Честность – лучшая политика. Комплаенс для каждого

Юлия Елисеева

Книга поможет посмотреть на комплаенс по-новому. В ней описаны выводы, сделанные мной после перехода из комплаенс в сейлз. Книга будет полезна всем сотрудникам организации. Она написана простым языком, содержит много практических примеров. После прочтения книги вы поймете, какие правила действуют в организации, как привести себя в соответствии с ними, как стать частью корпоративной культуры и построить корпоративный комплаенс.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Честность – лучшая политика. Комплаенс для каждого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 4.

ЭТИКА

Мы начали наше путешествие с одного из важнейших человеческих качеств — честности. В этой главе мы поговорим с вами об этике и комплаенсе. Вы уже знаете, что такое комплаенс. Комплаенс означает соответствие правилам. Понятие этики появилось гораздо раньше. В широком смысле этика — это целая наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как одна из важнейших форм жизнедеятельности человека. Создателем этики называют Аристотеля. Именно он ввел термин «этика», произвел систематизацию этических представлений и знаний.

Стивен Кови в своих книгах говорит об этике личности и об этике характера. Мы с вами поговорим об этике характера. Этика характера основана на основополагающих принципах: честности, справедливости, мужестве, смелости, достоинстве и служении. Эти принципы являются частью человека, частью человеческого сознания, мерой человеческой совести. Человек сможет преуспеть в своем деле только в том случае, если научится воплощать эти принципы в жизнь.

Общечеловеческие принципы послужили основой деловой этики. Деловая этика включает стандарты, принципы, наборы ценностей и норм, которые регулируют действие и поведение человека в организации. Многие компании принимают кодекс этики, в который включают стандарты поведения, основываясь на соблюдении общечеловеческих ценностей.

Все принципы вам хорошо известны. Приведу пример одного из кодексов этики международной компании, который включает следующие принципы:

• Соблюдение прав человека.

• Свободный выбор труда.

• Запрещение детского труда.

• Равные шансы для всех сотрудников.

• Честность в оплате труда, социальных гарантиях и длительности рабочего дня.

• Безопасность и охрана здоровья на рабочем месте.

• Недопущение конфликтов интересов.

• Борьба с коррупцией и строгий экспортный контроль.

• Всесторонняя защита информации и коммерческой тайны.

• Честная конкуренция.

• Экологически безопасное производство.

Этичное поведение важно не только потому, что необходимо следовать определенным законам, требованиям, но и по многим другим причинам. Оно напрямую влияет на атмосферу в организации и определяет доверие к компании. Высокие этические стандарты являются конкурентным преимуществом для организации. Неэтичное поведение, напротив, отрицательно влияет на торговую марку, подрывает репутацию компании, стоимость акционерного капитала.

Необходимо осознать важность этичного поведения во всех сферах жизни и руководствоваться им на протяжении всей вашей карьеры. Примерами неэтичного поведения могут выступать некорректные вопросы на интервью при подборе персонала о вероисповедании либо дискриминация по половому или расовому признаку. Существует большая пропасть в этических вопросах среди российских и международных компаний. В международных компаниях неприемлемо спрашивать женщину о ее планах на замужество и декрет.

Представители таких профессий, как врачи и адвокаты, наиболее часто сталкиваются с этическими вопросами. Как поступить в ситуации, когда профессиональная этика идет вразрез с моральными установками. На тренингах мы рассматриваем много таких кейсов, на них нет однозначного ответа, в процессе обсуждения возникают разные мнения. Один из примеров, который вызвал бурное обсуждение, был кейс, где перед врачом возникла дилемма: говорить ли работодателю о смертельной болезни сотрудника, который проходил диспансеризацию.

В чем же основное отличие этики и комплаенса. Как вы думаете? Прежде всего, этика стоит выше комплаенса. Где есть высокие этические стандарты, не нужны правила. Комплаенс работает по умолчанию. Работать в соответствии со своими внутренними принципами, вести себя в соответствии с корпоративными стандартами, зная при этом, что мы поступаем правильно. Честность подразумевает действия в соответствии с личной позицией, со своим «внутренним компасом».

Хорошим инструментом, который позволяет сотрудникам без страха заявлять о своих подозрениях, является горячая линия. На моей практике мне приходилось запускать горячую линию в организации. Возникает много технических и организационных вопросов: какого провайдера выбрать, какие средства связи использовать, как сделать сообщение анонимным, как осуществить возможность передачи сообщения на разных языках. Организационные вопросы уходят на второй план по сравнению со сложностями убедить сотрудников, что это делается им на благо. Горячая линия все еще часто воспринимается как механизм доноса. Только благодаря неоднократным встречам и объяснениям мне удалось добиться понимания сотрудниками истинных целей горячей линии в организациях. Некоторые компании сталкивались с противоположной проблемой. Чрезмерное количество сообщений, которые не имели никаких оснований. Это объясняется различиями в корпоративной культуре.

Приведу вам пример. На одной из конференций руководитель комплаенса крупной международной компании рассказывал о своем опыте работы на новой должности. При проверке филиала в России ему сообщили, что горячая линия работает. Сообщений нет. Все хорошо. Руководитель решил проверить и сам позвонил по телефону горячей линии. Ему не удалось дозвониться. После проверки выяснилось, что номер был отключен уже больше года. Он сделал соответствующие выводы.

