Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер – один из самых известных в России детских психологов. Ее книги – «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» – помогли сотням родителей. Данная серия, выпущенная в удобном формате, составлена из лучших материалов этих двух книг и призвана помочь родителям осознанно выбирать стиль воспитания и общения с детьми. В этом выпуске: почему самочувствие ребенка важнее школьных достижений? Что делать, чтобы ребенок был успешен? Желание учиться – как его вызвать?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как учиться с интересом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая
Пять главных результатов учения
Главные результаты учения
● Первый, самый очевидный результат учения — это знания, которые ребенок получает, или умения, которые он осваивает.
● Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
● Третий результат — эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
● Четвертый результат — некоторый вывод о себе, своих способностях.
● Наконец, пятый результат — тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.
Запомним: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (Чему выучился? Научился?). Ни в коем случае нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее!
Больше того, значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке — по мере продвижения сверху-вниз. Давайте же рассмотрим их в порядке важности.
Самое важное — взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче.
Самое важное — взаимоотношения с родителем, учителем, атмосфера учебы.
Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки! Лучше подождать, когда ребенок их сам обнаружит и поправит. Если ему будет трудно, можно помочь, да и то, скорее, наводящими вопросами. А частые поправки и критика только омрачат обстановку.
Итак, здесь итог либо положительный (остались довольны друг другом), либо отрицательный (пополнилась копилка взаимных недовольств).
Второй по важности результат — вывод о себе и своих способностях: «я это смог», либо — «увы, это мне не под силу». Это значит, что в копилке самоощущения ребенка прибавится уверенность или неуверенность в своих силах. Понятно, что роль взрослого здесь очень важна: ему стоит подбирать задачи подходящей трудности, быть доброжелательным и терпеливым (наш первый пункт), уметь деликатно помочь, а когда надо — оставить ребенка в покое, давая возможность справляться самому.
Результат: «Это я могу!»,
или
«Увы, это мне не под силу».
Следующий (третий) результат — эмоциональный след от занятий. Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».
Положительные или отрицательные переживания переносятся на изучаемый предмет.
Самый верный путь в тренировке способности
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как учиться с интересом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других