Счастье ведьм

Ю Же

Книга о женщинах-матерях, их развитии от рождения до ухода. О труде и счастье быть женщиной и матерью. О грустных отклонениях от счастья, которые можно поправить. И, конечно, о магии.В книге использован личный опыт автора (многодетной мамы и бабушки), а также материалы многолетней работы аналитическим психологом в пространстве К. Г. Юнга.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастье ведьм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. О чем эта книга, и кто такие ведьмы

Ведьма, веста, фея…

Переписка на сайте PSYSOVET2

Алина, 19лет:

«Я не знаю почему, но не так давно всё, что мне снилось в 7—8 лет, начинает происходить. Например, сегодня мы сидели с подругой в её новом доме, я даже не знала, что она вообще переедет, она разговаривает по телефону, и я вспоминаю эту картину в своём сне, всё в точь-в точь. Это вообще нормально, это не первый раз такое, мне становится уже страшно от этого?»

Ю Же:

«Уважаемая Алина. Такое бывает. И довольно нередко. И всегда бывало. Только поскольку людям не понятно было, как это происходит, подобное считалось ненормальным, пугало. Ведь грозы или лифта тоже боимся… Время не линейно, человеческий мозг способен ко многим „странным“ фокусам. Вопрос в том, как Вы хотите к этому относиться. Пугаться? Удивляться? Привыкнуть? Развивать?»

Ко мне довольно часто обращаются с вопросами про вещие сны, ясновидение, разные магические способности, прошлые жизни… То есть про то, как жить с этим или наоборот — без этого. В случаях подобных приведённому, это так сказать первый зов.

Большинство маленьких девочек обладают экстрасенсорными способностями, ясновидением, способностями к синхронии с миром, то есть магии. Недаром в сказках именно они часто встречают волшебников и побеждают инициирующую Бабу Ягу.

Однако, под давлением общего социального разума мы расстаёмся с мистическим соучастием* (*Сноска: Мистическое соучастие — термин, используемый юнгианцами, в частности Э. Нойманом, заимствованный из антропологии (Леви-Брюль). Им обозначается ранняя форма развития человеческого сознания в филогенезе и онтогенезе (социального и личного)), «лишними» способностями и чувствительностью, чтобы «развиваться в пределах нормы», это залог выживания в социуме.

Но «зов глубин», зазеркалья, зов звёзд, зов из-за стены (называйте, как хотите) частенько повторяется. То есть для кого-то это ощущается как зов, а кто-то изредка ловит сны, сигналы, спотыкается обо что-то прилетающее оттуда.

«Зов глубин» — термин, часто используемый Юнгом и юнгианцами. Я его недолюбливаю, потому как это зов Природы скорее, Земли или Вселенной, он, конечно, может ощущаться печёнкой, но никак не из тела исходит. Это зов издалека, зов тонких вибраций. Тело — антенна.

Давайте договариваться о словах.

Веста — будущая, потенциальная ведьма. Та, что слышит зов, видит сны, но пока не…. Веста может не стать ведьмой, а стать феей.

Девочка, девушка обладает почти всегда неким потенциалом, как и запасом яйцеклеток, однако, это лишь потенциал.

Ведьма — ведающая мать, ведь-ма, женщина, рожавшая и растившая детей, живущая в двух мирах/реальностях (иногда и больше).

Потому «ведьмак»3 для меня — нонсенс.

Ведьма — женщина с экстрасенсорными (ничего кроме того, что содержит слово) и магическими способностями большими, чем у средней по популяции нормы. Причем экстрасенсорика включает в себя не только повышенную чувствительность кожей и другими органами тела, но и чувствительность эмоциональную, интуитивную….

Точнее будет сказать так: ведьмы — женщины с экстрасенсорикой и экстраинтуицией, ясночувствованием и ясновидением, а также с большой волей.

Фея — тоже, но без детей. Я пользуюсь этим словом, возможно, дальше вы поймёте почему. Можно, конечно, говорить «колдунья». Но это скорее про способность к некоторым манипуляциям, которые, в общем, доступны разным категориям при некотором обучении (мужчинам и женщинам разного возраста). А я сейчас про некие роли в мире, в социуме, так сказать, суперпозиции.

Нерожавшая женщина — не ведьма (в моем представлении). Прошу понять, это не оскорбление и люстрация, это объяснение разграничения понятий: есть мужчины и женщины, собаки и кошки. Любой может овладеть искусством колдовства или даже алхимии. Но ведьма — это биологическая, социальная, душевная и духовная роль обретаемая через материнство.

Две книги: Людмила Улицкая «Медея и её дети» и Вирджиния Вульф «На маяк». Я в любом случае очень хотела бы, чтобы Вы их прочли обе. Но особенно для того, чтобы поняли моё представление о ведьмах и феях. Миссис Рэмзи у Вульф — зрелая ведьма-матрона. Её невозможно полностью передать изнутри, по крайней мере, Вирджинии это не удалось (и вряд ли удастся мне), но хорошо переданы блики её жизни в мелькании мыслей и дел, отражениях в других, том пространстве, которое она создала, в котором властвует. Когда мой первый редактор говорила мне об отсутствии логики в тексте, мне хотелось адресовать её к Вирджинии Вульф, да и просто кричать: в материнстве, в нормально-здоровой многодетности нет логики. Она есть в страхах и ограничениях. Жизнь, материнство — нелогичны.* (Сноска: Вот уже в процессе редактуры, мой седьмой сын в подростковом кризисе в ответ на мою воспитательную инсинуацию вопрошает: «если я такой м..к, то зачем ты вообще со мной возишься, кормишь…?!». Ох, сколько раз я слышала это…. Привычно отвечаю: «у матери нет логики». Хотя, я очень успешно могу её подвести.))

Медея Улицкой тоже не очень логична. Она следует за жизнью. Вот! Может тут ключ? Ведьма создает жизнь. Фея — следует за ней (подобно алхимику-мужчине). Медея Улицкой — состарившаяся фея, прожившая яркую сильную жизнь в заботе о мире, самых разных женщинах-сестрах и их детях. Она тоже владеет магией, но совсем по-другому. Это альтернативный сценарий древнегреческой Медеи, которая будет у нас в книге.

