белого цвета. Белый — символ нерукотворного света, белый — это единство всех цветов радуги в одном.

Литературная Аналогия.

Литературная Метафора. Это снежный камень, камень природной стихии. В этом камне будто в метель небо сливается с землей. В этот момент судьба перетасовывает заново события, которые по случайности складывались неверно. Во внешнем ощущении хаоса наступает в результате гармония. Помните, «Метель»? У Пушкина в метель героиня тайно венчается в церкви не с тем женихом. Жених, сделавший тайное предложение, попадает в ловушку метели и сбивается с пути. Между тем, суженый женится на девушке, заменив собой неподходящего реального жениха. Видимый беспорядок вещей выстраивается в порядок событий, предначертанных судьбой. Вот зачем нужны сильные метели и хаос в жизни. После того, как круговерть заканчивается, все меняется местами, и воцаряется гармония. У Пушкина в «Метели» так и происходит: незнакомец, за которого героиня вышла замуж удивительным образом вновь появляется в ее жизни.

Значение метафорическое: человек может абсолютно довериться судьбе, не бояться внешнего хаоса. В качестве напоминания об этой мысли можно носить Снежный Обсидиан. Чтобы не грустить, и напрасно не сокрушаться о судьбе, носим Снежный Обсидиан.

Все, кто любит зиму, могут вспоминать об этом времени года в любой сезон — стоит лишь заиметь собственные «снежинки» и хранить неподалеку в шкатулке.

Опорные слова.

Кристобалит, вулканическое стекло, снег, 9 тысяч лет, Месопотамия, Германия, Фаберже, единство.

Выбирайте Снежный Обсидиан, если комплексный рассказ о настроении этого камня вам откликается. Он подходит именно вам.

История 2. Звездчатый Сапфир. Под покровом Небес

История (описание).

Драгоценный камень похож на кусочек неба, словно зачерпнутый чьей-то волшебной силой с ночного иссиня — черного небосвода вместе со светло — золотистой звездой.

Путеводная звезда.

Во времена до изобретения навигационных средств, отправляясь в дальние края по морю, чтобы не заблудиться отмечали на небе конкретную звезду и следили, чтобы она всегда находилась под определенным углом к путешественнику. Говоря иначе, «держались» своей звезды, прокладывая новый для себя путь. Дорога — это нечто общее для всех, а путь — уникален у каждого. Вскоре заметили тот факт, что по одной дороге можно пройти с разным успехом, если это разные люди и разные обстоятельства, не говоря уже о том, что миг времени иногда имеет решающее значение для успеха. Так буквальное значение окрасилось философским смыслом. А вскоре и вовсе выражение «следовать за путеводной звездой» разъединилось с первоначальным буквальным смыслом. У мореплавателей до сих пор Полярная Звезда является путеводной при определенных обстоятельствах. Известные науке небесные звезды могут служить в качестве путеводителей, благодаря своему стабильному положению на небе.

Рождественская путеводная звезда волхвам показывала путь несколько иначе, точнее, совершенно по-другому, она то сама шла, то останавливалась, то озаряла мощным светом. Тем не менее, та звезда являлась путеводною для волхвов (избранных для познания тайны будущего).

Легенда.

Оказывается звезды появляются не только в небе. Удивительно явление звезды в камне. Лишь несколько камней могут похвастаться способностью являть в себе звезду. Среди них — Звездчатый Сапфир. Происхождение звезды в камне объясняется такой историей: она, действительно, упала с неба. В начале времен выражение «под защитой небес», «под покровом небес» не было метафорой, потому что существовало каменное небо. Это небо служило первичной защитой людям и охраной божественного миропорядка на земле. Затем небо было насильственно расколото злом, и зло вторглось на благословенную землю. Осколками просыпалось на землю разбитое небо — покров. Эти осколки есть самоцветы. Каждый самоцветный камень есть часть божественной силы, защищающей людей от зла. Однако всеобъемлющего покрова больше не существует. Эту легенду рассказывают не только христиане. Небо сыпалось до самой поздней ночи — и потому вместе с синевой упали и некоторые звезды.

На фоне такого разговора, пора сделать обобщение: для тех людей, кому тема «поиска своего пути», и «покровительства в пути» близка, в качестве талисмана подходит украшение со Звездчатым Сапфиром. Талисман — это посвящение Тому, Кто будет всегда заботиться о вашем благополучии в пути, напоминание о незримом присутствии добра. Талисман — не амулет, не оберег, а посвящение кому-либо и чему-либо, напоминание о чем-то священном, существенном. Например, напоминание о Небесном Городе, или Небесном покрове. Есть понятие в ювелирной сфере «Звездчатый сапфир» — кабошон (то есть гладкий без граней) с шестилучевым сиянием. На синем фоне камня четко видны три серебристые, пересекающиеся в центре линии, они символизируют три основополагающих силы жизни — веру, надежду и любовь. Метафорическое значение: Звездчатый Сапфир — вера, надежда, любовь, и Небесный покров (сам синий фон камня).

Наука.

В сказочных легендах о камнях присутствует иносказательность, то есть замаскированная от всеобщего понимания истина, известная и интересная только посвященным. Разберем рациональное объяснение происхождения звезды в камне.

Кабошон — это основной вид гладкой шлифовки камня, отсутствие граней в нем позволяет полностью рассмотреть и оценить естественную красоту и рисунок камня.

В Сапфирах часто присутствует «шёлк» — включения рутила, придающие камню мутноватый, матовый привлекательный вид. Когда «шёлковые» включения в Сапфире достигают достаточной плотности, в камне может возникнуть оптическое явление — астеризм: при попадании прямого света внутри камня видны очертания звезды. Из-за особенностей кристаллической структуры Сапфира у этой звезды почти всегда 6 лучей.

Четкость и размер звезды в Сапфире зависит от качества и количества игольчатых включений рутила. Сияющая звезда тем ярче, чем плотнее и длиннее включения рутила. При поворачивании камня звезда тоже «движется», а камень наполнен внутренним свечением. Ощущения от этого оптического явления просто волшебные, как раз подходящие под общерождественские.

