Психология и психоанализ беременности

Юлия Леонидовна Бердникова, 2018

В книге подробно рассмотрены актуальные вопросы психологии беременности и воспитания до рождения, влияние этого периода на развитие ребенка. Вы узнаете, что такое осознанное родительство, подготовка к зачатию, как общаться с ребенком в утробе, откуда берутся страхи перед родами, и как с ними справляться. Мы расскажем о поющем родильном доме, о том, как выбирать имя, зачем поют колыбельные и потешки (с текстами). Описаны три психологические задачи беременности, которые предстоит выполнить будущей маме, группы риска, базовые перинатальные матрицы, и психическое развитие ребенка от рождения до трех лет. Благодаря практическим рекомендациям, вы сможете понять сновидения беременных, определить свой тип отношения к беременности и своевременно внести нужные коррективы. Отдельная глава посвящена отношению к беременности и родам с древности до наших дней. Раскрыт глубокий смысл и значение этого состояния. Книга полезна как будущим мамам, так и психологам, и психотерапевтам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и психоанализ беременности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Психологические задачи беременности

Время беременности — это период сложного взаимодействия между будущей матерью и развивающимся внутриутробным младенцем. В строгом смысле мы привыкли называть младенцем только уже родившегося и отделенного от матери маленького человечка. Но, учитывая последние исследования о пренатальном и перинатальном существовании, все чаще применяются термины, обозначающие не плод, как придаток тела матери, а живое человеческое существо, способное вступать в контакт и реагировать самостоятельно на стимулы из окружающей среды. Во время этого психосоматического взаимодействия и мать и дитя должны выполнить определенные задачи, способствующие не только физическому росту и развитию, но и создающие предпосылки формирования психики, того, что впоследствии ляжет в основу характера, способа взаимодействий, развития отношения к жизни и к другим людям.

Много сил и внимания сейчас уделяется физиологическому протеканию беременности: правильному питанию, физическим упражнения, подготовке к родам и так далее. Но почти нигде не учитывается такая важная сторона процесса, как эмоциональная подготовка к материнству. Наивно было бы полагать, что можно стать настоящей матерью за те несколько часов, в течение которых младенец появляется на свет. Естественно предположить, что необходима более длительная и кропотливая душевная работа, для того, чтобы представление о себе, как о матери стало для женщины органичным и естественным. Не секрет, что у некоторых женщин материнские качества, инстинкт материнства сполна проявляются только при рождении второго ребенка.

К сожалению, в нашем современном обществе распространяются с угрожающей быстротой и другие тенденции, свидетельствующие о том, что женщины не готовы и не хотят становиться матерями. Имеется в виду стремление рожать под общим наркозом, посредством кесарева сечения, безо всяких медицинских к тому показаний. В результате в первые часы после рождения не происходит такого естественного и крайне необходимого контакта между матерью и ребенком. Ребенок не получает столь ценного для создания иммунной системы молозива.

Иногда превалирует идея сохранения карьеры, несмотря на рождение малыша. В этом случае ребенок с первых недель жизни находится на попечении нянек или бабушек. Фактически он лишен матери. Судьба этих детей часто печальна. Вырастая, они не способны устанавливать социальные контакты, имея блестящий интеллект, не способны к обучению, доставляют много хлопот своим негативистским поведением, хулиганят, прогуливают школу, погружаются в мир зависимостей: интернет и компьютерные игры заменяют им общение с живыми людьми. Мне могут возразить: в дореволюционной России, дескать, лучшие люди, интеллигенты и таланты воспитывались кормилицами и няньками. Но это возражение не выдерживает критики. В дореволюционной России гувернантки и няньки выполняли только лишь вспомогательную роль, мать никуда не исчезала, она всегда была доступна для малыша, находилась тут же в доме и выполняла свои функции. Она не пропадала на работе, не занималась бизнесом, не ездила по командировкам и в отпуска.