Нерожавшая или малодетная, одинокая женщина не может быть ведьмой. Колдуньей, пифией, феей — да, но не ведьмой.

Пифия — женщина, чаще девушка, девственная, у которой заблокирована возможность проявлять земную человеческую любовь, и это компенсируется мощным контактом с мирами богов, духов, коллективного бессознательного. Именно они часто живут и страдают с комплексом Кассандры.

Колдунья — это профессиональное (или любительское). Наличие навыка способности делать в мире неестественные вещи и события.

И те и другие остаются за рамками этой книги. Фей же я буду упоминать периодически. Очень надеюсь никого не обидеть, но книга не о них.* (*Сноска: Очень хотелось бы, чтобы читатель понимал, что если я пишу, что люблю ведьм, то это не значит, что я не люблю всех остальных. Если я пишу: «ведьма может…» или «ведьме полезно…», то это не значит, что другие не могут или им не полезно. Книга о ведьмах)

У феи жизнь земная не проявлена детьми, грудь не познала молока… Заложенная природой потребность заботиться, заблокированная по какой-то причине, реализуется порой разными идеями по переустройству мира а-ля Снежная Королева и т.п.. Такие женщины с трудом удерживаются на здоровой стороне приграничья, больше времени проводят за. Им довольно трудно быть в доброте и позитиве. Но, конечно, можно. (Надеюсь, Вы ещё не швырнули книгу в костёр негодования).

Если это получается, если побеждает юмор, любовь, реальная простая забота (о потерянных детях, например, или животных, растениях) ритуалы и белая магия — получаются добрые феи.

Таким образом, у женщины, выбирающей согласиться со своими силами, множество путей, но ей важно выбирать светлую сторону и искать свой вариант соприкосновения с миром людей.

Эвоневроз

Эволюция — моё любимое слово (после любви). Невроз — расстройство, раздражение психики в пределах здоровой нормы.

Эвоневроз (термин мой) — невроз, связанный с неразрешимым эволюционным вопросом.

Его (вопроса) неотступным требованием чего-то в каждой клетке нашего тела и частице души и невозможностью его обозначить, определить и ответить в узких рамках времени жизни.

Нас долго учили, что эволюция — это прошедший уже процесс, она вечно где-то сзади, а основной механизм её — приспособление к изменяющимся условиям среды.

Лишь недавно стало понятно: первое, что среда — не нечто отдельное и тем более не внешнее; и второе, что приспособление может (или должно?) опережать изменения среды. Тогда я задумалась над приспособлением к будущему. Конечно, я не первая. Науку всегда опережает йога и искусство.* (*Сноска: Это происходит по той причине, что йога и другая религиозная философия используют прямое знание, интуицию. Ей же пользуются и художники (писатели и др.). Науке же нужна опытная и доказательная база, парадигма, которую очень небыстро менять.)

Сейчас уже информационное пространство наполнено исследованиями способностей мозга, описаниями теории струн, голографической вселенной, квантового сознания и т.п.. Это уже не фантастика: искривления пространства и времени, зеркальные нейроны, ноосфера, квантовые скачки…

Наш «непомерно разросшийся мозг» в своём развитии дошёл уже до возможностей, его же очень пугающих.

Наше сознание безгранично и могуче, а вот осознание — коридор реальности, который мы можем охватить разумом, не подвергая его разрушению, имеет границы разной плотности у разных людей.* (*Сноска: Мой первый мудрый редактор — Ирина Борисюк — спросила в этом месте, спорю ли я с Юнгом, который писал о сознании, как об «узком луче». Вероятно, нужно пояснить. Да, термин сознание используется многовариантно. Это не научно-философская книга и в её рамках я не буду отстаивать свои мировоззренческие позиции по законам научного жанра. Я лишь делюсь с читателем своим языком. С учетом множественности переводов и «что писал Юнг» тоже ставлю под сомнение. Предполагаю, что он говорил о том, что правильнее называть личное, используемое сознание. Моя картинка мира такова. Сознание мощно и безгранично. Личное сознание — да, луч света, направляемый разумом и ограниченный его мощностью — я называю «осознание». И да, глагол тут намного уместнее существительного).

Однако, в сознании многих из нас пылает на костре собственный Джордано Бруно со связанными переломанными руками, зашитыми губами. Нам страшно, мы не хотим сгореть вместе с ним, но мне жарить лепёшки на этом огне — тяжело.

Современные Жюли Верны и Артуры Кларки фантазируют не о технике будущего, а о мутациях. Даже о прилёте инопланетян мы стали размышлять как о шансе развития способностей (см. чудесные фильмы «Прибытие» 2016, «Интерстеллар» 2014). Однако, большая часть фантазий продолжает содержать в себе некоторую отгороженность, обособленность: есть некие Люди-Х, отдельные особи, кем-то укушенные, облученные или обученные…

Мутанты — пока слово ругательно-пугательное. Хотя многие, как и я, задумываются…

Меня очень порадовало у Дмитрия Глуховского в «Метро 2033» важное сомнение о том, кто прав: те, что умудряются оставаться людьми, или мутанты, те, что соответствуют изменившемуся миру. Об этом пишут и Дэн Браун, и Юваль Харари, но всё это как-то участками и урывками.

Мутанты были всегда. Всегда пугали большинство. При том, что процесс трансмутации и обновления клеток идёт непрерывно и постоянно, мы удивительно изощренно пытаемся его не принимать. Интересна роль женщин тут, как хранительниц генофонда и жизни.

Сейчас эволюция сознания и разума стала близкой и очевидной.

Ирвин Ялом хорошо сказал: «Люди — единственные существа, для которых их собственное существование является проблемой»

Возможно, и не единственные, но от этого не легче.

И чем дальше конкретный человек продвинулся в эволюционном развитии (оно обычно очень случайно), тем большей проблемой для него может быть его собственное существование.

Теперь мы уже способны понимать, что время и пространство, которые мы обживаем, столь малы, столь ничтожны по сравнению с тем, что существует в микро и макро-космосах, что страх сковывает.

Боясь разрушения, сумасшествия, мы выстраиваем границы между реальностью жизни и реальностью знания, возможности. Одни «не знают», другие «знают, но».

От эволюционного страха, следующего за эволюционным требовательным вопросом, мы всегда защищались нормопатией.

