Имя Твоё… Женщина Подмосковья

Ю. Божьева, 2021

Подмосковье подарило миру много выдающихся женских имен: спортсменка, воспитывающая будущих олимпийских чемпионов, деловая женщина, активно участвующая в социальной жизни своего региона, боевой летчик, молодая активистка, пожарный, актриса, сельский почтальон… Замечательные героини создают и обустраивают мир вокруг себя в гармонии и красоте. Решительные, яркие, талантливые – с каждый днем они доказывают себе и окружающим, что даже самая смелая мечта может стать реальностью, если всем сердцем этого пожелать. Каждая из них прошла удивительный путь, полный испытаний и больших побед. Их истории восхищают и вдохновляют, становясь примером для будущих поколений. Перед вами книга, рассказывающая о женщинах: сильных, мудрых, решительных. Имя им – женщины Подмосковья!

Оглавление

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!

Екатерина Романовна Дашкова. На благо просвещения России

Улицы в честь ее нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. А в подмосковном Серпухове — есть. Улица Екатерины Дашковой. Почему? Дело в том, что в 30 километрах от Серпухова находится усадьба Троицкое — родовое имение Екатерины Романовны Дашковой. Сподвижницы великой российской императрицы, главы двух академий, одной из самых замечательных женщин XVIII века.

Екатерина Романовна Дашкова родилась в Санкт-Петербурге в 1743 году. Дочь графа Воронцова, крестница императрицы Елизаветы и будущего Петра III — она с детства была окружена влиятельными людьми, начальное образование, включавшее языка, танцы, рисование, изучение изысканных манер, считалось по тем временам превосходным для девицы. Но сама Дашкова полагала, что оно не принесло пользы ее уму и сердцу. Ей была присуща редкая для женщин той эпохи черта — неуемная жажда знаний. В 14 лет она увлеклась чтением серьезной литературы, произведениями философов-просветителей.

«Никогда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаждения, чем эти книги; все мои карманные деньги уходили на покупку книг», — вспоминала она в своих знаменитых «Записках».

К 15 годам у нее была собственная библиотека из 900 томов. В шестнадцатилетнем возрасте девица Воронцова стала княгиней Дашковой — женой одного из самых красивых придворных кавалеров. А в 18 — «политической заговорщицей», помощницей будущей Екатерины Второй в ее восшествии на российский престол. Впрочем, отношения этих двух сильных женщин были, в зависимости от ситуации, то дружескими, то напряженными.

После переворота Дашкову неожиданно удаляют от двора. Почти сразу же после этого новый удар — умирает муж. Она подаст прошение об отъезде за границу. По официальной версии — чтобы поправить здоровье детей. Но существовала и еще одна причина. Ей нужны были новые знания и впечатления.

В течение трех лет Екатерина Дашкова посетила Англию, Францию, Швейцарию, Пруссию. В этом путешествии ее интересуют все стороны жизни европейских государств — от политики и науки до организации мануфактурного производства, особенностей фортификационных сооружений и искусства. Дашкова знакомится с Вольтером и подолгу беседует с Дидро.

Вернувшись в Россию, Дашкова поселяется вдали от двора, в своем имении Троицком, периодически наезжая в Москву. Она по-прежнему много читает. Участвует в основании Вольного российского собрания — научного общества при Московском университете, публикуется в его официальном издании.

Спустя какое-то время она вновь уезжает за границу ради воспитания своего единственного сына, окончившего курс в Эдинбургском университете. Дашкова снова посещает европейские страны, где изучает памятники архитектуры, художественные галереи и библиотеки. Разбирается в особенностях государственного устройства, собирает редкие растения для гербария, приобретает коллекцию окаменелостей и образцы мрамора.

Первая среди академики

После восьмилетнего пребывания за границей княгиня возвращается в российскую столицу. Неожиданно императрица назначает ее на пост директора Петербургской академии наук.

Еще нигде в мире главное научное учреждение страны не возглавляла женщина. Все свои силы Екатерина Дашкова направляет на создание условий для развития исследовательской мысли в России. В качестве главы Академии сразу же ставит вопрос об освобождении ученых от бюрократической опеки и сосредотачивается на хозяйственной, научно-просветительной и издательской работе.

За годы своего руководства Екатерина Романовна привела в порядок финансовые дела Академии, увеличила содержание всем профессорам, расширила библиотечный и коллекционный фонды, улучшила техническое оснащение типографии. По ее инициативе составлялись карты российских губерний и организовывались многочисленные экспедиции.

Кроме всего прочего, она организует общедоступные курсы по основным отраслям наук. «Я часто присутствовала при лекциях и с удовольствием видела, что ими пользовались для пополнения своего образования дети бедных русских дворян и молодые гвардии унтер-офицеры», — вспоминала Дашкова.

Она становится инициатором создания и президентом еще одного учреждения — Российской академии, центра гуманитарных наук. Княгиня занимается изданием первого толкового словаря русского языка, непосредственно участвуя в его составлении. Более 10 лет Екатерина Дашкова руководит Академией и добивается потрясающих результатов. Но очередная интрига против нее оборачивается охлаждением со стороны императрицы, что вынуждает Екатерину Романовну уйти в отставку.

