Все дороги ведут к себе. Путешествие за женской силой и мудростью

Юлия Пирумова, 2021

Все мы немного Красные Шапочки. Однажды мы делаем шаг за порог родительского дома и попадаем в полный опасностей лес – взрослую жизнь, в которой нет места детским ожиданиям и инфантильным фантазиям. Юлия Пирумова, гештальтпсихолог с 20-летним стажем, руководствуясь сказочным архетипом, предлагает совершить путешествие к себе. Пройти через кризисы и обрести внутреннюю силу. Превратить травмы прошлого в счастье жить настоящим. Авторские методики и упражнения помогут вам: • перестать сравнивать себя с другими и обзавестись внутренним компасом; • принять личностные кризисы как естественное условие перехода к новому жизненному этапу; • прекратить угождать другим и воспитать в себе смелость не нравиться; • научиться защищать свою уникальность и уязвимость; • проработать ошибки прошлого и найти свою собственную идентичность. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Исцеляющий текст

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все дороги ведут к себе. Путешествие за женской силой и мудростью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Путешествие Красной Шапки

Мы не можем переписать свою историю.

Но мы можем ее осмыслить:

— увидеть то, что предопределило наше настоящее;

— что из полученного можно взять с собой, а что пришла пора оставить;

— за что теперь только нам придется взять ответственность, чтобы желаемая жизнь наконец-то случилась.

Время Красной Шапочки

Я всегда говорю, что женская жизнь до тридцати — это время экспериментов и поисков. Время проб и ошибок, которые не стыдно совершать. Мы не можем накопить опыт и узнать, кто мы и на что способны, если не используем для этого некоторые ресурсы. В частности, время и душевные силы. Именно для этого нам и дана наша молодость.

Я называю это временем Красной Шапочки. Она родилась в любящей семье, среди женщин, которые души в ней не чаяли.

Тем не менее именно мать отправила любимую дочь из дома в темный лес, в котором водились волки. Для верности дала ей пирожков, маслица и винца, чтобы наверняка. Конечно, Волку некуда было деваться.

Неизбежная встреча состоялась.

И Красная Шапочка попала к нему в постель.

А потом Волк ее еще и пожевал. Слава богу, охотники из пуза вытащили.

Но ведь она уже пожеванная и надкушенная вылезла!

И было бы очень странно, если бы Красная Шапочка, будучи укушенной Волком, стала притворяться, что даже рядом не лежала.

Типа «Я все та же Красная Шапочка, которая только в лес пошла, и ничего не было…».

Наоборот, это ж какой опыт! Теперь она будет практически инициированной женщиной. А была кто? Просто Шапочкой. И только признав неприятный опыт с Волком, она получает великий женский шанс хоть на какой-нибудь конец. Как бы это двусмысленно ни звучало…

А есть Красные Шапочки, которые усердствуют в том, чтобы вычистить свою жизнь от негативного опыта, притвориться непокусанными. Их истории имеют шанс превратиться в триллер о женской судьбине, которая протекает в основном в бесконечном поиске волков и проигрывании все того же расколдовывающего действа…

Короче. Смысл не в том, чтобы волкам не попадаться. Это как раз нормальный путь. А в том, чтобы не изгонять этот опыт из психики и опираться на него в дальнейшем. Знать, что волки есть.

Что они не всегда встречаются для добра.

Что не с каждым надо уединяться.

Что иногда за приятными манерами скрывается хищник, который может разрушить женскую душу.

Что за встречи с некоторыми волками приходится дорого расплачиваться.

Но самое главное… Девушка узнает, что у нее есть силы пережить это, вернуться, стать устойчивее и мудрее.

Вот почему время Красной Шапочки такое важное. Это наши личные походы по лесам, подъемы в горы и спуски с них, пребывание в собственных пустынях. Ни одна женщина не избежит этого.

Цена перехода от Красной Шапочки к Шапке велика. Это раны в душе и шрамы на сердце. Это килограммы нервов и литры слез. Это километры пути и тонны потерянных иллюзий. Но те, кто выбирает честно платить эту цену, получают шанс найти сокровище: постоянное и устойчивое ощущение «я женщина, и со мной все в порядке». Со всеми вытекающими. С радостью и счастьем быть в отношениях как с мужчинами, так и с женщинами. Как равная с равными. А не с позиций заигрывания, самоутверждения, борьбы, ущербности, доказывания и компенсаций.

