Сборник терминов для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Юлия Сергеевна Литвиненко, 2023

Учебное пособие предназначено для тщательной подготовки к государственному экзамену по обществознанию. Все термины, которые могут встретиться вам на ОГЭ, вы сможете отыскать здесь. Это поможет с легкостью подготовиться и получить заветные баллы.Желаю удачи, мой дорогой друг!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник терминов для подготовки к ОГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Блок “Человек и общество”

Антикультура — культура, наносящая вред обществу (скинхеды).

Восприятие — это создание целостного образа изучаемого объекта.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (объединения) и унификации.

Глобальные проблемы — это совокупность социальных противоречий, ставящих под угрозу сохранение человечества, требующих объединения общих усилий всех стран для их разрешения.

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы на построение отношений между учащимися и педагогами, основанных на уважении прав каждого человека, на чувстве собственного достоинства и развитии личностного потенциала.

Гуманитаризация образования — это увеличение количества часов, отводимых на гуманитарные дисциплины.

Деятельность — это специфический вид активности человека, в процессе которого он сознательно меняет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, нацеленный на удовлетворение интереса ее участников.

Индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода.

Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.

Интерес — целенаправленное отношение человека, группы, организации к какому-либо объекту их потребности.

Иррационалисты — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью интуиции (можно не учить!).

Искусство — специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Истина — это верное адекватное отражение объективной действительности, знание, соответствующее предмету изучения.

Интернационализация образования — внедрение единых образовательных стандартов по всему миру.

Культура (в широком смысле) — совокупность достижений человека в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни.

Культура (в узком смысле) — уровень нравственности индивида.

Компьютеризация образования — внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

Класс — это группа людей, выделяемая по признаку собственности.

Компромисс — это решение конфликта по взаимному добровольному соглашению с обоюдным отказом от части предъявленных требований.

Контркультура — это культура, не воспринимаемая большинством членов общества (готы).

Конформизм — это пассивная социальная адаптация.

Литература — все письменные тексты, имеющие какое-либо общественное значение.

Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Массовая культура — культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации, культура общедоступная, отражающая насущные потребности широких масс.

Мировые религии — группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от их этнической принадлежности, наибольшим числом верующих.

Мотив — побудительная причина человеческой деятельности.

Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Народная культура — культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер.

Общество (в узком смысле) — это определенный исторический этап развития человечества.

Общество (в узком смысле) — это группа людей, объединенных общими интересами.

Общество (в широком смысле) — это совокупность форм объединения людей / все способы взаимодействия людей.

Общество (в широком смысле) — это все человечество в его истории, современности и перспективе (все человечество в прошлом, настоящем и будущем).

Образование — педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества / единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков.

Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Объективность — отношение к объекту (явлению) и его характеристикам, процессам как к независимым от воли и желания человека.

Объект деятельности — то, на что направлена деятельность.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления.

Познание — процесс активного отражения объективной действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

Представление — это создание целостного образа изучаемого объекта, но при его отсутствии, благодаря памяти.

Понятие — это выделение в объекте существенных свойств, присущих всем предметам данного вида.

Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Регресс — возвращение к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций.

Реформа — преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры (пенсионная реформа).

Результат — конечный итог деятельности.

Революция — радикальное качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Религия — определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Средства — инструменты, которые человек использует для достижения цели.

Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность.

Суждение — это связь понятий, с помощью которых что-то отрицается или утверждается.

Субкультура — это культура, создаваемая представителями отдельных социальных групп.

Труд — вид деятельности человека, направленный на создание материальных и духовных благ, которые удовлетворяют потребности индивида и общества.

Учение — вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Философия — наука о наиболее общих законах развития общества, природы и мышления.

Феральные люди — люди, лишенные социальной среды (маугли).

Цивилизация — это своеобразие развития общества, его уникальность, традиции, культура, взаимоотношения с природой, то есть все то, что отличает одно общество от другого.

Цель — это осознаваемый образ конечного результата.

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда.

Эмпирики — мыслители, считающие, что мир можно познать с помощью эксперимента, а также ощущений и наблюдения.

Элитарная культура — культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник терминов для подготовки к ОГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я