Ценность.

Как правило, большинство Сапфиров имеют включения (и это не рутил), а камни высокой степени чистоты встречаются довольно редко, потому и ценятся очень высоко. За счет некоторых включений Сапфиры могут быть еще дороже, например, Кашмирские сапфиры, которые приобретают бархатистость и оттенок благодаря мельчайшим включениям, или упомянутые нами Звездчатые. Это Сапфировая элита.

Включения бывают и иные (негативные), которые влияют на прочность камня, очень сильно сказываются на цене, значительно ее уменьшая. Но при этом всегда включения доказывают природное происхождение камня, хотя в продажу такие камни поступают редко и используются для изготовления других полезных вещей из сапфира (например, инструмента, а не украшений).

Первая звезда Рождества.

«Святочный» период — это время «от Звезды до Воды» (от первой звезды в канун Рождества до Крещенского освящения вод). Пусть «Святки» начнутся со вполне осязаемой неисчезающей звезды в Звездчатом Сапфире! И пусть праздничное волшебное настроение сохранится надолго.

Образ Звезды неотделим от праздника Рождества. Во-первых, следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема. Во-вторых, пастухи по указанию Звезды явились поклониться Новорожденному в пещеру. В-третьих, Вифлеемская — это восьмиконечная звезда, изображаемая часто в иконописи рядом с Матерью — Марией. Какова была природа настоящей Рождественской Звезды на самом деле — это загадка. Поэтому, люди сейчас разделились на приверженцев рационального объяснения и приверженцев иррационального объяснения происхождения Звезды. В контексте нашей с вами настоящей беседы это совершенно не имеет значения, ибо нас интересует только факт наличия Звезды, как яркий символ Рождества. Именно поэтому, обсуждается возможность в качестве Рождественского подарка рассматривать редчайшую разновидность драгоценного камня, именуемого Сапфир Звездчатый, иначе Звездовик, иначе Астерикс. Звезда в этом камне тоже, как и Рождественская звезда, выглядит загадочно, будоражит внимание, может иметь от 6 до 12 лучей. Найти камень более, чем с шестью лучами — большая удача для покупателя. Встретить в продаже черный Звездчатый Сапфир с золотой звездой внутри — уникальное явление.

Обыграть такой подарок можно весьма душевно. Это, скорее всего, не будет противоречить христианским правилам и строгим канонам. Отбрасываем мысль о силе камня как оберега, суеверие относительно усиления свойств у камня подаренного. Ювелирный подарок не будет вызывать прямую ассоциацию с религией, как это бывает, когда в подарок предназначается образок, икона. Но символический смысл подарка будет вам известен и связан с праздником.

На самом деле, таких необычных явлений, как астеризм в камне, в природе весьма ограниченное количество. Почти все камни не имеют потенциальной возможности явить астеризм. В этом, соответственно, и заключается уникальность, и как результат — ценность.

Дополнительная литература.

Широко описан этот драгоценный камень в литературе с древнейших времен, воздержимся от конкретных рекомендаций. Все книги о драгоценных камнях и минералах упоминают об этом камне.

Психология цвета.

Глубокий сапфировый синий — цвет умиротворения. При хорошем освещении он кажется более ярким, в вечернее время — более спокойным, словно умиротворение. Цвет с явными чертами благородства, элегантности, королевской роскоши. К тому же, он сочетается с любым другим цветом, со всеми цветотипами внешности.

Литературная Аналогия.

(/Литературная метафора).

«Существует много видов драгоценных камней: есть звездчатые… либо с золотыми вкраплениями, которые рассматриваются как священные» — Плиний Старший «Естественная История». «Повсеместно существовало довольно развернутое представление о Млечном Пути. Во Владимирской губернии его считали дорогой в Крым, а у украинцев — путем из Москвы в Иерусалим. Согласно поверьям, тот, кто идет в Иерусалим, должен для себя избрать указателем Млечный Путь и тогда никогда не собьется с дороги. В Иерусалиме же Млечный Путь кончается. По народным представлениям, звезды неразрывно связаны с человеческими судьбами. Звезд на небе столько, сколько людей на земле. С рождением человека «зажигается» звезда; она растет вместе с ним, а затем падает на землю или гаснет, когда он умирает. Если звезда человека «сильная», то он справляется со всеми своими бедами, а если «слабая» — то ему очень трудно в жизни. С этими представлениями связано народное понятие «родиться под счастливой звездой» — цитата из книги [c.11] Мадлевская Е. Л. Русская мифология. Энциклопедия. // Online-knigi.com2018, URL https://online-knigi.com/page/121169?page=11 (Дата обращения 24.10.2021)

Много лет подряд на открыточных снимках, в женских сериалах, в любовных романах повторяется один и тот же момент: женщина счастливо улыбается, в то время как мужчина застегивает на изящной шее любимой только что подаренное колье. Не имеет значения материальная ценность подарка. Но о таком моменте мечтает каждая женщина. Именно в виде шейного украшения Звездчатый Сапфир краше всего смотрится. Звезда передвигается при каждой перемене положения относительно света, и взгляд невольно следит за этой звездой.

Опорные слова.

Путеводная звезда, Первая Рождественская звезда, осколок покрова небес, астеризм, сапфировая элита, Кашмир (Индия), цвет умиротворения и роскоши, трио: вера, надежда, любовь.

Если комплексный рассказ о настроении камня созвучен вашему настроению, тогда выбирайте Звездчатый Сапфир, и он будет вашим любимым камнем.

История 3. Лазурит. Золото в лазури

Лазурит — синий камень с золотыми вкраплениями. Алтарный камень. Исторически из растертого Лазурита изготавливали синюю краску для росписи алтарей и икон. Отсюда название алтарный камень. Золото в лазури. Солнечные золотистые лучи, пронизывающие яркое лазурное небо, поражали художников и поэтов. Когда увидели лазурит, внутри которого запечатлено нечто подобное, родилась метафора «золото в лазури». В обычной жизни любование Лазуритом повышает чувствительность к духовным вещам.

