В обнимку с творчеством. Книга творческих медитаций

Юлия Камильянова

Книга «В обнимку с творчеством» создана для тех, кто начинает свой путь в писательстве. Автор делится методами, раскрывающими резервы творческой энергии, опираясь на свой опыт писателя и преподавателя. Практическая часть книги состоит из заданий и авторских медитаций и развивает творческую чуткость, обучает простым техникам создания текстов, помогает в формировании собственного стиля. Книга служит верным проводником к реализации в писательстве и в других областях, требующих креативного подхода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В обнимку с творчеством. Книга творческих медитаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Вечная душа.

Пирожки для Алины

Когда я окончательно поняла, что должна написать эту книгу, был сентябрь. Я вернулась из прекрасного путешествия, меня сократили в деятельности, которой я посвятила много лет жизни. Это то, что оставалось у меня в жизни незыблемым. Я училась, чтобы преподавать, я научилась преподавать и делала это с искренним интересом к душам людей. Это не всегда понятно и не принято сегодня. Категории «душа», «духовный мир человека» всплывают в образовании только в контексте русской классической литературы. Но и это бы ладно. После школы единственное, что осталось в моих представлениях о мире и о себе, — это то, что я люблю читать и люблю литературу, историю и английский язык, и что я не знаю все остальное. За десять лет это совсем немного. При том, что современный человек живет не тысячу лет, в отличие от героев «Махабхараты». Десять лет лучшего возраста, когда много сил, кровь кипит, желание все знать зашкаливает, ушли коту под хвост. Я так и не узнала, что мое здоровье — это прана и ее правильное передвижение внутри моего тела, т.е. гармоничное сосуществование со своим телом и тем, что окружает. Я так и не узнала, что лучшие виды спорта для меня это плавание, занятия йогой и бег. Я ненавидела уроки физкультуры, так как была слабая и стеснительная, силы рук не хватало, чтобы забираться на канат, надо мной смеялись, и в списках по физкультуре я была на последнем месте. И это несмотря на длинные ноги и довольно спортивное телосложение. Я бы и забиралась на этот канат, если бы кто-то начал заниматься со мной этим индивидуально, вникая в подробности и частности моей жизни и моего характера. Я так и не узнала, что поедать плоды убийства — это плохо, и то, что обычно готовится в кастрюле на кухне и вызывает неприятные ассоциации из-за запаха, крови и костей, — это и есть плоды убийства. Я так и не узнала, что для девушки самое радостное — это петь, танцевать и печь вкусности, а для меня ещё — писать красивые стихи и рассказы. Я так и не узнала, что должна буду стать женщиной и полюбить мужчину, выйти за него замуж и создать свою семью, и как именно я должна буду ухаживать за мужем и за детьми. Я так и не узнала, что я не просто долговязый худой подросток, а красивый человек и красивая девушка с зелеными глазами, не такими, как у всех. И так и не узнала, что к моим глазам пойдут определенные цвета, и что мне нужно немного осветлить волосы и позаботиться о красивой одежде, которую не так и сложно было подобрать, потому что у меня красивая фигура. Я так и не узнала, пока училась в школе, почему у меня заболела печень, и почему ухудшилось зрение, и мне выписали очки. Я так и не узнала, что я — не просто тело, что я — душа, а у меня есть тело, и я пришла из духовного мира, оторвавшись от Бога, и я даже не узнала, что есть такой — Бог…

Можно продолжить список, но я остановлюсь, потому что такой же точно путь прошли все дети моего поколения, такой же путь проходили и старшие, его проходят и сегодняшние дети, на которых спустили всех собак усложненной информационной среды обитания. Обитания, в котором все меньше места для счастья.

