Подводные камни в психологической подготовке чемпионов

Юлия Кузнецова

Автор книги Кузнецова Юлия Марковна –специалист-эксперт «помогающей» профессии, спортивный психолог. Ее книга – своего рода дневник практического психолога, в котором есть и разбор конкретных случаев, и размышления, и методические разработки. Бесценный личный опыт позволяет автору делиться своими открытиями в сфере спортивной психологии и советами, как избежать подводных камней, с которыми практик рискует столкнуться при подготовке будущих чемпионов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подводные камни в психологической подготовке чемпионов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая

Введение

КАМЕНЬ — естественный символ определенности, устойчивости, незыблемости, неизменяемости, крепости.

Подводный камень — скрытая опасность, трудность.

(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)

Подводные камни, о которых идет речь в книге, являются психологическими помехами на пути к успеху. Они могут появиться у спортивных психологов и спортсменов в сложный период подготовки к Олимпийским играм.

Подводные камни помогают специалисту и спортсменам двигаться дальше, прогрессировать в своей профессии. Без трудностей, опасностей, без поражений не бывает и побед. Трудности определяют бытие и смысл практической работы спортивного психолога, значимость этого пути. Подводные камни вносят ясность в его работу и помогают спортсмену достичь спортивного совершенства.

Именно в практической работе спортивный психолог следует зову сердца и выполняет все функции помогающей профессии.

Мои представления о качествах личности, которыми должен обладать олимпийский чемпион, формировались долгие годы. Это происходило в процессе общения, консультирования спортсменов, при психологическом наблюдении, во время психологических интервью со спортсменами, тренерами, коллегами, а также в ходе многолетней повседневной работы в спорте.

…Сижу, наблюдаю, входят спортсмены. Повара готовы их покормить. Подхожу к главному тренеру, главный тренер направляет к старшему тренеру. Старший с большим удовольствием соглашается побеседовать о команде.

Фраза, которая пришла в голову, появляется у меня после производственной практики.

«Хоккей-игра, которая объединяет людей, учит взаимовыручке и взаимоподдержке, умению ценить каждый момент, силе духа и благородству»!

— Спортсмены — это люди, которые знают, чего хотят, с детства, — рассказывает старший тренер. — А вы читали Фрейда? — вдруг спрашивает он у меня.

Конечно, с таким тренером и удивительно веселым человеком приятно побеседовать. Тренер, как отец, знает о каждом своем подопечном все.

— С кем хотите побеседовать? — интересуется тренер.

Внезапно с улицы забегают два спортсмена, похоже, они опоздавшие, и я выбираю именно их. Спрашиваю у тренера, можно ли побеседовать с этими игроками и, конечно, получаю положительный ответ.

— Да, безусловно, — улыбается тренер, — только с голодными спортсменами лучше не связываться.

Я понимаю, что тренер шутит. Они садятся за столик. Спортсмены настороженно смотрят и ждут дальнейших указаний, теперь уже от меня.

Первый подводный камень

Первый подводный камень — это неумение обращать внимание на детали. Многие спортсмены не видят их, а это важно. Важно чувствовать себя, уметь раскладывать силы.

Вот, например восстановление — это наличие у спортсмена хорошего аппетита и сна. Очень часто спортсмены говорят, что нет результатов, хотя в основном в подготовке все хорошо. А после выясняется, что у спортсменов давно бессонница, отсутствие аппетита и монотония (пресыщенность тренировочным процессом). Задает спортивный психолог домашнее задание, но если родители спортсмена или тренер, или сам спортсмен о нем забывают, то результата не будет. Работа спортивного психолога носит системный характер, как и тренировка, один раз не посетил и что-то важное упустил, и вот поставленная задача не решена.

Очень часто у спортсменов наблюдается мотивация избегания неудач. Например, ответственность перед тренером, руководством, страх ошибиться, в результате — на тренировке все получается, а на соревновании ничего. Стресс, повышенные ожидания, волнение, хочется доказать себе и всем, что ты лучший.

И начинаются: перетренированность, срывы, депрессии, отвлекающие мысли (лишние эмоции), ошибки, травмы и результат пропадает. Очень важно самому спортсмену понимать, ради чего он выходит на тренировку, на соревнование, и получать удовольствие от процесса, полностью отдаваться ему. Если началась монотония (пресыщенность), перетренированность, переключайтесь, отдыхайте, работайте над режимом дня и питания, старайтесь получить удовольствие от каждого из процессов.

