Имя Твоё… Женщина Подмосковья

Ю. Божьева, 2021

Подмосковье подарило миру много выдающихся женских имен: спортсменка, воспитывающая будущих олимпийских чемпионов, деловая женщина, активно участвующая в социальной жизни своего региона, боевой летчик, молодая активистка, пожарный, актриса, сельский почтальон… Замечательные героини создают и обустраивают мир вокруг себя в гармонии и красоте. Решительные, яркие, талантливые – с каждый днем они доказывают себе и окружающим, что даже самая смелая мечта может стать реальностью, если всем сердцем этого пожелать. Каждая из них прошла удивительный путь, полный испытаний и больших побед. Их истории восхищают и вдохновляют, становясь примером для будущих поколений. Перед вами книга, рассказывающая о женщинах: сильных, мудрых, решительных. Имя им – женщины Подмосковья!

Оглавление

Это счастье — с небом породниться

Марина Лаврентьевна Попович. Авиация — моя жизнь!

Военный летчик-испытатель 1-го класса, полковник ВВС в запасе, автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин Марина Попович — это не просто великая женщина, она без преувеличения — герой нашего времени. Десять мировых рекордов было установлено М. Л. Попович в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей». Первой из женщин-летчиков она преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что в иностранных СМИ ее стали называть «мадам МиГ».

Трудно представить, что Попович могла и не стать летчиком, ведь ей почти отказали в поступлении в авиационное училище. Препятствием к мечте покорить небо стал невысокий рост — 156 сантиметров, но себя она видела только в этой профессии! Марина верила в свой успех и ежедневно проводила тяжелые спортивные тренировки. С помощью сложных приспособлений ее подвешивали вниз головой, она висела на турнике… Итог — подросла до 160 сантиметров! И после поступления в 1948 году в Новосибирский аэроклуб на летное отделение начала летать.

Навсегда ей запомнился первый прыжок: страх, сковывающий тело, пугающая неизвестность и далеко-далеко земля. «Оказывается, приготовиться — это уже на крыло выскочить и встать, — вспоминала Марина Лаврентьевна. — Потом привяжут фал, и тогда ты уже готов к прыжкам. А я крикнула: «Есть!» — и думаю: вот какая молодец — услышала. Но тут по громкому крику командира поняла: что-то не так. Вылезла и на него смотрю. «Пошел!» — и я уже камнем вниз. Прыгнула и тут уже не на шутку перепугалась!» Приземлилась благополучно и почти мгновенно осознала, что снова хочется прыгать. Вспоминался и забавный момент: после прыжка неудержимо тянуло посмотреться в зеркало. «Было интересно, как выгляжу? Вокруг движение, все бегут, а я на время словно выключилась из процесса — в зеркало смотрюсь». А первый полет на самолете По-2 запомнился пронизывающим холодом в открытой кабине, от которого не спасали ни фуфайка, ни шлем, ни валенки.

«После аэроклуба я стала летчиком-спортсменом ДОСААФ, но хотелось учиться дальше, стать профессионалом, военным летчиком. Мне говорили: это не женская профессия! Куда бы ни обращалась — отказы», — рассказывала Марина Лаврентьевна. После войны женщин в военные училища не брали, но и здесь сдаваться было не в характере Марины. Она добилась встречи с Климентом Ефремовичем Ворошиловым — председателем Совета Министров СССР. Для этого специально ездила в Москву, ночевала в одном из парков на скамейке, поскольку не было денег на гостиницу, и в результате попала на прием. Ворошилова тронула мечта девушки, а настойчивость в постановке цели вызвала уважение, и он дал согласие на зачисление в училище.

Марина перечитывала раз за разом резолюцию на заявлении и все еще не верила: «Генерал-майору Герою Советского Союза Каманину Н. П. Прошу в порядке исключения направить в летное училище при необходимых летных данных и здоровье Васильеву М. Л. Маршал СССР К. Е. Ворошилов». С такой рекомендацией она отправилась в Саранское авиационное училище, где уже два месяца шли занятия. Марина не только наверстала упущенное, но закончила обучение с красным дипломом! После окончания ее оставили работать там летчиком-инструктором. Три года спустя она уже летала в Центральном аэроклубе имени B.I I. Чкалова в парадном расчете.

Крылья крепнут в полете

Свою любовь Марина встретила в Новосибирске. Павел Попович был курсантом летного училища и летал на аэродроме в Толмачеве. Общие темы, совпавшие интересы, и вот уже симпатия переросла в большое светлое чувство.