Доктор, кузнец и законник

Последние годы жизни Дашкова провела в Троицком. Это было ее любимое имение. Неутомимая и деятельная натура, рожденная быть, по свидетельству современников, министром или полководцем, она как будто пыталась воплотить здесь, в своем маленьком государстве, давние мечты о просвещенной монархии.

Вот что писала ирландская гостья Дашковой Кэтрин Уильмот: «Я не только не видывала никогда такого существа, но и не слыхивала о таком. Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника, если он не так молится… Она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник…»

Троицкое, в которое было вложено столько сил и души, княгиня не без гордости считала одним из лучших мест — как в России, так и за границей.

«Мне в особенности приятно и утешительно было жить в нем. — писала Екатерина Дашкова о Троицком, — потому что крестьяне мои были счастливы и богаты. Население за сорок лет моего управления им возросло с 840 до 1550 душ. Число женщин увеличилось еще больше, так как ни одна из них не хотела выходить замуж вне моих владений».

Екатерина Романовна Дашкова была уникальным и принципиально новым для России XVIII века явлением. Она стала первой женщиной, сумевшей ярко и зримо проявить себя как масштабная личность в деле просвещения на благо своего родного отечества.

В. Л. Тарасова

Ольга Альбертовна Шкунова. Учитель по призванию

Первое впечатление, как правило, обманчиво. Вот так и с Ольгой Альбертовной Шкуновой. Она — Заслуженный учитель Российской Федерации, преподает историю и обществознание в гимназии № 2 городского округа Чехов. Однако, впервые общаясь с ней по телефону, не подумаешь, что у обладательницы звонкого, задорного голоса твердый характер, стальная сила волн и невообразимая целеустремленность. И только когда встречаешься с этой удивительной женщиной, понимаешь: она по праву достойна тех званий и наград, которые имеет.

Чеховский район. Деревня Скурыгино. Именно здесь, в маленькой школе для девочек с девиантным поведением, всю жизнь проработали родители Ольги.

— Моя профессия была предопределена, — смеется Ольга Альбертовна. — Я родилась в семье педагогов в День учителя. А специальность выбрала благодаря моей учительнице истории Полине Сергеевне Финиковой.

По словам Ольги Шкуновой, она всегда была активной и самостоятельной.

— Когда мне исполнилось четыре года, надоело сидеть с няней, и я пошла записываться в детский сад. А в семь лет решила заниматься музыкой, договорилась с учительницей и поставила родителей перед фактом: необходимо купить пианино. Мама с папой взяли кредит, и мое обучение музыке состоялось.

С такой активной жизненной позицией Ольга всегда была лидером — и в школе, и в институте. Окончив школу практически на «отлично», она поступила в МГПИ имени Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). Неиссякаемая энергия заряжала окружающих, и девушка всегда находилась в центре внимания и событий. Но подарком судьбы Шкунова называет возможность учиться у светил исторической науки.

От Камчатки до Чехова

Это случилось в Житомире. Красивая, уверенная в себе студентка четвертого курса пединститута приехала к родственникам на летние каникулы. Чтобы столичная мадемуазель не скучала, тетя, которая работала в офицерском общежитии, «приставила» к племяннице молодых лейтенантов. И с первых же дней общения Ольга выделила одного на них.

— Это было удивительное для меня явление из девятнадцатого века, — признается Ольга Альбертовна. — Рядом находился российский офицер с абсолютными понятиями о чести и достоинстве!

…Через полгода молодые поженились, вскоре у пары родился сын Алексей, а через некоторое время началась жизнь «кочевая». Первым пунктом назначения стала Камчатка, где у Ольги и Юрия родилась дочка Анна.

— Могу сказать, что эти три года — одни из самых счастливых лет нашей жизни, — улыбается заслуженный педагог. — На Камчатке все другое: люди, отношения, атмосфера. Там так: вам сделали доброе дело, вы сделайте кому-то.

Из гостеприимного северного края супруги переехали во Львов. Десять лет семья русского офицера жила в одном из крупных городов Украины. А в 94-м Шкуновы вернулись в Подмосковье. Вернулись с осадком обиды, досады, боли…

— Начался развал Советского Союза, и мой любимый Львов «указал на выход», — вспоминает Ольга Шкунова. — Моих детей, которые учились в русской школе, начали всячески принижать. Но я говорила: ничего страшного, мы свободно говорим на украинском языке, живем в европейском городе… Но у мужа на службе начались проблемы… Решили уехать в Чехов к родителям.

Учитель — ученик: Нет, партнеры!

1 сентября 1994 года у учителя истории Ольги Альбертовны Шкуновой начался новый этап в жизни — она пришла работать в чеховскую школу № 2 (нынче учебное заведение имеет статус гимназии). Буквально через пару лет ее назначили заместителем директора сначала по воспитательной, а затем по научно-методической работе. Правда, от возможности нести детям доброе, светлое, вечное Шкунова отказываться не стала.