Сейчас прямо таки пандемия нормопатии. Прописаны допущенные нормы почти ко всем сферам человеческого существования от состава крови и мест обитания, до интеллекта и отношений любви. «Нормально» — характеристика, подменяющая огромный спектр бытия для людей всех поколений. И популярность попытки спрятаться за столь эфемерную стенку лишь подтверждает широкое наступление эвоневроза.

По моему мнению, эвоневроз — самое распространённое расстройство психики у современного цивилизованного человека.

«Это такая же агония, как и бессонная ночь, исполнять возвышенное из здесь и сейчас, а именно другое и противоположное в самом себе. Это подкрадывается незаметно, как лихорадка, как ядовитый туман. И когда ваши чувства возбуждены и наиболее расширены, демоническое приходит как что-то настолько безвкусное и изношенное, настолько мягкое и несвежее, что вы заболеваете от этого…» (К. Г. Юнг. Красная Книга)

«Таким образом путь освобождает вас. Вы не можете быть одновременно на горе и в долине, но ваш путь ведёт вас с горы в долину и из долины на гору. Многое начинается забавно и приводит в темноту». (там же)

Допущенные нормы, как колдовской меловой круг, как будто защищают людей от монстров эволюции. Это одновременно и меловой круг, и Стена. Это граница.

На границе живут стражники, они работают ими, пока могут уверенно удерживать одну сторону. Это наши учёные, врачи, педагоги, психиатры, конечно. «Скажите, я нормальный?!» — «Да, Вы просто упали со Стены, дайте руку, мы Вас перетянем обратно, отмоем, сделаем прививки».

Ещё на границе живут сталкеры (стокеры): разведчики, неугомонные исследователи. Они ходят и ходят. Они умеют «кидать гайки», «приносить артефакты», они приоткрывают возможности. Их боятся, уважают, пытаются использовать.* (*Сноска: обо всех будет подробнее дальше. Пока только обозначение тем и краткий обзор). Иногда сталкеры встречают ведьм.

У стены ещё есть жители. И если стражники пытаются охранять стену от разрушения и проникновения через неё. То те, кто живёт под стеной — лишь присматривают, латают, помогают путникам с обеих сторон. Чем помогают? Огоньком в окне, крышей, под которой можно согреться и передохнуть, ворчливым откровением, что ты не первая (первый), ну может парой подсказок, сухими носками, куском хлеба…

Стена — это не обязательно как в «Игре престолов» — мощное рукотворное сооружение. Порой это край леса или окружная автодорога, граница государства или того купола (как у Замятина, Стругацких и иже), который воздвигает социум.

Помните фильм «Звёздная пыль»* (* «Звездная пыль» 2007г США, Великобритания по книге Нила Геймана) — там стену-границу охранял Старик. Наш главный пограничный житель — Баба Яга.

Ведьмы живут с двух сторон Стены. Одновременно. Это мучает и разрывает. Зовут, ждут и там, и там. Надо успевать. Самое мучительное — переход.

Ведьмы — одна из наиболее подверженных эвоневрозу групп людей. Именно из-за своей экстрасенсорики, ведьмы часто выходят в пограничное состояние, а порой и переходят на психотическую сторону.

Как аналитический психолог я исследую и стараюсь помогать людям с эвоневрозом, как Баба Яга — часто встречаю запутавшихся ведьм. О том и собираюсь поделиться дальше.

Ведьмы очень крепко связаны с эволюцией. То есть, конечно, каждое существо на земле с ней связано, ибо находится внутри этого главного процесса жизни. Но ведьмы как будто больше. Жизнь и эволюция течет через них так активно, что эвоневроз для них, как анемия — почти само-собой…

Эвоневроз женщин-ведьм чаще всего проявляется тремя проблемами.

Первая — «Комплекс Кассандры» — неприятие окружением, не возможность быть услышанной и понятой, реализованной, ощущение бессмысленности своих способностей и охваченность ими. Современная Кассандра рискует всё-также быть разорванной толпой или принесённой в жертву.

Вторая проблема — множественная соматика — тело женщины не справляется с нагрузкой сверхчувствительности, не текущей потоком, а вбираемой информацией. Из нашего языка и сознания ушло слово и понятие «воля» — полезное, текучее. Маленькое тело и разум бесконечно травмируются о жесткое: контроль и ответственность.

Третья беда — одиночество и страхи.

Одно из ключевых слов для меня в работе с эвоневрозом — масштаб. Первое в теме масштаба — осознать, освоить…

…сначала бескрайнюю безграничность хаоса, Вселенной, невероятность пустоты и скорости…

…затем сгущение коллективного сознания (ноосферы).

…потом концентрированность личного сознания/осознавания, разума. Аналогично и с душой.

Пора бы забыть про «внутренний мир души». Наш внутренний мир — мир микробов-симбионтов нашего тела. Душа же — значительно больше тела и внутри него она — лишь в малой своей части.

Важно выстроить, организовать максимально здоровую жизнь на разных размерностях бытия, без инфляции расширения (когда «разносит») и попыток наоборот — зажать, впихнуть в обыденность.

Основа психологической работы с эвоневрозом ведьм — помощь в выстраивании и укреплении оси Эго-Самость.

Юнгиански выражаясь: ось Эго-Самость — основа здорового выживания и развития человека, тем более — ведьмы. Это не что-то соединяющее Эго и Самость, как отдельные архетипы или базовые комплексы. И не шест для душевного стриптиза, не вавилонская башня поиска понимания. Можно с натягом сравнить её с деревом жизни, которое питается и корнями, и кроной, и стволом впитывая солнце и дождь. Это пространство, где Эго и Самость соединяются, сливаясь как два базовых потока, примерно, как спинной мозг и сушумна.

Ось Эго-Самость — это шкала масштаба жизни.

Самость — важнейший экзистенциальный комплекс нашей души, максимально широкий, комплекс личных смыслов, пути, даймона, ожиданий Вселенной. Благодаря К. Г. Юнгу Самость стала архетипом. Её реализация — основный смысл и счастье.

Эго — базовый, структурообразующий онтологический архетип-комплекс, спинной хребет и оба мозга психики. Эго подобно антенне вбирает мощь Самости, запуская и поддерживая здоровую активную деятельность и сохраняя структуру личности. Можно сравнить Эго с руслом и самим потоком, организующим воду Самости.