К психотерапевту часто попадают дети, чьи матери не желали отказаться ни от чего в своей жизни из-за их рождения. Чаще всего предъявляются жалобы на неуправляемое поведение, отсутствие контакта с ребенком, непослушание, плохую учебу. При беседе с матерью такого ребенка обнаруживается, что она почти ничего не может вспомнить или просто не знает о раннем периоде жизни своего дитя. Ни как он ел, спал, болел и развивался до года, ни как он сделал свой первый шаг или сказал первые слова. В их отношениях нет радости, сердечного тепла, эмоциональной привязанности. Ребенка удерживает финансовая зависимость от матери, а мать с озлоблением выполняет свой долг, что чаще всего выливается в денежный откуп, когда оплачиваются одна за другой элитные школы, репетиторы, логопеды и гувернеры. А толку никакого! Ребенку нужна, прежде всего, мать. Тогда есть надежда, что его развитие будет нормальным.

Все же, большинство женщин плодотворно используют девять месяцев беременности для развития своих материнских способностей, следуя своей интуиции, они как бы репетируют, примеряя на себя определенные материнские качества. Каковы эти качества, во многом определяется их бессознательными воспоминаниями о собственном периоде младенчества и контакта со своими матерями. Таким образом, совершается сложная психическая работа идентификации с ролью матери.

Принимая тот факт, что беременность является подготовкой к материнству, специалисты заметили, что ошибки в психической подготовке к материнству, эмоциональные проблемы беременности, вовремя не разрешенные, приводят не только к нарушению протекания самой беременности, но и к осложнениям во время родов, и к нарушению ранних отношений в системе мать-дитя.

Первая стадия беременности

Первой психологической задачей для женщины является принятие самого факта беременности без страха и отвержения, даже в том случае, если беременность была не запланированной. То есть достижение определенного эмоционального слияния с плодом. Это состояние эмоциональной слитности должно длиться от зачатия до того момента, когда сама женщина ощутит первое шевеление внутриутробного ребенка. Время от зачатия до первых движений ребенка психологи называют первой стадией беременности. Это деление не совпадает с традиционным медицинским разделением на триместры беременности. От зачатия до первых движений ребенка проходит приблизительно 4,5 месяца. Повторнородящие или особенно чуткие и настроенные на своего ребенка женщины могут ощущать его движения раньше, с 14-15 недель.

Первые дни, а то и недели беременности покрыты тайной незнания, неизвестности. Очень редкие, особо чуткие женщины сообщают, что узнали о беременности сразу после зачатия. Обычно же факт зачатия, оплодотворения яйцеклетки не доходит до осознавания, пока не появятся явные признаки: тошнота или отсутствие менструации. В темноте и тайне женского лона происходят архиважные и удивительные процессы: стремительный рост колонии клеток, формирование человеческого эмбриона. В первый период беременности, если нет особых токсикозов, тайна может сохраняться, или в нее будут посвящены 2-3 человека. Женщина приобретает тест на беременность, сообщает о предполагаемой беременности отцу ребенка, посещает гинеколога, но окружающие люди могут ничего не замечать. Живот плоский, поведение и состояние женщины не изменяются.

Однако на телесном и физиологическом уровне уже происходят лавиноподобные изменения. Меняется гормональный фон. Психическое и физическое состояния тесно связаны. Тревоги, беспокойства, страхи еще не проявлены, но уже дают себя знать напряжением в области таза, в лоне, промежности, матке. Если женщина в прошлом имела негативный опыт, связанный с сексуальностью и беременностью, то это вызывает сильный дискомфорт, передающийся и зародышу. Это верно в случае предыдущих выкидышей, абортов, мертворожденных детей, если женщина подвергалась сексуальному насилию или инцесту. Все внутренние поверхности тела могут оказаться спазмированными, крошечный зародыш может это ощущать, как противодействие своему росту и развитию. Можно улучшить эту ситуацию, если опытный психотерапевт поговорит с матерью, объяснит ей анатомические и психические отношения и взаимодействия, поможет аффективно принять своего формирующегося ребенка, несмотря на то, что она его еще пока не чувствует. Вместе со специально подготовленным психотерапевтом или гаптотерапевтом можно в этот самый ранний период предупредить и избежать многих будущих осложнений. Необходимо понять и разрешить внутренние запреты, травмы и ограничения, страшные секреты и постыдные тайны, возможно, переданные от предыдущих поколений, страхи и ненависть, мешающие принять будущего ребенка, открыть ему место, животворное лоно, дать себе право быть матерью.