«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал или некогда было, — рассказывала Марина Попович. — На нашем аэродроме росло много ромашек. Я собрала букет из моих любимых цветов и ему подарила. Он был крайне смущен, а потом прижал цветы к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел и космос, взял их с собой».

Расписались Марина и Павел в деревне. «Поклялись, сидя на шпалах: не мешать друг другу летать — и клятву сдержали, хотя порой это было непросто». Будущий космонавт первого, легендарного, «гагаринского» набора уехал в гарнизон Подужемье в Карелии, а его молодая жена — в Саранск. Но там она пробыла недолго: уже ждала ребенка и вскоре отправилась к мужу.

В конце июля 1956 года родилась дочь Наташа. Марина Лаврентьевна окунулась в домашние заботы, но не забывала о своей страсти к небу и полетам. К любимой работе вернулась, как только дочь немного подросла.

Ромашки на краю аэродрома.

Простые и нарядные.

Я снова на Земле, я снова дома.

Мои вы ненаглядные.

А утром, снова уходя в полет.

Возьму вас в небо ясное.

Взгляд на ромашки упадет.

И станет мир прекраснее…

Жажда знании и стремление постигать новое привели Марину к мысли стать летчиком-испытателем. Практические навыки уже были солидными: как инструктор старший лейтенант запаса Попович налетала 530 часов и, кроме того, освоила пять типов самолетов. И все же, чтобы добиться разрешения, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою компетентность. Непростым всякий раз было общение с полковником замначальника ГК НИИ ВВС по летной части Виктором Алексеевичем Ивановым. Герои Советского Союза, летчик-испытатель считал, что женщина не должна осваивать самолеты-истребители, особенно если ее ждет маленькая дочь. Наташа нередко тайком прибегала на аэродром и, повиснув на заборе, подолгу смотрела в небо. Разумеется, это не ускользнуло от внимания Виктора Алексеевича, и он тут же выяснил, чей это ребенок. В конце концов начальник сдался и написал блестящую характеристику, с которой Попович зачислили на летно-испытательную работу.

Марина Лаврентьевна старалась успевать все: общение с детьми порой приходилось совмещать с различными важными делами: младшую дочь Оксану Попович брала с собой в экспедиции, одна из которых была на Памире, когда искали следы йети. После экспедиций Попович возвращалась к основному своему занятию — испытанию самолетов. Работа летчика-испытателя требует исключительной собранности, отличного владения техникой пилотирования, готовности принять правильное решение в любых непредвиденных обстоятельствах. Каждый полет мог стать последним по причине, как принято сейчас говорить, человеческого фактора. Не раз судьба испытывала на прочность. Однажды на взлете у МиГ-21 отказал форсаж двигателя, и самолет загорелся. Высота еще не была набрана, снизилась тяга, истребитель упал. Но повезло, что бак с топливом при падении оторвался, сгорев отдельно. Однако самостоятельно выбраться из горящего самолета не удавалось — заклинило замок кабины. Вовремя подбежавшие летчики разбили стекло фонаря и вытащили Марину. В подобных случаях обычно отстраняют от полетов — такая психологическая травма не проходит бесследно. Но, зная характер Марины, ей доверили самой принимать решение.

В 1965 году Попович проводила испытательный полет на разведчике Як-25РВ. На высоте 17 тысяч метров она, почувствовав признаки кислородного голодания, ввела в действие аварийную кислородную систему, убрала газ, выпустила шасси… и потеряла сознание. Самолет вошел в крутую спираль, из-за перегрузки стали отрываться части крыла. На 8 тысячах летчица пришла в себя и без паники оценила обстановку. Она вывела машину в горизонтальный полет и посадила самолет. Причина отказа кислородной системы была выявлена, и в конструкцию самолета внесли необходимые изменения.

За мужество и умелые действия, проявленные в аварийной ситуации, командование представило полковника Марину Попович к званию Героя Советского Союза.

Но случилось непредвиденное: главнокомандующий ВВС Павел Степанович Кутахов, прочитав представление, возмутился: «Еще не хватало — уже и бабы у нас летают!» — а затем поставил жесткую резолюцию: «Уволить». До пенсии Марине Попович оставалось ровно два месяца!

Два года Попович «жила на земле»: читала лекции о космосе и авиации, проводила встречи со школьниками и студентами… Но хотелось летать, проводить испытания самолетов — и замирать всякий раз после привычного набора высоты…

Однажды ей позвонил генеральный конструктор ОКБ Олег Антонов. Он пригласил работать к себе в бюро, и Марина Лаврентьевна с радостью согласилась.

