Руководство по поиску, обработке и использованию материалов следственно-судебной практики

Ю. П. Гармаев, 2019

Настоящее пособие поможет студентам, аспирантам, молодым и более опытным ученым в кратчайшие сроки находить и эффективно использовать материалы правоприменительной практики для обучения, подготовки научных и научно-квалификационных работ, а также изучить методику составления процессуальных документов, особенности документооборота в судебных и правоохранительных органах. Результаты выполнения заданий, изложенных в пособии, позволят преподавателям существенно улучшить прикладную составляющую учебного процесса и НИР, НИРС в юридическом вузе. Адресовано студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, ученым – представителям наук антикриминального цикла, а также практическим работникам, взявшим на себя труд наставничества молодежи и/или обобщения правоприменительной практики.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Организация работы студентов с реальными документами во время прохождения практики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по поиску, обработке и использованию материалов следственно-судебной практики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Организация работы студентов с реальными документами во время прохождения практики

1.1. Цели и задачи

Во время прохождения практики студенты[2] традиционно работают с процессуальными документами по уголовным делам. Жаль, когда студент вынужден только разносить повестки, вяло и без особого интереса листать материалы прекращенных и приостановленных дел, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела (Далее — «отказные» материалы), составлять за следователя проекты несложных документов (протоколы осмотра вещественных доказательств и т.п.). Мало полезного практикант получит в таком режиме работы.

В настоящем пособии будут предложены новые формы работы студента с реальными уголовными делами. Начнем с главного:

1. Какова цель и задачи студента на практике?

2. Что он должен представить на факультет по ее окончании?

Основная цель студента на практике — получить прикладные навыки работы в правоохранительных, судебных органах, для чего следует научиться решать следующие задачи:

♦ самостоятельно составлять процессуальные и иные документы (протоколы, постановления, приговоры и т.п.), в том числе помогать в их составлении правоприменителям с небольшим опытом работы, корректно подсказывая им о возможно допущенных в спешке ошибках и т.п.;

♦ защищать ведомственные интересы организации-работодателя;

♦ завести деловые знакомства, полезные связи с практическими работниками.

Что приносит студент с практики? Кроме результатов выполнения прочих заданий, которые сформулирует руководитель практики, студент должен представить на факультет электронные обезличенные и отредактированные документы уголовных дел, по которым вступили в законную силу правовые решения.

Это должен быть не просто случайный набор каких-либо документов из каких-либо дел. Речь идет о совокупностях электронных документов, объединенных различными целями обобщения и дальнейшего использования в научно-исследовательской деятельности, — электронные учебные директории (папки в файловой системе компьютера).

1.2. Виды электронных учебных директорий

Их можно разделить на два типа:

1.2.1. Тематические подборки документов;

1.2.2. Учебные уголовные дела.

1.2.1. Тематические подборки документов

Первый тип электронных учебных директорий представляет собой подборку одного наименования или 2-10 наименований электронных документов из одного правоохранительного (иного) органа.

Задание на формирование данной электронной учебной директории представляется наиболее простым, и задача по ее созданию может быть дана студентам первых курсов обучения, направляемых на ознакомительную практику.

Вот примеры заданий на выполнение тематических подборок:

Подготовьте 10 (иное количество) электронных документов — постановлений о возбуждении уголовного дела (постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и др.) из практики работы ОВД (РОВД) N-ского района. Категория уголовных дел: хищения (глава 21 УК РФ). При этом, категория уголовных дел может быть расширена или, наоборот, сужена, ограничена, например, только делами о кражах (ст. 158 УК РФ), грабежах и разбоях (ст. 161-162 УК РФ) и т.п.

Подготовьте 15 (5, 10, 20, иное количество) подборок электронных документов по вопросам производства обыска в жилище. В подборку могут в разных вариантах войти следующие процессуальные документы:

1. Постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище.

2. Судебное постановление о разрешении производства обыска в жилище.

3. Протокол обыска.

4. Уведомление о производстве обыска.

5. Судебное постановление о проверке законности производства обыска в жилище и др.[3]

Из примеров видно, что задания на подборку могут различаться как минимум:

♦ по стадиям уголовного судопроизводства, видам следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и т.д.;

♦ по видам составов преступлений: одна статья УК РФ, группа статей, глава, раздел УК РФ и т.п.;

♦ по видам преступлений исходя из криминалистических классификаций, например: кражи сотовых телефонов, преступления иностранных граждан или в отношении них, «бытовые» убийства и т.п.;

♦ по количеству типов (наименований) документов в одной подборке (2-5 и более наименований);

♦ по необходимому количеству подборок (собрать 5, 10, 15 подборок и т.д.).

