Философия. Шпаргалка

Юлия Валерьевна Щербакова, 2009

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Философия». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Философия» в высших и средних учебных заведениях.

Оглавление

7. Основные философские проблемы

Античные философы, избрав мудрость в качестве предмета своего мышления, вышли на проблему мира как единого целого, его устройства, закономерности и бытия. Для времени Аристотеля характерно мнение, что мудростью обладают лишь боги. В глазах философов они являются воплощением разума, который устроил космос как закономерно функционирующее целое. С помощью понятий постигаются разумные первоначала бытия, и понятые они становятся опорой для мышления. Разумные первоначала неизменны, вечны. Их знание делает философию царицей наук.

По Демокриту, космос является воплощением атомов и пустоты. Порядок и закономерность царят в природе, и душа тоже состоит из атомов, которые распространены по всему телу. Однако органом мышления является мозг.

В годы Средневековья на место Бога как устроителя космоса выдвигается Бог как творец мира. Фома Аквинский требует подчинения философии христианским догматам. Однако он полагает, что у природы имеются и свои собственные закономерности, которые полезно изучать. Быть посредницей между религией и научными изысканиями — это и есть задача философии.

В преддверии индустриальной цивилизации философия восстанавливает свои права на самостоятельность, и в ней смещается акцент в понимании своего предмета. Р. Декарт писал: «Вполне мудр в действительности один Бог, ибо ему свойственно совершенное знание всего; но и люди могут быть названы более или менее мудрыми сообразно тому, как много или как мало они знают истин о важнейших предметах».

Французские материалисты в XVIII в. переведя Бога в разряд мнимой величины и объявив природу единственно реальным предметом своих размышлений, делали акцент на человеке и его разумных свойствах. Они думали, что, зная разумные начала людей, можно обеспечить становление царства просвещения, нравственности, искусства и науки.

По словам Г. В. Ф. Гегеля, человек — воплощение мирового разума, который является результатом развития абсолютной идеи, достигшей в умственном развитии человека своей полноты. Все разумное действительно, все действительное разумно.

Философия XX в. круто поворачивает к проблеме рационального и иррационального в деятельности человека. Она обращает внимание на соотношение социально-культурных ценностей и научно-технических средств достижения целей. Немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что человек включен в бытие и может его знать, лишь испытывая реальность на опыте. «Метафизика говорит о сущем как таковом в целом, т. е. о бытии сущего; тем самым, в ней правит отношение человека к бытию сущего».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я