Путевые заметки. Абхазия (2017)

Юлия Николаевна Сырых, 2023

В сентябре 2017 года Светлана выиграла в литературном конкурсе солидный гонорар – 40000 рублей. На эти деньги она решила осуществить свою мечту и поехать в Абхазию. Сначала она хотела поехать туда со своим мужем Антоном, но потом взяла своего папу, который не был на море 4 года. Как они добирались через 3 границы, с чем столкнулись, и сколько им это стоило – узнаете во время прочтения каждой из глав, и окунётесь в ностальгию тех времён вместе с героями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путевые заметки. Абхазия (2017) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3 сентября — Отъезд. Транзит через Россию

Мы всегда переживаем перед дорогой, этот день не стал исключением. Всегда волнуешься, чтобы всё прошло должным образом. А в дороге возникает много обстоятельств, на которые мы не в состоянии повлиять: пробки, таможня, аварии и т.д. Не прекращался поток мыслей в моей голове, неслись они одна за другой, как три белых коня: декабрь, январь и февраль. Радовало, что алкоголя никто из нас не употребил и, что мы смогли выспаться перед дорогой. Когда я проснулась около 11 часов, то мне пришлось с папой и Антоном вступить в спор по пустяковому совершенно вопросу: а правильно ли мы поступили, что выезжаем из Донецка после 15.00.

— Зачем мы ждали? Нужно было выезжать утром, — говорили они мне.

— Так вы думаете, что мы, не выспавшиеся, разбитые, не отдохнувшие должны поехать с утра в дорогу, которая займёт около суток! Вы думаете, что мы в состоянии справиться с этим всем ужасом? Что гранж Кортни Лав вас взбодрит за рулём, и мы, играючи, проедем горный серпантин? Не стройте иллюзий! Всё мы продумали верно. Я спокойно встала, мы позавтракали, всё проверили, придумали, передумали, счёт на телефонах я пополнила, тормозок приготовила спокойно, без спешки и нервов, из вещей мы ничего не забыли. Не это ли счастье? Кстати, я приготовила бутерброды из колбасы, сыра, еврейский салат и кофе в термосе на основе молотого кофе (чтобы мелкие частички не забивали решётки термоса, я процедила концентрированный кофе через марлю, долила кипяток. Важно термос не перемешивать, не взбалтывать и не переворачивать, тогда мелкие частички осядут, и никто их не ощутит).

Папа и Антоша ответили мне своё сдавленное «Угу», и мы продолжили сборы, выбора у них всё равно не оставалось. Есть ещё одна причина, по которой мы выбрали ехать именно в это время: чтобы успеть пересечь границу ДНР-Россия до комендантского часа и доехать до Весело-Вознесенки (КПП Новоазовск) нам нужно больше времени. Такой путь нам Олег (мой кузен) посоветовал, потому что там меньше народу, а на Успенке могут ещё и гуманитарные конвои создать затор, и мы попросту не успеем пройти ДНР-границу, и нас до 5 утра упрячут куда-нибудь вместе с автомобилем.

Когда выезжать? Как лучше поступить? Прежде всего смотрите на свой тип: жаворонок вы или сова? Сразу с работы едете в отпуск или нужно время перевести дух? Ну и последний важный совет от меня. Ловите:

— планируйте своё время выезда на юг России так, чтобы на серпантине вы оказались к вечеру или глубокой ночью. Не слушайте фразы: «темно и страшно», «вылететь можно из серпантина» и всё такое. Там абсолютно безопасно, если вы только не будете лететь на автомобиле, словно сумасшедший гонщик. На серпантине дорога ровная, в яму не провалишься. Если на дороге какой-то участок не доделан, его так оградят, что муха не проскочит, а колесо — так тем более.

Мы попрощались со своими родными и только тогда поехали. По пути мы заскочили в «Амстор» (супермаркет до переименования в «Амстор-сити», а затем в «Moloko») и купили мороженое Геркулес «Черминатор» (не реклама, а мой субъективный вкус). Такого мороженного нет в Авдеевке, не знаю, продают ли его на «большой земле», я там почти не бываю, но здесь оно единственное и бесподобное, а в Авдеевке только голубое. Мы продолжали свой путь, я не знаю, по каким улицам мы ехали, но навигатор повёл нас по новому пути, где я ещё не была. Заканчивался Донецк, стоял блокпост, папа остановился, показал паспорта, но их даже не смотрели и пропустили нас.