Благодаря родителям я смогла понять, куда меня тянет больше всего: в доме было много книг, родители и старший брат читали запоем, среда была интеллигентская. Я попала туда, куда нужно — на филфак. И после пришла в сферу образования, пройдя многие перипетия в жизни, с четким намерением — давать знание о душе, нести его через литературу. Потом, когда я стала еще и деканом нового факультета, у меня появилась удивительная возможность начать заботиться о студентах так, чтобы они получали в высшей школе теплое достойное отношение к себе, чтобы они знали, что их ценят и любят — каждого. В те годы моя жизнь была полна путаницы и совсем не являлась образцовой (и никогда таковой не была). На нашем юном факультете нам удалось создать такую атмосферу, в которой каждый студент и преподаватель мог рассчитывать на уважение, профессионализм, такт, доброту, мудрость и заботу. И это был счастливый период в моей жизни. В рамках небольшого факультета нам с командой прекрасных педагогов удалось осуществить небывалое — к нам шли учиться и работать с радостью.

Когда я поняла, что должна написать эту книгу, моя педагогическая деятельность в высшей школе была сокращена до минимума. А в целом — я была счастлива. Именно той осенью, в конце сентября из моей жизни ушел редкий и прекрасный человек, моя соседка по саду, которая, как я узнала только в августе, несколько лет боролась с раком. Алина… Тонкий, умный человек, знаток французского и английского языка, психолог, мама и замечательная бабушка, центр большой семьи. Последнее лето своей жизни она провела в саду, и, как говорят соседи, в последние дни ходила по участку и фотографировала на телефон его уголки… Мне кажется, до сих пор там осталась ее частица. У нас были своеобразные отношения: Алина как будто отдыхала со мной от своих домашних и принципиально не обсуждала болезнь. Мы говорили о чем угодно: о психологии, о наших мамах, о ее внуках, о стиле в одежде, о прическах, о книгах. В последнюю встречу она попросила у меня рецепт моих пирожков с яблоками, которые ей так нравились… Рецепт будет в этой книге. Алина ушла незаметно для меня, но я будто знала, что она уйдет этой осенью. Предчувствия породили тогда текст.

«Прозрачность осени еще не наступила. Подкрадывается в промозглом ветре, потоках холодного дождя и желтых подпалинах на по-летнему одетых пока деревьях. Прозрачность придет с глубоким синим небом, отражающимся в лужах и прудах и в изменившей цвет похолодевшей реке; с опавшей полностью листвой, которая выстелит тротуары, парки и лесные посадки; с чувством наслаждения, возникающим, когда выбегаешь ранним утром на первый ледок и вдыхаешь морозный бодрящий воздух, и знаешь, что в течение дня лед растает, но уже скоро вернется надолго. Не навсегда, только до долгожданной весны. И начинаешь ждать весну осенью. И скользишь в солнечно-морозном пространстве для того, чтобы улетать в весну, и ценишь бестелесность осени. Осень более всех времен года способна напомнить о том, что мы здесь только гости, зашедшие ненадолго, и каждый в свой срок сбросим цветную оболочку и отправимся туда, куда отправляются души. Осень философична своей прозрачностью. Она безжалостна и этим прекрасна. Говорит прямое „нет“ на все просьбы: „А может…“ Не может, ушло вместе с летом, и, как не хитри, не вернешь тепла, не воротишь. Что ж… Собери в ладошки лимонные и красные листья, цветы оранжевых бархатцев, сплети их со стеблями осоки, пошепчи над веночком обо всем, что хочешь сказать Неземной силе, и отправь вниз по течению просветлевшей реки. И верни веру в тепло и его источник».

Я знаю, что она прочитала это в соцсети. И корю себя за то, что не смогла дать ей больше силы и тепла, что была слабой и эгоистичной. Когда Алина ушла, я открыла «Бхагавад-Гиту как она есть» и прочитала: «Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное»1. Это знание, которое Кришна дает своему другу Арджуне в ответ на его вопросы о необходимости вступить в войну со своими близкими родственниками. Кришна говорит о том, что, если эта война необходима для того, чтобы бороться со злом и восстановить дхарму на земле, то нужно уничтожить все сомнения и вступить в сражение. А сомнения возникают даже у такого возвышенного воина, как Арджуна, от того, что нет понимания нашей духовной природы. И поэтому Кришна в нескольких стихах подряд говорит именно об этом — о душе и ее вечных качествах. Для того чтобы уничтожить сомнения Арджуны, он продолжает: «Эту индивидуальную душу нельзя разбить, растворить, сжечь или иссушить. Она существует всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же. Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, не следует скорбеть о теле»2. И, чтобы окончательно сбить Арджуну с платформы ума, Кришна говорит следующее: «Тот, кто родился, обязательно умрет, и после смерти обязательно родится. Поэтому не следует предаваться скорби»3.