Хорошо функционирующая ось Эго-Самость позволяет не обесценивать интуицию, силу мечты и молитвы, способность к магии, ясночувствованию, не отмахиваться, не закрываться.

С другой стороны, важно и здоровое заземление. Ведь неграмотное обращение с великими силами грозит инфляцией, безумными полётами на мётлах, разрушительными шабашами, безумными плясками, ураганами. Ведьмы, объединяющиеся для бессмысленных плясок-гулянок безобразны и вредны.

Но и одной страшно.

В сложностях эвоневроза, в отчаянных криках: «Кто я?! Зачем я?! Почему эта мука?», в тесноте отношений, семьи, дел, текущих забот, сущность ведьмы бьётся, страдает, калечит сама себя.

«Белая, искристая, тихая и чистая, пассивная и агрессивная в своём единственном пороке. Прибегает ко всем средствам, чтобы унять свою злость. Огибает, роет, размывает, фильтрует. По своей сути этот порок сам себя уничтожает, утихает сам по себе, не облачается в какую-то конкретную форму. Усмиряя себя, падает навзничь почти мёртвая, как монахи в своих молитвах… Можно сказать, что Вода сумасшедшая, потому что у неё истерическая потребность подчиняться только себе. Такова её идея фикс…» Франсис Пунш цитата из фильма «Картахена» 2007г)

Вот пример водной стихии без здоровых берегов Эго.4

Эвоневроз в крайних своих пограничных проявлениях мешает ведьме быть счастливой. А счастье — суть и главный смысл жизни ведьмы. И эвоневроз также — и путь счастья. Важно не забывать об этом, позволять и помогать этому быть.

Проявленность

Мудрая ведьма заземлена. Она умеет вырастить яблочко, смотать верный клубочек. Она может подсказать и промолчать. Её магия — в земном труде. Путь магии — внимательность, сосредоточенность, дело, творчество, ритуал. Сосредоточенность — очень важно — означает способность собирать в срединную точку луча, огромного света Самости в луч Эго, и собранное заботливо сохранять и развивать.

Знаете, как выглядит успешная ведьма начала 21 века в быту? Дом, скотина, которая плодится и размножается (или/и бизнес/преподавание/работа), детей 3—8, Она водит машину, она шьёт, танцует, учится, играет на гитаре или фортепьяно, печёт хлеба и торты, устраивает фантастические праздники, она ездит на лошади, рисует картины, в курсе событий в мире… И ещё читает детям перед сном. К тому же она хороша в сексе. В качестве комплимента она постоянно слышит одно: «как ты успеваешь?». Частые гости у неё — хроническая усталость и одиночество. Оба они (усталость и одиночество) могут быть как приятными, так и неприятными. Усталость бывает радостной, вечерней или тотальной до износа. Одиночество — от редкого приятного уединения, до потери себя в неразделенности и невозможности отразиться хоть в ком-то.

Больное место часто — муж. Он или держится рядом с трудом, страдая и постоянно оттягивая энергию, даже если сильный, заботливый и опорный, или уходит злой, обиженный, оставляя ей одиночество и мутное чувство непонятной вины.

В терапии вышеописанных острых состояний я использую русскую сказку «Царевна-Лягушка». Давайте припомним? Она ещё много раз встретится в этой книге.

У Василисы некое тёмное прошлое, которое мы узнаём кратко с её слов. Лично у меня есть некоторое мнение, что всё очень не просто было в их неудачных отношениях с Кощеем. Но как бы там ни было, она из-за них из отцовского дома попадает в болото. В болото. И выглядит не очень. И тут к ней сначала стрела падает, а потом и Иван-Царевич является. Инфантильный такой герой. Младший в отцовском доме, получивший «свободу выбора», когда и мысли нет воспротивиться нелепой идее стрелять в небо и жениться потом… (всё это как приключение).

Для Лягушки Иван — герой-избавитель. А что, есть выбор? Опять же, доделаем, дорастим…

Дальше как-то они уже вместе живут. Поженились тихо-незаметно. Сказка, предвидящая будущее. Уже не сказка. Живут вместе. И начинаются испытания. Устраивает их царь-отец или попускает только, не суть. А только Герой день за днём приходит домой, повесив голову под гнётом нерешаемых задач.

А наша ведьма-Василиса, молодая жена, она всё может. Она прокормит семью, спасёт мужа и пожалеет, всех удовлетворит, да ещё и удивит мастерством и красотой.

«Ага! — смекает тут Иван-Царевич, — значит, может! Так и нечего… Пусть всегда…». И тут-то и кризис. Хочет жена-ведьма спрятаться обратно в лягушачью кожу — ан-нет. «Пеки милая, пляши, тки… А я, а что я?!»… И сносит ведьму в тёмное прошлое, в кощеево царство к мёртвому Анимусу вместо сильного.5 И как бы не билась, не рвалась она, не может помочь своему герою, ни подсказок дать, ни за руку привести… Если любит и волей богат — сможет взять ресурсы у Бабы Яги, у природных сил, пройти путь и обрести обновленный союз. Символическая игла жизни-смерти Кощея часто проявляется в жизни семейных пар. После отчуждения, усилий, отчаяния, поисков, ожидания… Что-то очень твёрдое и тонкое ломается (часто про лёд говорят) и отпускает слёзы, чувства и новую жизнь.

Как будет дальше жить Иван с Василисой? Надеюсь — внимательно.

Очень немногие мужчины справляются с тем, чтобы быть мужем ведьмы. Когда-нибудь напишу им памятник. Знаю нескольких воистину великих. Попробовала даже спросить их: «Каково это — быть мужем ведьмы? Поможете?». Мужья отшутились. Да, конечно, кто ж расскажет такие секреты! Думаю, это искусство, мастерство сапёров, физиков ядерщиков, испытателей сверхзвуковых…

Филипп Перхов — муж великой Катерины Перховой подарил такое: «ведьма — для меня что-то местечковое, моя — скорее йогиня… Боготворить, а как ещё?». Да, в устах буддиста-йога слово «боготворить» звучит вполне конкретно, по-рабочему: творить бога, божественное, вместе.

