В отличие от моей предыдущей книги «Канонарх», пособие «Причетник» составлено конкретно для начинающих чтецов. Учтены рекомендации Издательского Совета РПЦ. Кроме описания основных правил и порядка чтения, содержит в себе ориентированные на чтеца схемы: вседневного часа, воскресного бдения, служения вечерни и утрени по будням и праздникам, чтения кафизм.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Причетник. Помощь начинающему чтецу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Общие рекомендации
Приступая к служению, знайте, что: Церковно-славянские буквы, при прочтении в Церкви, на суточных службах, не редуцируются в русское наречие. Это означает то, что написанный текст вы должны прочитать, максимально приблизив ваше звучание к обозначенной в повествовании, букве. Например: слово «благодать» при обычном прочтении, в миру, слышится нами по произнесенным звукам как «благадать». Но когда вы служите прямо в Церкви, стоит проявить усердие и прочитать его во всеуслышание только так: «благодать». Еще приведу пример из последования 1-го часа. Предложенный текст: «Милость и суд воспою Тебе, Господи: Пою и разумею в пути непорочне….» (Псалтирь, каф. 13, псалом 100*), в миру, не в Церкви, вы по привычке прочтете так: «Миласть и сут васпаю, Тибе, Госпади: Паю и разумею ф пути нипарочни…». Это, в контексте нашей темы, означает то, что вы совершили «редуцирование» некоторых букв — звуков. То есть: перевели звучание славянских букв в чтении на русское наречие. Как раз такое действие недопустимо при совершении Богослужения! Через некоторое время, потренировавшись под руководством опытного человека, на любой суточной службе, вы должны будете прочитать так, как конкретно написано в книге, по которой вы сейчас служите. Например: если видите «о», то и читайте «о». Когда видите «д», то и читайте «д». В итоге, у вас получится так: «Милость и суд воспою Тебе, Господи: Пою, и разумею в пути непорочне…».
Приступая к служению, знайте, что существует такая рекомендация: «… на память же молитв да не глаголет, ибо аще иерей служити будет памятне, без книги, смертно согрешит. Зане многия споны, забвение же и запнусти тогда случаются» (Известие Учительное*). Рекомендация дана для священнослужителя, но и чтецу очень желательно с ней ознакомиться.
Приступая к служению, знайте, что чтец не должен на Богослужениях кричать, чтобы его все услышали. Об этом нам сообщает особенное повествование: «Безчинный вопль, поющих в церкви, не прияти того к Церковному пению. Такоже и прилагаяй к Церковному пению, не приятен, есть: да извергутся сана своего, и паки в Церкви да не поют. Подобает бо пети благочинно, и согласно возсылати Владыце всех и Господу славу, яко едиными усты от сердец своих: преслушающии же сия вечней муце повинни суть, яко не повинуются святых отец преданию и правилом» (Типикон. Гл. 28. О безчинных воплех в Церкви*).
Приступая к служению, знайте, что «Церковь храмом и Богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело; действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением, кадильным фимиамом… и сладкозвучным чтением…» (Моя жизнь во Христе. Св. прав. И. Кронштадтский*).
Приступая к служению, знайте, что понятия «чтение» как такового в Церкви при Богослужении, не существует. Помните всегда, что на Богослужениях те тексты, которые вам сейчас надо прочитать, не читаются, а поются. Поются чтецом ровно, по-особенному (об этом см. ниже*). Вы иногда будете обращать свое внимание на то, что перед текстом, который вы привычно собрались зачитать на службе, стоит пояснение, например: «…Богородичен, не седяще поем, но стояще, и со страхом и благоговением» (Богородичен к седальну по кафизме, на воскресной Утрене из Октоиха 8 гл.*). Только пойте Седален не так, как, к примеру, Стихиры или неизменяемые (то есть повторяющиеся из службы в службу) песнопения, а поровнее, нараспев. Недопустимо в Церкви читать тексты с той интонацией, с которой мы, например, зачитываем стихи дома нашим родным! Для правильного исполнения причетник заранее по смыслу делит читаемый на службе текст на короткие предложения. Взяв полноценный вдох, удерживая звук на одной, комфортной для него высоте, он, равномерно распределяя слоги слов по времени, произносит нараспев требуемый текст. Одновременно слегка протягивая каждый ударный слог в слове и немного меняя высоту звука в концах всех поделенных по смыслу предложений. В самом конце большого зачитываемого текста, чтец за пять, шесть слогов до его окончания, повышает свой уровень высоты звучания и опускает его на прежнее место высоты звучания за три-четыре слога до окончания этого читаемого текста (например, Псалма, Кондака, Тропаря, и т. д.).
Приступая к служению, знайте, что Устав предписывает для прочтения некоторых текстов особенные указания. Например: Шестопсалмие, которое обозначает плач кающегося грешника перед пришедшим на землю Господом, нужно читать так: « и глаголет… [чтец] Шестопсалмие тихим и кротким гласом, и легким, косно [медленно], со страхом Божиим, и во всеуслышание» (Типикон, гл. 9*). На некоторые чтения Типиконом даются указания: читайте «велегласно [громко] или косно [медленно]». На другие тексты предписываются указания: «тихо, и не борзяся». В некоторых, определенных случаях Типикон повелевает прочитывать текст «по-скору» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»,… и Блаженны скоро, без пения (то есть — читать) * и т. п.
Приступая к служению, знайте, что при сокращениях внутреннего наполнения службы, «следует в этом покаяться, а не придумывать себе новые правила для оправдания» (Св. прав. И. Кронштадтский*).
Приступая к служению, знайте, что вы читаете не от себя, а от лица всех молящихся в Церкви, выбравших вас озвучивать их молитвы. («В Церквях да поют на клиросе только люди, обученные по кожаным книгам»).
Новопришедшие клирошане часто задают мне этот вопрос: «А почему не напечатают составленные службы на каждый день года? Ведь так трудно службу составлять каждый раз по-разному». Отвечаю. Служба теоретически повторится через 500 лет! Тот же месяц, то же число, тот же недельный глас, тот же день седмицы, та же неделя по Пасхе или по Пятидесятнице, тот же святой. Но и это не так! Потому что за 500 лет появятся новые святые, и вы им отслужите предпочтительнее. Например, день 17 июля. Кому вы служите? Правильно! Царской семье! А ранешный святой этого дня у вас служится или на Повечерии, или в переносе на другой день. Православные службы — как калейдоскоп: чуть влево, чуть вправо — рисунок каждый раз разный, необычный, красивый, а одинаковых нету.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Причетник. Помощь начинающему чтецу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других