Марина Лаврентьевна стала работать в гражданской авиации. Первый самолет, который испытывала на новом месте, — Ан-24. Руки помнили все, легко работали с приборами. Вскоре Олег Константинович посоветовал Попович подобрать девушек-авиаторов для полетов на рекорды. Впоследствии женский экипаж под командованием Марины Попович поставит 71 мировой рекорд: ПО высоте, с грузом и без, по дальности, продолжительности и скороподъемности! Советские девушки-летчицы докажут всему миру, что способны на подвиги, которые не под силу многим мужчинам.

Марине Лаврентьевне непросто было совмещать заботу о семье и любимую профессию. Она была благодарна первому мужу за то, что не поставил перед выбором: работа или личная жизнь. В браке с летчиком-космонавтом СССР Павлом Романовичем Поповичем родились две дочери Наташа и Оксана.

В одном из интервью Марина Лаврентьевна поделилась материнским опытом: «Когда дети стали подрастать, я сказала: прочтите десять заповедей. Просто выписала им эти заповеди, известные еще со времен Моисея. И больше ничего. Атеистов среди летчиков нет, не было и не будет. Я, по крайней мере, в жизни не встречала. Это люди с Богом в душе». После расставания с мужем Марина Лаврентьевна с головой ушла в работу, находя в ней и радость, и смысл жизни. Неожиданным подарком судьбы стала новая встреча и любовь. «С Борисом Александровичем Жихоревым мы вместе работали в Тушине. Он был заместителем начальника штаба авиации сухопутных войск. После смерти жены уехал куда-то далеко к родным, его долго не было, а я перешла на другую работу. Потом вернулся в Москву, и мы поженились», — вспоминала Марина Лаврентьевна.

«Никогда не кончатся полеты!»

Марина Лаврентьевна — член Союза писателей России, автор и соавтор четырнадцати книг, в том числе «Я — летчик. Воспоминания и размышления», «Магия неба», «Хождение за два маха» и «Жизнь — вечный взлет», а также сценариев к двум фильмам «Небо со мной» и «Букет фиалок». Все ее творчество пронизано бесконечной любовью к летной профессии, бескрайнему небу и друзьям-летчикам. Попович была частым гостем на радио и телевидения. По словам радиоведущего программы «Ровесники» Вячеслава Кирика, она была замечательным рассказчиком и сразу очаровывала слушателей своим умением общаться: «Марина Лаврентьевна так читала свои стихи, наполненные романтизмом, взглядом женщины-летчика на природу, что мы словно летали вместе с ней и видели землю с большой высоты! А когда она рассказывала о полетах, например, об испытаниях тяжелых бомбардировщиков, у нее загорались глаза!»

«Я постоянно пишу о небе и, конечно, о женщинах-летчиках, — рассказывала Марина Лаврентьевна. — Среди моих книг — «Автограф в небе», «Крылья крепнут в полете», «Сестры Икара» и другие. Рада, что читатели всегда реагируют: получаю много писем, в них — вопросы, пожелания, приглашения на встречи».

Жизнь Марины Попович — пример того, как нужно идти к своей цели и не бояться трудностей. Открывая первый выпуск современных поэтов Подмосковья «Крылья», Марина Лаврентьевна подчеркнула, что профессия летчика-испытателя, космонавта — удел не только умных и крепких телом людей, но и сильных духом, твердых в вере. Чтобы достичь успеха, надо понять, кем ты хочешь стать, и готовиться к этому, постоянно трудиться.

Это счастье — с небом породниться.

Посвятить ему большую жизнь.

Повелителем стальной и грозной птицы

Уходить в заоблачную высь.

Никогда не кончатся высоты.

Если жить и высотой дышать.

Никогда не кончатся полеты.

Если есть крылатая душа!

О. П. Москаленко

Елена Олеговна Серова. Космос покоряется женщинам

Летчик-космонавт. Герой России Елена Серова стала одной из 63 женщин, побывавших на орбите за всю историю покорения космоса.

Космическая экспедиция 2014 года, в которой она приняла участие, прошла без единого замечания. То, на что способен далеко не каждый мужчина, оказалось под силу жительнице Королёва, красавице ростом 162 сантиметра. По этому поводу Клена говорила: «Не взяли в модели, пойду в космонавты, может, там подрасту».