Надеюсь, душа Алины услышала меня. Мне показалось, что я смогла хоть чем-то быть ей полезной. Ведь эти строки разъясняют самое главное, что есть в жизни — что` именно будет с нами после смерти. Это тот вопрос, на который не дают ответа школьные учебники, а поиски ответа на него в жизни каждого человека являются главными.

Удивительна роль этой уникальной книги — «Бхавад-Гиты как она есть» — в моей жизни. Когда-то я писала диссертацию о творчестве Бориса Зайцева, русского писателя начала 20 века, и была очень увлечена этим процессом. Тогда же я изучала эзотерику, модную в среде интеллигенции и в начале 20 века и в начале 21. Творчество Зайцева вело к истокам: к древнерусским житиям святых, другим христианским источникам, к Евангелию, к священным книгам других религий. Был очень важный вопрос, над которым я думала. В ранних рассказах Борис Зайцев много пишет о смерти, и его восприятие смерти таково: он будто знает, что смерть это не есть конец, это освобождение от тех пут, которые есть на земле, и что это есть переход в более светлый мир. Я искала тогда и пыталась узнать, что же такое душа. Перечитала четыре Евангелия, там говорится о том, что тело есть дом для духа. Однажды ко мне пришла «Бхагавад Гита» — сама, просто откликнулась на мой зов. Эту книгу я прочитала за несколько дней — серьезно, с подчеркиваниями, выписками и осталась счастлива от того, что наконец-то получила знание.

Алина — потрясающий человек: как в жизни она была часто той, кто вдохновляла меня на разные начинания и усовершенствования, так и, уйдя, она будто заставила сесть за клавиатуру и продолжить писать то, что должна. Три месяца лета она провела в саду, почти всегда одна, продолжая заботиться о внуках и близких, превозмогая боль, постоянно что-то делая руками, в работе, в движении. Сколько ей пришлось всего пережить, знает один Бог и ее самые близкие люди… Она стала такой тонко чувствующей в свои последние недели и дни, что совсем по-другому воспринимала и жизнь и людей и отношения. Она рассказала мне историю, которая показала мне совсем с другой стороны этого человека, такого насмешливого прежде. Вместе с подругой они нашли чистое место для купания на реке. У нас было очень жаркое лето, а жизнь в городе на реке и без реки тяжела. Весь берег реки Уфимки в районе города усеян следами тяжеловесного человека современности: найти чистое место — это большая удача. Они искупались, Алина собрала в пакетик мусор, который был у них, и еще то, что осталось от кого-то. На это же место пришла молодая пара, и молодой человек, только что закончивший курить, искал место, куда бы можно было бросить окурок. Он столкнулся взглядом с Алиной и увидел мешочек, который она ему протягивала со словами: «Я здесь, вот сюда как раз можно». И верю, что в глазах молодого человека отразились удивление, смущение и благодарность.

Я пишу эту книгу не за упокой, а для того, чтобы жить. Я верю, что кто-то, прочитав ее, обретёт свое вдохновение, кто-то ответит себе на вечные или простые жизненные вопросы. И я рада, что у меня сейчас есть такая возможность — писать для кого-то. Пусть это будет тем мешочком, который подставила Алина. Пусть кто-то удивится, улыбнется, смутится и может, вдохновится делать также…

Я буду рада, если эта книга принесет пользу и знание хоть одному художнику, который застрял в дебрях неразгаданного и опустил руки.

Задание

1. Возьмите лист бумаги или заранее приготовленную тетрадь и напишите в течение 20 минут о том, когда вы начали заниматься творчеством. Вспомните все этапы этого процесса. Расскажите о мотивах и подстёгивающих факторах.