Синий Лазурит имеет цвет темного полуночного неба, сплошь освещенного частыми золотистыми звездами, и украшенного яркими пятнами сияющих созвездий или вспышками зарниц. Вглядываешься в камень и ощущаешь, будто ты издали, с открытой террасы, любуешься на ночную небесную даль. Ты любуешься так долго, что ночная темень незаметно редеет и сине-фиолетовый небосклон постепенно становится фиолетово-голубоватым. Ты задумчиво уплываешь мыслями в те времена, когда простой смертный не имел права даже приблизиться к месторождениям этого камня, и добывали его рабы, прикованные цепями к стенам шахт, дабы не могли похитить и крупицу священного Лазурита. За 7 000 лет до н. э. Лазурит считался камнем, посвященным Небу (согласно дохристианским мифам). Камень Неба ценился выше золота, так как величие и безбрежность Небес представляются местом, где правят божественные силы, а выше и дороже Бога быть ничего не может.

Прошли тысячи лет, пока люди переосмыслили свое отношение к этому камню, и стало дозволительно использовать камень за пределами сфер священных.

Наука.

Ученые проанализировали и выяснили, что молекула лазурита имеет переменный состав. Лазурит состоит из «минералов группы содалита — ультрамарина, содалита, гаюина» (согласно данным 1984 года).

В минералогии Лазурит — сульфатизированный силикат натрия и кальция. Называется так «лазурит» из-за ярко синей окраски. Встречается в виде густо-синих, лазурных пятен, гнезд, прожилков в мраморах на контакте с гранитоидами. Используется как декоративно-поделочный синий камень и для изготовления синей минеральной краски. Цвет камня проявляется специфически и не выявляет сложности в диагностике минерала. Но если лазурит тесно срастается с другими минералами, то возможны сложности для тех, кто нечасто работает с Лазуритом. Сложность в диагностике вызывает наличие текстурных разновидностей Лазурита. Относится к светлоокрашенным породообразующим минералам.

Выделяют текстурные разновидности:

1. Пятнистый.

2. Однородный.

3. Прожилково-пятнистый.

Ценнейший ювелирный материал — это однородный Лазурит, в нем отсутствуют белые пятна, цвет густой различных оттенков, свойственных Лазуриту, с вкраплениями золотисто-желтого пирита. То есть золото в камне — это пирит. А однородный по текстуре Лазурит не вызывает сложностей в его определении.

Самое крупное месторождение — Афганистан (Сыры-Санг). Встречается ныне: Чили, Калифорния, Иран, Прибайкалье, Памир. Однако, считается, по мнению многих специалистов, что все характеризуются более низким качеством, если брать за эталон Афганский лазурит.

Афганистан — это родина камня. Долгое время до 19 века, это был единственный крупный постоянный экспортер Лазурита на Европейскую часть вообще и в Россию в частности. Афганский Лазурит по цвету бывает нескольких видов.

Есть классификация Лазурита по цвету: 1) ниили — идигово-синий (ценнейший), 2) асмани — голубо-синий (менее), 3) суфси — зеленоватый (дешевый). Чем ближе цвет к нетусклому фиолетовому — тем лучше, а включения пирита могут быть золотистые или серебристые.

Цвет лазурный повышает интенсивность окраски при переходе сульфатной серы в сульфидную — это происходит при прокаливании Лазурита. Окрас в природе вызван присутствием ионов серы (крупных легкополяризуемых ионов серы), благодаря которым поглощаются волны соответствующей длины и воспринимаются как фиолетовые-лазурные (гипотеза Уэйля). Роль серы ученые оценивают не единогласно. Далее вы поймете, что сера играет здесь и еще одну роль — подробнее в абзаце про «Уникальность».

Ценность.

Лазурит путали в древности с Сапфиром, но по названию. Оба камня в названии отражают цвет — синий. Все синие камни одинаково именовались. Путали с Азуритом, ибо оба камня связаны с художественным делом. По археологическим находкам Лазуритовых предметов теперь ученые восстанавливают картину торговых связей Афганистана. В пору активной древней международной торговли иностранные купцы, говорящие на разных языках с торговцами, по всей видимости, очень успешно работали, и не сетовали на непонимание друг друга. Афганские месторождения подарили этот минерал всему миру. Говорят также о древних изделиях с Лазуритом из Древнего Египта, где камень был частью ритуалов.

Две алтарные колонны Исаакиевского Собора (постройка 1818—1858 гг) в Санкт-Петербурге в 19 веке созданы из Афганского Лазурита. Проект Собора утвержден Императором Александром Первым «Благословенным» (победившим Наполеона), а строительство Собора курировал Император Николай Первый, освящение происходило при Императоре Александре Втором «Освободителе». Именно колонны из Афганского Лазурита, а не из яшмы или порфира, настоял сделать Николай Первый. Если посмотреть на иконы рядом с колоннами, тогда задумка становится логично понятной: вход в алтарь — это сакральное место, синие одежды Девы Марии и Христа рядом с алтарными вратами на иконах как бы подчеркивают, что в алтарь через небесно-синие колонны под аркой священнослужитель входит с высокой миссией служения. Другие колонны Собора, более высокие и даже более приметные — из зеленого Малахита. Малахитом облицованы колонны главного иконостаса. Однако темно-синий с золотыми искрами Лазурит из Афганистана — лучший Лазурит в Мире, стоимость колонн сравнима со стоимостью 90 кг золота по тем временам. Было открыто месторождение на Байкале в то время, по приказу Императора отказались от идеи обойтись более экономным вариантом, отдав предпочтение самой идее украсить царские врата исключительно самым лучшим сортом Лазурита, что есть в Мире, пусть даже в количестве 500 кг. В Мире непревзойденным образцом по количеству и разнообразию природного драгоценного камня, включенного в произведения мастеров различных видов искусств во внутреннем оформлении, является Исаакиевский Собор. Вероятно, поэтому невозможно выбрать — что же это Храм или Музей; только Храм во имя всего святого может быть так потрясающе оформлен, оцените работу и талант мастеров (живопись, холсты, русская мозаика, витражи, роспись свода купола, скульптурные детали).

