Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение

Юлия Кузнецова, 2018

«О ужас, это подрастающее поколение ничего не читает! Надо заставить их читать, пока не поздно!» – наверняка вы слышали подобные заявления от знакомых взрослых или даже сами так думали. И наверняка вы понимаете, что приучить, внушить, привить, принудить или заставить – не получится. Но есть хорошая новость: вы можете сделать так, чтобы ребенок полюбил читать и нашел в этом вкус. Эта книга подскажет родителям, как сделать чтение неотъемлемым занятием ваших детей и помочь зародить в детях истинную любовь к книгам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Зачем детям читать?

Чего хотят родители…

Если поместить в поисковик запрос «Зачем детям читать книги?», то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка.

Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. Но те ли это причины, по которым стоит требовать от детей «читать, читать и читать», и лучше книги потолще, желательно классику, а не «эти твои комиксы по сотому разу»? Давайте разберемся.

В наше время удовлетворение познавательной функции преимущественно взял на себя интернет. Проведем небольшой тест. Предположим, что ребенок спросил вас: «Как возникает тайфун?» Вы предложите уточнить эту информацию в книге или возьмете смартфон и найдете все о тайфунах, параллельно демонстрируя ребенку фото и видео? Скорее всего, второе. А ребенок, наблюдая за вами, сделает вывод: не знаешь — погугли.

Идем дальше. Воспитательная функция. Как показывает практика, дети далеко не всегда считывают воспитательный посыл, который содержится в книгах, когда читают сами. Ведь им в первую очередь интересна история. А вот морально-нравственный аспект, как правило, всплывает при обсуждении книги со взрослыми, а еще лучше — когда эту книгу взрослый читает вслух и может проговорить какие-то темы по горячим следам. Да и потом, воспитание ребенка в большей степени зависит от того, как ведут себя взрослые в семье.

Наконец, язык и речь. Знаете ли вы семьи, где взрослые разговаривают между собой, частенько используя обороты со сниженной лексикой и идиомами, далекими от литературного языка, а их дети при этом выражаются «высоким штилем»? Нет! Даже предположение звучит комично. Наоборот, часто негативно судят о семье по детям, которые грубо разговаривают на детской площадке: «Видно, дома такие обороты приняты».

Есть еще одна причина, которая часто упоминается родителями и заслуживает отдельного внимания. «Чтобы знал и любил классику — это наша история» — совершенно справедливая установка. Детям важно знать и классику, и историю. А вот с «любить» сложнее. Проблема в том, что наше старшее, «бесфейсбучное» поколение отличается от современных детей. Мы умели концентрироваться на большом тексте. Нашим детям это трудно. Они воспринимают информацию совершенно иными объемами. Им надо как можно быстрее узнать, что, с кем и как приключилось. То есть концентрация информации на единицу текста обязана быть очень плотной.

А откройте роман Достоевского или Толстого. Сколько строчек посвящено описанию людей? А природы? Дело вовсе не в детской лени. Дело в навыке считывать и воспринимать информацию.

Недавно мне попалась в журнале «Афиша» (№ 7, 2015 г.) любопытная статья Георгия Биргера, посвященная взаимоотношениям современных детей с интернетом. В статье приводятся слова психолога Анастасии Рязановой: «Чтобы получить впечатления, современные дети должны совершить куда меньше волевых усилий, чем дети предыдущих поколений. Довольно часто у ребенка не формируются качества, связанные с умением предпринимать длительные целенаправленные усилия, нет способности что-то спланировать и поднапрячься, чтобы этого достичь. Еще бы: нажимаешь на кнопочку, и у тебя яркие картинки, интенсивный звук — нервная система начинает получать впечатления очень быстро, с минимальными с твоей стороны затратами. И в этом смысле такая культура создает основу для формирования зависимостей в будущем».

Я думаю, каждый родитель и так обо всем этом догадывался. Почему же мы продолжаем требовать, чтобы дети читали толстые бумажные книги? Можно с сожалением констатировать: многие делают это на автомате. Нас так учили, и мы так учим. Зачем? А кто его знает, хуже не будет.

В моей семье читают, прежде всего, для удовольствия. Так определяет цель нашего чтения глава семьи, и я с ним полностью согласна. Мы любим читать, получаем наслаждение, когда затаиваемся где-то с книгой, нам нравится декламировать понравившиеся отрывки. Нам — это, прежде всего, взрослым. Но аналогичный посыл мы адресуем и детям. Возможно, именно по этой причине у них был период, когда они увлекались только журналами, — вот уж где удовольствие от чтения!

Наша семья предпочитает книги с яркими героями (мы с мужем любим скандинавского детектива Йону Линну, сын — кота Кешку и Тинтина, дочка — Поллианну), а еще — ради веселья (например, рассказы Драгунского или стихи Гиваргизова) и, наконец, такие книги, которые воспитывают душу («Мост в Терабитию» Кэтрин Патерсон, «Легкие горы» Тамары Михеевой, «Грибной дождь для героя» Дарьи Вильке или «Изумрудная рыбка» Николая Назаркина).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я