В отличие от моей предыдущей книги «Канонарх», пособие «Причетник» составлено конкретно для начинающих чтецов. Учтены рекомендации Издательского Совета РПЦ. Кроме описания основных правил и порядка чтения, содержит в себе ориентированные на чтеца схемы: вседневного часа, воскресного бдения, служения вечерни и утрени по будням и праздникам, чтения кафизм.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Причетник. Помощь начинающему чтецу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Православное богослужение
Православное Богослужение — это соединение молитвословий, пения, чтения Священного Писания, священнодействий, совершение Таинств и обрядов законно на то поставленными лицами.
В православном Богослужении участвуют:
Священник (иерей) — лицо мужского пола, законно поставленное (рукоположенный) для совершения самогО Таинства. Имеет вторую степень священства.
Диакон — рукоположенный «помощник» священника, мужского пола. Сам Таинства не совершает, но призывает это сделать иерея. Имеет первую степень священства. (Третья степень священства — это епископ.)
Пономарь (алтарник) — «помощник» и священника и диакона в алтаре и в храме при совершении Богослужений. Изначально не имеет степени священства. Пономарь, как и священник с диаконом, носит при Богослужении специальное облачение. Алтарником, в принципе, может стать любой православный мальчик, юноша, мужчина или дедушка. Очень редко — монахини, инокини и женщины пожилого возраста святой жизни.
Чтец (причетник) — член причта Православной Церкви, низший чин Церковного служителя, не имеющий степени священства. Его обязанность — чтение из Богослужебных книг, участие во всех Церковных Богослужениях, пение на клиросе, при способности к оному (Толковый словарь Д. Н. Ушакова*).
Певчий — лицо любого пола, состоящее на послушании в храме на клиросе. Умеет в хоре, под руководством, хорошо петь Богослужебные песнопения и обязательно знает, как распевать различные церковные гласы.
Псаломщик — лицо любого пола, соединяет в себе и певчего, и чтеца, и уставщика (лицо, знающее и отвечающее за правильную последовательность совершения любых, суточных служб). В силах провести самостоятельно службу при такой необходимости.
Головщик (при отсутствии регента) — лицо любого пола, прообраз современного регента. Знает Богослужебные песнопения, Устав, гласы. Первый из хора запевает песнопение или глас на правильный мотив (мелодию). А уже вслед за ним вступает весь лик (хор), услышав образец пения.
Регент — лицо любого пола, руководящее на службах чтецами, певчими, канонархами, следящее за правильной последовательностью служб в отношении соблюдения Устава, отлично знающее все Церковные гласы, песнопения, все различные мелодические партии в них, знающее и задающее «тон» (последовательность различных звуковых нот) хору прямо перед началом пения. Администратор хора.
Канонарх — лицо любого пола, в нужный момент службы на клиросе (или на солее, если мужчина) среди хористов умеющее торжественно, нараспев огласить сольно какую-либо строчку из песнопения, поддерживая общий тон хора и не сбивая его по высоте звучания. Обычно — это кто-то из певчих на клиросе.
Клановщик — лицо, во время Богослужения стоящее впереди, вблизи Солеи, и всю службу полностью, по существующему и действующему Уставу, выполняющее все положенные во время этой службы любые (земные, поясные) поклоны, тем самым показывая образец для их совершения на этой суточной службе всем молящимся. (редкость в наше время) *.
Прихожане (молящиеся) — лица любого пола, любого возраста, звания, профессии, состояния здоровья, степени воцерковления, крещенные (или присоединенные) в Православной Церкви, часто посещающие какой-либо определенный храм.
Молящиеся — лица любого пола, присутствующие сегодня на каком-либо Богослужении в Церкви и стоящие внутри храма, в его основной части. Молящимся при стечении обстоятельств может быть и, священник, и монах, и епископ (да, бывало и такое), и любой человек.
Переходящие Двунадесятые праздники
Последования некоторых Двунадесятых праздников вам не найти в Минее Месячной. Потому что они находятся в книге Триодь Постная или Триодь Цветная. Это зависит от того, что некоторые Двунадесятые праздники имеют свою твердую, не двигающуюся, из года в год повторяющуюся дату. А некоторые Двунадесятые праздники (их три) по своему календарному отрезку привязаны к дате празднования Пасхи в текущем году. Вы ведь замечали, что Пасха каждый год имеет разную дату празднования?! Вообще, дата Пасхи по новому стилю может случиться в период времени от 04 апреля (запоминайте так: почти Благовещение) до 08 мая (почти День Победы). Вычисляется Православная Пасха по Александрийской Пасхалии. Все зависит от движения Луны и Солнца. Совсем краткое правило вычисления даты Пасхи звучит так: Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после первого весеннего полнолуния, которое бывает не раньше дня весеннего равноденствия (если полнолуние наступает раньше 21 марта «день весеннего равноденствия», то «пасхальным» считается следующее полнолуние). Если полученная в ходе вычислений дата совпала в этом году с датой вычисленной иудейской Пасхи, то православную Пасху положено перенести на следующее воскресение. Это нужно сделать для того, чтобы сохранить хронологию событий: Христос вначале совершил Пасху Ветхозаветную (Иудейскую), а затем уже — Новозаветную. Можно по своим пальцам вычислить дату Пасхи (Лаврентьевская Летопись*).