Работая завучем, она все равно преподавала. Занималась внедрением инноваций. Сначала это была концепция «Наша новая школа», потом приоритетный нацпроект «Образование», в рамках которого придумали лекционно-семинарско-зачетную систему и стали инновационной площадкой в области. Приходилось учить не только детей, но и учителей, убеждать их в необходимости внедрения технологий, использования техники. Однако Шкунова решила отказаться от административной работы.

— Я по собственному желанию ушла с должности завуча и уже пятый год «кайфую» в роли простого российского учителя. За столько лет накоплены наработки, методики, знания, я могу экспериментировать с формой подачи материала.

С учениками можно (и нужно) выстраивать партнерские отношения, заниматься сотворчеством, уверена Ольга Альбертовна. Ученики для нее как педагоги, дающие новые знания. И об этом заслуженный учитель России (звание Ольга Шкунова получила в 2007 году) говорит не стесняясь, не боясь уронить авторитет и репутацию.

Но как выстраивать эти самые партнерские отношения? Как с первых минут расположить детей к себе? В какой-то момент ребята начнут «испытательную» операцию — не один учитель «сломался» от кнопок на стуле и лягушек в ящике стола. У Шкуновой свой секрет педагогического счастья.

— Есть такой прием — упреждение удара, — делится опытом Ольга Альбертовна. — Поэтому, когда ко мне приходят дети первый раз на урок, я объявляю свои правила. Вот основные: не опаздывать; иметь собственное мнение и уметь его аргументировать; уважать мнение товарищей; не врать; «хвосты» закрывать и назначенный мной день. Ну а если не пришел на пересдачу — я уважаю твой выбор. Значит, ты преуспел в другом, более важном для тебя деле. А дальше еще интереснее. Я им говорю: а теперь ваши правила. И все. Тишина. И начинаем работать.

Педагог года

Грамоты, благодарности, дипломы — всего этого у педагога Шкуновой более чем достаточно. В 2003 году Ольга Альбертовна получила звание Учитель года Подмосковья, а позже была удостоена звания Почетный работник общего образования Российской Федерации.

— В нашем городе, — говорит Шкунова, — проходил один из этапов конкурса «Педагог года». И ребята мои сказали: у нас интересная программа обучения, инновации. Вам, Ольга Альбертовна, надо участвовать.

Получилось удачно. Мало того, что Шкунова первое место заняла в районе, так еще вошла в пятерку сильнейших учителей ПОДМОСКОВЬЯ. А когда встречаются креативные и творческие профессионалы своего дела — жди новшества. При содействии министра образования Московской области Лидии Антоновой был создан клуб «Педагог года Подмосковья».

— В клубе собрались единомышленники, — рассказывает Ольга Альбертовна. — И мы начали колесить по городам Подмосковья с семинарами, мастер-классами. Потом поехали по России. Мы работаем интерактивно, с пояснениями, комментариями. И тогда сидящие в зале становятся нашими единомышленниками.

Сегодня Ольга Альбертовна Шкунова — счастливая жена, мама, бабушка. Пятеро внуков и внучка — гордость, сын и дочь — незаменимые помощники, муж всегда был (и остается) компаньоном, другом, единомышленником.

— С высоты прожитых лет и опыта на многие вещи стала смотреть иначе, — признается Ольга Альбертовна. — Сейчас сожалею, что, возможно, излишне к детям была строга. Муж, военный летчик, полковник авиации, был гораздо мягче. Сын и дочь учились в школе, где я преподавала. И они четко усвоили: мама заканчивается на первой ступеньке порога школы. В этой семье привыкли уважать выбор и мнение каждого. Главное, считают Шкуновы, в детях заложен фундамент честности, трудолюбия, порядочности.

А. В. Даньшина

Мария Евгеньевна Ахапкина. Формула успеха

Когда педагог обладает большим творческим потенциалом, нестандартным мышлением, неистощимой фантазией и способностью легко вовлечь в процесс обучения — он, бесспорно, талантлив. На уроки учителя английского языка гимназии «Пушино», победителя Всероссийского конкурса «Учитель года», режиссера театральной студии Марии Евгеньевны Ахапкиной дети идут с удовольствием и никогда не скучают. Для нее важно раскрыть ребенка, чтобы он не воспринимал учебу как тяжкую повинность. В этом детям помогают и занятия в театральном студии, где стихи на английском запоминаются быстро, а заучивать текст — увлекательно. Сейчас она не представляет себя в другой профессии, а когда-то мечтала стать актрисой…

«Могла ли я думать, что стану учителем?» — вспоминает начало своего пути наша героиня. Она видела себя на сцене, занималась в театральной студии. И все же Маша решила поступить в педагогический колледж в Серпухове. Неожиданно английский язык и педагогические дисциплины увлекли ее. Однако же и мечта не отпускала. Девушка все же решила сдавать экзамены в Школе-студии MX AT, но прошла только два тура. Тем не менее жизнерадостный характер не позволил ей отчаиваться. «Мне очень хотелось ставить спектакли, воплотить и актерский потенциал. И я решила пойти работать в школу», — рассказывает Мария Евгеньевна.

