Крым – это совершенно уникальное место, созданное самой природой. Там есть море и горы, пышная субтропическая растительность, хвойные горные леса и сухая степь. И все это дополняется благодатным климатом и интереснейшей историей. Крым люди заселили в глубокой древности, сначала там жили тавры (поэтому полуостров именовали Тавридой), им на смену пришли киммерийцы, которых вытеснили скифы. А побережье осваивали греки, византийцы, генуэзцы. В XIII веке Крым захватила Золотая Орда, а в 1441 году было образованно Крымское ханство. В 1783 году полуостровом овладела Российская империя. Сегодня в Крыму можно не только хорошо отдохнуть, но и воочию увидеть раскопки древнегреческих городов, руины средневековых крепостей, полюбоваться удивительными дворцами и парками. И, конечно, особый колорит Крыму придает то, что там и сегодня живут люди самых разных национальностей – русские, татары, украинцы, греки, караимы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все о Крыме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
История
Крым в XII–VII вв. до н. э. Тавры и киммерийцы
Первыми жителями Крыма, согласно античным источникам, были тавры и киммерийцы (XII в. до н. э.). Кем были тавры, доподлинно неизвестно, ведь само слово «tauroi» — греческое. Тавром называлась горная система на юге Малой Азии, и представители античной географии считали, что Крымские, Кавказские и Балканские горы являются продолжением Таврских гор. Возможно, тавры являлись коренными жителями Крымского полуострова, а может быть, это племена, пришедшие в Крым через Керченский пролив из региона Центрального и Северного Кавказа. Разделяющие это мнение историки указывают на характерное устройство могильников — «каменных ящиков», сходство керамики и бронзовых украшений тавров с предметами материальной культуры кавказских племен. Тавры считались разбойничьим народом, а их религиозные обряды требовали человеческих жертвоприношений. Вот как говорит о них в своей «Истории», написанной в середине V века, Геродот: «…Тавры имеют следующие обычаи. Они приносят в жертву Деве и потерпевших кораблекрушение, и тех эллинов, которых они захватят, выплыв в море, таким образом: совершив предварительные обряды, они ударяют их дубинкой по голове. Одни говорят, что тело они сбрасывают вниз со скалы (ведь святилище воздвигнуто на скале), а голову втыкают на кол; другие же соглашаются с тем, что голову втыкают на кол, однако говорят, что тело не сбрасывают со скалы, но предают земле. Живут тавры грабежами и войной». Страбон в своей «Географии» упоминает также о Балаклавской бухте — «гавань с узким входом, где тавры (скифское племя) обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством». Такую репутацию поддерживали и прочие солидные авторы, они хором именовали тавров «варварами и убийцами», занимавшимися пиратством. Но не будем слишком строги к древним, в те времена было множество религиозных обрядов, связанных с жертвоприношениями, да и пиратство считалось вполне пристойным занятием, которого не гнушались и финикийцы, и сами греки.
Большинство таврских поселений располагались на береговой полосе шириной от двух до восьми километров — от мыса Айя до Феодосии. В Крыму сохранилось множество памятников тавров, самые известные из них — это древнее поселение Уч-Баш вблизи Инкермана; Альма-I в пяти километрах от села Партизанское; Ашлама-Дере в четырех километрах к востоку от Бахчисарая; Балаклавское поселение напротив Балаклавской бухты; Белогорское на левом берегу реки Карасу; Таш-Джарган у села Краснопещерное в семи километрах к югу от Симферополя; пещеры Юсуф-Коба III, Сюндюрлю-Коба, Шан-Коба, Фатьма-Коба в Байдарской долине.
Таврика, Таврида. V век до н. э. Европейская Сарматия. Карта основана на греческих литературных источниках, напечатана в Лондоне в 1770 г.
Кроме морского разбоя тавры занимались охотой и скотоводством, выпасая овец на плоских вершинах гор, которые называют яйлами. Судя по всему, именно отгонное скотоводство — сезонные перекочевки со стадами из долин на яйлы и обратно — было их основным занятием. Это и определило их жизненный уклад в форме семейных общин, проживающих в укрепленных домах. Они предпочитали устраивать стоянки в труднодоступных местах и вряд ли часто встречались даже со своими соплеменниками. Такой образ жизни не способствовал развитию ремесел: тавры не знали гончарного круга и изготавливали примитивную глиняную посуду, которую обжигали прямо в кострах, отливали простейшие орудия труда и наконечники из бронзы.
Нам знакомо название Киммерия, некоторые его знают благодаря одноименному поэтическому циклу М. Волошина, большинство познакомилось с Конаном из Киммерии, созданным воображением писателя Роберта Говарда. Создавая свою вымышленную Киммерию, Говард скорее всего опирался на слова Геродота о воинственных жителях севера, именуемых киммерийцами. Однако Геродот имел в виду земли, расположенные значительно южнее, а именно территории Северного Причерноморья и Приазовья.
Однако часть тавров осела в предгорных долинах, кормясь щедрыми дарами моря и развивая мотыжное земледелие. Эти поселения и стали центрами культуры, ремесел и торговли. Тавры наверняка имели некую административную структуру, об этом свидетельствует попытка обозначить и защитить границы своих территорий — оборонительная стена двухметровой толщины, сложенная из крупных камней и проходившая с севера от подножья мыса Эклизи-Бурун на юг до обрыва у верховьев реки Альмы, с двумя проемами для прохода, возле которых скорее всего располагались вооруженные заставы. Однако эти фортификационные сооружения не смогли помочь им выстоять против киммерийцев.