Про что на самом деле история Красной Шапочки?

Красная шапочка на голове у девочки — это еще не символ наделения ее статусом взрослой женщины. Это лишь указание на то, что ей предстоит долгий путь. К тому, чтобы через несколько десятилетий она, пробравшись сквозь чащи своих иллюзий и фантазий, гармонично и уверенно могла сказать себе: «Я женщина, и со мной все хорошо».

Красная Шапочка отправляется в путь, выполняя наказ матери, и, будучи хорошей девочкой, не может отказаться отнести гостинец бабушке. Но, по замыслу истории, должно произойти неизбежное: чтобы выход из дома по-настоящему состоялся, девушка должна ослушаться мать. И вместо прямой дороги свернуть на неизвестную полянку, чтобы полюбоваться на цветочки.

И тем не менее то, что Волк в итоге проглотил Красную Шапочку, хоть и находится в косвенной причинно-следственной связи с нарушением материнского запрета, но вряд ли является наказанием за него. Скорее последствием и ответственностью за выбор, который необдуманно сделала девочка, наивно болтающая со злым зверем, притворившимся неопасным.

Кажется, что Красная Шапочка просто пошла в лес по просьбе матери, без всякой собственной задачи. Так зачастую и бывает. Мы просто идем куда-то, не осознавая, что путешествие уже началось, а все герои заняли исходные позиции. Бабушка заболела и улеглась в кровать, олицетворяя собой предлог и причину. Мама сложила пирожки в корзинку и приготовилась быть зовом к странствию. Волк стал оборотнем, готовясь познакомить Шапочку с некой реальностью. А дровосеки наточили топоры и отправились в тот же лес, чтобы прийти на помощь в самый ответственный момент.

Наивность девочки должна быть разрушена. Для этого она произносит все эти «А почему у тебя такие большие?..». И каждый раз получает ответ, который по смыслу должен успокаивать, но только множит подозрения и тревогу. Потому что девушка должна вернуть себе адекватность и доверие собственным чувствам. Если видишь большие уши, глаза и зубы… если чуешь опасность… верь себе и беги. Если тебе кажется, то тебе не кажется. Это в будущем создаст опору на то, что ты все чувствуешь правильно, что бы тебе ни говорили.

Красная Шапочка нарушает единственный запрет. И именно это знание ей предстоит усвоить, побывав в животе у Волка: «Никогда не разговаривай с незнакомцами. Какими бы милыми и безопасными они ни казались». Внутренний конфликт, который решает будущая женщина, в этом и выражается: «Что бы мне ни говорили, я сама умею видеть-слышать-чувствовать. И мне придется научиться защищать себя. Потому что в другой раз охотников рядом может не оказаться».

Она отправлялась в путь, чтобы собрать неизвестные части себя воедино. Как и все мы отправляемся в путешествие, чтобы лучше узнать себя. Красная Шапочка поняла, что может слушать мать, но также и нарушать запреты. Что хочет доверять миру, но тонко чувствует, когда что-то не так. Может пострадать от хищника, но обладает силой спастись.

Волк-оборотень не просто проглотил Шапочку. Он овладел девичьей душой, которая может заледенеть или уснуть из-за такой встречи. Если жизненной силы у девушки будет недостаточно, то она может стать жестокой мстительницей или несчастной жертвой, оплакивающей свою наивность. Вместо чувствительности и чуткости, внимательности и избирательности Красная Шапочка может отрастить шипы, чтобы больше никто не смог причинить ей боль.

Про что эта история?

Как любимая родными маленькая девочка пошла в дикий лес, ослушалась маму, заговорила с хищником и оказалась в его брюхе. И в итоге спаслась благодаря счастливому случаю и храбрым лесорубам. Или охотникам. Не суть…

Сцена первая: Красная Шапочка в доме у матери. Любовь, покой и блаженство. Безопасность и накопление сил. Все заканчивается, когда девочке вручается алый чепчик и мать решает, что ей пора уйти из дома.

Сцена вторая: гостинцы в корзинке и наказ получен: «Не сходи с тропинки и ни с кем не разговаривай». Девушка выходит за порог. День еще светел, а дорога знакома. Ничто не предвещает беды. Хотя, конечно, она неизбежна. Не зря же все затевалось.