Принятие того необычного факта, когда два человека живут и сосуществуют в одном теле и, пока еще, слиты физиологически и эмоционально, может вызывать страх такого переживания. Если женщина не готова к этому, возникают так называемые ранние токсикозы беременности. В их основе чаще всего лежат психологические причины. Многие женщины, например, чувствуют себя хорошо ровно до того момента, как тест на беременность не покажет заветные полоски. Как только факт беременности становится известен, начинается тошнота или рвота, или еще какое-то недомогание. Внезапность появления этих симптомов после подтверждения зачатия свидетельствует об определенной бессознательной неготовности к беременности, даже если на сознательном уровне принято решение о ребенке. Если вышеупомянутые симптомы достаточно быстро исчезают без особых проблем и самочувствие налаживается, можно сказать, что эти сомнения, страхи и негативизм успешно преодолены женщиной. Если же симптомы продолжаются, хорошо бы обратиться к опытному пренатальному психотерапевту или к психологу, специализирующемуся на сопровождении беременности. Необходимо знать, что проблемы, возникающие на ранних сроках беременности, могут привести к осложнениям на поздних стадиях. Поэтому, лучше их разрешить заблаговременно.

Это достаточно архаичные страхи, они нашли отражение в древней и современной мифологии. В средние века распространены были страшные легенды о вселении в тело человека злых духов или дьявола. В современности легенды изменились, теперь вселяется страшное инопланетное существо. Достаточно много фильмов снято уже на эти темы. То, что при попытке освобождения вселившегося существа его носитель погибает, отражает еще и более поздний страх перед родами.

При психотерапии беременных женщин с нежеланной беременностью, можно встретить отголоски этих мифов в виде неприятных фантазий. Например, некоторые беременные женщины рассматривают своего ребенка, как захватчика, тирана, паразитирующего в их теле, или сравнивают его с опухолью, которая разрастается и вредит им.

Характерными психологическими защитами при наличии бессознательного страха беременности, нежелании делить свое тело с кем-то другим будут желание обозначить свою независимость, обособиться. Так как во время беременности женщина естественным образом испытывает регрессивные тенденции в своей психической жизни, мы наблюдаем на этой стадии регрессивно-оральное поведение.

При негативном отношении к беременности это выражается во вредящем, враждебном поведении: женщина не хочет отказываться от деструктивных привычек, продолжает курить, употреблять алкоголь или наркотики, не сбалансированно питаться, осознанно или неосознанно ввязывается в опасные, рискованные предприятия. Например, занимается альпинизмом, конным или парашютным спортом, сплавляется на байдарках, отправляется в турпоходы и тому подобное. Все ее поведение как бы говорит: если мой ребенок хочет выжить, ему придется самому о себе позаботиться. Она ведет себя так, как если бы не была беременной.

Иногда в психике женщины возникает конфликт амбивалентности: одна часть души хочет сохранить ребенка, другая часть желает избавиться от него. Возникают мысли об аборте, могут даже предприниматься попытки самостоятельного изгнания плода. Такое случается особенно часто, если в окружении женщины есть люди, негативно настроенные против беременности. Это, прежде всего отец ребенка, либо родители самой женщины. Конфликт амбивалентности, касающийся сохранения ребенка, может выражаться в симптомах, отражающих символическое избавление от нежелательной беременности. Это неукротимая рвота или понос.