Она поступила сразу на четвертый курс Московского государственного областного педагогического университета. О работе решила позаботиться заранее: лучшей альтернативы родной гимназии не нашлось. Ну а закончив вуз, сразу взяла классное руководство. Погружение в профессию оказалось стремительным и интересным.

Креатив — хорошо, но опыт важнее!

К такому выводу со временем придет Мария Ахапкина. В работе ей всегда помогали чуткость, собранность, умение понять любого ребенка, найти общий язык.

— Дети были с юмором, но и я тоже, — вспоминает Мария Евгеньевна. — Однако они не проверяли меня на прочность, кнопки не подкладывали. Хотя были забавные моменты: я пришла в школу в 20 лет, все старшеклассники были со мной на «ты». Общались как с ровесницей. Затем мне дали начальную школу, и тема «панибратства» сошла на нет.

Но каким должен быть учитель? Пытаясь выработать линию общения с учениками, молодой педагог «вошла в образ», надев маску серьезности. Однако, поразмышляв, последовала совету своей наставницы: с учениками лучше всего быть настоящей — открытой, веселой, как в обычной жизни, А еще она поняла: учитель — это та профессия, в которой молодой задор важен, но опыт все же в приоритете. Предугадать проблемную ситуацию и предотвратить конфликт — это большое искусство и результат многолетнего труда.

— Однажды пришла идея организовать Английский клуб! Мы занимались но воскресеньям, читали стихи, заучивали небольшие тексты. Со временем организовали мини-театр на английском языке, — вспоминает учительница. По ее словам, детям нравилось репетировать, ставить забавные спектакли.

Сейчас Мария Евгеньевна является вторым режиссером театральной студии, где в школьные годы занималась она сама.

— Нашей студии более 30 лет, и мы давно переросли уровень кружка, — продолжает рассказ Мария Евгеньевна. — Мы никогда не «отбираем» детей, не ставим цель готовить из них актеров. Задача педагогическая: раскрыть способности учеников, дать им уверенность в себе, научить выражать эмоции. Мы однажды придумали такой необычный ход: контрольные работы можно… петь! По биологии это, например, «Гимн насекомым». Таким у нас получился один из выпускных спектаклей.

По традиции выпускники отмечают окончание школы не в ресторане, а в гимназии, где ровно в полночь начинается захватывающий спектакль-мюзикл. Выпускной здесь стал своего рода брендом. К нему тщательно готовятся, его ждут. И это запоминается на всю жизнь.

Учитель года

Поворотным моментом в жизни Марии Ахапкиной стала победа в финале Всероссийского конкурса «Учитель года». Педагог признается: было сложно, не обошлось без волнения. Однако очень поддержали коллеги — и на городском конкурсе, и в ходе подготовки к областному этапу.

— Выступление получилось самобытным, это и понравилось жюри, — вспоминает Мария Евгеньевна. — Вообще, «Учитель года» даст потрясающий рост. Конкурс заставляет шевелиться, много читать, думать, искать. Я до конкурса и после него — это два совершенно разных человека и учителя!

Победить помог и бойцовский характер, считает педагог. Она поняла: нужно верить в то, что ты делаешь! В финале конкурса «Учитель года России» Марию Ахапкину приезжала поддержать министр образования Московской области. Неожиданностью для Марии Евгеньевны стало и то, что ее место во время одной из торжественных встреч оказалось рядом с президентом России!

— По традиции все те, кто вошли в число лучших педагогов, сдут на встречу с президентом. Но каково же было мое удивление, когда меня посадили рядом с ним! — не без волнения вспоминает Мария Евгеньевна.

Недавно Марии Ахапкнной было присвоено звание Заслуженного работника образования Московской области. Награду вручал губернатор Подмосковья. Работать над собой, продолжать расти и совершенствоваться в профессии, получая новые знания, — такова формула успеха нашей героини.

О. П. Москаленко

Наталья Петровна Архарова. Литература — это повод задуматься о жизни!

Профессия учителя — созидательная, исследовательская, а если это педагог-словесник, то еще и творческая. Работа с текстом нередко раскрывает новый смысл, и вот уже совсем иначе воспринимается литературный герой, его характер. Но важно, чтобы мышление ребят не было шаблонным, чтобы они не воспринимали классику как нечто скучное, несовременное. Вести уроки интересно, прививая хороший литературный вкус и развивая в детях талант, могут только увлеченные люди. Наталья Архарова — одна из них.

В Наро-Фоминске, в школе № 3 с углубленным изучением отдельных предметов, Наталья Петровна работает с 2005 года. В Подмосковье переехала из Луганской области, имея за плечами внушительный стаж педагогической работы: в профессии со студенческой скамьи.

— Я учитель «от противного». — улыбается она. — У меня литература не была любимым предметом в школе. Глядя на портреты классиков, думала: сами не идеальные, а учат жизни других. Но таково восприятие подростка. Со временем поняла: у Толстого. Достоевского, Тургенева, других авторов мы находим рецепты преодоления. Классическая литература не идеализирует человека, а показывает его со всеми недостатками, которых не лишены и положительные герои.