Елена шла к своей мечте с упорством, которому можно позавидовать. Ее дорога в небо началась еще в детстве, когда она наблюдала за полетами в гарнизоне, где служил отец. Поэтому выбор Московского авиационного института был предопределен. Во время учебы в МАИ Лена начала работать техником в НИИ низких температур при институте. После окончания вуза устроилась инженером в ракетно-космическую корпорацию «Энергия», где работал ее будущий супруг, тоже космонавт-испытатель Марк Серов. В 2003-м у них родилась дочь Лена. А когда маленькой Лене не было еще трех — Лену большую приняли в отряд космонавтов.

Она хорошо запомнила тот момент, когда сказала Марку, что написала заявление в отряд космонавтов. Он отреагировал спокойно: «Хорошо, попробуй». И только спустя годы признался, что сам при этом подумал: «Она немного попробует и успокоится». А Елена с самого начала четко понимала, на что соглашается: «Меня ожидала двухгодичная общекосмическая подготовка, сложнейшие госэкзамены и специальные тренировки. Я осознавала, что космос — это риск, что я не буду принадлежать сама себе, что в процессе подготовки буду прыгать с парашютом, выживать в пустыне, в зимнем лесу, вкалывать с утра до вечера, постоянно преодолевая себя». Часы изнуряющих тренировок, тяжелый физический и умственный труд, более 100 экзаменов. Совершенно новым стал для Елены этап парашютной подготовки — до этого у нее не было ни одного прыжка. Со смехом вспоминает, как коллеги практически делали ставки — прыгнет или нет. Конечно, прыгнула.

Дорога к мечте

Тренировка космонавта — это не просто обычный прыжок с парашютом, который может совершить практически каждый относительно здоровый человек. Во время свободного падения нужно пройти специальный тест. На руке закрепляется карточка, а внутри шлема — микрофон. После отделения от самолета испытуемый вскрывает свое задание — на карточке разноцветные наборы цифр, которые нужно произносить в определенном порядке, а параллельно — не забывать контролировать высоту, скорость ветра, положение тела. Потом психологи на земле расшифруют записи и сделают выводы — можно ли пускать человека в космос? Справится ли его мозг в экстремальных условиях?

Елена вспоминает, что были и по-настоящему страшные моменты. Например, однажды парашютистов унесло на военные склады. Ей чудом удалось перемахнуть через колючую проволоку, а парашют потом повис на проводах: «Не буду рассказывать, что испытываешь, когда летишь на электрические провода. Запутаться в них — страшный сон». Кроме того, приходилось проходить курс выживания в экстремальных ситуациях. Например, тренировка в пустыне проходила на Байконуре, где температура на солнце поднимается до +60 °С. За три дня космонавты потеряли по пять килограммов: «Запасов воды — три литра на троих на три дня, примерно 300 миллилитров в день на каждого. Это очень мало. Что должен уметь космонавт? Соорудить убежище из подручных материалов — в твоем распоряжении парашютная ткань, песок, стропы, нож и мачете. Пустыня и такие степные зоны, как на Байконуре, кишат опасными созданиями — скорпионы, змеи. Днем мы должны укрыться от солнца, ночью — защититься от их укусов. И еще нужно по возможности добыть себе воду».

Будущие космонавты не случайно так интенсивно тренируются. Все ситуации, которые могут возникнуть на взлете «Союза», во время пристыковки к МКС, на орбите, в процессе и после посадки спускаемого аппарата, должны быть знакомы и доведены до автоматизма. Елена справилась со всем и получила право отправиться в полет первым бортинженером. Это значит, что, если что-то случится с командиром корабля, его обязанности принимает на себя первый бортинженер. Ответственность колоссальная. Кроме того, Серова постоянно контролировала системы корабля по данным, которые ежеминутно выдавал бортовой компьютер.

«Достичь заветной цели
И на родную Землю
Со стороны взглянуть…»

