Рассматриваются теоретические и методические основы маркетинга услуг на примере туристического бизнеса, особенности маркетинговой политики компаний, предоставляющих услуги (на примере туристического бизнеса). Приведенный материал отражает как традиционные представления и подходы к анализу маркетинга услуг, так и современные концепции отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков и дает возможность ознакомиться с новейшими теориями и практикой маркетинга услуг, методами обеспечения стабильного функционирования и развития компаний, предоставляющими услуги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг услуг на примере туристического бизнеса. Часть 1: маркетинговые исследования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Туристические услуги и их правовое обеспечение
Комплекс услуг туристической фирмой, предусматривает выделение основных (профильных) услуг по туристическому обслуживанию и вспомогательных услуг, обеспечивающих проведение тура (см. табл. 1.3).
К основным (профильным) услуг турагентства относятся:
Выбор вида туризма и маршрута тура (места отдыха);
Уточнение количества дней тура;
Выбор категории отеля;
Организация питания;
Выбор трансфера (средства доставки туристов);
Организация культурной программы;
Уточнение цены тура с учетом системы скидок.
По количеству дней туры можно разделить на три категории:
Краткосрочные (2–5 дней)
Среднесрочные (6–14 дней)
Длительные (более 2 недель).
Наибольшей популярностью пользуются среднесрочные туры. Выбирая место проживания, туристы, как правило, ориентируются на 3, 4 и 5-звездочные гостиницы в зависимости от цены и платежеспособности клиента.
Организация питания в туре предполагает следующие варианты:
Одноразовое питание (как правило, завтрак);
Полупансион (двухразовое питание в сутки, как правило, завтрак и ужин)
Пансион (завтрак, обед, ужин).
Основным средством доставки туристов к месту отдыха в международных турах, как правило, является авиаперелет, реже — путешествие морским путем или по железной дороге.
При организации культурной программы учитываются специфика страны (региона, города) тура в историческом, культурном, национальном, религиозном аспектах, а также продолжительность и вид тура (в шоп-туре, деловой поездке и бизнес-туре — культурная программа сокращена), возможности принимающей стороны, и, соответственно, платежеспособность клиента.
Приблизительные требования к обслуживанию семейных туристов, путешествующих с целью отдыха (по средним классом обслуживания):
Пакет услуг:
Проживание в 3–4-звездочных отелях.
Питание, как правило, полный пансион, обязательно детское меню.
Экскурсии (общие для детей и взрослых, только для детей и отдельно для взрослых).
Услуги по надзору за детьми.
Детский педагог-организатор.
Услуги восстановительного характера.
Спортивные услуги.
Требования к условиям размещения
Преобладание в номерном фонде гостиницы 2-местных номеров (до 80–90% от общего их количества) с организацией дополнительного детского спального места.
Наличие в номере сушильных и гладильных средств, мини-кухонь (для детского питания).
Помещение для детей под присмотром воспитателей.
Помещение для отдыха и досуга.
Помещение для спортивных занятий.
Рекреационные условия
Размещение среди зеленых массивов.
Наличие собственной озелененной территории с оборудованными детскими, спортивными площадками.
Водные аттракционы, горки в бассейне и на пляже.
Специальные тропы для прогулок.
Аквапарки, зоопарки, тематические парки аттракционов, национальные парки, дельфинарий.
С учетом определенных профильных услуг устанавливается окончательная цена тура, которая может быть скорректирована в связи с предоставлением дополнительных услуг и различных скидок, как правило, скидок с общей цены для детей (от 10 до 20%) и постоянных клиентов (от 15 до 30 %).
Необходимо отметить специфику отдельных видов туризма. Большую часть цены тура составляет стоимость так называемой ведущей услуги, определяет назначение тура:
Лечение в оздоровительном туре;
Обучение в бизнес-туре, переговоры с иностранными фирмами в деловом туре;
Организация покупок в шоп-туре;
Участие в спортивных мероприятиях, спорт-туре, посещение религиозных святых мест в паломническом туре, концертная программа в шоу-туре и тому подобное.
К вспомогательным или дополнительным, услугам, обеспечивающим проведение тура (также включаются в окончательную цену), относятся:
Визовая поддержка (оформление ваучера или виз на группу туристов) и оформления загранпаспортов (при их отсутствии);
Сопровождение (взрослых и / или детей — по желанию туриста)
Оформление авиабилетов и багажа;
Растаможивания груза (по прибытии в страну с международных туров)
Доставка туристов к трайлерах (аэропорта, железнодорожного вокзала и т.п.) и обратно по прибытии из тура, как правило, автобусом;
Страхование туриста и багажа (груза) — выплата стипендии туристу на карманные расходы в долл. США или валюте страны местопребывания по прибытии к месту отдыха (для международных туров).
Согласно определению Всемирной туристической организации, туризм (tourism является производным от франц. tour (прогулка, поездка)) — путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха.
Из этого определения можно сделать несколько выводов правового характера.
Тур (прогулка, поездка) — более узкое понятие, чем туризм, это одна из разновидностей туризма, туристической деятельности в целом.
Туризм — разновидность путешествия, но именно путешествия при определенном условии (в свободное время).
Туризм — один из видов активного отдыха, требует выполнения определенных действий.
Правовые отношения в туристической деятельности могут рассматриваться как отношения по предоставлению (предложения и реализации) туристических услуг между:
Туристической фирмой и туристом (клиентом, потребителем туруслуг);
Туристической фирмой и другими организациями, которые контактируют с ней.
Таким образом, участниками правоотношений в туризме являются:
Туристическая фирма (турагентство, туристическая организация);
Турист (клиент, потребитель туристических услуг);
Организации, взаимодействующие с туристической фирмой.
Договорные отношения туриста и туристической фирмы — отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). К тому же следует подчеркнуть особый характер «продукта» туристической фирмы. Вступая в договорные отношения с туристической фирмой, турист рассчитывает на получение необходимого ему набора услуг. Фирма предоставляет ему, как правило, не услуги, а права (гарантии) получения в определенное время в определенном месте услуг, непосредственно (физически) осуществляемых другими фирмами, имеющими прямые договорные отношения не с этим туристом, а с «его» туристической фирмой. Так, например, гарантия проживания в отеле определенного класса, двухразового питания, трансфера, экскурсионного обслуживания в соответствии с программой и тому подобное.
В частности, речь идет о приобретении гарантий оказания определенных видов услуг и самого тура туристической фирмой непосредственно «своему» туристу (например, сопровождение по маршруту, встреча с представителями фирмы в промежуточных пунктах маршрута и т.д.). Как правило, совокупность этих прав (гарантий), приобретенная туристом, оформляется «его» туристической фирмой в виде туристской путевки. Таким образом, туристская путевка является конечным «продуктом» деятельности туристической фирмы и соответственно предметом ее реализации. Она является совокупностью прав (гарантий) получения туристом количественно и качественно определенных услуг.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг услуг на примере туристического бизнеса. Часть 1: маркетинговые исследования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других