В 18 веке из Афганистана напрямую Лазурит не покупали, а приобретали через Китай (в 18 в.) по цене серебра (по Чернавцеву). Чернавцев пишет о распродаже Афганского Лазурита в эпоху войн в Афганистане, что в конечном итоге привело к значительному падению цены на этот камень, сам Лазурит перестал быть редкостью, его в течение 25 лет активно вывозили на Мировые рынки из Афганских месторождений.

Как камень «попал» в краску художника?

Талантливые художники (творцы в своей сфере) подметили идентичность цвета камня с тем цветом, которым следует изображать на картинах небеса и воды. Художники раскрыли один из секретов сотворения мира (воды, неба)! Расскажем, как это было. Мастера и художники сами готовили себе краски, используя разные красящие пигменты. Смешивали полученный порошок с маслом, яичным белком. Или с воском, смолой и маслом. Соответственно у каждого художника были свои — характерные именно для его работ — цвета и оттенки. Во многом это объяснялось наличием собственных изобретенных экспериментальным путем красок. Это факт в пользу работ старинных мастеров: не только картина, но и растертые драгоценные камни. Синий пигмент из растертого Лазурита по цене был дороже по объективным причинам, чем золото, как и сам камень в Эпоху Возрождения в Италии. Редкое всегда дорого. На картинах Тициана, например, можем увидеть, что художник использовал синюю краску из Лазурита.

Уникальность.

Лазурит, кроме цвета, в виде краски выделяется среди камней особыми свойствами.

Очень интересны такие свойства, о которых широко рассказывается в разных источниках:

а) краска из Лазурита до 10 дней может гореть в огне и не изменить своих свойств и цвета; при этом цвет лазурита может стать даже несколько ярче.

б) краска не любит влагу, из-за влажности мутнеет цвет, обесцвечивается тон, но прежний вид краски восстанавливается с помощью копайского бальзама и паров спирта. Потому что причина помутнения — постепенное накопление конденсата в камне;

в) еще одно свойство — не выгорает на свету минимум сотни лет; тысячи лет музейные экспонаты сохраняют первозданный оттенок природной лазури (египетские находки), если хранятся не под прямыми солнечными лучами. Цвет очень стабилен, не меняется при разном освещении.

Отличить на картинах ценнейший цвет можно по современному соответствию названия оттенка — «Королевский Синий».

Вот такой интересный минерал Лазурит. Оказывается, Лазурит не простой «поделочный камень», цена на который нынче не столь высока. Например, в Ювелирном магазине, где следуют сезонным трендам, Лазурит бывает не так часто, как многоликий Агат или универсальный Кварц.

Искусственный Лазурит.

К слову, на всех картинах, написанных до 1828 года, оттенок ультрамарин получен из драгоценного минерала (вопрос только из какого именно), потому как наука не умела воссоздать тон искусственным путем. Не умели подделать сам камень Лазурит. Во Франции за научное открытие, то есть за изобретение имитации, объявили в награду — целое состояние (6 тыс. франков). Конкурс выиграл синтетический ультрамарин от Ж. Гиме. В современных красках часто используют искусственные синие красители вместо Лазурита. Как говорят художники, натуральные — прерогатива иконописи, нечасто в живописи.

Дополним:

Ученые сравнивают под микроскопом свойства пигментов, которые применяли в иконописи в древности и сейчас. Приходят к выводу, что древние иконописцы не довольствовались внешним совпадением цветов между краской и природой (натурой). Своей сверхзадачей иконописцы видели обозначение на иконе стихий мироздания (огонь, вода, земля, воздух). Они увлеченно искали в природе соответствия этим стихиям. Кроме того, задачей было передать понятие божественного света, икона должна светиться, для этого использовались прозрачные цветные природные кристаллы, имеющие стекловидный блеск, способный отражать свет так, чтобы картина сияла. В иконописи отражается не только цвет, но — философия. Этот параметр очень объединяет, сближает понимание драгоценного камня в Ювелирном мире, здесь также, камень — представитель природной мощной стихии.

Открылось несколько новых месторождений, обнаружился Лазурит в устьях голубых вод, точнее в реках. Обнаружив Лазурит не только высоко в горах, некто снова приметил: в мире все имеет Небесное происхождение, будто бы Небо знает, что происходит и на дне реки под водой, и высоко в космическом пространстве. Везде есть гармония.

Легенда.

Если вам нравятся легенды о происхождении вещей на земле, то послушайте легенду о происхождении Лазурита. Якобы Господь, когда закончил работу по сотворению Земли из ничего, стал оценивать результат. На первый взгляд небо и вода показались прекрасными, а земля несколько не оправдала ожиданий. Тогда Господь позаимствовал у небес и вод их синевы, брызнул небесно-водную лазурь на землю. А вскоре лазурь обратилась камнем, известным по имени — Лазурит, то есть «синева».

Дополнительная литература.

Источники литературы о Лазурите многочисленны, список общей литературы представлен в конце книги.

Литературная Аналогия.

(Литературная метафора).

Сборник стихов начала 20 века носит название «Золото в лазури» (1904), автор Андрей Белый. Стихи интересны символистскими мотивами.

П. Бажов «Медной горы хозяйка» — Лазурит: «Много-много лазоревка идет, а больше обманка».

Несколько картин к просмотру — Тициан, например.

1) непорочность ассоциируется с синим цветом.

«Непорочность — это моральная чистота, безгрешность, порядочность». (Определение по «Библейской энциклопедии Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер)

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина» картина 1565 г, хранится в России в Эрмитаже, пейзажный фон картины — глубокий синий. Словно небеса отражаются на земле. Магдалина устремлена мыслями к небу, ее взгляд обращен вверх, а глаза полны очищающих душу слез раскаяния.

2) Лазурь — цвет Материнский.

«Дева Мария Скорбящая» (1554) и «Скорбящая Мать» (1550) на обеих картинах Мать в синей накидке на плечах.

Тициан «Мадонна с вишней и Святым Иосифом» (1515) на картине Мадонна в синем головном уборе.