При слабо выраженном конфликте амбивалентности начало беременности может ознаменоваться легкой депрессией, и, в то же время, усилением физической активности. Как будто беременная женщина грустит и пытается отрицать или отсрочить новое ощущение собственной пассивности и принадлежности другой роли. При нормальном разрешении эмоционального конфликта эти явления быстро проходят и не доставляют беспокойства. Если депрессия усиливается, длится дольше 2-х или 3-х недель, стоит обратиться за помощью к психологу, так как необходимо скорректировать это состояние, чтобы не было осложнений в будущем. В частности, дородовых и послеродовых депрессивных состояний и даже психозов.

Серьезное эмоциональное непринятие беременности может привести к реальному выкидышу или хронической неспособности выносить плод, или даже к бесплодию, невозможности забеременеть.

В моей практике работы психотерапевта есть уже не один случай, когда женщине удавалось в процессе психотерапии избавиться от бесплодия и, разрешив свои психологические проблемы, благополучно зачать и выносить ребенка. Во всех этих случаях предыдущее медицинское вмешательство, проводимое в течение нескольких лет, не приносило результатов.

Так называемые «причуды» беременных, то есть вкусовые, зрительные и обонятельные пристрастия, появляющиеся иногда у беременных женщин чаще всего на первой стадии беременности, так же легко объясняются общим психическим регрессом к оральной стадии собственного развития. Не всех беременных «тянет на солененькое», у некоторых появляются необычные вкусы, например, страсть к зеленому горошку, или к определенным запахам: типографской краски, хозяйственного мыла. В этом нет ничего патологического, при безобидности подобного влечения его лучше удовлетворять. Иногда из-за появившихся определенных вкусовых пристрастий и антипатий женщине становится трудно осуществлять приготовление пищи для своей семьи. У мужа и других родных должно быть понимание этого обстоятельства. Они могут в это время существенно облегчить ей жизнь, взяв готовку на себя. В любом случае не рекомендуется предъявлять претензии беременной женщине по этому поводу, смеяться над ней. Чуткое, внимательное отношение мужа, других родственников — лучшая профилактика всяческих недомоганий.

На этой первой стадии беременности происходят важные изменения в физиологическом состоянии женщины. Повышается уровень гормона прогестерона, набухают и постепенно увеличиваются молочные железы, становятся особенно чувствительными соски. Эти телесные изменения пробуждают у женщины фантазии и ощущения, относящиеся к периоду подростковости. Именно тогда происходило нечто подобное — рост и изменения тела, означающие становление девушки, будущей женщины из маленькой девочки. Капризность, перепады настроения беременной женщины очень напоминают, поэтому период пубертата, смятение чувств девочки-подростка. Женщины, которые были в подростковом возрасте недовольны своей полнотой, стыдились ее, или вообще женщины, чрезмерно озабоченные стройностью и сексуальностью своего тела, испытывают особые трудности в адаптации к увеличивающемуся размеру и весу тела во время беременности.

На самом деле беременная женщина становится невероятно красивой, сама того не подозревая. Посмотрите внимательно на фотографии и портреты беременных женщин или женщин с маленькими младенцами, вы увидите особый одухотворенный взгляд, исполненный жизненной силы и красоты. Этот облик привлекает мужчин во все времена. Эти образы великолепно сумел запечатлеть на своих полотнах великий итальянский художник эпохи возрождения Леонардо да Винчи. Никакая фотомодель не сравнится с ними. Каждая женщина в это время прекрасна особой творческой красотой, потому что она творит, создает в себе новую жизнь.

У женщин, положительно воспринимающих свою беременность, с самого начала возникает особое состояние, сопровождающееся ощущением удовлетворенности, покоя, гармонии с собой и наслаждения. Такие счастливые женщины с первого дня беременности заполнены любовью и нежность к будущему ребенку, который сперва скрыт в материнском теле, но его незримое присутствие уже чувствуется. Позднее, после рождения, матери будет легко перенести чувства любви на реального, отдельно существующего младенца с его особыми, уникальными, только ему присущими характеристиками. Такие матери иногда видят своих будущих детей во сне. Они всегда убеждаются в правильности зрительного образа сновидения, когда впервые видят своего младенца. «Вот точно такой и приснился», — говорит счастливая мать.