Сцена третья: наказ матери нарушен. Девушка поддается искушению. Настолько же невинному, как и она сама. Она просто сошла с тропинки и заговорила с Волком, пока еще не обладая знанием, чем это может ей грозить. Знание матери не в счет. В конце концов, кто из нас пользуется мудростью матерей?

Сцена четвертая: домик бабушки, которую уже сожрал Волк. У девушки нет поддержки. Ей самой придется распознать замаскированное зло. Но у нее пока нет доверия своим ощущениям. Поэтому она оказывается на пороге смерти. Своей первой гибели в череде всех следующих, которые переживает женщина на протяжении всей жизни. Сцена заканчивается чудесным спасением, воскрешение делает сюжет законченным. Перед нами классическая история о путешествии героини. В каком бы времени она ни жила, к какому бы поколению ни принадлежала… Красная Шапочка обязательно выходит за порог, неизменно нарушает запрет и окунается в правду жизни, обретая свое собственное знание.

Сюжет завершается на эпизоде «Смерть — Возрождение». Но в жизни эта история имеет продолжение. Одно дело — получить в особенном мире знания, совсем другое — донести их до дома и применить в повседневной жизни. Драма Красной Шапочки заканчивается в момент кульминации. У нее нет продолжения. Что вынесла девушка из своего урока? И как ее трансформация повлияла на дальнейшую жизнь?

Без этого осмысления весь опыт не имеет смысла. То, как меняло нас каждое из переломных событий и кем мы становились в итоге, — это как раз путь нашей индивидуации, который позволяет ощущать себя взрослой женщиной…

Глава 1. Красная Шапочка в родительском доме

Шаг первый. Родиться девочкой

Сегодня вы начнете осмыслять свое путешествие с самого начала. Для чего?

Чтобы посмотреть на него как на последовательное движение к женской идентичности из точки, в которой однажды все началось. Чтобы написать свою историю рождения девочкой там, где вас ждали, где вам были рады… Или нет. Так тоже бывает. У каждой из нас своя история, которая начиналась по-разному.

Наша условная путеводная звезда — Красная Шапочка.

Но поскольку мы будем говорить о том, что она уже выросла, то по мере взросления она превратится в Красную Шапку.

Давайте вспомним, как начиналась сказка:

«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше».

Что очевидно из этого отрывка?

Красная Шапочка очевидно и определенно была девочкой.

Она была хорошенькой. И самой лучшей на всем свете.

Ее любили женщины рода.

Это напоминает идеальный сюжет, которого в реальной жизни у нас в помине не было и быть не могло. Наши мамы были другими. Наши бабушки, даже любя нас, не всегда придавали хоть какое-то значение тому, что мы девочки. А уж папы и подавно. Даже сказочные папы обычно стоят в стороне от того, чтобы видеть и любить в нас именно девочек. Сейчас мы можем грустить и досадовать на это. Но наша задача — не сравнивать сюжет своей жизни с идеальным сценарием. Иначе мы проиграем уже на старте в попытках соответствовать совершенным моделям.

Сейчас мы честно посмотрим на стартовые условия, в которых родились и воспитывались. Это позволит, с одной стороны, начать писать личную историю, а с другой — отделить свою ценность от возможностей вашей семейной системы. С вами изначально может быть все в порядке. Просто никому и дела не было, что вы девочка. Или семья не готова была к рождению еще одной девочки. Или кто-то из родителей всегда хотел только мальчика. Знакомо? В этом нет вашей вины или свидетельства личной незначительности.

Это от вас просто не зависело…

Хотя, может быть, продолжает влиять на самоощущение. Давайте посмотрим как…

Упражнение

Каждая из нас воспринимает себя через набор историй, которые нам рассказывали. Мы не можем помнить своего рождения, но, скорее всего, об этом есть семейная «легенда».

• Напишите свою историю рождения девочкой в вашей семье: были ли вам рады, подчеркивали ли то, что вы девочка, как вообще к этому относились ваши близкие?

• Чувствовали ли вы сами себя девочкой и как относились к своему полу до подросткового возраста? Что для вас это значило?

Типичные ответы, которые я получаю от участниц своих групп, выглядят так:

«Я не очень помню ощущения себя девочкой в семье родителей. Мама наряжала, но как-то «девочковости» мне это не придавало. Папа ждал сына, даже в роддом записки писал, думал, пошутили, что родилась девочка.