Дорога была хорошая, особенно сравнивая с нашими реалиями, так мы до Старобешево и доехали легко. Вид на Старобешевскую ТЭЦ мне всегда нравился: когда посреди чистого поля вырастает такая громадная махина, сделанная трудами и руками людей из прошлого, поневоле гордишься своим государством — СССР. Все мы до сих пор живём советским прошлым, питаемся им, приворовываем из него, и в то же время хаем, не признаём и стыдимся. А разве было бы в ДНР столько энергии, если бы не эта ТЭЦ и ещё другие? А построили бы при независимой Украине что-то подобное? Никогда! Ведь это не приносит мгновенной прибыли. Наши олигархи получают сверхприбыли от того, что сами они в жизни не решились бы построить на свои деньги. Капиталистический строй напоминает соковыжималку, которая высасывает все соки из государств и людей, чтобы потом голых и истощённых выбросить умирать. Пока продолжается эта бестолковая война, из нас будут высасывать все соки, и мы будем видеть то, что видим.

До Тельманово дорога была неплохая, но неровности нам встречались, пусть и не выбоины как у нас по пути на Марьинку, но машину уже потрушивало. Обещал, конечно, Захарченко построить хорошую объездную до Успенки, чтобы мчаться в Россию без неприятных сюрпризов, но, видимо, не дошли ещё руки, как и до некоторых других дорог. Тем не менее, работы продолжаются. А в Тельманово и близлежащих деревнях всё шло своим чередом, такое впечатление, что жизнь тут нисколько не изменилась: тихие размеренные сельские будни, солнце, поля и… местные немцы.

После Тельманово пришлось присматриваться к дороге, чтобы не угодить пусть и не в частые, но ямы. Так мы и доехали до таможни ДНР, видели ещё по дороге блокпосты, но нас на них не останавливали. Таможенник проверил багажник и сам автомобиль поверхностно, мы подошли к окошку, отдали свои паспорта, они что-то набрали в компьютере, взяли IMEI с наших телефонов и попросили продиктовать ещё и номера телефонов. После всего этого, мы чуть проехали по «серой зоне» и очутились на российской таможне.

Российские пограничники посмотрели наши паспорта, сказали заполнить миграционки и отдать им. «А где их взять?» — спросили мы. Они нам спокойно дали их, сказали, что ничего страшного, и всё бывает в первый раз. Мы заполнили, показали им, они посмотрели, и мы проехали дальше. Наш автомобиль осмотрели более детально, но картошку всё равно не нашли (картошку в РФ нельзя провозить, так что прячьте её подальше или не берите вообще). Нас отправили в окошко таможни, мы показали паспорта, миграционки, нам исправили нашу неточность (в графе «документ» писать серию и номер паспорта, а не «паспорт»), ЗАПОМНИТЕ ЭТО. Дальше нам дали таможенную декларацию на временный ввоз автомобиля, мы сделали вид, что заполняли, но достали заполненный ранее экземпляр, и папа пошёл в остеклённое здание. Его там долго держали, ещё какую-то бумажку он писал, что обязуется свою машину вывезти с территории РФ. В целом всё прошло без проблем. Наверное, российские таможенники привыкли к донецким или смирились, по крайней мере нам своего «фе» никто не высказывал, а когда обращаешься к ним с вопросом, то отвечают, никто не быкует.

Пока мы ждали папу, Антону позвонила тётя, а его телефон был уже в роуминге от Мегафона, он снял трубку, 7 секунд поговорил, и все его 50 грн улетели. Спасибо, тётя Маша! Хорошо, что были ещё деньги на папином телефоне. Так что трубку в роуминге НЕ СНИМАТЬ! Входящие обойдутся недёшево — 50 грн за минуту. Не подкинет ли нам связь ещё каких-нибудь сюрпризов? Мы сели в машину, нам подняли шлагбаум, и мы в России!!! Ура, ура, ура! Впервые, я в России!

Да, мы пересекли эту границу, и я ещё раз убедилась, что мечты сбываются в самый неожиданный момент, после долгих лет ожидания. Вспомнилась пословица, которую вы, скорее всего, неоднократно видели в демотиваторах или мемах, «Мечты сбываются, когда уже нафиг не нужно».

Приведу один яркий пример, который был в моей жизни (позвольте мне такое красивое лирическое отступление). В 1998 году мы смотрели по телеку Мундиаль-98, который проходил во Франции, я и подумать не могла, что на подобное событие мы сможем когда-то сходить. И вот, Евро-2012 состоялось на Украине, и даже в нашем Донецке сыграла моя любимая сборная Испании, а я не пошла, потому что успела остыть к мечте. И знаете самое страшное, когда говорят: «хочешь — перехочешь», а ведь действительно можно перехотеть! В итоге, когда мечта сбывается, она либо не радует нас, либо мы настолько становимся холодными и сухими, что не можем должным образом эту мечту принять. Опасно охлаждать в себе боль, надеясь, что станет легче. Замерзнет всё: и хорошее, и плохое. Поэтому, друзья, пока вы чего-то хотите, свято в это верите и даже делаете систематически небольшие шаги навстречу к своей мечте, то вы живы, и ваша мечта сбудется обязательно. И никого не слушайте, не парьтесь, а просто верьте, тогда сбудется.