Известный психотерапевт, психоаналитик Динора Пайнз так пишет о психологии беременности:

«Для будущей матери такая огромная перемена, физическая и эмоциональная, является нормальной критической переходной фазой и, следовательно, сопровождается оживлением конфликтов и тревог прошлого, которые утяжеляют ее ношу. Как бы сильно не идентифицировались ее муж и семья с ней в это время, изменение эмоциональной жизни матери семейства ведет также к перемене внутрисемейных отношений, так что каждая беременность и рождение ребенка должны неизбежно сопровождаться нормальным семейным кризисом и заканчиваться абсорбцией нового члена семьи.

Беременность — самое серьезное испытание отношений матери и дочери: беременная женщина должна играть роль матери для своего ребенка, оставаясь ребенком для своей матери. Ранняя детская идентификация беременной с матерью вновь пробуждается и сравнивается ею с реальностью отношений со своим ребенком. В то же время, вместе с новонайденным пониманием задач, которые ставит материнство, отношения беременной с ее матерью могут реально измениться и стать более зрелыми. Так жизнь может разрешить проблему старой амбивалентной идентификации, давая дорогу новому и более мирному отношению к матери.

Беременность доказывает и укрепляет успешное достижение женской сексуальной и полоролевой идентичности, тогда как процесс создания новой формы объектных отношений — материнство — может начаться только тогда, когда ребенок отделяется от материнского тела и вливается в объектный мир. Ребенок, таким образом, соединяет в себе часть материнских образов Собственного Я и ее сексуального партнера, но матери также предстоит увидеть в нем отдельного индивида. Этот сложный процесс внесения необходимых изменений в образ ребенка — одна из главных задач, с которыми должна справиться молодая мать».

Вторая стадия беременности

Первые движения плода, ощущаемые женщиной, знаменуют собой наступление второй стадии беременности.

Главная психологическая задача на второй стадии — провести постепенное различение, дифференциацию между матерью и внутриутробным ребенком. Этот период отличается тем, что женщина начинает наделять своего ребенка характерными особенностями, задумывается об имени, о том, на кого он будет похож внешне. Возникает причудливая смесь фантазий, мечтаний, желаний и реальности. Конечно, первоочередной вопрос, который всех интересует: какого пола будет ребенок. С наступлением эры современных приборов и аппаратных исследований многие стремятся на УЗИ, именно для того, чтобы выяснить этот вопрос.

Дифференциация себя от плода заключается в том, что следует признать ребенка отдельным человеческим существом, живущим собственной жизнью. И хотя он находится еще в теле матери, она уже не может полностью управлять им. Порой малыш диктует матери, необходимый для него стиль поведения, проявляет двигательное беспокойство, когда ему что-то не нравится. Иные малыши ведут себя так активно, что мать, например, не может уснуть.

В это время состояние беременности становится явным и видимым. Женщине приходится изменять стиль жизни, соответственно менять одежду. Изменения фигуры могут беспокоить и даже удручать некоторых женщин. Пробуждаются и различные другие тревоги. Некоторых женщин пугает любое, даже самое незначительное изменение самочувствия. Они часто нуждаются в поддержке и успокоении, заверениях, что все идет нормально, с ними и с малышом все в порядке.

Некоторые женщины оказываются во власти тревожных фантазий о вреде для ребенка определенных видов пищи, определенных действий. Мифы и ритуалы, связанные с беременностью, могут преобладать в психическом мире женщины. Беременная женщина может поступать, невзирая на доводы рассудка, и даже вопреки им. Мы не будем приводить здесь всевозможные суеверия и приметы, связанные с беременностью, чтобы не смущать читателя, а особенно тех, кто готовится стать мамой. В каждой семье могут проявиться специфические, связанные с семейными легендами предрассудки и опасения. Вообще материнство — это опыт трех-четырех поколений. Теория трансгенерационной передачи семейного опыта объясняет, как материнско-детские, младенческие отношения будущей матери со своей матерью, влияют на последующее материнство дочерей и внучек. Если эти отношения были напряженными, конфликтными, то это может предопределить и конфликтность ожидаемого материнства.

