STOLZ о дизайне и пути современного искусства

Юлий Штольц, 2019

Данная книга создана в помощь людям, у которых возникает необъятный интерес. Интерес, связанный с вопросом дизайна и искусства. Как дизайнер или художник становится тем или иным представителем своей профессии? Есть ли что-либо общее в пути искусства и дизайна, возможно ли нам его повторить? Какой жизненный путь он проходит? В книге вы познакомитесь с известными дизайнерами и их работами: Дитерс Рамс, Джонатан Айв, Фернандо Гутьеррес, Фуми Шибата, Артемий Лебедев и другими.

Оглавление

Из серии: STOLZ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги STOLZ о дизайне и пути современного искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Голландия

Маартен Баас · Дизайнер

Маартен Баас один из самых знаменитых голландских дизайнеров. Он создает работы на грани искусства и дизайна. Его движущая сила не коммерческий успех, а реализация собственных задумок.

Начало пути дизайна

Маартен Баас родился 19 февраля 1978 года в Арнсберге, западная Германия. В 1979 году его семья переехала в Нидерланды, где он вырос и начал свой творческий путь. В 1996 году закончил среднюю школу Хендрик Пирсон колледж и поступил в Академию дизайна в Эйндховене.

Четырехлетнюю программу обучения ему пришлось проходить целых шесть лет, поскольку он бросал учебу после первого курса, а позже провалил несколько экзаменов. Он также проучился несколько месяцев в Миланском политехническом университете в 2000 году.

Учась еще на первых курсах Академии, он создает подсвечник Knuckle, который в скором времени забирает в производство компания Pol’s Potten. Его выпускная работа в 2002 году имела ошеломительный успех, и он сразу стал знаменитым. Дипломная работа Бааса состояла из коллекции мебели Smoke (Дым) и оригинальных солнечных часов, отображающих время в теневых текстах.

Коллекция Smoke

Коллекция Smoke представляет собой серию обугленной мебели. Маартен по-разному экспериментировал с мебелью: кидал ее, ломал, обливал водой, сбрасывал с высоты и, однажды, попробовал поджечь.

Результат невероятно поразил его, дерево обугливается совершенно непредвиденным путем, образуя мрачный эффект, что привносит посредственным предметам дух и роскошь старых вещей.

В завершении вся мебель покрывается эпоксидной смолой несколькими слоями. Эта коллекция незамедлительно стала известной.

Меня всегда удивляло, почему мы покупаем вещи и не касаемся их, почему мы хотим, чтобы вещи оставались неизменными, почему мы думаем, что симметрия и гладкость красивы? И я подумал: а что случится, если я попытаюсь изменить облик вещи, например, путем обжига? И обжег. Вещь приобрела иной характер, получила новую эстетику, иной смысл, став более эмоциональной и персональной. В природе ничего не остается прежним — в природе все изменяется. Хаос и беспорядок — то, без чего я не могу работать, хотя эстетические коды настолько предсказуемы, и людям трудно их изменить.

— так объяснил свою идею Баас

Коллекция Smoke была успешно представлена в модных европейских столицах. Сожженную мебель с удовольствием покупают различные музеи и коллекционеры, такие как Лидевий Эделькорт и Филипп Старк, а люстра из этой серии становится частью выставки Brilliant в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Успех этой серии приводит Маартена к сотрудничеству с голландским мебельным брендом Moooi и собственной выставке «Where There’s Smoke» («Нет дыма без…») в Нью-Йорке в галерее Moss, которая включала в себя 25 обожженных предметов.

Дальнейший путь дизайнера

После успеха дипломной работы Маартен основал свою одноименную студию, а позже, в 2005 году в партнерстве с Бас ден Хердером открыл студию Baas & den Herder. Это позволило ему создавать неповторимые предметы в больших объемах для различных заведений, музеев, отелей и галерей по всему миру. Через год, для Миланского мебельного салона Salone del Mobile он произвел коллекцию Clay, ставшую одним из самых ярких проектов выставки. Вся коллекция была создана из металлического каркаса, покрытого полимерной глиной.

Также, одним из наиболее известных его творений является ограниченная коллекция Treasure, созданная из мебельных отходов, которые ему предоставляли различные мебельные фабрики.

Выставки

Необычным была его коллаборация с китайским производителем мебели, которая выросла в коллекцию China.