2. Перечислите 5—10 людей, которые вдохновляли вас заниматься творчеством.

3. Представьте себе одного из этих людей и напишите небольшую медитацию-размышление, посвященную этому человеку.

_______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

_______________________________________________ _______________________________________________

Медитация-рецепт.

Яблочное лето

Странная материальная жизнь. На улице долгожданное тепло. Машины грохочут за окном так, что хочется закрыть все щёлочки. Под окном грузно начал работу трактор: наверное, будет что-то чистить, убирать. Суббота, день Сатурна, кто придумал, что ты — выходной? А я проснулась с мыслью о яблочном пироге и никуда не побежала сегодня. Стала печь. Благо морозилка забита замороженными яблоками, так щедро уродившимися в саду прошлым летом. Это лето было одним из самых странных в моей жизни.

Тесто делаю творожное. Отдельно в миске смешиваю 4 ст. ложки простокваши (в моем случае йогурта), примерно 70 грамм сливочного растопленного масла, сахар (по вкусу, в зависимости от начинки) и добавляю туда 200 грамм протертого творога. Все смешиваю.

Когда завершился семестр, а лето было уже в самом разгаре, хотелось сразу в Крым, в Грецию, в Польщу, на Алтай и в Калининград. Но нашлась масса дел. Потом лето вошло в пору своего заката. А я так и не отдохнула.

Отдельно в миске смешиваю 2 стакана просеянной муки и 1 ч. ложку соды. Потом порциями добавляю муку в творожную смесь и вымешиваю не липнущее к рукам плотное тесто. Это тот случай, когда как раз хватило 2 стаканов муки и пришлось лишь немного добавить в процессе замешивания подсолнечного масла.

Лето было дождливое и холодное — не судьба была отдохнуть. Выдались два счастливые денька, которые мы провели в моем саду с подругой, приехавшей из Парижа, и ее двумя дочками. Мы делали самые простые вещи: ходили на речку, купались в похолодевшей Деме, пытались смешно загорать, ловили убегающие за тучи солнечные лучи; готовили всякие вкусности, собирали желтую сливу с самых высоких веток, забравшись на крышу кладовки; объедались малиной с куста; смеялись, что-то друг другу рассказывали. Сливовое дерево очень высокое, и сбор сливы это целый поход: забраться на деревянную лестницу, не слишком устойчиво стоящую на земле (но для поддержки есть старший брат — он держит лестницу), пробраться сквозь колкие ветки сливы, забраться на крышу кладовки и там гроздьями загребать с ветвей желтые, созревшие, сладкие сливы, половину отправляя в рот. На крышу кладовки была отправлена легкая и юркая Алина — мы же вчетвером принимали улов, поддерживая и подстраховывая. Дроздам не осталось почти ничего. А у меня образовалось сливовое варенье.

И яблоки, ими завален весь сад, и летняя жизнь — это процесс борьбы с ними. Их так много, что невозможно переработать это все. Всегда мечтала о жёлтом грузовичке, который бы ездил по садам и забирал излишки яблок, а потом отвозил их на заводик по изготовлению яблочного повидла. Но видно, не в этой жизни. В этот раз яблоки собирали Гуля и ее дочки. А я просто соорудила быструю начинку для пирожков: потушила нарезанные яблоки, добавив полстакана сахара и горсть калины для аромата. Начинка вышла жидкая, и прежде, чем формировать пирожки, я остудила начинку, слив при помощи дуршлага лишнюю жидкость.

Начинка и тесто — пирог или пирожки. В зависимости от условий приготовления. В саду нет духовки, поэтому пирожки частично пеку в подаренной печке-микроволновке, частично обжариваю на подсолнечном масле.

Предлагаю Высшим Силам, потом друзьям, потом — несу Алине.

Пирожки — жизнь. Пирожки — память.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В обнимку с творчеством. Книга творческих медитаций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Бхагавад-Гита как она есть. Гл. 2, 22.

2

БГ, гл.2, 24—25

3

БГ, гл. 2, 27

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я