Бизнес в стиле жизнь. Как построить корпоративную культуру, основанную на ценностях

Юлия Петрова-Штоль, 2023

Книга доступна эксклюзивно в ЛитРес: Абонементе. Выберите тариф, чтобы получить доступ к книге. В мире становится все больше и больше компаний, для которых бизнес – это не только прибыли и убытки, продукты и услуги. Прежде всего это люди, а бизнес – это жизнь, полная событий, проектов и опыта для каждого, кто в ней участвует. Книга описывает трансформацию и рост бизнеса, а также инструменты управления ценностями, способствующие значительным изменениям на примере российской компании. Представлен особый подход к оценке и построению корпоративной культуры, основанной на ценностях, приведены шаги для перехода на более высокий этап развития. Вы узнаете, как найти общие ценности и встроить их в процессы и системы; как создать проектные команды внутри коллектива, чтобы реализовать инновационные и амбициозные цели; как привлекать в команду людей, разделяющих командные ценности: поддержку, развитие, единение и дерзость; даны примеры эффективного метода решения конфликтов в организации. Издание адресовано руководителям и собственникам компаний, а также специалистам в области управления человеческими ресурсами и внутренними коммуникациями. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Бизнес-психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес в стиле жизнь. Как построить корпоративную культуру, основанную на ценностях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Корпоративное племя. С чего начинать?

В этой главе рассказывается об интересном подходе к оценке уровня корпоративной культуры в компании, а также о пяти уровнях корпоративной культуры.

За время своей почти 20-летней тренерской деятельности я не раз убеждалась в том, что люди хотят быть в компаниях с той корпоративной культурой, которая близка им по духу, в которой они чувствуют свою ценность.

Но для начала я хочу поделиться с вами исследованиями из книги Дэйва Логана, Джона Кинга и Хэли Фишер-Райт «Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры»[1].

Компания в книге называется корпоративным племенем. Племя — объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Это группа от 20 до 50 человек. Главная идея авторов книги: небольшая компания (до 50 человек) — это племя. Крупная компания — это уже сообщество, состоящее из нескольких племен.

Авторы провели колоссальное исследование и выяснили, что абсолютно все организации могут находиться на одном из пяти уровней корпоративной культуры и, собственно, от этого зависят успех организации, удовлетворенность и счастье сотрудников, а главное, удовлетворенность и приверженность клиентов. И сверхрезультативность, как мы увидим, зависит тоже от уровня корпоративной культуры.

Пять уровней и их характеристики. Как определить, на каком уровне находится организация?

Уровень первый «Уличная банда». «Вся жизнь — дерьмо!» Этот уровень характерен для уличных банд, для тюрем. И здесь важно понимать, что человек из этой системы очень часто потерял общечеловеческие ценности и редко сможет вписаться в команду. Его способ жизни — выживание через насилие или уход от ответственности за свою жизнь через алкоголь, наркотики, полнейшее подчинение другим.

Уровень второй «Кластер жертв». «Моя жизнь — дерьмо». Этот уровень зачастую встречается в государственных учреждениях, больших организациях. Он подразумевает отсутствие какой бы то ни было инициативы, страх потерять свое место. Обида на жизнь и, как следствие, вымещение зла на клиентах. Человек на втором уровне часто пытается защитить коллег — «своих людей» — от «вторжения» руководства. Племя второго уровня выдвигает очень мало идей и почти никогда их не реализовывает. Люди в этом племени тихо саботируют любые нововведения.

Третий уровень «Племя одиноких воинов». «Я крутой!» Если же продолжить, то будет так: «Я крутой, а ты — нет». Людям на данной стадии культуры необходимо побеждать. Они получают удовольствие от успехов и побед, от того, что они лучше и успешнее других. В большинстве случаев мы проводим свою профессиональную жизнь на третьем уровне.

Согласно исследованиям, 49 % компаний в США находится на этом уровне. Он также называется «Уровень Дикого Запада». Я бы назвала его «Бизнес в стиле спорт. Побеждает сильнейший!».

Четвертый уровень «Команда победителей». «Мы крутые». Между «я крутой» и «мы крутые» лежит глубокая пропасть. Племя с лейтмотивом «Мы крутые» всегда нуждается в противнике. На самом деле «Мы крутые, а они — нет!». На этом уровне находится 22 % корпораций в США. Яркий пример — Apple и Microsoft. Именно на этой стадии команды достигают сверхрезультатов. Здесь племя всегда ищет конкурента, и единственный, кто влияет на этот выбор, — лидер. Правило четвертой стадии: «Чем крупнее противник, тем сильнее племя!»

Пятый уровень «Создатели и новаторы». «Жизнь прекрасна!» Творить историю не ради победы над конкурентами, а чтобы сделать мир лучше. Соревнуются не с другими племенами, а с представлениями о возможном. Племена на пятом уровне способны на потрясающие инновации. Менее 2 % корпоративных племен находится на этой стадии.

Итак, я думаю, что же мы делали с командой эти три года нашего сотрудничества? Выстраивали бизнес-процессы? Работали с ценностями? Создавали инновационные проекты?

И это тоже! Но в первую очередь мы шли от команды третьего уровня к команде пятого уровня.

Итак, если хотите начать процесс движения к корпоративной культуре пятого уровня, то для начала вам необходимо определить, на каком уровне находится сейчас ваше корпоративное племя.

Чек-лист. Диагностика уровня корпоративной культуры предприятия

Оцените по шкале от 1 до 10 баллов, насколько данная ситуация возможна у вас в компании.

1 — практически невозможна.

2 — очень редкий случай.

3 — бывает периодически.

4 — бывает регулярно.

5 — происходит регулярно и с одними и теми же людьми.

6 — часто.

7 — постоянно происходит.

8 — это наш стиль.

9 — мы в этом преуспели.

(1) Сумма баллов: более 10. Если у вас есть определенное количество баллов в этом разделе, обязательно определите, кто из сотрудников создает корпоративную культуру первого уровня по типу «Уличная банда». Избавляйтесь от таких сотрудников, какую бы должность они ни занимали. Вы не исправительное учреждение, и в задачи бизнеса не входит перевоспитание таких людей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Бизнес-психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес в стиле жизнь. Как построить корпоративную культуру, основанную на ценностях предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Логан Д., Кинг Дж., Фишер-Райт Х. Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я