Что же происходит с этикой в наши дни? На этот вопрос отвечает опрос 3 500 руководителей, проведенный компанией Ernst & Young (EY), который показал, что треть сотрудников готова действовать неэтично, чтобы улучшить свою карьеру или получить лучшую зарплату. Они задали вопрос: «Заканчивается ли этика там, где начинается кризис?»

Был сделан угрожающий вывод, что экономический кризис увеличивает этические риски. Действительно, учитывая внезапную перемену привычных моделей работы, а также дезорганизацию или даже нарушение цепочек поставок, сокращение премий и льгот для работников или увольнение сотрудников, 90% опрошенных менеджеров считают, что кризис может иметь угрожающие последствия на поведение людей.

Пандемия COVID-19 и связанный с ней экономический спад усилили риски мошенничества. Это можно объяснить следующим образом:

1. Сотрудники, поставщики и клиенты (и их семьи) могут испытывать фактические или ожидаемые финансовые трудности (например, супруг (а) теряет работу, инвестиции теряют значительную часть своей стоимости).

2. Внутренний контроль и нормальный уровень надзора могут ослабнуть или перестать функционировать (например, может отсутствовать нормальное разделение обязанностей или могут быть недоступны ИТ-системы).

3. Правонарушителям может быть легче найти оправдание нечестному поведению (например, люди могут счесть морально оправданным участие в мошенничестве, если это происходит в ответ на неотложные обстоятельства или если они считают, что это сходит с рук другим).

Существует необходимость в неоднократном обучении, а также принятии мер в отношении риска третьих сторон и защиты данных. Для многих компаний 2020 год стал тяжелым годом. Чтобы выжить в эти непростые времена, компании начали проводить акции, скидки, привлекать клиентов, принимать расчеты только в наличной форме, сокращать оплату и бонусы сотрудникам. Трудовой кодекс РФ позволяет сократить заработную плату сотрудников на 1/3 при сокращении рабочего времени. На этом фоне возникают риски мошенничества со стороны сотрудников. Сотрудники считают себя недооцененными, так как они по факту работают больше, а получают меньше.

Даже самые порядочные сотрудники начинают искать дополнительные источники доходов в обход интересов организации. Комплаенс-сотрудники не исключение. Приведу пример этических сомнений одного комплаенс-специалиста с хорошей репутацией. Он проделал блистательную работу. Это позволило сэкономить миллионы для его организации, вместо этого его лишили премии и уменьшили зарплату, как всем остальным сотрудникам. По мнению сотрудника, это было несправедливо. Он хотел воспользоваться своим служебным положением в личных целях. В последний момент этические принципы взяли верх, и он передумал действовать неэтично.

Фактически почти треть опрошенных лиц заявили анонимно, что они «готовы действовать неэтично, чтобы улучшить свою карьеру или получить лучшую зарплату», в частности, принимая взятку или вводя в заблуждение аудиторов или регуляторов. Около 13% «готовы игнорировать неэтичное поведение других, если оно повышает их карьеру или зарплату. 37% молодых сотрудников уверены в способности своего руководства продемонстрировать профессиональную честность. При этом 55% директоров считают, что руководство может пожертвовать принципами ради краткосрочной выгоды. Это очень тревожные цифры, даже если в долгосрочной перспективе деловая практика значительно улучшилась.

В сегодняшних условиях существует реальная необходимость осознавать важность корпоративной этики, а также думать, как минимизировать риски, связанные с пандемией. Пандемия увеличила коррупционные риски. Коррупция — это самое пагубное явление в обществе. Многие люди совершают плохие поступки неосознанно, а потом жалеют о них, но не видят другого выхода, как продолжать. Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» говорит о законе признательности — услуга за услугу. Правило гласит, что нужно постараться возвратить другому человеку то, что он нам дает. Люди, которые первыми оказывают нам услугу, даже если она нам не нужна, вызывают у нас чувство признательности, которое потребует от нас оказать им услугу в ответ, которая будет им нужна. Это может инициировать неравноценный обмен. Мы возвращаем больше, чем получаем. Приведу вам такой пример. Вашего сына могут лишить водительских прав, о чем вы поделились со своим руководителем. При этом вы не просили помощи в этом вопросе, но ваш начальник выразил искреннее желание помочь вам. Все завершилось благополучно. Об этой ситуации все забыли. В рамках своих обязанностей вы проводите аудит закупок, на котором вы обнаружили, что руководитель через подставную фирму получает дополнительный доход. Прежде чем сообщить об этом, вы идете с ним поговорить. Он напоминает вам об услуге, которую недавно вам оказал. Вы начинаете сомневаться, ведь ваш начальник хороший человек, он вам помог. Сработал принцип услуги за услугу.

Мы стремимся соответствовать в своих глазах и глазах окружающих тому, что мы уже сделали, даже если решение неправильное. Важную роль играет принцип последовательности в управлении людьми. Тактика, выражающаяся в небольшой просьбе, озвученной для того, чтобы получить дальнейшее согласие на более серьезные просьбы. Социологи определили, что мы принимаем на себя внутреннюю ответственность за поведение, когда думаем, что предпочли вести себя так, а не иначе без сильного давления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Честность – лучшая политика. Комплаенс для каждого предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я