Могу сказать очевидное. Муж ведьмы — тот, кто принимает, частично понимает, поддерживает, защищает. Защищать ведьму нужно в первую очередь от дураков. Ибо ведьма может бороться с врагом, но против порывов глупого сердца бессильна, поэтому рьяные чиновники, злые дети, активные глупые люди очень опасны для неё. Порой приходится спасать ведьму и от сил, которые больше неё (Кощей), особенно связанных с прошлым.

Муж, справляющийся с задачей внимательной заботы, умеющий и поддержать, и отпустить, ценящий способность жены вести, зная дорогу, получает большие силы и радости благосостояния.

Всё это достигается совместной работой, терпеливыми усилиями, перевязкой ран друг друга. Ведьме хорошо бы потратить часть своей экстрасенсорики на то, чтобы чувствовать лезвие бритвы и пройти по нему. Оно расположено между полной открытостью (показом истинной сущности6) и полным утаиванием («Спи Иван-Царевич, утро вечера мудренее»). Сила семьи тренируется как любая мышца — настойчиво и постепенно.

Не будем забывать, что кроме мужа у ведьмы, как и у любой другой женщины, есть Анимус. С ним тоже всё довольно интересно, потом расскажу.

Может ли ведьма быть «нормальной»?7

Отвечаю — скорее всего, нет — потому что вопрос этот конгруэнтен для меня вопросу «может ли нервная клетка стать жировой или мышечной?». Думаю, может быть, иногда… Или прикинуться… Здесь и подсказка одного из путей ослабления остроты эвоневроза.

Помнить, что мы нечто вроде клеток пока неподвластного пониманию организма Земли или биосферы, или Вселенной. Клетки отличные от других могут выполнять очень важные функции, как постоянные, так и случайно-мутационные. А если они начинают упорствовать в противодействии организму, да ещё и объединяются, мы называем это — злокачественные образования. Из этого проистекает небольшая подсказка на сакраментальное «как жить?» — быть здоровой (в самых разных аспектах и смыслах).

Для здоровья жизни важен хороший контакт с её элементами, с тем, из чего сложена наша планета, биосфера, частью чего мы являемся и телом, и душой.

Сверхспособности

Чувства, ощущения, мышление, интуиция, воля

Мой учитель Карл Густав Юнг обозначил четыре основные функции психики, её способа функционирования и контакта с миром. Чувства, ощущения, мышление, интуиция. У людей они обычно развиты неравномерно, какие-то ведущие, какие-то теневые.

Волю к этой модели добавили мы с Оксаной Лавровой, потому как нельзя без неё. Такая же важная онтологическая составляющая бытия человека.

В общем дискурсе у нас принято понятие экстрасенс, предполагающее по этимологии сверх развитые способности к ощущениям. С другой стороны, как раз про ощущения принято говорить «чувствовать», «чувствительность». Мышление также смешивается с интуицией.

Полезно различать, чтобы понимать, с чем имеем дело и что можно развивать.

Итак.

Сверхощущение или экстрасенсорика, это способность распознавать тонкие цвета и оттенки запахов и звуков, улавливать тонкие поля, в том числе на большом расстоянии, чуять кожей, волосами, нутром…. Если у женщины (говорят, у блондинок больше) высокая кожная чувствительность и эмоциональность, то это как раз не чувствительность, а экстрасенсорика. Иногда говорят «как без кожи». Хотя, по-моему, кожи тут как раз много, но она тонкая.

Сверхчувствительность. Способность испытывать сильные чувства (страсти) и переживать их. Чувства отличаются от ощущений и эмоций, тем, что они названы и осмыслены. Холодно — ощущение, я замерзла — чувство. Ах! — эмоция, любовь — чувство. Тревога — эмоция, ощущение, страх — чувство. Олеся Бондарева использует чудесное слово Ясночувствование и обучает ему. Это такая концентрированная практическая психология. Много сердца. Много этики.

Интуиция. Тут как-то «сверх» или «экстра» и не добавляется. Она вроде не особо в чести в нашем рациональном мире. Если она есть — то это уже как бы «сверх». Интуиция — это прямое знание. Открытая связь с ноосферой, способность знать (часто говорим «видеть») сквозь время и пространство, без привычной рациональной логики.

Мышление. Это способность к обработке информации, знание, понимание, принятие решений и т. п. алхимия мыслеформ. В современном мне мире именно мышление стало оплотом выживания и развития, ценностью в отношениях и деятельности. Ведьме нужен хороший ум. А ещё лучше — экстразум. Вот задумалась, как объяснить, чтобы не подумали, что это только про многозадачность женской роли (дом, дети, социум, дела…), и соцсеть прислала чудесный текст. Размещу тут полностью, как иллюстрацию. Содержание его нам ещё пригодится в главе про Анимус и мужчину.

Fb. Аня Алашеева

Дарья Кутузова, 2016. Про дискурс рыцарства. Мне прямо звенит сейчас. Сильные часто так боятся чужой слабости — вдруг я им что-то буду должен (а сил не хватит? И я буду слаб?).

А в слабости и уязвимости так естественно бояться чужой силы — вдруг ранят, затопчут, превратят её в насилие (и своей силы — заодно).

А можно обходиться с этим вот так. Не расщепляясь на сильного и слабого. С достоинством. Чествуя ценности друг друга, за которые каждый рубится как может. Не призывать чекать привилегии, а — напоминать про подзабытое рыцарство. Светлая сторона архетипа Героя.

«Думаю две мысли сразу:

Майкл Уайт «втащил» в сферу терапии и социальной работы слово honour, и именно как глагол. Причем глагол действия, в активном залоге. Как существительное — это «честь», «почет», может быть; как глагол это слово чаще употребляется в общепринятом языке в пассивном залоге, «I am honoured to be…» — «для меня большая честь…» — и это конструкция, употребляемая в очень формальных, церемониальных ситуациях. Или с иронией, которую тем, кто способен ее воспринимать, слышно за километр. А Майкл Уайт употреблял это слово — «чтить», «воздавать почет» — по отношению к мечтам, ценностям, умениям, усилиям другого человека. Это позиция помогающего практика по отношению к тем, кто обращается за помощью. Получалось такое внесение церемониального в повседневное. И, по моим ощущениям, это был дискурс рыцарства.

