Психология и психоанализ беременности

Юлия Леонидовна Бердникова, 2018

В книге подробно рассмотрены актуальные вопросы психологии беременности и воспитания до рождения, влияние этого периода на развитие ребенка. Вы узнаете, что такое осознанное родительство, подготовка к зачатию, как общаться с ребенком в утробе, откуда берутся страхи перед родами, и как с ними справляться. Мы расскажем о поющем родильном доме, о том, как выбирать имя, зачем поют колыбельные и потешки (с текстами). Описаны три психологические задачи беременности, которые предстоит выполнить будущей маме, группы риска, базовые перинатальные матрицы, и психическое развитие ребенка от рождения до трех лет. Благодаря практическим рекомендациям, вы сможете понять сновидения беременных, определить свой тип отношения к беременности и своевременно внести нужные коррективы. Отдельная глава посвящена отношению к беременности и родам с древности до наших дней. Раскрыт глубокий смысл и значение этого состояния. Книга полезна как будущим мамам, так и психологам, и психотерапевтам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и психоанализ беременности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Влияние стрессов во время беременности

На протяжении нескольких последних десятилетий, благодаря развитию пренатальной и перинатальной психологии и медицины, растет интерес к тому, какое влияние на последующую жизнь человека оказывают девять месяцев, проведенные в утробе матери. Большинство психоаналитиков, психологов, психотерапевтов, занимающихся этой областью исследований, пришли к неожиданным и неутешительным выводам: психологическая травма зачастую получена человеком еще до своего физического отделения от матери, до рождения. Стрессы, горе, насилие, перенесенные матерью во время беременности и родов, ее негативное отношение к будущему ребенку, особенно его нежелательность, остаются в его первоначальной клеточно-генетической памяти, и после рождения оказывают определенное влияние на формирование характера, мышление, поведенческие стереотипы. Пренатальный опыт является основой формирования личности.

По данным различных статистических исследований приблизительно третья часть беременных женщин подвергаются жестокому обращению со стороны своих партнеров или родственников, их дети чаще всего являются нежеланными для своих родителей. В этой группе людей с большой достоверностью выявляются индивидуумы, у которых не сформировано чувство ценности жизни, ни своей собственной, ни чужой. При условии их последующего отвержения и жестокого воспитания из среды нежелательных детей могут вырасти люди, склонные к насилию и асоциальному поведению.

У некоторых людей, имеющих неблагоприятный опыт пренатальных, первичных переживаний, последствия выражаются либо в аутодеструктивном, вредящем себе поведении, либо в психосоматических симптомах.

Пренатальный ребенок может пережить нападение в виде попытки аборта. Когда женщина, обуреваемая противоречивыми чувствами, пытается принимать какие-либо медикаменты или совершать физические манипуляции с собственным телом, пытаясь избавиться от плода.

О причинах отказа от вынашивания ребенка можно говорить много. Среди прочих называют социальную и бытовую неустроенность, карьерные соображения, необходимость закончить обучение, нежелание осложнять личную жизнь, бедность. Хотя на практике именно малообеспеченные семьи склонны к многодетности. В целом разрыв между общественным сознанием, утверждающим счастье материнства, и нежеланием иметь детей сохраняется и по сей день.

Если человек переносит операцию по ампутации конечности, удалению какого-либо органа, это может стать травмой на всю жизнь, приводит к чувству неполноценности. Ребенок на протяжении периода беременности составляет единое психосоматическое целое с матерью. У них общие системы жизнеобеспечения, биологические и психические ритмы. Решаясь на аборт, женщина отторгает часть себя, своего физического тела. То есть это акт самодеструкции, запускающий соответственные психические механизмы.

Человек — единственное живое существо, у которого удовлетворение сексуального влечения продолжается круглый год, а не только в брачный период. И человек — единственное живое существо, которое сознательно уничтожает свое потомство. Уничтожение потомства, как известно, ведет к уничтожению вида.

Необходимо подчеркнуть, что отец несет такую же ответственность за сохранение жизни ребенка, как и мать. Перекладывание решения об аборте на плечи женщины есть лишь доказательство того, что такое решение по сути своей страшно. И мужчина, уходя от этой ответственности, защищается своей инфантильностью и равнодушием. Как показывает психоаналитическая практика, чувство вины за не родившегося ребенка может преследовать женщину всю жизнь, проявляясь в кошмарных сновидениях и невротических симптомах.