Наталья Петровна необычный учитель: она не боится экспериментировать. Несмотря на то что современные учителя излишне загружены различными отчетами, Архарова успевает найти время для творчества. К примеру, в прошлом году она завершила двухгодичный образовательный проект «Спектакль как урок, урок как спектакль». В рамках этого проекта проводились открытые уроки для учащихся школ района: истинные ценители литературы непременно приходили.

Уроки превращались в настоящие спектакли — участвовал школьный поэтический театр «Элегия», в котором Архарова много лет ведет занятия. Театр помогает раскрыть таланты детей: кто-то впоследствии выбрал творческие профессии, став журналистом, актером, художником. А некоторые избрали стезю педагога, вдохновленные примером любимой учительницы. Кстати, старшая дочь Архаровой тоже стала учителем, она преподает в начальных классах одной из школ Серпухова.

— Любого человека вдохновляет успех, — говорит Наталья Петровна. — Кто-то боялся подняться на сцену, но стоило только попробовать — и получилось! Это система маленьких побед, и самая важная из них — победа над собой. — На это Архарова мотивирует своих учеников.

Два призвания — педагогика и поэзия

Суметь шагнуть вперед и победить себя — таким правилом руководствуется не только Наталья Петровна, но и ее воспитанники. «Иначе не сможешь исполнить свою мечту и обрести вкус жизни. Нужно научиться радоваться, двигаясь от маленьких побед к большим достижениям», — считает педагог.

Примечательно, что все спектакли театра — авторские. За год в театре успевают подготовить полноформатную постановку. Однако есть и поэтические миниатюры. Все они связаны с программой по литературе. Такие задания ребята выполняют с полной отдачей. Коллектив «Элегии» давно заинтересовал учителей других городов, он получает немало приглашений и объездил практически все Подмосковье.

— В моем увлечении театром соединились главные мои пристрастия — педагогика и поэзия, — продолжает рассказ Наталья Петровна. — И в дополнение к этому — видеомонтаж. Все делаю с большим удовольствием и вдохновением! Знаете, я мечтаю о таксистах, которые разбираются в творчестве Бродского, и парикмахерах, которые читают Ахматову. Хочу, чтобы в их жизни было место искусству и хореографии.

Чтобы такая мечта исполнилась, нужно как можно раньше приобщать детей к чтению. Литература не должна вызывать отторжение, уверена учительница. Важно уметь заинтересовать, привить хороший вкус. Ну а в будущем уже сами дети смогут оценить то, на каком уровне педагоги дали им знания.

Прочитать классику современным языком — искусство

Важным элементом урока Архарова считает воспитательную часть. Нельзя просто прочитать произведение. Детей необходимо учить мыслить, помочь обрести навыки критического мышления.

— На уроках я продолжаю говорить о вечных истинах: о любви, дружбе, совести, достоинстве. У меня такая специфика предмета, и я ее выстрадала, не отказалась от самого важного. Для меня каждый урок значим по своей сути. Никогда бы не смогла заученными фразами пересказать материал, равнодушно провести урок и поставить оценки. Мы со старшеклассниками говорим о том, что литература прошлого — основа всего. Классика не стареет, она всегда современна. Посмотрите, насколько созвучны нашему времени проблемы, затронутые Гоголем и Салтыковым-Щедриным! Этой литературе сейчас место в школе: она о нас и для нас.

Прочитать классику современным языком — большое искусство. А литература — это повод задуматься о жизни, уверена педагог. И это, безусловно, так. Литература учит многому, влияет на личность, формирует ее. Отметим, что Наталья Петровна Архарова вошла в «Топ-100 лучших учителей России», лауреат областного конкурса «Педагог года Подмосковья — 2008», участница чемпионата региональных учительских клубов — 2016, победитель первого чемпионата учительских команд «Черук 2016» в составе команды Московской области.

О. П. Москаленко

Екатерина Александровна Целигорова. Вера в себя и высшие силы

В жизни Екатерины Александровны много интересных перипетий и неожиданных поворотов, так же как в написанных ею книгах. Иногда она могла полностью погрузиться в творчество для души, а потом просто зарабатывать. Сейчас, как ей кажется, она нашла некую золотую середину, работу, в которой соединился весь ее предыдущий опыт. Сегодня Екатерина Александровна — руководитель отдела по связям с общественностью филиала «Лыткарино» Государственного университета «Дубна».

Родилась Екатерина Целигорова во Владивостоке, а с 2002 года живет в подмосковном Лыткарине. В детстве были мечты о самых разных профессиях.

— Даже клоуном в цирке хотела стать, — улыбается она, — и у меня получалось, все вокруг смеялись! После школы Екатерина поступила в Кубанский государственный университет на специальность «Социология». Параллельно с учебой еще и работала, окончив курсы косметологов-визажистов и открыв свое небольшое дело. Практически в день окончания университета Екатерина устроилась работать на телевидение специалистом в области массовых коммуникаций и связей с общественностью. Это было в 1998 году.