Потому что еще одно слово, которое он часто употреблял, описывая позицию помогающего практика, это слово «champion» — и не в современном его значении «победителя в состязании». Это слово изначально тоже идет из рыцарского дискурса и означает «рыцаря-защитника», того, кто будет биться за человека, который сам биться за себя не может. У нас есть привилегии — образование, здоровье, финансовые средства, многое другое. И эту привилегированность мы можем использовать, как рыцарь — коня, доспехи и оружие.

Вторая мысль в связи с этой — про ежедневный активизм. Идея в той формулировке, в какой она мне известна, пришла в голову другому Майклу, Майклу Нортону. Она проста: больших изменений можно достичь, если будут суммироваться и приумножаться систематические малые действия множества людей. Нортон любит задавать людям вопрос: «Если бы вы могли убедить миллион человек совершать какое-то малое полезное действие, что бы это было за действие?»

Я продолжаю думать в сторону того, о чем писала вчера: что у некоторых людей иногда вообще нет ресурса поддерживать отношения с друзьями, и социальные связи ослабевают, человек проваливается сквозь ячейки сети отношений и пропадает без вести. Иногда — в буквальном смысле. И сегодня, если бы я могла убедить миллион человек регулярно совершать какое-то маленькое полезное действие, я бы постаралась их убедить просматривать свой список друзей и находить тех, от кого давно ничего не было слышно. И писать им коротенькое теплое письмо….» (https://dariakutuzova.wordpress.com/2016/08/26/дискурс-рыцарства-в-нарративной-прак/)

Простите за эту большую и двойную цитату, но она только целиком передаёт то, что хочется сказать о мышлении ведьм.

«Мы настроены на действие, а не на размышление, поэтому наша жизнь, как правило слепа по отношению к самой себе» (Умберто Р. Матурана и Франико Х. Варела «Дерево познания»)

Нашу цивилизованную западную культуру мышления сделали греки, презиравшие ручной и домашний труд, надолго оторвав знания и мышления от непосредственного опыта, создав касту «специалистов» и «мыслителей». Женский Анимус, за которым — Логос, часто бьётся в плену рамок, становится истеричным и агрессивным, не находя выхода своей силе. К счастью, всё довольно быстро меняется.

Да, думающая женщина по-прежнему является страшной. Но ведьмам с этим приходится иметь дело.

«Агнесса была худшим из всех пророков, потому что всегда оказывалась права. Она написала «Превосходные и Недвусмысленные Пророчества Агнессы Псих, Ведьмы» и «Дальнейшие Превосходные да Недвусмысленные Пророчества Агнессы Псих, Касаемо Мира Грядущего», чтобы позаботиться о своих потомках после своей смерти. Предсказав собственную смерть от рук разъярённой толпы, Агнесса сама взошла на погребальный костер и взорвала всю деревню, тем самым нанеся Армии ведьмоловов непоправимый урон («Благи́е зна́мения» (англ. Good Omen) Терри Пратчетт и Нил Гейман)

Хвала нам, мы чтим мыслящих женщин, я хочу здесь упомянуть с земным поклоном двух: Марию Луизу фон Франц и Оксану Лаврову. Да услышат все их сестры.

Воля. Без неё никак. Это базовая составляющая жизни. Думаю, именно она отличает живое от неживого. У воли две главные характеристики: свобода и сила. Для хорошей жизни и магии ведьме необходима очень свободная и очень сильная воля.

Экстрасенсорика хорошо может проявляться и развиваться в детстве. Иногда она врожденная, иногда появляется, к сожалению, чаще всего в результате травмирующих событий. Её также можно развивать. Например, методами Бронникова или тренируясь чувствовать воду, цвета и т. п.

Для девочки это может быть хорошей игрой-развитием. Конечно, важно, чтобы она жила при этом в комфортной безопасной обстановке. Под безопасностью я тут подразумеваю не запертость в клетках и коробках цивилизованного социума с его постоянной угрозой и присутствием насилия, а наоборот природную среду, где и радости, и опасности реальны и доступны для восприятия и развития.

Конечно, с высокой способностью к ощущениям жить бывает непросто…. Как и полезной, так и мешающей она может быть в юности и молодости, когда жизнь часто неустойчива, небезопасна, лишена комфорта. Юность с её проступками и безрассудством, с разгулом телесности требует некой толстокожести. Юность и молодость травматичны, как и время первых родов. Тут может быть полезно снижение сензитивности. Её можно восстановить потом, когда уже привыкнет тело к материнству, загрубеют соски…. Когда надо успевать многое чувствовать кожей, потому что мозга просто не хватит.

Чувствительность — это так называемый эмоциональный интеллект. Он редко бывает врожденным, хотя бывает. Способность испытывать, переживать, понимать, называть, разделять чувства — главное феминное качество. Мы учимся ему всю жизнь. Большинство людей испытывает чувства, но далеко не все владеют ими мастерски. Характеристики чувств, по которым можно судить о способностях, это широта и богатство спектра, сила и ясность, способность к здоровой саморегуляции.

Человеческая воля тем и отличается от воли, например, деревьев, что напрямую связана с мышлением с некоторого этапа развития.

Воля маленькой девочки часто проявляется лишь как своеволие, порой вредность, строптивость, потому как без чувствительности и мышления, связанная лишь с сенсорикой, воля хаотична и часто неэкологична. У юной и молодой ведьмы воля уже может двигать войска и стены, но часто страдает целе-сообразность и искусство владения. Взрослость вся про наработку владения этой великой нашей онтологической силой. Зрелость — время применять и пользоваться разумно и во благо. Потом она слабеет, но сила компенсируется навыком, мастерством и внимательностью.

Элементы/стихии

Вода. Начнем с неё. Тема эта как мировой океан обширна и разнообразна. И я, честно сказать, не хочу сейчас в ней утонуть или уплыть в дальние края. Мы ещё с вами пообщаемся с реками и озёрами, засмотримся на водопады…. О связи женщины с водой очень много известно. Я лишь хочу поставить акцент на том, что важно (без символизма) ведьме, девочке, весте иметь много хорошего, личного контакта с водой.