На Земле полгода — огромный срок. Но на орбите время для Серовой полетело незаметно: «Мы живем по графику, все расписано по секундам. Сон, прием пищи, работа, отдых. На борту МКС мы по очереди провели больше 60 научных экспериментов. Биология, медицина, фармакология, физика, химия, экология — нет такой науки, которую не должен знать космонавт. Изучали свойства плазмы, процессы кристаллизации белков, исследовали Землю, космос, человека». В своей экспедиции Лена стала единственной женщиной среди пяти коллег-мужчин. Поблажек представительнице прекрасного пола никто не делал: «Женщина наравне с мужчиной должна уметь все — нужно быть и сантехником, и электриком, и ученым, и управлять космическим кораблем. Хочешь работать — паши, доказывай. Не можешь — до свидания. Все работы на станции проводят по очереди. Например, туалет обслуживали все». При этом Лена еще умудрялась дважды в день созваниваться с домашними и прямо с орбиты спрашивала мужа, не забыл ли он полить цветы, а дочь — сделала ли она уроки. А иногда — брала в руки камеру и в онлайн-режиме показывала семье планету такой, какой видит ее каждый день. Говорит, хотела поделиться чувством, которое испытала сама, когда впервые выглянула в иллюминатор, и чувство это — ответственность. Земля такая прекрасная и совершенная, что трудно представить, как такой шедевр мог получиться сам собой. И Лене всегда практически по-матерински хотелось ее защитить.

После полета жизнь Серовой вышла на новую ответственную орбиту — уже три года она работает в Государственной думе. Предложению не удивилась — она всегда была активной общественницей: «Это еще с института у меня началось. Меня знал весь Московский авиационный институт, мой родной. И я его обожаю просто!»

Так повелось, что в космонавтике нет случайных людей. Ответственность, физические нагрузки, психологическая выносливость — все как будто через край, почти нереальное, на пределе человеческих возможностей. Когда эта удивительная женщина готовилась к своему полету пять лет назад, журналисты упорно задавали ей «женские» вопросы, например, как она собирается ухаживать в невесомости за своими длинными волосами? Серова только в недоумении пожимала плечами и переадресовывала вопрос коллегам-мужчинам — а вдруг они тоже собираются пользоваться в невесомости косметическими средствами, а их об этом еще никто не спросил?

Для нее всегда было странным, что любую девушку, пришедшую в «мужскую» профессию, подозревают в желании соревноваться с представителями сильного пола. Она никогда и никому ничего не доказывала, разве что себе самой. Просто делала то, что считала нужным и важным, делала так максимально хорошо, как могла. И в результате добилась всего, о чем мечтала. А по-другому летчик-космонавт Елена Серова никогда и не умела.

К. А. Черникова

Галина Андреевна Балашова. Архитектор невесомости

Представьте себе такую картину: учитель в школе задает детям стандартный вопрос:

— Кем вы хотите стать, когда повзрослеете?

— Врачом… Учителем… Президентом… — несется в ответ хор детских голосов.

— Космическим дизайнером, — раздается вдруг среди других ответов. И это не научная фантастика, а вполне реальная перспектива, ставшая возможной благодаря архитектору, художнику-акварелисту Галине Андреевне Балашовой.

В 1963 году в доме Галины Андреевны в подмосковном Калининграде (ныне Королёв) раздался неожиданный телефонный звонок. Звонил Константин Петрович Феоктистов, руководитель проектного отдела ОКБ-1: задача от самого Сергея Павловича Королёва! Нужно спроектировать комнату отдыха, или, как ее впоследствии назвали, — орбитальный (бытовой) отсек космического корабля.

До Королёва мало кому приходило в голову, что космонавты — это прежде всего люди, с элементарными человеческими потребностями. Им тоже необходимы минуты отдыха. Нужна комната, где они могли бы немного расслабиться или хотя бы просто разогнуться!

Буквально за сутки молодая архитектор выполнила эскиз жилого отсека для корабля «Союз». Здесь и стол-сервант, и диван, и туалет… Проект вполне устроил строгого Королева. Единственное, о чем он попросил, — сделать интерьер более современным. 18 февраля 1964 года усовершенствованный проект отсека был окончательно утвержден.

Космический комфорт

В воспоминаниях Галины Андреевны есть замечательные детали. Так, будучи ученицей выдающегося акварелиста XIX века Николая Полянинова и обладая безупречным художественным вкусом, Галина Андреевна не удержалась и добавила в эскиз интерьера жилого отсека висящую «на стене» картину. Однако в середине 50-х годов XX века полным ходом шла так называемая «борьба с излишествами» в проектировании и строительстве. С уже существующих зданий убирались элементы архитектурного декора, а вновь строящиеся должны были служить образцом простоты и строгости форм. Этим не совсем творческим делом занималась и Галина Андреевна. Возможно, картина на стене космического корабля, считавшаяся в то время излишним украшательством, стала для нее проявлением свободы творчества в рамках аскетической программы Хрущева.

