Маркетинг услуг на примере туристического бизнеса. Часть 1: маркетинговые исследования

Юлия Правик, 2020

Рассматриваются теоретические и методические основы маркетинга услуг на примере туристического бизнеса, особенности маркетинговой политики компаний, предоставляющих услуги (на примере туристического бизнеса). Приведенный материал отражает как традиционные представления и подходы к анализу маркетинга услуг, так и современные концепции отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков и дает возможность ознакомиться с новейшими теориями и практикой маркетинга услуг, методами обеспечения стабильного функционирования и развития компаний, предоставляющими услуги.

Оглавление

Каналы сбыта туристических услуг

Все многообразие способов реализации туристических услуг можно разделить на два типа каналов сбыта: прямой и косвенный. Прямые каналы сбыта обеспечивают непосредственную связь туристической организации-производителя с потребителем. В связи с развитием информационных технологий организации осуществляют продажу туристических услуг через глобальные компьютерные системы резервирования, интернет и другие системы бронирования.

Косвенные каналы сбыта туристических услуг осуществляется через посредника. Роль посредника между организациями — производителями туристических услуг и потребителем осуществляет туроператор, который закупает большое количество туристических услуг у производителей, формирует на их основе туристические продукты и реализует их либо самостоятельно, либо через посредников.

На сегодня крупные туристические фирмы при осуществлении сбытовой политики используют такие каналы сбыта своей продукции:

Открытие собственного представительства, агентств в разных районах города или в других городах страны и за рубежом;

Заключения франчайзингового соглашения с независимым турагентством;

Заключения агентского соглашения, при которой стороны берут на себя определенные обязательства-ограничения;

Заключения между туристическими фирмами агентского соглашения, которое не имеет каких-либо ограничений.

Чаще всего туроператоры используют разветвленную турагентскую сеть.

Есть три условные агентские сети туроператора:

Туроператор — турагентство — турист;

Туроператор — турагентство-оптовик — агент — турист;

Туроператор — турагентство-оптовик — турагентство — турист.

Сотрудничество туристических фирм оформляется либо франчайзинговым соглашением, или агентским договором. На сегодня в практике международного туристического бизнеса чаще всего используется договор, который имеет форму агентского соглашения. В нем два участника: принципал — лицо, поручающее выполнить определенные услуги, и агент — лицо, принимающее поручение принципала выполнить эти услуги на определенных условиях за агентское вознаграждение. Принципал обусловливает обязанности агентства и принимает ряд обязанностей на себя.

Таким образом, правила продажи туристического пакета должны содержать условия бронирования и продвижения тура, его стоимость и порядок оплаты, требования к паспортам и визам, условия изменения и отказа от подтвержденного тура, обязательства и ответственность сторон, действия в случае возникновения претензий, условия страхования.

Частные условия путешествия по конкретно приобретенному туру должны оговариваться в туристской путевке, которая в этом случае приобретает статус письменного акцепта публичной оферты продавца. Кроме путевки, в практике туристической деятельности используется туристский ваучер.

Договор продавца тура с клиентом, (покупателем тура) — договор о туристическом обслуживании. Он является основным документом, устанавливающим взаимные обязательства сторон. Продавец должен подписать с каждым туристом договор о туристическом обслуживании. Туристическая путевка является документом, в котором устанавливаются конкретные условия предоставления и потребительские свойства туристической услуги.

В практике международного туризма ваучер является документом, подтверждающим в местах пребывания на маршруте поездки право туриста на получение услуг. Документом, подтверждающим факт оплаты покупателем приобретенной услуги за наличный расчет, является квитанция к приходному ордеру, которая должна содержать ссылки па номер выданной туристской путевки.

По безналичной форме оплаты туристической путевки документом, подтверждающим оплату, является копия платежного поручения с отметкой банка покупателя о выполнении. В момент бронирования клиент выплачивает залог, а остальная сумма вносится на усмотрение организатора за несколько дней до начала поездки.

Полная стоимость тура рассчитывается на основе базовой цены, к которой добавляются доплаты за услуги, выбранные дополнительно, и вычитаются возможны скидки.

Договор на туристическое обслуживание — договор купли-продажи туристского продукта, относится к категории публичных договоров. Клиент заполняет заявку на бронирование тура по установленной форме. После оплаты клиентом полной стоимости тура сотрудник туристической фирмы заполняет форму договора, после его подписания обеими сторонами вступает в силу.

Туристы самостоятельно заключают договор со страховой компанией, оплачивают страховку на период поездки за границу. Если турист имеет такую страховку, он обязан предъявить страховой полис турагентству при оформлении заявки на бронирование тура и иметь его при себе во время туристической поездки.

Многие турагентства являются агентами страховых компаний и продают их услуги одновременно с продажей туров. В этом случае страховой полис, который выдается туристу до начала путешествия, должен содержать следующую основную информацию: название страховой компании, данные для связи в случае наступления страхового случая, информацию-памятку об основных условиях и типах страхования.

Кроме этого, следует учитывать туристические формальности, которые делятся на несколько больших разделов и включают загранпаспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я