Семейные легенды о беременности

Особую роль в процессе беременности приобретает такое, специфическое образование как «семейные легенды». В данном случае в форме исторически обусловленной чувствительности к беременности. Зачастую это устойчивые представления, бытующие в семье и передающиеся от поколения к поколению. Примерами могут служить такие высказывания: «В нашей семье все женщины плохо переносят беременность», или «И мама и бабушка рожали очень тяжело». Либо это может быть какое-то тяжелое событие, пережитое матерью во время беременности, в результате чего беременная женщина испытывает страх повторения этого события уже для себя.

Иногда с родами или беременностью ассоциируется чья-то смерть. Скажем в случае мертворожденного брата или сестры, или смерти отца во время беременности матери. В случае одной моей пациентки вся ее тревога и страх сконцентрировались вокруг тяжелой болезни ее матери сразу после родов, в силу чего она не могла ухаживать за младенцем. Ребенка растила бабушка. Пациентка была уверена, что с ней будет то же самое. Подкрепляя эту семейную легенду, к концу срока беременности самой женщины срочно вызвали ту самую бабушку. Мы смогли проанализировать и проработать в процессе терапии эту проблему. Пациентка благополучно родила, за ребенком ухаживает сама.

Иногда приходится наблюдать стремление матери, выросшей в детском доме, отдать ребенка туда же. Не сумев за время беременности подготовиться к роли матери, такие женщины как будто мстят собственным родителям в лице своего ребенка. «Я же выросла в детском доме, пусть мой ребенок повторит мою судьбу».

Когда женщина ощущает самостоятельные, не зависимые движения ребенка внутри себя, она получает физические и кинестетические свидетельства существования нового, отдельного человека. Между будущими матерями и их внутриутробными детьми возникает множество разнообразных контактов. Многие женщины выделяют разные движения плода, различая его язык взаимодействия, его потребности.

Например, если ребенка беспокоят громкие звуки, он начинает брыкаться и биться, протестуя. О таких ситуациях свидетельствуют многие беременные женщины, посещавшие рок концерты. Если ребенок двигается медленно и плавно, как будто поглаживая изнутри живот матери, то он, скорее всего, удовлетворен своим состоянием и приглашает к контакту. В этом случае желательно поговорить с ним, сказать, как вы его любите, ждете, рассказать, что хорошего происходит вокруг и в вашей жизни. Если вы будете прикладывать руку к животу в определенное время и в определенном месте, то удастся почувствовать ответные движения ребенка. Так налаживаются первые контакты.

В случае негативных переживаний матери, стрессовых ситуаций и тому подобного необходимо ласково поговорить с плодом, объяснить ему происходящее, успокоить, дать заверения, что вы примете все меры для урегулирования ситуации.

Обычно женщины еще до беременности имеют определенные фантазийные представления о будущем ребенке. Эти представления закладываются очень рано, в игре девочек в куклы и дочки-матери. Во время беременности многие женщины активно фантазируют и мечтают о будущем малыше, часто они заранее готовятся к появлению ребенка, выбирают имя, оборудуют детскую комнату, готовят приданое, обдумывают воспитание. Это время, когда детские игры в куклы обретают реальное воплощение.

Нормальным, означающим хорошо формирующуюся привязанность к ребенку поведением, считается мысленное и речевое общение с внутриутробным ребенком, использование при этом ласкательных и уменьшительных слов, тактильная стимуляция в виде прикосновений или поглаживания живота с целью получить ответ. Очень хорошо, если в этом общении принимает участие и будущий отец ребенка.

Рекомендуется будущим папам каждый день, желательно в один и тот же определенный час класть руку на живот жены и говорить, обращаясь к ребенку что-нибудь вроде следующего: «Здравствуй, малыш! Я — твой папа. Я люблю тебя и жду с радостью твоего появления. Мы с тобой будем большими друзьями». Разумеется, текст может быть иным. Но общий настрой понятен. Исследования последних лет убедительно доказали, что те новорожденные, с которыми папы регулярно разговаривали до рождения, не пугались и не плакали при звуке их голоса, а поворачивали голову и улыбались, демонстрируя характерную реакцию оживления, так же как на обращение матери.