Клинический пример: кошмарные сновидения 30-летней женщины о погибающих котятах, которых она бесконечно спасала и не могла спасти. После аналитической проработки этих сновидений и воспоминаний о 3-х, сделанных в юности абортах, в состоянии пациентки наступило улучшение, ослабление депрессивной симптоматики, исчезновение навязчивых ночных кошмаров.

Иногда женщина, не желающая беременности, пытается избавиться от будущего ребенка самостоятельно. Эти попытки либо не завершаются, либо не удаются. Эти случаи не становятся достоянием гласности, нигде не учитываются. Обычно, это тайна матери и ребенка. Каковы последствия этих действий?

Как детский психоаналитик я много работаю и с детьми, и с родителями, занимаюсь проблемами воспитания и семейных взаимоотношений. И довольно часто в доверительной беседе с матерью страдающего неврозом ребенка выясняется, что она не хотела иметь его, пыталась избавиться от плода.

Клинические примеры:

Идентифицированный пациент — мальчик 12 лет. До этого времени не вызывал особых проблем. Внезапно начал грубить, убегать из дома, ночуя где придется, перестал посещать школу. Если мать и отец разыскивали его в подъезде или на улице, безропотно шел домой, плакал, просил прощения, обещал больше так не делать, говорил, что всех любит и не знает, что на него нашло. В разговоре с мамой выясняется, что ребенок был нежеланный. На 12-й неделе беременности мать пыталась вызвать выкидыш, принимая какие-то медикаменты по совету подруги. Когда ребенок родился, долго не могла принимать его с любовью и радостью. В то же время, чувствуя вину, пыталась быть сверхзаботливой матерью, бросаясь из крайности в крайность в отношениях с сыном. Гиперопека в сочетании с эмоциональным отвержением, привела к обострению конфликта в раннеподростковом возрасте и спровоцировала мальчика на побеги из дома и другие протестные формы поведения. В этом случае проводилась терапевтическая работа с мамой. После трудного, болезненного осознавания и проработки своих проблем, мешающих маме понимать и принимать своего ребенка, она сумела изменить отношения с сыном. Через 4 месяца мальчик возобновил учебу, прекратились побеги из дома.

За консультацией обратилась семья: мать, отец, дочь 10-ти лет и сын 3-х лет. У старшей девочки, начиная с 11-ти месяцев, лицевые тики и конвульсивные движения конечностей. Девочка плохо ходит, недостаточно развита речь. Многочисленные медицинские исследования не дают удовлетворительного результата. Диагноз точно не установлен, лечение облегчения не приносит. Девочка ненадолго успокаивается, только если мама крепко обнимает ее и удерживает. Девочка умная и ласковая, но может сказать иногда: «Я вас всех ненавижу!» В беседе с мамой выясняется, что первый ребенок, в отличие от второго, был нежеланным. Мама принимала горячие ванны и изнуряла себя физическими упражнениями, пытаясь вызвать выкидыш. После рождения дочери мама до трех месяцев не выносила ее присутствия, с трудом соглашаясь кормить. Когда дочери было 10 месяцев, мама делает аборт. Вскоре после этого у девочки начались тики и конвульсивные движения.

Таких примеров десятки. Рассмотрим вопрос с точки зрения психоаналитической теории.

Зигмунд Фрейд постулировал существование в человеческой психике инстинктов жизни и смерти и, соответственно, особых видов психической энергии: либидо и мортидо. (Термин «мортидо» был введен позднее Федерном). Эрос — стремление к жизни, к созиданию и Танатос — стремление к разрушению. Эрос стимулирует желание родить и воспитывать ребенка. Основная задача Танатоса — облегчить умирание и распад физического тела, когда придет срок. У здорового человека энергия либидо преобладает, стимулируя жизнь и творчество. Если по каким-то причинам Танатос преобладает и не сублимируется, возникают различные проблемы. В слабой степени это суицидные мысли, нежелание жить, отказ от борьбы с болезнью и медленное угасание. В сильной степени — это патологическая страсть к разрушению.