В связи с этим, если Вербное воскресение (праздник Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий, Неделя Цветоносная) всегда празднуется в воскресенье, ровно за неделю до Пасхи, то и дата его каждый год будет меняться в зависимости от даты Пасхи.
В связи с этим, если Вознесение Господне празднуется всегда в четверг, на сороковой день после Пасхи, то и дата его будет меняться в зависимости от даты Пасхи.
В связи с этим, если Пятидесятница (Троица — Пентакостион — Неделя восьмая) празднуется всегда в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи, то и дата его будет меняться в зависимости от даты Пасхи.
Вербное воскресение празднуется всегда в Великий Пост, поэтому его последование открывайте в книге Триодь Постная.
Вознесение Господне и Пятидесятница празднуются всегда только после Пасхи, поэтому их последования открывайте в книге Триодь Цветная.
Вот как раз эти три праздника (Вербное, Вознесение, Троица) и называются «Двунадесятые переходящие праздники».
Непереходящие Двунадесятые праздники
Их последования вы найдете в книге Минея Месячная нужного вам месяца. Эти праздники, имеющие твердую дату празднования, называются «непереходящие». То есть из года в год, их дата празднования остается неизменной. Например: вы все привыкли, что Рождество Христово наступает 7 января. Или Крещение Господне — 19 января, и т. д. Лишь только не забывайте о том, что в Богослужебных книгах даты даются по старому стилю. Чтобы не запутаться на первых порах, посмотрите и сравните все по книге «Богослужебные указания».
Лик, клирос, хор
Чтец стоит на службе рядом с хором. И крайне редко чтец стоит совершенно отдельно от хора. На приготовленном месте. И имеет в таком случае свой набор всех церковных книг для чтения.
Во время Богослужений хор в храме стоит отдельно от прихожан. Такое пространство называется «клирос» (особо обустроенное место для певчего, чтеца, псаломщика, канонарха, уставщика, регента). Словом «Клирос» называют и людей, трудящихся на ниве словесного служения Богу и самого оборудованного для этого уголка. К примеру, можно сказать: «Клирос, подойдите поближе!» В этом случае совершается использование слова, применительно к людям. А можно сказать: «Принесите мне, пожалуйста, с клироса книгу Часослов». И в таком случае, слово обозначает именно сам обустроенный уголок. А словом «клир» (клирики) называют вообще всех служителей Церкви.
Если по книгам вам встретится слово «Лик», знайте, что имеется в виду клирос как хор. Неправильно будет использовать в разговоре подобное: «Отнесите, пожалуйста, Минею в Лик» (или «на Лик»).
Когда вы услышите в разговоре подобное: «Давай на хорах возьмем запасной пюпитр», к примеру, то знайте: словом «хоры» здесь обозначают место, почти на втором этаже храма, оборудованное для клироса, на котором поют, читают и канонарят (канонаршат, канонархают).
Частные службы
Православные службы бывают частные и общественные. Частные службы — это те, которые в нашем обиходе привычно называются «треба» или «чин». Хотя и некоторые из них по уставу, положено служить в храме (Требник*).
Общественные службы
Это Православная служба, совершаемая:
1) в предписанное Уставом время;
2) законно на то поставленными лицами;
3) при общем собрании верующих;
4) в храме, освященном Святой Церковью;
5) по Уставному, существующему чину.
Знаки святых
Приступая к служению, знайте и учитывайте еще и знак святого, данный ему при канонизации. Потому что в зависимости от такого знака у вас, как у чтеца, может поменяться внутренний состав чтения. Например: по общей схеме службы Утреня вам необходимо сейчас приступить к чтению Экзапостилария или Светильна. То есть: Светилен или Экзапостиларий так и так будет прочитан! А вот откуда его читать: с Октоиха или Минеи? Ответ зависит только от знака святого, которому вы служите!
У каждого такого знака есть свой символ. В Типиконе, в разделе «Месяцеслов», хорошо видно на полях эти пропечатанные знаки напротив имени святого, чей день и месяц описан в книге. Нижеприведенные, для ознакомления знаки святых, напечатаны от малого к большему, по нарастанию. А на слух, такие знаки и обозначения Праздников и святых бывают:
• святой «Без знака» — на полях ничего;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Причетник. Помощь начинающему чтецу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других