Как бы то ни было, проект был утвержден самим Королёвым, о строгости и тяжелом характере которого ходили легенды. И раз на эскизе есть картина, значит, она должна быть в отсеке каждого «Союза»! Акварели для бытовых отсеков Балашова рисовала сама. Девять космических кораблей доставили их прямиком к звездам. Можно сказать, это и была ее первая космическая выставка, навсегда оставшаяся в звездной вечности — при возвращении на Землю ее картины сгорели в плотных слоях атмосферы вместе с бытовыми отсеками.

Другая история, которую с удовольствием рассказывает Галина Андреевна, — история с липучками. Дело в том, что во время работы над созданием интерьеров космического корабля не последнее место отводилось подбору отделочных материалов. Нужно было учитывать множество условий и параметров. Например, отсутствие гравитации и сложность ориентирования. Для этого Галиной Андреевной был представлен проект покрытия условного пола зеленой тканью, имитирующей цвет травы, а условного потолка — светлыми тонами. Еще одним важным вопросом стал вопрос фиксации космонавтов. Чтобы они могли в условиях невесомости «присесть» на тот самый милый диванчик с эскиза Балашовой. Для этого взяли простые липучки — кстати говоря, необыкновенно устойчивое крепление. Настолько устойчивое, что космонавты «выплывали» из брюк, когда вставали с дивана, а брюки так и оставались намертво приклеенными к его поверхности. Галина Андреевна учла и это неудобство, придумав ремни фиксации, похожие на те, что используются в самолетах.

Скромный автор эмблемы «Союз-Аполлон»

После проектирования «Союзов» была программа по разработке лунного орбитального корабля, проектирование орбитальных станций «Салют» и «Мир», участие в создании совместного советско-американского проекта «Союз-Аполлон». Знаменитая эмблема этой программы придумана именно Галиной Андреевной. Оставаясь по сути единственным архитектором и дизайнером в ОКБ-1, Галине Андреевне приходилось выполнять и инженерные расчеты, верно распределять приборы и оборудование, вычислять важнейшие параметры, чтобы не было перекосов и прочих недочетов. Все перечисленные работы были строго «для служебного пользования». Галине Андреевне разрешалось ставить подпись под своими чертежами и эскизами исключительно для применения внутри предприятия.

Говоря о своей многолетней работе в ОКБ-1, Галина Андреевна иронично замечает: «Времени не было совершенно, даже на то, чтобы немного передохнуть за чашкой чая. Если был торт, значит, надо было успеть съесть его за один укус». К тому же в семье молодого архитектора и инженера-физик а (Галина Андреевна вышла замуж за своего одноклассника Юрия Павловича Балашова, который тоже работал в ОКБ-1) подрастала дочь.

Имя Галины Андреевны хорошо известно как в России, так и за рубежом. Выставки ее работ в Бонне и Франкфурте-на-Майне принесли ей славу первого в мире «космического архитектора». Выдающийся мастер своего дела Галина Андреевна и сегодня остается обаятельной женщиной, без малейшего налета «великости».

Кто из нас, рисуя в своем воображении полные героики и романтизма картины, не мечтал в юношестве пуститься в опасные космические приключения, прочувствовать на себе всю прелесть полета, высадиться на Луну или какую-нибудь неизведанную планету?! Галина Андреевна не мечтала. Она была настолько увлечена своей профессией, настолько глубоко погружена в нее, что даже космонавтика, так обожаемая и так пропагандируемая в советскую эпоху, не смогла затмить собой эту ее необычайную любовь к архитектуре — «архитектуре невесомости».

Ю. В. Божьева

Галина Петровна Скробова-Кошкина. Авиатриса

Она летала даже во сне. Грезила только о том, чтобы подняться к облакам… Если смело идти за крылатой мечтой, то она обязательно сбудется. Галина Скробова-Кошкина — вертолетчица, полковник. Единственная женщина-летчик, окончившая Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина и адъюнктуру. В Военно-воздушных силах Министерства обороны РФ прослужила более 20 лет и около 10 лет — в авиации МВД России и Росгвардии в должности старшего инспектора-летчика отдела безопасности полетов. Она второй пилот вертолета Ми-24В Международного женского перелета в Америку по маршруту Москва-Майами, приуроченного к 500-летню открытия Америки и 50-летию ленд-лиза. А еще Галина Петровна — вице-президент Союза женщин летных специальностей «Авиатриса» и автор патриотических песен.

2 мая 1962 года в небольшой деревне Беркутово Республики Башкортостан появилась на свет девочка Галя Кошкина. Никто не мог и предположить, что, повзрослев, она заболеет небом и, несмотря на множество препятствий, воплотит в жизнь свою крылатую мечту.