Родители до меня потеряли сына.

Вспоминали, что они даже не знали, как меня назвать. Имя дала в итоге тетя, папина сестра». (М.)

«На известие о моем рождении папа произнес: «Опять баба». Была уже одна дочь. Так что, как многие, ждали парня. Ну и все детство я старалась быть парнем, меня ругали за содранные коленки и активные игры. При этом стригли под мальчика в мужской парикмахерской. Ну и все случайные люди вечно называли меня мальчиком.

Так что слышала я только «девочки так себя не ведут». Ну и не вела, я ж не девочка, за что отхватывала от родителей». (А.)

Эти истории показывают в лучшем случае равнодушие и игнорирование, а в худшем — уничижение того факта, что вы родились девочкой. По крайней мере, мы можем так ощущать это долгое время.

Поймите меня правильно: ни в каком гендере нет особенной ценности, дающей ему преимущества перед другим. И речь не о нарциссическом самолюбовании принадлежностью к женскому, позволяющей говорить, что мы особенные. Мы просто исследуем реальность. Как это было? Что мы чувствовали? Замечали ли эти особенности? Приходилось ли нам с самого начала чувствовать неловкость, стыд или недовольство оттого, что мы женщины?

Чаще всего, рассказывая о детстве и о подходах к своему воспитанию, говорят о том, что «быть девочкой» — это:

• во-первых, скорее нести груз завышенных ожиданий о некоем хорошем поведении и соответствии. «Ты же девочка, поэтому… веди себя хорошо, будь послушной, не злись» — и так далее;

• а во-вторых, не иметь тех возможностей, которые даются мальчикам. Это они могут вести себя более свободно и делать что хочется с внешней поддержкой и даже поощрением в том, за что девочку пристыдят или даже накажут…

Возможно, у вас все было не так. Ваше развитие девочкой было поддержано. Особенности пола были поводом не для уничижительного сравнения и повышенных требований, а, наоборот, для поддержки вашей уникальности и возможностей, которые у вас имеются. Я вас поздравляю. Мало кто описывает себя через такую историю. Тогда этот и несколько других шагов вы можете пропустить. Большинство начинают свое путешествие из царства нераспознанности женского и стыда за то, что родились девочками…

Шаг второй. Увидеть сценарии своей женственности

Помните, что в сказке случилось дальше?

«Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили: «Вот Красная Шапочка идет!»

Иначе говоря, Красная Шапочка прошла свою первую инициацию. Возможно, у нее начались месячные, приход которых раньше отмечался всем женским сообществом, знаменуя первую стадию созревания. А возможно, бабушка дала ей свое благословение, наделив первым символом женственности и красоты. Но из сказки складывается ощущение, что принадлежность девочки к женскому была очевидна, это подчеркивали и насыщали ее этим знанием. Поощряли привлекательность и любование ею. И символизировали взросление прекрасным предметом. И опять же, это может казаться идеальной историей, которая мало у кого случается. На то они и сказки…

В реальной жизни нам требуется то же самое. Свое первое понимание, что принадлежим к «женской стае», мы получаем, обнаружив свою схожесть с мамой. Еще в детстве мы осознаем, что условно находимся на одной поляне с ними и, когда вырастем, будем именно женщинами. Наша первая ступенька в развитии женской идентичности — это потребность быть похожей на мать, которая знает, как хорошо быть женщиной. Чтобы хотеть быть на этой поляне, мы должны понимать, что там прекрасно и нам есть к чему стремиться.

Но ведь в наших реалиях это просто фантастика, правда? Кто из наших матерей жил (или живет) с ощущением своей ценности? Кто из них разрешил свои внутренние конфликты, чтобы рассказать нам, как это прекрасно — быть девочкой и женщиной? Кому из женщин старшего поколения на самом деле было доступно проживать свою жизнь без явной дискриминации? Я думаю, что даже в современном мире это очень трудно представить, не то что в жесткой патриархальности недавнего прошлого.