Сегодня я с радостью говорю, что не остыла, но испытала какие-то странные чувства, подобные тем, когда входишь во что-то незнакомое для себя. Ты только созерцаешь и изучаешь всё вокруг, прошлое тебе неизвестно, и будущее неясно, просто идёшь вперёд, знакомясь с новым для себя миром.

Проехав совсем немного от таможни, мы увидели заправку «Лукойл», на которой цены на топливо оказались дешевле, чем у нас, но не настолько низко, как мы ожидали. Мы заправились и продолжили путь. По дорогам России мы действительно летели, нигде не было ни ямочки, ни трещинки, ни горбинки, даже как-то всё идеально получилось. Я всматривалась в местные предзакатные пейзажи Ростовской области. И вроде, всё одно и то же: те же поля, посадки, реки, пруды, но здесь покой и стабильность за счёт нашей войны. Я ни в коем случае не хочу, чтобы война пришла в эти края, но почему России на нас наплевать? Я понимаю, что политики в большинстве своём компрадоры, поэтому нас не поддерживают, а как же простые люди? Какое их мнение о нас и о нашей войне? Неужели они такие же равнодушные расчетливые и сухие, как и политики? Хотелось бы верить, что нет, но увидим.

На часах полседьмого вечера, пока ещё светло, но солнце опускалось всё ниже, совсем недавно я любовалась степными пейзажами, а затем… Сплошной мрак, свет от фар на дороге, и неоновые огни мегаполисов с объездной трассы. Навигатор нас вёл правильно, чему я была рада; скачанные карты сработали, и впервые я увидела, как навигатор почернел с наступлением темноты, а дороги отображались тёмно-синим — это чтобы не слепило глаза. Я вам скажу: без него мы бы не заблудились, главное, внимательно смотреть на указатели и всё, а их в России хватает.

Я так засмотрелась на затемнённый навигатор, что Антон вовремя меня дёрнул, чтобы показать Азовское море, которое было справа от нас, и хорошо, а то я бы всё пропустила. На побережье светился от радости Таганрог. Не знаю, почему в «Нашей Раше» о нём говорят, как о самом худшем городе в России? По-моему, хуже того, во что превратили Авдеевку, только мёртвый город. Всё познаётся в сравнении, скажу, что для нас Таганрог сейчас, как венец цивилизации, в котором мы бы с Антошей с удовольствием покутили и позависали по клубам до самого утра, а потом пошли встречать алую зарю на Азовском море, искупались бы голышом, пока никого нет, и мокрыми пошли на автобус, электричку, машину — во что-нибудь. Разве не всё равно? Когда спокойно, то со спокойной душой можно позволить себе отдых, потому что мы очень хорошо с мужем поработали за этот год, а Вселенная нас щедро одарила подарками, что очень кстати. Я люблю иметь в отдыхе достаточно денег, а чувство дефицита, когда пытаешься не казаться нищебродкой — ненавижу.

До Ростова нам оставалось ехать 2 часа или 3, но по таким дорогам, скорее всего, два часа. В пути мы столкнулись с одной проблемой (несерьёзной, но в некоторой степени чувствуешь себя непривычно), с отсутствием связи. Нет-нет, покрытие в России, что надо, однако, либо роуминг, либо нужна российская карточка. Вы, конечно, скажете: гаджеты, вай-фай, вот только найти такие вай-фай зоны в пути трудно. Благо сейчас цивилизация дошла до того, что большие пассажирские автобусы оборудованы вай-фаем, пусть не летающим, но сообщение в вайбер и другие мессенджеры вполне отправите. Однако, мы ехали на машине, вай-фай точки на пути только с паролями. Чтобы не чувствовать себя в изоляции и не в своей тарелке, определитесь, зачем вам связь собственно нужна и решите проблему на своё усмотрение:

— если нужно только сообщить близким, где вы, то проще отправить СМС (около 7 грн за одно СМС). Только счет не забудьте пополнить до выезда;

— если вы работаете через интернет, и нужно быть на связи всегда или бизнес «горит», то есть два пути:

а) выбрать у своего оператора роуминг-тариф, в котором включено определённое количество минут, смс и интернета (последнего даётся немного, но такси хватит вызвать);

б) купить местную СИМ-карту с максимально выгодной тарификацией.