«О благостная мать,

Лазурь небес благих» —

Ю. Верховский

3) Лазурь — цвет чистоты души.

«Святая Троица» (1551—1554) Троица изображается в сине-голубых плащах на золотом фоне, выше голубых небес.

Следуя за синим цветом на картинах, можно проследить традицию отражения на холсте явлений, с которыми связаны представления о чистоте — «святые небеса». Просматривая электронную галерею картин Тициана, начинаешь замечать особое «сияние» синего цвета на фоне кажущихся более мрачными прочих цветов красок.

Голубое сияние в иконописи исходит от ангелов и нимба Иисуса Христа на иконах. Синий цвет в иконописи — традиционный цвет Богородицы.

Добавим прославленное народное свойство камня Лазурита — предохранять беременную от выкидышей (талисман беременных и матерей), возможно, рождение суеверия основано на предчувствии психологического значения цвета и на связи с иконами.

4) Золото в лазури — возрождение света (добра), лучезарность.

Повторим одну мысль вслед за исследователем символистских мотивов А. А. Дерюгиной: что значит золото в лазури?

Золото в лазури — это известное образное название — «солнце в небе». Солнце — это символ преобразования мира к лучшему. Лазурь — синоним света и лучезарности, и духовного возрождения человека.

Психология цвета.

Психолого-эмоциональное восприятие цвета Лазурита вмещает в себя общее восприятие синего. Дополняется психолого-эмоциональным восприятием искусства, путем переноса восприятия произведений искусства на восприятие минерала.

В России — синий, голубой — это еще и традиционные цвета Рождества. (Смотрим «Лето Господне» И. Шмелев). В противопоставление — красный цвет — символ Пасхи, а пятнистые и пестрые расцветки — это Масленица.

Религиозные образы и философия передаются, в том числе, с помощью цветов. Небо и Свет — это идеал, к которому непрестанно стремится верующий человек. Жизнь также воспринимается окрашенной в определенные цвета (индивидуальные цвета). Несмотря на то, что цвет воспринимается субъективно, некие закономерные цветовые индикаторы эмоций существуют: густой синий — твердость, уверенность, спокойствие, удовлетворенность, верность, безопасность, стабильность, таинственность, мудрость, доверие.

Таково психолого-эмоциональное восприятие цвета Лазурита через искусство, то есть через одну из сфер практического применения Лазурита. Приходит в голову, что, создавая Лазурит, Творец подумал о будущих живописцах и мастерах, и был особо щедр к их будущим талантам.

Опорные слова.

Художник, синева неба и воды, алтарный камень, Афганистан — древнейшее месторождение, Италия, Возрождение, талисман беременных и матерей, сера в составе.

Если вам нравится комплекс настроений этого камня, то смело выбирайте Лазурит.

История 4. Азурит. Медная лазурь

Слова Азурит и Лазурит происходят от одного арабского корня, где начальная буква «л» — артикль. Во французском языке «azur» — это «лазурь». Старинные названия Азурита у нас: медная синь, горная синь, медная лазурь. Путали Азурит и Лазурит порой даже ученые, но анализ химического состава все поставил на свои места. В Азурите есть медь, в Лазурите меди нет. И тем не менее эти два камня имеют схожие судьбы в практике применения в художественном искусстве.

Уникальность сферы применения: пиротехника.

Откроем одно звено, связывающее Азурит с Новогодне-Рождественскими праздниками: пиротехника. Азурит (медная лазурь) применяется в пиротехнике — для изготовления составов огня зелёного цвета. Медь окрашивает пламя в зелёный цвет. В ближайший Новый Год, полюбуйтесь салютом и вспомните историю с Азуритом, рожденным в недрах земли, но взмывающим к небесам над городом ровно в полночь.

Наука.

Как диагностировать минерал?

По очень яркому цвету, по ассоциации с Малахитом (рядом в месторождении). Для профессионалов дополнительно по температуре вскипания (легко вскипает). Кристаллы по размеру не более 1 см. Медная Лазурь на 62% состоит из CuO — оксида меди.

Ценность.

Азурит, также как Лазурит, использовался как минеральный пигмент для краски. Как рассказывает А. Мудрова в своей книге о камнях: с Востока и Египта традиция делать краску перешла в Рим, из Рима обычай делать из Азурита краску перешел в Византию, в Грецию, а оттуда — с христианством в Древнерусскую иконопись и стенную живопись. В России (В Древней Руси) Азуритовый краситель использовался шире, нежели иные синие минеральные пигменты. И эта краска была гораздо доступнее по цене, чем из Лазурита. Необходимость в иконах появилась у нас с 10 в. после Крещения Руси.

Этот краситель носил название в Древнерусском искусстве — «Голубец». Яркий пример: Андрей Рублев «Троица» (1411/1420/ 1425—1427 гг.) хранится в Третьяковской Галерее в Москве. Кстати, «Троица» оценена примерно в 600 000 000 $ (600 млн. долларов — в одном ряду с картиной «Мона Лиза» Леонардо да Винчи).

Не менее запоминающийся пример: Палех. Уникальные работы, выполненные с применением этого пигмента, доступны к приобретению для большинства ценителей и сейчас.

Как же отличить, какой камень из двух перед нами, если оба камня дают схожие тона?

1) Месторождение. Разница в том, что Лазурит — это «афганская чудо-краска», именно ее покупали по цене золота мастера по всему миру. При этом Лазурит для краски нужен был в чистом виде, с ним предстояло «повозиться», чтобы очистить от золотистых включений Пирита. Азурит — это иные месторождения: Африка, Россия, СНГ, Америка (США), Франция, Греция, Великобритания, Австралия. То есть Азурит чист (без Пирита), добывают его в большом количестве в Мире, нет проблемы с доставкой и закупкой.