В семье, где кроме Галины подрастали еще четверо детей, она была самой старшей и, как водится, самой ответственной и целеустремленной. Однажды ей довелось прочитать книгу «Жизнь — вечный взлет» подполковника Т. Б. Кожевниковой и М. Л. Попович. История о знаменитой летчице Марине Попович поразила до глубины души. Шутка ли? Женщина — военный летчик-испытатель, установившая 102 мировых рекорда. С той поры мысль о покорении высоты прочно поселилась в девичьих мечтах. В школьном сочинении девочка так и написала: «Хочу быть летчицей».

В то время девушек в военные училища не принимали, но Галина твердо решила добиваться поставленной цели. Характер такой — кремень. После окончания школы, обдумав все хорошенько, она решила поступать в Уфимский авиационный институт и выбрала факультет и специальность «Авиационные двигатели». Хотелось понять, как работает «сердце» крылатой машины. А затем добиваться учебы на военной кафедре.

Одновременно Галя обратилась в Уфимский авиаспортклуб ДОСААФ, мечтая научиться управлять самолетом. Препятствия, которые таила дорога к облакам, были гораздо серьезнее. Во-первых, в аэроклубе было только два отделения: вертолетное и парашютное. Во-вторых, надо было иметь за плечами 18 лет от ролу. А в-третьих, 159 сантиметров Галины не вписывались в жесткий ценз авиации — рост от 163 до 185 сантиметров…

В 1981 году, совмещая работу уборщицей в агентстве «Аэрофлот», учебу в институте и занятия в авиаклубе, девушка не оставляла мысли найти своего кумира — Марину Попович. Накопив немного денег, она отправилась в Москву… Марина Лаврентьевна поразила своей красотой и неожиданной для «звезды» легкостью в общении. Они не могли наговориться. Как будто знали друг друга всю жизнь. Ее мечта начинала сбываться. С Мариной Попович они с тех пор поддерживали постоянную связь. Марина Лаврентьевна была свидетельницей у Галины на свадьбе и венчала ее в храме Христа Спасителя.

Это счастье — с небом породниться

В 1982 году Галина Кошкина вновь поехала в Москву — добиваться учебы на военной кафедре. Записалась на прием к заместителю начальника Главного политического управления генерал-лейтенанту Уткину — как к депутату от города Уфы. Борис Павлович внимательно выслушал настойчивую студентку и дал добро обучаться на военной кафедре Уфимского авиационного института.

Свершения не заставили себя ждать. 12 сентября 1985 года Галина Кошкина приняла присягу и в 1986-м окончила Уфимский авиационный институт по специальности «Авиационные двигатели» с присвоением квалификации инженера-механика.

А небо манило все сильнее. Галина знала, что в Волчанском авиационном училище летчиков ДОСААФ объявили спецнабор. Стали принимать в качестве исключения девушек. Без колебаний Галина поехала в Волчанск подавать документы. Ирония судьбы — ей отказали. Причина — высшее образование, звание лейтенанта запаса и возраст. К тому времени девушке было уже 24 года. Тогда она просто пошла к начальнику училища генерал-майору Крутилину и, выложив перед ним на стол свой институтский диплом инженера, твердо сказала: «Дайте возможность работать техником вертолета». Генерал удивился и возразил: «Согласно вашему образованию — вам положено работать инженером?!» И услышал в ответ: «Я все равно в это училище поступлю. Мне необходимо знать матчасть».

Год работы техником вертолета показался Галине вечностью. Работа, конечно, нравилась. Но девчонки из спецнабора уже летали вовсю, а она… обслужит крылатую машину, заправит ее топливом, выпустит в полет, а сама стоит и ревет, пока черная точка вертолета не скроется из вида. Она летала даже во сне. Грезила только о том, чтобы снова подняться к облакам… Работая техником вертолета, добилась через Киевский военный округ трехмесячных офицерских сборов при Богодуховском учебном авиационном центре ДОСААФ. Затем окончила Запорожское АУЛ ДОСААФ СССР с красным дипломом за два года.

Осень 1989 года. Уфимское авиационное училище летчиков гудит, словно растревоженный улей. Весть о том, что в строго мужской вотчине появился старший лейтенант с косой, который собирается преподавать им аэродинамику и динамику полета, практическую аэродинамику вертолета, взбудоражила весь коллектив. Старшин лейтенант обладала немалыми талантами. Каким-то внутренним чутьем она находила индивидуальный подход к каждому курсанту. С первого взгляда могла определить, кто рвется в полет, горит мечтой покорить небо. Слабых она подтягивала, сильным давала стимул к самосовершенствованию. Полностью выкладывалась, отдавая себя любимой работе.