Итак, киммерийцы — по-гречески «kimmerioi» — полуоседлые и кочевые скотоводческие племена, появившиеся в Северном Причерноморье в IX–X веках до н. э. Киммерийцы Говарда были кельтами, но их путь лежал из Нижнего Поволжья, так что логичнее предположить, что они имели иранские или индоевропейские корни. Тут стоит сделать маленькое лирическое отступление: есть еще один народ, который назывался кимвры, кимбры, киммеры (лат. сimbri) — племя, заселявшее первоначально север Ютландского полуострова. Так вот, они, по происхождению, могли быть как древними германцами, так и кельтами. Но вернемся к жителям Поволжских степей. Это были свирепые воины и умелые кузнецы, которые разработали технологию ковки железа и создали самое совершенное на то время оружие — железные мечи и кинжалы с бронзовыми рукоятками. Правда, в отличие от пеших воинов Говарда, киммерийское войско представляло собой отряды легкой конницы, вооруженной луками и копьями. Лошадь сопутствовала человеку с древнейших времен, считается, что первые домашние кони появились в середине IV тысячелетия до н. э., но их использовали в упряжной езде, верхом ездили лишь пастухи. Однако в начале I тысячелетия до н. э. в степях Северного Причерноморья была создана военная конница. Возможно, этому способствовали успехи в кузнечном деле, ведь для управления конем нужны металлические удила. Именно киммерийцы первыми организовали мобильное войско, которое шло в авангарде племени, захватывая новые территории для выпаса скота.
Из Нижнего Поволжья киммерийцы пришли в Северное Причерноморье и захватили Крым, очевидно, отбросив в горы и на южное побережье племена тавров. Киммерийцы разделились на несколько племен и расселились на всем северном побережье Черного моря, заняв часть степного Крыма и Керченский полуостров. Основные археологические памятники киммерийской эпохи на Крымском полуострове находятся на юго-востоке и юге Крыма — могильники у Керчи, Зеленого Яра, у сел Лугового, Фронтового, Марьина, в урочище Уч-Баш близ Инкермана. Трудно понять, каков был общественный уклад и религия киммерийцев, в могилах лишь предметы первой необходимости. Чаще всего это кинжал или меч, оселок, чтобы содержать оружие в порядке, и простой сосуд. Иногда к этому добавляются бронзовые подвески, удила, лук и стрелы. По счастью, в одном из курганов была обнаружена каменная стела с изображением воина в портупейном поясе с прикрепленными к нему луком, горитом (футляром для стрел) и кинжалом с кольцевидным навершием.
Страбон писал: «Некогда киммерийцы обладали могуществом на Боспоре, почему он и получил название Киммерийского Боспора. Киммерийцы — это племя, которое тревожило своими набегами жителей внутренней части страны на правой стороне Понта вплоть до Ионии. Однако скифы вытеснили их из этой области, а последних — греки, которые основали Пантикапей и прочие города на Боспоре… Киммерийцы, которых называют трерами (или какое-то племя киммерийцев), часто вторгаются в страны, расположенные на правой стороне Понта, и в прилегающие к ним области, нападая иногда на Пафлагонию, иногда даже на Фригию. Лигдамид [царь киммерийцев] дошел во главе своих воинов до Лидии и Ионии и взял Сарды, но погиб в Киликии. Такие вторжения часто совершали киммерийцы и треры. Как говорят, треры… были в конце концов изгнаны Мадаем, царем скифов».
Река Альма. Худ. К. Боссоли. 1856 г.
Получается, осев в Причерноморье, киммерийцы сделали его своей базой, с которой совершали походы в глубь европейских земель, по Висле или Одеру доходили до Балтийского моря. Киммерийские племена делали набеги на южное черноморское побережье, на Каппадокию, Пафлагонию и Фригию, письменные источники сообщают о том, что киммерийские войска в 20-х годах VIII века до н. э. разгромили войско закавказского царства Урарту. Впоследствии их вооруженные отряды переправились через Геллеспонт и вторглись в Малую Азию. Есть сведения, что они грабили Египет и дошли до Палестины. В тот период множество кочевых племен, среди них скифы и киммерийцы, постоянно перемещались в Передней и Малой Азии, занимаясь грабежами или подряжаясь в качестве наемников к местным правителям.
Но как же получилось, что воинственные, хорошо вооруженные киммерийцы покинули свои земли в Причерноморье. Есть сведения о конфликте союза киммерийских племен с ассирийским царем: опасаясь того, что его земли будут разграблены, ассирийский царь Ассаргадон обратился за помощью к скифам, жившим тогда в Средней Азии. Конные войска скифов в середине VII века до н. э. смогли вытеснить киммерийцев из Северного Причерноморья и сами остались на этих благословенных землях. Что сталось с киммерийцами? Они разделились. Часть пыталась отстоять свои угодья, но была разбита скифами на реке Днестр. Другой части удалось уйти в Малую Азию. Судя по летописям, киммерийцы пытались создать свое государство в Лидии, но в конце концов местному царю Алиату удалось разгромить их войско. Этим и заканчивается история киммерийцев как народа: они ассимилировались — исчезли в многонациональном котле Передней и Малой Азии… Но в географических названиях Крыма с легкой руки греческих авторов сохранились топонимы, напоминающие об эпохе киммерийцев: Боспор Киммерийский, Киммерийские стены, гора Киммерий, древние города Киммерик и Киммерий. Геродот упоминает о «киммерийских переправах» через Керченский пролив.
Крым в VII–I вв. до н. э. Государство скифов. Греческая колонизация
Итак, на карте появилось новое государство — Скифия, которое простиралось от Дона до Дуная. Кстати, скифами этих кочевников именовали эллины, сами себя они называли сколотами. Знаток легенд Геродот сообщал о них: «Как утверждают скифы, из всех племен их племя самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай. А родители этого Таргитая, как говорят (на мой взгляд их рассказ недостоверен, но они все же так именно говорят), Зевс и дочь реки Борисфена. Такого именно происхождения был Таргитай. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и самый младший Колаксай. Во время их правления на скифскую землю упали сброшенные с неба золотые предметы: плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший, увидев первым, подошел, желая их взять, но при его приближении золото загорелось. После того как он удалился, подошел второй — и с золотом снова произошло то же самое. Этих загоревшееся золото отвергло, при приближении же третьего, самого младшего, оно погасло, и он унес его к себе. И старшие братья после этого, по взаимному соглашению, передали всю царскую власть младшему.
А вот одна из легенд понтийских греков, связанная со Скифией.