2) Цвет. Есть более существенное отличие: чуть более теплый зеленовато-синий, говорят даже о зелено-фиолетовом оттенке Азурита. Дело в том, что Азурит в месторождениях встречается рядом с Малахитом. В растертом состоянии Азурит, который находился в контакте с Малахитом, со временем как бы «превращается» в Малахит, то есть зеленеет, в составе медь побеждает при наличии условий. Продавцы минерала делают оговорку «превратится при неблагоприятных условиях». Однако, другие специалисты в области живописи не согласны и поясняют, что Азурит претерпевает изменения лишь в настенной живописи и доказал стабильность цвета на картинах. Поясняют, что зеленеет только искусственный пигмент Азурита, изобретенный в 17 веке. Обе версии разные специалисты настойчиво отстаивают.

Цвет Азуритового пигмента зависит, кроме соседства с Малахитом, также от степени помола*:

а) крупный помол — насыщенный, яркий, холодный, синий цвет; б) средний — «голубец»; в) мелкий — светлый зеленовато-голубой тон пудры.

*Это важное уточнение я прочла в работе «Минеральные пигменты в иконописной традиции» автор В. Слетов, 2007 год, на сайте www/mindraw.org/.

3) Соседство с медью. В зонах добычи спутником Азурита является Малахит. Также в месторождении рядом встречается Хризоколла, или, чаще, самородная медь. И вот здесь-то нас ожидают чудесные находки: азурмалахит — причудливый союз привлекает повышенное внимание. Наплывы и слияние синего и зеленого с резкими переходами или с плавными.

4) Состав. Медь. Еще одно важное отличие Азурита — это содержание в нем меди вместо обеззараживающей серы.

Резюме: разница между двумя синими камнями: химический состав, месторождения, стабильность сохранения исходного цвета, историческая рыночная цена, соседство.

Дополнительная литература.

Впервые описан у Плиния Старшего. Платон описал его тоже, но разница Азурита — Лазурита тогда не была ясна.

Широко описывается в специальной литературе о минералах. Список книг и источников в конце книги.

Особо обратим внимание на работу: Слетов В. «Минеральные пигменты в иконописной традиции», 1997 год, на сайте www/mindraw.org/ URL http://www.mindraw.org/bibl15.htm (Дата обращения 24.10.2021)

Психология цвета.

Густой лазурный синий — стабильность, таинственность, мудрость, доверие. Зеленый — спокойствие, простота, естественность.

Опорные слова.

Пиротехника, «Троица» А. Рублева (15 в.), «голубец» в Древнерусском искусстве, медная синь, сосед Малахита.

Выбирайте Азурит, если комплексный рассказ о настроении этого камня вам откликается. Он подходит именно вам.

История 5. Графический Пегматит. Или рунит («руны»)

Рисунок на Графическом Пегматите напоминает образец древней письменности на неизвестном языке, начертано природой нечто рунической письменностью. Обратите свое внимание на этот особенный камень. Своеобразный природный талисман всех учителей и учащихся, мастеров печатного слова. Имеет иные названия: «Еврейский камень», «Учительский камень», «Рунит» (от слова «руны»), «Письменный Гранит».

История Письменности.

Мы сказали, что при рассматривании Графического Пегматита мысленно можно унестись в далекое-далекое прошлое… Шумерская клинопись — изображение палочками на глине информации. «До наших дней дожили плоские глиняные плитки — древнейшие рукописи. Писали шумерийцы не перьями, а треугольными тростниковыми палочками, вернее — не писали, а выдавливали на еще мягкой, податливой глине неуклюжие фигурки птиц, зверей и людей. Вот из этих полудетских рисунков, вероятно, и возникла первая грамота — клинопись, — которая позже распространилась среди всех народов Двуречья, Малой Азии, Закавказья, Ирана. Около 6000 лет насчитывают найденные в Двуречье шумерийские памятники письменности». — «Рассказы о календаре», с.20.

Кристаллы кварца расположились внутри Учительского Камня таким образом, что минерал выглядит подобно Библейским скрижалям с текстом. Размер кварцевых вростков от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. По форме кусочки кварца разные: треугольники, узкие клины, угловатые скобки, капли. Точно это некая клинопись. Кстати, исследователи неоднократно «бились» за расшифровку и кое-что даже удавалось расшифровать, но из-за отсутствия системы сослались на случайные совпадения с отдельными элементами письменности.

Наука.

Пегматит встречается в виде трех типов структур: 1) гранитовая, 2) письменная, 3) блоковая.

Письменная структура — ювелирная разновидность. Этот Графический Пегматит в срезе похож на древние письмена. Здесь кварц и полевой шпат проросли друг в друга.

Обычно Графический Пегматит встречается в природе в небольшом количестве в каменной породе обычного гранита. Рождается этот камень из магмы. В центре пегматитовой жилы встречаются несколько полос письменного гранита, но они крупного размера. По цвету различаются: белый, розовый, желтоватый, зеленоватый (амазонитовый).

Некоторые пегматиты растут в окружении Топазов, Горного Хрусталя, Берилла, Амазонитов. Красивая дружба минералов. Пегматит, как руда, является важнейшим источником добычи самоцветов, которые его окружают.

Ценность.

Сообщают, что во Франции Учительский камень имеет особенно белый цвет, а письмена четко начертаны темно-серым цветом. Мало того, что выглядит в месторождении подобный контраст эффектно, дополнительно, этот окрас дает весомый повод для сомнений даже ученым: а может быть это все-таки тайные письмена? Исчезнувший язык? Неоднократные попытки предпринимаются для расшифровки неизвестного письменного алфавита природы. На некоторых камнях узор действительно совпадает с известными человечеству письменными знаками, но более чем слоги сложить не удалось. Возможно, эта загадка так и останется загадкой.

Увидеть Учительский камень в украшениях — большая удача, не считаясь с тем, что цена его может быть невелика. Как правило, это единичные вещи, неповторимые в своем роде, выполненные вручную ювелирными мастерами.

Вносят неповторимую атмосферу с рисунком в виде графики в рабочий кабинет и ювелирные изделия для интерьера с Графическим Пегматитом. Весьма редкий вид натуральной породы в продаже — представляет большой интерес для коллекционеров. Интересно, что этот камень помогает создавать в интерьере графический стиль.

Легенда.

