Совершенствование правового регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере международного экономического сотрудничества

Ю. А. Максимов, 2008

Данная монография посвящена рассмотрению юридических и экономических аспектов правового регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в современных условиях интеграции и глобализации с учетом расширения мирохозяйственных связей. Предназначена для специалистов, преподавателей и студентов юридической и экономической специальностей в области международного права. Под научной редакцией канд. экон. наук, доцента Л.Г.Вороны-Сливинской.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Совершенствование правового регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере международного экономического сотрудничества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

2.1. Таможенное регулирование

Важность рационального регламентирования деятельности органов таможенной сферы трудно переоценить ввиду её исключительной значимости в контексте прямого непосредственно влияния не только на внутреннюю экономику государства, но и на экономическую деятельность, направленную на уровень международного сотрудничества.

В Российской Федерации под таможенным регулированием понимается совокупность таможенных операций, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли. Заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности[30].

Единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности и принятия согласованных решений по его синхронному изменению и дополнению включает следующие области: тарифное регулирование внешнеторговой деятельности; нетарифные меры регулирования в торговле с третьими странами; установление торгового режима в отношениях с третьими странами; косвенное налогообложение внешнеторговых операций с третьими странами; валютное регулирование внешнеторговых операций.

Во многих странах доходная часть бюджета серьезно базируется на таможенных сборах. В России, например, они формируют около 40 процентов доходов бюджета.

Общее руководство таможенным делом в стране осуществляет Российская Федерация[31]. Президент РФ имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидировать федеральные органы исполнительной власти, в систему которых входит федеральный таможенный орган, назначать и освобождать от должности его руководителя.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ[32] обеспечивает единство экономического пространства и свобод экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом[33].

В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему[34]. Под единой системой таможенных органов имеется в виду иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему общей системы органов исполнительной власти Российской Федерации.

Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для практической реализации полномочий Российской Федерации в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений[35]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Совершенствование правового регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере международного экономического сотрудничества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

30

См. Таможенный кодекс РФ

31

п. 3 ст. 1 Таможенного кодекса РФ

32

п."б"ч. 1 ст. 114 Таможенного кодекса РФ

33

ст. 14 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ"О Правительстве Российской Федерации"

34

ст. 401 Таможенного кодекса РФ

35

п."ж","л"ст. 72 Конституции РФ

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я