Конечно, годится и водопроводная… Но ведь все уже знают, что вода вбирает и переносит массу информации. Вода — самая феминная, женская, материнская стихия. С ней очень полезно соприкасаться в природном виде. Лучше всего, конечно, «жить в провинции у моря». Реки, пруды… Всё это наше — девичье, русалочье. Вода восстанавливает, поддерживает, она дружественна. Она же примет в горе. Заболела ведьма — везите на воды. Отчаялась — ищите и берегите у воды.

В психологической работе (думаю не секрет ни для кого) — вода — важнейший символ, символ души. Аналитическая работа в юнгианской традиции — это заплыв, погружение, странствие плаванье. Взаимодействие с водой в снах, метафорах, воображении становится главной подсказкой о качестве контакта с душой и её здоровье.

Но важно не забывать, что символы изначально «прикреплены к чему-то физически-реальному». В цивилизованном нашем обществе они часто становятся симулякрами. Так юнгианцы бесконечно перечитывают «Символы трансформации» Юнга, его труды по алхимии и т. п. И при этом тщательно игнорируют его наставления о пользе самостоятельной жизни, трудам по самообестпечению, непосредственному контакту с водой, огнем, камнями….

В древней китайской традиции, в Книге Перемен, динамическая устойчивость мира держится на балансе Инь и Ян: женских стихий (вода и земля) и мужских (воздух и огонь). И это не отвлеченные категории. А озёра и горы, ветер и костер…. Наша душа и наш путь из тех же элементов.

Вода — это всегда начало. Начало жизни и любого из её циклов. Она же — хранитель и питательная среда. Она соединяет в себе плавную текучесть и проницательность. Путь ведьмы начинается с воды, продолжается и поддерживается водой.

Земля — второй женский элемент, элемент Инь. Тут я опять за движение от символизма к почве, траве, грязи, деревьям… насколько возможно. Ходить босиком по земле — очень сильная вещь, физики уже доказали. («Сказки физиков», 2005г*). (*Была у нас такая чудесная тоненькая книжка, страниц может 30—50. Написанная физиками, объясняла понятным языком открытия Николы Теслы и Порфирия Иванова о том, как вода и земля заряжает клетки энергией, особенно при пешей босой ходьбе, значительно снижая потребность в поглощении пищи желудком. Ищите в сети и читайте). Но только ходить — маловато. Надо взаимо-действовать. Наша воля, по-видимому, имеет природу близкую каким-то образом к земной, и соединение очень питательно.

Ничего более сакраментального нет для нас, чем жизнь, и символ её (один из самых главных) — прорастание семени. Известно, что Герой готов пахать, сеять горстями, воз-делывать, сажать дерево…. Взаимодействовать — женское.

Ведьме нужен или огородик для растений и цветов, чтобы ковыряться, или поле и лес, для сбора трав. Это учит её внимательности, сосредоточенности. Ведьма, которая отгорожена от земли асфальтом, бетоном, пластиком, рвётся работать. Эту тягу, жажду мы объясняем потребностью в деньгах, независимости, реализации… Иногда дефицит элемента земли восполняется готовкой еды. Это одна из самых популярных форм сублимации воли к контакту с землёй.

Для водной ведьминской стихии земля — дно и берега, поддержка и опора. Практики восстановления баланса начинаются обычно темой заземления. (Сейчас часто грущу, когда слышу, как мастера предлагают ученикам «почувствовать опору на землю» в залах для йоги, находящихся на 3—20 этаже, «почувствовать прорастание корней» через десятки бетонных перекрытий и жизни других людей).

Земля — элемент завершения. Всякий цикл заканчивается землёй или плодом. В своей жизни ведьма, выходя из воды, уходит в землю. Самые трудные этапы жизни — пустыни, там, где источник воды — лишь её запасы. Это я о том, что элементы/стихии важны не по отдельности, а именно в соединении. В процессе жизни. И лишь в конце мы можем выбрать одно, во что уйти — землю, воду, огонь или воздух.

Воздух. У Олеси Бондаревой есть замечательная практика — АДС (Аутентичное движение соло). Танец и пение — имхо, лучшие варианты контакта ведьмы с воздухом. Полезны также волосы и юбки. Главное — пространство. Удушье — то, на что часто жалуются ведьмы, сжатые городом. «Танцуй, ведьма…». Чтобы не стать русалкой, не утонуть в глубокой магии жизни, ведьме-реке важно ощущать легкость, взаимопроникновение с небом. Брызги, блики, облака, пёрышки. Даже депрессия может быть не тяжёлым омутом или болотиной, а густым туманом.

Воздух — элемент Ян, проводник процессов, символ интуиции, прямого знания, контакта с Космосом.

Огонь — магический помощник, маскулинный символ разума и агрессии. С ним, с его светом, жаром, силой ведьма творит магию хлеба и сыра… Огонь — великая и страшная сила. Верный и опасный соратник и враг.

Почему костёр? Это и пламя страсти, и тот логос-анимус, и сила наших драконов, и самая мужская энергия. Костёр — верная смерть, это вообще символ смерти, огонь — это антижизнь, её самый верный враг-соперник. Дидона и Медея шагают в костёр сами, Агнесса Псих и остальные — попадают в костёр борцов с ведьмами.

Огонь в очаге, в печи, прирученный и служащий — сила и право женщины. Умелое владение разумом, огнём — основа алхимии жизни, символ взрослой реализации.

Воля — пятый элемент. Волю можно наблюдать во всем живом. Ведьма, активна она или пассивна, находясь в контакте с 4 остальными элементами запускает алхимические процессы своей волей. Это может быть волевое усилие, а может быть материнское позволение.

Ещё важный элемент — Время.

Имею ввиду, конечно, не часы и календари (условное время консенсуса), а время жизни (оно — часть элемента земли, но большая, и заслуживает выделения).

Женщина вращает колесо времени. Земля вращает общее время. Мужчина вращает колеса цивилизаций, эволюции…. А колесо жизни людей вращает женщина: смена поколений, рождение, взращивание, смерть.

Всякая ведьма имеет контакт со временем и его нелинейностью.