В районе Белого моря люди считали этот камень святыней и были абсолютно убеждены, что земля таким образом передает людям важные послания от Бога. Даже скорее не письмо, а печать — заверение со стороны Бога представляет собой этот камень в представлениях древнего населений побережья Белого Моря. Этот камень считается священным у народов Севера.

Дополнительная литература.

Читать больше по теме в Источниках: 1) Евангелие от Матфея. 2) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона. — СПб., 1908—1913 гг.. 3) Википедия (справочно). 4) Джаспер Стоун. Все о драгоценных камнях. — Вильнюс.,UAB Bestiary, 2012. — с. 163. 5) Я. И. Шур. Когда? Рассказы о календаре. — М.: Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1958, С.20. 6) Ферсман. Занимательная минералогия. С.32.

Психология цвета.

Учительский Камень по цвету бывает белый, розовый, желтоватый, зеленоватый (амазонитовый). Это цвета молодости. Дружелюбные цвета, они противостоят меланхолии, улучшают настроение, такие цвета выбирают оптимисты, цвета свежие но слегка приглушенные. Цвета располагают к взаимодействию и диалогу, концентрируют внимание и не отвлекают. Все это весьма ценно во время обучения.

Литературная Аналогия.

Про этот камень интересно рассказывает знаменитый А. Ферсман в книге «Занимательная минералогия». Камень добывается в России (Ильменские копи).

Ферсман о загадочной красоте, цитата:

«Разнообразны богатства Ильменских гор, насчитывающие свыше сотни различных минеральных видов… нигде меня не охватывало такое чувство восхищения перед богатством и красотою природы, как на амазонитовых копях Ильменских гор. Глаз не мог оторваться от голубых отвалов синевато-зеленого амазонского шпата. Всё вокруг засыпано остроугольными осколками этого камня, блестит на солнце, отливает мельчайшими пертитовыми вростками, резко отличаясь от зелени листвы и травы. Я не мог скрыть своего восторга перед этим богатством и невольно вспоминал немного фантастический рассказ одного старого минералога о том, что целая каменоломня в Ильменских горах была заложена сплошь в одном кристалле амазонского шпата.

Красоту этих копей составляет не только самый амазонит прекрасного сине-зеленого тона, но его сочетание со светлым серовато-дымчатым кварцем, который прорастает его в определенных направлениях, образуя правильный красивый рисунок. Это — то мелкий узор древнееврейских письмен, то крупные серые иероглифы на зеленовато-голубом фоне. Разнообразны и своеобразны эти рисунки письменного гранита, и невольно стараешься в них прочесть какие-то неведомые нам письмена природы. Восторгались ими путешественники, исследователи конца XVIII века. Из них готовили красивые столешницы, которые и теперь украшают залы Эрмитажа. Эти камни привлекают и современных ученых, ищущих объяснения всех явлений природы.

Здесь, на отвалах этих копей, у меня зародилась идея разгадать эту загадку. Впервые я стал присматриваться к этим серым кварцам, прорезающим, подобно рыбкам, голубые амазониты, и искать законов образования их форм и срастания. Эти законы теперь открыты, одна из маленьких тайн природы разгадана, но, сколько новых законов скрывают эти таинственные иероглифы земли! Они говорят нам о том времени, когда изливались сквозь гранитогнейсы Косой горы мощные гранитные жилы-пегматиты и выкристаллизовывались из полурасплавленных масс скопления амазонского камня. При температуре около 800° C начинался этот процесс, и, медленно охлаждаясь, росли гигантские кристаллы полевого шпата. До 575° C правильный рисунок мелкого письменного гранита вырисовывался выпадавшим вместе с ним из расплава дымчатым кварцем, но ниже этой температуры беспорядочно тянулись его кристаллики — рыбки, и всё крупнее и крупнее вытягивались они, нарушая общую правильную картину и заканчиваясь в свободной полости жилы дымчатыми головками.

Так образовались эти жилы с топазами и другими минералами, и нет более верного признака найти хороший драгоценный камень, как следовать по жилке с амазонским камнем. Без него нет драгоценных камней, и долгим опытом местные горщики хорошо научились ценить этот камень как лучший признак для находки топаза. Знают они, что чем гуще цвет амазонита, тем больше надежд и больше счастья даст жилка». — А. Е. Ферсман.

Опорные слова.

Учительский камень, загадочная письменность, графический стиль, древние народы Белого моря, изобретатели письменности-шумерийцы, Ферсман в Ильменских копях.

Если связанные с наукой и письменностью настроения и ассоциации этого камня вам близки, — это означает, Графический Пегматит — ваш камень.

История 6. Топаз. Многоликий и туманный

Топаз — это «Принцесса» среди Ювелирных минералов: любит разноцветные наряды, при этом не любит мрачных тонов; капризничает в отношении солнца, не любит загорать (теряет насыщенность окраски); отличается девственной чистотой (только газо-жидкостные включения), кристально упорядоченной жизнью.

Кто не слышал о Топазах?! Топаз — популярнейший самоцвет. Топаз исторически в Российском государстве с 18 века является «камнем придворных» и называется «сибирским алмазом». Ценится Топаз-самоцвет за особую прозрачность. Весь эффект Топаза и его сила — в цвете камня и чистоте, прозрачности, он похож на утреннюю росу, светящуюся разными оттенками восходящего солнца. Любимый цвет большинства ценителей Топаза сегодня — голубой.

Чтобы различать 3 популярных голубых оттенка Топаза в торговых наименованиях прочно закреплены специальные понятия — метафоры.

Один цвет по правилам — Небесно-голубой, второй ярче — Швейцарский голубой, и третий приглушенный синий цвет — Лондонский голубой. Такое небо разное бывает, как и Топазы.

Sky Blue — самый светлый и легкий, небесный, Swiss — очень насыщенный голубой, сверкающий, London — стальной сине-голубой, чернильный. Теперь мы запомним, в чем особенности не только оттенков голубого цвета Топаза, но и особенности оттенков небес в географической привязке: небо над всеми нами, горы Швейцарии, Лондонские туманы. И да поможет нам это знание «раскрасить белый свет в самый наш любимый цвет», в данном случае — позитивный и спокойный голубой, ясный, величественный, цвет свободы, цвет воздуха, и дыхания жизни.