Геракл, угоняя быков Гериона, прибыл в ту бывшую тогда пустынной землю, которую теперь населяют скифы. Отпустил он коней попастись, а сам лег спать, укутавшись в львиную шкуру. Утром он нигде не нашел своих коней и отправился на поиски. И пришел он в землю, именуемую Гилея. Здесь он нашел в пещере существо двойной природы: наполовину — ехидну, наполовину — деву, которая выше ягодиц была женщиной, а ниже — змеей. Геракл спросил ее, не видела ли она его коней. Она же сказала ему, что лошади у нее и что она их ему не отдаст, пока он с ней не совокупится. Геракл вступил с ней в связь, но не сразу она вернула ему лошадей. И вот наконец пришел час расставаться, и гостеприимная хозяйка сказала так: «Три сына у меня от тебя. Так ты мне скажи, что нужно делать с ними, когда они станут взрослыми, — оставить ли их в моей земле или послать к тебе». На что Геракл ответствовал: «Вот тебе лук мой и пояс. Кто из сыновей натянет лук, как я, и подпояшется таким же образом, того сделай правителем этой земли. Двое других пусть уходят». Когда дети возмужали, мать дала им имена: старшему — Агафирс, следующему — Гелон и Скиф — младшему. Затем, по наставлению Геракла, Агафирс и Гелон, которые не смогли справиться с луком и поясом, были изгнаны, Скиф же остался, и от него, сына Геракла, произошли нынешние цари скифов».
От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От среднего Арпоксая произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого же младшего из них — цари, которые именуются паралатами. Все вместе они называются сколоты по имени царя».
Дружба у скифов скреплялась особым обрядом побратимства. Кровь братающихся смешивалась в чаше с вином. После в нее погружали личное оружие приносящих обет, и напоследок они оба одновременно отпивали из нее.
О государстве, религии и быте скифов известно довольно много. Изначально скифское племенное объединение являлось военной демократией с народным собранием свободных кочевников, племенными вождями, советом старейшин и жрецов. Этикой скифов был культ товарищества и военной доблести, причем женщины тоже могли стать членами этого привилегированного общества вооруженных людей. И для этого им не приходилось отказываться от своей женской природы, подобно легендарным амазонкам: в захоронениях женщин-воинов колчан со стрелами соседствует с бусами и гребешками.
Конный скиф. Нашивная бляшка. Золото. Курган Куль-Оба.
Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской. Около 350 г. до н. э. Курган Куль-Оба
Золотая ваза из кургана Куль-Оба (IV в. до н. э.). На ней — сцены из жизни скифов
Скифская конница имела заслуженную славу. Появление одетых в чешуйчатую кольчугу воинов, вооруженных дальнобойными луками, на низкорослых выносливых лошадях внушало ужас оседлым жителям городов. Начиная с 70-х годов VII века до н. э. скифские войска ходили в походы в Африку, на Кавказ, в Урарту, Ассирию, Мидию, Грецию, Персию, Македонию и Рим. VII и VI века до н. э. — это время непрерывных набегов скифов — от Африки до Балтийского моря. Завоевательные походы скифов завершились в конце VI века до н. э., при скифском царе Иданфирсе. В Северном Причерноморье на триста лет воцарился мир.
Геродот так писал о скифах: «Никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собою, где каждый — конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством и жилища устраиваются на повозках — такому народу как не быть непобедимым и неприступным». Однако это верно до тех пор, пока племя в пути. Можно сказать, скифы попали в ту же ловушку, что и киммерийцы: они изменили свой уклад и стали жить в поселках и городках за небольшими валами.
Античный период в Крыму начинается с VI века до н. э., то есть со времени появления первого греческого города на территории полуострова. Первые колонии эллинов были основаны в Крыму во время Великой греческой колонизации, когда жители материковой Греции осваивали земли в бассейнах Средиземного и Черного морей. К переселению их побуждала нехватка пахотных земель, несмотря на то, что издавна Черное море именовали Понтом Аксинским, то есть «морем негостеприимным». Возможно, эллинов не радовал относительно холодный климат и враждебность местных жителей — тавров и скифов. Но смельчаки нашлись, и были основаны пусть немногочисленные, но постоянные форпосты торговли, с местными жителями удалось поладить, и даже море было переименовано в Понт Эвксинский, то есть «море гостеприимное».
Греческие поселенцы принесли на благословенную землю Крыма виноградную лозу, которая процветает здесь по сей день, оливковые деревья (эти прижились не так хорошо) и множество ремесел.
Ведущую роль в колонизации Северного Причерноморья и Крыма сыграл крупный центр ремесла и торговли — город Милет, выходцы которого основали более 70 поселений. Первым из них стала Борисфенида — у входа в Днепровский лиман на острове Березань. Затем в первой половине VI века до н. э. в устье Южного Буга появилась Ольвия, в устье Днестра — Тирас, а на Керченском полуострове — Феодосия и Пантикапей (на месте современной Керчи), по преданию, землю для основания города уступил грекам скифский царь. В середине VI века до н. э. в Восточном Крыму возникли Нимфей (в 17 километрах от Керчи у села Героевка, на берегу Керченского пролива), Киммерик (на южном берегу Керченского полуострова, на западном склоне горы Онук), Тиритака (к югу от Керчи у поселка Аршинцево, на берегу Керческого залива), Мирмекий и Китей к югу от Керчи, Парфений и Парфий к северу от Керчи. В Западном Крыму была основана Керкинитида (на месте современной Евпатории), на Таманском полуострове — Гермонасса (на месте Тамани) и Фанагория.
Остатки античного Херсонеса близ Севастополя. Худ. К. Боссоли. 1856 г.
Это была эпоха пионеров! Каждая колония, даже если она была не городом, а поселком, по сути являлась самостоятельным государством-полисом и управлялась выборным начальником — ойкистом, в ведении которого были самые важные вопросы, а именно: распределение земель. Власть в полисе принадлежала всем свободнорожденным общинникам-гражданам. Каждый гражданин имел участок земли и, в случае начала войны, становился членом народного ополчения — основы вооруженных сил полиса. Города-колонии имели свою конституцию и свод законов, чеканили свои монеты и проводили собственную политику, независимую от метрополии.