Мне кажется именно про это мультфильм аниме Хайяо Миядзаки «Ходячий замок Хоула» (2004). Именно это часто становится первым сигналом (вещие сны, воспоминания далёкого прошлого…). Однако, контакт этот обычно воспринимается очень узко или искажённо: перемещаться опять же по шкале, видеть… Порой подправить что-то в детстве… Порой удариться оземь и омолодиться…

Ведьма много ассоциируется со старостью. Это понятно, для достижения совершенства, мастерства нужно с одной стороны много времени, опыта, с другой — много свободы. Старая ведьма — верное сочетание. Это пугает? Миядзяки как раз хорошо очень показал, как истинная ведьма — Зофи проходит инициацию в 18 лет, не просто влюбившись, но и будучи обращённой в старуху. Зофи не пугается своей старости, принимает с удивлением и даже радуется многому. Она не просто выглядит старухой, она принимает эту роль, бродить, прибираться, присматривать за пространством и малышом, и героем, и важно — наладить контакт с огнём в очаге. Мы видим девушку с явной детской травмой. Травмы — вернейший путь в ведьмы, именно через открытые раны души часто обретается экстрасенсорика. Психоанализ может помочь подлатать, зарубцевать. Но что делать с возможностями?

Здесь и помогает Старость, как ресурс.

Чувствуя, понимая нелинейность времени, ведьма может учиться, брать силы и заботу у себя же в зрелости и особенно — в старости.

Кроме того, именно женщина и особенно женщина-ведьма держит в руках нить времени-жизни, именно она может показать прошлое и будущее, замедлить, усыпить на годы, или ускорить. Она дарует, бережет и помогает завершить жизнь.

Ведьма — довольно теневая фигура. То есть это не очень здорОво если ведьма в Персоне. Особенно, если женщина в гуще социума живёт. Какова же персона?

Мне нравится тут слово — Матрона.

Не в том, в каком его узко использует РПЦ, а в изначальном — почтенная свободно-рождённая взрослая женщина, мать, жена.

Всякая женщина, родившая троих и справляющаяся с семьёй, домом, вдруг обнаруживает неадекватные реакции на себя. Как, первый раз удивив, сформулировала моя свекровь: «многодетных все боятся». Можно сказать, что это сила, дающаяся на детей, а может та, о которой пишет Пинкола Кларисса Эстес. Эту ведьминскую силу матрона может вполне использовать во благо семьи, социума, мира, поддержать мужа, ну и собственное достоинство. Чтобы матрона могла проявиться, нам приходится возвращать к изначальным правам на понятия: высокомерие, надменность, достойная женщина, госпожа….

Ведьме нужны: своя молитва, своё пространство, своя одежда, свои ритуалы, свои люди.

Свои люди — это Учитель — тот, кто присмотрит и подскажет, подруги — не те, с которыми безумные шабаши устраивать, а те, которые могут разделить её одиночество.

В отличие от своих, есть близкие люди. Свои редко рядом, близкие — наоборот. Они могут не понимать, но принимают, в том числе принимают и заботу.

Очень важно, чтобы были дети, хорошо, когда девочка хоть одна, и очень хорошо, когда муж.

Чтобы проявляться матроной ведьме нужно пространство, дом, дела, творчество.

«… Вы также опускаетесь в священный поток обычной жизни, где вы больше не одинокий на вершине, но рыба среди рыбы…» (К. Г. Юнг Красная Книга)

Милая ведьма, ты одна единственная. То есть Ты обычно одна, хотя возможно у Тебя живы родители, сёстры и братья, есть муж и дети, друзья и сослуживцы… Но Ты — одна, одиночество — удел. И потому важно чувствовать хоть иногда, что Ты — единственная — часть некоего единства. И не только с великими силами планеты, но и с такими же, как Ты. Мы не можем жить и действовать вместе, сообща (ну разве что изредка только), наше единство в нашем одиночестве тоже.

Когда становится нестерпимо темно и страшно, важно помнить — сёстры есть, много в пространстве и времени, в книгах и сказках, в лесах и городах.

Тебя вечно окружает страх. Будь Ты пифия или гейша, Гестия или Клеопатра, Сарра или Фатима, Мария или Магдалина, Жанна Д’Арк или Мать…

И поэтому тебе нужна сила и мягкость воды, чтобы сохранить себя, прожить достойно, прожить счастливо. Нужна земля, чтобы чувствовать опору, границы, силы. Нужен ветер в волосах, чтобы поддерживать твой танец, и огонь в очаге для домашней магии.

«Эта встреча с Самостью… Приводит к изменению мировоззрения, в результате которого может возникнуть новое ощущение Я. Никто из нас — тех, кому довелось пройти через такие грандиозные изменения, — не сделал этого по доброй воле. Нас притащили туда силой, подгоняя пинками и не обращая внимания на наши стоны, и нет никаких сомнений, что нас притащат туда снова.» (Джеймс Холлис. Грёзы об Эдеме)

Это был краткий обзор тем этой книги. А теперь, если интересно побольше, давайте по порядку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Счастье ведьм предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Многие материалы о ведьмах впервые опубликованы в 2018г. на сайте PSYSOVET в общем разделе «Дары и раны пограничья», начиная с первого — «В пограничье становится шумно или Аналитическая психология ведьм. Часть 1». С этого и началась моя работа над книгой.

3

Да, я знаю, что такой персонаж существует и слово «древнее» и прошло через массу реформ языка…. Я сейчас о своих представлениях и том языке, на котором буду говорить. Тут скорее интуитивная лингвистика, личные этимологические исследования. Есть, например ещё ведунья, колдунья, ведун, колдун. И это совсем другой пласт отношений с реальностью

4

*Далее мы много ещё будем говорить о воде, о её здоровом и не здоровом течении, истощении, бурлении, затоплении. Вода и Душа — сёстры и отражения друг друга.

5

Разъяснения будут в следующих главах.

6

Тут хорошо вспомнить, разные мифологические варианты перевоплощения и развоплощения вест и ведьм. Но мне почему-то больше вспоминается эпизод, как Кришна показывал свой истинный облик. И не только Арджуне на войне, но и матери в детстве.

7

Я использую тут «нормальность» как некий устойчивый мем нашего времени, подразумевающий соответствие некоему воображаемому диапазону, исключающему мутации. Аналогично — «быть как все», «быть проще», «не выделяться».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я