У Элвиса Пресли есть хит «Blue Christmass» 1950-х гг, в английском языке blue — слово, употребляемое для обозначения тоски — тоскливое. В Английской речи «синий» и «голубой» обозначены единым словом «blue». В песне обыгрываются и прямое и переносное значения, голубое Рождество противопоставляется белому, светлому. В песне 1940 г. «When my blue moon turns to gold gain» Элвис Пресли поет о похожей ситуации, «Когда моя голубая (тоскливая) луна вновь станет золотой, И радуга разгонит тучи, То ты вернешься вновь в мои объятья». Мы можем подчеркнуть мысль, что восприятие цвета отличается в разных культурных регионах мира. В некоторых случаях этот цвет довольно меланхоличен.

Дело в том, что Цвет сделал Топазу особую славу, благодаря цвету Топаз получил звание «Многоликий». Синие оттенки Топаза совсем не похожи на синие оттенки других камней (возможно, только Аквамарин приближен по одному из оттенков), а также внутри классификации Топазов по цвету есть минимум 3 оттенка голубого, (а точнее, пять оттенков). В 1980-х годах исследования природы цвета Топазов еще не были завершены. И это при том условии, что Топаз — древнейший известный ученым минерал. Выяснилось, что Топазы умеют менять цвет. В современном Ювелирном магазине вам обязательно расскажут меры предосторожности: не ходите с Топазом на пляж, в сауну, иначе он со временем обесцветится. Это подтверждается исследованиями Топаза в природе, он способен изменить интенсивность и насыщенность окраса, но чтобы это произошло воздействие на Топаз негативных факторов должно быть чрезвычайно долгим (годы). Не любит жару, а, значит, он более подходит для — зимы.

Интересно, что иногда также кристаллы Топаза имеют несколько центров окраски: встречаются розовые с переходом в голубой цвет, например. В природе все возможно! И тот же Элвис Пресли недалек от истины в своем ожидании скорой перемены цвета голубой Луны в Рождество!

«Среди голубых Топазов следует отметить неповторимой красоты нежно-голубые Топазы Мурзинки, иногда имеющие зеленоватый или желтоватый оттенок» [37, с.146]. А изменить окраску с помощью высоких температур на желтую умели еще древние греки.

По поводу объяснений окраса Топазов спорит не одно поколение ученых.

Ученые научились создавать экспериментально и синтетические Топазы, но они не имеют коммерческой ценности, и созданы из чисто научного интереса. А вот с искусственными способами изменения окраса ученые экспериментируют издавна и довольно успешно превращают бесцветные кристаллы в цветные разными методами, получая оттенки розовые, новые голубые, золотистые, и другие.

Психология цвета.

Психолого-эмоциональное восприятие голубого цвета наиболее близкое ценителю голубого Топаза: ясность, величие, возвышенность, честность, верность. А также ощущение света и высоты, воздушность, небесность, свобода, доверие, священность, дыхание жизни, молодость. Однако, очень блеклый голубой может ассоциироваться с тоской, но это не драматичное, и окрашенное мечтой чувство.

Относительно камней говорят следующее: «камни — женщины» холодных цветов и оттенков, а «камни-мужчины» теплых оттенков, они ярче и блестят лучше. При этом женщинам следует носить «камни-мужчины», а мужчинам лучше идут «камни-женщины» для гармонии. Относительно Топаза с его разнообразия цветов можно быть уверенным — каждый будет удовлетворен покупкой или находкой. Топаз идет человеку любого пола.

Но поговорим мы о разных Топазах, не только о Рождественских — то есть Топазах голубых оттенков.

Топаз в природе встречается всех цветов радуги, не бывает черного. Радуга, войдя в землю, рассыпалась разноцветными Топазами.

Наука.

Топаз — в минералогии — фторосиликат алюминия. Силикаты вообще — это огромнейший подкласс, где собраны минералы с тяжелым удельным весом, с высокой твердостью, с плотноупакованными ионами, с компактными кристаллическими решетками; формы кристаллов часто изометрические. Отсюда наблюдается сходство свойств, в древности приводившее к путанице в определении минералов (об этом расскажем далее).

Цвет зависит от особенностей кристаллической решетки и состава, поэтому кристалл способен обесцветиться. Почему так? Топаз является уникальным минералом, чья кристаллическая решетка находится в переходной стадии от гексагонального типа к кубическому типу.

Топаз в природе очень устойчив к внешним воздействиям, и тогда, когда под жестким воздействием многие окружающие его минералы разрушаются, Топаз остается несокрушенным, подобно благородному Бериллу (Аквамарину).

Назван в честь древнегреческого наименования острова — ныне это Зебергет в Красном море — Топазос. Это вторая равнозначная версия происхождения названия согласно версии Р. Вебстера. О первой версии скажем позже. Легко узнается в кристаллах: пирамидально-призматической формы кристаллы. Кристаллы отличаются богатством граней, вдоль граней часто отмечается штриховка. Кристаллы характеризуются идеальной спайностью, поэтому, если их раскалывать, то часто раскалываются на пластинчатые блоки, которые называют ювелирными, — у них идеальная спайность не вдоль — а поперек кристалла. Диагностировать этот камень принято по форме кристаллов, по твердости, совершенной спайности поперек удлинения кристаллов, и по высокому удельному весу — это «тяжеловес», как называли его на Урале.

Топаз в своем многообразии цветовом бывает похож на Кварц, на Алмаз, на Хризолит, на Аквамарин. Поэтому важно знать, как диагностировать драгоценный камень по признакам, которые мы перечислили. В ограненном виде в Ювелирном магазине мы ориентируемся на информацию с этикетки, так как довольно давно появились искусственные Топазы, эта информация будет кратко указана и ей можно доверять, в Российской Федерации действуют строгие законы на счет оформления информации о камне с 2010-х годов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Время выбирать камни драгоценные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я