Самые полезные установки перед матчем спортсмену:

• Сделай все, что можешь!

• Проверь свои отточенные способности!

• Включи свой максимум!

• Играй, так как ты играл в самом своем удачном матче.

Установки, которые могут помешать спортсмену:

• Ты самый лучший!

• Лучше тебя нет на свете!

• Настраивайся на победу, смешно проигрывать такому слабому сопернику!

• Я также волнуюсь, как и ты, перед матчем, не волнуйся!

• Возьми себя в руки!

Кажется, разве есть разница, что вечером посмотрит спортсмен, с кем пообщается и какой получит импульс от вроде бы бытовых событий? Но именно эти детали играют огромную настраивающую или сбивающую роль.

Тренер вместе со спортсменом анализирует не результаты, а действия спортсмена, тогда весь спортивный процесс будет успешен.

Атмосфера в команде хорошая, теплая, чувствую, но ведь это только начало, это моя первая производственная практика.

Второй подводный камень

Второй подводный камень — это отсутствие взаимосвязи всех видов подготовки. Очень важно работать в сотрудничестве.

Успех одного — это взаимосвязь всех видов подготовки, это успех всего коллектива, работающего со спортсменом. Если команда работает согласованно, то спортсмен двигается вперед, он будет успешен в своих результатах. Если нет взаимосвязи, согласованности, нет команды, то движения не будет, а все будет как в той знаменитой басне: «Лебедь, Рак и Щука». Очень важно доверие спортивному психологу как полноправному члену команды, человеку помогающей профессии. Когда спортсмен доверяет тренеру и психологу, спортсмен прогрессирует в соревновательном процессе. Нет доверия — нет сотрудничества. Доверие — это умение чувствовать другого человека. Доверие-это путь к успеху.

Адаптация видов подготовки происходит под воздействием психологической подготовки.

Это командная работа, направленная на спортсмена и осуществляемая в интересах спортсмена! Спортивный психолог работает всегда во взаимосвязи с тренерами и спортсменами. Работа психолога не может быть вне спортсмена или вне тренера. Спортсмен должен быть грамотным заказчиком, этому я всегда стараюсь обучить своих подопечных. Соревновательный стресс-сильное возбуждение, тревога, напряжение и отсюда возможен срыв, низкий результат. Мудрый директор понимает, что спортивный психолог задает импульс, ритм, ход, движение спортивной организации. Спортивный психолог-двигатель спортивного процесса и человек, который вдохновляет, заряжает спортсмена на соревнование. Каждый день работы спортивного психолога-это вклад и в каждого ее участника. Чем дольше будет сотрудничать спортивный психолог со спортсменом, тренером, родителями спортсмена, тем больший ресурс получит спортсмен, тем ближе его победы и короче путь к чемпионству. И чем больше будут взаимодействовать тренеры, родители со спортивным психологом, тем стабильнее спортсмен будет в своих результатах, стрессоустойчивее, помехоустойчивее, и тем больше своих возможностей он реализует.

Звоню директору спортивной школы, спортсмену и тренеру в прошлом, прошу разрешения пройти преддипломную практику. Директор от неожиданности и от радости приветствует меня.

— Я в шоке, конечно, позвоните мне на следующей неделе, в понедельник, говорит директор и назначает время встречи.

Приезжаю. Директор встречает, обсуждаем, как все будет происходить. Он сразу снимает трубку и набирает номера тренеров, своих бывших коллег по команде и очень известных спортсменов в нашем городе. Приезжаю на базу, меня встречает уникальный, выдающийся спортсмен, а теперь тренер, уступает мне свою тренерскую, там провожу свою первую психодиагностику, затем еду на первый свой тренинг.

Тренер интересуется, есть ли у меня все для психологической диагностики и корректно уходит, когда проводится анкетирование о работе тренерского состава, другой тренер рассказывает спортсменам о результатах психологической диагностики. Мне кажется, что с этими людьми мы знали друг друга всю жизнь. Директору не удается ввести ставку в штатное расписание спортивной школы и, закончив обучение, я работаю внештатно. Каждая встреча с директором и тренерами — это целая жизнь, мы проработали рука об руку целых шесть лет, чувствовали, что мы — одна команда. А я параллельно работала штатно педагогом-психологом и создавала программу со своим научным руководителем.