Третья стадия беременности

Третий, заключительный этап беременности — это период приблизительно последних 8-10 недель беременности. К 8-му месяцу беременная женщина все в большей степени начинает ощущать телесный дискомфорт, усталость, тяжесть.

Главной эмоциональной задачей этого периода будет нарастающее осознание психического отделения ребенка от матери. Кульминацией этого станет физическое отделение в процессе родов и рождения. То есть психологическая подготовка к родам должна начинаться заранее.

Благополучным признаком является достижение к этому сроку женщиной психологического комфорта в отношениях с собственной матерью (реальной или воображаемой), преодоление противоречивых чувств по отношению к ней и к своему ожидаемому ребенку. (Если они возникали). В этом случае женщина ретроспективно оценивает свое детство, как хорошее, а мать, как добрую, заботливую и любящую. Это поможет принять собственную материнскую роль и справиться с ней наилучшим образом. При этом нежелательно впадать в другую крайность — идеализацию собственной матери. Так как в результате преуменьшается собственная способность к материнству. «Я никогда не смогу быть для своего ребенка такой же прекрасной матерью, какой была моя мать для меня», — эта мысль не способствует развитию нормального материнского чувства.

Для судьбы будущего материнства женщины важна степень их психологической зависимости от собственной матери, а иногда и бабушки. Если беременная женщина чересчур инфантильна, беспомощна, зависит во всем от воспитывающих ее женщин, ее беременность может восприниматься ею слишком пассивно, несерьезно, как продолжающаяся игра в куклы. Она полностью следует всем указаниям матери, фактически передавая ей ответственность и все необходимые приготовления. И воспитанием ребенка после рождения также будут заниматься слишком активные бабушка с прабабушкой. А мать будет сосуществовать рядом, скорее, на правах старшей сестры. Для ребенка — это ситуация, грозящая не благоприятным развитием, высокой невротизацией, заболеваемостью, чувством одиночества из-за отсутствия доверительного эмоционального контакта с матерью.

Известный психоаналитик Хелен Дойч пишет, подытоживая результаты своих исследований психологических аспектов материнства:

«Идентификация с матерью — другой фактор, который определяет курс беременности. В каждом случае способность к материнству связана с этой идентификацией. Эго беременной женщины должно найти гармоничный компромисс между ее глубоко неосознаваемой идентификацией с ребенком, которая направлена к будущему, и ее идентификацией с матерью, которая направлена к прошлому. В любом случае, где одна из этих идентификаций отклонена, возникают трудности. В первом случае зародыш становится враждебным паразитом, во втором случае ослаблена способность беременной женщины к материнству из-за ее нежелания идентифицироваться с матерью».

Страхи во время беременности

На третьей стадии беременности настроение женщины может снова отличаться неустойчивостью. Колебания эмоционального состояния охватывают всю шкалу спектра: от радости, потому что ребенок вот-вот появится на свет, и можно будет посмотреть на него, до различных сознательных и бессознательных тревог и страхов. В норме женщины могут испытывать некоторый страх и тревогу в связи с предстоящими родами. Если страх достаточно интенсивен, это указывает на то, что проблемы существовали и на предыдущих стадиях беременности, и не были должным образом разрешены.

При усилении страха, развитии подавленности, тоски, депрессивных состояний крайне необходимо оказать женщине психотерапевтическую помощь, не дожидаясь самих родов. Это поможет предотвратить как осложнения в процессе родов, так и послеродовые психозы, и депрессии.

Страхи в основном касаются жизни и здоровья самой женщины и ребенка. Наиболее распространенные страхи за ребенка имеют своим источником неверие женщины в то, что она может произвести на свет что-то здоровое и хорошее. То есть изначально — неверие в себя, низкая оценка своих способностей. Убежденность женщины в том, что будущий ребенок будет иметь какие-то физические или психические дефекты может сформироваться как под влиянием неосторожных замечаний врачей во время беременности о возможных патологиях, так и возникнуть гораздо раньше.