После разгрома Милета персами в 494 году до н. э. колонизацию Северного Причерноморья продолжили греки-дорийцы. Выходцами из древнегреческого города на южном побережье Черного моря Гераклеи Понтийской в конце V века до н. э. на юго-западном побережье Крымского полуострова был основан Херсонес Таврический (в районе современного Севастополя).
План Херсонесского городища
Греческая колонизация Северного Причерноморья в основном происходила мирным путем. Вероятно, скифы были заинтересованы в развитии торговли с греками и поэтому не мешали их расселению. Основными занятиями населения новых колоний, вскоре ставшим греко-скифским, были торговля и рыболовство, скотоводство, земледелие, ремесла, связанные с производством изделий из металла.
Птица. Мозаика пола православной базилики VI в. Херсонес
В первой половине V века до н. э. Пантикапей объединил вокруг себя расположенные на обоих берегах Боспора Киммерийского — Керченского пролива — греческие города-колонии. Так образовалось Боспорское царство. В VI–IV веках до н. э. Боспорское царство, как и Херсонес, не имело постоянной армии и не пользовалось услугами наемников, каждый гражданин был воином и имел собственное оружие. До 437 года до н. э. царями Боспора была греческая милетская династия Археанактидов, родоначальником которой был Археанакт, ойкист милетских колонистов, основавших Пантикапей. Однако после прибытия военной эскадры афинян с Периклом во главе династия Археанактидов сменилась династией Спартокидов, удерживавших власть до 109 года до н. э… Целью Перикла были переговоры о хлебных поставках, без которых жители Афин не могли обойтись, кроме того, он привез тысячу колонистов и принял участие в строительстве оборонительных стен Боспорского царства. Все боспорские города были окружены стенами двух-трехметровой толщины и высотой до двенадцати метров, с воротами и башнями. При Спартокидах образовалась профессиональная армия, состоящая из тяжеловооруженных воинов-гоплитов и легкой пехоты с луками и дротиками. Она дополнялась конницей, в которой служили юноши из местной знати.
Вторым крупным греческим центром Крыма стал Херсонес, расположенный в юго-западной части Крымского полуострова. Он быстро стал самым крупным торговым городом из-за своего исключительно выгодного расположения. В сферу влияния Херсонеса входила Керкинитида (Евпатория) и Прекрасная Гавань.
Наибольший расцвет причерноморских полисов приходится на IV век до н. э. Города-государства Северного Причерноморья стали житницей для большинства городов Греции и Малой Азии. Успешная торговля дала толчок развитию ремесел, и в Крыму начали изготавливать высокохудожественную керамику, ювелирные изделия, качественные ткани. До наших дней эти изумительные вещи дошли благодаря скифским традициям захоронения в курганах.
Геродот изложил очень красивую легенду о происхождении племени сарматов, или, как их называли греки, савроматов.
Когда эллины победили амазонок в битве при Термодонте, то оставшихся в живых женщин пленили и взяли на свой корабль. Ночью женщины перебили всех эллинов, но, не умея обращаться с парусами, были вынуждены отдаться воле Посейдона. И прибило их к берегам Меотийского озера (Азовского моря), которое находилось на землях свободных скифов. Сойдя на землю, девы похитили табун лошадей и верхом отправились грабить страну скифов. Скифы вступили с ними в бой и, лишь осмотрев павших врагов, поняли, что все они женщины. Старейшины скифов решили не истреблять воинственных дев, а попытаться сделать их женами своих сыновей. Для этого молодые мужчины стали лагерем неподалеку от стоянки амазонок и не пытались подойти к ним. Когда амазонки поняли, что те пришли без злого умысла, то перестали хвататься за оружие. В конце концов один удачливый юноша смог приблизиться к отдыхающей в одиночестве амазонке, но, увы, та не понимала его языка! Однако дева недвусмысленно дала понять, что не против вступить с юношей в любовную связь. А после жестами показала, что в следующий раз она возьмет с собой подругу, а ему надлежит привести для нее кавалера. Оба лагеря быстро объединились, но девушки отказались ехать в стойбище скифов и сказали: «Мы не можем жить с вашими женщинами, у нас разные обычаи. Пойдите и получите свою часть имущества, и мы вместе перейдем реку Танаис и будем жить там». Так родилось племя савроматов. Жены савроматов следуют обычаям своих прародительниц-амазонок: ездят на охоту и на войну на лошадях вместе с мужьями и носят ту же одежду, что и мужья, и не выходят замуж до тех пор, пока не убьют трех врагов. Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно.
Тем временем скифы постепенно утрачивали свое влияние и земли. Могущество скифского государства основательно ослабил македонский царь Филипп, отец Александра Македонского. Скифский царь Атей разорвал союз с македонцами, посчитав, что ему слишком дорого обходится содержание знаменитого войска. Тут же начался конфликт с союзниками македонцев — племенем гетов, который, несмотря на первоначальные успехи скифов, в конце концов привел к тому, что после смерти в бою царя Атея в 339 году до н. э. государство скифов в причерноморских степях распалось. Однако доподлинно неизвестно, что же послужило причиной этого — военные неудачи скифов или изменение климата. Скорее всего и то и другое. Ведь к тому времени в причерноморских степях сформировалась новая сила — сарматы, племена, чей уклад был близок традиционному скифскому кибиточному кочевью. Централизованной власти у сарматских племен не было, каждое вступало в военные союзы по своему выбору. Сарматское войско состояло из племенного ополчения, постоянной армии не было. Главную часть войска составляла тяжелая кавалерия, имевшая на вооружении длинные копья и железные мечи, защищенная доспехами и в тот период практически непобедимая.
Река Салгир. Худ. К. Боссоли. 1856 г.
Античные монеты. Крым.