Затем ее жизнь, как это нередко бывает, разделилась на две части — «для заработка» и «для души». Коммерческая история заключалась в том, что Екатерина работала в крупном московском продюсерском центре. Здесь создавались детские шоу-программы на основе популярных мультфильмов, а Екатерина писала для этих программ сценарии. Представления с успехом показывались по всей стране и даже за ее пределами — в Западной Европе, Канаде.

Творческая, ничем не связанная с коммерцией стезя в ее жизни тоже была. Результатом стал цикл детских сказок, рассказов-аллегорий, произведений в жанре «русское фэнтези» и сатирических сказов для взрослых. В августе 2010 года издательство «Специальная литература» выпустило в свет первое издание книги Екатерины Целигоровой «Призраки города В.». В основе сюжета сказки-легенды о городе-крепости Выборг.

— Невозможно все время работать только нал коммерческими проектами, — говорит Екатерина Целигорова. — Знаете, я верю в высшие силы и в то, что они могут и наказать человека за то, что он тратит свой талант только на что-то такое, за что можно получить вознаграждение. В случае с моими книгами это было просто творчество, желание себя реализовыватъ. Я никак на этом не зарабатывала, просто публиковалась на различных литературных порталах. Благодаря книге о Выборге вошла в Союз литераторов Санкт-Петербурга.

Раствориться в учениках

Так продолжалось несколько лет: Екатерина занималась творчеством параллельно с исполнением коммерческих заказов и проектов. Но потом что-то изменилось.

— Общий кризис наложился на личную драму, и я решила, что должна полностью сменить сферу деятельности. В настоящее время считаю себя педагогом. По той простои причине, что работаю в системе образования.

Сегодня среди ее задач — продвижение учебного заведения, популяризация технических массовых рабочих профессий. Но без творчества, конечно, и здесь не обходится. Екатерина Целигорова является разработчиком педагогического эксперимента «Прикладной образовательный проект «Студенческая медиа-группа «Онъ-ЮНИОР».

— «Онъ-ЮНИОР» — это проект, который создавался для поддержания репутации нашего учебного заведения в информационных и общественных кругах, — рассказывает Екатерина Александровна. — Но в итоге он вырос в нечто большее. То есть стал именно таким творческим проектом, с помощью которого ребята могут найти свое призвание в медиасфере, место работы, а также имеют возможность создавать собственные интересные проекты, участвовать в конкурсах.

К слову, призовых мест и побед на различных форумах и фестивалях уже немало. А недавно удалось заключить соглашение о социальном партнерстве с Ассоциацией коммуникативных агентств России. Благодаря ему есть возможность организовывать оплачиваемые практики для учащихся, которые занимаются в студии «Онъ-ЮНИОР».

— Теперь у моих ребят, которые пока еще только студенты, есть все возможности во время практики показать себя с лучшей стороны потенциальным работодателям и в дальнейшем трудоустроиться.

Сама Екатерина продолжает писать и сценарии, например для документальных фильмов. Один из них стал лауреатом губернаторской премии «Наше Подмосковье». Но сейчас такое «чистое» творчество для нее уже не главное.

По словам Екатерины Целигоровой, сейчас для нее самое главное — это работа со своими учениками:

— Передаю им опыт, знания. Учу их писать, снимать, помогаю им создавать собственные проекты, реализовываться, трудоустраиваться. Может, кому-то покажется высокопарным, но это — мое человеческое, гражданское призвание. Это то, в чем я растворилась. И в данный момент моей жизни хочу заниматься именно этим.

Л. В. Сокольский

Антонина Викторовна Юдина. В числе ста лучших в России

Если человеку нравится дело, которым он занимается, — это видно сразу. «Мне моя работа не просто нравится — я ее очень люблю!» — говорит Антонина Викторовна Юдина, руководитель самого крупного образовательного учреждения Московской области — Колледжа «Подмосковье». В его состав в числе других образовательных учреждений вошел и родной для нее профессиональный лицей № 73. В семи корпусах колледжа, расположенных в трех городских округах Московской области — Клину, Солнечногорске и Лобне, — под ее руководством трудится 460 сотрудников и обучается 3300 студентов.

Вопреки распространенному «порядку», когда в ПТУ шли в основном те, кого не хотели брать в девятый класс из-за плохой успеваемости, в 73-е профессионально-техническое училище в Солнечногорске Антонина пришла практически с отличными оценками. Окончила училище, затем институт. Работала в своем же училище — сначала мастером, потом заместителем директора по учебно-воспитательной и учебно-производственной работе, а в 2004 году возглавила свою альма-матер (к тому времени — профессиональный лицей № 73).

— Училась я сначала на швею-мотористку. Но в педагогику, о чем когда-то мечтала, все же пришла — только путь получился более извилистым. Но я ни о чем не жалею и очень люблю свою профессию! Я здесь знаю все, работу каждой структуры, — утверждает Антонина Юдина.

