Что делать, если ребенок не слушается

Юлия Василькина, 2012

Мы все любим своих детей, но порой очень сердимся на них. Почему они ведут себя не так, как нам хотелось бы? Почему они «не понимают с первого раза», а также со второго и с третьего? Как прекрасно, когда ребенок с улыбкой говорит: «Да, мамочка. Конечно, папочка». Сердце наполняется умилением. А если все наоборот? В книге психолога Юлии Василькиной представлены 4 истории из профессиональной практики автора и 5 ситуаций, иллюстрирующих 9 основных проблем, приводящих к непослушанию детей. Почти все примеры вполне применимы и для 3-летнего возраста, и для подростков. Вы получите много полезной информации: зачем мы требуем, чтобы дети нас слушались, какие существуют стили родительского поведения, имеет ли ребенок право не быть послушным. В книге есть мини-тесты, чтобы вы смогли оценить, существует ли определенная проблема в ваших отношениях с ребенком. И конечно, найдете решения, которые помогут вам справиться с непослушанием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что делать, если ребенок не слушается предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Теория непослушания

Родители: 3 причины, чтобы дети их слушались

Нужно ли родителям, чтобы дети их слушались? Конечно, и дело вовсе не в эгоизме взрослых, которым так, безусловно, легче. На это есть несколько очень важных причин.

Первая причина: родители обязаны обеспечивать безопасность ребенка, иначе говоря — сохранить ему жизнь и здоровье. Для этого родители кормят, поят, обувают-одевают, обеспечивают место для сна и игр, оберегают его покой и, если нужно, лечат. По мере того как ребенок становится все более самостоятельным, родители все строже относятся к вопросу непослушания. Ведь им просто необходимо добиться, чтобы ребенок исполнял требования, связанные с безопасностью. Особенно когда родителей нет рядом! Поэтому взрослые упорно повторяют: не играй с острыми предметами, не бегай через улицу, не подходи к чужим, не лазай на шкафы и т. п.

А как же иначе, ведь вопрос сохранения жизни и здоровья слишком серьезен, чтобы им пренебрегать!

Вторая причина: научить его жить в обществе. Именно родители ответственны за то, чтобы познакомить детей с правилами жизни в обществе. Нормы культурного поведения, правила приличия — все это непростые задачи родительского воспитания. Именно поэтому мы так краснеем, когда ребенок на людях делает то, что не согласуется с понятием о хорошо воспитанном человеке. Казалось бы — ну и что такого, если он прилюдно ковыряет в носу или стучит лопаткой по голове коллеги по песочнице? Здоровье, жизнь в данном случае вне опасности. Но родители осознают — если ребенок не знает рамок поведения, ему будет сложно. И чем дальше, тем больше.

Мы, люди, существа социальные и живем все вместе. А значит, должны соблюдать определенные условности в общении друг с другом. Нормы поведения усваиваются гораздо сложнее, чем нормы безопасности. И порой у родителей есть искушение переложить эту часть воспитательного процесса на детский сад и школу. Но следует помнить: именно папы и мамы (а не тетя воспитатель) ответственны за то, чтобы ребенок был социально адаптирован.

Третья причина: научить его учитывать желания и потребности других людей. Человека, который не умеет этого, называют эгоистом. Для него существует только его «хочу». Ни состояние здоровья, ни усталость, ни желания окружающих для него значения не имеют. Каждый ребенок обязательно проходит эту фазу естественного эгоизма, и продолжается это примерно до 2–3 лет.

Но уже годовичка мама и папа учат ждать: «Подожди, сейчас мама почистит картошку папе на ужин, а потом почитаем», «Подожди, папа починит машинку, и можно будет играть». Дети, которых учат этому с самого раннего возраста, лучше усваивают: у окружающих бывают неотложные дела, а также просто желание заняться чем-то своим. Родители интуитивно понимают: если не научить ребенка соблюдать «границы», прежде всего внутри семьи, то они воспитают настоящего эгоиста. И хорошо от этого не будет ни им, ни самому ребенку.

Дети: 4 причины для непослушания

Мы уже выяснили, что у родителей есть веские причины, чтобы добиваться послушания детей. Причины-то есть, а послушания как не было, так и нет! По крайней мере в том объеме, в котором хотелось бы…

Должны ли родители требовать полного послушания на основании того, что они хотят сохранить здоровье детей, научить их жить в обществе и уважать окружающих? Ответ на этот вопрос — нет. У детей много причин, чтобы не быть полностью послушными. И они не менее веские, чем у взрослых.

Причина № 1: Темперамент и характер. Если ваш ребенок не очень послушен, радуйтесь[1]. Значит, он достаточно активен и самостоятелен. Непослушные дети, которые знают правила, но тем не менее иногда их нарушают, обладают энергией перемен. Они становятся теми взрослыми, которые способны разрушать устаревшие догмы. Благодаря им возможно развитие. Они уже с детства обладают инновационным мышлением, собственным взглядом на мир и его законы. Они из тех, кто не склонен «тупо» слушаться. Они задают вопросы о том, почему правила именно таковы, предлагают новые правила взамен старых, порой отчаянно спорят, доказывая свою правоту. И хоть это изматывает родителей, воспитателей и учителей, они вырастают в тех, кем можно гордиться.

Причина № 2: Путь взросления. Для нормального психического развития ребенка в его природе заложены несколько интересных механизмов. Первый — уже в возрасте 1,5 года ребенок постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета, явления и сопротивляется попыткам себя отвлечь — даже если он внимательно наблюдает, как песочек из его руки высыпается ему на ногу или как чай из кружки, журча, льется на пол.

Второй — для того, чтобы достичь цели, должен игнорировать все, что этому мешает. В том числе (а может, и в первую очередь) и ваше «нельзя»! Названные механизмы позволяют ему идти вперед, познавая мир. Поэтому, если вопрос не касается безопасности, стоит понять, какая исследовательская задача стоит за поведением ребенка. И помочь ему организовать процесс так, чтобы не было дополнительной уборки!

Причина № 3: Умение сказать «нет». Задумывались ли вы над тем, что умение пользоваться словом «нет» не каждому дано? А между тем способность иногда отказывать — важный социальный навык. Вспомните своих знакомых, которые постоянно дают другим в долг, хотя им долг никогда не возвращают. Или тех, кто постоянно делает работу за других. Или тех, чьим временем, силами или вещами то и дело пользуются знакомые. Они не умеют говорить слово «нет», боясь испортить отношения. И все время оказываются в проигрыше. Но ведь ребенок обучается говорить «нет» именно в семье! Не думайте, что он сможет научиться этому с другими, если вы требуете от него беспрекословного подчинения. Поэтому нужно относиться с пониманием к периодическому упрямству, попыткам вас убедить в своей правоте или даже действиям наперекор.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что делать, если ребенок не слушается предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Оговорка: речь идет о здоровых детях, в отношении которых не диагностированы заболевания, например синдром ГРДВ (гиперактивности с дефицитом внимания), эпи-синдром и другие.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я