Вытеснили ли скифов более воинственные сарматы с их женами-амазонками, или кочевое скотоводство не могло больше прокормить население, но скифы ушли из степей. К началу II века до н. э. скифские племена находились в низовьях Днепра и северной степной части Крымского полуострова, образовав здесь при царе Скилуре государство со столицей на реке Салгир вблизи Симферополя, позднее получившей название Неаполя Скифского. Окончательно став оседлыми, скифы занялись земледелием и разведением крупного рогатого скота, кроме того, развернули ремесленное производство, используя как собственные традиции обработки металлов, так и эллинские технологии. Неаполь Скифский быстро превратился в крупный ремесленный центр с обширными торговыми связями. Так у греков, единолично занимавшихся хлебной торговлей, появились серьезные конкуренты. Войны на рынке привели к военным действиям, войска Скилура захватили Ольвию и использовали ее гавань как верфь. Отстроив корабли, скифы вспомнили о том, что они завоеватели, и отправились в поход. Сначала они практически без потерь взяли Тир — греческую колонии в устье Днестра, а потом захватили часть подконтрольных Херсонесу земель на северо-западе. Попытка флота Херсонеса захватить Ольвию, ставшую морской базой скифов, закончилась неудачей. Флот Боспорского царства тоже был разгромлен скифской эскадрой, так впервые скифы получили безусловное первенство на море. Это позволило им сосредоточить в своих руках существенную часть зерновой торговли и навести порядок на побережье, очистив его от многочисленных пиратских шаек. После смерти Скилура его сын Палак начал в 115 году до н. э. войну с Херсонесом и Боспорским царством, которая продолжалась десять лет. Херсонес заключил договор о военной помощи с Фарнаком I — царем Понта, государства, возникшего на Южном побережье Черного моря в результате распада империи Александра Македонского, а также с царем сарматов Гаталом. В 111 году до н. э. царем Понтийского царства становится Митридат VI Евпатор, который менее чем за год организовал военную кампанию против скифов. Он выслал на помощь союзникам корабли с шеститысячным десантом гоплитов — тяжеловооруженных пехотинцев. Скифский царь Палак смог заручиться помощью царя сарматского племени роксоланов Тасия. Но, увы, огромное конное войско роксоланов, прибывшее на помощь скифам, осаждавшим Херсонес, не смогло развернуть свои боевые порядки на неудобной местности, и, потерпев тяжкое поражение, роксоланы покинули Крым. Проигравшие войну скифы подчинились понтийскому царю. Митридат получил фактический контроль над большей частью Боспорского царства. В составе армии Митридата скифы вынуждены были принять участие в войнах Понтийского царства с Римской республикой, длившихся до 63 г. до н. э.
Крым I в. до н. э. — III в. н. э. Римский период
Со второй половины I века до н. э. в истории Северного Причерноморья начинается период, часто называемый римским. К этому времени Римская республика превращается в огромную державу. Митридат VI Евпатор не был ставленником Рима и проводил самостоятельную политику, консолидируя местные племена и сосредоточив в своих руках всю полноту власти.
Мраморный бюст Митридата VI в образе Геракла
Однако в ходе первой войны 89–84 годов до н. э. Боспорское царство вернуло себе относительную независимость от Митридата, но в 80 году военачальник царя по имени Неоптолемей дважды разбил боспорскую армию. Боспорское царство вернулось под власть Митридата и было отдано его сыну Махару. К третьей войне римляне готовились основательно. К тому времени их флот имел самое совершенное вооружение. Во время третьей войны в 65 году до н. э. римские войска, возглавляемые полководцем Гнеем Помпеем, захватили основную территорию Понтийского царства. Митридат ушел в свои боспорские владения в Крыму, которые вскоре были блокированы с моря римским флотом.
Могила Митридата. Худ. К. Боссоли. 1856 г.
Римская эскадра блокировала торговлю Митридата, которая была основным источником мира и благополучия в его царстве. Как следствие, против Митридата стали вспыхивать восстания и затевались заговоры. Один из них возглавил его сын Фарнак, переманивший на свою сторону войска. Согласно легенде, укрывавшийся во дворце на акрополе Пантикапея Митридат покончил с собой, отдав приказание своему телохранителю заколоть его. Фарнак отправил тело отца Гнею Помпею и выразил Риму полную покорность, за что был назван «другом и союзником римлян» и утвержден царем Боспора под именем Фарнак II.
Корабли римлян были оснащены катапультами, таранами с остриями и штурмовыми трапами, по которым во время абордажа на неприятельское судно перебиралась морская пехота. Кстати, похоже, именно римляне выделили морскую пехоту в отдельный род войск.
Союзник Рима получал покровительство Рима и возможность самоуправления во вверенной державе, но без права ведения самостоятельной внешней политики. Примерно в этот период на Боспоре строится ряд крепостей, которые располагались в пределах непосредственной видимости: Илурат, укрепления у современных сел Тосуново, Михайловка, Семеновка, Андреевка Южная.
Знаменитые слова Юлия Цезаря «Veni, vidi, vici» (Пришел, увидел, победил) относятся именно к победе над Фарнаком.
Фарнак оказался человеком коварным, демонстрируя римлянам лояльность, он ждал благоприятного момента, чтобы обрести независимость. Гражданская война между сторонниками Помпея и Юлия Цезаря отвлекла внимание Рима от окраин, и Фарнак начал действовать. Он оставил вместо себя наместником Асандра и через Кавказ вторгся в Малую Азию. Ему сопутствовала удача, он разгромил римские войска и захватил несколько провинций. Но тут в дело вступил Гай Юлий Цезарь. Он перебросил свои войска из Египта в Малую Азию и разбил войско Фарнака 2 августа 47 года до н. э. в битве при Зеле.
А тем временем, как неоднократно бывало раньше и как часто случалось потом, оставленному «на хозяйстве» Асандру понравилось властвовать, и он не собирался возвращать трон законному владельцу. Фарнак вернулся в Крым, собрал армию из союзных скифов и сарматов и попытался вернуть свое силой, но удача отвернулась от него окончательно: он был убит на поле брани. Правда, и Асандру победа не принесла желанной легитимности, ведь у Цезаря уже был свой кандидат на трон — его старый друг и соратник Митридат Пергамский. Тогда Асандр, которому нельзя отказать в воле к победе, впрочем, как и всем боспорским царям, встретил римского ставленника с оружием в руках и сумел победить его.