Понимая, что физически не смогу совмещать две работы и написание программы, звоню директору и прощаюсь с ним, сообщаю о своем решении. Директор очень просит меня не уходить, я молчу в трубку, он снова просит, но я прощаюсь, это необходимо для дальнейшей моей работы, и я своего решения не меняю.

Позже понимаю, что больше всего моя работа необходима была директору и тренерам. Директор не только известный и выдающийся спортсмен, и тренер нашего города, но и спортсмен который выступает в любительской лиге. Вижу его переживания перед матчами, пустые чашки кофе на столе, понимаю, что человек переживает. Один матч — это такой отрезок счастья, где он готов показать все свои технические приемы, физические, играет на кураже, ему все время кажется, что мог бы сыграть лучше. Когда я увидела его игру в любительском (ветеранском) матче, поняла, насколько, это многогранный и талантливый человек.

Вот еще один вывод, к которому приводит жизненный опыт: если вас просят не уходить, не уходите, ведь это ваш путь, ваша судьба работать в этой команде, с этими людьми. Вы им нужны, нужны как воздух.

Работать в штате я начала сразу после института. Знакомлюсь с директором, тренерами, методистами, врачом и медсестрами. Это коллектив, где все за одного и один за всех. Здесь работают очень интересные и по-настоящему любящие свою работу люди. И это роднит их со мной. Это творческие люди, которые нацелены на результат. Конечно, очень многое зависит от директора, и она поддерживает психологическое направление работы — это авторитетный человек, со своим мнением, сильным, могущественным характером. Без нее, как и без первого директора, я не состоялась бы как психолог спорта. Директор обладала удивительной интуицией и видела предназначение каждого тренера, методиста, меня как психолога. Она видела, что я спортивный психолог-игровик. Я очень благодарна ей и никогда не забуду этого, все останется в моем сердце.

Мы работаем как с командой мастеров, так и с начинающими спортсменами. Вот, наконец, у нас со спортсменами и тренерами появляется кабинет спортивного психолога, ковер, компьютер, развивающие методики для тренингов, аудиоматериалы для релаксационных занятий. Кабинет — это некое пространство, куда тренеры приходят со своими запросами не только по состоянию спортсменов, но и по своей подготовке к соревновательному процессу, и где воплощаются интересные мысли и идеи.

В этом кабинете у меня сформулировалась цитата:

«Спорт для благородных, победа для достойных»

Затем появляется кабинет психологической разгрузки. Появляется стенд спортивного психолога, где я выставляю фотографии спортсменов и тренеров с психологических встреч и психологических тренингов для родителей. Совместно с тренерами мы проводим акцию: «Ветераны спорта — детям», куда приглашаем выдающихся ветеранов спорта, которые делятся своим опытом с начинающими спортсменами, вместе учимся проигрывать и побеждать, вместе мы — команда, чтобы ни случилось. Все тренеры точно выполняют все мои рекомендации, передавая их родителям и спортсменам.

Именно здесь, в этой дружной, согласованной работе длиною в семь лет ко мне приходит понимание, что команда-это навсегда. Уходя, ты осознаешь, с какими выдающимися людьми ты работал. Конечно, такая команда останется навсегда с тобой, даже если мы уже работаем в разных организациях.

Мой переход в спорт высших достижений открыл много нового интересного в работе. У нас со спортсменами и тренерами появляется огромный просторный кабинет для психологической подготовки к соревнованиям. Я осваиваю другие техники — песочную и изотерапию, психотерапию открытками, новые тактические игры, развивающие головоломки, методику «Бименталь», цитатник для спортсменов, антистрессовую грушу, для работы с деструктивными эмоциями. Многие консультации проводятся через мою новую группу: «Спортивный психолог спешит на помощь», через скайп, ведь спортсменам на выезде и на сборах также необходима психологическая помощь. Раньше я выдавала рекомендации на выезд, мы готовились совместно к выезду и летним сборам, а сейчас к процессу подготовки прибавились и скайп-консультации. Со многими спортсменами работа проводится практически на соревнованиях и в перерыве между соревнованиями.

Именно тогда родилась следующая цитата:

«Психология определяет человека, помогает узнать свои возможности, помогает поверить, что невозможное — возможно!»