Апрель 2009 года принес ему титул «Дизайнер года», на выставке дизайна в Майами.

Его персональные выставки проходили в Америке, Европе, Абу-Даби, Израиле, Японии и Китае.

Творения Бааса хранятся в крупнейших музеях V&A, MoMa, Rijksmuseum и Музей декоративного искусства в Париже и в частных собраниях коллекционеров современного искусства и знаменитостей, таких как Бред Питт, Канье Уэст, Ян Шрагер и Адам Линдеманн. Он также с успехом сотрудничает с Louis Vuitton, Swarovski, Dior, Dom Ruinart, Berluti, Hermès.

Дизайнер любит, когда в его мастерской царит творческий беспорядок и хаос, и признается, что для него это самая продуктивная обстановка. Он и по сей день создает свои шедевры, участвует в выставках, проводит лекции и изредка берет стажеров.

На его официальном сайте любой человек может познакомиться с его работами и задать ему свой вопрос. Он также имеет официальные сообщества в соцсетях, где активно публикуются новости о нем и фото его новых работ.

Осенью 2018 года дом, в котором вырос Маартен, временно стал галереей, в рамках местного фестиваля искусств.

Дизайн проект Real Time

Весной 2009 года Маартен создал проект Real Time — ожившие часы, для музея Zuiderzeemuseum в Голландии. Он проецировал видеоролики на циферблат часов, в которых человечки рисуют и стирают стрелки, время от времени отвлекаясь на различные дела.

Еще одной его работой, затрагивающей тему времени, был проект Sweepers clock (Часы дворников). Он изобразил пляж, люди на котором создают стрелки времени из мусора, а затем разбирают их и снова воспроизводят. Своими проектами о времени, Баас хотел показать, что любой человек может распоряжаться своим временем рационально или же потратить его впустую.

Ян ван Тоорн · Дизайнер

Родился в 1932 и известен миру, как изобретательный практик и теоретик профессии. Он не принимает за её основу законы рекламы и рынка.

Его миссия — неформально и остро, с использованием особых приёмов, передать содержание сообщения, сосредоточиться на его смысловой нагрузке, а не на декоративной обработке. Для обозначения своей профессии Ван Тоорн нередко пользуется термином «визуальный журнализм».

Биография

Нидерландский дизайнер-график, проектировщик выставок, теоретик и методолог дизайна, фотограф («визуальный журналист»), педагог, куратор. Является членом «Международного графического альянса» (с 1972 года) и «Американского института графических искусств».

С 1991 по 1998 года занимал пост директора Академии Яна ван Эйка в Маастрихте. В 2011 году Ван Тоорну присвоили звание почётного доктора «Королевского колледжа искусств» в Лондоне. Творчество Яна ван Тоорна экспонировалось на нескольких ретроспективных выставках: в музее «Фодор» в Амстердаме (1972), центре «Де Бейерд» в Бреде (1986–87), Роттердамском Зале искусств (2004), Мэрилендском колледже искусств в Балтиморе (2007), Шеффилдском институте искусства и дизайна (2008).

Вклад в дизайн

Вклад дизайнера в национальную и мировую графическую культуру отмечен двумя Призами «Х. Н. Веркмана» (1965 и 1972), премией «Пита Зварта» (1985) и премией «Athena», учреждённой Род-Айлендской школой дизайна.

Работы Яна ван Тоорна широко представлены в следующих собраниях:

Моравская галерея; Центр Помпиду, Париж; Музей изображения, Бреда; Муниципальный музей, Гаага; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Центр изучения политического дизайна, Лос-Анджелес; Музей Ван Аббе, Эйндховен; Музей Стейделик, Амстердам; Библиотека центральной академии изящных искусств, Пекин; VIVID, Роттердам, представлены последние работы Ван Тоорна; Специальная коллекция амстердамского университета (Bijzondere Collecties).

Пит Мондриан · Художник

Нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

Биография

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 году переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

De Stijl

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 году сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. «De Stijl») и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры, как предельной сознательности, в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это «не фигуративное» направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938 годы, затем в Великобритании, а с 1940 года — в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Память

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 года и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев. Это оформление было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото — и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине.

Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эталонными для современного фотоискусства. Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: STOLZ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги STOLZ о дизайне и пути современного искусства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я