В колледже реализуются 44 программы по рабочим профессиям и специальностям. Дважды он становился лауреатом конкурса в номинации «Сто лучших образовательных учреждений НПО России». Под руководством Юдиной Колледж «Подмосковье» получил диплом победителя конкурса «Лучшая профессиональная организация Московской области» в 2016 и 2017 годах. По итогам конкурса WorldSkills Russia 2018 гола колледж «Подмосковье» вошел в топ-100 лучших образовательных учреждений России. И это не полный перечень наград, званий, регалий.

— Реорганизация позволила нам объединить материальные и кадровые ресурсы учебных заведений, модернизировать мастерские и лаборатории, расширить для абитуриентов диапазон выбора профессий, — рассказывает Антонина Викторовна.

Все самое лучшее в колледже стараются сохранить и преумножить. Развивают профессии, востребованные работодателями, открывают новые специальности. Заключены соглашения с крупными стратегическими партнерами — Международным аэропортом Шереметьево и «Даймлер-Мерседес», а также более 30 договоров о сотрудничестве с предприятиями и общественными организациями. Колледж является Региональным центром компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг.

— У нас школьники получают диплом о среднем образовании плюс профессию, — подчеркивает Антонина Викторовна. — Ведь многие оканчивают престижные вузы, а работу потом найти не могут… И сожалеют, что не получили сначала рабочую специальность. Но сейчас и родители на профессиональное образование смотрят по-другому, и дети конкретно знают, зачем приходят. Если не получилось поступить в институт, у молодого человека все равно уже есть специальность.

Дверь в колледж всегда открыты!

Антонина Викторовна признается, что любит заходить утром в фойе своего колледжа, что ей приятно, с какой теплотой с ней здороваются ребята. Но человеческие и профессиональные качества директора ценят не только ученики. За успехи в работе Заслуженный работник образования Московской области Антонина Викторовна Юдина награждена грамотами правительства Московской области. Министерства образования Подмосковья, Министерства образования и науки Российской Федерации. Ей присвоено звание «Почетный работник начального профессионального образования РФ». И это далеко не все награды. Так, в 2018 году Антонине Юдиной присвоено звание «Почетный гражданин города Лобня», а в 2019 году губернатором Подмосковья она удостоена Знака «За заслуги перед Московской областью III степени» и стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие руководители РФ».

— Много говорят и пишут, что дети сегодня другие, что они хуже. Это не так, — рассуждает педагог. — То, что с ними сложнее, — это правда. Ребята стали более свободными, и они теперь знают о своих правах, которых, к сожалению, куда больше, чем обязанностей. Но работать с ними интересно. Конечно, есть и сложные дети — много неблагополучных, малообеспеченных, неполных семей.

Директор и педагоги колледжа следят за судьбой своих выпускников, а те с удовольствием приходят в гости.

— Что удивительно: отличник может встретить тебя на улице, пройти мимо и «не заметить», а двоечник-хулиган уже за 200 метров будет кричать: «Здравствуйте, Антонина Викторовна!» Впрочем, поприветствует не только меня — и мастеров, и преподавателей, — улыбается директор. — Дети возвращаются: приходят после армии, делятся радостью, когда поступают в институты, и просто приходят посмотреть, что изменилось, пообщаться с преподавателями. Так что двери у нас всегда открыты! Для всех — и для гостей, и для бывших учеников.

А. В. Сокольский

Наталия Суреновна Яскевич. Небеса начинаются на земле

Сплотить любой коллектив, помочь в трудную минуту, быстро и словно играючи найти выход из самого сложного положения — эти умения у Наталии Суреновны в крови. Не зря же коллеги называют ее, заместителя директора по учебно-воспитательной работе кадетской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского А. И. Покрышкина, «наше всё».

Президентский летный полк (ПЛП) — так в шутку расшифровывают свое название кадеты школы-интерната. А еще «летная семья» — за необычайную сплоченность и взаимовыручку. И, конечно, за объединяющую всех ребят любовь к небу. Ведь сюда приходят именно те мальчишки, которые еще в юности решили связать жизнь с авиацией.

«Подозреваю, что летать нас заставляет то же самое, что гонит моряка в морс… Некоторым никогда не понять — зачем. И мы не умеем объяснить. Если они захотят открыть свое сердце, мы сможем показать, но рассказать — никогда».

Р. Бах. «Дар тому, кто рожден летать»

Что ими движет? Образ, созданный великими авиаторами прошлого? Летчиками-асами, в одиночку вступавшими в бой против восьми или десяти вражеских истребителей, великими путешественниками, совершавшими сложные арктические перелеты, или просто романтиками, мечтающими покорить стихию, эдакими лихими воздушными пиратами и балагурами. Скорее всего, так и есть. Все мальчишки — большие мечтатели. Но не так важно, кто является их кумиром и примером для подражания. Важно — кем они станут сами!

История кадетской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина началась в 2000 году, когда было принято решение о создании в Мои и но этого уникального учебного заведения. Уникально оно тем, что помимо общеобразовательных дисциплин ребята изучают еще и специализированные, а главное — здесь есть летная и парашютная практика. Крепкую базу для дальнейшего поступления в военные летные училища в школе дают опытные педагоги, многие из которых — офицеры ВВС. В подмосковном Серпухове, на аэродроме Дракино ребята проходят летную практику, а до практики — имитация полетов на специальном тренажере.