Тем временем в Рим прибыло посольство из Херсонеса с просьбой о независимости от Боспора. Это был хорошо рассчитанный политический ход — после открытого неповиновения Асандра Риму был необходим союзник в Северном Причерноморье. Просьба была удовлетворена, а Цезарь начал разрабатывать новую кампанию по возврату контроля над Боспором. Однако планам полководца не суждено было воплотиться. 15 марта 44 года до н. э. Цезарь был убит в Сенате заговорщиками. В конце концов верховная власть досталась Октавиану Августу. Однако для Боспорского царства мало что изменилось, римляне по-прежнему стремились держать под контролем его правителей. В 38 году н. э. умер Асандр, родоначальник новой династии, выходец из варварской знати, власть перешла к его сыну Митридату III. Римский император Калигула не признал его и передал престол своему ставленнику Полемону, но, подобно своему отцу, Митридат III не отдал свое царство и победил в борьбе с Полемоном. Тем временем Калигулу сменил Клавдий, который не желал вести войну с периферийным царем и признал законность его притязаний, однако потребовал в доказательство лояльности и благонадежности заложника из родственников царя. Это было обычной практикой для Рима. Митридат III действительно строил планы по освобождению от римского владычества, но, не желая их афишировать, послушно отправил на Палатин своего младшего брата Котиса. Митридат не учел одного: у Котиса тоже были амбиции. Прибыв к Клавдию, он обличил брата в коварных замыслах по отношению к Риму. Римляне не доверяли Митридату, который занял боспорский трон вопреки их воле. Котис был признан более удобным правителем, и Клавдий провозгласил его «другом Рима и царем Боспора». Однако это царство еще нужно было получить, поэтому Котис вернулся в Крым вместе с римскими войсками.
По легенде, Эвнон хоть и выдал своего пленника Риму, но отправил личную просьбу императору Клавдию сохранить пленнику жизнь и честь, т. е. избавить низложенного царя от позорного шествия за колесницей, мудро и дипломатично заключив: «…исход войны только тогда бывает истинно славным, когда она завершается великодушием к побежденному». Клавдий удовлетворил просьбу царя аорсов.
Митридат III, реально оценив свои силы, не стал вступать в бой с римлянами, а вместе с преданными ему войсками переправился на азиатский берег и нашел приют в племени дандариев. Тем временем римляне, утвердившие на троне Котиса, покинули Боспор, оставив лишь вспомогательный отряд под командованием Юлия Аквиллы. Митридат начал вербовать союзников для возвращения трона, он сговорился с Зорсином, царем сарматского племени сираков, а Котис заручился союзом с царем аорсов Эвноном. В битве Митридат и сираки были разгромлены армией Котиса, состоявшей из боспорцев, римлян и аорсов. Зорсин предпочел выказать покорность римлянам, дабы сберечь свои владения, а Митридат сдался царю аорсов Эвнону, который, в отличие от его брата Котиса, имел репутацию человека чести.
Примерно через 20 лет после описанных событий римляне осуществили еще одну военную кампанию в Причерноморье. На этот раз они пришли на помощь Херсонесу, страдавшему от набегов скифов. Сделав несколько удачных вылазок, римляне перепоручили скифскую проблему царю Боспора и ушли. Но около середины II века н. э. в Херсонесе появился постоянный римский гарнизон, позже его мощь усилили несколькими кораблями равеннской эскадры. Опорными пунктами римлян стали крепость Харакс, построенная на мысе Ай-Тодор, и военное поселение на территории современной Балаклавы.
После середины III века уже нашей эры римляне вывели свои гарнизоны из Крыма, так как благополучие империи было подорвано постоянными войнами с варварами. В Крыму тоже усилилось влияние варварских племен. Особого могущества достигло племя аланов, подчинившее многие другие сарматские племена. По словам римского историка IV века н. э. Аммиана Марцелина, «с течением времени они объединились под одним именем и все зовутся аланами. Нет у них шалашей, никто из них не пашет; питаются они мясом и молоком, живут в кибитках, покрытых согнутыми в виде свода кусками древесной коры, и перевозят их по бесконечным степям… Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, держатся около кибиток и заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся вследствие многообразных упражнений великолепными воинами… Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы. Нет у них ни храмов, ни святилищ, нельзя увидеть покрытого соломой шалаша, но они втыкают в землю по варварскому обычаю обнаженный меч и благоговейно поклоняются ему».
Крым в III–VIII вв. Эпоха кочевников
Около середины III века северокавказские аланы одновременно с германскими племенами вторгаются в Крым. Об аланах сохранилось мало сведений, однако в описании берегов Черного моря, составленном неизвестным автором в VI веке, приведено другое название Феодосии — Ардабда («семибожный»), которое принадлежит «аланскому, то есть таврскому языку». Есть мнение, что название крымского средневекового города Сугдея (современный Судак) на аланском языке означало «чистый, святой». Согласно церковным записям, этот город был основан в 212 году. Гунны — потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, — прошли через множество земель, став катализатором Великого переселения народов. Победоносно потрясая своими знаменитыми луками (гуннский составной лук имел большие размеры — 1,2–1,6 м — и асимметричную форму и славился дальнобойностью и пробивной силой), орды кочевников сеяли ужас в сердцах некогда непобедимых римлян. Часть аланов вошла в племя гуннов и отправилась с ними на запад, часть осталась в Крыму и на Северном Кавказе, где они жили, сохраняя свой традиционный уклад, и в средние века. Грозные гунны, тем не менее, не стали разрушать города Таврики, скорее всего они удовлетворились щедрой контрибуцией. Изгнав из предгорий сарматов, аланов и германцев, они расположились своим традиционным кочевьем на лучших землях Крыма. В начале V века гунны, пребывавшие до этого в шатком мире с Римской империей, под руководством своего великого предводителя Аттилы начали расширять свои территории. Они ушли из Крыма в Европу и после множества побед (особого упоминания стоит осада Константинополя в 434 году — за снятие блокады Аттила потребовал 1800 кг золота и получил его) пришли в Галлию, где и состоялось сражение с римскими войсками, вошедшее в историю как «битва народов». Победы не добилась ни одна из сторон, но военная мощь гуннов была подорвана. Вскоре Аттила умер, после его смерти орда рассыпалась на племена, и одно из них — утигуры — оказалось в Крыму. Там они столкнулись с готами, охранявшими западные рубежи Боспора. Германцы заключили с гуннами мирное соглашение и, переправившись вместе на азиатский берег Киммерийского пролива, обосновались в районе нынешнего Новороссийска. Другая часть готов осталась в Крыму, продолжая жить в горных местностях Юго-Западного Крыма, оставив степи гуннам.