1.2.2. Учебные уголовные дела

Задание на формирование этого типа электронных учебных директорий является более сложным, чем тематические подборки, но особенно интересным для студентов и полезным для целей дальнейшего обучения.

Учебное уголовное дело — это логически и хронологически завершенная совокупность электронных документов, сформированных на основе материалов одного реального уголовного дела. Как и в случае с тематическими подборками, задания на формирование учебных дел могут различаться по объему и степени сложности.

Типы электронных учебных дел:

1. «Краткое учебное дело. Только предварительное расследование»[4];

2. «Краткое учебное дело. Предварительное расследование и судебные стадии»;

3. «Полное учебное дело. Только предварительное расследование»;

4. «Полное учебное дело. Предварительное расследование и судебные стадии».

Критерии «краткое» и «полное» означают, что в первом случае студент получает и обрабатывает только основные, ключевые документы по делу. Какие это материалы? В прилагаемой «Примерной описи материалов дела» (§ 3.3) это только те документы, названия которых выделены жирным. Во втором случае («полное учебное дело») студент представляет электронные документы, перечень которых совпадает или максимально соответствует «Примерной описи».

ВНИМАНИЕ! Задание на представление «полного дела» ни в коем случае не означает необходимость обработки всех документов реального уголовного дела. Это практически невозможно, да и не имеет смысла. Составленная нами «примерная опись» — это тоже выборка. Реальное дело всегда в несколько раз больше и по наименованию и по количеству документов.

1.3. В каких организациях найти реальные уголовные дела и тематические подборки?

Если говорить, например, о формировании учебного электронного дела, то становится очевидным, что для студента наиболее простой по объему и сложности работы будет тип дела № 1 (краткое, только предварительное расследование). Основу для него можно найти практически у любого следователя в компьютере, почти ничего не сканируя (копируя, распознавая) дополнительно[5]. Наиболее сложным по объему работы будет тип дела № 4 (полное, предварительное расследование и судебные стадии). И дело не только в большем количестве и объеме документов.

Проблема в том, что все реальные документы, соответствующие критериям этого типа дела, вряд ли будут находиться в одном месте[6], тем более в наиболее удобном для студента виде — электронном.

Так, у следователя на жестком диске компьютера вероятнее всего будут сохранены только им составленные электронные документы, за исключением рукописных (протоколы допросов, осмотров и др.). Вероятно, это будут документы от постановления о возбуждении дела и принятия его к производству до обвинительного заключения (см. Примерную опись в § 3.3, например, документы под номерами 1, 19, 20 и др.).

Но большая часть документов после передачи дела в суд у следователя ни в каком виде не сохраняется. Рассмотрим вопрос на примере материалов судебных экспертиз и приговора. Следователь назначает экспертизу, а это значит, что копия постановления о ее назначении наверняка хранится у него на компьютере[7]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Организация работы студентов с реальными документами во время прохождения практики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство по поиску, обработке и использованию материалов следственно-судебной практики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Здесь и далее под терминами «студенты», студенты на практике, следует также понимать аспирантов и молодых ученых, занимающихся поиском данных правоприменительной практики.

3

В зависимости от различных обстоятельств по конкретному делу (обыск с санкции суда; без санкции в условиях, не терпящих отлагательств, и т.п.) в материалах дела некоторые типы перечисленных документов могут быть, а могут и не быть (см. гл. 25 УПК РФ).

4

Здесь имеются в виду в том числе варианты подборок на основе прекращенных и приостановленных производством уголовных дел, «отказных» материалов и других производств. Часто такие подборки могут оказаться не менее интересными, чем дела, направленные в суд. Примеры таких заданий смотрите в гл.6.

5

Исключением может быть, например, протокол осмотра места происшествия, поскольку он обычно составляется от руки.

6

Исключения составляют только архивы судов, где хранятся полностью завершившиеся (оконченные) производством уголовные дела, по которым принято окончательное судебное решение вступившее в законную силу. Но в этом там есть свои трудности. См. далее.

7

Хотя иногда экспертизы назначаются «от руки». Например, на месте происшествия — убийства — следователь письменно «набросал» стандартные вопросы на бланк постановления и отправил его вместе с трупом и вещественными доказательствами в бюро СМЭ. Электронной копии постановления о назначении просто не было.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я