1990-й. Освоение управления Ми-8. С первого взгляда незнакомый вертолет поражал своими размерами, казался тяжелым и неповоротливым. Хотелось почувствовать эту громадину в полете, слиться с ней в одно целое, как с «кашкой» или любимцем-упрямцем Ми-2. Галя все просила инструктора отключить автопилот. Хотелось взять верх, приобрести хозяйскую власть и ощутить радость обладания «восьмеркой». Потом ничего, привыкла. Мастерски стала летать. А всего она освоила несколько типов винтокрылых машин — вертолеты Ка-26, Ми-2. Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Mи-24B, As-355N.

Москва-Майами — исторический полет

1 сентября 1992 года на московском аэродроме Тушино царило необычное оживление. Провожаемые огромным количеством зрителей, в воздух поднимались два вертолета Ми-24 и Ми-8 — борт сопровождения. Огромный интерес к двум машинам, взявшим курс на восток, объяснялся не совсем обычным составом экипажа Ми-24В. Командир экипажа — летчик-испытатель 1-го класса Галина Расторгуева, второй пилот — слушатель ВВА имени Ю. А. Гагарина, старший лейтенант армейской авиации Галина Кошкина, штурман 1-го класса гражданской авиации — Людмила Полянская. На борту был только один представитель сильного пола — бортинженер Игорь Гайворонский. Перелет, посвященный 500-летнему юбилею открытия Америки и 30-летию ленд-лиза, должен был проходить через всю территорию России, Берингов пролив, Аляску, Канаду. Пункт назначения — полуостров Майами, штат Флорида, США, где должны были состояться торжества. Миссия мира, выполняемая нашими летчицами, наглядно подтверждалась красочной эмблемой на борту вертолета — женские ладони, соединяющие воедино две половинки земного шара. Впрочем, задачи этим не ограничивались. Экипажам вертолетов предстояло выяснить, как будут вести себя боевые вертолеты российского производства в различных климатических условиях при выполнении длительного перелета. А критических ситуаций в полете продолжительностью 125 часов было много. Несколько раз они могли просто разбиться.

На выбор жизненного пути вице-президента Союза женщин летных специальностей «Авиатриса», полковника, вертолетчицы Галины Скробовой-Кошкиной повлияли несколько великих женщин.

Ее кумир — Марина Попович, летчик-испытатель 1-го класса, полковник-инженер, кандидат технических наук, освоившая более 40 типов самолетов и вертолетов. Галина помнит, как в 1982 году, отрапортовав о своих достижениях и самостоятельном вылете на вертолете Ка-26, получила от Марины Лаврентьевны телеграмму следующего содержания: «Дорогая девочка, горжусь Вашими успехами. Надеюсь, продолжите штурмовать небо и достигнете больших высот, свершений… Обнимаю. Марина Попович». Как же окрылили эти слова любимой летчицы девочку из далекой башкирской деревни! И слова оказались пророческими…

Именно Марина Попович познакомила выпускницу авиационного института Галину Кошкину в середине 80-х годов с командиром экипажа вертолета Ми-24В Международного женского перелета по маршруту Москва-Майами летчиком-испытателем 1-го класса Галиной Расторгуевой, на счету которой было восемь мировых рекордов по скорости полета и скороподъемности на вертолете Ми-24А. Этот перелет был организован и совершен благодаря Валентине Степановне Гризодубовой — легендарной советской и военной летчице, вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой совершившей беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Гризодубова была главным консультантом этого перелета. Галине также посчастливилось общаться с другой легендарной летчицей — Галиной Павловной Брок-Бельцовой, почетным вице-президентом Союза «Авиатриса». Когда Галину Кошкину приняли в 1997 году в Союз женщин летных специальностей «Авиатриса», появилась возможность встречаться на форумах, конференциях со многими женщинами удивительной судьбы — летчицами, штурманами, техниками.

Галина Петровна бесконечно благодарна своей судьбе за встречу с легендарными летчицами, жизнь которых стала для нее примером во всем и путеводной звездой в профессии. Авиатрисы, ветераны Великой Отечественной войны, встречаясь с молодежью, стараются помочь им найти себя в жизни, учат любить Родину. Молодое поколение должно помнить о тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо над головой и будущее страны, подарил им возможность учиться, любить, мечтать. Просто жить.

Л. Д. Кажаева

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я