Спортсмены эту фразу продолжили:

«Мечта становится реальностью, когда мысли превращаются в действия»

В сотрудничестве с учителями рождается памятка для спортсменов-студентов и спортсменов-учеников.

Памятка для спортсмена-ученика

Повышай самомотивацию к обучению.

Задавай себе вопросы: Как мне поможет эта тема урока в жизни? Чем мне понравилась эта тема?

• Думая над ответами, будешь осмысленно относиться к учебному процессу.

Преодолевай барьер зрителя в обучении и в спорте.

Старайся больше отвечать устно перед классом и учителем, это поможет тебе успешно выступать и на соревнованиях.

Повышай самооценку, используя метод безоценочности.

Оценивай себя, свои знания на каждом уроке по шкале от 1 до 5.

Отрабатывай те вопросы по теме, которые сложно даются.

Вызывай позитивные образы и ассоциации.

В сотрудничестве с воспитательским отделом, а также с системным администратором рождаются видеопрезентации о спортсменах и тренерах. Появляется методическая разработка схемы-терапии.

Методическая разработка №1

Схема-терапия — это метод прохождения нарисованной трассы (дистанции, игры), соревнования при помощи фишки.

Схема-терапия развивает концентрацию внимания, тактическое мышление, уверенность в своих силах, индивидуальный стиль учащихся, помогает адаптироваться к соревновательной ситуации.

1.Цель разработки

Адаптация учащихся к учебно-тренировочному, соревновательному процессу.

2.Задачи

1.Изучить психологические особенности личности через схему действий индивида.

2.Успешное взаимодействие учителей и тренеров в тандеме со спортсменами разного уровня обучаемости.

3.Актуальность

Данная тема актуальна, потому что учащиеся занимаются спортом на разных площадках, в разных аудиториях и у многих возникает страх пространства, поля, дистанции, трассы, класса. Схема помогает адаптироваться к любой аудитории, арене, площадке, трассе и преодолеть страх.

4.Действия спортсмена по схеме

Каждый спортсмен может разработать свою схему успешности.

Он прорисовывает ее самостоятельно, но можно работать по готовой схеме.

Время работы — 45 минут. Возраст спортсменов для работы со схемой от 9лет +, до завершения спортивной карьеры.

Спортсмены с закрытыми глазами фишкой проходят трассу по схеме, проговаривая все технические и психологические элементы трассы, затем открывают глаза, рассказывают о сложностях прохождения схемы, что в дальнейшем становится поводом для работы с психологом и тренером.

5.Заключение

Схема-терапия может использоваться в учебном и тренировочном процессах.

Схема-терапия — это:

• взаимосвязь с технической, тактической, учебной и психологической подготовкой;

• метод коррекционно-развивающей работы;

• модель восприятия информации;

• развитие самооценки, концентрации внимания, тактического мышления и адаптации обучающегося в учебном и соревновательном процессах.

Схема-терапия — это кратчайший путь к успеху. Чем больше спортсмен будет с фишкой проходить схему, тем лучше он будет адаптироваться, тем будет успешнее.

Методическая разработка №2

«Точки уверенности вратаря»

1.Спортсмен с закрытыми глазами мысленно устанавливает точки в воротах и старается их блокировать.

2.Вратарь прорисовывает точки на листе А4 и отрабатывает их мысленно и двигательно, будто спортсмен действует в экипировке и выполняет технические элементы в воротах, затем показывает на листе А4 тренеру вратарей отработанные точки и совместно с ним проверяет проделанную работу в учебно-тренировочном процессе. Возраст вратарей, работающих с этой разработкой 13+.

Цель:

Сформировать уверенное игровое поведение вратаря на матче.

Задача№1

Научить вратаря определять слабые точки своей игры.

Задача№2

Научить спортсмена слабые стороны личности переводить в сильные (негатив в позитив).

Данная разработка поможет вратарю открыть свои ресурсы, будет способствовать более эффективному игровому поведению.

Методическая разработка №3

«Карты чувств и эмоций для обретения гармонии и целостности»

Участник вытаскивает карту из колоды. В ней 16 карточек, которые нарисованы спортсменами разных видов спорта. Спортсмены описывали свои чувства и эмоции прямо на картах.

Психолог задает спортсмену ряд вопросов.