Вскоре Крым попал в сферу интересов византийского императора Юстиниана I (527–565). Желая укрепить свою молодую державу, император гостеприимно распахивал городские ворота перед вождями варваров, очаровывая их роскошью и утонченными развлечениями. Немалую роль играла и религия; роскошные храмы и пылкие проповеди пленяли воображение гостей, поклонявшихся своим многочисленным богам у лесных алтарей. Очарованный христианством Грод, вождь гуннов, чьи кочевья располагались на Керченском полуострове, явился к трону Юстиниана с требованием окрестить его, что было сделано незамедлительно, после чего новоявленный христианин и «друг Константинополя» отправился восвояси с богатыми дарами в сопровождении военного отряда византийцев. Пылая огнем веры, он потребовал от своих подданных уничтожить святилища и языческих идолов. Но военная элита гуннов быстро организовала заговор, который возглавил брат Грода Мугел, и без лишних проволочек казнила отступника. Возглавив гуннов, Мугел решил вернуть былое уважение к своим богам: для начала он истребил отряд византийцев, прибывших вместе с братом, потом разорил несколько боспорских селений. Однако, узнав, что Юстиниан I направил в Таврику огромное войско, предпочел сохранить жизнь своим соплеменникам и увел их с Керченского полуострова. Впоследствии гунны вошли в племенное объединение тюркютов и растворились в нем.
Крым в IX–XI вв. Под влиянием Византии
Крым вошел в сферу влияния Византии. Стремясь укрепить свое влияние в Таврике, Константинополь финансировал строительство крепостей и нанимал на военную службу готов и аланов в качестве федератов (союзников). В VIII веке была создана просуществовавшая до XVIII века Готская епархия, центр которой находился сначала в Партените, а затем в Доросе (на Мангупе). Готы смогли сохранить свой язык и обычаи, несмотря на множество хозяев полуострова, сменявших друг друга.
Пещерный город Мангуп-Кале
В VII веке на берегах Керченского пролива появились хазары и начали энергичную кампанию по захвату контроля над крымскими землями. В 670–679 годах Хазария овладела почти всем Крымом, кроме Херсонеса Таврического. Хазары оставили жителям городов самоуправление, обложив их данью и торговыми пошлинами. Керченский и Таманский полуострова имели исключительно важное значение для контроля над торговыми путями, именно торговля, ведущаяся от имени хазар еврейскими купцами, обогатила элиту Хазарии. Вряд ли появление такого мощного игрока как хазары порадовало Византию, но, увы, она не могла полноценно отстаивать свои интересы в Крыму, ведь ее рубежи осаждал более опасный враг — арабы. После 692 года в Херсонес был сослан низложенный император Юстиниан II. Он нашел приют у готов в Дори, но быстро сообразил, что они не станут участвовать в его интригах. Тогда он обратился к хазарскому кагану и смог получить необходимые средства для переговоров с болгарской ордой, которая вернула его в Константинополь с помощью своего оружия.
В это время Крым вошел в сферу политических интересов Киевской Руси. Византийский император Василий II попросил помощи у киевского князя Владимира для подавления мятежа военачальника Фоки, пообещав за это отдать ему в жены свою сестру Анну — при условии, что он примет христианство. Киевский князь крестился, потом разбил мятежников. Но Константинополь не спешил посылать невесту. Тогда энергичный князь осадил и взял штурмом Херсонес Таврический, стратегический центр Византии в Крыму. Намек поняли, Анну отправили в Херсонес, где и состоялась свадьба. После женитьбы Владимир благородно вернул Херсонес Византии.
В тот век союзы заключались легко и так же легко недавние союзники становились врагами. Гостеприимство, оказанное Юстиниану, не помешало хазарам выступить на стороне Херсонеса, который хотел обрести свободу от Константинополя. После цепи интриг и подкупов новым императором Константинополя стал протеже хазарского кагана армянин Филиппик Вардан, что послужило основой для мирного договора, по которому степной Крым стал хазарским, Византии же принадлежал Южный и Юго-Западный Крым с Херсонесом. В 840 году византийским императором Феофилом была создана Херсонесская фема — военно-административный округ во главе со стратигом. В нее входили земли от Алупки до реки Бельбек и до нижнего течения реки Альмы. Византийская фема просуществовала на Крымском полуострове до конца XI века, когда была реорганизована вся административная система империи. В 860 году в Крыму продолжительное время находился Константин Философ, будущий Кирилл — создатель славянской азбуки и великий миссионер. Мощное византийское лобби активно способствовало пропаганде христианства, в Крыму уже было пять христианских епархий — Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская и Фульская.