— Отбор у нас серьезный, — поясняет Наталия Суреновна. — Чтобы поступить к нам, важно не только сдать экзамен по общим предметам, но и пройти по психологическим параметрам. Все ребята, которые поступают и учатся здесь, целеустремленные, готовые к самосовершенствованию.

Два года Наталия Суреновна посвятила изучению авиационной психологии — науки, помогающей выявить способность к успешной летной деятельности, готовность к разного рода происшествиям в воздухе, психическую устойчивость. Многие из тех, кто не попал в школу из-за недобора баллов, приходят на следующий год, так велика их мечта стать летчиками. Да и как не понять этого стремления?! Наталия Суреновна сама неоднократно поднималась в небо с инструктором и знает точно: «Кто хоть раз поднялся в небо — не расстанется с ним никогда!"А ведь ей самой, выпускнице Тираспольского педагогического института, учительнице начальных классов, судьба часто подавала знаки, что ее жизнь непременно должна быть связана с небом, с полетами.

Любовь на всю жизнь

Со своим будущим мужем Наталия Суреновна познакомилась, учась в школе. Как все девчонки и мальчишки, они постоянно ссорились друг с другом, и Наталия Суреновна даже не предполагала, что однажды, пригласив ее к себе на выпуск из военного училища, друг детства неожиданно сделает ей предложение руки и сердца. Так же неожиданно она предложение приняла. И тут начинается история нелегкой, но полной приключений жизни жены летчика-офицера. За мужем Наталия Суреновна отправилась на Дальний Восток. По стечению обстоятельств она была единственной женщиной в воинской части, и, конечно, именно на ее хрупкие плечи упала необходимость заботиться обо всех 19 летчиках эскадрильи: готовить им еду, убираться, поддерживать добрым словом. Эта невольная обязанность никак не отразилась на легком и жизнерадостном характере Наталии Суреновны. На ней сегодня держится и регулирование учебного процесса, и организация праздничных мероприятий, и психологическая помощь кадетам. Кажется, будто ничего невозможного для нее в этом мире нет.

Кстати, летную школу в Монино педагоги, включая Наталию Суреновну, и ребята, поступившие сюда, обустраивали сами почти с нуля. Мыли аудитории, красили парты, убирали казармы, готовили обеды. Наверно, поэтому самые теплые, самые трепетные воспоминания остались именно от первого кадетского набора. Эти ребята, словно первооткрыватели, благодаря неисчерпаемой жажде знаний, стремлению во что бы то ни стало исполнить свои мечты о полетах преодолели все сложности и препятствия, проложили дорогу новым поколениям учеников.

С тех пор прошло почти 20 лет, из стен кадетской школы вышло более 1000 замечательных ребят, многие из которых стали первоклассными пилотами, бортинженерами, освоили различные профессии, так или иначе связанные с авиацией.

Рассказывая о выпускниках школы, нельзя не вспомнить о ее воспитаннике Максиме Моисееве. К сожалению, это трагическая страница в истории учебного заведения. 5 мая 2019 года в аэропорте Шереметьево загорелся пассажирский самолет Superjet 100. Поменявшийся местами со своей коллегой и находившийся в хвостовой части салона, бортпроводник Максим Моисеев погиб, пытаясь помочь пассажирам выбраться из горящего самолета. Его самоотверженность нашла большой отклик в сердцах всех, кто следил за этой ситуацией.

Конечно, его доброта и отзывчивость были заложены прежде всего самой природой. Но развить в себе эти качества, несомненно, помогла летная школа. Именно таких ребят — порядочных, готовых не раздумывая прийти на помощь попавшим в беду людям, настоящих рыцарей без страха и упрека — стараются воспитать в кадетской школе-интернате.

— Мы гордимся своими учениками, — говорит Наталия Суреновна. — Все они будто наши родные дети. Делаем все возможное, чтобы учебный процесс постоянно совершенствовался, чтобы про нашу школу всегда говорили так: здесь готовят настоящих людей! Должна отметить, что этого же хочет руководство Московской области. По распоряжению губернатора выделяются средства на ремонт и новейшее оборудование, а в сентябре 2021 года учебный год начнется во Фрязино. И возможно, в недалеком будущем мы начнем принимать и девочек. Ведь девчонки тоже большие мечтательницы! Кто сказал, что они не умеют летать? В мечтах и в душе еще как умеют! А на практике научим! Этот жизнерадостный настрой и всемерная поддержка — самое важное для воспитанников летной школы. Ведь детские мечты должны сбываться, особенно если они такие же высокие и чистые, как небо над головой!

«В ту ночь я заметил то, чего не замечал никогда раньше. Небо движется, оно течет постоянно, но никогда не истекает. И что бы ни случилось, небо всегда с нами… Оно просто есть».

Р. Бах

Ю. В. Божьева

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я