Если на картинке изображен человек — кто он? О чем он думает? Каков его характер?

Если этот человек ваша внутренняя часть, то какая? Эта часть вашей личности о чем вам говорит? Какова ее точка зрения на проблему? Что вы чувствуете и какая эмоция у вас появляется при взгляде на эту карту?

Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Если спортсмен замкнутый или чем-то расстроен, вы хотите его переключить, чтобы он раскрылся — можете задавать вопросы постепенно, исходя из ситуации.

Цель:

Обретение гармонии и целостности личности.

Задача№1

Научить спортсмена выражать чувства и эмоции.

Задача№2

Научить спортсмена принимать и уважать чувства и эмоции партнера по команде.

Возраст работы с картами 12+ и до завершения карьеры.

Карты чувств и эмоций способствуют выработке понимания себя и других.

Методическая разработка №4

«Мотивационные карты»

Успех, как и большинство вещей, начинается с вашего к нему отношения. И если вы за него боретесь, то вам в этом поможет новая подборка мотивирующих цитат об успехе и достижениях.

Всего в колоде 20 карт. Спортсмен вытаскивает одну карту и формирует в себе правильную установку на матч, соревнование, анализируя свои ошибки в прошлом соревновании. Спортсмен закрепляет правильное поведение цитатой следующего матча, используя эту цитату в разных сложных ситуациях матча.

Цель:

Проявление своего потенциала в соревновательном процессе.

Задача №1

Сформировать у спортсмена правильную установку на предстоящее соревнование.

Задача №2

Почувствовать стержень личности, формируя установку и внедряя ее в соревновательный процесс.

Перед матчем возможен вариант обсуждения полученного результата совместно: спортсмен + психолог + тренер.

Методическая разработка №5

Психотерапия открытками

Открытку мы можем толковать как письмо кому-либо. Психотерапия открытками — это лечение письмом. В колоде 111 открыток.

Спортсмену предлагается написать мысленно письмо, обращаясь к себе, выбрав любую открытку.

Цель:

Осознание своего жизненного пути.

Задача №1

Научить спортсмена ставить цель, как в спортивной карьере, так и в жизни.

Задача №2

Научить спортсмена анализировать свои ошибки, структурировать информационные образы.

Данная разработка поможет быть более эффективным как в спорте, так и в жизни. Возраст спортсменов 12+.

С учителями и воспитателями проводилась просветительская работа и осуществлялось психологическое обеспечение в спортивной деятельности, со многими тренерами и спортсменами — психологическое сопровождение в спортивной деятельности.

Очень важно всегда приходить на помощь тем спортсменам и тренерам, кому необходима эта помощь спортивного психолога.

Эти спортсмены и тренеры обращались ко мне и по завершении моей работы в спорте высших достижений.

Мой новый этап — работа в спортивном клубе, заключаю с директорами договор на два месяца. Работу спортивного психолога спортивный директор называет эксклюзивом и признает, что она очень важна. Возможно, даже важнее работы некоторых других специалистов, занимающихся со спортсменами.

В спортивном клубе основная работа строилась по схеме: родитель+психолог+тренер+спортсмен=успех.

Появляются образы теннисистов-профессионалов, появляются видеопрезентации, о которых расскажу во второй части.

В клубе проводилось психологическое просвещение тренерского состава и родителей спортсменов, психологическое обеспечение спортивной деятельности спортсменов.

Третий подводный камень

Третий подводный камень — это некомпетентные люди рядом со спортсменами.

Такие сложности возникают на пути спортсменов, у которых нет поддержки, кто оказался в очень сложных условиях. Спортсмены, которые ни во что не верят, никому не верят. Поражения, страхи — вот что такое их сегодняшний день. Приходят в команду таланты, а уходят опустошенные люди. Не всегда рядом со спортсменом оказываются компетентные люди, способные оказать нужную ему поддержку.

Очень часто спортсмены живут на базах вне дома, оставаясь далеко от близких людей, оказываясь без поддержки. Но существуют определенные психотехники, которые помогают спортсмену провести самоподдержку. Например, использование имаготренинга, вхождение в образ, чтобы усилить себя, фокусируя внимание на возможностях и реализуя их.

Спортсмен входит в образ супергероя и на матче и в сложные моменты жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подводные камни в психологической подготовке чемпионов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я