Южные и западные соседи Хазарии, арабы и византийцы, стремились вовлечь ее в сферу своих религиозных систем. Однако Византия воспринималась хазарами как политический конкурент, что не способствовало единению в Боге. Поражение в войне с арабами в начале VIII века вынудило хазарского кагана принять ислам, но ненадолго. Как только ситуация улучшилась, хазары вернулись к привычному многобожию. Однако верхушка хазар понимала, что монотеизм укрепит вертикаль власти, оставалось только выбрать. Есть несколько мнений о том, почему хазары предпочли иудаизм, возможно, это решение было продиктовано практичностью: иудаизм не накладывал на них никаких политических обязательств. Причем, принятие иудаизма не было массовым и не проводилось в приказном порядке. В начале IX века Обадия, член мощного клана, принявшего иудаизм, захватил власть в Хазарии. Это и стало толчком к тому, чтоб иудаизм стал государственной религией каганата. Богатство каганата позволило нанять войска и провести несколько удачных кампаний против аваров и печенегов. В 834 году на Дону была построена хазарская крепость Саркел, ставшая опорой Хазарии на западе. Однако в продолжительных конфликтах с племенами руссов, которые заключили союзы с враждебными хазарам племенами, они растеряли мощь и земли. В 1016 году князь Мстислав с помощью флота, присланного византийским императором Василием в Азовское море, разгромил хазарское войско. После этого остатки хазар жили в крымских городах и княжестве Тмутаракань, созданном на месте хазарских угодий. Последним выступлением хазар на политической арене стал захват в 1079 году князя Олега Святославича. Хазары убили брата Олега, а самого князя отдали Константинополю. В 1083 году князь Олег вернулся в Тмутаракань и уничтожил хазар, более о них нет упоминаний в письменных источниках. Пока восточноевропейские степи находились под властью Хазарии, заволжские кочевые орды не могли пройти их для захвата новых территорий. Теперь новой грозой горожан и земледельцев стали орды печенегов. К середине X века они заняли весь Крымский полуостров, разгромив большинство селений, кроме Херсонеса и городов на Керченском полуострове.
Крым в XI–XIII вв. Печенеги и половцы
Крым опустел, часть скотоводов ушла в горы, но степняки не желали уходить далеко от своих кочевий. Печенеги — это позднее название племен кенгересов, проживавших южнее Уральских гор между Балхашом и Аральским морем. В X веке было восемь племен, в XI — тринадцать. Каждое племя возглавлял хан из самого мощного рода.
Военная тактика печенегов была простой и эффективной. Строй состоял из отдельных отрядов, расположенных в виде клина. Между отрядами устанавливались телеги. Если на печенегов нападал равный по силе или превосходящий их противник, то телеги ставили по кругу и натягивали бычьи шкуры, из-за которых стреляли из длинных луков. А совсем юные воины пролазили между телегами, совершая неожиданные для противника вылазки, и быстро ретировались. Взять такую «мобильную крепость» было чрезвычайно трудно.
Печенеги предпочитали легкие сабли, более удобные в конном бою, чем тяжелые мечи. Быт их был прост и непритязателен. Племя гнало с собой стадо, которое давало им пропитание и одежду. Половцы пили молоко и кумыс, но основной их пищей было просо, которое варили в больших котлах вместе с кусками мяса.
Начиная с IX века особую выгоду для торговли начал представлять так называемый путь «из варяг в греки». Из Балтийского моря купцы попадали в Ладожское озеро (Нево), переходили в реку Волхов, затем — в озеро Ильмень и реку Ловать, откуда существовал волок в верховья Днепра, а дальше — прямая дорога до Черного моря. На этом пути «из варягов в греки» выросли Новгород на севере и Киев на юге.
Печенеги не были купцами, но именно они контролировали торговлю между Херсонесом и руссами, требуя доли в торговых операциях и непременных подарков. Византия смогла заручиться поддержкой печенегов именно благодаря щедрым подаркам и использовала их в политическом и торговом противостоянии с Русью (печенеги были вольными людьми, не признающими обычного труда, они ходили в набеги на земли руссов, уводя пленников и скот). Русской торговле нужны были опорные пункты на пути «из варяг в греки». Примерно в это время киевским князем Владимиром или его отцом Святославом было основано Тмутараканское княжество Киевской Руси на Тамани и части Керченского полуострова с городом Корчевым (нынешняя Керчь). Тмутаракань стала вторым по значению торговым портом после Константинополя. Мстислав Владимирович, правивший княжеством до 1036 года, укрепил и расширил его границы. В конце X века в его состав вошла часть Боспорского царства.
На Руси кипчаков прозвали половцами из-за светлого цвета волос (по-русски слово «полова» означает «солома»). На Западе этот народ именовали команами, или куманами.
В 1792 году на Таманском полуострове была найдена мраморная плита, на которой было выбито: «В лето 6576 года (1068) Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Корчева 14 000 сажен». С этого времени славяне постепенно начали расселяться по Крыму. После разгрома печенегов в 1036 году войсками великого киевского князя Ярослава Мудрого те начали уходить из Причерноморья к Дунаю и Карпатам. Хозяевами Северного Причерноморья стали половцы, в 1091 году нанесшие печенегам сокрушительное поражение. Однако после укрепления позиций половцев Тмутаракань, будучи отрезанной от Киевской Руси, оказалась беззащитной и попала под их протекторат. Половцев еще называют кимаками, или кипчаками. Эти два племени были частью союза, состоявшего из семи племен и получившего впоследствии название Кимакский каганат.
До 1115 года попеременно победы одерживали то половецкие, то русские войска, пока наконец великий киевский князь Владимир Мономах не выиграл решающую битву, командуя объединенными войсками русских князей, после чего русичи и половцы заключили мирное соглашение.
К 1116 году половцы стали единственными хозяевами степей Северного Причерноморья. Они контролировали бóльшую часть территории Крыма, кроме Керченского полуострова и Херсонеса. Их главным городом стал Судак, называвшийся тогда Сугдеей. Именно в нем сосредоточилась бóльшая часть торговли русскими товарами и предметами роскоши из Европы, Индии и Китая. Кроме того, в Сугдее располагался крупный невольничий рынок. Богатства Сугдеи привлекли внимание сельджукида Ала-ад-дина Кей-Кубада, властителя расположенного в Малой Азии Румского султаната. Он высадил свои войска в Крыму под предлогом того, что в Сугдее обидели сельджукских купцов. Отряд сельджуков во главе с эмиром Хюсамеддином Чобаном разгромил войско русичей и половцев, составлявшее гарнизон Сугдеи. Город был захвачен, в нем расквартировался султанский гарнизон, находившийся здесь до татарского погрома 1239 года.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все о Крыме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других