Хорошая версия событий закладывалась бы, если бы мама, вполне довольная своим положением и не испытывающая за него стыда или ограничений, транслировала дочери удовлетворение тем, что она женщина. Тогда на это можно было бы опираться как на хороший пример. С этим можно было бы идентифицироваться, вбирать в себя, как опору, на которой потом будут расцветать бутоны нашей женской индивидуальности. Но чаще всего мы в своем ближайшем семейном окружении в детстве этих примеров не имеем. Тогда стартовые условия, в которых развивается наша женственность, могут быть такими:

• Мать была слабой, безвольной, инфантильной или зависимой. И тогда дочь может законно не захотеть брать с нее пример для подражания. Возможно, она даже видит мать униженной отцом или социумом и хочет занять другое положение, выбирая в качестве моделей для идентификации мужчин.

• Подрастающая девочка видит, что мать разочарована, несчастна и не удовлетворена жизнью. В реальности это происходит по вполне понятным и зачастую банальным причинам. Например, когда мама по своей воле или по необходимости выбрала путь «служения» детям и семье. Из-за этого она не смогла реализоваться, проявить другие стороны своей личности, кроме как быть женой и матерью. В зрелом возрасте это неизбежно «догоняет» большинство женщин, которые горюют по упущенным возможностям, попадают в жесточайшие личностные кризисы с переживаниями о жизни, прожитой зря. Девочка может стать свидетельницей этого и сделать свой вывод: «Если бы у мамы были такие же возможности, как у отца (мужчин), она могла бы стать более счастливой». Мы вольно или невольно хотим копировать модель того родителя, который удовлетворен своей жизнью. И это нормально.

• Мать была холодной, эмоционально недоступной, погруженной в депрессию или просто отсутствующей. К сожалению, нам не приходилось расти в сказочных условиях (как и многим поколениям до нас, безусловно). Большинство из моих клиенток говорят о тяжелых временах перестройки, когда их матери работали на нескольких работах, чтобы прокормить семью. Они, может быть, и хотели бы больше участвовать в судьбе своих дочерей, но просто не могли. И тогда отец мог стать единственным человеком в семье, с которым возможно было установить хоть какие-то близкие отношения. Все это как условие для установления эмоциональной близости и похожести на того, кто хоть как-то откликается на ее нужды.

• Есть еще одна тропинка, по которой мы приходим к отторжению женского: ложное, преждевременное взросление. По каким-то объективным причинам нам пришлось слишком рано повзрослеть. Чаще всего из-за травматических факторов. Например, кто-то из родителей умер и мы взяли на себя ответственность за кого-то из членов семьи. Или росли в ужасе детства с родителем-алкоголиком. Или так случилось, что родители по каким-то причинам отказались от статуса взрослого и передали нам свою ответственность. И не было шанса на поступательное психическое созревание, постепенное отождествление с гендерными моделями, в котором мы бы имели возможность учиться и выбирать. Мы просто стали взрослым. Часто бесполым. Боящимся своих женских особенностей, которые становятся больше напоминанием о нашей опасной для жизни слабости, чем достоинством.

Условно «плохое» развитие сценария, то есть отсутствие возможности идентифицироваться с матерью на первом этапе, вовсе не приговор нашей женственности. Просто на старте личного квеста мы не получаем первых бонусов. Значит, наша задача — обрести их на следующих этапах путешествия.

Упражнение

Итак, в самой первой точке, из которой, как бутон, могла бы сформироваться наша женская идентичность, мы часто не получаем базового «питания» и поддержки. Жить женщиной в патриархальном мире действительно может быть тяжело и даже унизительно. Не самая хорошая ролевая модель, чтобы стремиться на нее походить. Вначале у нас слишком мало мотивации, чтобы обнаруживать хоть какое-то сходство с женским в нашей семье. Это не ставит окончательный крест на том, чтобы прийти к согласию с женственностью в себе. Просто иногда нам требуется больше времени и больше приверженности нашему личному поиску.

А пока ответственно подойдите ко второму заданию. Возьмите ручку, свой красивый блокнот и напишите…

Слова поддержки себе, той девочке, какой вы когда-то были. Напишите из своего состояния сейчас, когда вы хотите поддержать себя маленькую. Как если бы вы точно знали, что девочкой быть хорошо и интересно.

Скажите себе маленькой, как прекрасно вырасти во взрослую женщину. Напишите о том, что даже если мама не знала, как и зачем быть женщиной, то у девочки эти открытия все еще впереди. И вы сейчас уже можете сопровождать ее в этом поиске и путешествии, которое ей предстоит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Исцеляющий текст

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все дороги ведут к себе. Путешествие за женской силой и мудростью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я