Беременность — непрерывный физиологический и эмоциональный процесс, включающий в себя любовное наполнение материнского фантазма, развивающегося и изменяющегося внутриутробного ребенка, который сперва является невидимой частью материнского тела. Эта любовь будет перенесена на реального живого младенца, когда тот родится.

Если женщина не хочет ребенка и пытается самостоятельно изгнать плод, вместо любовного заполнения образа развивающегося ребенка проявляются отторгающие, ненавистнические, убийственные импульсы. Кровь матери переполняют гормоны стресса катехоламины. Они переживаются и ребенком в утробе. Кровообращение у них общее. Женщина не готовится к роли любящей и заботливой матери, а переживает свою неудачу, пытается смириться со сложившейся ситуацией, чувствует себя виноватой, либо ищет других виновников. Часто таким виновником становится ребенок после рождения. Ребенок уже до рождения, а затем, появляясь на свет, окунается в деформированное мортидными, убийственными энергиями психическое поле матери. Соответственно, активизируется и его деструктивные структуры. Неприятие ребенка после родов выражает агрессивные чувства матери. Нежелание кормить, брать на руки может быть явным или скрываемым. Мать как будто демонстрирует ребенку, что лучше бы его не было. Часто нет или недостаточно молока, либо мать без конца болеет, передавая заботу о ребенке окружающим. Активизация мортидо ребенка приводит к отказу от груди, вялому сосанию и другим нарушениям. Вырастая в нелюбви, ребенок может направить свою энергию разрушения либо на внешний мир, либо на себя самого, что мы видим во втором клиническом примере. Энергия мортидо девочки получила дополнительный импульс, когда мать сделала аборт.

Подобный случай приводится в докладе президента Французской ассоциации пренатального воспитания доктора Андрэ Бертин, прочитанного на конгрессе ассоциации в 1988 году.

Взрослый мужчина испытывал внезапные приливы жара, сопровождающиеся страхом смерти. «Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне». В бессознательной памяти сына сохранилось и ощущение жара, и мысли о смерти, которые присутствовали в сознании матери.

Трудно надеяться, что нелюбимые дети, когда вырастут, будут хорошо относиться к своим родителям. А любовь к матери — это и прообраз любви к своей стране, бережного отношения к жизни и к другим людям.

Таким образом, сама мысль об аборте запускает мощные разрушительные программы в психике человека и общества в целом. Не зря мировая общественность крайне озабочена сейчас повсеместным ростом насилия на Земле. 20-й век стал веком почти непрекращающихся войн и терроризма. 21-й век, к сожалению, продолжает эту тенденцию.

Необходимо перестраивать общественное сознание таким образом, чтобы как можно реже возникала мысль о прерывании беременности. Причины абортов часто являются рационализациями, прикрывающими деструктивные тенденции общества. Вероятно, все мероприятия в этой области должны приветствоваться: от сексуального просвещения и пропаганды противозачаточных средств до создания специальных домов матери и ребенка. В них мать, не имеющая поддержки от родных, или несовершеннолетняя могла бы жить до и после родов. Там она могла бы оставлять ребенка на воспитание по типу интерната, не отказываясь от него, навещая, до тех пор, пока не сможет его забрать. Общество должно найти средства и обеспечить матерей, воспитывающих детей хотя бы минимальной заработной платой и стажем. Величайшей ценностью является человеческая жизнь, и нам пора уже это понять.

Психиатр, профессор пренатального и перинатального развития Томас Р. Верни из Канады пишет:

«Исследования отчетливо показали, что личность формируется, прежде всего, цепью факторов риска и/или событий, которые нередко начинаются до зачатия и продолжаются в течение всей жизни. Поскольку каждый биологический процесс имеет психологический коррелят, все, что случается с нами, особенно в начале жизни, постоянно воздействует на нас. Была ли наша мать активной или спящей, когда мы рождались, были ли мы рождены через естественные родовые пути или с помощью кесарева сечения, оставили ли нас в комнате с матерью или мы провели четыре недели в инкубаторе — это вопросы чрезвычайной важности».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология и психоанализ беременности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я