Это происходит в том случае, если в детстве и отрочестве самой женщины результаты ее творческой, умственной или любой другой деятельности недооценивались окружающими. Это девочка, которую взрослые никогда не хвалили за то, что она делает, всегда находили дефекты и изъяны. В результате формируется низкая самооценка, и несмотря на внешнее благополучие, тревожные сомнения приводят к невротизации и определенным проблемам, касающимся и беременности. Эти сомнения могут оказаться бессознательным фактором, удлиняющим роды. Женщина боится увидеть свое дитя, чтобы не подтвердить свои страхи, относительно его возможной дефектности.

Весьма распространенным является страх боли и повреждений собственного тела во время родов. На развитие этого страха влияют ранние детские фантазии. Когда девочка впервые узнает тайну деторождения, она беспокоится о том, сможет ли справиться с этим, и она боится боли и повреждений. В возрасте 4-5-6 лет мы не имеем четких знаний по этому вопросу. Среди детей распространены разнообразные фантазии: о том, что ребенок рождается через пупок, или через отверстия для мочеиспускания и дефекации, или что доктор должен разрезать живот и вынуть ребенка. Жутковатая смесь фантазий и реальности позднее забывается, но не уходит бесследно. На последней фазе беременности эти вытесненные, казалось бы, забытые детские страшилки о родах не доходят до осознания, но придают форму и задают интенсивность страхам женщины.

В последние 2-3 месяца беременности большинство женщин, несмотря на увеличение живота и неудобства с этим связанные, ведут более активную деятельность по приведению в порядок своих дел и подготовке к встрече с младенцем. Этот период принято называть «периодом обустройства гнезда» по аналогии с пернатыми. В зависимости от отношения к будущему ребенку женщины направляют эту активность на разные цели.

Если это подготовка к рождению ребенка, то она, помимо приготовления вещей, комнаты, кроватки, коляски, может включать выбор родильного дома, знакомство с разными практиками родов, организация приезда родных или своей поездки к ним на время родов.

Параллельно может происходить повышение активности, направленной на не связанные напрямую с ребенком дела, такие как стремление закончить учебу, сдать экзамены, защитить диплом, уволиться с работы, переехать в новую квартиру. Тем не менее, решение этих вопросов направлено на то, чтобы в конечном итоге после рождения ребенка уделять все внимание ему, не отвлекаясь на прочие вещи.

При неоднозначном отношении к беременности, это скажется и на периоде подготовки к родам и рождению. Все незаконченные ранее дела вдруг потребуют своего немедленного разрешения. Мотивируя свои поспешные желания также необходимостью для ребенка, женщина затевает грандиозные проекты, объективно не выполнимые. Это может быть все, что угодно от капитального ремонта квартиры, до покупки машины, дачи. В результате, к моменту рождения, ничего оказывается не готово, и мама с ребенком находятся в состоянии дополнительного стресса, например, проживая в окружении строительных материалов, краски и линолеума, вместо тихой и уютной детской.

При игнорирующем стиле переживания беременности наблюдается увеличение энергии, продолжение работы буквально до родов, поездки в командировки и в дальнее зарубежье, непосредственно перед родами. Результаты подобной необдуманной деятельности мы время от времени наблюдаем в сообщениях СМИ, когда ребенок родился в самолете, или в другой стране, и теперь возникают трудности с его регистрацией и документами.

При внутреннем отказе от беременности, протесте против материнства, «период обустройства гнезда» никак не выражен. Женщина оказывается совершенно не готова к рождению ребенка, для него нет приданого, его не во что завернуть, в квартире для него не приготовлено даже уголка. Для рождения ребенка ничего не делается.

Обычно отсутствие, уменьшение или изменение интересов, связанных с подготовкой к рождению, сочетается с другими проявлениями, свидетельствующими о сниженной ценности ребенка и материнства и высоком напряжении ценностей из других сфер поведения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и психоанализ беременности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я