Я выбрала первое, потому что мы в России транзитом, и заказывать тариф или покупать СИМ-карту — экономически неоправданное решение. Тем не менее, в дороге всегда случится что-то непредвиденное, как бы мы ни старались это предотвратить. И вот у нас начались проблемы со связью: тётя Маша стала забрасывать нас сообщениями, спрашивала, где мы, а отправить ответ с папиного телефона я не могла: он находился в поиске сети. Я уже и перезагружала телефон, и карту с зарядным вынимала и вставляла — всё бесполезно (позже я выяснила, что надо было поставить в телефоне поиск сети, выбрать сеть, и всё). Мы ссорились с папой, а я не могла понять, зачем забрасывать нас сообщениями, если понятно, что связь здесь — недешёвое удовольствие. Пока мы доехали до Ростова, папа мне просто вынес мозг своим неоправданным беспокойством. Ну и что, что они ждут от нас вестей! Подождут! Главное, что с нами всё в порядке. Мы выехали на объездную Ростова-на-Дону, а потом я нашла нестандартный выход из ситуации: вставила папину карточку в свой телефон. Мой аппарат нашёл сеть, и я написала сообщение. Несмотря на то, что мы ехали по объездной, цивилизации на нашем пути встречалось очень много: магазины, кафе, отели, мотели, пончики (наверное, вкусные). Эх, жалко, что не купили и не попробовали пончиков, к тому же, о них предупреждают за несколько километров. Так что будьте готовы. Не прое…те.

Ростов-на-Дону остался сверкать в стороне своими яркими неоновыми огнями, а мы поехали далее по области, и это было не так уж мало в километрах. Было почти 9 часов вечера — хорошее время для сна, но ехать нам ещё далеко. Единственное, что могло помочь нам скрасить предстоящие километры пути и напитаться силами — это ужин, приготовленный моими заботливыми ручками. Мы остановились на заправке, по-моему, это был снова «Лукойл», а может и «Роснефть», не помню точно. Поужинали мы нашими бутербродами, закусили их мясными котлетами от мамы (так что мама тоже помогала не умереть нам с голоду, за это мамуле отдельная благодарность), салатом, и запили это кофейком. Несмотря на тот бодрящий эффект, который должен быть, мы его не ощутили. У нас были силы держаться, много света на заправке и на дорогах бодрило, но не обнадёживало.

На заправке нам пришлось задержаться чуть дольше, чем мы рассчитывали. Как мне рассказывал папа, к нему подошёл охранник с заправки и спросил, из Донецка ли мы? Как оказалось, охранник живёт в Луганске, уже 9 месяцев работает на этой заправке, занимается в основном тем, что объясняет дамочкам, да и мужикам, что не нужно курить здесь, ведь это заправка. Он уже накопил себе на машину, ещё немного, и он возвращается домой, я так и не поняла, почему. Насчёт камер фиксации на дорогах, он сказал, что до станицы Кущеватой камер нет, а где есть, там знаки предупреждают о них заранее, а превышения не засчитываются в пределах 20 км вверх от запрещающего знака. То есть если 90 км, то спокойно можно гнать 110, но не забывать притормозить в нужном месте. С такой информацией мы и поехали дальше. Трасса хорошо освещалась, мне было непривычно ехать при таком свете и таком гладком дорожном покрытии. Правильно мне говорили, что дороги в России — «Во»! Не знаю, какие дураки строили в России дороги, но судя по всему, на Украине дороги строят идиоты, потому и скачем «як не москали».

Не помню, было ли это в Ростовской области или уже в Краснодарском крае, но сморило нас конкретно. Было почти двенадцать часов ночи, кофе не действовал, тяжёлый зубодробильный рок от королевы гранжа — Кортни Лав тоже не спасал, не спасла бы даже Death metal-группа Datura. Нужно было спать. Мы остановились на заправке, стали на площадку в самый конец, взяли подушки, отодвинули передние сиденья и попробовали заснуть. Признаюсь, что это было тяжело: то свет с заправки слепил, то положение для сна, которое мы приняли, оказалось неудобным, и от того всё болело. Около получаса я впадала в полудрём, который очень утомлял. Поворочавшись ещё немного, мы открыли глаза и решили ехать, так как не шёл сон. Единственное, кого мы решили поменять, так это водителя: за руль сел Антон, а папа отправился спать на заднее сидение автомобиля. Штурман, то есть я, обречён был не спать все ночное время, но я не жаловалась. Работа эта полегче, чем водить машину. Так что лучше я буду развлекать любимого водителя историями из своего сундучка, лишь бы он не уснул. Эх, если бы можно было доехать быстрее и светлее. Но, что есть, то есть, принимаем дары такими, зная, что прекрасное «за горами».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путевые заметки. Абхазия (2017) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я