Речевые филворды. В помощь педагогам, логопедам, репетиторам

Ю. В. Махова

Учебное пособие рекомендуется педагогам, которые работают со школьниками, имеющими специфические (дисграфия, дизорфография) и неспецифические (педагогическая запущенность, неадекватные способы обучения) трудности в усвоении грамоты. В методических указаниях даны точные инструкции по ходу проведения занятия. В конце пособия даны ключи, облегчающие подготовку педагога к занятию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевые филворды. В помощь педагогам, логопедам, репетиторам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Методические рекомендации

Общие рекомендации и терминология:

1. Горизонтальные строки мы так и называем «строка» по аналогии со строками в письме и чтении. Говорим ребёнку так: «Сначала ищи слова в строчках слева направо — так, как мы обычно читаем».

2. Вертикальные строки мы называем «столбик», также используя терминологию, хорошо знакомую для ребёнка по письму в столбик. Говорим ребёнку так: «Теперь найди слова в столбиках сверху вниз».

3. Когда ребёнок находит слово, просим его остановиться для обсуждения. Говорим ребёнку так: «Когда найдёшь слово, называй его и обсудим, что интересного в его написании». Мы намеренно не используем выражения «опасные для написания места» или «трудности для написания», создавая более положительную психологическую обстановку.

Ход работы:

Когда ребёнок озвучил найденное слово, обсуждение его написания строится по следующему алгоритму:

Гласные

1. Назови все гласные в этом слове.

2. Сколько слогов в слове? «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

3. Какая из них ударная? Будем её писать так, как слышим, т. к. она стоит в сильной позиции.

4. Какие гласные в этом слове безударные?

5. Хорошо ли мы их слышим? Для этого мы просим ребёнка без зрительной опоры несколько раз сказать слово так, как мы его произносим — «сИ/Естра». Далее следует примерно такой диалог:

• Безударную гласную слышим нечётко.

• В какой части слова стоит эта гласная?

• В корне.

• Безударная гласная находится в корне. Какое правило мы знаем о безударной гласной в корне слова?

Повторяем текст правила. Лучше, если оно не будет перегружено сложными лексико-грамматическими конструкциями, как это бывает в современных учебниках. Предлагайте простой вариант, он легче запомнится ребёнком («чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной»).

Алгоритм «изменения слова»

Предлагаем запомнить 3 способа:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевые филворды. В помощь педагогам, логопедам, репетиторам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я